Опыт есть ли вода в почве какие можно поставить опыты

Картотека опытов и экспериментов с почвой для детей старшего дошкольного возраста. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам

Дозорова Оксана Сергеевна
Картотека опытов и экспериментов с почвой для детей старшего дошкольного возраста

Картотека опытов и экспериментов с почвой.

Состав почвы

Опыт № 1

Цель: определение цвета и состава почвы.

Материалы и оборудование: тарелочки с почвой, мерные ложечки, лупы.

Ход опыта:.

Воспитатель: Давайте рассмотрим почву, какого она

цвета? Что можно увидеть в почве?

Разровняйте слой почвы на тарелочке мерной ложечкой. Рассмотрите, какого цвета почва; каков её состав (под лупой). Сделай вывод.

Вывод:Почва имеет тёмный цвет. В почве есть песок, камешки, маленькие палочки, веточки, остатки старых сухих листьев.

Опыт № 2

Цель:определение состава почвы

Материалы и оборудование: стакан с водой, тарелочки с почвой, стеклянная палочка, мерные ложечки.

Ход опыта:

Воспитатель:В стакан с водой добавляем почву и размешиваю стеклянной палочкой. Вода становится мутной.Через некоторое время на поверхность воды всплывает мелкий мусор: остатки листьев, иголок и т. д. На дно оседает песок, и постепенно поверх песка оседает глина.

Вывод:в почве содержатся песок, глина, различный природный мусор.

В почве есть воздух

Опыт № 3

Цель: определение состава почвы на наличие в ней воздуха.

Материалы и оборудование : тарелочки с почвой, стаканчики с водой, мерные ложечки.

Ход опыта:Напомнить о том, что в Подземном царстве — почве обитает много жильцов (дождевые черви, кроты, жуки и др.). Чем они дышат? Как и все животные, воздухом. Предложить проверить, есть ли в почве воздух. Возьмите комочек почвы. Бросьте её в стакан с водой Наблюдайте, что происходит. Сделай вывод.

Воспитатель: Что вы увидели?

Дети: Из почвы выходят пузырьки воздуха.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Дети: В почве есть воздух.

Воспитатель: Вы правильно заметили, что в почве есть воздух.

Опыт № 4

Цель: определение состава почвы на наличие в ней воздуха.

Материалы и оборудование : тарелочки с почвой, мерные ложечки, влажные салфетки.

Ход опыта:Показать, что при сжимании комочка земли из него как бы «уходит» воздух. (Проводится как дополнительный к предыдущему.) Раздайте детям комочки земли. Пусть они рассмотрят их и запомнят, как они выглядят. Обратите их внимание на то, что внутри комочков есть «пустые места» — там и «прячется» воздух. Затем предложите сжать комочек земли в руке. Что с ним произошло? Каким он стал? Он увеличился или уменьшился? Почему уменьшился? Комочек стал меньше, потому что «пустых мест» между частичками земли стало меньше, они «прижались» друг к другу, а воздух «ушел»: для него не осталось места.

В почве есть влага

Опыт № 5

Цель: определение состава почвы на наличие в ней влаги.

Материалы и оборудование : тарелочки с почвой,пустые тарелочки, мерные ложечки, бумажные салфетки.

Ход опыта: Воздух в почве есть, а что ещё может быть в почве?Подвести детей к тому, что в почве есть влага.

Воспитатель: Давайте проверим? На тарелочки положите немного почвы и прижмите её салфеткой (бумажным полотенцем). На салфетке останется влажный опечаток.

Вывод:В почве есть влага.

Опыт № 6

Цель: определение состава почвы на наличие в ней влаги.

Материалы и оборудование : штатиф,металическая тарелочка с почвой, спиртовка (свечка), стекло.

Ход опыта:

Воспитатель: У меня в тарелочке почва, янагреваю её над пламенем, над почвой я держу стёклышко.

-Что происходит со стёклышкам? Почему оно запотело? Что за капельки появились на стекле?

Вывод: В земле содержится влага.

В почве есть перегной

Опыт № 7

Цель:Определение состава почвы на наличие в ней перегноя

Материалы и оборудование : штатиф,металическая тарелочка спочвой, спиртовка (свечка).

Ход опыта :

Воспитатель:Землю в металлической тарелочке я хорошо прогреваю над пламенем.

-Что мы чувствуем и наблюдаем? (появляется белый дым и неприятный запах) .

Этот запах издаёт горящий перегной, содержащийся в земле. Это гниющие останки растений и животных, которые делают землю более полезной для растений. Чем дольше перегноя, тем быстрее и крупнее они растут, дают больший урожай.

