Православие можно ли есть кролика
Содержание статьи
Раки и крольчатина: чего нельзя есть православным не только во время поста
Мы привыкли считать, что только в пост запрещено употребление мяса и других скоромных продуктов. Но все не так просто. Если почитать Ветхий Завет, то можно обнаружить, что существует целый список продуктов, которые не должны присутствовать на столе даже вне поста.
Чего нельзя употреблять христианину
В целом, христианской религией почти не регламентируется пищевое поведение человека. В Писании можно найти слова Христа о том, что для него значения не имеет, что употребляет верующий, важны лишь духовные и моральные качества христианина, его действия, слова и мысли. Богом был создан этот мир и все в нем прекрасно, без разделения на «чистое» и «нечистое».
Вместе с тем на разных этапах развития православия появлялись традиции, предполагающие отказ от той или иной пищи. Первые люди были вегетарианцами, их пищей, а также всех, «в ком есть душа живая», являлись трава, плоды деревьев. Такое питание было полезно человеку, в те времена люди жили очень долго.
Но потом население разрослось, возникли новые потребности. Во времена Ноя было дозволено употреблять «то, что движется, что живет». Под строгим запретом было лишь мясо с кровью. Святое писание говорит, что душа животного находится в крови. Кровь разрешается использовать только для жертвоприношений либо проливать на землю. Этим объясняется старинная традиция выпускать кровь животного прежде, чем употреблять его мясо в пищу.
Позже евреям через Моисея были даны указания по поводу еды. В Ветхом Завете говорится, что нельзя принимать в пищу мясо животных, которые были удушены или умерли своей смертью.
Нечистым мясом считались:
- дохлые животные (которым не спустили кровь);
- раки;
- конина;
- крабы;
- рыба без чешуи;
- кролики и зайцы;
- кровь животных и птиц в жареном виде.
При этом запрещенную еду разрешалось употреблять в периоды нужды или голода.
Мясо кролика и зайца, конина: почему запрещены
Согласно Писанию, разрешается употреблять только мясо животных с раздвоенным копытом и тех, которые жуют жвачку. Это козы, коровы, овцы и др. Зайчатина запрещена потому, что животное не имеет раздвоенных копыт, хоть и жует жвачку.
Кроме того, мясо кролика или зайца нельзя есть, потому что их убивают, ударив по затылку, при этом кровь из животного не выходит, а значит также употребляется в пищу, что недопустимо для православных.
Относительно конины единого ответа нет. Мясо относилось к «нечистым» видам. Скорей всего, причиной запрета являлось то, что в конине содержится много веществ, которые негативно сказываются на здоровье человека.
Почему нельзя питаться крабами, раками и рыбой без чешуи
Запрет объясняется тем, что основным продуктом питания этих существ является падаль, поэтому они считаются нечистыми. Кроме того, рыба без чешуи содержит много паразитов, а значит существует риск заражения опасными недугами или глистами. А также кровь такой рыбы выпустить невозможно.
Разрешена ли свинина
В Библии говорится, что несмотря на то, что свинья имеет раздвоенное копыто, она не жует жвачку и является нечистой. Поэтому свиное мясо есть нельзя.
В то же время, Новый Завет говорит о том, что можно употреблять в пищу все, что продается на рынке. И, следуя за неверующими по их приглашению, нельзя отказываться от того, что вам предложат.
В Новом Завете не запрещается употреблять свиное мясо христианину. А также в нем отсутствуют законы относительно другой еды. Разрешено, хоть и не приветствуется, употребление всех видов мяса, которые были запрещены Ветхим Заветом, кроме мертвечины и крови. Но в то же время существуют ограничительные посты, которых нужно придерживаться.
Относительно питания, стоит вспомнить такие слова из Библии: «Все мне позволительно, но не все полезно». Употребляя различные продукты, человек должен учитывать, что не все это будет во благо. Видимо, на этом были основаны христианские запреты по поводу еды. Тело является сосудом для души, поэтому мы должны поддерживать его в здоровом состоянии. А это можно сделать с помощью здорового питания.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание
Источник
можно ли христианам употреблять в пищу кроличье мясо? что об этом есть в Библии?
