Причастие можно ли есть после него
Содержание статьи
Что после Причастия нельзя, можно и нужно | Православиум
Основа основ — Таинство Причастия
Причастие — главное Таинство Православной Церкви и стержень жизни каждого христианина. Это — основа веры человека, фундамент его духовного роста. При осмыслении величия и важности данного Таинства у православного человека нередко возникают вопросы. Например, «что после Причастия нельзя?», «что делать после Причастия можно?» и т. д. Чтобы ответить на них, рассмотрим, в чем состоит значение и суть Причастия.
«Эта Трапеза есть двигатель нашей души, сила, связующая наш разум, основание дерзновения, надежда, спасение, свет, жизнь» (святитель Иоанн Златоуст).

Причастие — главное Таинство
Христос говорил:
«Я есмь хлеб жизни» (Ин.6:48). «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин.6:54).
Апогеем непонятных на тот момент Апостолам слов стала так называемая Тайная вечеря.
В преддверии еврейской Пасхи Иисус уже знал, что «приблизился час» Его крестных страданий. Он в последний раз собрал Своих учеников в Сионской горнице. Здесь по ветхозаветной традиции Он совершил пасхальный ужин, посвящённый памяти исхода еврейского народа из Египта.
Ежегодно все иудеи отмечали этот праздник избавления от египетского порабощения. Иисус Христос, готовясь Своей крестной смертью принести освобождение от рабства греха, наделяет Пасху новым смыслом.
Взяв хлеб, Он преломил его и сказал: «приимите, ядите: сие есть Тело Мое» (Мф.26:26). Затем подал ученикам чашу с вином со словами:
«пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф.26:27-28).
Так в Сионской горнице два тысячелетия назад было совершено первое Причастие. Претворив вино и хлеб в Своё Божественное Тело и Кровь, Христос заповедал: «Сие творите в мое воспоминание» (Лк.22:19).
С того момента Таинство Причастия занимает центральное место в мировоззрении христиан. Протоиерей Григорий Дьяченко называет Его «средоточием тайнодействия христианской Церкви».
«О Таинство, священнейшее всех Таинств, превосходящее само Таинство Крещения. Тем Крещением Владыка общается с нами только по силе (по энергии), а сим Евхаристией — по сущности» (патриарх Геннадий Схоларий (ок.1400 г.).
Каждая Литургия, на которой и совершается Причастие, является напоминанием о жертве Христа за грехи всего человечества. Он добровольно отдал Своё Пречистое Тело и Кровь,
«дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16).
Таинство Причастия — единение со Христом
Само название Таинства открывает его значение. Причащаясь, человек, ни больше ни меньше, становится частью Самого Бога, сопричастником Божественной благодати. Об этом свидетельствовал Иисус Христос:
«Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нём» (Ин.6:56).
Причастие дарит человеку возможность уже здесь, в земной временной жизни, соединиться с Богом.
«Причащение соединяет нас с Самим Владыкой, и мы на самом деле становимся в этом Таинстве причастниками Самого Тела Его и Крови. Мы через пищу сделались смертны, и ниспали из рая, и отделили себя от Бога, а теперь через причащение снова принимаем жизнь вечную. Таким образом освобождаясь от тления, мы соединяемся с Бессмертным Богом, Который ради нас стал смертным в воплощении» (архиепископ Симеон Солунский).
Превращение хлеба и вина в Тело и Кровь Христа великая тайна мироздания, недоступная даже для Ангелов. Только ради человека, ради его спасения от греха и смерти, Христос претерпел Голгофские страдания.
«Пролитая на кресте, эта Кровь омыла всю вселенную… Эта Кровь – спасение душ наших. Ею душа омывается. Она делает наш ум светлее огня. Она делает нашу душу чище золота. Эта Кровь излилась – и соделала небо для нас доступным…» (святитель Иоанн Златоуст).
И за каждой Литургией человеческое естество соединяется с Божественной благодатью. Через вкушение Святых Даров христианин получает силы бороться со своими греховными страстями. Только так он обретает исцеление души и наследует Вечную Жизнь.
