Можно ли знать что есть бог

Можем ли мы знать, что Бог существует?

Бог существует?

Языческий философ как-то спросил христианина: «Где находится Бог?» Христианин ответил: «Позволь мне спросить, а где Его нет» ?»

Большинство мыслящих людей всегда задумывается над вопросом существования Бога. Одни полностью отрицают Его существование, другие почти уверены, что Его нет.

Атеисты отрицают бытие Бога, так как полагают, что Он всего лишь плод человеческого воображения, или миф, который передается из поколения в поколение.

А верующих они считают людьми несамостоятельными, нуждающимися в «костыле» для своего немощного духа.

Многие из тех, кто считает себя верующими, занимают почти такую же позицию, как и неверующие.

Например, огромный процент номинальных христиан скажет: «Я не могу знать, что Бог существует! Я просто в это ВЕРЮ!»

Другие, особо не задумываясь, просто принимают идею бытия Бога, потому что видели какую-нибудь картину или икону с “изображением” Бога.

Некоторые станут уверять: «Даже если Бога нет, все равно христианский образ жизни самый лучший». Поэтому часто веру в Бога отстаивают только для того, что бы потом заявить: «Никто не может ЗНАТЬ, есть ли Бог, или Его нет».

Напрашивается вопрос: «Зачем же тогда верить?»

Каждое из этих утверждений уходит корнями в агностицизм, или мнение, что христианство НЕ может доказать свою правоту, или дать твердую основу веры.

Из этого следует, что христиане – это наивные чудаки, которые строят свои верования на фантастических и необоснованных теориях.

Истинное христианство полностью отличается от вышеизложенных представлений.

ИСТИННОЕ христианство построено на ТВЕРДОМ КАМНЕ – абсолютной уверенности в том, что Бог ЕСТЬ, и что человек может и должен знать, уважать Бога и исполнять Его заповеди.

Виды знания

Ученые-христиане — нобелевские лауреаты

Для ответа на вопрос: «Вы ЗНАЕТЕ, что Бог существует?» очень важно понимать природу знания и способы познания.

Статья по теме: Список верующих ученых христиан: 26 видео

При обсуждении вопросов веры атеисты, агностики и многие верующие придерживаются принципа, в соответствии, с которым единственно достоверный способ познания возможен только при наличии эмпирических доказательств.

Эмпирическое доказательство

Что такое эмпирическое доказательство? Это знание, основанное на пяти органах чувств, то есть зрения, слуха, обоняния, осязания и ощущения.

Таким образом, атеисты УВЕРЕНЫ, что Бога нет, потому что они не могут Его видеть. По этой же причине агностики и многие верующие считают, что быть полностью уверенными в существовании Бога не возможно.

Итак, атеисты, агностики, и «сомневающиеся» верующие утверждают, что они не могут ничего знать о сверхъестественном без эмпирического знания.

Правда, удивительно то, что НИКТО не живет по этому принципу ни в одной сфере своей жизни. Каждый может сказать, что он знает что-то достоверно, чего нельзя доказать эмпирически.

Например, кто-то может рассказать Вам о своих родителях, детях, братьях и сестрах. Не видя их, можете ли Вы знать, что они существуют?

Если ваш знакомый или друг рассказал Вам об аварии, очевидцем которой он недавно был, говорите ли Вы другим о том, что вы “знаете”, не имея при этом эмпирического знания?

Знаете ли вы что Авраам Линкольн, Петр Великий или Адольф Гитлер на самом деле жили? Есть ли у вас эмпирическое доказательства их бытия? Это примеры знания без эмпирических доказательств.

Такой вид знания называется доверительным. Это знание основано на доверии к источнику информации.

Каждый день мы все живем по этому принципу. И все же, живем мы по этому принципу ОЧЕНЬ осмотрительно. Почему? Потому что понимаем, что тот, кто сообщает вам информацию, может обмануть нас умышленно или неумышленно!

Доказательное знание

Другой вид знания называется доказательственным.

Этот вид знания применяется в судебной системе. Судьи и присяжные часто имеют не много, а иногда вообще не имеют эмпирического знания о преступлении. Они сами не видели, как обвиняемый совершал противозаконное действие. Однако с помощью доказательственного знания судьи и присяжные могут установить вину обвиняемого.

Бог существует?

