Можно ли женщинам быть имамами в намазе

В каких случаях женщине разрешено руководить намазом

Сегодня при муфтиятах и исламских центрах регулярно организуются различные женские собрания, которые носят, как правило, образовательный или культурный характер. Время проведения таких мероприятий может совпасть со временем обязательного намаза. Могут ли мусульманки совершить коллективный намаз с имамом из числа самих сестёр?

Отвечая на этот вопрос, учёные разошлись во мнениях. Богословы шафиитского и ханбалитского мазхабов считают такую практику дозволенной. Имам Шафии даже выступал за поощрение женских джамаатов в умме. Он ссылался на Аишу бинт Абу Бакр (р.а.), которая во времена Посланника Аллаха (с.г.в.) руководила женскими коллективными намазами. Так же поступали и жёны некоторых сахабов. Следует отметить, что подобная практика дозволялась шафиитами и ханбалитами только для исключительно женского джамаата. Кроме того, в женском намазе, в отличие от мужского, женщина-имам должна находиться в первом ряду посередине, а не выдвигаться вперёд.

Некоторые алимы, в числе которых ан-Нахаи, отстаивали позицию, что женщина-имам вправе руководить лишь суннат-намазами (например, молитвой таравих или витр). Другие учёные и вовсе заявляли о возможности руководства женщиной совместного намаза представителей обоих полов. Однако это мнение было отвергнуто богословами из-за противоречия шариатским канонам.

Богословы ханафитского и маликитского мазхабов утверждали, что совершение коллективного намаза с женщиной-имамом порицаемо (макрух). Но если это произойдёт, то такой намаз действителен. При этом ханафитские алимы довзоляют женский джамаат исключительно для совершения погребальной (джаназа) молитвы.

Противники подобной практики ссылаются на хадисы, в которых говорится о предпочтении индивидуального намаза для женщины. В одном из них сказано: «Намаз в укромном уголке лучше, чем в комнате, а в комнате – чем во дворе дома, во дворе дома – чем в мечети» (Абу Дауд). Исходя из этого, женщине лучше совершать намаз индивидуально, а в коллективном поклонении необходимости нет. Что же касается молитвы с джамаатом из практики Аиши (р.а.), то ханафиты и маликиты объясняют это тем, что мать правоверных учила таким образом читать намаз других женщин. Иными словами, показывала им наглядный пример, а они повторяли за нею.

Вознаграждение за коллективный намаз для мусульманок

Известно, что за молитву с джамаатом саваб выше, чем за индивидуальное поклонение Аллаху. Подтверждением тому служит хадис: «Коллективный намаз в 27 раз (в некоторых риваятах – 25) превосходит молитву, совершаемую в частном порядке» (Бухари, Муслим). Некоторые учёные, ссылаясь на это положение, утверждают, что женщина, как и мужчина, так же способна получить большой саваб.

Большинство же богословов считают, что данный хадис имеет отношение только к мужчинам. В качестве аргумента в пользу этой позиции свидетельствует и тот факт, что в некоторых вариантах приведённого выше хадиса упоминаются только мужчины. Второй довод, на который опираются сторонники этого мнения, заключается в том, что совершение коллективной молитвы, в частности, по пятницам и в праздники, обязательно только для мужчин. Следовательно, и награда распространяется только на мужчин. Третьим аргументом служит утверждение о предпочтительности индивидуального намаза для женщины в своей комнате.

Однако это вовсе не означает, что муж вправе ограничить свою супругу в посещении мечети. Посланник Всевышнего (с.г.в.) наставлял: «Не запрещайте женщинам входить в дома Аллаха» (Муслим). Исходя из этого, мусульманки имеют полное право молиться в мечети, но лучше для них будет совершать намаз у себя дома.

Источник

Фатва. Женщина-имам: возможно ли это

Ас-саляму алейкум ва рахматуллах ва баракатух.

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику. Мы благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему осветить наши сердца для истины и даровать нам благословение в этом мире и в Судный День. Аминь.

