Можно ли замуж выходить если муж был венчан
Как поступить с венчанным супругом?
Татьяна (анонимный) 02.10.2020
Добрый день!
Вышла замуж (заключили брак в ЗАГСе), спустя 7 лет случайно узнаю, что супруг был венчан с первой женой и не расторгал брак по церковному. Получается я живу в двойном грехе: мы не венчаны и я живу по сути с женатым на другой женщине. Какое наказание могу понести я и наш ребёнок? Что делать в этой ситуации?
Алексей Ответил на вопрос 05.10.2020
Татьяна, здравствуйте!
На вас и на ребёнке не может быть никакой ответственности в духовном плане. Здесь вся ответственность на муже, если лично Вы не разрушали первый брак.
С мужем ничего делать не нужно, оставайтесь с ним в том же состоянии, что и сейчас, как советует св. апостол Павел.
Vlad S Ответил на вопрос 02.10.2020
Добрый день!
Вы всё неправильно понимаете.
1. В Церкви не существует такого понятия как развод. Такое понятие для Церкви немыслимо. Церковь проповедует один брак на всю жизнь.
2. Церковь признаёт браки, заключенные в ЗАГС.
3. В соответствии с первыми 2 пунктами никакого двойного или однократного греха в Вашей семейной жизни с Вашим мужем нет.
4. Также в христианстве дети не несут ответственности за грехи родителей. Никакие Ваши грехи прямым образом никак не могут отразиться на Вашем ребёнке. Бог не наказывает детей за грехи родителей. Но родители плохо воспитав ребёнка создают предпосылки, чтобы он сам совершал грехи и тогда он несёт наказания за свои грехи.
5. Христианская Церковь признаёт только один брак уходящий в вечность. Любой брак это Таинство. Ещё Ветхозаветное. Венчание это если так можно выразиться «навершение» брака, супруги-христиане получают в нём дополнительные благодатные дары, чтобы строить именно христианский брак, семью как Домашнюю Церковь, чтобы вместе воплощать цель христианского брака и помогать друг другу спасаться в Господе Иисусе Христе. Если супруги не ходят в Церковь регулярно, не причащаются хотя бы несколько раз в год, не прибегают к другим Церковным Таинствам Венчание для них бесполезно, это просто профанация этого прекрасного церковного Таинства.
6. В Церкви есть понятие икономия, то есть снисхождения к немощам людей. В соответствии с ним, чтобы люди не блудили, Церковь в случае фактического и юридического распада брака признаёт брак распавшимся (с сожалением, констатирует этот факт — не более этого). И в соответствии с принципом икономии может благословить невиновному супругу заключение второго церковного брака (венчания).
7. Если Вы с Вашим супругом станете в полноте церковными людьми и захотите венчаться, чтобы вместе спасаться и строить Домашнюю Церковь Ваш супруг может письменно обратиться к правящему архиерею вашей епархии с просьбой благословить венчание. С большой долей вероятности такое благословение будет получено. Если для одного из супругов это первый брак Таинство Венчания будет проходить Полным чином.
8. Делать вам с супругом ничего особенного не надо. Надо просто стараться учесть ошибки прошлого и жить честно, благочестиво, мудро строя свою семейную жизнь в любви, порядочности и доброте. Самая лучшая база для этого — христианские семейные ценности. Искренне желаю Вам воплотить их в свою жизнь.
Александр Отредактированный ответ 02.10.2020
Во-первых, невенчанный брак, если он по закону зарегистрирован государством, грехом не является. Хотя обвенчаться, конечно, много лучше.
Никакого наказания Ваш ребенок за все случившееся не понесет, так как каждый человек отвечает только за свои собственные грехи. Вы также во всем произошедшем не виновны, ведь Вы ничего не знали. Грех — это сознательное нарушение воли Бога, сознательно совершенное зло. В данном случае к Вам это не относится, вся вина за произошедшее лежит на Вашем муже.