Как же связаны доверительный и доказательственный виды знания с вопросом: «ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО БОГ СУЩЕСТВУЕТ?»

Есть бесчисленное множество эмпирических данных, которые формируют наше знание, основывающееся на фактах.

Небеса вместе с солнцем, луной и звездами провозглашают всем людям во всем мире мудрость и творческий замысел Творца.

Случайность ли это или совпадение, что солнце находится от земли на расстоянии около 150 000 000 км. Если бы Солнце находилось несколько ближе, земля бы сгорела, если бы несколько дальше, то превратилась бы в ледяной шар.

Случайность ли это или совпадение, что Луна находится на расстоянии почти 390 000 км? Таким образом, луна находится в точности там, где надо, чтобы контролировать приливы и не позволить им затопить Землю.

Ежедневный ход времени происходит по случайности или совпадению? Не благодаря ли этой последовательности в ходе времени человек смог изобрести часы, которые делят сутки на 24 равных отрезка?

А что уже говорить о мире, устроенном так, что человек и все другие существа имеют средства для жизни?

Дождевые воды выпадают на землю, орошают ее, питают растения, затем попадают в ручьи, реки, океаны, испаряются, образуя облака, и снова выпадают на землю в виде дождя. Времена года устроены так, чтобы обеспечивать жизнь человека.

ПРЕДСТАВЬТЕ МИР С БЕСПОРЯДОЧНОЙ СМЕНОЙ ВРЕМЕН ГОДА!

Как бы человек смог выжить?

Так же есть еще “доверительное знание”.

Доверительные знания

Чтобы научиться доверять Богу, ОЧЕНЬ ВАЖНО понимать Его природу.

Библия сообщает нам, что Он «неизменный в слове» (Тит. 1:2). Поскольку «невозможно Богу солгать» (Евр. 6:18), следовательно, все, что Он говорит нам – чистая правда!

Интересно то, что Бог, который не лжет и не может лгать, Сам обращает наше внимание на порядок и устройство мира, за которым каждый из нас может наблюдать эмпирически:

Небеса проповедуют славу Божью, и о делах Его рук вещает твердь. День дню передаёт речь, и ночь ночи открывает знание. Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы их голос. По всей земле проходит их звук, и до пределов вселенной их слова. Он поставил в них жилище солнцу, и оно выходит, как жених из своего брачного чертога, радуется, как исполин, пробежать поприще: от края небес его исход, и его шествие до их края, и ничто не укрыто от его теплоты.
(Пс. 18:1-6).

На самом деле бытие Бога, хотя и не доступное нашему глазу, можно познать посредством рассмотрения эмпирических доказательств, которые Он оставил повсюду в сотворенном мире.

Эмпирические данные дают человеку возможность ПОЗНАТЬ Божью ВЕЧНУЮ СИЛУ И БОЖЕСТВО!

Статья по теме: Библейская теология — царица наук

Необъятная вселенная просто кричит о том, что Бог есть. Его бытие, силу, мудрость и благость неустанно свидетельствуют звезды и планеты.

К сожалению, многие полностью игнорируют эти очевидные эмпирические факты, отрицая бытие Бога, потому что самого Бога посредством органов пяти чувств познать не могут.

Павел предупреждает таковых:

Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправедность людей, подавляющих истину неправедностью. Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо Его невидимое, Его вечная сила и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны.
(Рим. 1:18-20)

Интересно, почему эти люди не применяют тот же принцип в отношении известных исторических личностей или событий, о которых им рассказывают близкие и друзья?

Читайте также:  Можно ли при геморрое есть томаты

Когда мы увидим, с какой точностью и последовательностью Бог в Писаниях сообщает сведения о Вселенной, мы поймем, что Ему можно полностью доверять.

Поэтому мы знаем, что все, что Он говорит нам – правда, даже, если мы не можем проверить это эмпирически.

Мы знаем, что Небеса и Ад существуют, что Судный День грядет. Мы также ЗНАЕМ, что мир был сотворен (Евр. 11:3), а НЕ появился в результате Большого Взрыва.

Логически мыслящие люди ответят негодованием тому, кто попытается их убедить в том, что часы или самолет ПОЯВИЛИСЬ САМИ ПО СЕБЕ без проектировщика, без строителя – просто в результате гигантского взрыва на свалке металлолома.

