Скупой рыцарь можно ли быть скупым рыцарем
Урок внеклассного чтения в 7-м классе по теме «А.С. Пушкин. «Маленькие трагедии». «Скупой рыцарь»
Данный урок внеклассного чтения проводится после изучения нескольких произведений А.С.Пушкина: драмы «Борис Годунов» (эпизод «Сцена в Чудовом монастыре»), повести «Станционный смотритель» и «Метель».
Цели урока:
- научить анализировать драматическое произведение (определять тему, идею, конфликт драмы),
- дать понятие о драматическом характере;
- развивать умение работать с текстом литературного произведения(выборочное чтение, выразительное чтение, чтение по ролям, подбор цитат);
- воспитывать нравственные качества личности.
Ход урока
1. История создания «Маленьких трагедий» А.С.Пушкина (слово учителя).
В 1830 году А.С.Пушкин получил благословение на брак с Н.Н.Гончаровой. Начались хлопоты и приготовления к свадьбе. Поэту пришлось срочно ехать в село Болдино Нижегородской губернии для обустройства выделенной ему отцом части родового имения. Начавшаяся внезапно эпидемия холеры надолго задержала Пушкина в деревенском уединении. Здесь и произошло чудо первой болдинской осени: поэт пережил счастливый и небывалый по длительности прилив творческого вдохновения. За неполных три месяца он написал стихотворную повесть «Домик в Коломне», драматические произведения «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Пир во время чумы», «Дон Жуан», названные впоследствии «Маленькими трагедиями», а также были созданы «Повести Белкина», «История села Горюхина», написаны около тридцати замечательных лирических стихотворений, завершен роман «Евгений Онегин».
Взаимоотношения человека и окружающих его людей- родственников, друзей, врагов, единомышленников, случайных знакомых – тема, всегда волновавшая Пушкина, поэтому в своих произведениях он исследует различные людские страсти и их последствия.
В «Маленьких трагедиях» поэт как бы путешествует сквозь пространство и время по Западной Европе , вместе с ним читатель попадает в позднее Средневековье («Скупой рыцарь»), в эпоху Возрождения («Каменный гость»), Просвещения («Моцарт и Сальери»).
Каждая трагедия превращается в философское рассуждение о любви и ненависти, жизни и смерти, о вечности искусства, о жадности, предательстве, об истинном таланте…
2.Анализ драмы «Скупой рыцарь» (фронтальная беседа).
1) -Как вы думаете, какой из перечисленных тем посвящена эта драма?
(Тема жадности, власти денег).
-Какие проблемы, связанные с деньгами, могут быть у человека?
(Нехватка денег, или, наоборот, слишком большое их количество, неумение распорядиться деньгами, жадность …)
-Можно ли по названию этой драмы судить о теме и идее произведения?
2) «Скупой рыцарь» — может ли рыцарь быть скупым ? Кого называли рыцарями в средневековой Европе? Как появились рыцари? Какие качества свойственны рыцарям?
(Ответы на эти вопросы дети готовят дома. Это может быть индивидуальные сообщения или домашнее опережающее задание всему классу.
Слово «рыцарь» происходит от немецкого «риттер», т.е. всадник, во французском языке существует синоним «шевалье» от слова «шеваль», т.е. лошадь. Итак, первоначально так называют всадника, воина на коне. Первые настоящие рыцари появились во Франции около 800 года. Это были свирепые и искусные воины, которые под предводительством вождя племени франков Хлодвига победили другие племена и к 500 году завоевали территорию всей нынешней Франции. К 800 году им принадлежала еще большая часть Германии и Италии. В 800 году Папа Римский провозгласил Карла Великого императором Рима. Так возникла Священная Римская Империя. С годами франки все больше использовали в военных действиях кавалерию, изобрели стремена, разнообразное вооружение.
К концу 12 века рыцарство начинает восприниматься как носитель этических идеалов. Рыцарский кодекс чести включает в себя такие ценности, как отвага, мужество, верность, защита слабого. Резкое осуждение вызывали предательство, месть, скупость. Существовали особые правила поведения рыцаря в сражении: нельзя было отступать, проявлять неуважение к противнику, запрещалось наносить смертельные удары сзади, убивать безоружного. Рыцари проявляли гуманность к противнику, особенно если он ранен.