Что делать дальше в этой ситуации? Я бы посоветовал обратиться к какому-нибудь опытному, авторитетному священнослужителю, или написать письмо с изложением проблемы на имя правящего архииерея. Думаю, что так или иначе найдется такой выход, чтобы не разрушать семью и не лишать ребенка отца.
Еще я бы рискнул посоветовать до разрешения ситуации если не воздержаться полностью от половых контактов с мужем, то хотя бы не инициировать их по собственной инициативе. Но возможно, и это не обязательно. Лучше поговорите со священником.
Прибегните к Богу, молитесь, все будет хорошо.
С уважением,
Максим7603 Отредактированный ответ 04.10.2020
Из всех ответов, данных Вам, дополню про детей.
Дети никак не несут ответственности за грехи родителей:
«Но ни отец не погибнет за сына, ни сын за отца; но всякий погибнет за свой собственный грех, и всякий спасется своими собственными правыми действиями» (Иез.14:20; Втор.24:16)».
(Св. Иустин Философ. Диалог с Трифоном Иудеем).
Алексей Ответил на вопрос 05.10.2020
Источник
2й брак после венчанного 1го.
ОСНОВАНИЯ для церковного развода:
— измена одного из супругов или вступление в другой брак
— отпадение от православия
— противоестественные пороки, ну типа… гомик
— заболевание СПИДом, сифилисом или проказой
— длительное безвестное отсутствие
— осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния (с конфискацией ))
— тяжёлое неизлечимое психическое заболевание
— посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей (и когда бьёт, тоже, ага)
— «злонамеренное оставление» одного супруга другим
— хронический алкоголизм или наркомания
— совершение женой аборта вопреки воле мужа
— неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака и скрытую либо наступившую из-за самокалечения (по-моему, это о скрытой мужчиной до брака импотенции или намеренном скопчестве, были такие секты скопцов)
Вторые браки тоже могут быть венчаными. И даже третьи, в исключительных случаях. Второй раз не может только священник жениться.
Подробнее см. Социальную концепцию РПЦ
https://www.wco.ru/biblio/books/koncep1/Main.htm
В 1918 году Поместный Собор Российской Православной Церкви в «Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» признал в качестве таковых, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак, также отпадение супруга или супруги от Православия, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения, заболевание проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, неизлечимую тяжкую душевную болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим. В настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа.
В целях духовного воспитания брачующихся и содействия укреплению супружеских уз священники призываются к тому, чтобы в беседе, предшествующей совершению Таинства Брака, подробно разъяснять жениху и невесте идею нерасторжимости церковного брачного союза, подчеркивая, что развод как крайняя мера может иметь место только в случае совершения супругами деяний, которые определены Церковью как поводы для развода. Согласие на расторжение церковного брака не может даваться ради угождения прихоти или для «подтверждения» гражданского развода. Впрочем, если распад брака является свершившимся фактом — особенно при раздельном проживании супругов, — а восстановление семьи не признается возможным, по пастырскому снисхождению также допускается церковный развод. Церковь отнюдь не поощряет второбрачия. Тем не менее после законного церковного развода, согласно каноническому праву, второй брак разрешается невиновному супругу. Лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами. В тех исключительных случаях, когда допускается третий брак, срок епитимии, согласно правилам святого Василия Великого, увеличивается.
Источник
О повторных браках и венчании
Брак, семья, венчание — это вопросы, которые сегодня активно рассматриваются с различных точек зрения не только в церковных СМИ. Остроту этим дискуссиям придает и ставшая уже для многих привычной практика частой смены так называемых «партнеров», без скрепления отношений рамками семьи и каких-то обязательств друг перед другом. Конечно, это касается в первую очередь людей, далеких от Церкви, но что греха таить, ведь и церковные браки не всегда выдерживают испытание временем и обстоятельствами. Вот почему, вероятно, одной из главных тем, вокруг которой сосредоточилось обсуждение проекта документа «Об упорядочении практики совершения браков, в частности повторных», стал повторный брак. А насколько возможно вступление во второй и третий брак по благословению Церкви, то есть в брак, освященный церковным Таинством? Об этом мы беседуем с известным духовником протоиереем Валерианом Кречетовым, настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в Акулово.
