Можно ли в церкви быть в шапке
Содержание статьи
Можно ли в церковь в шапке: женщине, почему мужчины снимают головной убор
Заходить женщине в шапке в церковь разрешено, но на практике это встречается нечасто. Связана традиция с обычаями православного храма и имеет глубокие корни происхождения.
Головной убор в церкви для женщин
Традиционно женщина, пришедшая в святую обитель, обязана быть с покрытой головой. Это связано с тем, что во многих культурах закрытые волосы были предметом, определяющим статус женщины. Покров говорил о подчиненности мужу, и появление на улице без платка позволяло судить о нескромности дамы.
В своих посланиях апостол Павел утверждал, что женщина в церкви должна прятать волосы от окружающих. Если же она отказывается надевать убор, то ей придется стричься как мужчине. А если же боится стыда, то должна голову укрыть.
В Древней Руси все замужние дамы надевали платок, чтобы не опозориться перед людьми. Именно оттуда пришло выражение «опростоволоситься». До настоящего времени обычай дошел видоизмененным: женщины покрывают голову по желанию, но в храме наличие убора обязательно.
Волосы в священной обители должны быть спрятаны под платок не только у замужних дам, но и у молодых девушек
Можно ли в церковь в шапке женщине
Под шапкой понимается любой головной убор. В церкви нет конкретного указания того, чем должны быть покрыты волосы. И использовать платок женщины стремятся лишь потому, что это один из древних головных уборов сохранившихся и по настоящее время.
Важно! Береты и шляпы также можно надевать в храм. Единственное требование – это скромность покрова: он не должен привлекать внимание и выглядеть эксцентрично.
Почему мужчины снимают головной убор в церкви
Заходя в любое помещение, каждый мужчина обязан снять шапку. Это служит проявлением уважения к хозяину дома, демонстрирует присутствующим почтение.
При посещении церкви мужчина, снимая шапку, показывает свою беззащитность перед ликом Бога, что является знаком доверия. В храме ему следует отказаться от мыслей о войне и покаяться в своих прегрешениях. Также снятая шапка указывает, что все люди равны перед Богом, которому не важен общественный статус.
Еще существует теория, что раньше мужчин заставляли снимать головной убор, потому что им являлся шлем. Сделан он был из железа, а значит, мог быть оружием, которое в храм приносить недопустимо.
Все прихожане перед посещением церкви должны позаботиться не только о шапке, но и о наряде в целом: яркие вульгарные вещи недопустимы
Можно ли молиться в шапке
Если женщина и мужчина находятся на службе на улице, то можно остаться в шапке. При необходимости перчатки следует снять. В летнее время мужчине лучше обнажить голову, а женщине, наоборот, укрыть платком.
Важно! Возносить молитву можно в любом месте и в любое время, главное, чтобы она была искренней.
Головные уборы православной церкви
И если женщины в церкви покрывают голову, а мужчины обнажают, священнослужители обязаны носить специальные уборы.
Самый распространенный из них – это скуфья. Она представляет собой мягкую остроконечную черную шапку, чьи складки образуют крестное знамение. У женатых священников она фиолетового цвета, у патриарха и архиепископа на верхней ее части прикреплен четырехконечный крест.
Скуфью носят монахи, послушники
Расширенный кверху, но твердый цилиндр разных оттенков, фиолетового, черного или синего цветов, – это камилавка. Является богослужебной наградой.
Увидеть камилавку можно на священниках белого духовенства и на протодиаконах
Шапка, напоминающая царскую корону, – это митра. Она является частью облачения таких священнослужителей, как епископ, архимандрит.
Символизирует митра терновый и царский венец Христа
Клобук – это разновидность камилавки черного цвета с разделенным на три части шлейфом-наметкой. Его монахи надевают не только во время богослужения, но и в повседневной жизни. У архиепископов на шлейфе вышито распятие.
У митрополитов клобук белый, украшенный крестом
Для женщин-монахинь в церкви есть отдельный убор – это апостольник. Он представляет собой платок с вырезом для лица, укрывающий голову, часть спины и грудь.
