Можно ли во время месячных есть просфору
Содержание статьи
Нечистота и осквернение
Можно ли женщине во время месячных целовать иконы и крест, помазываться маслом и употреблять святую воду и просфоры. Дело в том, что с подругой возник спор, и хочется достичь истины. Я буду очень благодарна за ответ. Я не нашла ссылки ни на какие каноны, которые бы запрещали женщине во время месячных прикасаться к святыням (Кристина).
На вопрос нашей читательницы отвечает игумен Алексий (Ермолаев), наместник Свято-Троицкого Селенгинского мужского монастыря:
В древности благочестие христиан было таким, что вопросы о том, можно ли касаться святынь женщинам в нечистоте, практически не ставились нигде и никем. Само слово «нечистота» говорит о многом. Но, нужно сказать, вопрос о возможности Причастия Святых Христовых Таин женщиной, находящейся в состоянии месячных, оговаривается церковными канонами и считается недопустимым, кроме случая, если женщина находится при смерти, то есть в любой момент может умереть. В случае «страха смертного» причастить женщину можно. Но это единственный случай, когда такое допускается. Святыня есть святыня.
В учении свт. Кирилла Александрийского я читал о недопустимости женщиной в нечистоте входить в храм и прикасаться к святыням.
В последовании общей исповеди в перечне всех грехов так и говорится: «В нечистоте входила в храм и прикасалась к святыням».
Так как большинство людей, несущих послушание на клиросе, — это женщины, и они не могут оставлять служение на это время, клирошанам-женщинам в нечистоте стали разрешать входить в храмы, а коли их благословили петь, то почему другим нельзя? И теперь стали разрешать всем. До перестройки, как я знаю, подавляющее большинство женщин в храм с месячными никогда не заходили, ибо храм — это святыня, это дом Божий.
О невозможности женщине заходить в храм до 40 дней после родов, т.е. в период некоего очищения, мы читаем в Ветхом Завете. Это строго соблюдалось евреями. Сама Матерь Божия, хотя и не имела нечистоты, ибо родила Сына Божия без плотского зачатия, но, чтобы не соблазнять людей, пришла в храм на 40-ой день и над ней, как и над другими женщинами, были прочитаны особые молитвы на очищение. Без этой молитвы как в Ветхом Завете, так и в настоящее время вход женщинам в храм по церковным канонам запрещен. Более того, над роженицей на дому в первый день по рождении ребенка священник должен прочитать особую молитву, в которой так и говорится: «Сию же соблюди под державною рукою Твоею, и даждь ей скорое востание, и от скверны очисти, и болезни исцели, и здравие и благомощие души же и телу даруй, и Ангелы светлыми и сияющими сию огради: и соблюди от всякаго наития невидимых духов, ей Господи, от недуга и слабости, от ревности и зависти, от очес призора, и помилуй ю и младенца, по велицей милости Твоей, и очисти ю от телесныя скверны..» и «прости рабе Твоей сей, имярек, и всему дому, в немже родися отроча, и прикоснувшимся ей, и зде обретающимся всем, яко благ и человеколюбец Бог прости: яко един имаши власть оставляти грехи…» и т.д. то есть через женщину, находящуюся в плотской нечистоте, люди получают осквернение. Но что это за нечистота? Она каким-то образом связана с половой сферой человека. У роженицы, видимо, какая-то обоюдная совокупность женской и мужской сферы после зачатия ребенка, которая оскверняет ее после родов каким-то образом.
Теперь информация для мужчин. Если мужчина осознанно, по действию злого духа, по болезни или же в результате чрезмерного накопления семени, даже совершенно этого не желая, оказался в состоянии его извержения, то он считается оскверненным и в храм заходить и прикасаться к святыням ему строго запрещено, пока он не прочтет специального правила от осквернения. Лишь только после прочтения этого правила он, даже не омыв свое тело и не сменив одежд, может, в случае нужды, прийти в храм и участвовать в богослужении. Он уже оскверненным не считается. То есть в данном случае имеет место скверна, связанная с мужской половой сферой. Очиститься же от месячных подобной молитвой женщина не может в силу другого своего устроения. Более того, наверное, женщине нежелательно сразу после окончания выделений прикасаться к святыням. И опять-таки в данном случае это обусловлено особенностями женской половой сферы.
Насколько я знаю, женщина в состоянии нечистоты может касаться молитвослова и Святого Евангелия как ежедневно необходимых для любого христианина источников молитвы и Слова Божия. Вкушение просфор недопустимо. Нежелательно принимать святую и крещенскую воду, чтобы в душе человека не происходило нивелирование благочестивого отношения к святыне. Лобызать иконы и другие священные предметы, а также помазываться освященным маслом, я думаю, не надо. Черпайте благодать через молитву, страх Божий и благоговение к святыням.