Протоиерей Валериан Кречетов
— Отец Валериан, а разве возможно в принципе совершение второго венчания при живом супруге?
— При живом супруге, согласно Святому Евангелию, только при одном условии: если прежний брак распался из-за прелюбодеяния. При живом супруге во второй раз венчалась, например, Маргарита Тучкова (по благословению митрополита Филарета). Конечно, это был исключительный случай, но бывает всякое. Церковь ведь идет по пути милосердия, по пути любви.
В Церкви существуют три положения: «нельзя», «не положено» и «не принято». «Нельзя» — значит, нельзя. «Не положено» — например, не положены поклоны по уставу, бывают еще какие-то обстоятельства, когда что-то не полагается. А есть некоторые вещи, которые совершать принято определенным образом — или же не принято.
Существует всего два чина совершения таинства брака. Причем второй чин — для вступающих во второй брак (если один из супругов овдовел). А при живом супруге — особый случай. Если вторая половина уходит из семьи и не желает жить с бывшим супругом, то — как сказал Господь: «даст книгу распустную…» Но, добавляет Он, — «за жестокосердие ваше». А вообще-то, кроме как из-за прелюбодеяния, не должен супруг отпускать свою вторую половину. Но бывает, что по-человечески один из супругов не выдерживает, например, пьянство другого или что-то еще.
А сейчас большим бедствием стало то, что теперь всё переводят на деньги. Часто слышатся упреки супругов: «Ты не зарабатываешь!» или «Ты мало зарабатываешь!» Да мало ли кто сколько зарабатывает! Но сегодня миром правит капитал, деньги, они в современном мире находятся «во главе угла».
Разумеется, третьего венчания не существует. Но сегодня у нас всё настолько перепутано, что трудно понять: они венчались? А как считать, в который раз: в третий, в четвертый или в пятый? Они повенчались, брак считается… А теперь еще появился так называемый «гражданский брак» (ГБ). «Гражданский блуд» в сокращении, он же — «гражданский брак». Это, конечно, беда нашего времени…
В этих случаях один только выход: молиться и просить вразумления от Бога. Разобраться, кто прав, кто виноват, сложно: в любой истории есть вина каждого человека. Конечно, больше виноват тот, кто умнее. А как Господь судит — это уже Его святая воля.
— Когда рукополагается священник, он снимает свое венчальное кольцо, кладет его на престол, символизируя тем самым, что он обручается с Богом…
— Это его особое служение. Венчаться священник может только один раз.
— Однако проект нового документа выносит на обсуждение вопрос о возможности второго венчания и для священника в том числе. Всем нам известны ситуации, когда молодой батюшка после внезапной или трагической кончины своей супруги остается в одиночестве с многочисленной семьей на руках. Помимо своего церковного служения, он оказывается связан и бытовыми обязанностями, а часто эти батюшки вообще еле сводят концы с концами — у нас множество и бедных приходов.
— Вообще-то такие примеры история Церкви знает, но ни о каком «втором венчании» речи никогда не шло. Например, отец Алексий Мечёв овдовел и остался с семей на руках. Все мы знаем его жизненный путь…
Дело в том, что здесь важно усматривать пути Промысла Божия — невозможно говорить отвлеченно. Значит, такова воля Божия.
Видите, в чем дело: если мы идем на какие-то поступки, выбираем себе какие-то обходные пути, значит, мы не честны перед Богом и самими собой. Пример военных: если ты выбрал военную карьеру, ты знаешь: или ты останешься калекой после войны, или вообще погибнешь! Но ты выбрал этот путь и готов к нему. Или ты выбрал себе карьеру моряка: они по полгода часто вообще не видят свою семью — и должен принимать такое положение вещей. Это уже выбор каждого отдельного человека! Другое дело, что не все серьезно осознают это.