Поверх апостольника женщина надевает скуфью или камилавку, в зависимости от сана
У русского патриарха на голове видоизмененный клобук – это куколь. Представляет он собой твердую шапку белого окраса с изображениями крылатых серафимов на лбу и концах шлейфа. На маковке прикреплен крест.
Куколь является повседневным головным убором русского патриарха
Иногда можно встретить интересный наряд священнослужителя – это черная расшитая мантия с капюшоном и двумя длинными полосами материи, укрывающими спину и грудь. Это наряд называется куколь схимника. Белыми нитями на нем изображены кресты, крылатые серафимы и писание Трисвятого.
Надевают куколь схимника поверх мантии
Заключение
Женщине в шапке в церковь разрешено заходить, если убор не отличается вычурностью и яркостью. По традициям голову следует укрывать платком, чтобы показать свою веру и почтение Богу и мужу.
Источник
О ношении женщинами головных уборов во время богослужения
Ответ отца Олега на письмо о том можно ли женщине быть в шляпе во время богослужения
о. Олег, благословите!
У меня к Вам вопрос, может Вы его нам разрешите. У нас тут в общине произошел небольшой спор о женских головных уборах. Одна прихожанка пришла в Храм и приступила ко Св. Причастию не в платке, а в шляпе. Некоторые из наших прихожан считают, что в шляпе женщине нельзя причащаться, а только в платке. Каково Ваше мнение по этому вопросу. Я сам раньше с такой проблемой не
встречался. Честно сказать и проблемой это не считаю.С уважением — о.Хризостом
ОТВЕТ ОТЦА ОЛЕГА
Для начала обратимся к словам Апостола Павла:
1Кор.11:
«3 Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог.
4 Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову.
5 И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая.
6 Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается.
7 Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа.
8 Ибо не муж от жены, но жена от мужа;
9 и не муж создан для жены, но жена для мужа.
10 Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов.
11 Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе.
12 Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же — от Бога.
13 Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою?
14 Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него,
1415 но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала?Как мы видим, жена (но не всякий человек женского пола) во время молитвы или пророчествования по духовному закону должна иметь свою голову покрытой. Почему? Потому, что нося головной убор, жена свидетельствует историю создания людей, Божий промысел о людях и Божье благоволение к ним. Жена находится под властью мужа, ибо она изначально была создана для мужа своего! О, если бы жены могли смириться и принять это Божье установление! Покрытая голова есть знак изначально установленной Богом власти мужа над женой! Это очень важно для ее послушания Богу и для помощи и внимания к жене со стороны Ангелов Божьих. Понятно, что девы и прочие незамужние женщины не связаны этой властью и не обязаны покрывать голову во время своей молитвы, кроме «невест Христовых» (т.е. монахинь и дев посвятивших себя Христу еще в этой жизни). Для монахинь «Женихом» является Христос. Ради Его власти над ними они и покрывают свои головы.
Итак, мы знаем теперь кто из женского пола должен покрывать свою голову во время молитвы и пророчествования. Знаем мы и то, почему жены (замужние женщины) должны это делать неукоснительно. Остается решить вопрос о том, чем позволительно и чем непозволительно женам покрывать свои головы.
Если девы и прочие незамужние особы женского пола не должны покрывать свои головы из-за отсутствия у них власти над ними мужа, то это не означает, что они не должны покрывать их вообще. Есть другая причина. по которой все особы женского пола должны покрывать свои головы во время их участия в общественных богослужениях или совместных молитвах. Они должны делать это ради сохранения братьев во Христе от соблазна, чтобы явить свою скромность и целомудрие. Именно ради этого особам женского пола должно покрывать свою голову, грудь и ноги соответствующей одеждой.