В почве есть минеральные соли

Опыт № 8

Цель:Определение состава почвы на наличие в ней минеральных солей.

Материалы и оборудование: стакан с растворённой в воде почвой, спиртовка (свечка, стеклянная пластина, пипетка.

Ход опыта :

Воспитатель:На стеклянную пластинку я капну несколько капель воды из стакана с землёй, подержу над пламенем. Что мы видим? Вода испарилась, а на стекле остался белый налёт. Это и есть минеральные соли.

Вывод: В земле содержатся минеральные соли, необходимые для роста растений.

Вытаптывание почвы

Опыт № 9

Цель:Показать, что в результате вытаптывания почвы (например, на тропинках, игровых площадках) ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становится меньше. Помочь детям самостоятельно прийти к выводу о необходимости соблюдения правил поведения на отдыхе.

Материалы и оборудование: два образца почвы (один взят с тропинки по которой мы ходим, другой- с клумбы, две ёмкости с водой.

Ход опыта :Напомните детям, откуда взяты образцы почвы (лучше отобрать их вместе с детьми на участках, которые хорошо им знакомы). Предложите высказать свои гипотезы (где воздуха в почве больше — в местах, которые любят посещать люди, или там, где редко ступает нога человека, обосновать их. Выслушайте всех желающих, обобщите их высказывания, но не оценивайте, ибо в верности (или неверности) своих предположений дети должны убедиться сами в процессе проведения опыта. Одновременно опустите образцы почв в банки с водой и наблюдайте, в какой из них больше воздушных пузырьков (в образце рыхлой почвы). Спросите детей, где подземным обитателям легче дышать? Почему воздуха «под тропинкой» меньше? (Возможно, на этот вопрос детям будет непросто ответить, но пусть они хотя бы попытаются это сделать. Важно, чтобы они учились делать выводы на основе проведенных опытов.) Когда мы ходим по земле, то «давим» на ее частички, они как бы сжимаются, воздуха между ними остается все меньше и меньше.

Читайте также:  Можно ли есть после эйр флоу

Загрязнение почвы

Опыт № 10

Цель:Показать, как происходит загрязнение почвы.

Материалы и оборудование:две ёмкости с почвой, две ёмкости с водой (одна чистая, другая с мыльным раствором)

Ход опыта:Предложите детям рассмотреть воду в обеих емкостях. Чем они отличаются? Скажите, что в одной чистая дождевая вода; в другой грязная вода, которая осталась после стирки. Такую воду в домашних условиях мы выливаем в раковину, а за городом просто выплескиваем на землю.Предложите детям высказать свои гипотезы: что будет с землей, если ее полить чистой водой? А если грязной? Полейте почву в одной банке чистой водой, в другой — грязной. Что изменилось? В первой банке почва стала влажной,но осталась чистой: она сможет напоить дерево, травинку. А во второй банке? Почва стала не только влажной,но и грязной: появились мыльные пузыри, потеки. Поставьте банки рядом и предложите сравнить образцы почв после полива.

Обсудить с детьми возможные последствия загрязнения почвы.

Водопроницаемость почвы

Опыт № 11

Цель:Показать, как на почве образуются лужи.

Материалы и оборудование: ёмкость с почвой, ёмкость с водой, шприц.

Ход опыта :

Воспитатель: Ребята! А хотите узнать,как на земле появляются лужи?

Возьмите стакан с сухой землей и налейте в него немножечко воды (с помощью шприца). Через прозрачные стенки будет видно, как вода просачивается вглубь по трещинкам и проходам в почве. Через некоторое время вся вода с поверхности уйдет вглубь.

Затем дети добавляют и добавляют воду до тех пор, пока она не перестанет впитываться. В какой-то момент на поверхности земли в стакане появится лужа. Если посмотреть сбоку, то можно увидеть, что все полости и трещинки заполнены водой.

Вывод :лужа появляется тогда, когда воды столько, что земля ее уже впитывать не может.

Сказала лопата: Земля – чтобы рыть.

Ботинки сказали: Земля – чтоб ходить.

А люди сказали : Земля – чтобы жить.

Источник

Исследовательская деятельность «Вода и почва». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам

Елена Безрукова
Исследовательская деятельность «Вода и почва»

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно — исследовательская, трудовая, восприятие художественной литературы, двигательная.

Интеграция образовательных областей: познание, чтение художественной литературы, труд, физическая культура.

Цели деятельности педагога закрепить с детьми знания о том что влага необходима почве и растениям развивать познавательные и поисковые способности наблюдательности любознательность воспитывать любовь к природе.

