Шахматы можно ли есть короля в шахматах
Содержание статьи
Почему шахматного короля нельзя съесть?
Почему в шахматах король — единственная фигура, которую съесть нельзя? Почему ее никто не может съесть? Ляксандр [226K] 3 года назад Скажу свою версию. Так, сразу, навскидку… Было как бы две армии: Белые и Чёрные. Короли и офицеры(фигуры), пешки(солдаты). Стратегия и тактика, равные условия перед боем. Кто свою армию более умело поведёт в бой и проведёт его. И вот: одна армию, другую побеждает. И шахматный король, являясь как-бы предводителем всей этой армии, не поражён мечом или там ещё другим чем. То есть не убит(Съеден). Может быть в горячке, запарке, случайно. Типа: А где Король?! Да, сожрали на18 ходу… И кто тогда командует дальше… Не очень понятно. И уже потом, подрастеряв свою армию и получая Мат, он соглашается с поражением и подписывает капитуляцию. А так, съели бы его… И чего дальше? …Армия разбежалась что-ли… Кто признает поражение? Я образно здесь рассуждал. Представив что НЕТ шахматистов «управляющих» королём. А есть две армии и два её военачальника. Пешки-солдаты. Их доля-вперёд идти и трупами ложиться. А уж король-тот должен «отречься от престола», признав что его война была ведена неправильно и «сдав королевство» неприятелю. На истину не претендую, что в голову сразу пришло. ИМХО система выбрала этот ответ лучшим Самшит [38.1K] 3 года назад Съесть можно, как раз на этом заканчивается игра — угроза королю, когда его можно съесть и нечем эту угрозу ликвидировать (уйти, закрыться, ударить по угрозе) как раз и называется мат. В этом весь смысл игры. jar-ohty [113K] 3 года назад Как это нельзя? Как раз весь смысл шахматной игры — это мат, который представляет собой, как вы выразились, съедение короля. То, что короля при этом не принято снимать с доски — это относится уже к шахматному этикету и целесообразности действия, а не к сути игры. В некоторых вариантах шахмат (рассчитанных на более чем двух игроков) мат может не являться окончанием игры и король в этом случае с доски снимается — вместе с оставшимися «своими» фигурами. Gelneren [207K] 3 года назад Так ведь угроза королю — это окончание игры. Просто угроза — шах, надо бежать или загораживаться, то есть съедение не будет осуществлено. Угроза, от которой невозможно защититься — мат, конец игры. То есть привёл ситуацию к мату и всё, игра заканчивается, хода на съедение короля уже нет, да и ни к чему. Vyachet [10.1K] 3 года назад Наверное шахматного короля нельзя съесть или побить из уважения к его титулу. А вообще это уже не имеет никакого значения, поскольку если короля нельзя защитить и ему поставлен мат, то игра все равно закончится поражением. Так что по сути король съеден, хотя и остается на шахматной доске. Андрей Сидор [2.7K] 3 года назад Съесть шахматного короля конечно можно, когда все фигуры съедобны(белые сделаны из сахара, а черные из шоколада). Конечно, мат и означает окончание игры и король признает поражение своего войска, сдается на милость победителю. vedmedenko56 [204K] 3 года назад Если воспользоваться правилом игры в шахматы по типу боёв без правил, то можно будет играть и до «победного конца». А, если играть «по русски»-«лошадью ходи, лошадью», то в игру можно включить и шахматную доску. Поручик [6.8K] 3 года назад Цель игры — поставить королю мат. Если король будет взят, цель игры исчезнет. bezdelnik [33.8K] 3 года назад Съесть или правильнее бить короля не то что нельзя, а для этого не хватает хода. Игра заканчивается объявлением мата королю, его пленением, когда ему некуда уйти от угрозы и у нет защитников. После пленения короля должен быть его ход, но ему уйти из плена нет возможности, поэтому партия заканчивается, и следующего хода чтобы бить короля не может быть. Красное облако [223K] 3 года назад В продаже есть подарочные шахматы из шоколада, вот там короля и можно и нужно съесть, это вкусно. Если речь об игре, то нельзя потому что правила игры такие, если короля загнать в угол, это называется «мат», если его «съесть» заранее то не кому ставить мат и игра теряет всякий смысл. Знаете ответ? |
Источник
Король (шахматы)
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 октября 2020; проверки требуют 12 правок.
