Можно ли в наше время быть богатырем
Нужны ли сегодня России богатыри?
Нужны ли сегодня России богатыри, то есть храбрые вожди и воины, способные, как Илья Муромец, к бескорыстной и жертвенной защите Родины? Вопрос этот – не праздный. Сейчас всё больше людей на Руси начинает понимать, что своих сыновей надо воспитывать крепкими духом и телом.
И если решить задачу физического развития ребёнка особого труда не составляет, то воспитать дух, созидающий в своём носителе любовь к Отечеству, способность отважно сражаться, проявлять волю к победе и побеждать, не так легко.
Не секрет, что в наше время всё труднее встретить мальчика, подростка, юношу, носящих в себе такие качества, как мужество, храбрость, отвага, выражающиеся в способности прийти на помощь слабому, встать на сторону беззащитного, умеющих жертвенно полагать «душу свою за други своя»… В значительной мере ослабление характеров русских детей объясняется отрывом от традиционной народной национальной педагогики, при которой ребёнок через сказку, былину, песню переживал первую встречу с трудностями земной жизни. Чистая, ещё не помрачённая грехами душа ребёнка в естественной среде поэтических образов, на подсознательном уровне, определяла своё отношение к добру и злу, выбирая служение подвигу во имя добра.
Надёжных ратных людей – вождей и рядовых воинов – русский народ умел взращивать всегда. Много веков Русь вынуждена была воевать как со степняками-кочевниками, так и с западными завоевателями. История Древней Руси – это почти беспрерывная оборонительная война, это битване на жизнь, а на смерть за свою свободу, это постоянное решение вопроса быть или не быть.
В борьбе за свою независимость во время монголо-татарского ига Россия несла колоссальные потери – только в полон были угнаны миллионы русских людей и проданы на невольничьих рынках восточных и средиземноморских стран. Сколько же их погибло в сечах, от пожаров, сколько стариков и детей уничтожено завоевателями во время набегов?
Каждый взрослый мужчина на Руси по сути был воином, а народ перед лицом общей беды понимал своё призвание на земле, как защиту Отечества, его святынь и духовных идеалов. «Служба, – пишет русский мыслитель Иван Солоневич в книге «Народная монархия», – была очень тяжела, но от неё не был избавлен никто. Монахи и купцы, дворяне и мужики, посадские люди и всякая гуляющая публика – всё было так или иначе поставлено на государеву службу, даже преступники… Победу Москве, а вместе с ней и России, обеспечило единство нации и её организованность».
Жизнь народа, его быт на протяжении столетий так или иначе были связаны с войной, а потому народные певцы – наиболее чуткие выразители национальных чаяний – облекли народный идеал богатыря-защитника в столь яркие поэтические одеяния, каковыми являются богатырские сказки и былины. Сегодня они остаются сокровищницами духа нации тех времён, когда Русь не только напрягала все силы в борьбе за своё существование, не только победила в этой борьбе, но и перенесла свои границы от Оки (80 км от Москвы) на восемь тысяч километров до Тихого океана.
Слово – дароносица духа, плоть образа. Оно легко отпечатлевается в душе человека, особенно ребёнка. И потому так важно сейчас подвести юное поколение к родникам русского богатырства.
Наступил час обратиться сегодня к опыту народной педагогики, которая, как уже говорилось, позволяла воспитывать настоящих защитников Русской земли, своевременно погружая душу ребёнка в мир героических образов русских богатырских сказок и былин. Нашу народную сказку без преувеличения можно назвать колыбелью русского духа. Размышляя о воздействии сказки на сердце ребенка, выдающийся русский мыслитель И.А.Ильин писал: «Сказка будит и пленяет мечту. Она даёт ребёнку первое чувство героического – чувство испытания, опасности, призвания, усилия и победы; она учит его созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие «правды и кривды»… Национальное воспитание не полно без национальной сказки. Ребёнок, никогда не мечтавший в сказках своего народа, легко отрывается от него и незаметно вступает на путь интернационализации. Приобщение к чужеземным сказкам вместо родных будет иметь те же самые последствия».