Почему же человек так легко видит абсурдность подобных аргументов, но не видит несостоятельность теорий, согласно которым разумно устроенная Вселенная, порядок в наших человеческих телах со всеми гармонично функционирующими системами организма и феноменальный баланс земли и атмосферы, который обеспечивает совершенные условия для жизни ПОЯВИЛИСЬ САМИ ПО СЕБЕ?

Библейская вера

Можем ли мы знать, что Бог существует?

Верой мы можем знать, что чудеса происходили на самом деле.

Всемирный потоп, прохождение сынов Израиля по сухому дну Чермного (Красного) Моря, пребывание Ионы в желудке кита, исцеление Иисусом больных, воскрешение мертвых, воскресение самого Иисуса ПРОИСХОДИЛИ НА САМОМ ДЕЛЕ.

Статья по теме: Библия: законы физики, радуга.

Мы можем знать, что мир уже НИКОГДА не будет разрушен потопом. Когда воды потопа сошли, Бог обещал Ною и всем его потомкам, что Он уже никогда не погубит мир водой. Затем Бог дал эмпирическое доказательство того, что Его слово – это ЧИСТАЯ правда. Если Он по своей природе НЕ МОЖЕТ лгать, то мы можем быть УВЕРЕНЫ и в реальности невидимого мира, и в неминуемом исполнении того, о чем Он обещал в Библии.

Многие полагают, что вера и знание абсолютно несовместимы. Они считают, что вера никак не связана со знанием; а знание с верой. Представления о вере у других неадекватны и полностью абсурдны.

  • Одни смотрят на веру как на костыль, на который опираются слабаки.
  • Другие видят в вере некий «шаг в неизвестность», мол, верующие делают невероятные предположения на основе нескольких фактов, которые в действительности ничего не подтверждают.
  • Третьи верят, чтобы жизнь не казалась скучной, или потому, что хочется во что-то верить, на пример, в Деда Мороза, приведений или домового.

Но чем на самом деле является “вера” в Бога?

Стих 1 из Евр.11 дает правильное понимание природы ИСТИННОЙ веры: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом».

Вера – это «осуществление» или «гарантия». Почему вера – это осуществление? Потому что когда Бог, который не может лгать, говорит нам что-то, мы ЗНАЕМ, что это правда.

Вера – это реальность «ОЖИДАЕМОГО». Библейская надежда – это НЕ то, когда чего-то ХОЧЕТСЯ, но на что не надеешься.

Желание выиграть лотерею всего лишь ПОЖЕЛАНИЕ. Это НЕ истинная надежда. Кто-то может заявить: «Я надеюсь, что не состарюсь». Да, ему может этого хотеться, но он стареет каждый день.

Сравним эти представления о надежде с Божьим определением этого слова.

Библейская надежда – это «ожидание». Я ожидаю, что Божье обещание сбудется, потому что ОН ОБЕЩАЛ И НЕ МОЖЕТ ЛГАТЬ; следовательно, Я ЗНАЮ, это произойдет!

Вера – это также уверенность или убежденность даже в невидимом. Но как я могу обрести убежденность в существовании невидимого? Откуда я могу ЗНАТЬ, что невидимое на самом деле существует? Потому, что Бог, неспособный лгать, сказал мне, что это правда, что это так.

Подлинная вера полна доверия Богу.

Апостол Павел обладал твердой уверенностью пред лицом гонений и казней, ибо знал: Бог позаботится о нем и в смерти и в вечности (2 Тим. 1:12).

Убежденность Павла была настолько сильна, что он, исполненный решимости крепко держаться христианских истин, готов был претерпеть гонения, отверженность, тюремное заключение и даже казнь за свои убеждения.

БИБЛЕЙСКАЯ ВЕРА ИМЕННО ЭТО, а не какое-то поверхностное желание, сомнение или неуверенность.