«Благодать, даруемая нам Приобщением, так велика, что как бы недостоин и как бы ни грешен был человек, но лишь бы в смиренном токмо сознании всегреховности своей приступал ко Господу, искупляющему всех нас, хотя бы от головы до ног покрытых язвами грехов, и будет очищаться благодатию Христовою, все более и более светлеть, совсем просветлеет и спасется» (преподобный Серафим Саровский).
Причастие — воздух христианина
Человек становится Христианином в полном смысле этого понятия именно в Таинстве Причастия. Оно является необходимостью духа, существованием души, потребностью тела.
В молитве, произносимой священником перед Причастием, мы слышим слова: «во исцеление души и тела». В Таинстве Евхаристии верующий получает не только духовную крепость, но и физическое здоровье. Известно множество случаев чудесного исцеления болезней после принятия Христовых Таин. Естественным для христианина является обращение в болезни к «Врачу душ и телес».
Однако важно помнить, что Причастие — не волшебное средство от болезней и неудач. Это Таинство, объединяющее нас с Богом. Главная его цель — наследование Небесного Царства. И нередко только через болезни и немощи человек начинает осознавать греховность своей жизни, обретает смирение и по-настоящему приходит к Богу.
Поэтому важно уберечься от потребительского отношения к Таинству Причастия. Это не волшебная таблетка, гарантирующая счастливую жизнь. После Причастия нельзя ждать немедленных чудес.
Святые Дары — это Тело и Кровь Господа, Который победил смерть через распятие на Кресте. Крестные страдания открыли человечеству дверь в Рай. Возможно, и наши небольшие земные тяготы по Промыслу Божию станут пропуском в Вечную Жизнь.
«Каждому причастнику Господь подает то, что ему необходимо в данный момент. Кому-то радость, чтобы вдохновленный Святым Причащением человек шел дальше с большей уверенностью. А кому-то испытания и трудности, ведь не для временного благополучия мы приобщаемся, а для вечного, чего не достичь без терпеливого несения собственного креста» (священник Валерий Духанин).
Чувства после Причастия
Причащаясь, человек впускает в себя Христа. В наших венах начинает течь кровь Господа, и наше человеческое естество как бы обожествляется.
Осознавая все величие и таинственность происходящего, христианин может начать искать в себе особые благодатные ощущения и переживания после принятия Христовых Таин. Однако важно помнить, что такого рода мысли — искушения после Причастия. По словам архимандрита Маркелла (Павука):
«Суть Таинства не в том, чтобы испытать восторг. А в том, чтобы с Божией помощью победить себя, свои грехи и страсти и стать ближе к Господу и другим людям».
Не нужно ожидать неземных переживаний и возвышенных ощущений. Впоследствии такие чувства могут стать самоцелью, заслонив собой саму суть Причастия. То есть непосредственно соединение со Христом.
Пытаясь искусственно вызвать в себе чувства восторга или умиления, человек может впасть в прелесть (самообман о собственной ложной святости). Он начнёт считать себя избранным, удостоенным особенных Божественных даров.
Существует и другая сторона этого искушения. Стремясь к каким-то особым переживаниям и не получив их, человек может разочароваться, впасть в тяжелый грех уныния и даже потерять веру.
По этому поводу Феофан Затворник говорил:
«Многие наперед вожделевают получить от святого Причастия то и то, а потом, не видя того, смущаются и даже в вере в силу Таинства колеблются. А вина не в Таинстве, а в этих излишних догадках. Ничего себе не обещайте, а всё предоставьте Господу, прося у Него одной милости – укрепить вас на всякое добро в угодность Ему».
Основным мерилом духовной жизни христианина должны быть не волнения и восторги, а кротость, смирение, душевный мир и любовь.
Что после Причастия нельзя
Таинство Причастия — величайшее чудо в жизни христианской Церкви. В нем человек получает Божественную помощь и благодать, очищается от страстей и греха.