Свои победы в бою или на турнирах рыцарь посвящал своей даме сердца, поэтому эпоха рыцарства связана еще и с романтическими чувствами: любовью, влюбленность, самопожертвованием ради любимой.)
Выясняя значение слова «рыцарь», учащиеся приходят к выводу, что в названии произведения «Скупой рыцарь» заложено противоречие: рыцарь не мог быть скупым.
3) Знакомство с термином « оксюморон»
Оксюморон – художественный прием , основанный на лексическом несоответствии слов в словосочетании, стилистическая фигура, сочетание противопоставленных по значению слов, «сочетание несочетаемого».
(Термин записывается в тетради или языковедческие словарики)
4) — Кого из героев драмы можно назвать скупым рыцарем?
(Барона)
-Что мы знаем о Бароне из 1 сцены?
(Учащиеся работают с текстом. Зачитывают цитаты)
Геройству что виною было? – скупость
Да! Заразиться здесь нетрудно ею
Под кровлею одной с моим отцом.Да ты б ему сказал, что мой отец
Богат и сам, как жид, …Барон здоров. Бог даст – лет десять, двадцать
И двадцать пять и тридцать проживет…О! Мой отец не слуг и не друзей
В них видит, а господ;…
5) Чтение Монолога Барона (Сцена 2)
— Объясните, откуда взялась скупость у барона? Какая главная черта характера Барона подчиняет себе все остальные? Найдите ключевое слово, ключевой образ.
(Власть)
-С кем сравнивает себя Барон?
(С царем, повелевающим своими воинами)
-Кем раньше был Барон?
(Воином, рыцарем меча и верности, в молодости он не думал о сундуках с дублонами)
-Что изменилось, кем стал он сейчас?
(Ростовщиком)
-Как вы понимаете термин « драматический характер»? (Объяснение термина записывается в тетрадях)
6) Словарная работа.
Объясняем значения слов « ростовщик» (можно подобрать однокоренные слова «рост», « расти»), «кодекс чести», «свиная кожа»-пергамент с родословным древом, с гербом или рыцарскими правами, «рыцарское слово».
7) Анализ сцены 3.
— Что говорит Герцог о бароне? Как звали барона, что узнаем мы о нем из его приветствия Герцогу?
(Филипп – имя королей и герцогов. Барон жил при дворе Герцога, был первым среди равных.)
-Умер ли рыцарь в бароне?
(Нет. Барон оскорблен сыном в присутствии герцога , и это усиливает его обиду. Он вызывает сына на дуэль)
-Почему Барон, бывший настоящим рыцарем, стал ростовщиком?
(Он привык к власти. В дни его молодости власть давалась мечом, рыцарским достоинством, баронскими привилегиями, воинским делом)
— Что же изменилось?
(Время)
— Приходит другое время и с ним другое поколение дворян. Чего боится Барон?
(Разорения накопленных богатств)
-Что можно сказать о сыне барона – Альбере? Как ему живется? Можно ли назвать его рыцарем?
(Для него рыцарское слово и «свиная кожа» — пустой звук)
-Что движет Альбером, когда он на турнире удивляет всех своим мужеством?
(Скупость)
-Сам Альбер – скупец, как его отец?
(Нет. Он отдает последнюю бутылку вина больному кузнецу, он не согласен отравить отца и пойти на преступление ради денег)
-Что можно сказать об отношениях отца и сына – Барона и Альбера?
(Барон обвиняет сына в замысле отцеубийства, в стремлении обокрасть его)
8) Чтение по ролям сцены ссоры отца и сына.
-Из-за чего произошла ссора?
(Из-за денег)
-О чем думает Барон в последние минуты своей жизни?
(О деньгах)
-Прочитайте последние слова Герцога.
Он умер Боже!
Ужасный век, ужасные сердца!
-О каком веке говорит Герцог? (О веке денег)
3. Выводы. Заключительная часть урока.(Слово учителя)
В основе любого драматического произведения положен конфликт. Благодаря ему происходит развитие действия. Что же стало причиной трагедии? (Значение терминов записывается в тетради)
Это власть денег, которые правят людьми. Сила денег несет миру великие страдания бедняков, преступления, совершаемые во имя золота. Из-за денег родные, близкие люди становятся врагами, готовы убить друг друга.
