Отчитка можно ли есть

Валерий Духанин. Что такое отчитка, и как к ней относиться / Православие.Ru

В наши дни существует много споров по поводу отчитки. С
одной стороны, часто можно услышать (особенно среди
простого народа) рекомендацию пройти отчитку в связи с
самыми разными проблемами: пьет человек, плохо учится, не
хочет ходить в храм, заболел тяжелой болезнью, испытывает
неудачи в личной жизни и т. д. – во всем узреваются
происки демонов, от которых предлагают избавиться
присутствием на отчитке. С другой стороны, можно услышать
крайне критичное и скептичное отношение к этому
чинопоследованию, которое воспринимается как абсолютно не
нужное и инородное Церкви.

Что же представляет собой отчитка? Как к ней относиться? И
кому следует на ней присутствовать?

Отчитка можно ли есть

Отчитка – церковный чин, в котором
произносятся особые заклинательные молитвы с целью
изгнания из одержимого человека нечистой силы.
Применяться этот чин должен в тех исключительных
случаях, когда человек оказывается под тотальным
воздействием вселившегося в него темного духа и уже не
контролирует свои движения и поступки. Допустим, в
Евангелии мы читаем о гадаринском бесноватом, который
днем и ночью бился о камни, а когда его заковывали в
цепи, то он разрывал узы и в беспамятстве носился по
пустынным местам. Христос Своей благодатной силой в
одно мгновение освободил несчастного от тяжких уз
одержимости (см.: Мк. 5: 1–13; Лк. 8:
26–33). Эту-то силу изгонять темных духов Господь
передал Своей Церкви.

С пришествием в мир Сына Божия бесы утратили над людьми
былую власть. Из Евангелия мы узнаем, что не только
Спаситель изгонял нечистых духов из одержимых ими людей,
но и Его ученики. «Господи! и бесы повинуются нам о
имени Твоем» (Лк. 10: 17), – с удивлением
восклицали апостолы, возвратившись с проповеди. А после
Своего Воскресения Христос обещал верующим в Него в
качестве одного из знамений: «Именем Моим будут
изгонять бесов» (Мк. 16: 17). По словам преподобного
Нила Синайского, «произнесение имени Божия в бегство
обращает демонов»[1].
Тем более что крест Христов стал для демонов
нестерпимым мучением. Поэтому заклинание и изгнание
темной силы именем Иисуса Христа и крестным знамением
– явление в Церкви изначальное.

В середине II века святой Иустин Философ обращался к
язычникам со следующим свидетельством: Спаситель
«родился по воле Бога и Отца ради верующих в Него
людей и для сокрушения демонов. Это и теперь вы можете
узнать из того, что происходит пред вашими глазами. Ибо
многие из наших, из христиан, исцеляли и ныне еще исцеляют
множество одержимых демонами во всем мире и в вашем
городе, заклиная именем Иисуса Христа, распятого при
Понтии Пилате, между тем как они не были исцелены всеми
другими заклинателями, заговорщиками и чародеями, –
и тем побеждают и изгоняют демонов, овладевших
человеками»[2].

Как видно из приведенных слов, даже язычники знали о
существовании в среде христиан особых лиц, заклинавших
одержимых именем Иисуса Христа и тем самым изгонявших из
них нечистую силу. В первые века христианства это было
одним из служений Церкви. Экзорцисты, то есть заклинатели
нечистой силы, получали на то особое благословение
епископа. Самочинно браться за это дело не положено,
поскольку 26-е правило Лаодикийского Собора гласит:
«Не произведенным от епископов не должно заклинать
ни в церквах, ни в домах».