  • Ной знал, что грядет всемирный потоп, несмотря на то, что он никогда ранее не видел ни дождя, ни потопа! (Евр. 11: 7, Быт. 6-9).
  • Авраам был готов принести в жертву Исаака, как заповедовал ему Господь. Как же он так мог поступить? Он знал, что Исаак был обещанным сыном. Он ЗНАЛ, если Бог и позволит ему умертвить своего сына, Он все равно воскресит его из мертвых, потому что Исаак был сыном обетования. (Евр. 11:17-19, Быт. 22:1-18).
  • Иосиф оставил перед смертью завещание о своих останках своим сыновьям и потомкам. Он ЗНАЛ обещания Бога Аврааму, Исааку и Иакову о Ханаанской земле. Он знал, что однажды сыны Израиля вернуться в Ханаан. Откуда он это знал? Потому что, так сказал Бог (Евр. 11:22, Быт. 50:24, 25).
  • При ужасающих обстоятельствах Моисей и сыны Израиля покинули Египет и прошли через воды Чермного (Красного) море по сухому дну. Моисей призывал Израиль ничего не бояться, ибо они могли ЗНАТЬ, что Бог избавит их, как и обещал (Евр. 11:29; Исх. 14:21-31).
  • Верой Израиль обходил Иерихон семь дней. Как бы мы вы поступили, если бы кто-то нам сказал обходить по кругу городской стадион в течение шести дней по одному разу, и семь раз на седьмой день, потом затрубить в трубы, закричать, и тогда стены стадиона падут. Вы бы поверили? Естественно нет. Однако когда Бог сказал Израилю обходить Иерихон, они ЗНАЛИ, что Он отдаст им город. Так оно и было. (Евр. 11:30; Нав. 6:12-20).

Включает ли вера эмпирическое знание?

Иногда да, иногда нет.

Например, у нас есть бесчисленное множество доказательств бытия Бога в сотвореном мире. И, тем не менее, в этом мире нельзя увидеть самого Бога и остаться живым (Исх. 30:20).

Когда Иисус открылся женщине самаритянке (Ин. 4:7-42), она, вернувшись в город, поведала людям об Иисусе, цитирую: “который сказал мне все, что я сделала” (29).

Многие самаритяне уверовали по ее свидетельству (39); другие пошли послушать Его сами, и, услышав, уверовали в Него. (41). Те, кто, зная эту женщину, поверили ее свидетельству, ЗНАЛИ благодаря ее правдивости; это пример доверительного знания. Те, кто сами пошли послушать Иисуса, ЗНАЛИ эмпирически.

Апостол Фома – еще один пример человека, который не верит без эмпирических доказательств (Ин. 20:19-29).

Когда другие апостолы сообщили ему о воскресении Иисуса, Фома сказал: “Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю” (25).

Статья по теме: А вы размышляете о Воскресение Христа?

Потом в следующее воскресенье Иисус явился апостолам, среди которых был и Фома (26). Когда Иисус, обратившись к Фоме, позволил ему проверить Его раны, Фома взволнованно воскликнул: “Господь мой и Бог мой!” (28)

Иисус похвалил Фому за его веру, хотя она и основывалась на эмпирическом знании (29). Затем Иисус еще больше похвалили тех, кто будет веровать, не имея эмпирического знания. Это все, живущие после вознесения Христа на Небеса, включая и всех НАС!

Читайте также:  Можно ли быть донором крови

Несмотря на то, что мы не видели Иисуса из Назарета, Мы можем знать также достоверно, что Он ХРИСТОС и воскресший СЫН БОЖИЙ, как и те, кто видел Его при жизни.

Итак, правильно понимать, что такое библейское знание и вера абсолютно необходимо! Мнение атеистов, что вера – это всего лишь желаемое, выдаваемое за действительное, ошибочно! Мнение агностиков и многих “верующих”, что вера – это всего лишь предположение, порождает маловерие, сомнение, и неуверенность.

Истинная библейская вера дает нам ТВЕРДУЮ УВЕРЕННОСТЬ!

Поскольку мы МОЖЕМ знать то, чего не видели или не понимаем, мы имеем полные основания с уверенностью, но без высокомерия заявить: «Я знаю, что Бог существует!»

Таким образом, благодаря истинной вере наши сердца обретают уверенность, убежденность, побуждение и истинную надежду. Аминь.

Источник: https://bible-help.ru/god-exists/

Источник

Как убедиться, что Бог существует?

Сайт Горловской и Славянской епархии

Можно ли убедиться в существовании Бога, или же вера — это дар Божий? Как быть, если верить не получается? Кто и что может помочь?

