Можно ли заниматься йогой и есть мясо
Содержание статьи
Йоги, которые едят мясо: миф или реальность? Чем питаются йоги.
Маша регулярно ходит на йогу и не ест мясо. Поэтому, сидя в кафе, она косо смотрит в тарелку подруги Ани, которая тоже ходит на йогу, но при этом мясо ест.
Думаю, многим знакомо утверждение, что «йога» и «вегетарианство» являются синонимами. И что истинный «Йог» с большой буквы должен питаться святым духом, божьей росой, травками да кореньями. И немногие задумываются о том, что вегетарианское питание не является неизменным атрибутом йоги.
Те, кто занимаются йогой серьезно и уже видят перед собой сияющий луч просветления, любят вспоминать принцип ахимсы. Мол, насилие над всем живым – это плохо. И поедая животную плоть, из колеса сансары ты не выберешься. А еще эти люди любят жонглировать в разговоре цитатами известных гуру, говорящих о том, что традиция йоги исключает поедание тех, кто бегает, плавает и летает.
Но так ли это на самом деле? Давайте окунемся в эту тему чуть глубже, чтобы формировать свое мнение на реальных фактах, а не на цитатах Фейсбука и Вконтакте. И узнаем, что рассказала девочкам за обедом их тренер Юля, знакомая с историей йоги не понаслышке.
Жертвоприношения первых йогов
Она объяснила, что хоть точный год появления йоги неизвестен, однако самые ранние изображения людей в йога-асанах датируются 3300 – 1700 годами до н.э.. Понятие «йога» впервые употребляется в Ригведе, которая была создана чуть позднее (примерно в 1700-1100 гг до н.э.). И в этом тексте нет и слова о запрете на убийство и употребление в пищу животных. Наоборот, в одном из ее гимнов — «Восхваления коня», тщательно описан кровожадный ритуал по приношению в жертву коня Тваштры. И это не единичный случай убийства живого существа. В те времена охотно ели коров, баранов, козлов и буйволов, при этом не обсуждая за обедами и ужинами принципы ахимсы.
«А когда же появилась ахимса?» — заинтересовались девочки.
Махабхарата: о ненасилии и поедании мяса
Внимание принципу ахимсы уделяется в Махабхарате – тексте, который знаком многим духовным искателям. «Неврежденье всех законов превыше, таково указание старцев» — говорится в «Песне Брамина». Однако стоит понимать, что ненасилие это то, к чему можно стремиться, но невозможно практиковать на 100 процентов. В «Повести о Беседе Брахмана с охотником» святой мудрец Маркандея говорит:
«Земледелие считается добрым (занятием), но и тут не обходится без большого вреда: вспахивая плугами землю, люди уничтожают обитающих в ней животных и многое другое <…> Семена злаковых, и прежде всего рис, <…> — все это живое, как тебе кажется? <…> Сколько ни размышляй, не найдешь здесь такого, кто бы не причинял ущерба каким-нибудь живым существам».
И он же комментирует тему мясоедения:
«Кто принимается за еду лишь после того, как должным образом <…> сделал подношение богам и усопшим предкам, того не осквернит (никакая) пища. Такого (человека) не (порицают) за то, что он ест мясо».
«Получается, что в древних текстах четко прослеживается идея: нужно стремиться к не нанесению вреда, пытаться не причинять окружающим насилие» – пояснила тренер Юля — «Но о том, что святой человек – это тот, кто отказался от мяса, речи не идет».
«А кто связал ахимсу и вегетарианство?» — заинтересовалась Маша.
«Джаянисты использовали эти понятия, но в непривычной для нас трактовке. Поэтому я не стану утверждать, что эти принципы стали синонимами именно в то время».
Аскеза или крайность?
В 9 веке до н.э. стали закладываться основы джаянизма. Согласно этой философии, чтобы добиться мокши и освободиться от оков бытия необходимо развивать мудрость, укреплять самоконтроль и познавать себя.
Джаянисты в специальных повязках на лице.