Со временем сформировался особый чин, в котором собраны
молитвы об изгнании демонов силой имени Иисуса Христа. В
требнике он называется «Последование молебное о
немощных, обуреваемых от духов нечистых», а в
простонародье называется отчиткой. Это чинопоследование
приносит реальные плоды. Вот история, случившаяся не так
давно. Молодой человек Алексей по непонятным для близких
причинам стал крайне агрессивен, к жене и маленькому
ребенку теперь относился крайне нетерпимо, начал бить
малыша, которому не было и года. Хотя до этого к
христианству был вполне благосклонен, теперь всякое слово
о вере Алексей встречал крайне враждебно. Родные были
очень расстроены столь резкой переменой. Один его
родственник поддерживал отношения с насельниками
Свято-Троицкой Сергиевой лавры, неоднократно беседовал с
монахами о случившемся, и было решено пригласить
страждущего на отчитку. Когда его привезли, Алексей даже
не захотел выйти из автомобиля, реагируя на каждое слово
удивительной агрессией. В другой раз родные пошли на
хитрость – предложили вместе посетить какое-то
мероприятие, проходившее в музее лавры; машину на этот раз
по особой договоренности пустили внутрь обители. Мама
страждущего пошла в храм, где проходит отчитка, заказала
поминание с именем сына, а Алексею после мероприятия в
музее предложили зайти за мамой. Когда они прошли в сам
храм, Алексея удалось протиснуть вперед, откуда выйти в
связи с самой давкой было уже затруднительно. После
невольного участия в молебном пении страждущий испытывал
сильную слабость, а через несколько дней это был уже
другой человек – от прежней агрессии не осталось и
следа, он даже перестал курить и пить, к жене и ребенку
стал внимателен и ласков, к Церкви теперь относился
благоговейно.

Очевидно, что в данном случае церковное чинопоследование с
усиленной молитвой близких помогло страждущему человеку
избавиться от реальной одержимости. Кстати, подобным же
образом некоторые экстрасенсы, заинтересовавшись феноменом
отчитки и решив испытать его на себе, благополучно
расстались со своими «чудесными» способностями
– для кого-то отчитка послужила первым шагом к жизни
в Церкви.

Вместе с тем стоит сказать несколько слов о часто
неправильном, почти магическом отношении к отчитке. В наши
дни нередко встречается нездорово повышенный интерес к
этому чину. Едут сами и везут с собой родных и близких
все, кто хоть в чем-то узрел себя и их подверженными злой
силе, порче или сглазу. Одна знакомая пожилая женщина все
выспрашивала, как бы отвести на отчитку сына, которому
перевалило за двадцать, а на вопрос о причине объяснила,
что он не хочет учиться, пьет пиво, игнорирует храм и
раздражается, когда мать предлагает ему выпить святой
воды. Но ведь все указанные симптомы могут выражать личную
бездуховность человека, которому в свое время не привили
веру, а сам он не испытывает к тому интереса. Понятно
раздражение неверующего, когда ему навязывают выпить
святой воды или пойти в храм – это далеко не всегда
можно отождествлять с беснованием.

Некоторые, по совету других, отчитываются «на всякий
случай», по принципу «кто его знает, может, на
меня кто-то порчу навел, а отчитка сразу поможет». И
стар и млад торопятся снять с себя все наветы и сглазы
простым и нехитрым способом – присутствием на
отчитке. Здесь мы встречаем удивительную ситуацию –
человек вроде бы хочет избежать оккультного на себя
воздействия, а сам поступает по магическим принципам
– надеется на сам по себе ритуал безотносительно к
личному духовно-нравственному исправлению. Иной раз
случается и такое, что какой-нибудь тщедушный колдун
направляет обратившегося к нему пациента к батюшке,
занимающемуся отчиткой: «Он посильнее меня».
Повторим, что и к самой отчитке часто относятся как к
некоему магическому действию, которое должно само по себе
помочь несчастному.

Читайте также:  Бузина красная можно ли есть плоды

Да, упомянутый чин в необходимых случаях приносит свои
плоды. Но часто мы, к сожалению, никак не хотим осознать
ту истину, что для улучшения состояния собственной души
важно не просто выстоять какой-нибудь древнецерковный чин,
а заняться существенным исправлением личной духовной
жизни. Блаженный Феофилакт Болгарский писал:
«Освободившиеся от бесов еще хуже становятся
впоследствии, если не исправляются»[3].
Для этого требуется серьезно подготовиться к исповеди,
вспомнив прожитую жизнь с самого детства, ввести себе в
правило регулярно молиться дома утром и вечером,
еженедельно посещать храмовые богослужения и как можно
чаще причащаться святых Христовых таин. Мало этого,
нужно постоянно читать духовную литературу, и не только
Священное Писание, которое, увы, многие понимают
по-своему, но и творения святых отцов, и полезные
современные духовные книги, общаться с воцерковленными
людьми, чтобы полностью переменилась сама атмосфера
жизни. Только существенное изменение как внутреннего
склада своей души, так и внешнего строя жизни, когда на
первом месте уже будет Бог и исполнение Его заповедей,
а на втором – все остальное, способно привести к
всецелому освобождению души от влияния темной силы.

