Можно ли женщин быть имамом
Содержание статьи
В каких случаях женщине разрешено руководить намазом
Сегодня при муфтиятах и исламских центрах регулярно организуются различные женские собрания, которые носят, как правило, образовательный или культурный характер. Время проведения таких мероприятий может совпасть со временем обязательного намаза. Могут ли мусульманки совершить коллективный намаз с имамом из числа самих сестёр?
Отвечая на этот вопрос, учёные разошлись во мнениях. Богословы шафиитского и ханбалитского мазхабов считают такую практику дозволенной. Имам Шафии даже выступал за поощрение женских джамаатов в умме. Он ссылался на Аишу бинт Абу Бакр (р.а.), которая во времена Посланника Аллаха (с.г.в.) руководила женскими коллективными намазами. Так же поступали и жёны некоторых сахабов. Следует отметить, что подобная практика дозволялась шафиитами и ханбалитами только для исключительно женского джамаата. Кроме того, в женском намазе, в отличие от мужского, женщина-имам должна находиться в первом ряду посередине, а не выдвигаться вперёд.
Некоторые алимы, в числе которых ан-Нахаи, отстаивали позицию, что женщина-имам вправе руководить лишь суннат-намазами (например, молитвой таравих или витр). Другие учёные и вовсе заявляли о возможности руководства женщиной совместного намаза представителей обоих полов. Однако это мнение было отвергнуто богословами из-за противоречия шариатским канонам.
Богословы ханафитского и маликитского мазхабов утверждали, что совершение коллективного намаза с женщиной-имамом порицаемо (макрух). Но если это произойдёт, то такой намаз действителен. При этом ханафитские алимы довзоляют женский джамаат исключительно для совершения погребальной (джаназа) молитвы.
Противники подобной практики ссылаются на хадисы, в которых говорится о предпочтении индивидуального намаза для женщины. В одном из них сказано: «Намаз в укромном уголке лучше, чем в комнате, а в комнате – чем во дворе дома, во дворе дома – чем в мечети» (Абу Дауд). Исходя из этого, женщине лучше совершать намаз индивидуально, а в коллективном поклонении необходимости нет. Что же касается молитвы с джамаатом из практики Аиши (р.а.), то ханафиты и маликиты объясняют это тем, что мать правоверных учила таким образом читать намаз других женщин. Иными словами, показывала им наглядный пример, а они повторяли за нею.
Вознаграждение за коллективный намаз для мусульманок
Известно, что за молитву с джамаатом саваб выше, чем за индивидуальное поклонение Аллаху. Подтверждением тому служит хадис: «Коллективный намаз в 27 раз (в некоторых риваятах – 25) превосходит молитву, совершаемую в частном порядке» (Бухари, Муслим). Некоторые учёные, ссылаясь на это положение, утверждают, что женщина, как и мужчина, так же способна получить большой саваб.
Большинство же богословов считают, что данный хадис имеет отношение только к мужчинам. В качестве аргумента в пользу этой позиции свидетельствует и тот факт, что в некоторых вариантах приведённого выше хадиса упоминаются только мужчины. Второй довод, на который опираются сторонники этого мнения, заключается в том, что совершение коллективной молитвы, в частности, по пятницам и в праздники, обязательно только для мужчин. Следовательно, и награда распространяется только на мужчин. Третьим аргументом служит утверждение о предпочтительности индивидуального намаза для женщины в своей комнате.
Однако это вовсе не означает, что муж вправе ограничить свою супругу в посещении мечети. Посланник Всевышнего (с.г.в.) наставлял: «Не запрещайте женщинам входить в дома Аллаха» (Муслим). Исходя из этого, мусульманки имеют полное право молиться в мечети, но лучше для них будет совершать намаз у себя дома.
Источник
Фатва. Женщина-имам: возможно ли это
Ас-саляму алейкум ва рахматуллах ва баракатух.
Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику. Мы благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему осветить наши сердца для истины и даровать нам благословение в этом мире и в Судный День. Аминь.
История ислама не знает случаев, чтобы женщина возглавляла пятничную молитву или произносила пятничную проповедь. Такого не было даже в период, когда мусульманским Египтом во времена мамелюков правила женщина по имени Шагарат Ад-Дурр. Ислам устанавливает, что возглавлять молитву должен мужчина. Люди, стоящие позади имама, повторяют вслед за ним все движения во время молитвы – поясные и земные поклоны и т.д., а также слушают чтение им Корана. Молитва в исламе – это акт, который включает различные телодвижения, а не только лишь произнесение мольбы, как христианская молитва. Более того, она требует сосредоточенности, смирения и полной отдачи сердца Всевышнему Аллаху. Поэтому женщине не приличествует стоять впереди, поскольку ее физическая природа может ввести мужчин в соблазн, отвлечь их внимание от молитвы, помешать сосредоточиться и ощутить атмосферу повышенной духовности. Ислам – это религия, которая учитывает как духовные, так и физические различные аспекты человеческой природы. Ислам не относится к людям как к непогрешимым ангелам, но признает, что у них есть различные инстинкты и желания. Мудрость ислама проявляется в установлении им правил, которые препятствуют возникновению у верующих стремления идти на поводу у своей похоти, особенно в тот момент, когда совершается акт поклонения и необходим особый духовный подъем. На основании этого – дабы не дать воли мужским инстинктам –провозглашать азан и возглавлять людей в молитве предписано только мужчинам, а женские ряды во время молитвы должны находиться позади мужских. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Самые лучшие для женщин ряды во время молитвы – последние, а самые худшие – первые; а для мужчин лучшие ряды во время молитвы – первые, а худшие — последние».
Правила, касающиеся руководства молитвами, основаны на достоверных хадисах, а также на единодушном мнении исламских ученых, т.е. на религиозных учениях, а не на социальных обычаях, как принято утверждать. Различные религиозные школы согласны с тем, что женщине не разрешено возглавлять мужчин во время обязательной молитвы. Однако некоторые правоведы делают исключение из этого общего правила для тех женщин, которые знают Коран настолько хорошо, что могут проводить намаз для членов своей семьи, в том числе и мужчин, но если только это не приводит к искушению. Однако нет ни одного знатока мусульманского права, который согласился бы с тем, что женщины могут возглавлять пятничную молитву или произносить проповедь, хотя в религиозных текстах, касающихся правил молитвы, нигде прямо не сказано, что женщине запрещено возглавлять молитву или читать пятничную проповедь. Существует один-единственный хадис, не считающийся достоверным, переданный Ибн Маджой со слов Джабира Ибн Абдуллы и гласящий:
«Женщина не может возглавлять мужчин во время молитвы точно так же, как бедуин не может возглавлять верующих из числа мухаджиров, или испорченный человек – праведных мусульман».
Однако ведущие специалисты по хадисом утверждают, что этот хадис очень слабый, и поэтому его нельзя считать доказательством в рассматриваемом вопросе. Более того, существует другой хадис, противоречащий приведенному. Он передан Имамом Ахмадом, Абу Даудом и другими со слов Умм Вараки, которая рассказывала, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) назначил ее муэдзином и велел ей возглавлять во время молитвы членов ее семьи, среди которых были как мужчины, так и женщины. Хотя ученые также считают цепочку передачи этого хадиса слабой, но здесь речь идет об особом случае, когда женщина, хорошо знающая Коран, возглавляла во время молитвы членов своей семьи, среди которых обычно не возникает дурных побуждений.