Джаянисты не признавали авторитетность вед. Зато они использовали принципы ямы, известные нам благодаря Патанджали: ахимсу, сатью, астею, брахмачарью и апориграху.
Они были строгими вегетарианцами, которые не только отказались от употребления мяса, но и носили специальные повязки, не допускающие попадания в рот мелких мошек. Они не занимались сельским хозяйством и не выходили из дома после наступления темноты, дабы ненароком не убить насекомых.
«Ну да, это уже крайности» — ужаснулась Маша. – «А что насчет более близкого нам восприятия этих принципов?»
Мясная реформа
На законодательном уровне тема питания и ахимсы была пересмотрена во времена императора Индии Ашока, который правил с 273 года до н. э. по 232 год до н.э.. Этот царь был известен своей жестокостью: ради того, чтобы взойти на престол он убил своих собственных братьев. Желая расширить свои земли, он вел ужасные войны, во время которых пострадали тысячи невинных людей. После одной из них, произошедшей в Калинге, он прогуливался по полю битвы, разглядывая покалеченные тела. Именно тогда, когда перед его глазами предстали ужасы последствий жажды власти, он встретил нищего, держащего в руках окровавленный сверток. Тот обратился к нему:
«Могущественный царь, раз ты так велик, что смог уничтожить столько жизней, значит, ты можешь вернуть хотя бы одну жизнь – вот этому младенцу?».
Бюст царя Ашоки
Ашока пришел в ужас от того, сколько бед и страданий он принес. И, испытывая угрызения совести, стал искать способ искупить свою вину. Утешение он нашел в буддизме.
Ходит легенда, что в это учение его привлек ученик Будды – Упагупта. Скромный бхикшу обратился к царю:
«Великий царь! Если сама земля со всеми горами подвергнется разрушению, то что и говорить о твоем царствовании! Великий царь! Стоит об этом подумать».
Ашока, пораженный его мудростью, начал изучать буддизм и дхарму, распространяя их принципы на законодательном уровне.
Он запретил охоту ради удовольствия и употребление в пищу некоторых видов животных, повелев высечь на камне свое наставление:
«Раньше на кухне царя Угодного Богам Радующего Взор ежедневно убивали много сотен тысяч животных ради приготовления мясных блюд. Но сейчас, когда записывается это поучение Дхармы, только трех животных убивают ежедневно – двух павлинов и одного оленя, причем, оленя не всегда. А в будущем и этих трех животных не будут убивать».
За выполнением этих правил следили специальные люди. Но несмотря на это, полного вегетарианства в это время тоже не было.
«Ну вот, уже первые шаги!» — обрадовалась Маша. «То есть еще пара лет – и рацион индусов поменялся?»
«Нет, эта идиллия продлилась недолго» — расстроила ее Юля.
Кровавые ритуалы
Использование животного мяса снова стало популярным благодаря последователям Тантры левой руки. Приверженцы тантрической йоги используют особый обряд – Панчмакара («обряд 5М»). Он состоит из пуджи богам, во время которой им подносят ритуальные жертвы, в числе которых мамса (мясо) и матсья (рыба).
Книга Р. Свобода о тантре левой руки – «Агхора по левую руку Бога»
Панчмакара — это не единственный ритуал, где используется плоть животных. Подобные ритуалы использовались в Шакти-йоге. Те, кому религия позволяет читать о поедании домашних животных, может найти подробные описания таких обрядов в Девибхагавата-пуране — важнейшем тексте индуистского шактизма. Там рассказывается о том, как нужно праздновать религиозный праздник Наваратри:
«Те, кто ест мясо, должны принести в жертву животное, <…> буйвола, козла или кабана. Убитые <…> животные отправляются в вечную Сваргу, и нет греха для умертвивших животное ради Нее».
«Ну ладно, это все допотопные времена!» — возразила Аня.«Пусть вегетарианство – это не традиция древней йоги. Но уж пару-тройку сотен лет эти понятия точны неотделимы!»
«Не совсем» – мягко возразила Юля. – «Почитай книгу Аббэ Дюбуа «Нравы, обычаи и обряды индусов». Он написал ее после длительного пребывания в Индии, примерно в конце 18 – начала 19 века. Там можно увидеть все те же ритуалы, которые никуда не пропали».