Понятно, что невозможно одной отчиткой решить вопрос
воцерковления родственника или знакомого, тем самым
вложить в него навык к учебе или заставить более серьезно
относиться к жизни, поскольку нельзя никаким чином
изменить личность без ее добровольного на то согласия и
усилия. Если это реальная одержимость, то по вере родных и
близких возможен эффект. Но если это свободно избранная,
личная позиция человека, то сам по себе чин не поможет.
Прочитали над таким человеком молитвы, окропили святой
водой, осенили крестом, а он внутри остается прежним,
потому что изменяться не хочет.

Более того, во многих ситуациях даже при очевидной
одержимости требуется не отчитка, а нечто другое. Всякое
демонское наваждение имеет свою причину, которую и нужно
устранять. Апостолам, не сумевшим изгнать демона из
одержимого юноши, Спаситель сказал: «Сей же род
изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17: 21).
Это значит, что победа над злыми духами возможна лишь при
аскетической жизни, благодаря которой христианин
освобождается от страстей и получает от Бога благодатную
помощь. Эта победа осуществляется только при решительном
исправлении своей жизни. Вспомним, что Господь исцеленного
Им человека напутствовал заповедью: «Ты выздоровел;
не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего
хуже» (Ин. 5: 14).

Святые люди, например праведный Иоанн Кронштадтский,
изгоняли темную силу самыми краткими молитвенными фразами,
без специального чина. Это значит, что не столько
формально исполненное правило, сколько жизнь по заповедям
Божиим, в приобщении Его благодати, страшна темным духам.
И потому сама отчитка для тех, кто действительно страждет
от нечистых духов, есть лишь вспомогательное средство,
своего рода дополнительное условие, которое помогает при
полной внутренней решимости жить в согласии с Богом.

Одной инокине, задавшей вопрос о противодействии демонским
наваждениям, святитель Игнатий (Брянчанинов) писал:
«Никаких заклинательных молитв не нужно: они
прочитаны над каждой из вас при святом крещении. Нужно
предаться воле Божией и признать себя достойным всякого
человеческого и бесовского наведения: тогда страхование
пройдет само собой. Оно ни от чего так не истребляется,
как от глубокого сердечного сокрушения»[4].
Не чинопоследования сами по себе защищают от демонов, а
стяжание добродетелей. Высшая добродетель –
смирение. Если гордость приятна демонам – именно
из-за гордости попускаются человеку несчастья и
душевные бедствия, – то смирение, словно огонь,
жжет и прогоняет диавола.

Что же касается собственно одержимости, то
непосредственное вселение злого духа в человека возможно
лишь при особом попущении Божием и когда сам человек
расположил себя к этому порочной и легкомысленной жизнью.
Еще раз вспомнив слова Евангелия о том, что «сей же
род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:
21), можно, рассуждая от противного, заключить, что в
человека входят они за его крайнее невоздержание и
отвращение от Бога (противоположность поста и молитвы).
Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорил:
«Нечистые духи не иначе проникают в тела одержимых
ими, как овладев наперед их умами и помышлениями. Обнажив
умы от одежды страха Божия, памяти о Боге, злые духи
нападают на них как на обезоруженных и лишенных Божией
помощи и Божия ограждения и потому удобно побеждаемых и
наконец устрояют в них жилища, как бы в представленном им
владении»[5].

Людей пугает беснование, видимая беспомощность человека,
оказавшегося во власти нечистой силы. Однако мало кто
обращает внимание на внутреннюю подчиненность диаволу, к
которой мы обыкновенно скатываемся, принимая вражьи
помыслы и исполняя его злую волю.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) указывал на возможность
двоякого пребывания сатаны в человеке: чувственного и
нравственного. Чувственное пребывание – всем
известное беснование, когда бес вселяется в человека и
мучает его душу и тело. Нравственное пребывание –
когда человек является исполнителем воли диавола, то есть
постоянно и безудержно грешит; демон, не вселяясь в
человека чувственно, овладевает его разумом и волей,
соединяется с ним в его духовной сфере[6].
Читатель, наверное, удивится, узнав, что второй вид
пребывания – наиболее опасный, потому что влечет
человека на вечные муки души, тогда как первый вид
может быть попущен Богом как особая скорбь во спасение
души человека. Святитель Игнатий писал: «В
духовном отношении такое наказание Божие (чувственная
одержимость. – В.Д.) отнюдь не служит
худым свидетельством о человеке… Гораздо
маловажнее беснование, нежели принятие какого-либо
вражеского помысла, могущего навеки погубить
душу»[7].
Важно остерегаться сознательного подчинения в своих
делах, словах и мыслях воле диавола, уподобляться ему
по своей нравственной жизни.

