Можно ли в древнем риме быть отцом семейства домовладыкой не имея детей

Семья и брак в Древнем Риме

Римское право – наиболее развитая система рабовладельческого права, сложившаяся в крупнейшем государстве античности – Древнем Риме. Оно закрепляло классовые интересы рабовладельцев и эксплуатацию рабов, провозглашало светское государство, положило начало отраслям права, заложило правовые основы общественной жизни. Особое внимание в Римском праве уделялось брачно-семейным отношениям.

Правовой строй римской семьи современные юристы и историки относят к числу специфических римских правовых институтов, поскольку только римский гражданин, вступив в римский брак (iustum matrimonium), мог основать римскую семью.

Дать точное и исчерпывающие понятие римскому браку в на­стоящее время достаточно сложно по ряду причин.

Во-первых, брак в римском праве был не столько юридическим, сколько религиозным и одновременно государствообразующим ин­ститутом. В регулировании отношений супругов право, как таковое, играло роль второстепенную, поскольку правовые предписания ни­когда не определяли суть этого института.

Во-вторых, верные своим традициям практического правопри­менения, римские юристы классического периода не создавали ка­ких-либо определений и общетеоретических конструкций, в том числе и правовой конструкции брака.

В-третьих, понятие римского брака подвергалось с течением времени значительной трансформации. Так, если брать древнейший и предклассический период развития права, то единственной (пре­обладающей) формой брака был matrimonium cum manu, т.е. брак с мужской властью, основанный на принципах агнатского родства (полное подчинение главе семьи – старшему мужчине и владельцу дома). Но уже в середине предклассического периода (примерно II-I вв. до н.э.) он начинает вытесняться, так называемым браком по праву народов, или браком без мужской власти (matrimonium juris gen­tium, matriminium sine manu), который был построен на принципах когнатского родства (когда есть хоть один общий предок) и в котором правовая регламентация имущест­венных и личных отношений супругов резко отличалась от таковой в браке matrimonium cum manu. Однако, верные традиции правовой преемственности римские юристы закрывали глаза на эти различия и считали вторую форму брака производной от первой, создавая фиктивное подобие этих двух совершенно противоположным друг другу форм брака.

Одним из первых римских юристов, давших определение брака, был Модестин: «Брак есть супружеский союз мужа и жены, общность всей жизни, единение божественного и человеческого права». Похожее, второе, определение содержится в Институциях Юстиниана: «Брак, или так называемый матримоний, представляет собой союз мужчины и жен­щины, предполагающий общность жизни».

Ульпиан дает определение брака как «сочетание мужчины и женщины», вытекаю­щего из jus naturalis: «Естественное право – это то, которому при­рода научила все живое: ибо это право присуще не только роду человеческому, но и всем животным, которые рождаются на земле и на море, и птицам; сюда же относится сочетание мужчины и женщины, которое мы называем браком, сюда же порождение детей, сюда же их воспитание; мы видим, что животные, даже дикие, обладают знанием этого права».

Для того, чтобы брак был признан законным и действительным, необходимо было соблюдение нескольких условий:

1) постоянное совместное проживание (consortium omnis vitae);

2) физическая зрелость, т.е. достижение брачного возраста обоими супругами. Это возраст для мужчин составлял 14 лет, для женщин – 12 лет;

3) согласие на вступление в брак обоих супругов, а если они подвластны – и их домовладык (consensus);

4) постоянное сознание обоих супругов, что их союз является браком (affectio maritalis);

5) половая связь, поскольку одной из основных целей вступления в брак являлось продолжение рода (coniunctio maris et feminae).

Основными препятствиями к заключению брака являлись:

1) наличие между женихом и невестой отношений родства или свойства;

2) социальное неравенство жениха и невесты (например, не могли вступать в брак между собой сенатор и актриса).

При императоре Юстиниане препятствиями для вступления в брак стали считаться также:

1) наличие предыдущего брака (binae nuptiae);

2) различные религии жениха и невесты (disparitas cultus) – например, не могли вступить в законный брак христианин и еврейка.

