Так можно ли есть идоложертвенное
Можно ли есть идоложертвенное?
Как вести себя христианину, если он оказался в ситуации, когда ему предлагают пищу, ранее посвященное какому-нибудь идолу?
Апостол Павел дает ответ на этот вопрос.
В первом Послании Коринфской церкви в 8 главе есть 2 главные мысли: о знании и о идоложертвенной пище. Эти 2 пункта переплетаются между собой. Апостол Павел учит христиан, как вести себя, если им предложили вкусить идоложертвенное. В его учении мы видим разумное применение благодати и знания. Благодати, потому что Бог поставил нас выше закона и таким образом, иудеи были допущены до общения с язычниками. И знание, как руководство их поведения в определённой ситуации. Так же Апостол Павел вскрыл внутренний пласт человека, его душу, показав, как знание может повлиять на чувства и характер.
Как вывод 8 главы, мы видим: если знание, которое есть в человеке было направлено на соблюдения закона без любви, то оно начинало надмевать в его душен над другими людьми. Такое знание, хотя и казалось благим. но все же оно вело человека ко греху превозношения. Внешне, в их действии, может быть, было всё и правильно, но гордость уводило человека от Бога. Бог противится гордым. Другая причина, как другая сторона той же медали показывает нам, что еще может помешать нам приблизиться к Богу – это равнодушие к жизни ближнего. Для людей, имеющих знание о пище, и подающих соблазн другим, не твёрдо стоящим в вере, невозможно войти в присутствие Господа.
В 10 главе, в 7 стихе, Апостол вновь обращается к этому вопросу:
«Не будьте также идолопоклонниками, как некоторые из них, о которых написано: народ сел есть и пить, и встал играть» [1].
Мы часто допускаем в свою жизнь различные соблазны. Но часто ли мы задумываемся, что невинное общение с нечестивыми на собрании, может совратить наш путь (Пс.1:1).
По какой причине мог человек оказаться на пиру, где ели идоложертвенное? Возможно, по той, что кто-то показал пример, показывая своё знание о том, что идол – ничто, но в то же самое время, не заботясь о том, что он выступал соблазном своему брату или сестре по вере.
Поэтому Апостол Павел и спрашивает далее:
«Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь? [Нет], но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами. Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской» (1Кор.10:19-21) [1].
Картинка взята из общего и свободного доступа в интернет
В общении за идоложертвенной пищей, не истукан может нам навредить, но бесовское учение. Вот от этого ложного знания, автор письма к Коринфянам, пытался нас уберечь. Ведь о чём или о ком на таких пиршествах говорили? По всей вероятности, о сем угодно, но не об Господе. По это причине, Апостол далее даёт нам пояснение и совет:
«Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для [спокойствия] совести; ибо Господня земля, и что наполняет ее. Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для [спокойствия] совести. Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, — то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что наполняет ее» (1Кор.10:25-28) [1].
Есть без исследования, значит не вести при принятии пищи никаких разговоров о идолах. Этот совет полезен по двум причинам: не быть соблазном для других, и чтобы избежать конфликта со своей стороны с владельцем дома. Вполне понятно, что владелец дома, если мы отказываемся от предложенной им пищи в его доме будет оскорблен. В наших словах отказа, он может увидеть явное надмение.
Другое качество знания, о котором говорит Апостол – это знание в любви или продиктованное любовью, можно так же сказать о знании показывающее и ведущее к Любви. Если ранее говорилось о знании, которое могло надмевать, то Божья любовь говорит о том, что Бог так любит людей, что отдаёт Сына Своего нам и вместе с Ним, отдаёт всё то, что наполняет землю.
Само знание о том, что Бог заплатил за наш грех, никак не превозносит нас над другими людьми, но смиряет нас. Бог показывает, что все наши намерения и поступки должны быть продиктованы любовью. Нам полезно отдавать себе отчёт, как наше поведение и образ жизни могут повлиять на других. Например, пить нам вино или нет, а если пить то с кем, и когда, и как часто. Позволительно ли пить с теми, кто равнодушен к этому напитку или же с теми, кто смотрит на это отрицательно, или же с теми, кто был в реабилитационном лагере. Несомненно, наше решение должно исходить из любви к Богу и вести к Нему, а не из того знания, что глоток вина на праздник, никак не может нам навредить.
Апостол Павел говорит, что горе тем, через которых приходит соблазн. Грех может быть не в том, что человек выпил 50 грамм вина раз в год, но в том, что мы могли подтолкнуть человека к дурной привычке. Так же и с идоложертвенной пищей.