Evgene Ry Профи (539) 7 лет назад
да в Ветхом Завете есть запрет, — Отличайте скот чистый от нечистого и птицу чистую от нечистой и не оскверняйте душ ваших скотом и птицею и всем пресмыкающимся по земле, что отличил Я, как нечистое. (Лев. 20:25), к нечистым относится и зайчатина ( Втор 14: 7.-8 ). В Иудаизме до сих пор существует не кошерная пища. ( хотя современный Иудаизм имеет мало общего с Ветхозаветным ). Также есть похожие в Адвентизме (и в других бесчисленных протестантских деноминациях) , и в Исламе.
После искупительной смертью на кресте Иисуса Христа вступил в силу Новый Завет. ( Ветхозаветное пророчество о том, что на смену одного закона прийдет новый ( Иеремия 31:31-34 ) сбылось после смерти Иисуса Хрста на кресте, т. к завет или завещание вступает в силу после смерти завещателя ( К Евреям 9:15-16 ). Иисус Христос приходил на Землю, чтобы исполнить волю Отца, заключить второй завет и отменить первый ( К Евреям 10:9 ) ).
Для христианина ( православного ) в нем нет подобных запретов и более того:
— Обличай их строго, дабы они были здравы в вере, не внимая Иудейским басням и постановлениям людей, отвращающихся от истины. Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть. (1Тит. 1,13-15)
— Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем. ( 1Коринфянам 8:8 )
— Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. ( от Матфея 6:31-33 )
— И сказал ученикам Своим: посему говорю вам, — не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться: душа больше пищи, и тело — одежды. ( от Луки 12:22,23 )
— Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести; ибо Господня земля, и что наполняет ее. ( 1 Коринфянам 10:25,26 )
— Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию. Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн. ( к Римлянам 14:19-20 )
Отмена Ветхого Завета — это не человеческая, самовольная отмена. Об отмене неоднократно, подробно написано в Святом Писании — почему, зачем и когда он отменяется.
Отменение прежде бывшей заповеди, т. е закона, происходит по причине его или ее немощи и бесполезности ( К Евреям 7:18-19 ) . Если заключен Новый Завет, то старый завет близок к уничтожению ( К Евреям 8:13 ) . По этой причине у Христиан произошел спор. Бывшие фарисеи говорили, что необходимо обрезаться и соблюдать закон Моисеев, на что Петр ответил им, чтобы они не смущали братьев своими речами и не поколебали души их, и не делали того, чего им не говорили ( Деяния 15:5-24 ).
Ветхий Завет был передан только для еврейского народа в то время, когда Моисей вывел народ Божий из Египта. Закон был передан Богом Моисею, чтобы тот возвестил о нем людям (Исход 34:27-28).Ветхий завет — это детоводитель ( к Галатам 3:24-25 ) , заставляющий под страхом соблюдать заповеди, предусматриваующий физическое наказание за грех. Новый Завет основан на вере и духовном росте без принуждения, человек жаждет правды и страждет Божьей воли ( 1-е Петра 4:19; От Матфея 5:6 ).
Иисус Христос говорит, что слова, которые Он говорит — суть дух и жизнь (От Иоанна 6:68 ) , а заповедь Его — есть жизнь вечная, глаголы вечной жизни ( От Иоанна 12:50, От Иоанна 6:68 )
Ветхий -Завет закон греха и смерти.
Новый -Завет закон духа и жизни
— Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти. ( к Римлянам 8:1,2 )
Я Такой Оракул (88574) 7 лет назад
Животные, которых можно употреблять в пищу, во-первых должны иметь копыта, а во вторых рога, остальное запрещено. Но это написано в ветхом завете, который для христиан не обязателен к соблюдению.
Adil Mehdi Мыслитель (9432) 7 лет назад
А разве христианам разрешено есть свиньи?
———————————————————————
Можно ли есть мяса свиньи?
———————————————-
Касается это также и свиньи,
так как это парнокопытное животное, но не жвачное.
Свинья не может считаться чистой.
Нельзя употреблять в пищу мясо свиньи, а также касаться ее туши. «
Второзаконие 14:8 (Библия) ,
Doktor Tov Гений (71520) 7 лет назад
Кролики в ветхозаветные времена были в списке некошерных. Запрещалась вредная для здоровья пища. Свинина, не прошедшая тщательной температурной обработки, может быть причиной заболевания трихинеллёзом, а зайчатина — туляремией (Левит 11:4-12).
Христиан эта заповедь уже не касается.