К сожалению, Божественная чистота, полученная верующим в Таинстве Евхаристии, нередко может быть запятнана псевдоцерковными правилами. Сегодня можно услышать немало разного рода «послепричастных» запретов. Например, что после Причастия нельзя целовать иконы и крест. Якобы запрещается есть мясо и плоды с косточкой. Кто-то где-то слышал, что нельзя мыться и стричь ногти и многое другое.
Иерей Андрей Чиженко называет подобного рода суеверия
«околоцерковной традицией, частично смешавшейся с языческим магическим менталитетом».
Забота о таких пустых мелочах отдаляет от главного — от причастности Господу Иисусу Христу. Легко впасть в рассуждения о таких суетных пустяках, как «можно ли спать после Причастия» или «позволительно ли после Причастия прикасаться к другим людям». И тогда мы уподобляемся фарисеям. Тем, кто в стремлении соблюсти внешнюю часть Закона приговорили к смерти Самого Господа.
Главное, что после Причастия нельзя — это праздно проводить время, возвращаясь к своим греховным привычкам и страстям. Нельзя попусту растрачивать тот неоценимый дар, который мы получили в Таинстве Причастия.
«Мы забываем, что Причастие очень ко многому обязывает. Человек, приняв внутрь себя Бога, должен жить не так, как он жил до этого. Причастием его соединение с Богом не кончается. Очень важно то, чтó следует за отпустом Литургии, когда человек возвращается в мир. Он же возвращается, чтобы нести людям тот свет и ту благодать, которую получил!» (митрополит Иларион Алфеев).
Как вести себя после Причастия
Вкусив Святые Дары, христианин впустил в себя Бога. Человек стал Храмом, в котором живет Иисус Христос. И как же страшно стать тем, кто изгоняет Господа. Потому причастившийся должен вести себя так, чтобы словом, делом или мыслью не отогнать полученную Божественную благодать.
Выслушав в храме благодарственные молитвы по Святом Причащении, не нужно сразу погружаться в суету житейских дел.
Необходимо уберечь уста от празднословия и пересудов, а сердце удобрить молитвой и благодарностью Богу. Схиигумен Савва Псково-Печерский (1898-1980 гг.) советует:
«Этот день лучше всего провести в молчании и молитве или в чтении Священного Писания и поучений святых отцов, потому что душа в это время особенно восприимчива к доброму и дивные евангельские слова западут в глубину сердца».
Важно осознать, что наша дальнейшая жизнь уже не может быть прежней.
Митрополит Иларион (Алфеев) говорит, что
«с момента Причастия без паузы, без перерыва должна начаться наша подготовка к следующему Причастию».
А это значит, что день после Причастия, как и все последующие дни нашей жизни должны быть наполнены делами милости, добра и любви. Чтобы горница нашей души всегда была убрана для встречи с самым дорогим гостем — Господом Иисусом Христом.
«По причастии нужно показать исправление, засвидетельствовать любовь к Богу и ближнему, благодарение, тщание усердное о новом, святом и непорочном житии» (святитель Тихон Задонский).
Источник
опросы священнику. О причащении
О причащении
Как лучше подготовиться к принятию Святых Христовых Тайн?
К Таинству Святаго Причащения приступают
только православные, те, кто постоянно ходят в
церковь, строжайше соблюдают все посты, венчанные,
молятся, со всеми живут в мире, каются в грехах,-
такие люди с разрешения духовника приступают
к Чаше.
Нужно готовить заранее и душу, и тело, чтобы соединиться
с Господом. Дня 3-4 попоститься, не вкушать
скоромной пищи, накануне от ужина воздержаться,
заменить его правилом: прочитать два акафиста —
Спасителю и Божией Матери, четыре канона — Спасителю,
Божией Матери, Ангелу Хранителю и канон
ко Святому Причащению. У кого нет такой возможности —
500 молитв Иисусовых и 150 раз «Богородице
Дево, радуйся…» Но и прочитав это правило, даже
если бы мы готовились тысячу лет, нельзя думать,
что мы достойны принять Тело Христово. Надеяться
надо только на милость Божию и на Его великое
человеколюбие.