«Получается, что йог может лопать что попало?» — возмутилась Маша. Такое кощунство не укладывалось у нее в голове.
«Не стоит думать, что тема питания не важна для йоги» – успокоила ее Юля. – «Читая описание древних ритуалов, мы видим, что первые йоги обязательно очищали свою пищу молитвами и предлагали ее богам. Для чистоты помыслов нужна чистота тела, которая напрямую зависит от питания. Однако чистая пища – это не обязательно вегетарианская пища».
Яма – Нияма, Ем – Не ем
«Йог не должен никого обижать ни мыслью, ни словом, ни делом, и не только человека, но и животных».
«Йог не должен никого обижать ни мыслью, ни словом, ни делом, и не только человека, но и животных»Сторонники обобщать вегетарианство и йогу часто делают отсылку к нияме, а точнее, к одному из ее принципов – ахимсе. Якобы, он напрямую указывает, что причинять вред животным — это недопустимо для йога. Однако в Йога-сутрах Патанджали, где и была описана полная восьмиступенчатая система, нет конкретных советов по этому поводу.
Указание на то, что ахимса – это рекомендация к вегетарианству, не более чем интерпретация современных мастеров. Один из первых провел такую параллель Свами Вивекананда (1863 – 1902), сказав, что:
«Яма и Нияма <…> представляют собой нравственные упражнения <…> Йог не должен никого обижать ни мыслью, ни словом, ни делом, и не только человека, но и животных».
Позже эту мысль развили и другие Гуру йоги, вышедшие на арену Запада из тени загадочной и таинственной Индии. С высоты своего авторитета они дали собственное толкование неизвестных нам ранее терминов и принципов. И у современного человека возникло ощущение, что эти интерпретации единственно верные. Вот и получилось, что информация о йоге дошла до нас именно в таком виде.
«Ну а зачем ему это было надо?» — удивилась Аня.
«Понимаешь, в то время активно переписывалась история йоги».
Вегетарианство – как борьба за освобождение
Для того, чтобы понять причины событий и тенденций, необходимо вспомнить политические и социальные условия, во время которых они создавались и развивались. В начале 20 века Индия была отсталой страной. Будучи в составе Британской колонии, она подвергалась расовой дискриминации. Тогда организации и отдельные личности начали борьбу за национальное освобождение Индии. Среди них были Дайянанда Сарасвати (он проповедовал возврат к истокам, выдвигая лозунг: «Назад к ведам») и Свами Вивекананда (он активно противопоставлял Индию Западу, заявляя: «Закон Запада – конкуренция, наш закон – каста»).
Лучший способ сделать любую систему независимой — это создать свод поведенческих правил, которые будут противопоставлять эту систему другим. Поэтому для борьбы за независимость Индии был сделан акцент на мотив традиции, который раскрывался через особые ритуалы, нормы и правила поведения. И хотя деятели того времени зачастую давали свои собственные интерпретации классических текстов, их своеобразная трактовка первоисточников служила благой цели. Они преподносили Индию как страну, которая обладает своими особенными традициями и при помощи этого поднимали уровень патриотизма в обществе.
«Переосмыслить информацию – это одно, а эффективно распространить ее — другое. Это я как рекламщик говорю. Неужели новые знания за такой короткий срок могли разлететься по миру?» — скептически отнеслась к этому Маша.
«О, а это самое интересное. Это действительно оказалось возможно. Ведь массовый переход на растительную пищу произошел благодаря… хиппи!»
Хиппи за травку
Хиппи – молодежное движение, сформировавшееся в 60-ых
Переписать историю йоги оказалось легко. Чтобы понять, как происходил этот процесс, нужно перенестись в 60-ые годы прошлого века и вспомнить хиппи – яркое молодежное движения тех лет. Именно благодаря этим ребятам на арену вышли трансцедентальная медитация, Кундалини Йога и сознание Кришны — яркие представители философии новой йоги, ставшей популярной благодаря освободительному движению в Индии. Основатели этих учений предлагали авторские интерпретации ранних принципов йоги, перекладывали на свой лад классические йоговские тексты и пропагандировали отказ от мяса.