Тема скупости, власти денег – одна из вечных тем мирового искусства и литературы. Писатели разных стран посвящали ей свои произведения:
- Оноре де Бальзак «Гобсек»,
- Жан Батист Мольер «Скупой»,
- Д.Фонвизин «Недоросль»,
- Н.Гоголь «Портрет»,
- «Мертвые души» (образ Плюшкина),
- «Вечер накануне Ивана Купала»
4. Домашнее задание:
- Прочитать повесть Н.Гоголя «Портрет»;
- В тетрадях написать развернутый ответ на вопрос «Как можно объяснить название драмы «Скупой рыцарь»?
- Подготовить сообщение по теме « Образ Скупого в мировой живописи». (Индивидуальное задание)
Источник
Урок внеклассного чтения «А.С. Пушкин. «Скупой рыцарь» (9 класс)
Урок внеклассного чтения в 9-м классе по теме «А.С. Пушкин. «Маленькие трагедии». «Скупой рыцарь»
Цели урока:
научить анализировать драматическое произведение (определять тему, идею, конфликт драмы),
дать понятие о драматическом характере;
развивать умение работать с текстом литературного произведения (выборочное чтение, выразительное чтение, чтение по ролям, подбор цитат);
воспитывать нравственные качества личности.
Ход урока
1. История создания «Маленьких трагедий» А.С. Пушкина (слово учителя).
— Сегодня мы с вами продолжаем разговор о драматических произведениях Пушкина, а именно о «Маленьких трагедиях». В одном из писем поэт дал пьесам емкое и верное определение – «маленькие трагедии».
— Почему автор называет их «маленькими»?
(Небольшие по объему, но емкие и глубокие по содержанию. Словом «маленькие» Пушкин подчеркнул предельную сжатость трагедий, сгущенность конфликта, мгновенность действия. Им суждено было стать великими по глубине содержания).
— Какие драматические жанры вы знаете? Что за жанр трагедия?
Трагедия — вид драмы, противоположный комедии, произведение, изображающее борьбу, личную или общественную катастрофу, обычно оканчивающуюся гибелью героя.
— Когда были созданы «Маленькие трагедии»? (1830 год, Болдинская осень)
В 1830 году А.С.Пушкин получил благословение на брак с Н.Н.Гончаровой. Начались хлопоты и приготовления к свадьбе. Поэту пришлось срочно ехать в село Болдино Нижегородской губернии для обустройства выделенной ему отцом части родового имения. Начавшаяся внезапно эпидемия холеры надолго задержала Пушкина в деревенском уединении. Здесь и произошло чудо первой болдинской осени: поэт пережил счастливый и небывалый по длительности прилив творческого вдохновения. За неполных три месяца он написал стихотворную повесть «Домик в Коломне», драматические произведения «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Пир во время чумы», «Дон Жуан», названные впоследствии «Маленькими трагедиями», а также были созданы «Повести Белкина», «История села Горюхина», написаны около тридцати замечательных лирических стихотворений, завершен роман «Евгений Онегин».
— 4 трагедии, в которых автор переносит нас в разные страны, разные эпохи:
«Скупой рыцарь» — средневековье, Франция.
«Каменный гость» — Испания
« Пир во время чумы» — Англия, великая чума 1665 года
« Моцарт и Сальери» — Вена 1791 год, последние дни Моцарта. И хотя события происходят в разных странах, все мысли Пушкина – о России, о судьбе человеческой.
— Казалось бы, разные совершенно произведения Пушкин объединяет в целое – цикл и дает общее название «Маленькие трагедии»
— А почему именно цикл?
Цикл – это жанровое образование, состоящее из произведений, объединенных общими чертами. «Маленькие трагедии» сходны по организации художественного материала: композиции и сюжетике, образной системе (небольшое количество действующих лиц), — а также по идейно-тематическим признакам (например, цель каждой трагедии — развенчать какое-либо отрицательное человеческое качество).
— Вспомните, трагедию «Моцарт и Сальери». Какой порок обличает в ней Пушкин? (Зависть).