К сожалению, чем дальше мы удаляемся от времени перестройки, когда люди имели больше благоговения в церкви, тем больше нам разрешается и становится меньше того, что делать нельзя. Становится всё можно, а такого быть не может. Церковь в древности предъявляла очень большие требования своим членам, воспитывая их в благоговении и страхе Божием. В наше время эти чувства в нашей душе исчезают, а ведь именно они утверждают нас в мысли, что Господь наш — Бог всемогущий, вечный и святой. И чем выше наше понятие о его святости, тем ближе мы находимся к истине. Святые имели великий страх и благоговение, и не только спаслись, но и достигли святости. И нам надо поступать так же. Так же мыслить и чувствовать, так же поступать по отношению к святыне, чтобы спастись.
(3846)
Источник
… , , ? .
, , . , . (- ) .
: , , , , ; , , , ; ; , ; , ; , ; , ; , , , ; , ; , ; , , ; , ; , ; , ; ; ; , ; , ; , ; , ; , , , , , , , . , , , , , , . , , : , , , .
:
. .
2. , , , . , , , , , . , 12 , , , . , , — . , , .
.
6. , , , , ?
. , .
7. , , ?
. , .
, , , , , . :
:
, , . , , .. , , . ( ) , .
, (., ) , , , .
. . , , . .
, , .
, , , . VI 97- , , , , , , , , . , , ; , .
(, . , , ) , . , . , . ( ).
, — , , , , . , , , , , — , , . , , , , .
, , -, , , :
+ 5% — : ;
45% — , .
— 45% — , , .
5% — , , .
— , 15- , , : , . , :
, : : , (.15,1-2) 15- . , ( ) 8 , . , , , , , . , : (.15,14; 15,29) , , (. 15, 1-20; . 7, 2-5; . 11, 38-41; . 3, 25), 51. . .
: , , i , , , , ( 15, 19). 40 ( 12, 2-5). .
. . , . , » . , , , . — , , … «
, , , , , , ..
15- :
. (, , , , — ).
, , , , , , . , , , . , » . . , . , , , . , ; , , , . , » (www.devam.ru/dev/churchnwoman/krit.html)
— : https://pravoslavie.dubna.ru/4/questions.php?year=2005&month=3&id=1089
, . , , , , , , . , . , , , , ( ).
( ), , , , . , ( ) . .
,
https://www.missioner./qa.php?ss=16&start=10#1512
, , . , , , , .
.
:
, , , . , : , , . , . . , — . , — 廻(. )
https://www.vospitanie-hram.ru/gb/gbook.php?num=40&total=40
. , , . , , . . , , , . , , , .
, : -, , — . — , , , , , . : , . , ?
, :
, ; — , (.14,14)
; , .( 1,15)
, , , , : , , , ? , , . , , , ; , .(.2,20-3,2)
2 . , . ( 셻) : , .
. (IV ) .:
2: , , , . , , , , , . , , , , . , , . , , .
3: . , , , , , , (1 .7,5).
4: , , , , , , : , (.14,23) , .
. :
6: , , , , ?
: , .
7: , , ?
: , .
, : , .
. :
III , (265 .), , , , » , , «, , , . , , ( 9, 20-22). , , , . : , » » , , (385), , , , . (VI ), , » . «
, , , .. . , » » — , .
. , : » , , , «. , , , , : «, «. : » () , , , «.
. :
, , , — — . , , , , (), , .. , , , , , » , — , — , .»
, , , , » «, . . , , , , , » , , «.
, , .
, » , «
, :
, , , , , . . , , , , , , , , , . , , — , , . , , . , , , ; , (17:28), . , , , . — , , , . , , , , , ( )
.:
, (.. -.) , , , . <> . . , .
<> , , .(.. )
— : (https://ask.pravmir.ru/cgi-bin/faq/smartfaq.cgi?cat=1139409799)
— , ? .
— ! , ? . , , . , c
* : . : , : -, , — , ( , ). , 24 , , . ? J
, :
, , , . , , . , , , , . , , i , (1 3, 4).
, , , , , , , , , , , , . , , — , . , .
( ):
, , , . , , , , (. 9;20). , , ?.. , , , , , , ?
. , ; , , … , … , , . , , , , , . , , , , , , , , ?
! , , , , , , , .
, ., , . (… ), .. , . . , .. , , . , , (. ) , , , , .
, , , , , , , , ( , )
, :
1.