Благодаря молодежи, которая активно искала новые формы и способы для достижения измененных состояний сознания, современные Гуру рекламировали себя и свои знания. Такая реклама быстро принесла свои плоды.
Чего стоит история о том, как лидер кришнаитов Бхактиведанта Прабхупада, заручившись поддержкой популярных музыкантов, решил выступить на концерте Mantra-Rock Dance. Естественно, что молодежь, вдохновленная своими кумирами, готова была приобщиться к любому учению.
«Ну тогда я совсем не понимаю» — отложила ложку Маша. – «То есть отказ от мяса никак не связан с йогой?»
Есть или не есть? Вот в чем вопрос!
Йога не заставляет слепо следовать нормам и правилам, а учит прислушиваться к себе.
Преимущество йоги в том, что она не заставляет нас слепо следовать нормам и правилам, а учит прислушиваться к себе. Ведь даже в практике асан необходимо слушать свое тело, чтобы дать ему ту нагрузку, которая будет полезна именно в этот конкретный момент. А что уж говорить о питании, которое является неотъемлемой составляющей нашей повседневной жизни! Поэтому настоящий йог – это не тот, кто начитался книжек известных авторов и живет по указанным там принципам. Это тот, кто относится к жизни осознанно и познает себя. Он анализирует, а не слушает чужие трактовки истории, исследует, а не ждет готовых ответов. И если на определённом этапе практики он отказывается от животной пищи, но делает это с полным осознанием. Только в таком случае вегетарианство – это не диета, а часть йогической практики.
Источник
Йога и мясо: совместимы ли?
Чувствую, что этот пост может наделать много шума. Но просто напишу об этом с точки зрения самой йоги, а не с точки зрения людей, занимающихся ею.
Что такое йога? Само слово переводится как «связь» с чем-то высшим, божественным или связь со своим внутренним Я. Всеми признанно, что йога очищает физическое тело от эмоциональных зажимов, физических шлаков и токсинов.
Что такое мясо? Мясо – это убитое животное, которое как правило выращено на антибиотиках, гормонах и прочих токсичных добавках. Когда мясо попадает в организм человека, оно начинает там разлагаться, из него выделяются трупные яды, мочевая кислота, метан, азотистые соединения и другие, разрушающие ткани вещества. Оно застревает в кишечнике, образуя токсичные каловые камни, которые могут годами находиться в организме и отравлять его изнутри.
Когда человек занимается йогой, его обмен веществ неизбежно начинает улучшаться и организм начинает выводить застарелые токсины и шлаки. НО, когда человек занимается йогой и продолжает есть мясо, а также продолжает употреблять различные химические продукты: майонез, кетчуп, колбасу, сосиски, промышленную выпечку и сладости, напичканные «ешками», его организм не успевает выводить застарелые шлаки и токсины. Вместо этого, он помогает разнести новые полученные вредные вещества из еды с лимфотоком и кровью по всему телу, включая и внутренние органы. Ведь, как мы помним, йога – улучшает обмен веществ. Таким образом, употребляя мясо и химические продукты, человек, занимающийся йогой только вредит своему здоровью. Тоже самое происходит и у профессиональных спортсменов. Вы видели когда-нибудь здорового профессионального спортсмена? Да, бывают, но очень редко и как правило эти здоровые спортсмены являются вегетарианцами.
Когда я стала заниматься кундалини-йогой, то после выполнения одного упражнения меня дико тошнило и кружилась голова. Я спросила у учителя, в чем дело, почему это происходит? Ответ был такой – зашлакованная печень. После этого ответа я задумалась о своем рационе и решила, что что пора бы уже насовсем исключить из рациона промышленные сладости и исключила их. Уже через неделю меня перестало тошнить при выполнении этого упражнения, я стала получать удовольствие и энергию от этого упражнения.