Взаимоотношения человека и окружающих его людей- родственников, друзей, врагов, единомышленников, случайных знакомых – тема, всегда волновавшая Пушкина, поэтому в своих произведениях он исследует различные людские страсти и их последствия.
Каждая трагедия превращается в философское рассуждение о любви и ненависти, жизни и смерти, о вечности искусства, о жадности, предательстве, об истинном таланте…
2.Анализ драмы «Скупой рыцарь» (фронтальная беседа).
1) — Как вы думаете, какой из перечисленных тем посвящено это произведение?
(Тема жадности, власти денег).
— Какие проблемы, связанные с деньгАми, могут быть у человека?
(Нехватка денег, или, наоборот, слишком большое их количество, неумение распорядиться деньгами, жадность …)
2) «Скупой рыцарь». Что значит «скупой»? Обратимся к словарю.
— Может ли рыцарь быть скупым? Кого называли рыцарями в средневековой Европе? Как появились рыцари? Какие качества свойственны рыцарям? (индивидуальное сообщение).
Слово «рыцарь» происходит от немецкого «риттер», т.е. всадник, во французском языке существует синоним «шевалье» от слова «шеваль», т.е. лошадь. Итак, первоначально так называют всадника, воина на коне. Первые настоящие рыцари появились во Франции около 800 года. Это были свирепые и искусные воины, которые под предводительством вождя племени франков Хлодвига победили другие племена и к 500 году завоевали территорию всей нынешней Франции. К 800 году им принадлежала еще большая часть Германии и Италии. В 800 году Папа Римский провозгласил Карла Великого императором Рима. Так возникла Священная Римская Империя. С годами франки все больше использовали в военных действиях кавалерию, изобрели стремена, разнообразное вооружение.
К концу 12 века рыцарство начинает восприниматься как носитель этических идеалов. Рыцарский кодекс чести включает в себя такие ценности, как отвага, мужество, верность, защита слабого. Резкое осуждение вызывали предательство, месть, скупость. Существовали особые правила поведения рыцаря в сражении: нельзя было отступать, проявлять неуважение к противнику, запрещалось наносить смертельные удары сзади, убивать безоружного. Рыцари проявляли гуманность к противнику, особенно если он ранен.
Свои победы в бою или на турнирах рыцарь посвящал своей даме сердца, поэтому эпоха рыцарства связана еще и с романтическими чувствами: любовью, влюбленностью, самопожертвованием ради любимой.)
— Какое противоречие содержится в самом названии? (рыцарь не мог быть скупым).
3) Знакомство с термином «оксюморон»
Оксюморон – художественный прием, основанный на лексическом несоответствии слов в словосочетании, стилистическая фигура, сочетание противопоставленных по значению слов, «сочетание несочетаемого». (Термин записывается в тетради)
4) — Кого из героев драмы можно назвать скупым рыцарем? (Барона)
-Что мы знаем о Бароне из 1 сцены?
(Учащиеся работают с текстом. Зачитывают цитаты)
Геройству что виною было? – скупость
Да! Заразиться здесь нетрудно ею
Под кровлею одной с моим отцом.
Да ты б ему сказал, что мой отец
Богат и сам, как жид, …
Барон здоров. Бог даст – лет десять, двадцать
И двадцать пять и тридцать проживет…
О! Мой отец не слуг и не друзей
В них видит, а господ;…
5) Фрагмент фильма. Монолог Барона (Сцена 2)
— Какая главная черта характера Барона подчиняет себе все остальные? Найдите ключевое слово, ключевой образ. (Власть)
-С кем сравнивает себя Барон? (С царем, повелевающим своими воинами)
-Кем раньше был Барон? (Воином, рыцарем меча и верности, в молодости он не думал о сундуках с дублонами)
— Как завоевывал мир рыцарь? (с помощью оружия и своей доблести)
— Как завоевывает его скупой? (с помощью золота)
Но есть и еще нюанс – барон сам ощущает в себе нечто демоническое, дьявольское…
— Что стоит за золотом, которое барон ссыпает в свои сундуки (все: любовь, творчество, искусство… Барон может купить «И добродетель и бессонный труд»).
— Страшно не только то, что за деньги покупается все, страшно, что уродуется душа того, кто покупает, и того, кого покупают.