Когда-то я сказал своему отцу о желании уйти в дальнее плавание, а он ответил: «Пока ты молодой, тебя тянет в путешествия. А когда у тебя будет семья и ты будешь где-то болтаться вдалеке от нее, так белугой завоешь!» Это он просто так образно сказал, но была в его словах и подсказка: кто может выдержать? И врачами не все могут быть, и в морге не у всех получится работать. Это — особенности каждого служения.
— Часто у многих вызывает вопросы связь Церкви и современного государства. Ведь сегодня Церковь считает брак действительным и совершает венчание лишь в том случае, если существует гражданское оформление брака. Да, нам известны слова апостола Павла: «Нет власти не от Бога» И всё же… Как может Церковь признавать брак, лишь документально зафиксированный, и только на основании этого документа совершать Таинство венчания? Разве недостаточно одного церковного венчания, именно Таинства, ведь «браки совершаются на Небесах» (если опустить, конечно, формальную сторону этого вопроса)?
— Мы не больше апостола Петра, который сказал: «Если и все отрекутся, я не отрекусь!» — а потом трижды отрекся, да еще с клятвою. Поэтому предусмотреть, как себя поведут люди, вступающие в брак, очень трудно. Часто про себя не знаешь, что сказать, а уж тем более о чужих планах. Нам, конечно, нередко приходится с этим сталкиваться и разбираться. Вот, например, люди разошлись. Кому принадлежит дом? А он ни на кого не оформлен — получается: никому не принадлежит… И так далее. Конечно, это не самое главное в духовном смысле, но если формальная сторона так уж не важна — почему ее не выполнить? Почему и не расписаться, если никакой разницы нет? Для Таинства это никакого отношения не имеет, почему не сделать? Если нет никакой разницы: распишись, венчайся, живи…
Это как в случае с соблюдением поста. Говорят: «Не всё ли равно, что нам есть?» Да, всё равно: так и ешь постное! Или еще: «Да какая разница, с маслом мы едим или без масла (растительного)?» Ну, если нет никакой разницы, так и ешь без масла!
— Важно послушание Церкви?
— Да, послушание Церкви. Ведь не сложно это, в самом деле: ну почему не расписаться? Дело в том, что Церковь все-таки признает брак, с уважением относится к браку.
Надо понимать, что вообще брак — это не церковное, это гражданское установление. Брак существовал еще до христианства, это древнее установление у многих народов. Но если у человека был второй брак, конечно, он не может быть священником (пусть даже это был и невенчанный брак). Всё равно это был брак! По уставу — так.
Конечно, бывают тут и исключения, бывает власть архиерейская, но вообще-то — это так!
— Некоторые священники поступают в каких-то случаях «по икономии», хотя часто подобная «икономия» не встречает отклика в сердцах верующих. А бывают редкие случаи, когда человек из монастыря приходит в мир и венчается…
— По Уставу, такой не имеет права венчаться! Гражданский брак в таких случаях возможен, но не церковный!
— Хотелось бы попросить вас, дорогой отец Валериан, обратиться к нашим читателям с пастырским словом. Сегодня такое лукавое время, когда многие из нас вроде бы живут в ограде Церкви, но подчиняются своим законам и установлениям, выработанным лично для себя, которые кажутся более приемлемыми. Часто каждый строит какую-то частную церковную жизнь для себя, не имея возможности жить жизнью прихода.
Когда мы говорим о приходской жизни, которая была до революции и существует сегодня в некоторых Поместных Церквах (например в Сербии), нам трудно представить себе, что это такое в действительности. Там на приходе часто собираются после Литургии, обсуждают какие-то животрепещущие вопросы, да просто говорят о прочитанном Евангелии… Как вы думаете, что сегодня является важным для прихода?