Перед Причащением необходимо чистосердечно
покаяться в присутствии священника. Обязательно
нужно иметь на груди крест. Ни в коем случае нельзя
подходить к Чаше, если запретит духовник или если
утаишь грех. В телесной и месячной нечистоте также
нельзя приступать к Таинству Причащения. До и
после Причащения надо воздерживаться от супружеских
отношений.
Надо помнить, что до Причащения или после него
обязательно бывает искушение. После Причащения
до утра земные поклоны не делаются, уста не прополаскиваются,
нельзя ничего выплевывать. Надо хранить себя
от праздных разговоров, особенно от осуждения,
читать Евангелие, молитву Иисусову, акафисты,
Божественные книги.
Как часто надо причащаться? Как узнать, что причастился достойно, не в осуждение?
Если человек венчан, соблюдает посты, среду, пятницу,
читает утренние и вечерние молитвы, живет со
всеми в мире, если он вычитывает перед Причащением
все правило и считает себя недостойным, приступая к
Причащению с верой и со страхом, то он
причащается Христовых Тайн достойно. Душа не сразу,
вдруг почувствует себя достойно причастившейся.
Может, на другой день или на третий душа почувствует
умиротворение, радость. Все зависит от нашей
подготовки. Если мы будем усиленно молиться, стараться,
чтобы каждое слово молитвы проникло в сердце,
поститься и считать себя при этом грешным и
недостойным, то можем сразу почувствовать присутствие
в нас Господа. После Причастия будут в нас
мир и радость. Сразу же может прийти и искушение.
Надо быть готовым к нему, встретив, не соблазняться
и не согрешить. Значит, диавол знает, что мы подготовились.
Но самое главное — считать себя грешными
и недостойными. Конечно, если мы будем так
жить, что нас будут насильно принуждать читать каноны,
утреннее и вечернее правило, и мы будем это
делать спустя рукава, у нас в душе и не родится это
чувство греховности. Поболтать у нас хватает времени,
побегать, посмотреть — что где лежит, кто
чем занимается. На это у нас энергии хватает. Или
будем дотягивать, гнать время: «О, три минуты до
полуночи осталось! Надо пойти поесть!» Это не православный
дух. Это дух сатанинский. Так не должно
быть. Православный все должен делать с благоговением
и страхом Божиим. Душа православного
христианина чувствует Бога и после причастия, и
между причастиями. Господь рядом, стоит у дверей
нашего сердца и стучится: а вдруг отворят, услышат
Его стук? Святые отцы чествовали благоговение,
страх в своей душе и поддерживали эту благодать
молитвой. Они, чувствуя, что ослабевает
молитва, исповедовались и приступали к Чаше, и
Господь укреплял! Опять душа возгоралась. Причащение —
это единственное таинство Церкви, где
душа человека может загореться пламенем божественной
любви; потому что в Причащении мы принимаем
в себя Живой Огонь, Самого Творца вселенной.
He передается ли инфекция через крест, ложечку для причащения, иконы?
В церкви мы имеем дело уже с Небом. Здесь мы
уже не на земле. Церковь — маленький кусочек Неба
на земле. Когда мы переступаем через порог храма,
мы должны забыть обо всем земном, в том числе и о
брезгливости (брезгливые обычно блудливые, — говорят
святые отцы). Инфекция передается только греховным
путем. Многие люди работают в инфекционных
отделениях, в туберкулезных больницах, но не
болеют этими болезнями. Туда и священники приходят —
причащают. И никогда никто еще не заразился.
Заражаются люди только через грех.
Когда к Чаше подходят, то принимают с одной
маленькой ложечки — лжицы — Творца Вселенной,
Живого Христа, Тело и Кровь Христовы. Здесь Сами
Чистота и Стерильность. Здесь настолько все чисто,
что у верящих даже не возникает мысль о заразе.
Через руки священника Сам Христос входит в человека.