Итак, мы выяснили. что все особы женского пола (замужние, незамужние, вдовы, девицы, монахини) должны хоть и по разным причинам покрывать свои головы во время общественного богослужения или совместных молитв. Головной убор ради подчеркивания власти мужа над женой может быть любой, например корона, венец, платок, косынка, покрывало, шарф, шляпа, шляпка, пилотка, фуражка, шапка, колпак и т.д. Однако со стороны вопроса целомудрия и несоблазнения братий женский головной убор должен выполнять функцию несоблазнения и хранение целомудрия. Он не должен оставлять волосы и голову женщины в привлекательном или соблазняющем виде! Головной убор должен быть скромным, подчеркивающим смирение и целомудрие его носительницы. Вот почему более всего подходит для этого платок, покрывало или шарф. Но любой другой головной убор соответствующий данным требованиям (хоть та же шляпка) может быть вполне допустим.
В вопросе покрытия женщинами головы мы имеем две крайности. Одна состоит том, что женщина отказывается вовсе носить головной убор во время совместных молитв и богослужений. Другая крайность состоит в полном закрытии головы и лица, например паранжой (в Исламе).
Источник
Можно ли женщине ходить в церковь в шапке, а не в платке?
LolaLola 7 лет назад В шапке, в капюшоне, в платке, в шляпе, да хоть в панаме можно заходить женщине в церковь. Нельзя входить с не покрытой головой! А в каком именно головном уборе будет женщина в церкви, это уже не столь важно. система выбрала этот ответ лучшим Дарья44 6 лет назад Вообще по законам церкви женщина должна ходить в храм с прикрытой головой. Почему-то принято, что это должен быть обязательно платок, но думаю, что если Вы зайдете в цековь в другом головном уборе ничего страшного не произойдет, главное идти в храм с благими намерениями. Zolotynka 4 года назад В стихе 5 Апостол Павел, говорит следующее: Дело в том, что в те времена головной убор на женщине символизировал ее подчинение, подчинение мужу и Богу. Однако нигде нет упоминания о том, каким именно головным убором следует покрывать голову. Строго говоря, это утверждение относится и не ко всем женщинам, а только к замужним, тем, кто состоит в браке. Маленьким девочкам надевать головной убор в церкви не обязательно. Что касается того, какой головной убор выбрать, то это может быть, все, что угодно — платок, накидка, шапка, покрывало или даже бейсболка, главное, чтобы большая часть волос была закрыта. Galant 5 лет назад При входе в церковь, храм, женщинам надо голову прикрыть платком, или любым убором, запрета нет каким именно, -будь то беретка или кепи, шляпка — все равно что, любым, но непременно это как атрибут — голова должна быть прикрыта. Искатель приключений 4 года назад Самое главное условие посещение женщины церкви является прикрытая голова, а вот правил, которые каким-то образом регламентировали, какой головной убор можно носить нет. Поэтому вы можете спокойно ходит в шапке в церковь. kitsune Tenko 4 года назад Если женщина собралась в церковь, то её голова обязательно должна быть прикрыта, и не обязательно это должен быть традиционный платок. Можете надеть практически любой головной убор: шапку, косынку, широкий шарф, берет, скромная шляпка с маленькими полями. Главное, только без всякой экстравагантности, в церкви это неуместно. sokolokLo 6 лет назад Женщина, идущая в церковь, по законам православной церкви, должна покрыть свою голову. На голову подойдет любой головной убор: платок, шапка,косынка, шарф и другие головные уборы. Если вы идете в церковь зимой в шапке, это не означает что вам необходимо переодеть шапку на платок. moreljuba 4 года назад При входе в церковь в обязательном порядке голова женщины должна быть прикрыта, а вот конкретно чем нигде не указано, поэтому можно сделать вывод о том, что это может быть как шапка, так и платок. Поэтому вы сами можете принять решение о том, чем будете прикрывать голову. milonika 6 лет назад В церковь, женщине можно ходить хоть в шапке, хоть в платке, хоть в косынке, или шарфе на голове. Главным считается, что голова женщины должна быть чем то покрыта, поэтому предположить что и в шлеме наверное можно, чисто теоретически, ведь что не запрещено то можно! иришенька 6 лет назад Да, можно, лично я только сегодня ходила в церковь, половина женщин там были в шапках (как и я). Вообще, говорится, что женщина в церкви должна быть с покрытой головой, но вот чем покрыть голову каждая может решить сама. Знаете ответ? |
Источник
О платках и шляпах…
О платках и шляпах…
– Оденьте девочке шапку.