Даже поверхностное прикосновение к устному творчеству нашего народа убеждает, что русские богатырские сказки и былины самобытно отразили небесное призвание Руси на высокое служение в стане Христовых воинов. Бог, богатырство, богатырь (в изначальном произношении богатырь) – слова одного корня. Их связь свидетельствует о том, что сила богатырского духа коренится в Духе Божием.
Древний библейский образ – «на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия» (Пс. 90: 13), утверждающий победу духа над плотью, миром и диаволом, вошёл в глубины народного сознания и отпечатлелся в различных формах художественного творчества и церковного искусства. Зримо явленный на Руси в иконном изображении «Чудо Георгия о змие», он формировал в русском народе идеал духовного воина, а также воина-защитника, так любовно воспетого в богатырских сказках и былинах.
И если образ святого Георгия-Победоносца поставляется в центре герба Российской державы, а Небесных воинств Архистратиг Михаил, низвергший сатану с Неба, избирается небесным покровителем Руси, то сказочный и былинный богатырь, одолевающий в брани змия (или «поганых»), становится олицетворением всего русского народа, раскрывая тем самым, хотя и прикровенно, светоносную суть народной души. Потому что победа святости над грехом и возвышение естественной задачи защиты Отечества до жертвенного служения имеют один источник, который находится вне земли, на Небесах.
Русь своей духовной интуицией верно уловила смысл человеческой истории, как битвы Света с тьмой. Избранница Христова с полной самоотдачей включилась в эту битву на стороне Господа-Вседержителя и потому стала Святой Русью и… Русью богатырской. А если выразиться ещё точнее, то Святая Русь является душой души Руси богатырской. Неслучайно так много святых воинов и вождей являют нам особое сияние русской славы, что нашло столь полное выражение в нашей житийной литературе.
«Чем раньше и чем глубже воображение ребёнка будет пленено живыми образами национальной святости и национальной доблести, – пишет И.А. Ильин, – тем лучше для него. Образы святости пробудят его совесть, а русскость святого вызовет в нём чувство приобщённости, отождествления, она даст его сердцу радостную и гордую уверенность, что «наш народ оправдался перед лицом Божиим», что алтари его святы и что он имеет право на почётное место в мировой истории («народная гордость»). Образы героизма пробудят в нём самом волю к доблести, пробудят его великодушие, его правосознание, жажду подвига и служения, готовность терпеть и бороться, а русскость героя – даст ему непоколебимую веру в духовные силы своего народа. Всё это, вместе взятое, есть настоящая школа русского национального характера.
Преклонение перед святым и героем возвышает душу, оно даёт ей сразу – и смирение, и чувство собственного достоинства, и чувство ранга; оно указывает ей – и задание, и верный путь».
Усилия Церкви, трепетно хранящей в своей памяти святые примеры, достойные подражания, а также сохранявшиеся в народной толще устные народные сказания о подвигах богатырей позволили нашему народу передавать из поколения в поколение в понятных, доступных ребёнку формах, образы жертвенности, подготавливающие детскую душу к евангельскому восприятию мира. Образно говоря, сказки, жития, былины стали тем «плугом», который «вспахивал» душу ребёнка, обращая её в «добрую почву», и семена Слова Божия, попадающие на неё в свой срок, давали обильный урожай православной святости, праведности, благочестия и… богатырства.
Страницы нашего славного прошлого показывают, как, воспитанные на героических примерах своих предков, русские юноши и мужи – солдаты и полководцы – сами становились «чудо-богатырями», героями-победителями, штурмуя вражеские крепости, переходя с А.В.Суворовым через Альпы, сражаясь на Бородинском поле…
«Певцы в станах русских воинов» воспели доблестные страницы русской истории в своих поэмах, уже в новых поэтических формах передавая всё тот же неистребимый богатырский дух, которым исполнены наши народные сказки и былины. Поистине этот дух – «великая, святая сила, текущая через века!» И потому так важно созидательные токи этой силы поставить сегодня на службу русскому возрождению. Тем более что у нас, русских, есть бесценный опыт, свидетельствующий о призыве богатырей на ратную службу в грозные времена для нашего Отечества. Именно в такие годы живая память о русских богатырях становится боевым мечом народа. Так было в годы Великой Отечественной войны, когда на фронте в блиндажах висели репродукции картин Виктора Васнецова с изображением самых любимых нашим народом богатырей – Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича. При взгляде на знаменитые картины выдающегося художника веришь, что и сегодня богатырская застава незримо стоит на пути любого захватчика, как верили в это в годы войны и многие русские воины.