Заключению брака предшествовала помолвка – sponsalia. Суть ее заключалась в даче взаимных торжественных обещаний домовладыкой невесты и ее женихом. При этом домовладыка обещал отдать дочь замуж, а будущий муж – принять ее в жены.

Для того, чтобы подкрепить обещания материально, выплачивались так называемые arrhae sponsaliciae – задатки при помолвке. Выплата такого задатка служила своего рода гарантией того, что планируемый брак состоится и стороны не откажутся от него без веских на то оснований.

История римского семейного права знает два вида брака, совершавшегося в различных формах, имеющего разные по содержанию имущественные и личные отношения супругов и даже неодинаковое правовое положение матери в отношении детей и прекращавшегося в разном порядке. Первым видом был брак с властью мужа (um manu), распространённый с начала Римского государства примерно до середины II века до н.э. При нём женщина переходила во власть мужа, и никакого значения не имело положение женщины до заключения брака. В силу факта брака все принадлежащие жене права переходили мужу.

Данный брак мог быть заключён двумя способами: торжественной церемонией с поеданием хлеба из полбы и торжественной покупки жены будущим мужем.

Второй вид брака – это брак без власти мужа (sine manu), не порождавший власти мужа над женой и первоначально не устанавливавший вообще юридической связи между мужем и женой: юридически чужая мужу и своим детям пребывает в том же семейном положении, в каком она была до вступления в брак. Только со старой семьей связывает её агнатическая связь.

Данный брак заключался путём простого брачного соглашения. Прекращён он мог быть не только соглашением сторон, но и свободным желанием любого из супругов. Для этого надо было лишь вручить разводное письмо. Супруги считались юридически равными личностями и могли предъявить друг другу различные иски, кроме бесчестящих. Сохранялось и основное условие брака – супруги должны были оказывать друг другу уважение.

Читайте также:  Можно ли есть картошку кормящей маме в первый месяц после родов

Переход под власть мужа происходил одним из трёх способов: давностью, жертвенным хлебом и куплей. Посредством давностного сожительства вступала во власть мужа та женщина, которая в продолжении года оставалась супругой; она становилась собственностью мужа, вступала в его семью и занимала место дочери. Конфарреационным образом женщины вступали во власть мужа через сакральный обряд, совершаемый невестой, этот торжественный обряд называется confarreatio. Обряду придавалось огромное значение, например, занимать высшие жреческие должности могли только лица, рождённые в браке, заключённом через confarreatio. На основании купли женщины вступали во власть мужа путём манципации, то есть символической продажи; в присутствии пяти свидетелей из совершеннолетних римских граждан и весовщика с медными весами, жену покупал тот, под чью власть она переходила. Обряд манципации предполагал продажу женщины, ничем не отличавшейся от продажи животных, рабов и земельных участков. Кроме манципации существовала также коэмпация (coemptio), тоже «продажа», но не обязательно для совершения брак, но и для устранения опеки, для эманципации и т.п. Отличие коэмпции от манципации состояло в том, что женщина, которая совершала коэмпцию, не считалась рабыней, а женщины и мужчины, манципированные родителями и фиктивными мужьями, признавались рабами; даже наследство они могли получить, только если их освобождали по завещанию как рабов.

Основания прекращения брака в римском праве:

— смерть одного из супругов;

— утрата свободы (capitus deminutio maxima) одним из супругов, т. е. обращение его в рабство;

— утрата гражданства (capitus deminutio media) одним из супругов;

— умаление гражданской правоспособности в виде кровосмешения (incestum superveniens);

— воля главы семьи;

— развод;

— назначение мужа вольноотпущенницы сенатором.

В классическую эпоху развод мог произойти по обоюдному согласию или же по одностороннему изъятию желания прекратить брачную жизнь. Он должен был быть оформлен одним из следующих способов:

— объявление о разводе перед свидетелями (в эпоху Августа количество свидетелей было установлено в количестве семи человек);

— письменное соглашение;

— фактическое прекращение совместного проживания.