Всё принадлежит Богу, все животные и идол не имеет ничего. Но что бы не быть соблазном для других и не дать повода к размышлению о том, что идол значит что-то, Павел советует воздержаться от идоложертвенного. Он заботится в любви о совести немощных братьев и сестёр в Коринфской церкви.
Любовь, вот что было главным для Апостола:
«Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1Кор.13:8) [1].
Знание надмевает, но любовь назидает, то есть учит. Учёба не может быть без знания и практики.
Для продвижения канала ПОДПИШИСЬ и нажми, пожалуйста, на пальчик, что указывает вверх! Не забудьте оставить свой комментарий!
Источник
Что считается идоложертвенной пищей? Считается ли грехом вкушать «кошер»?
Вопрос №1684
Алексей
, Санкт Петербург, Россия
19/11/2004Объясните, пожалуйста, что считается идоложертвенной пищей. Считается ли большим грехом христианину вкушать (если да, то что делать, если всё-таки съел):
1)кашерные продукты;
2)мясо животных и птиц, которых по мусульманскому обычаю зарезали с произнесением молитвы Аллаху (halal);
3)пищу, предложенную Кришне и т. п.
Если да, то выходит что христианин может разделить трапезу только с христианином или с неверующим? И что делать, если оказался среди людей другой веры, например, в исламской стране, или гостишь у родственников исповедующих другую веру.Ответ отца Олега Моленко:
Об отношении к идоложертвенной пище хорошо объясняет святой апостол Павел (в круглых скобках мои замечания): 1Кор.8:»1 О идоложертвенных яствах мы знаем (нашим человеческим знанием, а не от Бога), потому что мы все имеем знание (по природе своей и свойствам своим); но (такое самостное) знание (от вкушения запретного плода древа познания добра и зла) надмевает, а любовь (которая от Бога и к Богу) назидает.
2 Кто думает, что он знает (самостным знанием) что-нибудь (пусть даже всю Библию, всех святых отцов и прочую религиозную литертуру), тот ничего еще не знает так, как должно знать (т.е. духовно).
3 Но кто любит Бога, тому дано знание от Него (истинное знание духа в Духе Святом).
4 Итак об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем (духовным знанием), что идол (или кошер) в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого.
5 Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много (из числа падших ангелов,боготворимых заблуждением и невежеством язычников и отступников от Бога)—
6 но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им.
7 Но не у всех такое (духовное) знание: некоторые и доныне с совестью, признающею идолов (т.е. если ты, например, признаешь кошер за нечто действительное), едят идоложертвенное (например, кошерную пищу) как жертвы идольские, и совесть их, будучи немощна, оскверняется (тогда ты согрешаешь и оскверняешься).
8 Пища (сама по себе, какою бы она не была) не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем.
9 Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных (т.е. не имеющих духовного знания и живущих в рабстве христианского закона, канонов, правил и предписаний).
10 Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание (слывя человеком духовным и авторитетным среди братии), сидишь за столом в капище (в месте где подают кошерную или другую подобную пищу), то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное (кошерное как кошерное)?
11 И от знания твоего (правильного, но неправильно примененного, т.е. бездумно в отношении других братий) погибнет немощный брат, за которого умер Христос.
12 А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа.
13 И потому, если пища (кошерная и иная) соблазняет брата моего, не буду есть (пред братьями) мяса (кошерного) вовек, чтобы не соблазнить брата моего«.Итак, на самом деле никакого «кошера» в духовном смысле нет. Раньше слово «кошер» относилось только к употребляемому иудеями в пищу мясу. Кошер заключался в правильном закалании животных и заготовке их мяса. Важнейшим было полное обезкровливание мяса. Эта техническое действие сопровождалось какими-то подходящими молитвами. Затем, по увлечению эти молитвы перенесли и к другим видам пищи, которая не нуждалась в обескровливании, но продолжали называть это чтение молитв для освящения продуктов кошером, а саму пищу кошерной. Так мы получили, например, кошерные (в буквальном смысле обезкровленные) огурцы. Для верующего иудея знак кошера на продукте питания это знак того, что пища прошла обряд «освящения». Для христианина это ничто, ибо он знает, что молитва иудея (после отвержения Христа) не имеет никакой силы и значения. Вот почему наедине христианин может спокойно купить продукт с надписью «кошерное», принести домой, освятить (как и любой купленный продукт) святой водой и молитвой и вкушать во славу Божию. Но если есть опасность, что увидит этот продукт немощный брат (а кто сейчас не немощный), то ты должен отказаться от покупки и употребления «кошерной» пищи ради немощи брата, который по малой своей духовности почитает «кошер» каким-то осквернением.