Вместе с тем, по мнению Ад-Даркатани, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) поручил Умм Вараке возглавлять во время обязательных молитв только женщин из ее семьи. Касаясь этого свидетельства Ад-Даркатани, известный ученый Ибн Кудама написал в своей книге «Аль-Мугни» следующее: «Утверждению Ад-Даркатани следует верить, даже если об этом прямо не сказано в обсуждаемом хадисе. Это можно логически вывести из хадиса, согласно которому Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) велел Умм Вараке возглавлять обязательные молитвы женщин из ее семьи, поскольку (согласно хадису) он (да благословит его Аллах и приветствует) назначил ее муэдзином (азан звучит только тогда, когда призывают на обязательную молитву). Кроме того, среди ученых нет разногласий в том, что женщины не могут возглавлять мужчин во время обязательной молитвы». Ибн Кудама также утверждает: «Но даже если Умм Вараке и было велено возглавлять во время обязательных молитв как мужчин, так и женщин из ее семьи, то это могло относиться лишь лично к ней, ибо Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не назначал муэдзином ни одну другую женщину». Ибн Кудама доказывает свое мнение так: поскольку женщинам не разрешено провозглашать азан на молитву, в которой будут участвовать мужчины, им также не разрешено возглавлять их в молитве. Однако я не согласен с Ибн Кудамой в том, что разрешение возглавлять во время обязательных молитв членов своей семьи, данное Умм Вараке, ограничивалось только ею. Я полагаю, что любая женщина, которая хорошо знает Коран (как знала его Умм Варака), может быть имамом в намазах для членов своей семьи, в том числе и мужчин, как в обязательных, так и в дополнительных. В особенности это касается таравих (специальные намазы, совершаемые лишь в месяц Рамадан). Ученые ханбалитского мазхаба также утверждают, что женщина может возглавлять мужчин во время молитв таравих. Аз-Заркаши сказал по поводу этого следующее: «согласно Имаму Ахмаду и большинству его последователей, женщине разрешено возглавлять мужчин во время молитвы таравих». Однако следует помнить, что подобное разрешение распространяется только на тех, кто хорошо знает Коран, и это касается только руководства молитвой родственников и домочадцев. Более того, некоторые ученые считают, что разрешение ограничивается только пожилыми женщинами. Кроме того, автор книги «Аль-инсаф» утверждает, что «если женщина возглавляет молитву мужчин – членов ее семьи, то она должна стоять позади них на безопасном расстоянии (чтобы не пробудить половых инстинктов)». Последнее указание дано как исключение из общего правила, которое гласит, что имам в молитве должен стоять впереди людей, которых он возглавляет, но в этом случае [женщине] необходимо [стать сзади], дабы избежать возбуждения [мужских инстинктов]. Что касается права женщины возглавлять общую молитву, в которой участвуют только женщины, то о допустимости этого есть целый ряд хадисов. Например, Абдур-Разик, Ад-Даракутни и Аль-Байхаки передают, что Айша возглавляла женщин во время обязательной молитвы и при этом стояла среди них. Кроме того, Ибн Аби Шайба и Аль-Хаким передают, что Айша обычно оглашала азан и икаму, а затем возглавляла молитву женщин, стоя в одном ряду с ними. Кроме того, Аш-Шафи’и, Ибн Аби Шайба и Абдур-Разик передают хадис, гласящий, что Умм Салама обычно была имамом для женщин во время молитвы, стоя с ними в одном ряду. Кроме того, Аль-Хафиз рассказывает в книге «Ад-дирайа»: «Мухаммад ибн Аль-Хусейн передал со слов Ибрагима Ан-Накхаи, что Айша обычно возглавляла молитву женщин в месяц Рамадан, стоя с ними в одном ряду». А вот что сказал Ибн Аббас: «Женщина может возглавлять других женщин в молитве, если будет стоять между ними». В книге «Аль-мугни» сказано следующее: «В вопросе о том, желательно ли женщине возглавлять намаз других женщин, мнения расходятся. Некоторые ученые считают это желательным, ссылаясь на Айшу, Умм Саламу, Ата, Ас-Саури, Аль-Ауза’и, Аш-Шафи’и, Ишака и Абу Саура. По имеющимся сведениям, Ахмад ибн Ханбал (да смилостивится над ним Аллах) утверждал, что это является поощряемым. Тем не менее, другие