Начиная с постклассической эпохи, с введением христианской морали на разводы наложили строгие запреты. При Юстиниане свободный развод по согласию сторон был запрещён, в одностороннем порядке развод разрешался ввиду следующих обстоятельств — если:

— супруг был неверен;

— он покушался на жизнь заявителя;

— совершил против заявителя другое виновное действие.

Уважительной причиной также считалось желание уйти в монастырь. Односторонний развод без объяснения причины или по неуважительной причине проводился с выплатой штрафа, однако брак всё-таки расторгался.

Наряду с разводом по законным основаниям существовал и развод по причинам, не зависящим от воли сторон (divortium ex bona gratia). Развод мог быть произведен, например, в случае пленения мужа и его отсутствия более пяти лет; в случае супружеской несостоятельности мужа, проявившейся в течение трех лет с момента заключения брака.

В Римском праве существовал институт конкубината. Конкубинат – это особая форма разрешённого римским законом сожительства мужчины и женщины. Конкубинат существовал наряду с легальным римским браком, но, по сути, браком не являлся, поскольку было нарушено несколько условий брачного союза, возможного в обществе:

1) он не скреплялся необходимыми формальностями;

2) он мог заключаться между римлянином и женщиной любого положения;

3) существовал параллельно законному браку и одновременно с ним;

4) при конкубинате женщина не попадала под безраздельную власть мужа;

5) женщина не получала социального статуса мужа;

6) дети, родившиеся в конкубинате, не подлежали отцовской власти и, соответственно, не получали никаких прав.

Закон указывал, что римские граждане тогда вступают в законный и действенный брак и имеют над родившимися у них детьми власть, когда они женаты на римских гражданках и даже латинянках и иностранках, с которыми существовало jus connubii (признанная за лицом способность к вступлению в римское супружество со всеми юридическими последствиями).

В республиканскую эпоху при моногамном характере римской семьи для мужчины считалось допустимым наряду с браком с одной женщиной состоять в конкубинате с другой, но женщина в двух видах брака состоять не могла, ей было запрещено двойное сожительство. Конкубинат в Риме был своего рода формой гражданского брака, когда узаконить отношения оказывалось невозможным (например, римлян уже имел жену, конкубина находилась внизу социальной лестницы или имела причины, по которым было запрещено заключать брак по закону, как в случае должностным положением магистра и гражданкой из его провинции и т.п.). иногда конкубинат заключался между римлянином и самостоятельной женщиной, то есть женщиной, совершившей символическую продажу себя в собственность другого мужчины и отпущенная им по соглашению на свободу. Дети от конкубината могли наследовать отцу только в том случае, если он официально признавал их через усыновление, только тогда он получал власть над ними (а они – все вытекающие из этой власти права на наследование имущества).

Таковы основные явления в общей истории римского брака. В ряду других народов не только старого, но и нового мира Рим занимает в этом отношении совершенно исключительное место. Везде развитие брачных отношений начиналось с патриархальной семьи, в которой муж имеет неограниченную власть над женой, и везде это историческое развитие сводилось к постепенному ослаблению этой власти: идея права мужа над личностью жены сменяется идеей опеки над нею; а эта последняя – идеей главенства мужа в общесемейных делах.

Римское право, знавшее в начале также только патриархальный брак с властью мужа (cum manu mariti); созданием брака без власти мужа (sine manu), совершило сразу огромный исторический прыжок: оно сразу создало брак, в котором ни о каких правах мужа над личностью жены, даже ни о какой опеке над нею нет речи; оба супруга равны друг другу и независимы один от другого. С другой стороны, римское право смотрит на этот брак, как на союз совершенно свободный, зиждущийся только на продолжающемся согласии супругов; по желанию каждого он может быть расторгнут. Всякий контроль государства, приводящий по необходимости – то в большем, то в меньшем количестве случаев (при отсутствии законных причин развода) – к принудительному продолжению брака, римскому праву был противен. Здесь римское право далеко оставляет за собою все, даже самые современные, законодательства и свидетельствует о том, что признание полной свободы разводов отнюдь не ведет ни к разрушению семьи, ни к гибели общества.