Можно ли знать что есть бог

Через убеждение прийти к вере

Самый простой ответ на этот вопрос, какой приходит в голову, — это выйти на улицу весной, когда цветут сады. Вдохнуть аромат цветов, рассмотреть их красоту, послушать жужжание пчёл. Или же увидеть пушкинскую зиму — «мороз и солнце, день чудесный». Как говорит нам псалмопевец царь Давид: «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» (Пс. 18:2). Самый простой способ убедиться в существовании Творца — это наблюдение за окружающей нас действительностью.

Убеждение — элемент процесса познания. Человек с чем-то незнаком, но постепенно убеждается в его существовании. Получается это обычно либо из личного опыта, либо в диалоге с тем, кто уже имеет знания в этом вопросе. Например, маленький ребёнок не знает, что такое лошадь. Ему рассказывают, какая она, показывают в книжечках, и только спустя время он может увидеть лошадь вживую. Тогда он будет знать и верить, что лошадь существует, убедится, что это не вымысел человека, который ему о ней рассказал, или художника, который её нарисовал. Высшей степенью убеждённости становится вера. Вера — это абсолютное убеждение. В вопросе познания Бога мы должны через убеждение прийти к вере.

Путь любознательных

Апостол Павел говорит, что вера — это дар Божий: «Вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар» (Еф. 2:8). А как же тогда убеждённость? Для её обретения нам надо пройти определённый путь. Для этого прежде всего нужно быть любознательными.

Думаю, убедиться в существовании Бога нам может помочь наука. Я имею в виду естественные науки, которые мы изучаем со школы, с которыми сталкиваемся каждый день. Мне очень близки слова нобелевского лауреата по физике Макса Планка, который говорил, что вера в Бога для верующего человека — это начало пути: он принимает её как истину и на этом фундаменте строит своё мировоззрение. А для человека, который идёт путём науки, это конец пути, его вершина. Учёный приходит к убеждённости в существовании Бога как причины всего происходящего.

Как убедиться в существовании Бога человеку неверующему?

Я бы посоветовал ему сначала обратиться внутрь себя, и тогда он ощутит, что религиозное чувство заложено в нём самом. Это ощущение — первый камешек в фундаменте веры. Как говорят учёные, нерелигиозных народов не бывает. Любое племя, которое затерялось в лесах Амазонки или на островах Тихого океана, имеет веру в какое-то сверхъестественное существо или силу. Это заложено в нас, и то, что человек хочет убедиться в существовании чего-то высшего, — первый шаг в понимании, что Бог существует. Об этом говорил и Тертуллиан, утверждая, что душа человеческая по природе своей христианка.

Итак, помочь убедиться в существовании Бога нам поможет познание естественных наук: биологии, физики, химии. Однако не только эти предметы, но и литература, и история религиозны в своём содержании. Изучая их, мы приходим к убеждённости, что существует Бог. Мы видим Его проявления с разных сторон: с точки зрения устройства мира — и с точки зрения Его общения с человеком, влияния на жизнь человечества в целом. Как говорили древние греки, от философии до теологии недалеко. Нужно только не бояться признать, что есть первопричина всего сущего, есть Тот, Кто управляет этим чудесным миром.

Например, один физик обращает наше внимание на расстояние, отделяющее Землю от Солнца, и предлагает осознать: если бы оно было хоть немного больше, мы бы умерли от жары, меньше — погибли бы от холода. Кто рассчитал это расстояние? Или другой пример: последние сто лет активно развивается генетика. Человек из ДНК выделил ген. Ген — это материя, но в то же время он — носитель информации. А информация это что? Она нематериальна, её пощупать нельзя. И хоть сейчас учёные говорят, что могут перенести информацию с одной ДНК на другую, они не могут создать какую-то новую информацию, которую могли бы туда вложить. Мы оперируем только придуманной кем-то информацией. Кем? И откуда она появилась? Я не могу сказать, что информация на моей флешке появилась сама собой — это я её туда записал. Так и с генами. Человек через познание таких вещей обязательно придёт к познанию Творца, иначе не получится.

Учёные только открывают законы, а не придумывают их. Эти законы существовали до них и будут существовать после. Кто же создал их? Кто следит, чтобы они работали множество тысячелетий неукоснительно? Когда эти вопросы накопятся, человек должен смело признать, что существует Господь Бог, и преклониться перед Ним — как в своё время апостолы, которые просили: «Господи, умножь в нас веру!» То есть убеждение должно переходить в веру, оно не должно существовать само по себе. Человеку, жаждущему такой убеждённости, надо понять, что это необходимо для его жизни, для правильного восприятия окружающего мира, выстраивания своих отношений с ним, с людьми, его населяющими, и его Творцом.