Александр Шитиков Мудрец (19808) 7 лет назад
В первом веке в христианском собрании встал вопрос об обрезании. (Некоторые христиане из евреев настаивали на нем) . В Деяниях записано, что апостолы исследовали этот вопрос и сделали следующий вывод: » Святому духу и нам угодно не возлагать на вас дополнительного бремени сверх того, что необходимо: воздерживаться от пожертвованного идолам, от крови, от удавленного и от блуда. Если вы будете тщательно хранить себя от этого, то будете успешны. Доброго вам здоровья! «(Деяния 15:28-29).
Источник: Библия
Валентина Ерефеева Просветленный (29502) 3 года назад
Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святого, как и нам; положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их. Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы? Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они. посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе.
Источник
Мясная пища в христианстве
«Пища должна укреплять тело,
а не вызывать болезнь»
Святитель Василий Великий
Бесспорно то, что для младенца голос матери важнее даже самого звонкого голоса раскрасивой погремушки. Так и мы, в поисках ответа на наши вопросы, минуя неглубокие полуправды, будем припадать своим младенческим сердцем к самому родному и близкому нам родительскому Божиему голосу.
Триединый Господь поставил Церковь на земле и, освятив Её личным присутствием, сохраняет и направляет Её Своей безграничной любовью.
Православие — это горная тропа, восходящая над пропастью в Небесный Иерусалим. По тропе этой следовать можно только твёрдым шагом, на двух ногах — двумя заповедями: любовью к Богу и любовью к ближнему. Ступени же, от которых отталкиваются эти ноги есть Священное Предание и Священное Писание, где немало внимания уделено тому, что мы вкушаем.
Когда мы говорим о мясе, то это может означать следующее:
- мясо — это мышечная масса убитого животного, употребляемая в пищу;
- мясом также называется само блюдо, приготовленное из такой мышечной массы;
- к мясу относится и мышечная часть рыбы;
- мясом может называться собственно мышечная ткань;
- а также это может быть мякоть плодов, окружающая семя.
Понятно, что мы будем обсуждать отношение Православия к животному мясу. Такое мясо делится обычно на говядину, свинину, баранину, конину, курятину и др.
^ Грех ли убивать животных ради еды?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к Священному Писанию, выше которого Святая Церковь никогда не превозносится.
В книге Бытия (Быт.1:29) написано, что Господь дает нам «всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя», и говорит, что нам «сие будет в пищу». Здесь для первых людей отчетливо сказано, что только растительная пища предназначена для человека.
Однако, после всемирного потопа, когда восемь человек вышли из ковчега на голую землю, несомненен тот факт, что такая бесплодная почва не могла накормить их ещё долгое время. Тогда Господь и разрешил им вкушение мяса. То есть Сам Вседержитель, Творец всей вселенной, благословляет вкушение мясной пищи по сложившимся обстоятельствам. Но и тут Он не говорит: «разрешаю вам на время». Он просто благословил.
Господь есть Любовь и всё творимое Им есть благая забота о всем живом в земной нашей жизни и, важно, за ее чертой. Следовательно, ни умерщвление всех людей на планете во время потопа, ни смерть животных по Божиему благословению не противоречит Его благому промыслу о всех нас, как бы ужасно это нас ни впечатляло.
«Ошибается тот, кто считает,
что пост лишь в воздержании от пищи.
Истинный пост есть удаление от зла…»
Свт. Василий Великий.
^ Вопрос читателя: Вегетерианство спасёт мир?
Некоторые люди ошибочно считают, что полное воздержание от мясной пищи приведёт человечество к высшей нравственной точке своего развития и, как следствие этого, мир будет спасен. Однако, страницы Священного Писания говорят, что такой закон не работает. Господь уничтожил потопом всё вегетерианское население земли. Да-да, до Ноя всё человечество питалось только лишь растительной пищей и, несмотря на это, всё равно на земле воцарилось полное растление нравов, растление такой низости, что Господу пришлось пойти на такой решительный крайний шаг.
«Берегись измерять пост простым
воздержанием от пищи.
Те, кто воздерживается от пищи,
а ведет себя неподобающе,
уподобляются дьяволу,
который хотя ничего не ест,
однако ж не перестает грешить».
Святитель Василий Великий.
^ Любое ли мясо для потребления в пищу благословил Господь?
Есть одна важная оговорка, которую сделал Господь при благословении мясной пищи. Он разделил всех животных на чистых и нечистых (Ветхий Завет).
- ЧИСТОЕ животное имеет всего два признака — оно должно быть:
- парнокопытным и
- жвачным.