В те дни силуэты васнецовских богатырей появлялись во фронтовых газетах, и в них нередко вписывались фотографии наших героев уже новейшего времени. Ратный подвиг русских богатырей приобрёл в веках поистине духовное звучание, и мы не имеем права его замолчать: необходимо дать почувствовать русским детям былинное, богатырское ощущение жизни.
«Кое-кто из нас ещё помнит русский былинный эпос, – пишет Иван Солоневич. – Очень немногие кое-как знакомы и с германским, – с «Песней о Нибелунгах». Прочтите и сравните. Наши богатыри «честно и грозно» стоят на страже земли русской, живут в несокрушимой дружбе – и если Илья Муромец посмеивается над Алёшей Поповичем, то это делается в порядке дружеского зубоскальства. Если Васька Буслаев и хулиганит, то беззлобно, просто от избытка сил, да и то потом кается. Здесь всё светло, ясно, дружественно. В «Песне о Нибелунгах» – зависть и предательство, убийство из-за угла, яд,.. взаимоистребление, – все это громоздится каким-то кошмарным клубком. И в конце этой героической эпопеи герои пьют кровь убитых товарищей и гибнут все – гибнут не в борьбе с внешним врагом, – а истребляя друг друга до последнего – чтобы «золото Рейна» не попало никому. Здесь всё окрашено в цвета крови и грязи. Здесь всё пропитано завистью и ненавистью. Здесь всякий друг другу наличный враг и потенциальный убийца. И убивают друг друга все. Гибнут не в честном бою за родину, за защиту своих полей и сёл, детей и жён, а в каких-то идиотских феодальных войнах из-за выеденного яйца».
Теперь нередко можно услышать, что Россию могут спасти только настоящие священники и настоящие воины, ведь христолюбивое воинство всегда было внешней стражей, дозором, щитом народа Божия. Поэтому-то и Русь Святая может воскреснуть только в своём теле, каковым и является Русь богатырская, причём во главе с царём-батюшкой. Кстати сказать, русские сказки, былины и исторические поэмы ненавязчиво решают ещё одну важную задачу патриотического воспитания: закладывают в детях основы монархического миросозерцания, что тоже немаловажно. Дать подрастающему поколению понятие о царе-батюшке, отце народа, необходимо потому, что оно наиболее полно отражает смысловое значение самого слова «патриотизм».
Уже давно назрела в России необходимость выпускать серию книг по народной педагогике «Богатырская Русь». И готовить книги этой серии «на вырост»: от дошкольного возраста до юношеского. Внимательный и любящий родитель, неравнодушный воспитатель не только прочтёт ребёнку (с ребёнком) включённые в такие книги произведения, но и поможет ему разобраться в исторических особенностях, непонятных – старинного употребления – словах, постичь духовное значение прочитанного. Серия «Богатырская Русь» – поможет внести в русскую семью традиционный для нашего семейного уклада порядок воспитания детей, заключающийся в постепенном приобщении их – через чтение сказок, былин, житий, произведений русской словесности – к глубокомысленным размышлениям о смысле жизни и судьбах Отечества. Объединение разножанровых произведений в одной серии позволит почувствовать постоянство силы и крепости русского духа, что – подчеркнём ещё раз – на протяжении тысячелетия русской жизни наиболее ярко проявлялось в защите земли святорусской от внешних врагов. Сейчас, когда наше Отечество (в широком понимании Русский мир, восточнославянская цивилизация) переживает новое противостояние с Западом, в нации должны проявиться инстинкт самосохранения и способность к самовоссозданию. И среди важнейших средств, помогающих сплочению русских людей в битве за своё самобытное национальное бытие, далеко не последнее место занимает обращение к устному народному творчеству и героическим произведениям русской литературы.