Между королями всегда остаётся одна клетка
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
Возможные ходы короля
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
Возможные ходы короля
Коро́ль (Юникод: ♔♚) — главная шахматная фигура. Самая ценная и самая высокая, хотя и не сильнейшая. Цель шахматной партии — объявить мат королю соперника (т. е. поставить его под удар так, чтобы не было защиты)[1], при этом никому из игроков нельзя забирать короля с доски, поскольку эта фигура стоит на шахматной доске вплоть до окончания партии.
Ходы короля[править | править код]
Король сочетает в себе свойства пешки и ферзя — он может перемещаться в любом направлении, но на 1 поле. Находясь на угловом поле, король атакует 3 поля, на поле у края доски — 5 полей, на остальных полях — 8 полей. При этом король, в отличие от остальных фигур, не может ходить на поле, находящееся под ударом фигуры соперника (под шах) или другого короля. Минимальное расстояние между королями обеих сторон всегда должно составлять одно поле, которое ни один из них не имеет права занимать. Это даёт возможность королю сильнейшей стороны совместно с другими фигурами объявить мат сопернику.
Король способен атаковать любую находящуюся к нему вплотную фигуру соперника, вплоть до ферзя [2], если занимаемое ею поле не защищено другой фигурой или королём (что сделало бы такой ход невозможным из-за угрозы шаха).
Рокировка[править | править код]
Рокировка представляет собой ход короля с его перемещением на два поля в сторону одной из ладей и последующим перемещением ладьи на поле, пройденное королём на том же ходу. Рокировка на королевский фланг называется короткой рокировкой (обозначается 0-0), рокировка на ферзевый фланг — длинной рокировкой (обозначается 0-0-0).
Рокировка допустима при соблюдении следующих условий:
- король и ладья ещё не сделали ни одного хода;
- между королём и ладьёй нет фигур;
- король не находится под шахом, не проходит через атакуемые поля и не попадает на атакуемое поле (под шах).
Шах[править | править код]
Шах — ситуация, когда после хода противника король атакован фигурой противника (оказался «на линии огня» противника). Вскрытый шах — ситуация, когда после хода одной фигурой противника король оказался атакованным другой фигурой. Двойной шах — ситуация, когда король атакован сразу двумя фигурами противника (происходит, когда дается обычный шах фигурой, одновременно вызывающей вскрытый шах).
В случае, если королю объявлен шах, необходимо следующим ходом вывести его из-под шаха. Защититься от шаха можно одним из трёх способов — сделать ход королём на поле, не атакуемое фигурами противника, загородить короля своей фигурой, побить атакующую короля фигуру. Защититься от двойного шаха можно, только сделав ход королём. Самим королём возможно объявить только вскрытый шах, поскольку король не может непосредственно атаковать короля соперника, сам не оказавшись при этом под шахом.
Мат[править | править код]
Мат — ситуация, когда после хода противника король атакован фигурой противника, и при этом игрок не может своим ходом защититься от шаха. В этом случае он проигрывает.
Пат[править | править код]
Основная статья: Пат
Пат — ситуация, когда после хода противника игрок не имеет возможности сделать допустимый ход, поскольку при любом ходе короля он оказывается под шахом, а другие фигуры отсутствуют или заблокированы, и при этом король не атакован. Пат означает завершение игры вничью. (Иногда пат также называют «взаимным матом», что неверно, так как одновременный мат обоим королям невозможен.)
Король в шахматной партии[править | править код]
В начале партии белый король занимает поле е1, чёрный — е8 (т.е. короли должны стоять на полях, противоположных своему цвету). В дебюте королями обычно не ходят. Исключение — рокировка, осуществляемая для лучшей защиты самого короля и развёртывания других фигур. В миттельшпиле король нередко бывает объектом атак, результатом которых может стать победа одной из сторон. В эндшпиле короли обычно принимают активное участие в игре, помогая продвижению своих пешек в ферзи или препятствуя продвижению чужих пешек, а также взимодействуя со своими фигурами, атакующими короля противника.