– Матушка, молитесь спокойно…
– Нет, вы меня послушайте. Или оденьте шапку, или сейчас же выйдите из храма.
– Матушка, девочке можно находиться в храме без головного убора.
– А я говорю – нельзя!
– Я сам священник, что вы спорите.
– Ай-яй-яй… Сам священник, а такого не знает… Священник называется… Чему других-то научит, когда сам ничего не знает?..
Такой доброжелательный )) разговор состоялся два года назад в храме маленького российского городка, в котором я оказался волею случая.
Со мной была маленькая дочь, и она была без шапочки.
Вновь и вновь происходят подобные ситуации, и в них, наверное, попадали и некоторые наши читатели. На самом деле, а почему женщина надевает перед тем, как войти в храм, головной убор? И почему мужчины его, наоборот, снимают?
Давайте сегодня об этом поговорим.
Такая традиция относится к глубокой христианской древности, а именно еще к апостольским временам. В то время всякая замужняя добропорядочная женщина, выходя из дома, покрывала голову. Головное покрывало, которое, например, мы видим на иконах Божией Матери, свидетельствовало о супружеском статусе женщины. Это головное покрывало означало, что она несвободна, что она принадлежит мужу. «Оголить темя» женщины или распустить ее прическу значило унизить или наказать ее (см.: Ис. 3:17; ср. Чис. 5:18). Блудницы и порочные женщины демонстрировали принадлежность к своим особого рода занятиям тем, что не покрывали голову.
Муж имел право развестись с женой без возврата ей приданого, если она появлялась на улице простоволосой, это считалось оскорблением мужу.
Девочки и девушки голову не покрывали, еще раз повторю, потому, что покрывало было знаком особого статуса замужней женщины.
Итак, дома замужняя женщина снимала покрывало, выходя из дома, обязательно его надевала.
Мужчины, выходя из дома, могли голову не покрывать. Во всяком случае, если и покрывали на улице, то от жары, а не потому, что так было положено. Во время богослужения иудеи голову тоже не покрывали, за исключением особых случаев. Так, например, покрывали голову во время поста или траура. Покрывать голову обязаны были также отлученные от синагоги и прокаженные.
А теперь представьте ситуацию: Апостолы возвещают наступление новых времен. Прежнее прошло, мир подошел к черте, за которой начнется все новое! Люди, принявшие Христа как своего Спасителя, переживают поистине революционное настроение. Немудрено в таком состоянии отвергнуть старое, прежнее и стремиться к новому. Это и произошло среди христиан Коринфа. Многие из них начинают учить, что традиционные формы поведения и приличий нужно отменить. По этому поводу Ап. Павел высказывает свое мнение и говорит, что такие споры крайне вредны, ибо дискредитируют христиан в глазах окружающих. Христиане представляются для посторонних Церкви людей скандалистами, нарушителями общепринятых приличий и норм поведения. Для того чтобы подтвердить свои слова, Апостол Павел, как он это любит и делает весьма часто, разворачивает целое богословское доказательство, что не нужно нарушать принятых норм поведения. Сначала давайте прочитаем отрывок, в котором Павел говорит на эту тему.
А потом я буду брать по одной-две строчки и комментировать. Таким образом, мы с вами разберем текст более или менее основательно.
1. Будьте подражателями мне, как я Христу.
2. Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам.
3. Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог.
4. Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову.
5. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая.
6. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается.
7. Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа.
8. Ибо не муж от жены, но жена от мужа;
9. и не муж создан для жены, но жена для мужа.
10. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов.
11. Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе.
12. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же – от Бога.
13. Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою?
14. Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него,
15. но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала?
16. А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии.
17. Но, предлагая сие, не хвалю вас, что вы собираетесь не на лучшее, а на худшее.
18. Ибо, во-первых, слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения, чему отчасти и верю.
19. Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные.
1-е Послание к Коринфянам 11, 1-19
Разберем этот фрагмент подробней:
Будьте подражателями мне, как я Христу. Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам.
Ап. Павел традиционно хвалит своих адресатов. Даже если они виноваты, Апостол никогда не начинает с упреков, с критики. Он говорит добрые слова, в свете которых виноватым должно стать стыдно, что они не оправдывают ожиданий великого Павла.
Про какие предания, которые держат люди, говорит Павел? Скорее всего, про то, что христиане не должны идти на конфликт с окружающим миром и с нехристианами. «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12, 18) – любимый совет Ап. Павла, который он нередко напоминает христианам.
Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог.
Мы говорили выше, что покрытие головы для женщины означало, что она – за-мужем, она подвластна мужу. То есть, платок на голове был знаком, что над нею есть муж.
Свою аргументацию Ап. Павел разворачивает и рисует целую цепочку взаимоподчиненности. Он хочет убедить читателей, что все в мире подчинено законам, пронизано иерархичностью. И не надо отменять то, что существует и служит делу гармонии и порядка. Надо отметить, что вообще Ап. Павел уважает закон, законность и никогда не призывает христиан к бунтам, неповиновению, экстравагантным акциям.
Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову.
Не совсем понятно, что имеет в виду Ап. Павел. Может быть, он намекает на то, что покрывать голову обязан был человек отлученный, преданный херему (иудейской анафеме) за тяжкие грехи?
И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая.
«Обритая» женщина – это выставленная на позор за какое-то преступление. Для Павла странно слышать, что некоторые женщины снимают в христианских собраниях головное покрывало. Почему они это делали? Вы помните, как любили обращаться друг к другу христиане? Брат, сестра. Мы все близкие и родные, духовные родственники. Сам Христос считал учеников Своей семьей. В Евангелии описана шокирующая история. Однажды Иисус, как обычно, учил. «И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою. Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф. 12, 47-50).
Надо помнить, как важны на Востоке были семейные связи, как много значили семья и родственники, чтобы понять шокирующий радикализм слов Христа. Он Свою семью расширяет на всех, кто станет Его учеником…
Поэтому христиане любили называть друг друга брат и сестра, поэтому и священников мы ласково называем отцом, батюшкой, а почтенных пожилых прихожанок величаем матушкой. Христианская община – твоя семья! А в семье, со своими, женщина могла голову не покрывать, покрывала она ее, выходя к чужим, на улицу.
Вот поэтому некоторые коринфские христианки снимали головной платок, приходя в общину.
Но Ап. Павел не считает это удачной идеей. Ведь окружающие не будут вникать в богословские тонкости взаимоотношений членов христианской общины. Они будут сплетничать и зубоскалить. Вот собираются христиане вечером на молитву. Затворяют двери (непосвященных в собрание не пускали), совершают там богослужения, которые сами называют агапы – вечери любви. Что они там делают за закрытыми дверями, на вечерях любви, если даже женщины их, как в семье или как базарные блудницы, не покрывают голову?
Мы знаем о многих наветах и клевете, которую распространяли о христианах в первые века. Возможно, что христианки Коринфа, снимая головные покрывала, тоже давали повод придумывать о христианах всякие непристойные сплетни.
Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается.
Апостол Павел любил (это у него был такой риторический прием) свои размышления доводить, додумывать до конца, порой карикатурного.
Так и здесь. Не хочет женщина покрывать голову – пусть бреется наголо.
Понятно, что Ап. Павел это шутливо сказал, а не на самом деле давал такой совет. Его задачей было убедить женщин, что снимать головное покрывало на богослужении – такая же глупость, как и бриться наголо.
Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа.
Еще один риторический прием Ап. Павла – доказывать свою мысль разными примерами. Через это мысль его получала новое подкрепление и убедительность.
Вот и здесь, чтобы еще раз мотивировать необходимость женщине покрывать голову, Апостол напоминает эпизод с Моисеем. Когда Моисей сошел с горы Синай, от Бога, лицо его сияло так сильно, что он положил на него покрывало (Исх., 34-я глава). Вот так, говорит Ап. Павел, и в нашем мире. Женщина – принадлежит мужу. Она сияет его славой и честью и должна беречь это сияние под целомудренным покрывалом. Сияние это не должна открывать посторонним, но только своей семье.
Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов.
Не совсем понятно, что Ап. Павел имеет в виду. Может быть, ту историю из книги Бытие, что падшие ангелы прельстились красотой женщин и стали брать их себе в жены? Вспомните этот эпизод: «Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал» (Быт. 6, 1-2)… Это, по рассказу Библии, повлекло за собой рождение людей-исполинов, гнев Божий и потоп.
Может быть, Апостол Павел имеет в виду, что, покрывая лицо для посторонних, женщина застрахована от той неприятности, что она приглянется демону?
Здесь есть и другие предположения [1], но все же неизвестно, что точно имел в виду Ап. Павел.
Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же – от Бога.
Ап. Павел смягчается. Слишком сильно он «надавил» на христианок, слишком строг был. Поэтому он говорит, что все должны жить в уважении и любви и ни над кем не доминировать.
В конце Апостол приводит уже не богословские, а «естественные» аргументы в защиту того, что женщина должна покрывать голову. Ведь дает же ей Бог длинные волосы. Разве не понятно, что это для того, чтобы она могла прикрывать свою наготу:
Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою? Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него, но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала?
Заканчивается этот отрывок весьма важным добавлением. Внимательно прочитайте его:
А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии. Но, предлагая сие, не хвалю вас, что вы собираетесь не на лучшее, а на худшее. Ибо, во-первых, слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения, чему отчасти и верю. Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные.
Апостол говорит, что спорить, вводить какие-то экстравагантные новшества – не нужно: если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии. Нет такого обычая – спорить и диктовать свои мнения Церкви! Впрочем, в конце Ап. Павел говорит, что ставить и мирно обсуждать какие-то вопросы – вполне допустимо. Возможно, тогда более искусный и убедительный оратор сможет доказать свою правоту.
А теперь, когда мы разобрали этот текст, давайте поставим ряд вопросов и на них ответим:
Ношение женщиной головного покрывала имеет ли христианское основание?
Нет, это общая восточная традиция, которая была принята во времена Ап. Павла. Чтобы христиане не «скандализировали» общество, не казались смутьянами и нарушителями общественных приличий, говорит Ап. Павел, им следует придерживаться этого обычая.
Сам Ап. Павел считает это нужным?
Несомненно. Ап. Павел, возможно, как человек своего времени и своей культуры считал, что это очень важно. Именно поэтому Апостол так горячо, вновь и вновь приводя различные аргументы, защищает эту традицию.
С другой стороны, не будем преувеличивать и для самого Ап. Павла значения этой традиции. Из всех своих Посланий (а их – 14) Апостол лишь в одном и один раз касается этого вопроса. Возможно, потому, что поведение христианок Коринфа вызвало какие-то скандалы в городе или нестроения в самой Церкви. Вообще Ап. Павел крайне мало уделяет внимания обрядам и традициям, на первое место ставя вопросы веры и нравственной жизни.
На самом деле аргументы Ап. Павла доказывают ли решительно-принципиально важность ношения христианами головных покрывал?
Положа руку на сердце, можно сказать, что ни один из аргументов Ап. Павла не имеет принципиального богословского веса и важности. Если кто-то считает иначе, то пусть вспомнит, что Церковь очень легко рассталась, например, с тем утверждением Ап. Павла, что мужчина не должен во время молитвы покрывать голову. Для мирян оно остается в силе, но священнослужители покрывают голову во время молитвы скуфейками, камилавками, митрами, клобуками и т.д.