Читайте также:  Можно ли есть лагенарию змеевидную

Такова общая основная идея римского свободного брака от первого момента его появления в истории до законодательства Юстиниана, и даже христианская религия в Риме этого принципа не уничтожила. Таким последовательным проведением принципа равенства и свободы обеих сторон в браке римское право явило чрезвычайно любопытный пример разрешения трудной и острой проблемы.

Источник

РОЛЬ ОТЦА В РИМСКОЙ СЕМЬЕ

РОЛЬ ОТЦА В РИМСКОЙ СЕМЬЕ

  • Авторы
  • Руководители
  • Файлы работы
  • Наградные документы

Исаева В.С. 1

1МОУ «СОШ №2 ЗАТО Светлый Саратовской области»

Соколов И.Ю. 1

1МОУ «СОШ №2 ЗАТО Светлый Саратовской области»

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Введение

Семья – это объединение людей, которые являются друг другу кровными родственниками или близкими. Члены семьи ведут общее хозяйство, живут в одном доме или квартире, объединяют свою зарплату и расходуют её сообща. Главная особенность семьи – чувство любви и привязанности, которое объединяет её членов1.

Все мы связаны с семьей, семьи могут быть разными, например, двух или многопоколенные, полные, не полные, традиционные или демократические. Мне стало интересно, что из себя представляла семья в Древнем Риме. Так как эта тема очень обширная, я решила остановиться на роли отца в римском обществе. Это является целью моей работы.

Главным источником моей работы являются «Законы XII таблиц». Первые десять из них были написаны в 451 году до н. э, а остальные две в 450 году до н.э. Законы XII таблиц были написаны комиссией из десяти человек и касались всех сфер жизни общества. В том числе и семьи2.

Римская семья

В Риме семья называлась familia или domus. Два термина используется потому, что familia это семья в значении «члены семьи», а domus – «собственность семьи», то есть дом и прочее имущество семьи. Отсюда и два наименования отца: paterfamilias– «отец семейства» и dominus– «хозяин», «владелец имущества»3.

Во главе семейства, как уже было указано выше, стоял отец, (pater). Под его властью находился весь состав familia(семьи), куда также входила, его жена(uxor)– мать семейства. Замужнюю римлянку называли «матроной» (matrona)4. Сюда же относились их несовершеннолетние и уже взрослые дети(liberi), а также жены и дети взрослых сыновей. Но на этом состав семьи не заканчивался. В римскуюfamiliaвходили liberti (вольноотпущенники), а также рабы(servi).Вольноотпущенники– это рабы, которые получили свободу, но по своему правовому статусу были тесно связаны с бывшими хозяевами. Они пополняли ряды клиентов своего господина.

Знатные и богатые римские граждане могли покровительствовать бедным, простым римлянам и иноземцам. Покровителей называли патронами, а тех, кому они покровительствовали, – клиентами. Патрон защищал клиентов, помогал им деньгами. Cliens(клиент) выполнял различные работы, выказывал знаки почтения своему патрону5.

На этом список членов римской семьи не заканчивался. В нее также входили божества-покровители. К ним относились лары – покровители общин и их земель6, пенаты – фамильные или «отеческие» хранители дома и прежде всего запасов продовольствия7, манны – боги загробного мира, затем обожествленные души предков8.