- НЕЧИСТАЯ пища — это животные, у которых отсутствует хотя бы один из этих признаков. Это означает, что такое мясо для употребления в пищу не годится.
Также к нечистой пище относится идоложертвенное мясо, то есть туша, оставшаяся от животного, после принесения его в жертву идолу.
Вопрос читателя: «Помогите разрешить спор внутри нашей семьи! Наша тётя говорит, что у православного человека должно быть много запретов касательно еды и эти запреты не должны ограничиваться только постом. Она говорит, что православный человек должен готовить мясную пищу только по праздникам, а пищу других народов, узбекскую, японскую, корейскую, татарскую, нам нельзя. А моя мама ей отвечает, что, помолившись, можно вкушать любую пищу. Кто же прав?!»
В этом споре интересно то, что здесь при определённых условиях оказаться правыми могут обе женщины. Всё зависит оттого, куда направлен духовный взгляд каждой из них. «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную», говорит апостол Иоанн. И если эти женщины смотрят именно так на ту еду, как на подкрепление сил для освоения пищи духовной, то это попросту разговор двух ангелов, призывающих друг друга вступить на радость своего пути.
Для первой, видимо, воздержание необходимо от опасения потерять дарованное ей некогда драгоценнейшее чувство Бога. Пытаясь его сберечь, она неумело, возможно, переживает за всех своих близких, которые, по ее взгляду, это чувство не берегут.
А для второй — вполне возможно, что на духовной высоте её сердца пища нужна лишь для того, чтобы хотя бы ещё один день созерцать светотканное лицо Господа нашего Иисуса Христа. Так некогда Сам Господь по голодной человеческой необходимости благословляет апостолу вкушение нечистой пищи во время его молитвенного делания (Деян.10:9-15).
Первому типу людей для спокойствия их совести необходимо определиться, что’ по ветхозаветным законам разрешается употреблять христианину, а что нет. Это также полезно и для людей, нечаянно свернувших с богоспасаемого пути для поклонения своему животу или самой пище, о которых, как говорит апостол Павел, «написано: народ сел есть и пить, и встал играть» (1Кор 10:7), а точнее, поправляет Лопухин «плясать», то есть блудодействовать.
«Возобладай над чревом,
пока чрево не возобладало над тобой».
Свт. Василий Великий.
Так «…пищу других народов .. нам нельзя»?!
В продолжение вопроса от нашего читателя давайте коротко определимся в различиях пищевых ограничений православного человека и представителей других религий, близких и неблизких нам по отношению к Священному Писанию Ветхого Завета. Для этого необходимо коротко упомянуть о наших общих запрещающих понятиях в области питания.
^ Исламская пища — разрешается условно
«Халяль» — это понятие разрешенного и дозволенного в исламе. Противоположное по смыслу понятие — это «харам». Обычно, этими словами обозначают допустимую и недопустимую пищу.
К харамной у мусульман относиться:
- свинина и производные её,
- недозволено потребление мяса с невыпущенной кровью и падаль,
- а также мясо с выпущенной кровью, но приготовленное без произненсения имени Аллаха.
*Мусульманам разрешается есть мясо, которое
было приготовлено только «людьми Писания».
К ним относятся христиане, иудеи и сами мусульмане.
Подробнее: Можно ли православным употреблять халяльную пищу?
^ Иудейская пища — разрешается
«Кашрут» — это свод иудейских законов о запретах в области потребляемой пищи. Пища по этим законам может быть кошерной и некошерной или пригодной и непригодной для потребления.
*«Духовная чувствительность человека,
употребляющего некошерные продукты,
понижается, его сердце «закрывается»
для восприятия духовных идей».
Иудейская мудрость.
Нельзя есть:
- животное, если оно не имеет раздвоеное копыто и не жует жвачку. Это, к примеру, такие животные, как конина, медвежатина, волчатина, собачатина, свинина, зайчатина, мясо лисы и др.
- птиц: «орла, грифа и морского орла, коршуна и сокола с породою его, всякого ворона с породою его, страуса, совы, чайки и ястреба с породою его…» и других. Из птиц можно есть только тех у кого «есть голени выше ног, чтобы скакать ими по земле», то есть это курицы, индюшки, гуси и другие домашние птицы.
- животное, если оно погибло своей смертью (падаль) или было удавлено или убито током, то есть кровь животного осталась невыпущенной (из мёртвого животного кровь не выпустить, так как всякое движение по сосудам прекращается с остановкой сердца).