Планируемые результаты: развитие интегрированных качеств; ребенок проявляет любознательность, интерес к4 исследовательской деятельности, экспериментированию;умеет делится с педагогом и с другими детьми разнообразными впечатлениями: способен рассуждать и давать адекватные причинно-следственные объяснения.

Предварительная работа учить детей поливать и рыхлить растения, принимать участие в работе на участке, в уборке территории детского сада.

Материалы и оборудование стеклянные баночки с сухим плодородным слоем, песком, золой, мелками камешками, черенками растений, увеличительные стекла, карта-схема «Круговорот воды в природе», глобус.

Ход деятельности.

1. Беседа.

Воспитатель. Как вы понимаете пословицу «Мало воды – жди беды, много воды – урожая груды»?

Дети отвечают.

Воспитатель. Для чего нужна влага в почве?

Дети без воды все засохнет и погибнет. На влажной почве растет сочная трава, бывает хороший урожай грибов и ягод.

Воспитатель. Как человек способствует задержанию влаге в почве? (предположения детей)

Воспитатель. На полях, где долго не бывает дождей, люди устанавливают поливные устройства. (показ иллюстраций)

2. Чтение и обсуждение отрывка из произведения Я. Тайца «Послушный дождик»

Физкультминутка.

Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

3. Исследование.

Воспитатель. Прошел дождь. Куда исчезает вода?

Дети она впитывается в почву.

Воспитатель. Полейте растения, понаблюдайте за исчезновением воды в почве. Обратите внимание на то, что появляется на поверхности почвы.

Дети поливают и наблюдают появление пузырьков воздуха.

Воспитатель. Почему это происходит?

Предположения детей.

Воспитатель. В сухой земле, между комочками почвы, есть свободные места. Они заполняются водой, и она вытесняет воздух.

А что происходит с почвой?

Предположения детей.

Воспитатель. После полива влага не только впиталась в почву, но и начала испаряться, из-за этого воздух становиться влажным.

Так бывает и в природе после дождя; часть воды испаряется, часть впитывается в почву. Вода проникает беспрепятственно через песок и камушки. Как думаете, почему?

Дети. Их части неплотно лежат друг к другу.

Воспитатель. Молодцы! При затяжных дождях или обильном поливе почва насыщается влагой и не может больше впитывать ее. Это губительно для почвы, так как она загнивает и после того, как высохнет, становится твердой.

Читайте также:  Можно ли есть плов на сушке

Воспитатель. Продолжим практическую работу, и вы узнаете, через какие природные образования быстрее или медленнее проходит вода.

Опыт1. Перед вами стоят стеклянные баночки, в которых; сухой плодородный слой, песок мелкие камушки, зола; то же самое в других баночках, но все влажное. Из пипеток капните воду на все виды почвы. Понаблюдайте как впитывается вода.

Дети делают вывод.

Опыт №2.В стеклянную емкость разложите слоями природные образования:

1-й слой – гравий, мелкие и крупные камни.

2-слой – песок и мелкие камушки.

3-й слой – песок, камушки и немного глины.

4-й слой – глина.

5-й слой – плодородный слой.

Получился своеобразный торт! Так эти слои обычно расположены в природе.

Воспитатель. Таким образом, дождевая вода, просачиваясь через горные породы, соединяется с грунтовыми водами.

А теперь посмотрите на карту-схему, где изображен круговорот воды в природе. (Дети рассматривают, делают выводы).

Предположения детей.

Воспитатель. Они пополняются от таяния снегов, выпадения дождей, родниковых и грунтовых вод.

Как вы думаете, что будет с природой, если она лишится воды?

Дети на полях не будет урожая, лес начнет сохнуть, животные останутся без корма.

Воспитатель. Верно. Почему и говорят; «Лес и вода – брат и сестра».

А сейчас мы увидим сколько воды на нашей планете.

Что это? (глобус)

Воспитатель. Попробуем найти на глобусе океаны, моря, озера и реки. Как думаете, каким цветом они обозначены?

Воспитатель. Верно. Сравните, сколько на Земле воды и с. Чего больше?

Дети отвечают.

Воспитатель. Не всякую воду можно пить. Вода, которая находится в морях и океанах, — соленая, ее нельзя употреблять в пищу. Пресной воды на планете меньше, поэтому ее надо беречь.

Подводим итог деятельности.

Источник

Есть ли в почве воздух и вода? | План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме:

Есть ли в почве воздух и вода?

(экспериментирование с почвой и песком)

Цель: продолжать знакомить детей с почвой и песком, их свойствами и особенностями, значением почвы в жизни растений.