— Есть ли что-то, чего боится этот всевластный господин? Над чем он не чувствует власти? (боится, что сын промотает богатство – «А по какому праву?» – прочитайте, как скупой перечисляет все лишения, которым он себя подверг). О чем он мечтает? («О, если б из могилы…»)
В деньгах, которые барон ссыпает в сундуки, – пот, слезы и кровь человеческие. Сам заимодавец жесток, безжалостен. Он и сам осознает порочный характер своей страсти.
6) Сын барона – Альбер. Второй по яркости образ – сын барона Альберт.
— Был ли рыцарем Альбер – сын рыцаря? (напрашивающийся ответ – да). Обратимся к диалогу Альбера и еврея-ростовщика:
Что дам тебе в заклад? Свиную кожу?
Когда б я мог что заложить, давно
Уж продал бы. Иль рыцарского слова
Тебе, собака, мало?
Здесь каждое слово знаменательно. Как вы поняли выражение «свиная кожа»? Это пергамент с родовым древом, с гербом или рыцарскими правами. Но этим правам – грош цена. Есть рыцарское слово чести – оно уже пустой звук.
— Что движет Альбером, когда он на турнире удивляет всех своим мужеством? Геройству что виною было? Скупость. Но был ли Альбер скупым?
(Он отдает последнюю бутылку вина больному кузнецу, он не согласен отравить отца, пойти на преступление ради денег, но и отец, и сын морально гибнут, втянутые в водоворот жажды денег).
— До какой низости доходит барон? (Он клевещет на родного сына ради денег, обвиняет его в замысле отцеубийства и в «еще большем» преступлении – стремлении обокрасть, что для барона хуже смерти)
7) Анализ сцены 3.
— Что говорит Герцог о бароне? Как звали барона, что узнаем мы о нем из его приветствия Герцогу? (Филипп – имя королей и герцогов. Барон жил при дворе Герцога, был первым среди равных.)
-Умер ли рыцарь в бароне? (Нет. Барон оскорблен сыном в присутствии герцога, и это усиливает его обиду. Он вызывает сына на дуэль)
8) Фрагмент фильма. Смертельная ссора отца с сыном.
— О чем думает барон в последние минуты своей жизни? («Где ключи? Ключи, ключи мои?…»).
— Как вы расцениваете вызов отца сыну? (Деньги уродуют взаимоотношения между близкими, разрушают семью). Почему умер барон? (Не осталось ничего святого, чего бы не изуродовали деньги)
-Прочитайте последние слова Герцога.
Он умер Боже!
Ужасный век, ужасные сердца!
— О каком веке говорит Герцог? (О веке денег, страсть к накопительству заменяет стремление к подвигу, славе).
— Помните, вначале нам казалось, что Альбер не таков, как отец. Он не соглашается отравить Барона, пойти на преступление ради денег, но в финале тот же Альбер принимает вызов отца, т.е. готов убить его на дуэли.
3. Выводы. Заключительная часть урока. (Слово учителя)
— Так о чем же это произведение? Что стало причиной трагедии?
(Тема трагедии — губительная сила денег. Это произведение о власти денег, которые правят людьми, а не наоборот. Жадность к приобретению денег и их накоплению — порок не только XV в. И Пушкина не могла не волновать эта проблема. Он хорошо понимал, куда это может привести человечество).
— В чем современность пьесы? Может ли фигура Барона появиться сейчас? Ответы учащихся. Современные бароны мельче: о чести, благородстве не думают совсем.
Звучит запись песни А. Дольского «Деньги, деньги, вещи, вещи…»
Сила денег несет миру великие страдания бедняков, преступления, совершаемые во имя золота. Из-за денег родные, близкие люди становятся врагами, готовы убить друг друга.
Тема скупости, власти денег – одна из вечных тем мирового искусства и литературы. Писатели разных стран посвящали ей свои произведения:
Оноре де Бальзак «Гобсек»,
Жан Батист Мольер «Скупой»,
Н.Гоголь «Портрет»,
«Мертвые души» (образ Плюшкина)
4. Домашнее задание:
В тетрадях написать развернутый ответ на вопрос «Как можно объяснить название драмы «Скупой рыцарь»?
«Над чем меня заставила задуматься трагедия Пушкина «Скупой рыцарь»?
Источник