В самом деле, все аргументы Апостола – это аргументы, апеллирующие к традиции, обычаям, а не к принципиальным вещам, имеющим отношение к вере и Спасению.
Как, исходя из этого, должна поступать благочестивая христианка?
Похвально, что на Руси сохраняется благочестивый обычай женщине молиться в храме с покрытой головой. Этим женщина воздает уважение и почтение к первохристианской церковной традиции, к мнению Апостола Павла.
Однако не будем забывать, что речь идет не вообще о представительнице женского пола, а именно о замужней женщине. Для нее платок может быть «статусной» вещью, знаком ее замужества. Или, скажем, знаком вдовства либо просто почтенного возраста. От девочек-девушек не следует требовать покрывать голову.
Вместе с тем, женщина не должна относиться к головному покрывалу, как к чему-то принципиальному для веры и духовной жизни. Никаких «репрессий» к тем, у кого голова не покрыта, применять нельзя. Нельзя отлучать от Причастия, не допускать в храм и проч. Христиане должны понимать, что платок на голове у женщины – лишь дань древнему восточному обычаю, не более.
Григорий Михайлов. Девушка, ставящая свечу перед образом. 1842. Государственная Третьяковская галерея.
Сегодня наши бабушки эту девушку заставили бы надеть косынку. Но в то время, когда люди понимали, «что и как надо на самом деле», подобных эксцессов не возникало.
Если кому интересно, два слова про косы:
Девочке волосы подстригали. Когда она становилась девушкой, то есть переходила в другую статусную группу, девушке заплетали одну косу. Эта коса была символом ее девичества, девушка берегла косу, ухаживала за ней. Существовало много поговорок на эту тему, например: «Коса – девичья краса» и др. Накануне замужества косу расплетали. В некоторых областях России косу подрезали, в некоторых просто расчесывали со специальными обрядовыми песнями и причитаниями. Расплетали обычно дружки невесты.
Затем ей заплетали две косы, которые она отныне и должна была носить. Эти косы укладывали вокруг головы. Носить одну косу замужняя женщина не могла, это было неприлично.
Косу отрезали девушке, если она впадала в блуд и лишалась девичества.
Также косу отрезали при монашеском постриге.
Аким Карнеев. Крестины. 2-я пол. 19-го века.
Обратите внимание на девушку, которая держит ребенка. Она тоже не покрыла голову. Одна коса говорит о том, что перед нами девушка, возможно, нянька малыша (а, может быть, крестная? но крестная бы получше оделась).
И последний вопрос: Как относиться к тому, что не только за Западе, но и во многих Православных Поместных Церквах (Греческой, Сербской и др.) женщины в храме головы не покрывают?
В восточных странах, преимущественно на Балканах, действительно появилась традиция женщинам в храме головы не покрывать. Греческие священнослужители говорили мне, что эта традиция идет от того времени, когда Греция и Балканы были под властью турок. Турчанки очень строго соблюдают все эти обычаи покровения головы. Греческие женщины, в пику им, в храме платки снимали, утверждая другие стандарты поведения.
Так это или нет, я не знаю, но в любом случае их традиции – их традиции. Никто не запретит русской женщине, если она хочет соответствовать духовной традиции, принятой на ее Родине, надевать при входе в храм платок.
Так же и мы должны к иным культурам относиться без осуждения.
По-моему, немножко в теме разобрались. Жду ваших комментариев и вопросов, которые помогут нам совершенно в ней разобраться.
Чтобы вам не было совсем скучно читать нашу статью и в качестве иллюстративного приложения, – несколько фотографий египетских женщин, одетых в соответствии с их культурой. Эти фотографии я сделал 6 лет назад в Египте. Культура эта сохранилась почти такой же, какой была во времена Апостолов. Показываясь на людях, женщины всегда покрывают головы платком.