Наше тело само подсказывает нам, что с ним не так, просто нужно очень внимательно прислушиваться к нему и не пропускать неблагоприятные симптомы, не глушить их таблетками и обезболивающими средствами.
Заниматься йогой и есть мясо – это примерно тоже, что быть сыроедом и курить или иногда выпивать по праздникам.
Есть направления в йоге, например, в Дживамукти-йоге или Аштанга-виньяса йоге, в которых человеку самой школой рекомендовано отказаться от употребления мяса.
В классических йогических текстах нет прямого указания на то, что человек, занимающийся йогой должен отказаться от употребления мяса, но есть указания на основополагающий в йоге принцип ахимсы, который трактуется как не причинение вреда или насилия. Лишение жизни любого живого существа противоречит этому принципу.
Б.К.С. Айенгар в своей книге писал, что «яма предполагает нежелание вреда, которое должно пронизывать любые наши помыслы, слова и поступки». В книге «Йога Дипика: прояснение йоги» Б.К.С. Айенгар пишет: «Йог верит, что убить или уничтожить существо – значит оскорбить его Создателя». Очень сложно достичь осознанности и просветления в йоге, не обуздав свой язык и низменные желания.
Современные люди, занимающиеся йогой не редко практикуют только асаны, они не практикую саму йогу в ее изначальном смысле, они не изучают тот вид йоги, которым занимаются, не читают книг, не прислушиваются к учителю, поэтому у большинства не возникает и мысли о смене питания. Но ведь йога – это не просто асаны! Йога – это и философия, и практика, и медитации, и путь к божественному, путь к самому себе. Йога – это стиль жизни!
А какой йогой занимаетесь вы: асанами, чтобы запостить свое гибкое тело в ярких лосинах в Instagram или все же настоящей йогой во всех смыслах?
Источник
Питание в йоге. Часть 1
Вопрос питания, или диеты, является одним из самых распространенных и востребованных вопросов в нашей жизни. Опыт питания в йоге как одной из величайших наук мира дает нам практические знания, которые мы можем успешно использовать для укрепления своего здоровья.
Итак, первый и всегда задаваемый вопрос: Едят ли йоги мясо, и не вредно ли оно для здоровья? Ответ однозначен – да, едят!
Но, здесь мы вынуждены остановиться на двух основных положениях.
1. Мясо, употребляемое в пищу, как источник полноценного белка.
2. Употребление мяса как причина убийства более низших живых созданий и его влияние на карму с точки зрения морали.
На первом пункте остановимся поподробнее. Йоги едят мясо в зависимости от климата и сложившейся ситуации. В Тибете, где среднегодовая температура около нуля градусов, человеку просто не выжить, если он не будет употреблять мяса. Будь он хоть йогом в квадрате, лепешки из цзамбы не спасают положения.
В то же время в равнинной части Индии, в самой жаркой ее части, употребление мяса сведено к минимуму. Здесь йоги предпочитают вегетарианскую диету. Но мы-то с вами живем не в Индии. Для нас, европейцев, характерны как вегетарианство, так и употребление мяса в полном объеме.
Следует помнить, что само по себе употребление мяса в больших количествах всегда приводит к определенной интоксикации продуктами его распада в организме человека. Еще в Древнем Египте существовал вид казни, когда заключенного заставляли есть трижды в день вареное мясо и ничего больше. Приблизительно через три недели он умирал от интоксикации. Многие из нас сами, в некоторой степени, пытают себя мясной диетой.
Итак, стоит ли отказаться от мяса в наших климатических условиях? Ответ довольно прост. Если 20 лет вы употребляли мясо, то резкий отказ от него ничего хорошего вам не сулит. Все, что произойдет – это резкая энергетическая разбалансировка всего организма. Хотите избавиться от мясной диеты – делайте это постепенно, на протяжении довольно длительного времени, которое подскажет ваш же организм.
Другими словами, начинающим практиковать йогу не стоит предпринимать кардинальных шагов по изменению сложившейся схемы питания. Время расставит все по своим местам — и не надо ломать над этим голову.