- рыб и всех обитателей речных, морских и океанских, которые не имеют плавников и чешуи. То есть сюда можно отнести крабов, мурен, акул, китов, молюсков, рачков, раков и лангустов и многое другое.
- жаренную кровью, в том числе кровяную колбасу, бифштексы с кровью и гематоген (пояснения см. дальше).
Различие чистых и нечистых животных и запрещение в Ветхом Завете употреблять нечистых животных в пищу имело специальное и временное значение: научить евреев чистоте жизни и сердца, и было внешним средством отличия и отделения евреев от других народов. С пришествием Мессии такое отделение сделалось излишним: все народы, принявшие Евангелие, освящены и очищены кровию Христа; посему в царстве благодати нест Еллин ни Иудей, обрезание и необрезание, но всяческая и во всех Христос (Кол. 3:11).
Профессор Александр Васильевич Иванов
Рекомендуем также: Кошерные продукты: взгляд православного богослова
«Мясо можно есть только то, которое заколото,
а не убито электрическим током или задушено.
Определить это можно по цвету:
светлое мясо — с выпущенной кровью;
тёмное мясо — с невыпущенной (мертвечина);
синее — удавленина».
Отец Даниил Сысоев
^ Вьетнамская пища — не рекомендуется
Камнем преткновения является распространённый принцип заготовления мяса у тайцев и некоторых других родственных им народов. Перед тем, как убить животное, его долго избивают с целью пропитать живое мясо кровью.
*«Христианам лучше бы вообще создать
свои скотобойни и магазины,
где заведомо продавалось
бы ритуально чистое мясо…».
Священник Олег Стеняев
^ Почему нельзя есть кровь, в том числе и жаренную, кровяную колбасу, бифштексы с кровью и гематоген?
В книге Бытия мы читаем наставление Божие: «только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте» (Быт.9:4). Эти наставления Вседержитель делает для Ноя и его семьи после потопа. То есть, благославляет есть плоть, но запрещает есть душу. По слову Божиему, кровь соединена с душою того, кого окормляет: «душа тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает» (Лев 17:10). Слово «душа» в данном случае обозначает жизнь. Здесь Господь говорит о том, что всякая кровь должна быть использована либо для жертвоприношения Ему, либо пролита на землю. Отсюда древняя традиция у «людей Писания», то есть у иудеев, мусульман и христиан, выпускать кровь у животного перед потреблением его мяса в пищу.
А далее, в книге Левит мы находим результат отступления от этой заповеди: «обращу лице Мое на душу того <..> и истреблю ее из народа ее» (Лев.17:11), говорит Господь. Люди Ветхого Завета ревностно исполняли обрядовые правила. Собором апостолов, который состоялся около 50 года в Иерусалиме, было утверждено положение, по которому на христиан из язычников непосильные иудейские правила не накладывались. В то же время было указано о необходимости воздержания от удавленины и крови (Деян.15:20). Подробнее в разделе «Кровь».
*«Гематоген хоть и является
производным крови крупного рогатого скота,
однако, приём его в лечебных целях
возбраняться не может».
Отец Олег Стеняев
^ Кровь нельзя есть, но как она может очистить душу?
В указаниях на то, что «кровь сия душу очищает», говорится об окроплении Божиего жертвенника в качестве залога за содеянный грех (подробно в книге Левит).
Этот кровавый акт при поверхностном взгляде на историю Священного Писания кажется бессмысленным и жестоким. Однако, всё остаётся труднообъяснимым до тех пор, пока на свет ни появляется Господь Иисус Христос. Спаситель Сам стал «тельцом» для жертвенника и окропил Кровью Своею Жертвенник-Крест, чтобы раз и навсегда очистить души наши от пропасти богоотчуждённости. Это Божие указание есть прообраз Великой будущей Жертвы за наши грехи. «Христос <..> со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» (Евр.9:11,12), говорит апостол Павел в письме к иудеям.
Вот так Богочеловек примирил человека через Свою Кровь с Богом Отцом. Так и мы через вкушение Крови и Плоти Божией, шагом минуя непреодолимую пропасть, становимся причастными Царству Небесному.
^ Почему установлены запреты на пищу?