Если человек хочет убедиться в существовании Бога, ему нужно иметь не просто любопытство или жажду знания, но жажду познания Истины, познания первоисточника всего сущего. Он должен также хотеть понять, кто он есть, почему появился в этом мире, где его место в нём.

Мы должны идти к Богу, но порой Он идёт навстречу

Обратимся к истории религии. В Месопотамии жил Авраам, которому Господь однажды сказал: «Выйди из этой страны!» — то есть обратился к нему напрямую. Из этого следует, что есть ещё один путь убедиться в существовании Бога: откровение. Однажды человеку приходится осознать, что действовать разумом может быть ошибочно. Надо включать иррациональные способы познания. В частности — принимать на веру то откровение, которое Сам Бог принёс нам, потому что понять сущность Божества мы не можем, мы ограничены. В этом случае следует смириться и понять, что мы можем узнать о Боге только то, что Он нам открыл. Мы бы никогда не знали о Его существовании, если бы Он этого не хотел.

Мы можем подойти к процессу познания Бога как к научному предмету — есть же такая наука, как богословие, которая изучается на теологических факультетах учебных заведений, — и как к иррациональному откровению, сошедшему свыше. Если откровения не случилось, мы можем идти по первому пути. Для этого будем опираться на духовные авторитеты — людей, которые имели опыт общения с Богом, — и на Священное Писание, которое рассказывает о Нём. На этом пути нам также нужны терпение, воля, время, жажда познания и хорошие учителя, которые будут помогать нам задавать вопросы и формулировать правильные выводы. Отмечу, что по этому пути нужно идти с положительным настроем, то есть нам нельзя сомневаться в правильности действий Творца, в Его любви к Своему творению и в благой конечной цели существования человечества на земле. Мы должны сразу принять постулат, что Бог есть любовь. Если будем допускать сомнение — почему всё так или этак, — мы можем очень серьёзно запутаться, как запутались многие философы.

Читайте также:  Можно ли пешками в шашках есть назад

Все шаги должно делать с любовью к Тому, к Кому идёшь, ведь идёшь ты к источнику любви, её первопричине, к Тому, Кто любит тебя больше всех на свете. Ты идёшь к Личности, благодаря любви Которой мы существуем. На этом пути мы восхищаемся природой, устройством мира, прекрасными человеческими качествами — жертвенностью, любовью, взаимопониманием, честностью, милосердием, состраданием, — и чем дальше идём, тем больше убеждаемся в Его существовании.

А если я не чувствую Божьей любви? Как любить Того, кого я не знаю?

Все, кто верит в Бога, в той или иной степени бывали в такой ситуации. Я думаю, что есть разнообразные пути, по которым человек приходит к окончательному убеждению. Окончательное убеждение — это любовь как таковая. Ведь бесы тоже верят в Бога, но не любят Его и не желают Ему подчиниться. Может быть, изначально, когда мы становимся на этот путь, надо как аксиому принять, что Бог есть любовь, и всё, что в дальнейшем откроется, воспринимать только через её призму.

Есть два фактора: любовь Бога к нам и наша любовь к Богу. Первая существует однозначно, но мы можем её не понимать. А наша любовь к Богу нам понятна, мы можем определить, насколько любим Его. Но и в этом случае есть вопросы. С одной стороны, мы любим Бога, с другой — в Евангелии написано: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое» (Ин. 14:23), — то есть исполняет заповеди. А я не могу их соблюдать, я падаю, я соблазняюсь, я слаб и греховен — значит, я не люблю Бога? Ещё сказано: «любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8:28). И как быть, если у меня в жизни всё не так?

Вечный вопрос: что делать?

А если человек не любит Бога? Признал Его существование, но не может полюбить? Значит, ему нужно что-то изменить в своей жизни. Обычно человек винит Бога в том, что Он какой-то не такой. Это вообще свойственно людям — винить не себя, а кого-то. Посмотрите, как происходят конфликты в отношениях: редко кто признаёт свою вину, как правило, все винят противоположную сторону. Но если разобраться, окажется, что наша вина очень значительна…

В этом вопросе человеку нужно проявить смирение и осознать, кто он — и кто такой Творец. Нужно преклониться перед Его величием, идти к Нему не с гордо поднятой головой, но хотя бы с почтением. Неплохо бы, чтобы к нему присоединились восхищение, благодарность. Ведь мы живём в чудном мире, в котором всё устроено для нас. У нас есть наше бытие, и оно вечно, мы это чувствуем и понимаем.