История ислама не знает случаев, чтобы женщина возглавляла пятничную молитву или произносила пятничную проповедь. Такого не было даже в период, когда мусульманским Египтом во времена мамелюков правила женщина по имени Шагарат Ад-Дурр. Ислам устанавливает, что возглавлять молитву должен мужчина. Люди, стоящие позади имама, повторяют вслед за ним все движения во время молитвы – поясные и земные поклоны и т.д., а также слушают чтение им Корана. Молитва в исламе – это акт, который включает различные телодвижения, а не только лишь произнесение мольбы, как христианская молитва. Более того, она требует сосредоточенности, смирения и полной отдачи сердца Всевышнему Аллаху. Поэтому женщине не приличествует стоять впереди, поскольку ее физическая природа может ввести мужчин в соблазн, отвлечь их внимание от молитвы, помешать сосредоточиться и ощутить атмосферу повышенной духовности. Ислам – это религия, которая учитывает как духовные, так и физические различные аспекты человеческой природы. Ислам не относится к людям как к непогрешимым ангелам, но признает, что у них есть различные инстинкты и желания. Мудрость ислама проявляется в установлении им правил, которые препятствуют возникновению у верующих стремления идти на поводу у своей похоти, особенно в тот момент, когда совершается акт поклонения и необходим особый духовный подъем. На основании этого – дабы не дать воли мужским инстинктам –провозглашать азан и возглавлять людей в молитве предписано только мужчинам, а женские ряды во время молитвы должны находиться позади мужских. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Самые лучшие для женщин ряды во время молитвы – последние, а самые худшие – первые; а для мужчин лучшие ряды во время молитвы – первые, а худшие — последние».

Правила, касающиеся руководства молитвами, основаны на достоверных хадисах, а также на единодушном мнении исламских ученых, т.е. на религиозных учениях, а не на социальных обычаях, как принято утверждать. Различные религиозные школы согласны с тем, что женщине не разрешено возглавлять мужчин во время обязательной молитвы. Однако некоторые правоведы делают исключение из этого общего правила для тех женщин, которые знают Коран настолько хорошо, что могут проводить намаз для членов своей семьи, в том числе и мужчин, но если только это не приводит к искушению. Однако нет ни одного знатока мусульманского права, который согласился бы с тем, что женщины могут возглавлять пятничную молитву или произносить проповедь, хотя в религиозных текстах, касающихся правил молитвы, нигде прямо не сказано, что женщине запрещено возглавлять молитву или читать пятничную проповедь. Существует один-единственный хадис, не считающийся достоверным, переданный Ибн Маджой со слов Джабира Ибн Абдуллы и гласящий:

«Женщина не может возглавлять мужчин во время молитвы точно так же, как бедуин не может возглавлять верующих из числа мухаджиров, или испорченный человек – праведных мусульман».

Однако ведущие специалисты по хадисом утверждают, что этот хадис очень слабый, и поэтому его нельзя считать доказательством в рассматриваемом вопросе. Более того, существует другой хадис, противоречащий приведенному. Он передан Имамом Ахмадом, Абу Даудом и другими со слов Умм Вараки, которая рассказывала, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) назначил ее муэдзином и велел ей возглавлять во время молитвы членов ее семьи, среди которых были как мужчины, так и женщины. Хотя ученые также считают цепочку передачи этого хадиса слабой, но здесь речь идет об особом случае, когда женщина, хорошо знающая Коран, возглавляла во время молитвы членов своей семьи, среди которых обычно не возникает дурных побуждений.