Протоиерей Валериан Кречетов
— Тут нужно помнить одну важную вещь: давайте сравним Сербию и Россию по размерам: малым коллективом всегда легче управлять!
Когда-то, в свое время, мне был задан вопрос по поводу глобализации. А до этого я как-то прочитал одну статью (независимо от этого) о том, что если человек создаст аналог человеческого мозга (начиненный всякими микрочипами), а одна десятитысячная этих элементов его не сработает — значит, и вся эта система работать уже не будет, безнадежно! Потом уже отец Иоанн Вавилов сказал мне: вроде бы пришли к выводу, что чем человек сложнее, тем надежнее. А оказалось наоборот: чем сложнее — тем безнадежнее. Еще один западный вольнодумец сказал: «Для больших государств необходима диктатура». Такое вот общественное управление возможно только для небольших обществ, потому что там еще как-то можно удержаться.
Больше того, келейник владыки Нестора, ныне покойный, рассказал мне интересную историю. Когда спросили его, как он относится к построению коммунизма, он ответил: «Бесполезное занятие!» Его спросили: «Вы что, против?» — «Нет, не против, но занятие бесполезное!» — «А почему?» — «Да потому что у первых христиан уже было всё общее, но долго они не продержались!» А дальше уже больше не экспериментировали, потому что дальше уже невозможно.
Так вот, сравнение это с Сербией, например, можно как-то понять из этого примера: если организация небольшая, там легче всё это устроить.
У нас ведь тоже есть отдельные приходы, где идет настоящая приходская жизнь. Но территориально в больших городах они рассредоточены, поэтому тут и сложнее всё! Это что касается приходской жизни.
А если говорить о самочинии, то об этом сказал еще святитель Феофан Затворник. Он писал, что дух самости, дух разделения привел к тому, что Западная Церковь отделилась от Восточной. А потом этот дух самости стал делить и Западную Церковь (и Восточную, кстати) на всякие национальные и еще какие-то ветви. Пытается он разделить Церковь. Сначала была одна Церковь, потом — две, потом возникли различные государства. Теперь что ни город — своя Церковь. А под конец, как говорят, будет так: «что ни голова — своя вера». Об этом писал святитель Феофан. Так что это всё предсказано. Нам нужно вернуться к истокам, к тому, что было до нас.
Например, была Оптина, были отец Иоанн Кронштадтский, отец Георгий Коссов… Были отдельные светильники со своими приходами — мы и должны к этим образцам возвращаться. А там — как уж получится. Так и получится!
— На днях в свет выходит ваша новая книга «Как нам обустроить себя?». Расскажите, пожалуйста, немного о ней.
— В эту книгу собрали слова, сказанные перед исповедью. Ведь когда блудный сын «ушел на страну далече», по возвращении к отцу он (как сказано в Евангелии) «пришел в себя». «Пришел в себя» — то есть он оценил свою жизнь, сравнил ее с прежней, и с этого началось у него движение к покаянию, движение к возвращению в родной дом.
Вот это как раз и есть: «обрести себя». Об этом отец Сергий Мечёв говорил: «Нужно в себе самом найти образ Божий». И в каждом человеке видеть образ Божий. Потому что именно об этом сказано в Евангелии: «Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят». И не только Бога они узрят — они в каждом человеке увидят образ Божий! Поэтому для чистого всё чисто, а для нечистого — всё нечисто. И признак чистоты — не видеть грехи других людей. А признак нечистоты — это именно когда мы видим только грехи другого человека.
Этот образ Божий — его в себе именно нужно, прежде всего, обрести и восстановить. Собственно, что такое образование? Образование — это воссоздание в человеке образа Божия. Это — первое. Второе — умение мыслить. И только на третьем месте стоят знания. Но первое — это восстановить в себе образ Божий, образоваться! То есть быть совершенным, «как Отец ваш Небесный совершен есть»!
Источник