Ещё нужно общаться с людьми, у которых получилось любить Бога, и спрашивать об их опыте. Ведь о семейной жизни мы не будем говорить с человеком, у которого она не удалась. Какую сферу ни возьми, мы не будем искать в ней совета у того, кто в ней не преуспел. Нас будет интересовать опыт успешных людей. Человек, желающий познать Бога, должен общаться с людьми воцерковлёнными, читать книги, написанные святыми отцами, жития, обратиться к церковной истории — чтобы как можно больше узнать о жизни людей, которые обрели любовь к Богу во время своей жизни.

Ещё я посоветовал бы людям обратить внимание на своё отношение к миру. Сейчас оно у всех очень негативное, что неудивительно: во всех СМИ десять из десяти новостей, как правило, плохие. Люди привыкают видеть негатив, у них складывается впечатление, что им не за что благодарить Бога, они не видят Его благого промысла. Нам надо учиться у пчёл, которые пролетают многие километры в поисках нектара. Будем искать новости, которые сформируют у нас иное отношение к миру — доброе и благодарное.

Нужно молиться. Не вычитывать какие-то акафисты — человек неверующий этого, конечно, не будет делать. Но если вы хотите убедиться в существовании Бога, можно попросить Его помочь вам в этом. И вы не будете первым, кто это сделает: молился же отец бесноватого отрока: «Верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк. 9:24), молились даже апостолы: «Умножь в нас веру» (Лк. 17:5).

Нужно общаться с теми, кто убедился в существовании Бога, принял Его, полюбил и готов делиться своим опытом. Господь не случайно отправлял к людям апостолов и говорил им: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28:19-20). То есть нужны знания о Боге и нужны люди, которые будут их давать. Ищите таких людей.

Нужно искать возможность расширения своих познаний, размышлять о смысле жизни. Почаще спрашивать себя: «Ради чего я живу?» Надо понять, что познание Бога вам крайне необходимо, потому что без Него жизнь не будет обладать смыслом. Если Его нет, если нет вечности, то ты самый несчастный человек.

Почему Стив Джобс был атеистом?

Мне кажется, многие лучшие умы человечества, даже позиционирующие себя как атеисты, такими не были. Они знали, что Бог есть, но не хотели Ему подчиниться. Они хотели общаться с Ним на равных, но это невозможно. Они нередко крайне горделивы, а гордым Господь противится.

Более того: мы не знаем, действительно ли атеистами умерли те, кто считал себя таковыми. Помню случай, который описал святой Паисий Святогорец. К нему пришёл отец, сын которого был неверующим и покончил жизнь самоубийством — выбросился из окна. Старец сказал: «Пока он летел вниз, он мог изменить своё мнение и покаяться». Господь милосерден, Он принимает покаяние каждого, если оно искреннее.

Возможно, трагедия этих людей в их окружении, которое не давало возможности высказать то, что теплилось в их душах. Может, даже не высказать, но разобраться в том, что это было — а это была вера.

В заключение нашего разговора мне вспомнилась сцена из фильма «Чародеи», когда один из героев рассказывает, как ему удаётся проходить сквозь стены: «Я ставлю перед собой цель и не вижу препятствий!» Если человек хочет убедиться в существовании Бога, ему нужно идти тем же путём: поставить цель — понять первопричину всего происходящего в мире, — и идти к ней. Не надо опасаться трудностей. Нужно познавать, задавать сложные вопросы — и он обязательно получит на них ответы. Господь поможет ему в этом и пошлёт бесценный бисер веры. Я советую не бояться этого пути, он прекрасен, ведь мы имеем возможность обращаться к Творцу всего сущего. Думаю, человек, ищущий Бога, всегда будет счастлив и радостен, потому что однажды ему откроется, что «Господня — земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней, ибо Он основал ее на морях и на реках утвердил ее» (Пс. 23:1-2).

Протоиерей Владимир Шутов

Источник