ученые считают это нежелательным, но если такая молитва все-таки была совершена, она принимается Аллахом. Что касается Аш-Ша’би, Ан-Нак’и и Катады, то они допускают руководство женщиной дополнительных, но не обязательных молитв». Здесь важно отметить, что изначальное заключение, касающаяся актов поклонения, является таковым, что в них следует избегать всего того, что не предписано ясными текстами Шариата, дабы люди не изобретали в религии того, что не постановлено Аллахом. Следовательно, люди не должны ни придумывать новых актов поклонения, ни изменять их, ни добавлять в них что-то по собственной прихоти либо считая подобное желательным. Деяния тех, кто вносит какие-либо нововведения в религию или добавляет к ней то, чего в ней нет, будут отвергнуты. Именно об этом предупреждает нас Всевышний Аллах, говоря о неверующих в Коране:
«Или у них есть сотоварищи, которые узаконили им в религии то, чего не дозволял Аллах?» (Коран, 42: 21).
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) также предупреждал нас об этом в следующем хадисе:
«Тот, кто добавит в религию то, чего в ней не было, увидит, как его новшество окажется отвергнутым» (аль-Бухари и Муслим).
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) также сказал: «Остерегайтесь нововведений, ведь каждое нововведение – это своенравие» (Ахмад в книге «Муснад» отнес этот хадис к достоверным). Все исламские ученые полагают, что акты поклонения Аллаху необходимо совершать именно так, как это было предписано. Другие религии были искажены и их акты поклонения и ритуалы изменены тогда, когда люди ввели в них новшества, а религиозные деятели не смогли этому противостоять. Однако в том, что касается повседневных дел, новшества разрешены, ибо исламское правило таково, что нужно избегать нового касательно религии и стремиться к новому в мирских делах. Именно этого правила придерживались мусульмане в период своего расцвета. Но когда условия жизни ухудшились, они изменили линию поведения и стали придумывать всяческие нововведения в религии, позабыв о прогрессе в земной жизни. В заключение хотелось бы спросить: чем была вызвана необходимость создавать весь этот шум? Неужели женщинам не хватает лишь руководства мужчинами в пятничной молитве? Неужели именно этого не хватало мусульманкам во все времена? Заметим, что и в других религиях есть много такого, что разрешено делать только мужчинам, однако женщины – представительницы этих религий – не возражают против этого. Почему же наши женщины должны это делать и выдвигать завышенные требования, тем самым вызывая раскол в рядах своего общества именно в то время, когда оно сталкивается с бедствиями, трудностями, заговорами с целью его полного уничтожения, а потому нуждается в единстве? Я молю Аллаха дать нашим сыновьям, дочерям, братьям и сестрам во всем мире здравомыслие и праведность в делах. Я также прошу Его даровать нам возможность познать правильный путь и следовать ему, а также видеть ошибки и избегать их. Аминь.
«Господи Наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь, и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, — Податель!» (Коран, 3:8).
Всевышний Аллах знает лучше.
Источник
ЖЕНЩИНА МОЖЕТ БЫТЬ И ИМАМОМ, И МУЭДЗИНОМ, И ГЛАВОЙ ГОСУДАРСТВА

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Коран не ограничивает женщину в праве занимать какую-либо должность или исполнять какую-либо работу. Женщина может быть и президентом страны, и халифом, и кадием, и судьей, и имамом, и муэдзином. Поскольку дозволено все, что не запрещено Кораном. Правилом является свобода, а запреты лишь исключением. Для запрещенного необходимо существование Коранического аята. Поскольку в Коране нет запрещающего аята, женщина может быть и имамом, и возглавлять молитву в общине; она может быть и президентом или премьер-министром, направляющим всю страну… Рассуждения о том, почему женщины и в мусульманских, и в не мусульманских странах занимают всегда второстепенные роли в управлении государством, займут у нас много времени, мы не будем пускаться в них здесь. Но совершенно очевидно, что в Кораническом Исламе нет такого запрета для женщин.