Книги серии «Богатырская Русь», несомненно, помогут многим семьям воспитать в детях черты истинно русского национального характера. «Покажи мне, как ты веруешь и молишься, – пишет И.А. Ильин, – как просыпаются у тебя доброта, геройство, чувство чести и долга,.. кто твои любимые вожди, гении и пророки, – скажи мне всё это, а я скажу, какой нации ты сын, и всё это зависит не от твоего сознательного произвола, а от твоего бессознательного.
А этот уклад слагается, формируется и закрепляется прежде всего и больше всего в детстве. Воспитание детей есть именно пробуждение их бессознательного чувствилища к национальному духовному опыту, укрепление в нём их сердца, их воли, их воображения, их творческих замыслов.
Бороться с национальным обезличиванием наших детей мы должны именно на этом пути: надо сделать так, чтобы все прекрасные предметы, впервые пробуждающие дух ребёнка, вызывающие в нём умиление, восхищение, преклонение, чувство красоты, чувство чести, волю к качествам – были национальными, у нас в России – национально русскими; и далее, чтобы дети молились и думали русскими словами, чтобы они почуяли в себе кровь и дух своих русских предков и приняли бы любовью и волею – всю историю, судьбу, путь и призвание своего народа; чтобы их душа отзывалась трепетом и умилением на дела и слова русских святых, героев, гениев и вождей. Получив в дошкольном возрасте такой духовный заряд и имея в своей семье живой очаг таких настроений, русские дети, где бы они не находились, развернуться в настоящих и верных русских людей».
Целью русской педагогики всегда было созидание в воспитуемых могучего, непоколебимого богатырского духа, позволившего нашему народу создать с Божией помощью великую державу, равных которой не было на земле. И не только создать, но и научить своих сыновей её защищать ради той миссии, к которой призвана Россия.
Татьяна Шорохова
Источник: https://ruskline.ru/
Источник
Богатыри нашего времени
Многие из нас выросли на русских народных сказках. А ведь кроме них есть еще и былины: героические сказания о нелегком прошлом Древней Руси и о тех, кто готов был защищать ее до последней капли крови — богатырях.
Существовали ли они на самом деле или это плод народного вымысла? Вопрос сложный. Но вот некоторые люди вполне могли стать прообразами богатырей прошлого.
Самый сильный царь: Петр Первый
Петра Первого сложно назвать простым царем. Среди российских самодержцев он выделялся и физической статью (рост 204 см), и любовью к ручному труду (владел 14 ремесленными специальностями, был одним из лучших кораблестроителей не только России, но и Европы, лично орудовал инструментами). Неуемная энергия русского императора поражала современников. Петр скручивал пальцами монеты, сворачивал «в бараний рог» чугунные сковородки. Возвращаясь в 1698 году из Великого посольства, недалеко от Риги он купил лошадь, позже получившую имя Лизетта, и решил её перековать. Прочность подковы царь проверял по-своему. Если сможет её скрутить — плохая подкова. Не сможет — хорошая. Кузнец несколько раз переделывал работу. Наконец, качество Петра устроило, он дал кузнецу медный пятак. Кузнец тоже оказался не так прост. Скрутив пятак пальцами, он сказал, что качество монеты его не устраивает. Так кузнец доторговался до «золотого». Об этом эпизоде из жизни царя в народе даже была сложена сказка.
Самый сильный воевода: Евпатий Коловрат
Евпатий Коловрат, несмотря на былинный ореол, фигура историческая. Родился он в селе Фролово Шиловской волости. Согласно «Повести о разорении Рязани Батыем», Евпатий Коловрат узнал о вторжении монголов в Рязанское княжество и с небольшим отрядом двинулся на помощь, но застал город уже разоренным. «…государей убитых и множество народу полёгшего: одни убиты и посечены, другие сожжены, а иные потоплены» . Настигнув монголов уже в Суздальских землях, дружина Евпатия Коловрата перебила монголо-татарский арьергард. «И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сёк ими». Батый отправил против Коловрата своего лучшего воина Хостоврула, но Евпатий в схватке одолел татарского богатыря, рассек до седла. Несмотря на огромный численный перевес, татары не могли одолеть дружину Коловрата до той поры, пока не придумали использовать против них камнебитные осадные орудия. В дань уважения русскому воину, Батый отдал тело убитого Евпатия Коловрата остаткам его дружины и велел их отпустить с миром. Случай для истории Древней Руси экстраординарный.