Читайте также:  Пшено для диабета можно ли есть

Вместе с тем, по мнению Ад-Даркатани, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) поручил Умм Вараке возглавлять во время обязательных молитв только женщин из ее семьи. Касаясь этого свидетельства Ад-Даркатани, известный ученый Ибн Кудама написал в своей книге «Аль-Мугни» следующее: «Утверждению Ад-Даркатани следует верить, даже если об этом прямо не сказано в обсуждаемом хадисе. Это можно логически вывести из хадиса, согласно которому Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) велел Умм Вараке возглавлять обязательные молитвы женщин из ее семьи, поскольку (согласно хадису) он (да благословит его Аллах и приветствует) назначил ее муэдзином (азан звучит только тогда, когда призывают на обязательную молитву). Кроме того, среди ученых нет разногласий в том, что женщины не могут возглавлять мужчин во время обязательной молитвы». Ибн Кудама также утверждает: «Но даже если Умм Вараке и было велено возглавлять во время обязательных молитв как мужчин, так и женщин из ее семьи, то это могло относиться лишь лично к ней, ибо Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не назначал муэдзином ни одну другую женщину». Ибн Кудама доказывает свое мнение так: поскольку женщинам не разрешено провозглашать азан на молитву, в которой будут участвовать мужчины, им также не разрешено возглавлять их в молитве. Однако я не согласен с Ибн Кудамой в том, что разрешение возглавлять во время обязательных молитв членов своей семьи, данное Умм Вараке, ограничивалось только ею. Я полагаю, что любая женщина, которая хорошо знает Коран (как знала его Умм Варака), может быть имамом в намазах для членов своей семьи, в том числе и мужчин, как в обязательных, так и в дополнительных. В особенности это касается таравих (специальные намазы, совершаемые лишь в месяц Рамадан). Ученые ханбалитского мазхаба также утверждают, что женщина может возглавлять мужчин во время молитв таравих. Аз-Заркаши сказал по поводу этого следующее: «согласно Имаму Ахмаду и большинству его последователей, женщине разрешено возглавлять мужчин во время молитвы таравих». Однако следует помнить, что подобное разрешение распространяется только на тех, кто хорошо знает Коран, и это касается только руководства молитвой родственников и домочадцев. Более того, некоторые ученые считают, что разрешение ограничивается только пожилыми женщинами. Кроме того, автор книги «Аль-инсаф» утверждает, что «если женщина возглавляет молитву мужчин – членов ее семьи, то она должна стоять позади них на безопасном расстоянии (чтобы не пробудить половых инстинктов)». Последнее указание дано как исключение из общего правила, которое гласит, что имам в молитве должен стоять впереди людей, которых он возглавляет, но в этом случае [женщине] необходимо [стать сзади], дабы избежать возбуждения [мужских инстинктов]. Что касается права женщины возглавлять общую молитву, в которой участвуют только женщины, то о допустимости этого есть целый ряд хадисов. Например, Абдур-Разик, Ад-Даракутни и Аль-Байхаки передают, что Айша возглавляла женщин во время обязательной молитвы и при этом стояла среди них. Кроме того, Ибн Аби Шайба и Аль-Хаким передают, что Айша обычно оглашала азан и икаму, а затем возглавляла молитву женщин, стоя в одном ряду с ними. Кроме того, Аш-Шафи’и, Ибн Аби Шайба и Абдур-Разик передают хадис, гласящий, что Умм Салама обычно была имамом для женщин во время молитвы, стоя с ними в одном ряду. Кроме того, Аль-Хафиз рассказывает в книге «Ад-дирайа»: «Мухаммад ибн Аль-Хусейн передал со слов Ибрагима Ан-Накхаи, что Айша обычно возглавляла молитву женщин в месяц Рамадан, стоя с ними в одном ряду». А вот что сказал Ибн Аббас: «Женщина может возглавлять других женщин в молитве, если будет стоять между ними». В книге «Аль-мугни» сказано следующее: «В вопросе о том, желательно ли женщине возглавлять намаз других женщин, мнения расходятся. Некоторые ученые считают это желательным, ссылаясь на Айшу, Умм Саламу, Ата, Ас-Саури, Аль-Ауза’и, Аш-Шафи’и, Ишака и Абу Саура. По имеющимся сведениям, Ахмад ибн Ханбал (да смилостивится над ним Аллах) утверждал, что это является поощряемым. Тем не менее, другие ученые считают это нежелательным, но если такая молитва все-таки была совершена, она принимается Аллахом. Что касается Аш-Ша’би, Ан-Нак’и и Катады, то они допускают руководство женщиной дополнительных, но не обязательных молитв». Здесь важно отметить, что изначальное заключение, касающаяся актов поклонения, является таковым, что в них следует избегать всего того, что не предписано ясными текстами Шариата, дабы люди не изобретали в религии того, что не постановлено Аллахом. Следовательно, люди не должны ни придумывать новых актов поклонения, ни изменять их, ни добавлять в них что-то по собственной прихоти либо считая подобное желательным. Деяния тех, кто вносит какие-либо нововведения в религию или добавляет к ней то, чего в ней нет, будут отвергнуты. Именно об этом предупреждает нас Всевышний Аллах, говоря о неверующих в Коране:

«Или у них есть сотоварищи, которые узаконили им в религии то, чего не дозволял Аллах?» (Коран, 42: 21).