Программные задачи: закрепить знания детей о составе почвы, её свойствах, обитателях. Познакомить с новыми свойствами почвы. Закреплять умения проводить эксперименты с почвой, фиксировать результаты исследований. Закреплять знания детей о свойствах песка. Соблюдать правила безопасности при работе с почвой и песком.

Развивать наблюдательность,усидчивость, аккуратность, внимание и логическое мышление.

Материалы и оборудование: халаты, почва, одноразовая посуда, спиртовка, пластинка из оргстекла, песок, вода. Листы бумаги и фломастеры, лупы, клей, картон, семена для посадки. Бутылочки с водой.

Методы обучения: экспериментирование, рассуждения, наблюдения, сюрпризный момент, практическая деятельность.

Организация занятия: дети заходят в зал, беседуют с Подземным царём, садятся за общий стол, сдвинув несколько детских, проходит практическая деятельность, затем физкультурная минутка и работа за другими столами с песком.

Методические рекомендации:

Данное занятие является продолжением системы занятий по ознакомлению детей с почвой (песком) и её свойствами. На нём уточняются и конкретизируются понятия, которые педагог начал формировать ранее, а также происходит знакомство с новыми понятиями.

В занятии используется сюрпризный момент – Подземный царь. Он ставит перед детьми задачу – выяснить есть ли в почве воздух и вода?

Дети становятся учёными  и идут в научную лабораторию, где проводят опыты, зарисовывают результаты и делают выводы: есть ли в почве вода и воздух или нет?

Почву используют для посадки семян подсолнуха.

После эксперимента проводится физкультурная минутка, которая соответствует теме занятия.

В конце занятия – практическая деятельность детей, под успокаивающую музыку, изготовление аппликаций из песка в подарок Подземному царю.

Затем подведение итогов занятия.

Ход занятия:

В – ль: Ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомство с почвой. Но сначала давайте заглянем в наш почтовый ящик экологической почты, не прислал ли кто-нибудь нам письмо.

В – ль или ребёнок достаёт письмо из почтового ящика.

Письмо:

«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Подземный царь! Большой привет вам от всех жителей подземного царства, я думаю что вы уже знакомы с многими из них. А ещё я посылаю вам в подарок мешочек волшебной земли. Надеюсь, что он вам понравится. Эта земля волшебная! А почему она волшебная? Потому что это не просто земля – это почва. Она кормит и поит растения, а они отдают ей свои сухие листья, ветки. В почве очень много обитателей: дождевые черви, кроты, жучки, паучки. Это целое подземное царство, которое вы не видите. Но я никогда не был в вашем верхнем царстве, и мне бы очень хотелось когда – нибудь побывать у вас в гостях, познакомиться с вами поближе. Надеюсь, что в скором времени мы с вами встретимся. До свидания!»

(Шум ветра, появляется Царь).

Царь: здравствуйте, ребята! Наконец – то я к вам попал. Ну что догадались кто я такой?

Дети: подземный царь!

Царь: ох, как тут у вас светло, никак не могу привыкнуть к вашему солнцу, ( закрывает глаза рукой или одевает очки). У меня под землёй так хорошо – темно, сыро, прохладно. Люблю я свой дом. А скажите ребята: «Вы получили мой подарок?»

Дети: да, получили.

Царь: ребята, я хотел бы у вас спросить, а вы уже знаете что-нибудь о почве.

Дети: да, знаем.

Царь: тогда я сейчас проверю!

Читайте также:  Можно ли есть сердце по дюкану

— Назовите мне слои почвы (песок, глина, мелкие камушки, сверху земля)

— А что можно обнаружить в почве? (камушки, веточки, корешки, останки насекомых, песок, сухие листочки, глина).

— Кто живёт в почве? (крот, слепыш, дождевой червяк, многоножка).

— Какая польза от дождевого червяка? (Рыхлит почву, перерабатывает листья и превращает их в почву).

Ну что ж молодцы! Не зря я к вам пришёл, вижу много знаете о моём царстве. А то многие люди ходят по крыше моего царства – почве – и даже не думают о том, что её надо беречь. Да ещё и возмущаются6 то им пыльно, то грязно! А я землю-матушку люблю любую!

Ну тогда я задам вам последний вопрос: чем дышат подземные животные? (воздухом). А чем питаются корни растений? (Водой, воздухом и питательными веществами).

Царь: а откуда вы знаете, что в почве есть вода и воздух, их же не видно.

В-ль: дорогой царь! А ты задержись у нас ещё немного. Мы с ребятами хотим пригласить тебя в нашу научную лабораторию, где мы проведём опыты с почвой, и ты увидишь в почве воду и воздух.