Победитель быков и медведей: Григорий Русаков
Рубеж XIX-XX веков был удивительно плодовит на силачей. Одним из них был курянин Григорий Русаков, родившийся в 1879 году в семье простого крестьянина. Как борец, Русаков выступил в 1909 году на Донбассе, где работал на шахте. Русаков быстро стал местным чемпионом и получил приглашение работать в московском цирке. Так он стал профессиональным борцом. Благо, позволяли параметры — двухметровый рост и 150 килограмм веса. Завоевав популярность в столицах, Григорий Русаков начал гастролировать по России, а затем и по миру — он выигрывал мировые чемпионаты в Аргентине (1913) и Париже (1915). Русаков, как и другие именитые борцы, был лично освобожден Николаем II от воинской службы, но революция 1917 года оборвала профессиональную карьеру борца. По одним данным, он тихо-мирно жил в Курской губернии в слободе Михайловке, по других — зарабатывал на хлеб в Мурманске, соревнуясь в борьбе с местными силачами. Не все было гладко в жизни Русакова. Он трижды привлекался к уголовной ответственности в 1929, 1938, 1944 годах. Остался в истории, например, такой случай: как-то Русаков тренировался на мельнице, бросая мешки с зерном. Зерно просыпалось и Русакова осудили на три года, но он был отпущен через два — по ходатайству Ивана Поддубного. Также Русаков был известен тем, что неоднократно вступал в показательные схватки с медведями, гнул подковы и рельсы, а однажды в Лондоне победил в бою быка. Умер Григорий Фомич нелепо: упал с грузовика, когда захотел сломать на ходу свесившийся над кузовом сук дерева. От падения его парализовало. Через год он скончался.
Непобедимый: Иван Поддубный
Как ни странно, спортивная карьера непобедимого Поддубного началась с поражения. Он работал грузчиком в порту, тогда и решил попробовать свои силы в борьбе в цирке Ивана Бескоравайного. Свой первый поединок Иван проиграл. С того времени он установил себе жесткий режим тренировок, упражнялся с двухпудовыми гирями, 112-килограммовой штангой, отказался от табака и спиртного, обливался холодной водой. До конца жизни носил с собой чугунную трость. Вскоре он стал одним из самых известных борцов не только в России, но и в Европе. Его главным противником был француз Рауль де Буше. Они сходились три раза. Несмотря на грязные методы, которые практиковал француз, Поддубный не только побеждал его, но и устроил хитрому французу в Петербурге 20 минут позора, удерживая того в железном захвате.
Очевидец этого поединка описывал увиденное так: «К концу борьбы на Понса жалко было смотреть: его шаровары спустились, как будто он внезапно похудел сантиметров на двадцать в талии, его майка задралась, скомкалась и превратилась в тряпку, которую хотелось выжать». Покорил Поддубный и Америку. Там он собирал полные залы, соревнуясь по правилам американской борьбы. Из США он фактически сбежал, расторгнув грабительский контракт и оставив американцам причитавшиеся ему гонорары. Сам он не раз говорил: «Я — русский борец». А ещё у силача Поддубного печально складывались отношения со «слабым полом». Он признавался, что единственная сила, которая могла его одолеть – бабы: «Всю жизнь меня, дурака, с пути-дорожки сбивали».
«Железный Самсон»: Александр Засс
Александр Засс остался в истории как «Железный Самсон». Известность пришла к нему ещё во время Первой мировой войны. Он бежал из австрийского плена, вынес на себе с поля боя раненую лошадь. Свою судьбу он нашел в венгерском цирке, сам разрабатывал номера, носил по арене лошадь или пианино с пианисткой и танцовщицей, сидящей на крышке; ловил руками 90–килограммовое ядро, которое выстреливалось из цирковой пушки с расстояния 8 метров; отрывал от пола и удерживал в зубах металлическую балку с сидящими на ее концах ассистентами; продев голень одной ноги в петлю каната, зафиксированного под самым куполом, держал в зубах платформу с пианино и пианисткой; лёжа голой спиной на доске с гвоздями, держал на груди камень весом в 500 килограммов, по которому били кувалдами. «Самсон» много гастролировал. Был со своими представлениями в Италии, Франции, Германии, Швейцарии, Англии, Ирландии. С 1924 года Засс постоянно жил в Англии, где был удостоен титула «Сильнейший человек Земли». В 1925 г. в Лондоне вышла книга «Удивительный Самсон. Рассказано им самим». Одной из заслуг Засса можно считать разработанную им систему изометрических упражнений, направленных на укрепление сухожилий. Такой тренинг позволял ему при достаточно скромных для силача габаритах выдерживать огромные нагрузки. К сожалению, в СССР вплоть до 80-х годов о нем практически ничего не было известно — «Самсон» считался «чужим» для советского строя. Умер Александр Засс в 1962 году. Похоронен недалеко от Лондона в небольшом городке Хокли, где был его дом.