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) также предупреждал нас об этом в следующем хадисе:

«Тот, кто добавит в религию то, чего в ней не было, увидит, как его новшество окажется отвергнутым» (аль-Бухари и Муслим).

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) также сказал: «Остерегайтесь нововведений, ведь каждое нововведение – это своенравие» (Ахмад в книге «Муснад» отнес этот хадис к достоверным). Все исламские ученые полагают, что акты поклонения Аллаху необходимо совершать именно так, как это было предписано. Другие религии были искажены и их акты поклонения и ритуалы изменены тогда, когда люди ввели в них новшества, а религиозные деятели не смогли этому противостоять. Однако в том, что касается повседневных дел, новшества разрешены, ибо исламское правило таково, что нужно избегать нового касательно религии и стремиться к новому в мирских делах. Именно этого правила придерживались мусульмане в период своего расцвета. Но когда условия жизни ухудшились, они изменили линию поведения и стали придумывать всяческие нововведения в религии, позабыв о прогрессе в земной жизни. В заключение хотелось бы спросить: чем была вызвана необходимость создавать весь этот шум? Неужели женщинам не хватает лишь руководства мужчинами в пятничной молитве? Неужели именно этого не хватало мусульманкам во все времена? Заметим, что и в других религиях есть много такого, что разрешено делать только мужчинам, однако женщины – представительницы этих религий – не возражают против этого. Почему же наши женщины должны это делать и выдвигать завышенные требования, тем самым вызывая раскол в рядах своего общества именно в то время, когда оно сталкивается с бедствиями, трудностями, заговорами с целью его полного уничтожения, а потому нуждается в единстве? Я молю Аллаха дать нашим сыновьям, дочерям, братьям и сестрам во всем мире здравомыслие и праведность в делах. Я также прошу Его даровать нам возможность познать правильный путь и следовать ему, а также видеть ошибки и избегать их. Аминь.

«Господи Наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь, и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, — Податель!» (Коран, 3:8).

Всевышний Аллах знает лучше.

Читайте также:  Можно ли красить глаза когда есть ячмень

Источник

Коллективная молитва мусульман: правила совместного намаза

Чтение намаза вместе с общиной является распространённой практикой. Согласно высказываниям Милости миров Мухаммада (с.г.в.), она заслуживает высокой награды для верующего.

В сборниках хадисов Аль-Бухари и Муслима приводятся следующие известные слова Пророка (с.г.в.): «Совершение молитвы вместе с джамаатом (общиной) в 27 раз лучше, чем её чтение в одиночку».

Кому быть имамом?

В другом хадисе говорится о том, что если трое мусульман, когда они находятся в селении либо в пустыне, не читают коллективно намаз, то, вероятно, между ними прошёл шайтан, нарушив их отношения. Так или иначе, люди, верящие во Всевышнего и в Его посланника (с.г.в.), должны объединиться, ибо одинокая овечка неизбежно станет жертвой кровожадного волка (Ахмад, Абу Дауд, Ан-Насаи).

Совершение молитвы с джамаатом предполагает, что у коллектива будет предстоятель, то есть имам. В сборнике хадисов имама Аль-Байхакый есть такое высказывание Пророка (с.г.в.): «Выбирайте из своего числа имамом того, кто является лучшим из вашего числа, ведь именно имамы будут вашими представителями перед Всевышним».