Народ, который во главе себя поставит женщину, никогда не обретет благодати.
Ибни Ханбаль, Муснад 5/43,50; Тирмизи, Фитан,75, Насаи Кудат, 8; Бухари Фитан,18)
Приведенный выше хадис, вошедший во многие сборники хадисов, был выдуман традиционалистами в отношении женщин и внедрен в Ислам. Мы предполагаем, что этот вымысел является отражением политической мести противников Айши, которая возглавила войско в битве при Джамале. Сулейман Атеш, также предполагавший это, делает такое пояснение: “В этом хадисе содержится завуалированный удар по Праведной Айше. Если бы Пророк действительно сказал такие слова, то Праведная Айша не должна была бы участвовать в битве при Джамале, а Тальха и Зубайр не должны были бы пустить ее в такое предприятие и позволить ей стать своим полководцем. Вызывает большое сомнение достоверность этого хадиса, который противоречит Корану и историческим событиям. Как может стать предписанием веры хадис, которого не знали другие сахабы, сподвижники Пророка?” (Сулейман Атеш, Толкование Корана (Kuran Tefsiri), 6/399-400)
Одержимые политическими амбициями и ненавистью женщинам сочинители хадисов в наглом вмешательстве в повеления Бога забывают, к примеру, повествование Бога о царице Савской. В 22–м и 44-м аятах Суры «Муравьи» упоминается о Савском государстве и их женщине-правительнице, царице Савской. В пояснениях аятов Аллах упоминает о разумности, мудрости царицы Савской, успешном управлении страной и народом, бережливом, заботливом отношении к своему народы, который она лишний раз не пускала в войны, ее аккуратности и предусмотрительности как правителя. В Коране нет ни одного слова или предложения, которое хотя бы косвенно подтверждало или давало возможность говорить о правомочности вымышленных хадисов, запрещающих женщине становиться во главе государства и править народами.
Не учите женщин письму. Учите их шитью и Суре «Нур» (Ибн-уль Джаузи, Мавзуат II, 269)
Не посмотрите на тех, кто защищает традиционалистский Ислам и при этом стараются отправить своих дочерей в университеты! Воззрения традиционалистов точно те же, что в приведенном выше хадисе. Если вы не принимаете всерьез наставления своих алимов, то зачем же вы до сих пор продолжаете оставаться последователями Ахли Сунны? У кого, где и по чему вы получаете знания об Исламе? Если вы действительно так сильно уважаете своих суннитских алимов и веруете во все то, что они говорят, то не обессудьте. Мы лишь пытаемся открыть вам глаза, разъяснить вам то, чего вы якобы не замечаете и, быть может, привести вас к подлинной, Коранической вере.! И, пожалуйста, коль уж вы говорите, я суннит, ханафит, тогда и соблюдайте в полной мере то, что понаписали ваши алимы! Да, и еще. Просветите нас в таком вопросе: У суннитов мужчины и женщины не могут видеть вперемешку, вместе, это харам. Более того, некоторые толкователи говорят, что голос женщины не должен быть даже слышен там, где находятся мужчины. Но тогда, как это вы отправляете своих дочерей в университеты, осознанно толкая их к хараму, ведь они будут там сидеть вперемешку с мужчинами и вся аудитория будет слышать их голос, если учитель что-то спросит у них? Более того, вы устраиваете такие массовые акции протеста, осуждая запрет на обучение женщин в платках в университетах, говоря, что это ущемление их прав, но не забываете ли вы о том, что вы толкаете их к прямому хараму по своему мазхабу.!
Источник