«Русский медведь»: Василий Алексеев
Василия Алексеева можно назвать последним богатырем советской эпохи. Он родился в 1942 году, с 1966 года практически постоянно жил в ростовском городе Шахты. Несмотря на мировую славу, Алексеев вел скромную жизнь, всего себя посвящая любимому делу — тяжелой атлетике. «Русский медведь» (так его прозвали зарубежные фанаты) дважды становился Чемпионом Олимпийских игр, шесть раз — Чемпионом мира, шесть раз — Чемпионом Европы, семь лет держал первое место на чемпионатах СССР. За время своей спортивной карьеры Василий Алексеев установил 80 мировых рекордов и 81 рекорд СССР. Также он является «вечным» обладателем действующего мирового рекорда по сумме трёх упражнений — 645 кг (сейчас в этой дисциплине соревнования не проводятся). Василий Алексеев соревновался сам с собой, раз от раза ставя все новые рекорды на чемпионатах. Именно он открыл эру «шестисотников», первым покорив шестисоткилограммовый пик. С 1989 по 1992 год Алексеев тренировал сборную страны и Объединенную команду по тяжелой атлетике. За время его тренерской работы ни один из членов сборной не получил травм. Его систему тренировок можно назвать революционной. Он критиковал подъемы предельных весов на тренировках, стараясь делать упор на силовую выносливость и на комбинирование видов тренинга. Так, он любил, взяв штангу, выехать на шашлыки, тренировался в перерывах между купанием и отдыхом, поднимал штангу в воде, часто занимался на свежем воздухе. Василий Алексеев скончался в 25 ноября 2011 года в Мюнхене в возрасте 69 лет. Один из его преданных фанатов — Арнольд Шварценеггер.
«Сан Саныч»: Александр Карелин
Если попросить любого, даже далекого от спорта человека, назвать известного российского борца, то прозвучит имя Александра Карелина. И это при том, что он ушел из большого спорта ещё 15 лет назад, в 2000 году. При рождении «Сан Саныч» весил 6,5 килограмм, в 13 лет у него был рост 178 см и вес 78 килограмм. В 14 он записался в секцию греко-римской борьбы в своем родном Новосибирске. Первый тренер — Виктор Кузнецов — оставался наставником Карелина на всем протяжении его спортивного пути. Через 4 года после прихода в секцию, Карелин уже стал чемпионом мира среди молодежи. За свою спортивную карьеру борец собрал всевозможные титулы, победил в 887 схватках, уступил всего два раза. Трижды брал Олимпийское золото, 9 раз становился чемпионом мира, 12 раз — чемпионом Европы, 13 раз брал золото на чемпионатах СССР, СНГ и России. Александр Карелин четырежды награждался «Золотым поясом» как лучший борец планеты.
В 1999 году популярный японский боец Акира Маеда, считавшийся у себя на родине непобедимым, решил под занавес своей карьеры устроить яркое шоу и бросил вызов Александру Карелину. Российского борца пришлось долго уговаривать, но в итоге он все же согласился — сыграло спортивное честолюбие. Бой прошел 20 февраля 1999 года. Карелин использовал в ринге только арсенал родной греко-римской борьбы. Маеде в начале боя удалось провести несколько ударов ногами, но не прошло и минуты, как он превратился в тренировочный манекен для отработки бросков. «Лебединая песня» японского борца не задалась.
Источник