Читайте также:  Можно ли есть перед взятием крови из вены

Преподобный Симеон Новый Богослов в одном из своих слов
констатировал печальный факт: люди сначала потеряли образ
Божий (в своих делах и жизни), а теперь теряют образ
человеческий и становятся по образу диавола. В этом смысле
нечистый дух может навеки завладеть человеком и легко
совершает это, если человек не противится внутренним
приражениям невидимого врага. Обыкновенно это происходит
незаметно для внешнего наблюдателя, без шокирующих взор
проявлений беснования. Так, об Иуде-предателе мы читаем:
«Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом,
одного из числа двенадцати» (Лк. 22: 3), – и
бывший апостол направился предавать Христа. Напрасно
думать, что Иуда сделался бесноватым в полном смысле этого
слова. Но как это можно последовательно проследить по
Евангелию от Иоанна, Иуда допускает к себе диавола своей
страстью сребролюбия (см.: Ин. 12: 6), затем диавол полнее
овладевает его сердцем (см.: Ин. 13: 2) и, наконец,
решительно вселяется в него, делая его прямым исполнителем
своей воли (см.: Ин. 13: 27). Такое бедственное положение
было приуготовлено ненасытными страстями, в частности
сребролюбием и нераскаянностью.

Всякая греховная страсть по сути есть подчинение лукавым
духам. Неконтролируемые вспышки гнева, самомнение с
презрением к ближним, сквернословие, доходящее до
внутренней потребности в матерных словах, пристрастие к
соблазнительным изображениям – это и многое другое
есть подчинение души темным силам.

Собственно, душа каждого человека есть вместилище, которое
не терпит пустоты. Если ты не созидаешь в себе храм Божий,
то станешь обиталищем темных сил. У нас нет иного выбора
– либо устроять в своем сердце алтарь Богу, либо оно
превратится в мерзость запустения. И потому от духовной
активности человека напрямую зависит как устойчивость его
души в мире земном, так и благополучие его в мире вечном.

Источник

Вечный вопрос: помогут ли отчитки ? Болезни душевные и телесные.

— Некоторые думают, что если человек верующий, то он абсолютно защищен. Нет, в какой-то мере иногда Господь попускает, может быть, для очищения, потому что хоть немножечко, но какое-то тщеславие у нас у всех есть. А если человек обладает великими дарованиями, неизбежно где-то глубоко в душе какой-то червячок такой появляется, который говорит: «Ну, ты ж не такой, как все».

Кавказский скит Валаама

Мы знаем, что апостол Павел тоже физически страдал от какой-то серьезной болезни, потому и говорил: «Дан мне пакостник в плоть, чтобы пакости мне делал, дабы я не превозносился чрезвычайностью откровений» (ред. — см.: 2 Кор. 12:7).

Ни один человек, обладая высочайшими дарованиями от Бога, не застрахован от действия демона гордыни, который орудует незаметно. И человек, чувствуя, что он в какой-то мере, даже в большой, отличается от других, что он имеет такие дарования, которые имеют единицы, конечно, не может не подумать в какой-то момент: «А все-таки я немножечко, но получше других». Это незаметное ощущение, даже не мысль, а какое-то внутреннее чувство самозначимости может уничтожить все плоды духовные. И поэтому великим подвижникам Господь часто попускал какие-то тяжелые болезни и искушения.

Кавказский скит Валаама

Мы помним, что Серафим Саровский страдал очень сильно, когда ему проломили череп, и вот с таким проломленным черепом он и прожил последние годы жизни — согбенным. Мы знаем, что Амвросий Оптинский, который исцелял тысячи людей, к нему приходивших, сам болел в течение сорока трех лет и часто настолько плохо чувствовал себя, что принимал людей лежа — не мог стоять, но сдерживал эту боль, обливаясь пóтом, пытался ее пересилить так, что весь был насквозь мокрый, и с него по пять раз в день мокрые рубашки снимали.