Во время практики йоги появится безразличие к мясу, а потом даже отвращение к нему. Также вы станете употреблять меньше соли, она станет вам ненужной. Организм перестанет требовать жирное и жареное. И все это будет происходить само по себе.
Йога постепенно будет приводить в порядок энергетику вашего организма, без насилия и принуждения. Все что вам нужно – это естественность и постепенность.
Игнорирование этого простого правила приводит ко многим неприятностям. Резкий отказ от животного белка приводит к серьезной перестройке всего организма, иногда затрагивающей даже его генетическую часть.
Еще раз вернемся к уроженцам севера. Естественно, суровые условия жизни и необходимость в усиленной энергетике для выживания индивидуума приводит к необходимости большого потребления мяса. У эскимосов большое потребление мяса является нормой. Их печень увеличена по сравнению с печенью европейцев. Она же вырабатывает и специальные ферменты, которые помогают переваривать мясную пищу. Не надо также забывать, что северные народы питаются не только одним мясом, а употребляют в пищу большое количество ягод, а также рыбу.
А вот жители жарких южных стран эволюцией приучены к растительной пище. Мясо, кроме мяса рыбы, они практически не употребляют в пищу, оно им просто не нужно. Если попытаться поменять специфические диеты этих народов, то, скорее всего, они не выживут.
Но вернемся к йоге. В трактате «Гхерада-самхита» говорится, что начинающий йог должен питаться маленькими порциями и, самое главное, что пища должна быть свежей и не тяжелой! Для йоги характерно уже знакомое нам правило: человек есть то, что он ест. Соответственно, по классификации йоги, пищу можно разделить на три категории.
1. Раджасическая – мясо, рыба, яйца, чеснок, лук, кофе, те продукты, которые требуют для переваривания значительного количества энергии и времени.
2. Саттва – овощи и фрукты в любом виде, как свежие, так и сушеные, молоко со всеми его производными (кроме сыра).
3. Тамас еда – это разнообразные ферментированные и копченые продукты.
Исходя из этой классификации, становится понятно, что каждый организм, привыкший к тем или иным категориям продуктов, будет находиться в определенной степени зависимости от привычной схемы питания.
Занимаясь йогой, вы почувствуете, какие продукты станут вам не нужны. Изменения в организме будут происходить гармонично и в соответствии с потребностями вашего тела. Очень важна постепенность процесса перестройки привычек организма.
Многие (и не только в йоге) делают одну и ту же ошибку: резко начинают менять свою диету (полностью отказываются от мяса, рыбы, яиц, переходят на самые изощренные диеты, типа сыроедения и т.п.). При таком развитии событий вам уже через несколько месяцев грозит череда недомоганий, таких как простуды, обострение всех присутствующих ранее болячек, расстройство пищеварения. А дальше может быть и хуже. Естественно, о занятиях йогой не может быть и речи. Остерегайтесь этой ошибки!
Если на такие диеты затрачено довольно длительное время, то вернуться назад будет довольно сложно. Поэтому ломать привычный ритм питания, да и жизни, нужно очень осторожно. Каждый из нас знает людей, чья жизнь превращается в сплошные мучения из-за того, что они становятся рабами своих диет. Но вот что интересно: ни здоровее, ни умнее от этого они не становятся.
Надо помнить, организм никогда не потерпит надругательства над собой как в режиме питания, так и в режиме двигательной активности. А при правильном подходе к занятиям йогой вы становитесь максимально независимы от условий среды, прекрасно чувствуя себя в любой ситуации, при любом наборе продуктов питания. Вы становитесь «двоякодышащим», и в этом свобода и радость жизни.
Какие выводы можно сделать из всего вышесказанного?
— никогда резко не меняйте свой образ жизни, особенно в питании, несоблюдения этого правила ведет к большим неприятностям;
— полный отказ от мясной пищи не всегда приносит положительные результаты. Если вы отказались от мяса, нужно заменить его другим животным белком: молоком и молочными продуктами, яйцами, рыбой;
— в вашем рационе всегда должны присутствовать в большом количестве овощи и фрукты;
— пища всегда должна быть свежей и гармонично подобранной.
Источник