Если попал в другую страну к людям другой веры, то вкушай все, что они тебе предложат (кроме непозволенного христианину), освятив свое блюдо молитвой и крестным знамением. О посвящении же пищи иноверцами не думай, помня приведенные выше слова апостола Павла, что идол в мире ничто.
Источник
Антоний Дулевич, иеромонах Ефрем (Калинин), миссионерский отдел Кызыльской епархии.
Вопрос: голодный христианин оказался в помещении без еды, зная, что из яств там есть лишь кришнаитский идоложертвенный пирожок. Как ему поступить в такой ситуации?
Среди некоторых современных христиан бытует мнение, что идоложертвенную пищу можно вкушать при условии, есть тот, кто ест, не соблазняет брата своего. Так ли это на самом деле? Защитники данного убеждения ссылаются на слова Апостола Павла из 8 главы первого послания Коринфянам: «Итак об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого» (1 Кор. 8:4). Да, святой Павел учил не вкушать при условии соблазна брата (1 Кор. 8:8-13), но, разрешал ли Апостол есть подобную пищу, если соблазна не предвидится? Что интересно, убеждённые в разрешении на вкушение идоложертвенного ссылаются только на 8 главу послания коринфянам, игнорируя то, что сказано в главе 10 и совсем ни прибегая к Преданию Церкви. Впрочем, сначала об идолах.
ИДОЛЫ
Конечно, идол в мире ничто. Идол – это материальный предмет, или изображение вымышленных существ. Идол — объект поклонения. Несмотря на то, что идол ничто, Апостол Иоанн учит: «Дети! храните себя от идолов» (Ин. 5:21). В житиях святых, написанных святителем Димитрием Ростовским, часто описывается, как за идольскими изваяниями «стоят» реальные бесы. «Ненасытные демоны, уловляя случай усладиться кровию и туком жертв, любят быть около жертвенников и поставленных им кумиров», — учит Василий Великий. Толкуя 10 главу книги пророка Исаии, святитель предполагает, что демоны реально питаются тем, что приносится им в жертву, а вкушающий идоложертвенное становится их соучастником в этом деле. «Посему-то вкушающие идоложертвенное называются «общниками… трапезе бесовстей» (1 Кор. 10:20, 21), потому что из жертвы, приводимой к идолу, уделяется нечто присутствующему в нем демону, и он берет некоторую часть из испаряющейся крови, из обращающегося в дым тука и из прочих всесожжений; и кто пьет из чаши, из которой делается возлияние, тот пьет «чашу бесовскую» (1 Кор. 10:21)» [1].
Святитель Феофан Затворник, учитывая ничтожность идолов, пишет о запрете апостолом вкушения идоложертвенного: «Трапеза от жертв идольских есть настоящая бесовская трапеза, несмотря на то, что идол ничто и мясо идоложертвенное остаётся тем, чем было» [2]. По мысли святого, идол остаётся ничем, «но бес не ничто, а богопротивное существо» и «ему и угождают принимающие их и них (жертв)». Святитель прямо пишет о том, что вкушающие угождают бесам, а не Богу.
: вкушающий идоложертвенное становится соучастником трапезы демонов.
ДВА ПОУЧЕНИЯ КОРИНФЯНАМ
Толкуя нравоучения об идоложертвенном Павла в первом послании к Коринфянам, святой Феофан разделяет их две части. Сначала Апостол делает упор на грех соблазна брата (8 глава), а затем уже сурово воспрещает вкушать идольскую пищу, указывая на грех осквернения ею (10 глава).
По словам толкователя, вкушая идоложертвенное, коринфяне «два греха совершали: соблазняли немощных и сами осквернялись, хоть не думали делать ни того, ни другого». Святой Златоуст, объясняя последовательность наставлений Апостола, поясняет: «Блаженный Апостол, желая исправить их, не вдруг употребляет слова обличения, ибо происходившее у них было следствием более неразумия, нежели развращения, и потому нужно было в начале употребить более увещание, нежели сильное и гневное обличение» [3].