И мы знаем много других святых, которые сильно болели, при этом, обладая даром исцеления, исцеляли других, но сами очень страдали. Вот из последних я могу назвать человека, которого двадцать лет знал лично, общался с ним. Этот человек реально исцелял людей и на моих глазах, и я знал тех, кого он исцелил от неисцелимых болезней, в том числе от рака.

Это был старец, схиархимандрит Савва (Телианиди), который последние годы жил в Тбилиси.

До этого он подвизался в горах Абхазии, а впоследствии служил в греческом городке Цалка в центральной Грузии, высоко в горах. Этот городок находится на высоте 1600 метров, там греческое население (ред.: до распада СССР Цалка был единственным городом в Советском Союзе, населённым только греками. В школах преподавание велось на русском языке, а греческий язык изучался как иностранный вместо английского. В настоящее время греческое население почти полностью эмигрировало на историческую родину).

А поскольку сам отец Савва был грек по происхождению, родившийся в Абхазии, он служил в этом городке. Его Патриарх направил туда, потому что он был этническим греком, а в Цалке тоже жили греки. Вот этот человек действительно обладал дарами и прозорливости, и исцелений, что я сам лично видел, но при этом он очень сильно болел. Особенно последние два с лишним десятка лет он очень сильно болел. Он еле-еле ходил, у него были страшные боли, от которых он иногда, можно сказать, даже кричал. И тем не менее, он при этом на моих глазах исцелял людей. Сам болел, а других исцелял. Вот так иногда Господь попускает, чтобы не превозносился человек своими сверхъестественными дарами от Бога.

Но если человек неверующий, он абсолютно не защищен, с ним можно сделать все, что угодно. Если он верующий, у него все-таки будет защита благодатью Святого Духа.

— Батюшка, извините, но, послушав эту часть беседы, нас сразу же спросят: «А как защищаться?» Очень модно и популярно, и просто сделать – сходить на отчитку: сходил на отчитку — и все хорошо.

— Ну, такие люди хотят фактически таблетку получить от священника, как от врача, проглотить ее и ничего не делать для своего спасения, просто освободиться от демона. В наше время Господь не дает такой возможности, и я не знаю фактически ни одного экзорциста, который читает заклинательные молитвы и якобы изгоняет демона, и чтобы после этих отчиток люди действительно освободились от мучительства, от насилия демонов на их тело и психику. Я таких людей не знаю. Но есть те, которые занимаются отчитками, однако толку я в этом не вижу никакого. Люди часто приходят в Душепопечительский центр Иоанна Кронштадтского, в котором пытаются реабилитировать и часто реально помогают людям, которые попали под воздействие оккультное, демоническое и повредились в чем-то. Они приходят туда, но потом говорят, что после отчиток им стало хуже, — это демоническое воздействие усилилось. А вот реальных случаев исцеления я, честно говоря, не знаю. В наше время люди должны самостоятельно потрудиться, чтобы избавиться от нечистого духа, от этого воздействия демонического. И поэтому «таблетка под язык» не действует.

Читайте также:  Можно ли купать ребенка при ветрянке если есть температура

Когда-то отец Адриан (Кирсанов) из Псково-Печерского монастыря изгонял демонов, и он говорил: «Я видел реально». Я помню его с 1982 года и видел его отчитки. Действительно, он помогал: бесы выходили из людей. Да, человек получал исцеление от каких-то тяжелейших психических состояний, болезней, становился абсолютно нормальным без всяких лекарств, без психиатров. Почти все, за редким исключением, психические болезни являются разными формами воздействия демонов на психику человека. Так вот, отец Адриан помогал, а потом говорит: «Ко мне эти люди возвращались через год-два в еще худшем состоянии. И я понял, что бессмысленно это делать, потому что я изгоняю демонов, человеку становится легко, и он продолжает ту же греховную жизнь, которой жил до того, как пришел ко мне».

Но как мы знаем из Евангелия, если демон выйдет из человека, через некоторое время он возвращается, чтоб посмотреть свой домик, откуда он вышел. И если находит, что домик этот пуст и там нет благодати Святого Духа, он не заполнен ничем, а тем более человек еще продолжает грешить, то демон, который жил там, берет с собой семь злейших себя духов, то есть высших по чину, и возвращается.