Не часть Его Плоти и Крови, а в целом в каждого
причащающегося входит Господь. Ангелы в трепете,
в страхе присутствуют. И что тут говорить о
какой-то инфекции. Было время, в 62-63-х годах, атеисты
приходили в церковь и учили, что надо после
каждого причастника лжицу опускать в специальный
раствор. Ну, это для них… Они же не понимают ничего.
А то, что душа их стала уже сосудом сатаны —
это нормально, ничего страшного!
Можно ли причащаться, если не успел вычитать все правило?
Когда праведный Иоанн Кронштадтский служил
в соборе, к нему приехали двое молодых людей. Они
собрались причаститься. Один вычитал правило, а
второй, сильно устав, не смог. И оба пришли в церковь.
Тот, который вычитал, спокойно подошел к
Причастию, и праведный Иоанн Кронштадский его
не допустил. А другой с сокрушенным сердцем говорил
себе так: «Господи, мне так хочется принять Тебя;
а правило я не вычитал, я такой мерзкий, такой гадкий…»
Сам себя осуждая, он подошел к Чаше, и праведный
Иоанн Кронштадтский его причастил. Господу
самое главное — наше сокрушенное сердце, осознание
своего недостоинства. Святитель Иоанн Златоуст
говорит: «Если мы тысячу лет будем готовиться,
мы никогда не будем достойны — мы должны надеяться
на милость Божию. Если Господь не поможет,
мы не сможем причаститься достойно».
Когда причастишься, то чувствуешь на душе
светло, но через некоторое время (в тот же день) это
состояние проходит, на душе снова тяжесть. Чувствуешь
отсутствие Бога. Снова подступают те же страсти. Что нужно делать?
Надо накануне себя подготовить. Надо хорошо
попоститься — «сей же род бесовский изгоняется только
молитвою и постом» (Мф.17,21), поэтому надо накануне
же хорошо помолиться, разогреть свою
душу, попоститься — страсти отойдут. После Причастия
надо стараться пребывать в молитве, сохранять
душевный мир. Те, кто любят самовольничать, бунтовать,
не ценят Причастия. Они причастились — и
сразу же у них рядом и обида, и истерика, и бунт.
Это потому, что не по их воле все происходит. Надо
им бытовать, все до конца разрывать, все отношения.
Вот, таких людей еще много, они называются
бутовщиками. Они ничего не ценят, они ничем не
дорожат. Самое главное — чтобы было все по их желанию.
А если (не дай Господь) что-то против них —
все кругом врагами становятся, и в душе мира никогда,
до самой смерти, не будет. Это самое страшное
состояние души человеческой. Человек живет по своей
воле и никто ему не имеет права ничего говорить. А
так у них все хорошо, только не троньте их — ужалят…
Почему тогда, когда причащаешься, Святые
Тайны иногда имеют вкус хлеба, а иногда как Плоть?
Значит ли это, что в какой-то раз причащаешься в
жизнь вечную, а в какой-то — в осуждение?
Если человек чувствует, что он принимает Плоть,
значит Господь это дает для укрепления веры. Но
правильно — чувствовать вкус хлеба. Сам Господь
говорит: «Я есмь хлеб Жизни» (Ин.6,35).
Мне многие люди рассказывали об этом. Совсем
недавно одна женщина звонила из Киева, говорит:
«Батюшка, у меня вера-то слабенькая. Я когда сегодня
пошла к Причастию, плохо подготовилась. Батюшка
дал мне маленькую частицу, а я у Чаши подумала:
«Какая же здесь может быть Плоть? Когда я даже
языком не чувствую, что он мне что-то вложил в рот?»
Чуточек, крохотку дал. И я никак не могла ту частичку
съесть. Она у меня так во рту и держалась.
Пришла домой — рот полон мяса. Никак не могу проглотить.
Несколько часов я рыдала, плакала, просила
Господа — жалко выбросить, а проглотить никак не
могу! Потом Господь освободил — я проглотила и вот
теперь звоню. Что, я страшно согрешила?» — «Покайся,
что ты усомнилась в этом», — говорю ей.