Приведём слова Апостола, которые редко вспоминаются теми, кто считает нормальным вкушение идольской пищи. «Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь? Нет, но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами. Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской» (1 Кор. 10:19-21). Толкование Церковью этого отрывка не имеет двух смыслов: «Одними именами доказывает, что от идоложертвенного необходимо удерживаться» [4] (блаженный Феофилакт Болгарский). Святитель Феофан, приводя слова Иоанна Златоуста, дополняет: «Это уже властное законоположение. «То говорил: разсудите сами, будто совет предлагая; а когда изложил им весь ход рассуждения и вывел из него, до какой опасности доходят вкушающие от жертв идольских, что даже на сторону врагов Божиих и своих переходят,– уже не дает места их рассуждению, а пишет определение: не смейте же более касаться этих бесовских жертв: не можете чашу ту бесовскую пить и трапезе той бесовской причащаться. Есть у вас своя чаша, чаша Господня, и своя трапеза, трапеза Господня. Их причащаясь, других не желайте. Строгое это законоположение изрек Апостол, дабы кто из упорнейших, видя, что он говорил все прежнее будто в виде совета: как разумным говорю, разсудите сами,– не ослушался и не счел себя в праве не делать так, как выходило из того рассуждения. Почему говорит: не можете… не можете. Одни эти выражения достаточны для вразумления» (святой Златоуст)» [2].
: по словам всех толкователей, Апостол воспрещает вкушение идоложертвенного, если это происходит намеренно (в независимости от того, соблазняется этим брат, или нет).
ЧТО НЕ ГРЕХ
Для объективности, следует заметить, что не считается грехом, если христианин вкусил идоложертвенное по неведению. «Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести; ибо Господня земля, и что’ наполняет ее» (1 Кор. 10:25-26). Эти Павловы строки говорят ни о том, кто вкушать идольское разрешается, но о другом. Жрецы не успевали всё идоложертвенное мясо употреблять в пищу и отсылали её на рынок. Но, чтобы христиане не ударились в сплошные исследования о продаваемом, то предложил им не углубляться в разведывания. Блаженный Феофилакт: «Многими доводами подтвердил, что они должны удерживаться от идоложертвенного. Дабы опять не сделались они разборчивыми сверх должного, не стали бы отказываться от предаваемого на торгу из опасения, что это может быть идоложертвенное, говорит: все, что продается, ешьте, без исследования» [4]. Блаженный Феодорит Киррский: «Поелику Апостол совершенно воспретил вкушение идоложертвенного,– а в то время города полны были таковых мяс, и вероятно, одни из уважения к апостольскому закону не стали бы вовсе покупать их, а другие по чревоугодию пренебрегли бы закон,– то по необходимости и касательно сего узаконяет, что следовало» [5].
Господня земля и что наполняет её, поэтому вкушение по незнанию грехом не является. «Идоложертвенное дурно не по природе своей, но производит осквернение по произволению вкушающего» (святитель Феофан).
запрещая вкушать идоложертвенное намеренно, Апостол наставляет не производить исследования о пище, продаваемой на торжищах. Поэтому, можно сделать вывод, что вкушение идоложертвенного по неведению – не грех.
АПОСТОЛЬСКИЙ СОБОР
Исходя из ложного мнения, о том, что Апостол Павел «разрешал сознательное вкушение идоложертвенного», следует ошибочный вывод, что святой Павел противоречил решениям Апостольского собора в Иерусалиме, состоявшемся за 7 лет до написания послания коринфским христианам. Но, это не так. В 15 главе книги Деяний описывается работа Апостольского собора, в котором Апостол Павел также участвовал. «Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы» (Деян. 15:28). Как мы видим, изволение Святого Духа – воздерживаться от идоложертвенного. Важен ещё и комментарий святого Златоуста на данные строки: «Хотя это касается предметов телесных, но необходимо воздерживаться от них, потому что они производили великое зло» [6].
ДИДАХЕ
В памятнике христианской письменности конца Iго — начала II века «Дидахе» («Учение Господа народам чрез 12 апостолов») есть прямой запрет на вкушение идоложертвенного. «Что же касается пищи, то понеси то, что можешь; но особенно остерегайся идоложертвенного: потому что вкушение его — есть служение мёртвым богам» (глава 6, стих 3). Дидахе свидетельствует о древности рассматриваемого учения.
СВИДЕТЕЛЬСТВО МУЧЕНИКОВ
Довольно удивительно увидеть, как многие современные христиане спокойно относятся к сознательному вкушению того, что принесено в жертву врагу рода человеческого. Отказываясь от вкушения идоложертвенного, святые мученики выбирали смерть за Христа. Таковых мучеников десятки и сотни. И, почему никто из них просто не взял и не перекрестил идоложертвенное, но предпочел умереть? Потому что Церковь никогда не благословляла намеренно вкушать сии яства.