В Апостольских правилах есть особые указания на отношение христиан к Ветхому и Новому Заветам. Там сказано: «Книги же яко подобает почитати Ветхого и Нового Завета суть». Поэтому Православная Церковь анафематствовала, то есть отлучила от Себя, всех тех, кто усомнился в святости и богодухновенности книг Ветхого и Нового Заветов.
Святитель Амвросий Медиоланский называл оба Завета «чашами премудрости» в наших руках, потому что, говорил он, из «обеих пьете Христа».
Договор Бога с людьми
Слово «завет» означает договор. Под «Ветхим Заветом» подразумевается договор с древними праведными патриархами, то есть отцами и представителями народов земли, — Ноем, Авраамом, Исааком и Иаковом. Их можно представить драгоценными семенами, упавшими сеятелю в руку в период всемирной засухи. Цель Господа — уберечь от болезней и смерти жизнь в этих семенах, то есть сохранить чистоту веры и рода, в котором должен появиться на свет Христос, Спаситель мира. Поэтому Он выдвигает строгие требования в вере, преданности и послушании. Взамен же даёт Своё благословение и обещает даровать спасение народу Божиему.
Забота Всевышняго о людях Своих заключалась в Его заповедях, некоторыми из которых были заповеди о внимательном отношении к пище. Однако, необходимо понимать, что теперь, когда Христос уже родился, жил между нами, был распят, воскрес и восседает одесную Бога Отца, это ветхозаветный договор, строгий по понятным уже причинам, приведен в исполнение. А ныне для нас тянется время Нового Завета, договора между всему людьми без выделений и разграничений, договора «покаяния-прощения», главным критерием которого является наша личная совесть.
Рекомендуем также: Почему в пост запрещены именно мясные продукты?
^ Критерий воздержания от пищи — наша совесть?
Из чего исходил Господь, устанавливая такие разделения, сказать трудно. Быть может, здесь отражаются некие санитарные соображения, но скорее всего то, о чём знает только Бог, а мы можем только догадываться. Одно ясно, если заповедь — это тропа, то нарушение заповеди — это болото в стороне от неё, — можно завязнуть и никогда не выбраться. Так, невидимые границы этой спасительной тропы — Божиего «договора», ныне пришедшего в исполнение — инерционно, подобно раскрученному велосипедному колесу, тянутся и до нашего времени. Так, к примеру, апостол Лука рекомендует «воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда», но тут же ставит на этом грубом пьедестале заповедь новой высоты, Нового Завета, заповедь суда собственной совести: «не делать другим того, чего себе не хотите» (Деян.15:29).
А апостол Павел, подтверждая отмену Христом необходимости ветхозаветного закона, говорит, что закон этот не может «сделать в совести совершенным» исполняющего его, ибо доходит только «до плоти». Эти заповеди были установлены, говорит он «только до времени исправления». Только Христос, пишет апостол Павел, «Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!» (Евр. 9, 9-14).
О благословении на нарушение по необходимости этой заповеди говорит и апостол Пётр. Ему было видение, в котором к нему во время голода и молитвы спустился с отверстого неба «некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю». В этом полотне находились «всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные». Господь призвал Петра поесть, однако Петр, испугавашись, ответил, что он «никогда не ел ничего скверного или нечистого». И Господь ответил ему: «что Бог очистил, того ты не почитай нечистым» (Деян. 10, 9-15).
Так, на «Апостольском» соборе было принято и ограничить эту заповедь постановлением воздерживаться от крови, удавленины и идоложертвенного мяса (Деян. 9:12), то есть приносимого на поклонение идолам. Но всё же, на высоте своей боголюбивого сердца апостол Павел разрешает вкушение всего, «что продаётся на торгу, <..> без всякого исследования, для спокойствия совести» христианского сердца. При этом он находится уже на такой высоте, что личность его растворяется в подвиге бесконечной любви. «Для слабых я был слаб, чтобы приобрести слабых, для всех я стал всем, чтобы спасти, кого можно» (1 Кор.9:22), говорит христоподобный апостол Павел.
Для той любви, которой любил апостол Павел, нет никакого ограничения, ничего чистого и нечистого, никакого закона, ибо он стал выше закона. Так и для нас закон этот нужет только с целью приобретения такой безграничной и жертвенной любви к Господу и ближнему своему. Нам, кто всё ещё страстные желания чрева своего путает с жизненнонеобходимой истиной.
Автор: Диакон Владимир Рождественский,
физиотерапевт НИДОИ им. Г.И. Турнера
Источник