Уже в древнейшие времена семья была в Риме прочной и сплоченной ячейкой общества, в которой безраздельно властвовал отец семейства — «paterfamilias». Понятие семьи («familia») в римских правовых памятниках было иным, чем сегодня: в состав ее входили не только отец, мать, незамужние дочери, но и замужние, не переданные формально под власть мужа, наконец, сыновья, их жены и дети. Фамилия включала в себя и рабов и все домашнее имущество. В состав семьи, под власть отца попадали или путем рождения от законного брака и ритуального «принятия» ребенка в семью, или путем особого юридического акта, называвшегося «адопцио» (усыновление), причем усыновленный сохранял независимость в том, что касалось его правового статуса, или же, наконец, путем акта «аррогацио» — особая форма усыновления, при которой новый член семьи полностью переходил под власть отца семейства. Власть отца распространялась на всех членов фамилии9.

Власть отца

Власть отца можно условно разделить на три категории:

I.религиозный глава;

II. хозяин семейной собственности;

III. судья.

I. Отец является верховным руководителем во всем, что касается домашней религии. В качестве религиозного главы он отвечал за непрерывность культа, а следовательно, и за непрерывность рода.Он имел право признать или отвергнуть новорожденного ребенка.Право прогнать жену в случае бесплодия, так как род не должен прекращаться.

Право выдавать дочь замуж, т.е. уступать другому власть, которую он имеет над ней. Право женить сына: женитьба сына имеет большое значение для продолжения рода. Право исключать сына из семьи и из семейного культа. Право усыновлять, то есть вводить чужого в культ домашнего очага. Право назначить перед смертью опекуна жене и детям. Все эти права принадлежали исключительно отцу и никому другому из членов семьи10.

«Отец занимает первое место близ очага; он возжигает его и поддерживает; он его верховный жрец. Во всех религиозных священнодействиях он исполняет самые высшие обязанности: он закалывает жертву, его уста произносят формулу молитвы, которая должна привлечь благоволение богов на него и его семью; им увековечиваются семья и культ; он один представляет собою весь ряд потомков; на нем держится домашний культ, и он почти что может сказать, подобно индусу: «Я сам — бог». Когда же придет смерть, то он станет божественным существом, и потомки будут ему молиться»11.

Читайте также:  Можно ли есть годовалому ребенку ячневую кашу

II. Собственность признавалась первоначально принадлежащей всему роду, как предкам, там и потомкам. Эта собственность по самой природе была не делима; в каждой семье мог быть только один собственник – сама семья, и только один владелец – отец семьи. Собственность не могла быть разделена и находилась целиком в руках отцах. Ни жена, ни сын не имели ничего своего. Приданое жены полностью принадлежало ее мужу, который имел по отношению к нему права не только распорядителя, но и собственника. Она не получала обратно даже своего приданого, когда становилась вдовой. Сын был в таком же положении, как и жена; ему ничто не принадлежало. Он ничего не мог приобрести: плоды его работы, прибыль от торговли – все это принадлежало его отцу. Если какой-нибудь посторонний человек делал завещание в пользу сына, то не сын, а отец получал наследство. Отец мог продать своего сына. Проданный сын не становился абсолютным рабом покупателя. Отец мог требовать, чтобы сын был продан ему обратно. В таком случае он получал снова власть над ним и мог его вторично продать. Закон двенадцати таблиц разрешает повторять эту продажу до трех раз, но заявляет, что после троекратной продажи сын освобождается от власти отца12.

III. В Риме жены точно так же, как и дети, не могли являться в суд даже в качестве свидетелей. Из всей семьи только отец имел эту привилегию. За то он нес ответственность за преступления, совершенные кем-либо из его домочадцев. Если сын или жена были лишены государственного суда, так это потому, что они подчинялись домашнему суду. Их судьей был глава семейства, который творил суд на основании своей власти отца и мужа.

Женщины не были вовсе подсудны государству, только семья имела право судить их. Даже Сенат относился с уважением к этому старому обычаю и предоставлял отцам и мужьям произнесение над женщинами смертного приговора.