Стоимость короля[править | править код]
Из-за особой роли короля в игре его редко сравнивают по силе с другими фигурами. С одной стороны, неустранимая угроза взятия короля (то есть мат) означает проигрыш партии, и поэтому его стоимость равна бесконечности. В дебюте и миттельшпиле неприкрытый король легко уязвим, и поэтому он не принимает активного участия в шахматном сражении, стремясь находиться под защитой других фигур; для этого обычно проводят рокировку. С другой стороны, ближе к концу партии, когда серьёзных угроз королю больше нет, он проявляет бо́льшую активность и становится важной атакующей и защищающей фигурой, и его сила равна 3-4 пешкам[3][4].
В культуре[править | править код]
Многие персонажи «Алисы в Зазеркалье» Льюиса Кэрролла стилизованы под шахматные фигуры. Также среди них есть Белый Король и Чёрный Король.
Белый Король впервые появляется в 1 главе, будучи размером с шахматную фигуру, а впоследствии появляется в 9 главе, будучи ростом с человека. Имеет двух гонцов: Болванс Чика и Зай Атса. Постоянно ест занозы. Любит смотреть на битву Льва и Единорога.
Чёрный Король появляется в повествовании только спящим. Он храпит так громко, что слышно по всему лесу. Траляля и Труляля уверяют Алису, что всё вокруг снится Чёрному Королю.
Примечания[править | править код]
- ↑ Король // Шахматы: Энциклопедический словарь / Глав. ред. А. Е. Карпов. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 176.
- ↑ Исключением является случай, когда король находится под шахом коня, которого он не в состоянии атаковать в связи с тем, что тот перемещается только на определённое количество полей и потому недосягаем в такой позиции. В этом случае следует либо увести короля, либо побить коня какой-нибудь из доступных фигур, под ударом которой он может оказаться.
- ↑ Костров В. и Давлетов Д. Урок четырнадцатый. Кто сколько стоит. Ценность шахматных фигур.. Детско-юношеская комиссия Санкт-Петербургской Шахматной Федерации ChessDeti.Ru (23 июня 2012).
- ↑ Сила шахматных фигур. Шахматный портал 2ls.ru (25 сентября 2013).
Источник
Правила шахмат
Скачать официальные правила ФИДЕ на русском языке вы можете по этой ссылке.
Чтобы начать играть в шахматы, необходимо знать правила. На первый взгляд может показаться что они довольно просты, но на самом деле стоит потратить довольно много усилий, чтобы научиться играть в шахматы.
Фигуры располагаются на шахматной доске, которая поделена на 64 клетки черного и белого цвета поровну. Начальное положение шахматных фигур выглядит следующим образом.
По горизонтали доска помечена латинскими буквами от a до h, по вертикали цифрами от 1 до 8. Эти цифры и буквы служат для записи шахматной партии.
Перед началом партии «черные» и «белые» имеют одинаковое количество фигур. Эти фигуры расположены симметрично, как показано на рисунке.
В комплект фигур (как белых, так и черных) входят следующие:
Рассмотрим ходы каждой фигуры.
—-
Король. Самая главная фигура шахматной партии, но в тоже время самая уязвимая. Если королю поставлен мат (то есть у короля нет возможности пойти, и ему шах), то шахматная партия заканчивается.
Возможные ходы короля помечены крестиком на рисунке. Король может ходить на любое соседнее поле, по вертикали, горизонтали и диагонали. Король не может ходить на поле, если это поле занято своей фигурой, либо это поле атакуется фигурой противника (то есть король попадает под шах).
Особенность короля в том, что он может сделать рокировку. Рокировка — это ход короля, который делается совместно с ладьей. Король перемещается на две клетки к ладье, а ладья в свою очередь ставится возле короля, на поле которое он прошел. Рокировка бывает двух видов: короткой и длинной. Короткая рокировка делается на королевском фланге, а длинная на ферзевом.
