Можно ли венчаться если один из супругов был разведен

Можно ли венчаться после развода

Развод — штука тяжелая, но жизнь на нем уж точно не заканчивается. Муж и жена знакомятся с новыми людьми, влюбляются, создают семьи, а некоторые даже обращаются в церковь за совершением таинства повторного венчания после развода.

Причины, учитываемые церковью при расторжении брака

Можно ли венчаться после развода фото

Можно ли православным венчаться второй раз после развода — на этот вопрос однозначного ответа не существует. Православная церковь допускает повторное венчание, но лишь в том случае, если расторжение предыдущего брака состоялась по веским с точки зрения православия причинам. Еще пару веков назад священники допускали возможность развода лишь для овдовевших супругов, а также для тех, чья половина совершила прилюдное прелюбодеяние или супруг был осужден на пожизненную каторгу.

Но время идет, понятия меняются, а современная жизнь диктует свои условия, которые учитываются церковью. Но это вовсе не означает, что священники легко признают распад церковного брака и повторное венчание. Если сравнивать современное общество с социумом начала XX столетия, то на фоне показной религиозности отношения к браку среди россиян в корне изменилось.

Сейчас мало кто из молодоженов отдает себе отчет в том, что таинство венчания перед Богом, как союз мужчины и женщины, — это навсегда. Люди с легкостью расстаются, официально расторгают семейный союз через ЗАГС либо суд, но не торопятся уведомить архиерея об этом. К священнику же они приходят, лишь когда просят повенчать церковным браком с новым избранником и задают один и тот же вопрос — имеет ли человек право вступать в брак в церкви после развода.

Благословение может быть получено стороной, невиновной в расторжении брака, если разводу предшествовали следующие события.

  1. Сделанный с супругой аборт, несмотря на явный протест мужа.
  2. Измена супруга.
  3. Если муж или жена после оформления развода в ЗАГСе вступили в новые отношения.
  4. Смена вероисповедания мужчиной или женщиной.
  5. Аморальное поведение одной из сторон. Имеется в виду склонность к сексуальным извращениям, вступление в гомосексуальные связи, отношения с малолетним и так далее.
  6. Оба супруга происходят из одного рода, о чем не было известно раньше.
  7. Заражение одного из супругов опасным венерическим заболеванием. Речь идет о сифилисе, Вич-инфекции, вирусе гепатита и прочих болезнях, которые могут быть опасны для здоровья второй стороны и будущих детей пары.
  8. Исчезновение одного из супругов, подтвержденное документально.
  9. Получение увечий, делающих невозможным дальнейшую семейную жизнь пары и рождение наследников.
  10. Применение насилия как по отношению к мужу/жене, так и по отношению к отпрыскам.
  11. Явное психическое нездоровье одного из супругов.
  12. Склонение мужа/жены к совершению непотребных поступков ради выгоды второй стороны.
  13. Серьезная степень алкоголизма супруга.
  14. Наркотическая зависимость.
  1. Осуждение супруга за тяжкое преступление, наказуемое длительным заключением.

Повторное венчание в храме

Но не стоит думать, что при оглашении священнику одного из вышеназванных обстоятельств, тот тут же одобрит решение о расторжении брака. В православии есть такое понятие, как смирение и помощь ближнему. Так что церковнослужитель, перед тем, как решить, можно ли венчаться этим людям в разводе, сначала проведет беседу с каждым из супругов, чтобы наставить его на путь истинный и попробовать сохранить семью. Особенно это касается супружеских пар, в которых воспитываются малолетние дети.

Если же дальнейшая жизнь супругов вместе не представляется возможной, то паре нужно подать прошение на имя епархиального архиерея с просьбой признать развод и дать благословение на новый брак. В церкви такая процедура носит понятие название «развенчание».

Таинство венчания в храме во второй раз мало чем отличается от первой процедуры. Единственная разница состоит в том, что на головы молодых не будет возлагаться венец. При повторном обряде венцы удерживаются над плечами молодоженов, а в третий раз их не разрешается использовать вовсе.

Прежде чем, провести бракосочетание в храме, прихожане, серьезно относящиеся к вере, должны подготовиться. Для этого им необходимо следовать некоторым правилам.