Право суда, которое отец семьи имел над своими домочадцами, было полное, и на его решение не могло быть апелляции. Он мог приговаривать даже к смертной казни, как это делал магистрат города. Никакая власть не имела права изменить его решение. «Муж, – говорит Катон Старший, – судья своей жены, и его власть не имеет границ: он делает, что хочет. Если жена совершила проступок – он ее наказывает; если она выпила вина – он ее приговаривает; если она вступила в связь с другим – он ее убивает»13.

Такое же право отец имел по отношению к детям. Ошибочно думать, что отец имел неограниченное право убивать своих детей. Он был их судья; если он их и казнил, то лишь на основании своего права суда. Отец имел право изгнать сына из семьи, но он в тоже время знал, что если поступить таким образом, род может прекратиться и маны его предков подвергнутся вечному забвению. Он имел право усыновить чужого ребенка, но религия запрещала это делать, если у него был родной сын. Он мог прогнать свою жену: «приказал своей жене взять принадлежащие ей вещи и, отняв у неё ключ изгнал её»14, но при этом ему приходилось решаться порвать религиозную связь, которую брак устанавливал между ним и его женой. Таким образом, религия налагала на отца столько же обязанностей, сколько давала ему прав15.

Заключение

В итоге римская семья сильно отличается от современной. Во-первых, в состав вримской семьи входили: божества, рабы, вольноотпущенники. Более того в семью входили не только ныне живущие люди, но и предки, и потомки. Во-вторых, отношение между членами семьи регулировались традициями и религиозными обычаями. В третьих, раньше власть отца над своими домочадцами была больше, чем сейчас. Отец полностью распоряжался жизнью и здоровью членов семьи. Представлял свою семью в суде, только он распоряжался собственностью семьи.

Список используемых источников литературы

Источники

Законы XII таблиц // Хрестоматия по истории Древнего мира / Под.ред. В.В. Струве. М., 1953. Т. III.

Литература

1.Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима // https://labyrinthos.ru/text/ vinnichuk _v-rimskoy-semie.html

2.Гиро П. Быт и нравы древних римлян. – Смоленск: Русич, 2001.

3.История. Древний мир. 5 класс / В. И. Уколова; М.: Просвещение, 2013.

4.Латинско-русский и русско-латинский словарь/ Под общ.ред. А.В. Подосинова. М.: Флинта: Наука, 2007.

5.Мифологический словарь / Под.ред. Е. М. Мелетинского. М: Советская энциклопедия, 1991.

6. Обществознание. 5 класс./ Под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2012.

7. Фюстель де Куланж Н. Д. Гражданская община Древнего мира // https://ancientrome.ru/ publik/article.htm?a=1290961418

1Обществознание. 5 класс./ Под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2012. С. 26.

2 Законы XII таблиц // Хрестоматия по истории Древнего мира / Под.ред. В.В Струве. М., 1953. Т. III. С. 21-33.

3Латинско-русский и русско-латинский словарь / Под общ.ред. А.В. Подосинова. М.: Флинта: Наука, 2007.

4История. Древний мир. 5 класс / В. И. Уколова;М.: Просвещение, 2013. С. 122-123.

5 Там же. С. 120.

6Мифологический словарь / Под.ред. Е. М. Мелетинского. М: «Советская энциклопедия», 1991. С. 331.

7Мифологический словарь / Под.ред. Е. М. Мелетинского. М: «Советская энциклопедия», 1991. С. 435.

8 Там же. С. 343.

9Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима // https://labyrinthos.ru/text/ vinnichuk_v-rimskoy-semie.html

10Гиро П. Быт и нравы древних римлян. – Смоленск: Русич, 2001. С. 35.

11Фюстель де КуланжН. Д.Гражданскаяобщина Древнего мира // https://ancientrome.ru/ publik/article.htm?a=1290961418

12 Законы XIIтаблиц.IV. 2.

13Цит. по: Гиро П. Быт и нравы древних римлян. – Смоленск: Русич, 2001. С 36.

14 Законы XIIтаблиц.IV. 3.

15Гиро П. Быт и нравы древних римлян. – Смоленск: Русич, 2001. С 35 – 37

Просмотров работы: 980

Источник