Ценно и свидетельство современного мученика за Христа, иерея Даниила Сысоева (+2009): «До сих пор эта норма остается. Например, если придет кришнаит и даст вам какое-то угощение, его угощение принимать нельзя, потому что эта пища посвящена бесам. Есть такую пищу – смертный грех, если вы знаете, что это идоложертвенное. Например, если мусульманин вам подает жертвенное мясо на праздник Курбан Байрам, есть это смертный грех. Они во время праздника раздают это мясо. Не просто мясо, а именно жертвенное мясо. Иудей вам даст мацу на праздник пессах – пасху, вкушать эту пищу – смертный грех, потому что кришнаиты, мусульмане, иудеи не верят в Христа Спасителя, а язычники верят в бесов, демонов. Поэтому участвовать в их религиозных трапезах – недопустимо» [7].
ОСКВЕРНИТСЯ ЛИ ХРИСТИАНИН, СЪЕВ ИДОЛОЖЕРТВЕННОЕ?
Если он вкушает намеренно, то да. А в случае неосознанного съедения есть разные мнения. Следуя разрешению Апостола Павла вкушать рыночную пищу без разбора, можно сделать вывод, что как такового осквернения не произойдёт.
Но вот пример из жития великомученика Феодора Тирона оставляет некоторые вопросы касательно осквернения/неосквернения по незнанию. Святитель Иннокентий Херсонский в своём слове в день памяти этого великомученика предлагает следующую мысль: «»Никто не знал замысла, поэтому многие тысячи душ в самые святые дни осквернились бы вкушением того, что растворено было (так повелел Иулиан) кровью идоложертвенною. Это составило бы для них предмет сожаления на всю жизнь, а для Иулиана, или, вернее сказать, сатаны, им двигавшего, это была бы радость и торжество великое» [8]. То есть, по мысли святителя, христиане осквернились бы вкушением этой идоложертвенной пищи, которая была куплена бы ими без сведений о том, что она осквернена. Кроме того, в самом житии, изложенном святителем Димитрием Ростовским пишется: «И вот он призвал к себе константинопольского градоначальника и повелел ему ежедневно в продолжение первой седмицы, осквернять припасы, продаваемые на торжищах, кровью идольских жертв, от которых христиане всегда обязаны воздерживаться (Деян.15:29)» [9]. В данном жизнеописании с ссылкой на Апостолький собор говорится о том, что христиане должны «всегда» воздерживаться от идоложервенного.
В Великом Часослове тоже сказано, что не вкусив идоложертвенного, народ сохранил себя неосквернённым (исходя из контекста жития, речь идёт о вкушении именно по неведению):«Но Мученик Федор, по промыслу Божию явившийся во сне тогдашнему Константинопольскому Архиепископу Евдоксию и рассказавший о случившемся, заповедал ему немедленно, в понедельник утром, созвать верующих и запретить им использовать эти продукты, недостаток же необходимой пищи временно возместить коливом… Тем самым и замыслы Отступника были разрушены, и благочестивый народ сохранил себя неоскверненным…»
ДРУГИЕ СВЯТООТЕЧЕСКИЕ ИЗРЕЧЕНИЯ
«От идоложертвенного бегайте, чтобы не сделаться вам общниками бесов; ибо его приносят в честь бесов, то есть на оскорбление Единого Бога».
Святитель Климент папа Римский. Постановления апостольские. Се изреченные в восьми книгах. Книга седьмая. 21 п.
«А тут те, которые сами суть сосуды Господни и храм Божий, не исходят от среды и не отступают, чтобы избежать прикосновения к нечистоте и не быть принужденными оскверниться идоложертвенными яствами!»
Святитель Киприан Карфагенский. Книга о падших. Книга единства Церкви.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Можно твёрдо утверждать то, что сознательное вкушение идоложертвенное воспрещено христианину. Об этом свидетельствует и Священное Писание и Священное Предание Церкви и сам здравый смысл. Тем, кто с этим не согласен стоит серьёзно задуматься, ведь даже тот, кто вкушает мацу (иудейские опресноки), по 70-му правилу святых Апостолов должен быть отлучен от Церкви…
Ссылки:
1. — Святитель Василий Великий. Толкование на книгу пророка Исаии. 10 гл.10-11 ст.
2. — Святитель Феофан Затворник. Толкование на 1 Кор.10:19.
3. — Святитель Иоанн Златоуст. Толкование 1го послания к Коринфянам.
4. — Блаженный Феофилакт Болгарский. Толкование 1го послания Коринфянам.
5. — Блаженный Феодорит Киррский. Толкование 1го послания Коринфянам.
6. — Святитель Иоанн Златоуст. Толкование книги Деяний.
7. — Иерей Даниил Сысоев. Проповедь в день великомученика Феодора Тирона.
8. — Святитель Иннокентий Херсонский Слово в пяток 1-й недели Великого поста.
9. — Святитель Димитрий Ростовский. Житие Великомученика Феодора Тирона.
Источник