Как мы знаем, у демонов такие же девять чинов, как и у ангелов, потому, что это тоже ангелы, только падшие. И вселяются уже не один, а восемь — и тот, который был, и еще семь дополнительных — «и бывает для человека того последнее хуже первого» (Мф. 12:45). Вот когда отец Адриан увидел это, он просто перестал заниматься экзорцизмом, перестал принимать людей, перестал изгонять демонов. Потому что люди не меняются. Вот именно поэтому сегодня Господь и не дает людям таких старцев, которые могли бы изгонять: это приводит к еще более усиленному воздействию демонов на человека, то есть ему становится еще хуже.

Если человек хочет исцелиться, он должен начать вести реально православную жизнь, то есть, исповедоваться чисто — генеральную исповедь за всю свою жизнь, во-первых, сразу. И потом регулярно исповедоваться, чтобы убрать ту грязь грехов, которая накапливается, как пыль ежедневно накапливается на подоконнике, и если не вытирать его в течение месяца, там уже будет такой слой, можно будет написать пальцем какое-то слово. Вот также точно на душе накапливается, и регулярно смывать эту грязь необходимо исповедью. И если этот человек начинает участвовать в жизни Церкви, то регулярно посещает храм, регулярно причащается, конечно, и использует Таинство елеосвящения, или, как его называют, соборования, потому что это именно сугубая молитва о болящих , о тех, которые болеют и физически, и духовно. Об этом молитвы все, а вовсе не о том, чтоб человек побыстрее умер. Так некоторые думают, что соборуют только перед смертью. Ничего подобного! Там ни одной молитвы о смерти нет, там, наоборот, все молитвы только об исцелении, то есть просьба к Богу о духовном и физическом исцелении. И вот если человек начинает жить по-христиански, мыслить по-христиански, он начинает понимать свою веру, изучать ее, знать ее — не просто где-то что-то услышал, а должны быть реальные знания и в какой-то мере догматического богословия. Сейчас это доступно любому человеку. Все сейчас поголовно грамотные, все умеют читать, все имеют, как минимум, среднее образование, поэтому стыдно христианину не знать свою веру. Как минимум, катехизис он должен знать назубок, как минимум, должен прочитать от корки до корки «Закон Божий» под редакцией протоиерея Серафима Слободского, хотя бы вот этот минимум. И читать книги святых отцов. Вот тогда человек начинает веровать уже сознательно, не интуитивно.

Как многие современные христиане веруют? Вот поскребешь их ноготочком снаружи, как, например, редиску — если ее поскрести, снаружи она красная, а внутри-то она белая, — то обнаружишь, что снаружи-то вроде христианин, а внутри язычник типичный, а иногда даже и индуист. Разговаривал с разными христианами, с прихожанами, и вдруг оказывается, что они не верят в то, что после смерти будет Суд Божий и вечная жизнь. Они говорят: «Нет, я не принимаю такого учения, я верю в перевоплощение, что постепенно, через ряд перевоплощений я буду становиться лучше, и лучше , и лучше, и в конце концов, уже где-то там в нирване какой-то буду».

Кавказский скит Валаама

А человек ходит в храм, регулярно исповедуется и причащается. Но это типичный индуист, фактически — язычник. Таких очень много. Они не знают своей веры христианской. Поэтому если человек в такой мере христианин, он, конечно, не получит исцеления. Он будет ходить на все эти отчитки, он будет причащаться, собороваться, но не получит благодати Божией, потому что не знает откровения Божиего. Он не знает ничего об Истинном Боге, о Святой Троице, не понимает, что это такое, не знает о вечной жизни, о том, что будет Суд, как это все будет происходить — ничего этого не знает. Кто такие ангелы, как они воздействуют на человека, как воздействуют падшие ангелы – демоны на человека… Ничего не понимают, ничего не знают и при этом себя считают христианами.

Отцы святые говорят: когда человек гневается, в нем говорит дьявол

Обо́жение человека: «Будьте святы, ибо Я Свят» — видеть сияние нетварного света в ближнем.

***

Подписывайтесь на «Кавказский скит Валаама«канал для тех, кто ищет ответы на трудные вопросы духовной жизни, которые ставит перед нами современный мир.

Записки на поминовение: valaam-kavkaz@yandex.ru;

пожертвование на карту Сбербанка 4817 7602 4787 9236

или перевод на телефон: + 7 988 501 00 88,

сумма — на Ваше усмотрение.

Источник