  1. За 12 часов до назначенного времени следует воздержаться от воды, пищи и сексуальных утех.
  2. Чтобы прийти к венчанию с чистой душой, нужно совершить обряд причастия.
  3. Перед венчанием следует вознести молитвы Пресвятой Богородице, Иисусу Христу и своему ангелу хранителю.
  4. Обручальные кольца за день до назначенной даты нужно передать церковнослужителю для благословения. По православным законам мужчина одевает женщине на палец серебряное кольцо, тогда как невеста обучается с избранником золотым. Кольца — это не просто красивый атрибут, это символ соединения в церковном союзе славы Иисуса Христа, выражающейся в золоте, и небесной чистоты и благодати, заключенной в серебре.

Сам обряд состоит из двух частей.

  1. Обручение. Первый чин обручения символизирует готовность мужчины и женщины следовать друг за другом до конца жизни и жертвовать собой ради второй половины. Обмен кольцами выполняется трижды, воздавая дань Святой Троице.
  2. Венчание. Второй чин несет в себе не менее глубокий смысл. С этого момента отношения супругов являются священными перед Богом и людьми. А молодожены теперь неотделимы друг от друга в духовном плане и делят все поровну — богатство и нищету, здоровье и болезни, воспитание детей. В знак того, что отныне муж и жена считаются единым целым, руки молодых связывают рушником.

Отношение к церковному таинству в современном обществе

Нынешний век — век парадоксов. Сейчас можно встретить людей, полностью отдающих себя православие, которые живут, следуя заповедям веры, и идут под венец с избранником, понимая всю глубину смысла своего поступка. Одновременно с этим существует достаточно много людей молодого и не очень возраста, для которых венчание — это лишь красивая картинка в инстаграме, а также повод прикупить отдельный наряд.

Читайте также:  Винегрет можно ли его есть при похудении

Даже среди известных личностей можно встретить мужчин и женщин, публикующих в угоду общественному мнению фотографии со сценами пышного венчания. Но уже через пару-тройку месяцев они во весь голос рассказывают, что союз распался и о том, с каким негодяем им пришлось жить под одной крышей. А еще через год сайты пестрят фото с новыми сценами из храма, на которых ранее разведенный жених уже повенчался с другой счастливой невестой или наоборот.

А бывает и наоборот. Люди, прожившие вместе много лет, видевшие хорошее и плохое вместе вдруг понимают, что готовы скрепить свой союз перед Создателем. Никогда ранее и не помышлявшие о церковном союзе, после пройденных рука об руку испытаний, они приходят к Богу.

Сколько раз можно венчаться

Можно ли венчаться после развода фото

Церковь дает благословение на совершение повторного таинства венчания не более трех раз, и если в первый раз архиерей по-доброму попытается отговорить супругов от опрометчивого намерения разводиться, то во второй раз он выскажет им открытое порицание. А если жених и невеста являются кровными родственниками или хотя бы один из них не крещен в православии, священнослужитель и вовсе откажет в проведении обряда.

Поводом для отказа выступает и тот факт, что один из пары состоит в брачных отношениях с прежним супругом. Прежде чем просить о церковном браке, жениху и невесте надлежит оформить свои отношения официально, ведь даже если пара живет несколько лет в гражданском союзе, но не зарегистрирована в ЗАГСе, священник откажется их венчать.

Горя желанием вступить в брак перед Господом, некоторые пары умалчивают о том, что уже состоят в церковном браке и должны прежде развестись. Не задумываются такие люди и том, можно ли венчаться после второго и третьего развода. А зря. Никакого явного наказания такие люди не понесут, однако есть высшая кара, ведь венчание в храме более трех раз — это тяжкий грех перед Господом.

Получить разрешение на повторное венчание может лишь сторона, невиновная в предыдущем разводе. Но с просьбой о венчании, если ранее был развод, нередко обращаются и те, кто был грешен в прежних отношениях — изменил второй половине или причинил ей физическое страдание. Изначально, если человек приходит к священнику с новым избранником и задает вопрос можно ли венчаться второй раз после развода, архиереем будет отказано в проведении таинства.

Но церковь добра ко всем, даже к грешникам, да и путь многих людей к истинной вере порой бывает нелегок. Поэтому у людей, по-настоящему раскаивающихся в своих неблаговидных поступках, всегда остается шанс заслужить прощение. Для начала нужно исповедаться священнику во всех прегрешениях. Священник выслушает и наложит на грешника церковное наказание — епитимью, которое тот должен будет исполнить. Если после этого верующий искренне раскаялся и заслужил помилование, то он может получить благословение на второй брак со своим избранником или избранницей.