Имам во время коллективного намаза

Имам избирается по принципу наличия знаний в области Шариата и Благородной сунны Заключительного Божьего посланника (с.г.в.). Вслед за таким человеком по предпочтительности следует тот мусульманин, который лучше знает текст Священного Корана. После этого имамом может стать тот, кто отличается наибольшей богобоязненностью. Наконец, вслед за ним идёт самый старший по возрасту верующий.

Женщины и коллективный намаз

Об участии женщины в коллективной молитве мнения факихов разделились. Если Абу Ханифа полагал, что совершать намаз пожилым женщинам без излишних украшений в утренней, вечерней и ночной молитвах допускается, то его ученики Абу Юсуф и Мухаммад полагали, что такие женщины могут присутствовать на всех намазах в мечети. Если говорить о молодых женщинах, то для них нежелательно принимать участие в коллективной молитве в мечети. Тем не менее, прямого запрета как такового на это нет. Пророк ислама (с.г.в.) сказал следующее: «Не объявляйте запрещённым присутствие рабынь Аллаха в Его мечетях» (Аль-Бухари). Главным моментом в вопросе участия женщин в коллективной молитве является безопасность семей и стабильность общественного порядка.

Читайте также:  Можно ли есть семечки когда болит желудок

Если говорить о проведении женщинами молитвы отдельной общиной, то, согласно мнению богословов всех мазхабов, такое событие является нежелательным. Основанием является хадис, приводимый Ахмадом: «Нет пользы в общине, которая полностью состоит из женщин, если только она не в мечети или не образована по причине необходимости прочитать погребальную молитву (намаз джаназа)». Однако в случае, когда женщины всё-таки совершают молитву вместе, имам должна встать в середине первого ряда, на одном уровне с другими участницами молитвы.

Прочие особенности молитвы с джамаатом

  • Если совместно читают намаз только имам и ещё один мужчина, то последний должен встать от предстоятеля молитвы по правую сторону и двинуться немного назад. Если во время намаза к ней примкнут другие верующие, то имам должен сделать шаг вперёд, чтобы показать, кто именно предводительствует в этой коллективной молитве.
  • Если вместе с имамом читает молитву только одна женщина, то она должна встать позади него. В ситуации, когда община является смешанной, то есть в её составе присутствуют мужчина, женщины и дети, то расстановка рядов в такой молитве носит следующий характер: позади имама выстраиваются мужчины, вслед за ними следуют дети, после которых идёт ряд, состоящий исключительно из женщин.
  • Читать намаз, стоя за имамом, можно только в том случае, если речь идёт об одной и той же молитве. Например, если имам совершает дневной намаз этого дня, а человек, вставший в джамаат, хочет восполнить дневную молитву вчерашнего дня, то такая ситуация неприемлема.
  • Тот, кто сделал омовение посредством таяммума, имеет полное право быть имамом для верующего, который взял вуду (тахарат).

Намаз с джамаатом в пустыне

  • Человек, который вместо мытья ног просто протёр специальные носки (т.е. сделал масх), может выступать имамом в общине, где есть люди, кто мыл ноги в рамках малого омовения.
  • Читающий намаз в сидячем положении может быть имамом для тех, кто совершает молитву стоя. В своде хадисов имама Аль-Бухари говорится, что Посланник Аллаха (с.г.в.) в свою последнюю молитву сидел, тогда как община, которая находилась позади него, стояла.
  • Тем не менее, тот, кто совершает намаз посредством жестов, не может выступать в качестве имама для верующих, которые читают молитву в стоячем положении. Кроме того, хронически больной также не может быть в роли имама. Женщине, которая страдает хроническим кровотечением (истихада), запрещено выступать в качестве предстоятельницы в молитве.
  • Человек, который совершает фардовую часть молитвы, может выступить имамом для того, кто читает добровольный (нафль) намаз. Однако обратное не разрешается ни в коем случае.
  • Неграмотный не должен быть имамом для тех, кто знает хоть что-нибудь из Священного Корана.
  • Верующий, который не имеет одежды, не может выступать имамом для тех, кто одет.
  • Если по какой-то причине потерявший состояние ритуальной чистоты имам до конца прочитает коллективный намаз, то молитву должны будут перечитать все стоявшие вслед за ним мусульмане.

Источник