Мы знаем, что Господь первое чудо сотворил, когда
из воды претворил вино. Ему ничего не стоит из вина
Кровь Свою претворить, а из хлеба — Плоть. Человек
принимает не часть плоти, а в каждого причащающегося
целиком входит Живой Христос.
Мы знаем слово апостола Павла о принятии Святых Даров «без рассуждения «. Хочется узнать, можно ли давать подобные рекомендации человеку не верующему в Бога?
Подходить к Чаше и причащаться могут только верующие люди, те, которые веруют в распятого Иисуса Христа как Сына Божия, искренне исповедаются в грехах. А «сырому материалу», который в церковь не ходит, Богу не молится, постов не соблюдает и стремится причаститься «на всякий случай», мы обычно говорим: «Вам рано причащаться. Надо готовиться». Некоторые защищают таких «прихожан», говорят: «Если их не допускать, то кого же тогда допускать?» Богу количество не нужно, Богу нужно качество. Лучше один человек достойно причастится, чем двадцать недостойно. Святитель Григорий Богослов говорит: «Лучше я свое тело отдам на растерзание псам, нежели Тело Христово недостойным».
Надо иметь рассуждение. Из опыта знаем: все, кто пришел в церковь креститься и не подготовился, остаются вне Церкви. Потому мы просим серьезно подготовить душу к этому Таинству, ходить на церковные службы, молиться. Когда такой подготовленный человек примет крещение, он станет верным членом Церкви, постоянно будет в храме. Вот это и есть настоящие православные. В день Страшного Суда по левую сторону нашего Судии будет очень много крещенных, «православных». Они будут доказывать, что они верующие, но Господь скажет: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу .и ангелам его» (Мф.25,41).
После причастия чуть не попала под машину. Отделалась ушибом… Хочу понять, почему это случилось?
Этому могут быть разные причины. Святые отцы говорят, что перед причастием либо после него, враг обязательно устроит искушение: постарается помешать причаститься либо после причастия отомстит. Он стремится всеми бесовскими кознями учинить препятствие, чтобы человек не мог достойно причастится. Христианин готовится, молится, читает правило ко Святому Причащению и вдруг… кто-то встретился ему по дороге, отругал или дома ближние скандал устроили, все для того, чтобы человек нагрешил и духом пал. Это препятствия от диавола.
Бывает и по-другому. Человек находится во вражде, не примирился, прощения не попросил и идет к Чаше. Или У него на душе есть тайные нераскаянные грехи.
Если человек прошел через формальную исповедь, ни в чем не каялся и к Чаше не раз приступал, он причащался недостойно, себе в осуждение. О таких апостол Павел в послании к Коринфянам говорит, что их «… немало умирает» (1 Кор.11,30).
Если же мы во всем покаялись, ничего не утаили, на совести ничего не оставили, то мы находимся под особым покровом Божиим. Тогда даже если нас и собьет до смерти машина, не страшно: в день причастия желали бы умереть все православные христиане, ибо ради Святых Даров душа сразу восхищается Ангелами на Небо и мытарства она не проходит. В ад в день причастия душа не попадет.
А если такая неприятность случилась, но человек «отделался испугом», остался жив, то это можно расценивать как напоминание Бога о неминуемой кончине, которая может прийти сегодня или завтра. Жизнь краткосрочна. Значит, надо усилить подвиги, больше обращать внимание на духовную сторону своей жизни. Любая болезнь, любой такой случай — это весточка из потустороннего мира. Господь нам постоянно напоминает, что наше земное пристанище временно, что мы живем здесь не вечно и уйдем в мир иной.
Как бы хорошо человек на земле ни жил, он царства здесь не построит. Только однажды ему была дана возможность жить в раю под покровом Божьей благодати. Человек не устоял, впал в грех, и грех сократил дни жизни человека. Вместе со грехом в жизнь человека вошла смерть. Диавол настолько извратил сознание, что грех стал нормой, а добродетель попирается.