Хоть православная вера и не одобряет расторжения браков, совершенных ранее, ради новых отношений, церковь считает, что человек слаб и может совершить ошибку. Но все же парам, которые только собираются обвенчаться, следует подумать, действительно ли крепки их отношения и готовы ли они прожить бок о бок всю оставшуюся жизнь.

Источник

О повторных браках и венчании

Брак, семья, венчание — это вопросы, которые сегодня активно рассматриваются с различных точек зрения не только в церковных СМИ. Остроту этим дискуссиям придает и ставшая уже для многих привычной практика частой смены так называемых «партнеров», без скрепления отношений рамками семьи и каких-то обязательств друг перед другом. Конечно, это касается в первую очередь людей, далеких от Церкви, но что греха таить, ведь и церковные браки не всегда выдерживают испытание временем и обстоятельствами. Вот почему, вероятно, одной из главных тем, вокруг которой сосредоточилось обсуждение проекта документа «Об упорядочении практики совершения браков, в частности повторных», стал повторный брак. А насколько возможно вступление во второй и третий брак по благословению Церкви, то есть в брак, освященный церковным Таинством? Об этом мы беседуем с известным духовником протоиереем Валерианом Кречетовым, настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в Акулово.

Протоиерей Валериан Кречетов Протоиерей Валериан Кречетов

— Отец Валериан, а разве возможно в принципе совершение второго венчания при живом супруге?

— При живом супруге, согласно Святому Евангелию, только при одном условии: если прежний брак распался из-за прелюбодеяния. При живом супруге во второй раз венчалась, например, Маргарита Тучкова (по благословению митрополита Филарета). Конечно, это был исключительный случай, но бывает всякое. Церковь ведь идет по пути милосердия, по пути любви.

В Церкви существуют три положения: «нельзя», «не положено» и «не принято». «Нельзя» — значит, нельзя. «Не положено» — например, не положены поклоны по уставу, бывают еще какие-то обстоятельства, когда что-то не полагается. А есть некоторые вещи, которые совершать принято определенным образом — или же не принято.

Существует всего два чина совершения таинства брака. Причем второй чин — для вступающих во второй брак (если один из супругов овдовел). А при живом супруге — особый случай. Если вторая половина уходит из семьи и не желает жить с бывшим супругом, то — как сказал Господь: «даст книгу распустную…» Но, добавляет Он, — «за жестокосердие ваше». А вообще-то, кроме как из-за прелюбодеяния, не должен супруг отпускать свою вторую половину. Но бывает, что по-человечески один из супругов не выдерживает, например, пьянство другого или что-то еще.

Читайте также:  Можно ли при панкреатите есть огурец помидоры

А сейчас большим бедствием стало то, что теперь всё переводят на деньги. Часто слышатся упреки супругов: «Ты не зарабатываешь!» или «Ты мало зарабатываешь!» Да мало ли кто сколько зарабатывает! Но сегодня миром правит капитал, деньги, они в современном мире находятся «во главе угла».

Разумеется, третьего венчания не существует. Но сегодня у нас всё настолько перепутано, что трудно понять: они венчались? А как считать, в который раз: в третий, в четвертый или в пятый? Они повенчались, брак считается… А теперь еще появился так называемый «гражданский брак» (ГБ). «Гражданский блуд» в сокращении, он же — «гражданский брак». Это, конечно, беда нашего времени…

В этих случаях один только выход: молиться и просить вразумления от Бога. Разобраться, кто прав, кто виноват, сложно: в любой истории есть вина каждого человека. Конечно, больше виноват тот, кто умнее. А как Господь судит — это уже Его святая воля.

— Когда рукополагается священник, он снимает свое венчальное кольцо, кладет его на престол, символизируя тем самым, что он обручается с Богом…

— Это его особое служение. Венчаться священник может только один раз.

— Однако проект нового документа выносит на обсуждение вопрос о возможности второго венчания и для священника в том числе. Всем нам известны ситуации, когда молодой батюшка после внезапной или трагической кончины своей супруги остается в одиночестве с многочисленной семьей на руках. Помимо своего церковного служения, он оказывается связан и бытовыми обязанностями, а часто эти батюшки вообще еле сводят концы с концами — у нас множество и бедных приходов.