Царь: устал я, ребята, глаза от света болят, да и здоровье моё не позволяет долго в вашем верхнем царстве находиться. Пойду-ка я домой, за порядком следить, дождевых червей считать, от людей беречь. А вот вы как проведёте опыты, зарисуйте их и отправьте мне по экологической почте, а уж я разберусь, что к чему. И ещё я приготовил вам сюрприз, как только вы закончите свои эксперименты, то загляните в почтовый ящик! Ну что ж, до свидания!!!

В-ль: ну что ж, ребята, проходим в нашу научную лабораторию, одеваем халаты, и занимаем места за столами. Прежде чем начать работу давайте вспомним правила поведения при работе с песком и почвой ((не разбрасывать песок и почву, не тереть глаза грязными руками, со стеклянной посудой обращаться осторожно и др.). Начинаем работу. Давайте рассмотрим почву, что вам удалось увидеть? (травинки, корешки, лапка насекомого и т. д.). Всё? А не видели ли вы не спрятался ли там воздух-невидимка? Давайте узнаем это с помощью опыта.

Опыт: возьмём стаканчик с водой и аккуратно опустим туда комочек почвы.  Что вы наблюдаете?

На комочке появились прозрачные пузырьки. Побежали вверх серебристые дорожки. Как вы думаете, что это? Откуда взялся воздух? Конечно, воздух, бывший внутри комочка между песчинками и пылинками. Вода проникла внутрь и вытеснила его. Он запузырился, всплыл и смешался с окружающим нас воздухом.

Мы с вами провели первый опыт, какой можно сделать вывод?

Дети: в почве есть воздух.

В-ль: зарисуйте результаты своего эксперимента.(Дети зарисовывают).

Теперь мы знаем, что в почве есть воздух, а есть ли в почве вода?

Опыт (выполняет взрослый, дети наблюдают). Перед проведением опыта дать каждому ребёнку потрогать стёклышко. Какое оно – холодное или тёплое? Сухое или мокрое?  Педагог нагревает на огне почву, держа над стёклышко. Пусть юные учёные снова проведут осторожно пальчиком по стеклу. Каким оно стало? Откуда взялась вода?

Какой вывод мы можем сделать после этого эксперимента?

Дети: в почве есть вода!

В-ль: зарисуйте результаты эксперимента.

Ребята, опыты мы с вами провели, а посмотрите сколько много у нас земли ещё есть, что мы можем с ней сделать, как использовать её с пользой.

Дети: посадить в землю семена.

В-ль: хорошо, давайте вспомним, как надо сажать семена (насыпать в горшочек земли не до верха, положить в середину семечко и сверху засыпать землёй. Потом полить чуть-чуть водой). (Дети сажают семена).

В-ль: что необходимо нашим семенам для того, чтобы они проросли?

Дети: тепло, свет, вода, любовь.

В-ль: а когда наши семена взойдут и росточки подрастут, мы высадим их на свой участок.

Физкультурная минутка:

В группе дружно мы играем                        дети шагают

Слои почвы изучаем                                руки полочкой, попеременно вверх-

                                                                  вниз, то правая, то левая рука

Микроскопы в руки взяли                        показали микроскоп

Кто живёт в земле узнали:

Червячки, жучки,кроты                                показали волну, присели, присели          

                                                        ещё ниже

В почве домик свой нашли.                        Руки сложили крышей над головой.

Есть вода, чтоб умываться                        руки ковшиком, черпаем воду и

                                                        умываемся.

Есть и воздух, чтоб дышать                        руками сверху машем на себя и

                                                        дышим

Будем очень мы стараться                        дети шагают.

Почву дальше изучать!

В-ль: вот мы с вами и отдохнули. Скажите, ребята вам понравился подземный царь? (да). Помните он говорил что приготовил нам сюрприз, а давайте и мы ему тоже приготовим сюрприз, сделаем аппликации из песка, я думаю что ему будет очень приятно, он будет на них смотреть и вспоминать вас.

Кто мне назовёт свойства песка? (сыпучий, рыхлый), а из чего состоит песок? (мелкие-мелкие камушки).

Приступаем к работе (дети делают аппликации из песка).

В-ль: молодцы, очень замечательные получились работы, я думаю что Подземному царю они очень понравятся. Сейчас им надо полежать, просохнуть, а потом мы их с вами положим в конверт и отправим по экологической почве.

Наше занятие подходит к концу, давайте вспомним, что нового мы узнали с вами сегодня. (Что в почве есть вода и воздух).

Пришло время проверить, какой же сюрприз нам приготовил Подземный царь. Будем проверять (Да).

В-ль с детьми достаёт из ящика экологической почты сюрприз – угощение для детей!

Источник