Рокировку нельзя делать:
— если король уже делал ход
— если ладья, с которой король хочет сделать рокировку уже делала ход
— если заняты соседние поля (для короткой рокировки g и f, для длинной b,c,d )
— если после рокировки король окажется под шахом
— если королю объявлен шах (и он уходит из-под него рокировкой)
— если король при рокировке должен пройти через «битое поле» (т.е. поле, которое находится под ударом фигуры противника)
В записи шахматной партии короткая рокировка обозначается «0-0», длинная «0-0-0».
——
Шах — ситуация, когда король атакован вражеской фигурой. В такой ситуации возможно:
— защититься от шаха
— забрать шахующую фигуру другой своей фигурой
— уйти от шаха на другое поле не атакованное вражеской фигурой
——
Мат — такое положение, когда королю объявлен шах, и ему некуда ходить, потому что все свободные поля, куда может пойти король, атакуются вражескими фигурами, забрать атакующую фигуру не возможно, и закрыться от шаха тоже не возможно.
—-
Пат — такое положение, при котором королю некуда ходить, потому что все свободные поля, куда может пойти король, атакуются вражескими фигурами, но королю не объявлен шах, и у игрока нету больше фигур кроме короля, либо нету возможности пойти той или иной фигурой.
—-
Ферзь. Самая мощная фигура шахматной партии. Условная цена ферзя 8 пешек. Ферзь может ходить как по диагоналям, так и по вертикалям, занимая любое из возможных полей, если на его пути нет других фигур, сочетая в себе силу слона (который ходит только по диагоналям) и ладьи (которая ходит только по вертикалям и горизонталям).
—
Ладья. Условная цена 5 пешек. Ходит по горизонталям и вертикалям, на любое возможное место, если на пути ладьи не стоят другие фигуры.
—-
Слон. Условная цена слона 3 пешки. Ходит по диагонали, на любое возможное место, если на его пути не стоят другие фигуры. Слоны бывают чернопольные (те,которые ходят только по черным полям) и белопольные (те,которые ходят только по белым полям).
—
Конь. Условная цена коня 3 пешки. Конь ходит буквой «Г». То есть в начале он перемещается на два поля вперед по вертикали, а затем на одно поле в бок по горизонтали или же он перемещается на одно поле по вертикали, и два вбок по горизонтали, что также является буквой «Г». Отличительной особенностью коня является то, что он может «перепрыгивать» через другие фигуры.
—-
Пешка. Ходит по вертикали, но бьет по диагонали, становясь на место побитой фигуры. Если пешка находится в начальной позиции (например на поле е2), то она может сделать ход через клетку (на поле е4), а может пойти только на одну клетку вперед (е3). Если пешка находится не в начальной позиции, то она ходит только на одну клетку вперед.
Также здесь следует разъяснить такое понятие как «битое поле». Битое поле — это такая позиция когда, к примеру, белая пешка дошла до е5, а черная находится в начальной позиции. Черная пешка делает ход d7-d5, и здесь белая пешка может побить черную, став на поле d6.
Еще одна особенность пешки в том, что достигнув восьмой горизонтали — у белой пешки, и первой горизонтали у черной пешки — она может превратиться в любую фигуру.
Начинают шахматную партию белые. Затем ходят черные и т.д. С каждым ходом перемещается одна фигура. Игра завершается когда одна из сторон получает мат, либо противники соглашаются на ничью. Также игра заканчивается когда один из соперников просрочил время, отведенное ему на партию.
С каждым выигрышем победившему начисляется одно очко, проигравшему — ноль. Если партия завершилась в ничью, то обоим соперникам начисляется по пол очка.
—-
Еще несколько слов. Правила шахмат менялись время от времени. Сейчас же, правила игры в шахматы уже устаканились, и вряд ли когда-нибудь еще претерпят изменения. Они могут поменяться лишь в том случае, если человек сделает такой компьютер, который просчитает все варианты и ходы до самого конца шахматной партии. Не будем говорить что это невозможно, скажем так, на данный момент это невозможно. Уже введены стоклеточные шашки и шахматы. В стоклеточных шахматах добавляется еще одна фигура, под названием «ракета».
Если вам будет что-то непонятно из правил по шахматам (имеется ввиду правил «обычных» шахмат), то можете задавать свои вопросы в комментариях к этой новости.
Источник