— Вообще-то такие примеры история Церкви знает, но ни о каком «втором венчании» речи никогда не шло. Например, отец Алексий Мечёв овдовел и остался с семей на руках. Все мы знаем его жизненный путь…

Дело в том, что здесь важно усматривать пути Промысла Божия — невозможно говорить отвлеченно. Значит, такова воля Божия.

Видите, в чем дело: если мы идем на какие-то поступки, выбираем себе какие-то обходные пути, значит, мы не честны перед Богом и самими собой. Пример военных: если ты выбрал военную карьеру, ты знаешь: или ты останешься калекой после войны, или вообще погибнешь! Но ты выбрал этот путь и готов к нему. Или ты выбрал себе карьеру моряка: они по полгода часто вообще не видят свою семью — и должен принимать такое положение вещей. Это уже выбор каждого отдельного человека! Другое дело, что не все серьезно осознают это.

Когда-то я сказал своему отцу о желании уйти в дальнее плавание, а он ответил: «Пока ты молодой, тебя тянет в путешествия. А когда у тебя будет семья и ты будешь где-то болтаться вдалеке от нее, так белугой завоешь!» Это он просто так образно сказал, но была в его словах и подсказка: кто может выдержать? И врачами не все могут быть, и в морге не у всех получится работать. Это — особенности каждого служения.

— Часто у многих вызывает вопросы связь Церкви и современного государства. Ведь сегодня Церковь считает брак действительным и совершает венчание лишь в том случае, если существует гражданское оформление брака. Да, нам известны слова апостола Павла: «Нет власти не от Бога» И всё же… Как может Церковь признавать брак, лишь документально зафиксированный, и только на основании этого документа совершать Таинство венчания? Разве недостаточно одного церковного венчания, именно Таинства, ведь «браки совершаются на Небесах» (если опустить, конечно, формальную сторону этого вопроса)?

— Мы не больше апостола Петра, который сказал: «Если и все отрекутся, я не отрекусь!» — а потом трижды отрекся, да еще с клятвою. Поэтому предусмотреть, как себя поведут люди, вступающие в брак, очень трудно. Часто про себя не знаешь, что сказать, а уж тем более о чужих планах. Нам, конечно, нередко приходится с этим сталкиваться и разбираться. Вот, например, люди разошлись. Кому принадлежит дом? А он ни на кого не оформлен — получается: никому не принадлежит… И так далее. Конечно, это не самое главное в духовном смысле, но если формальная сторона так уж не важна — почему ее не выполнить? Почему и не расписаться, если никакой разницы нет? Для Таинства это никакого отношения не имеет, почему не сделать? Если нет никакой разницы: распишись, венчайся, живи…

Это как в случае с соблюдением поста. Говорят: «Не всё ли равно, что нам есть?» Да, всё равно: так и ешь постное! Или еще: «Да какая разница, с маслом мы едим или без масла (растительного)?» Ну, если нет никакой разницы, так и ешь без масла!

— Важно послушание Церкви?

— Да, послушание Церкви. Ведь не сложно это, в самом деле: ну почему не расписаться? Дело в том, что Церковь все-таки признает брак, с уважением относится к браку.

Надо понимать, что вообще брак — это не церковное, это гражданское установление. Брак существовал еще до христианства, это древнее установление у многих народов. Но если у человека был второй брак, конечно, он не может быть священником (пусть даже это был и невенчанный брак). Всё равно это был брак! По уставу — так.

Читайте также:  Можно ли больным сахарным диабетом есть икру

Конечно, бывают тут и исключения, бывает власть архиерейская, но вообще-то — это так!

— Некоторые священники поступают в каких-то случаях «по икономии», хотя часто подобная «икономия» не встречает отклика в сердцах верующих. А бывают редкие случаи, когда человек из монастыря приходит в мир и венчается…

— По Уставу, такой не имеет права венчаться! Гражданский брак в таких случаях возможен, но не церковный!

— Хотелось бы попросить вас, дорогой отец Валериан, обратиться к нашим читателям с пастырским словом. Сегодня такое лукавое время, когда многие из нас вроде бы живут в ограде Церкви, но подчиняются своим законам и установлениям, выработанным лично для себя, которые кажутся более приемлемыми. Часто каждый строит какую-то частную церковную жизнь для себя, не имея возможности жить жизнью прихода.