1.1.|->
1.2.|->
2.
2.1.|-> ., 7 9 , .
2.2.|->
2.3.|-> ( )
1. : , . : .
2. , : , .
3. 50 50, ,
4. :
, . , ,
, , , , 10 :
. , . , . , . , . , . , . , . , , . ,
.
.
. , : VIII. : , , , ? , ? , ? , , , ? .
: , , , . , , . , , ? , , , . , . , , ? , , .
, ? , , , , (. 12:4-5). . , ; , . , , : ( . 3:16). , .
, , . , , , , , , .
, . : , , . — , , , . , , , . , , (. 20:18). , , , . , , , , (. 9:20). , , ? : , . , , , .
… , , . , , , , , , , , ? , , , , , , , , ?
. , ; , , . , . , , , . , . , — , , , , . , , . , , , , , . , , , , , . , : , , , , , (. 15:11). : (. 15:19). , , , . : , (. 11:15). , , : , . , , , , ?
, , , , , , . , (. 15:16), . , ( per delectationem ( ) per deliberationem ( )) ; , , , . — , . , , , , ,
: (. 6:8. , ), — , ; , . , . , , , , . , , . , , , , ; . , , , , , . : , (1 . 7:2-9), — : , , (1 . 7:6). , , ; , . , , , (. 19:15). , , , , ? , , , , , (1 . 21:5). , , ( HISTORIA ECCLEASTICA GENTIS ANGLORUM).
Источник
— !!!
— !!!
.
!
!
:
M () .
:
, . , . , , — .
.
17.4.06
:
, !
Smtk
19.4.06
:
. — . Smtk! , (, ) , . «» (, , , , ) : » «. : — , ! (. . ) .
. ., .
19.4.06
:
. . , , — . , — , , .. … , -, ?
( , , «». , , . ? «», … )
.
20.4.06
— :
( ( ..) ) , ) , . ?
, — . . , 3 % , , .
20.4.06
:
, , 🙂 — .
1. , , . — , . , , . — , — » «, . , » «… , , .
, , , , , , , . , , ( , 🙂 ( , ) .
2. , : » , «». , , . ?» , » » «12 » » » : » , , «. : , » » — ? , , , » «, , , . , , ? . , — , ? , , — .
«». . — . . — ( , , — -). -, . — , . , , , .
» , ; , — ; , — » (. 15:7).
» , , ? : ‘ ?’ , [], ?» (. 9:20-21).
» , , ! : » ?» [ ]: » ?» , : » [] ?», : » []?» , : ? ; — , » (. 45:9-12).
:
. ! : , . ( ) , . .: ., . . ., 1907. . 693 ( ), 15-22): «… , ( . , . , 6), , , , . — , . , , , …». — . — .
Smtk
21.4.06
:
, .
<b></b> . , — , , <i></i> <i></i> . .
. . . . . . » «.
, . ()
1 2 , .
.
.
: ? . : , , . , , . , . , , , , . . , ; , . . 18:1-35
, , ; , , , [], , , , , , . , ; , , . , ; ; , , ; , <b> .</b> 1 . 2:1-15
, , , . , , .
.
27.4.06
:
» » https://www.pagez.ru/olb/121.php
, . , .
, . : » , ?». … .. : » . — «. : » — «. , . . — , . . ?
, , . . . ! .
.
5.5.06
:
, : » … . — , . . ?»
? -, ! -, , » » . , , , — , — . , , » » — » «! — , — . — . , .
,
. ., .
10.5.06
:
, . — , . , .
. — . , , , , . ( !) , . — , . , , .
, , XX: https://www.orthlib.ru/John_of_Damascus/vera3_20.html : https://www.fapsyrou.ru/a_lorgus_4.php
.
.
16.5.06
:
, . , , . : , , -.
» «, » «, (, ), , . : » ( . — . .)». — ?! ( , ) ? ? , / . , . , , , , ( ) , , . ( , , , , ! , , . , , «», … , — , , .) , «» (, , ) .
— , , , . .
» » — . . .
P. S. , » «. , (, , ): , , .
,
. ., .
16.5.06
!
— ,
.
5 1997 .
Источник
Священник Сергий Свешников
ВНИМАНИЕ! Вопросы можно задавать здесь
Ответы на некоторые вопросы, заданные прихожанками…
+
Помогите церкви!
Наш приход существует исключительно на пожертвования.
Поддержите наш приход!