Но у нас есть надежда войти в Царство Небесное через праведную жизнь во Христе и очищение души покаянием. А в Небесном Царстве нет ни уныния, ни болезней, ни отчаяния, ни скорбей. Там полнота жизни, полнота радости, И для этого надо постоянно готовиться, ежесекундно помнить: вся наша жизнь — это только подготовка в вечность. Сколько миллиардов людей было на земле, все перешли в мир большинства. И теперь мы стоим на пороге в тот мир.
Можно ли причащаться невенчанным?
Этот вопрос очень сложный, и его должно решать с духовником. Невенчанный брак Богом не благословлен. Например, женщина живет в Москве. У нее квартира. Из другого конца Москвы к ней приезжает мужчина и сожительствует с ней. Ну, и как: можно таких людей допускать до причастия?» Многие воскликнут: «Батюшка, это же блуд. Они незаконно живут».
Хорошо. Потом этот мужчина собирает свои вещички и перебирается к ней, думает: «Что я буду ездить туда-сюда». Приехал, стал жить, прописался у нее. Зарегистрировались в ЗАГСе, на случай развода, чтобы поделить нажитые вместе вещички. Стал ли тогда брак законным? Ничего подобного, он такой же незаконный. Просто они съехались вместе.
Законным этот брак будет тогда, когда они будут иметь крепкую веру, дадут Богу обещание соблюдать в браке чистоту, то есть в посты не потакать пехотным желаниям, не прелюбодействовать на стороне и повенчаются. Вот тогда этот брак будет «зарегистрирован» на Небесах. Этот брак Богом благословлен.
Сейчас многие венчаются по настоянию родителей. Мать сыну или дочери говорит: «Надо вам обязательно повенчаться!» И дети в угоду родителям венчаются в церкви. Мать спокойна, утешена. А они пожили месяца два-три, скандал, и разбежались. Вскоре находят себе другую пару и начинают жить новой семьей. Так они прелюбодействуют и попирают святые узы венчанного, благословленного Богом брака.
Законом, данным Богом, эти люди связаны брачными узами до тех пор, пока один из супругов жив. Умер муж, жена может выйти замуж, и наоборот. Но при живых обоих супругах никто из них не может жить с другим человеком. И ни один священник не имеет права их венчать.
Что Бог сочетал, то человек да не разлучает. «Всякий разводящийся с женою своею и женящийся на другой прелюбодействует; и всякий женящийся на разведенной с мужем прелюбодействует» (Лк.1б, 18). «Вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем своим, — и мужу не оставлять жены своей» (1 Кор.7,10).
Если стало невмоготу жить с супругом, и вы разошлись, значит, надо сохранять себя в чистоте; но лучше примириться с тем, кого даровал Вам Господь.
Мы причащаем младенца, а он почему-то после причастия раздражительным становится.
Многое зависит от родителей. Ребенок безгрешный, святой, а родители часто нераскаянные, и это их внутреннее состояние отражается на ребенке. Упоминается в житии праведного Иоанна Кронштадтского: когда к нему приносили причащать младенцев, некоторые из них не хотели принимать Святые Дары — махали руками, крутились, вертелись. И праведник пророчески говорил: «Это будущие гонители Церкви». Они уже от рождения были противники Бога.
Бабушка втайне от родителей причащает маленького ребенка, ее смущает, что втайне.
Ничего плохого здесь нет. Наоборот, очень хорошо, что кто-то нашелся в семье, делает доброе дело для души этого ребенка. Ребенок должен жить духовной жизнью. Если он не будет причащаться, душа его может умереть и маленький человек будет расти с мертвой душой. Впоследствии им может овладеть злая сила даже до душевной болезни, до беснования. А если этого, по милости Божией, не случится, просто вырастет человек со злым характером.
Маленький посаженный цветочек требует к себе заботы и внимания. Он нуждается в поливке, в рыхлении и освобождении от сорной травы. Так и ребенка необходимо причащать Святыми Тайнами — Кровью и Телом Христовыми. Тогда его душа живет и развивается. Она попадает под особое покровительство Господней благодати.
Источник