Когда мы говорим о приходской жизни, которая была до революции и существует сегодня в некоторых Поместных Церквах (например в Сербии), нам трудно представить себе, что это такое в действительности. Там на приходе часто собираются после Литургии, обсуждают какие-то животрепещущие вопросы, да просто говорят о прочитанном Евангелии… Как вы думаете, что сегодня является важным для прихода?

Протоиерей Валериан Кречетов Протоиерей Валериан Кречетов

— Тут нужно помнить одну важную вещь: давайте сравним Сербию и Россию по размерам: малым коллективом всегда легче управлять!

Когда-то, в свое время, мне был задан вопрос по поводу глобализации. А до этого я как-то прочитал одну статью (независимо от этого) о том, что если человек создаст аналог человеческого мозга (начиненный всякими микрочипами), а одна десятитысячная этих элементов его не сработает — значит, и вся эта система работать уже не будет, безнадежно! Потом уже отец Иоанн Вавилов сказал мне: вроде бы пришли к выводу, что чем человек сложнее, тем надежнее. А оказалось наоборот: чем сложнее — тем безнадежнее. Еще один западный вольнодумец сказал: «Для больших государств необходима диктатура». Такое вот общественное управление возможно только для небольших обществ, потому что там еще как-то можно удержаться.

Больше того, келейник владыки Нестора, ныне покойный, рассказал мне интересную историю. Когда спросили его, как он относится к построению коммунизма, он ответил: «Бесполезное занятие!» Его спросили: «Вы что, против?» — «Нет, не против, но занятие бесполезное!» — «А почему?» — «Да потому что у первых христиан уже было всё общее, но долго они не продержались!» А дальше уже больше не экспериментировали, потому что дальше уже невозможно.

Так вот, сравнение это с Сербией, например, можно как-то понять из этого примера: если организация небольшая, там легче всё это устроить.

У нас ведь тоже есть отдельные приходы, где идет настоящая приходская жизнь. Но территориально в больших городах они рассредоточены, поэтому тут и сложнее всё! Это что касается приходской жизни.

А если говорить о самочинии, то об этом сказал еще святитель Феофан Затворник. Он писал, что дух самости, дух разделения привел к тому, что Западная Церковь отделилась от Восточной. А потом этот дух самости стал делить и Западную Церковь (и Восточную, кстати) на всякие национальные и еще какие-то ветви. Пытается он разделить Церковь. Сначала была одна Церковь, потом — две, потом возникли различные государства. Теперь что ни город — своя Церковь. А под конец, как говорят, будет так: «что ни голова — своя вера». Об этом писал святитель Феофан. Так что это всё предсказано. Нам нужно вернуться к истокам, к тому, что было до нас.

Например, была Оптина, были отец Иоанн Кронштадтский, отец Георгий Коссов… Были отдельные светильники со своими приходами — мы и должны к этим образцам возвращаться. А там — как уж получится. Так и получится!

— На днях в свет выходит ваша новая книга «Как нам обустроить себя?». Расскажите, пожалуйста, немного о ней.

— В эту книгу собрали слова, сказанные перед исповедью. Ведь когда блудный сын «ушел на страну далече», по возвращении к отцу он (как сказано в Евангелии) «пришел в себя». «Пришел в себя» — то есть он оценил свою жизнь, сравнил ее с прежней, и с этого началось у него движение к покаянию, движение к возвращению в родной дом.

Вот это как раз и есть: «обрести себя». Об этом отец Сергий Мечёв говорил: «Нужно в себе самом найти образ Божий». И в каждом человеке видеть образ Божий. Потому что именно об этом сказано в Евангелии: «Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят». И не только Бога они узрят — они в каждом человеке увидят образ Божий! Поэтому для чистого всё чисто, а для нечистого — всё нечисто. И признак чистоты — не видеть грехи других людей. А признак нечистоты — это именно когда мы видим только грехи другого человека.

Этот образ Божий — его в себе именно нужно, прежде всего, обрести и восстановить. Собственно, что такое образование? Образование — это воссоздание в человеке образа Божия. Это — первое. Второе — умение мыслить. И только на третьем месте стоят знания. Но первое — это восстановить в себе образ Божий, образоваться! То есть быть совершенным, «как Отец ваш Небесный совершен есть»!

Источник