Пожертвование на церковь можно сделать
по кредитной карте через систему PayPal: НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ
или послать по адресу:
Russian Orthodox Church, P.O. Box 913, Mulino, OR 97042
+
Я бы хотела уточнить, что можно, а что нельзя женщинам во время месячных. Вы написали, что нельзя по канонам только причащаться, а к иконам прикладываться можно, можно ли так же
-прикладываться к кресту, к евангелию?
Нет никаких канонов, запрещающих трогать или целовать крест или Евангелие во время месячных.
-можно ли подходить к помазыванию на вечерней службе?
Нет никаких канонов, запрещающих получать помазание елеем (освящённым маслом) во время месячных.
-ставить свечки?
Да, можно.
-причащать ребенка?
Да, можно.
-принимать святую воду, если нет, то можно ли ее наливать для кого-то?
Нет никаких церковных канонов, запрещающих пить святую воду или получать окропление ей во время месячных.
-можно ли вкушать святую просфору, можно ли доесть за ребенком?
Просфора имеет прямое отношение к Причастию. Это литургический хлеб, из которого вынимаются частицы, пресуществляемые в Тело Христово. Кроме того, частицы просфоры, раздаваемые в конце службы,-это как-бы «Причастие» для тех, кто не причащался («антидор»-от греческого άντί — «вместо» и δωρον-«дар», т.е. «вместо Дара», «вместо Причастия»). Поэтому, мне кажется, что имеет смысл во время месячных воздержаться от вкушения просфоры. Впрочем, антидор не должны вкушать и те, например, кто не соблюдали литургического поста или находятся под запрещением или отлучением от Причастия.
-можно ли находиться в любой части храма? Или лучше стоять в притворе?
Существует очень древняя и устоявшееся традиция, согласно которой женщины во время месячных не только не заходили в храм, но и вообще избегали посещения общественных мест. Это было связано с тем, что современные гигиенические продукты появились относительно недавно, а до их появления существовала большая вероятность того, что кровь истекала-бы на пол. Кроме того, что оставлять после себя кровавые следы-само по себе не очень прилично, в религиозном сознании пролитие крови связано с осквернением. Например, если в церкви пролита кровь (менструальная или любая другая-например, от пореза на руке мужчины), то церковь нужно заново освящать. Подробнее…
Женщине, пользующейся современными гигиеническими средствами, ничто не препятствует бывать в общественных местах, в том числе и в церкви. Если женщина во время месячных будет стоять в притворе-это её личное дело; никаких церковных канонов, которые-бы предписывали ей там находиться, нет. Если она пройдёт вперёд и будет молиться вместе со всеми-ничего дурного в этом нет. В связи с этим стоит заметить, что если женщина пользуется месячными, как поводом к тому, чтобы пропустить молитву и церковную службу, а вместо этого в воскресенье утром затеять, например, стирку или поехать по магазинам, то это есть несомненное греховное непочитание Дня Господня, а вовсе не соблюдение какой-то «благочестивой» традиции.
-Грешно-ли носить серьги в ушах?
Нет, не грешно. Святость (и греховность) зависит не столько от того, что у Вас в ушах, сколько от того, что у Вас в сердце. Посмотрите, например, на фотографии святой преподобномученицы Елизаветы Фёдоровны Романовой-серьги в ушах и святость в глазах. Её жизнь и смерть являют удивительный пример святости! Так что, «серьгоношение» само по себе грехом не является. Кому-то не нравится-пусть не носят, это дело их вкуса. Если Вам нравится-носите, греха в этом нет. Но если человек слишком увлекается разными побрякушками, причёсками и модными нарядами, если девушку трудно оторвать от зеркала, если единственное, что у неё на уме, это то, как она выглядит,-это может быть симптомом либо душевной пустоты, либо греховной страсти, с которой необходимо бороться. Но этот вопос уже не для интернета, а для личной беседы с духовником.
.
.
.
.
.
-Грешно ли носить кольцо в носу?
Нет, не грешно. Праматерь Ревека, жена праотца Исаака, например, носила кольцо в носу (Быт. 24:28, 47). Также, через пророка Иезекииля Господь говорит: «[Я] дал тебе кольцо на твой нос и серьги к ушам твоим…» (16:12) Конечно, это образное описание того, как Бог заботился о Своём народе. Но очевидно, что образ кольца в носу-положительный.
-Грешно ли женщинам брить волосы на ногах?
Нет, не грешно. Брить под мышками тоже не грешно.
-Можно ли женщине во время месячных прикасаться к иконам?
Можно. Церковные каноны говрят только о том, что женщинам во время месячных нельзя причащаться. Никаких запретов на прикосновение к иконам в канонах нет.
Подробнее об этом можно почитать здесь.
ВНИМАНИЕ! Вопросы можно задавать здесь
Источник