Можно ли утверждать что петрушка был грамотным

ðàìîòíîñòü Ïåòðóøêè (Àíäðåé Òþêîâ)

Ñàìûé íåîöåí¸ííûé ãåðîé ðóññêîé ëèòåðàòóðû – ïîæàëóé, ãîãîëåâñêèé Ïåòðóøêà. Ñëóãà ×è÷èêîâà, âòîðîñòåïåííûé ïåðñîíàæ ïîýìû «Ì¸ðòâûå äóøè». Ïåòðóøêà, êàê èçâåñòíî âñåì, ëþáèë ÷èòàòü. Îí èñïûòûâàë èñêðåííþþ ëþáîâü ê ñëîâó. Îí ÷èòàë íå çàòåì, ÷òîáû óçíàòü íîâîå, ïîëó÷èòü óäîâîëüñòâèå îò êðàñîòû èëè áîéêîñòè ñëîãà, è äàæå íå ïðîâåñòè âðåìÿ. Îí íàñëàæäàëñÿ ïðîöåññîì, êàê òàêîâûì: âîò îíè, áóêâû – ñêëàäûâàþòñÿ â ñëîâà, à ñëîâà â ïðåäëîæåíèÿ. Ïåòðóøêà óïèâàëñÿ ìàòåðèàëîì. Ëþáëþ Ïåòðóøêó. Îí áðàò ìîé ïî äóõó è ïî âîñïðèÿòèþ òåêñòà.

Åñòü ìíîæåñòâî ïóòåé äîáèòüñÿ ãðàìîòíîñòè. Êàê îïûòíûå ëþäè ñâåäóùè â ñïîñîáàõ äîáèòüñÿ âçàèìíîñòè æåíùèíû è îõîòíî ðàññêàçûâàþò î ñâîèõ «ñåêðåòàõ» (íàä êîòîðûìè òàê ïîòåøàþòñÿ ñàìè æåíùèíû), òàê è ãðàìîòåè ïðèâåäóò íåìàëî ïðèìåðîâ òîãî, êàê íóæíî äîáèâàòüñÿ âçàèìíîñòè «÷¸ðíîãî ÿùèêà», òî åñòü ÿçûêà. Lingua – ñëîâî æåíñêîãî ðîäà. Ïî-ìîåìó, ýòî î ìíîãîì ãîâîðèò.

ß âûðîñ íà òåõ êíèãàõ, êîòîðûå ìîé îòåö ïðèíîñèë ðàç â ìåñÿö èç áèáëèîòåêè àâòîïðåäïðèÿòèÿ, ãäå ðàáîòàë âîäèòåëåì.  îñíîâíîì ýòî áûëè èñòîðè÷åñêèå ðîìàíû. Íå äóìàþ, ÷òî îíè íàõîäèëè ìíîãî ÷èòàòåëåé ñðåäè äðóãèõ âîäèòåëåé. Èç òîëñòûõ òîìîâ ÿ ïî÷åðïíóë äîáðóþ òîëèêó ñëîâ, êîòîðûå ïî ñåé äåíü íå çíàþ êàê ïðîèçíîñÿòñÿ.  ìî¸ì îêðóæåíèè ýòè ñëîâà íå çâó÷àëè, à â êíèãàõ, óâû, íå ñòàâÿò çíàê óäàðåíèÿ. Òàê, íàïðèìåð, ëåò äî äâåíàäöàòè ÿ áûë óâåðåí, ÷òî â ñëîâå «ðèìëÿíå» âòîðîé ñëîã óäàðíûé. Ïîêà äîáðûå ëþäè íå óêàçàëè íà îøèáêó. Êñòàòè, óæå ìíîãî ïîçæå ÿ ïîäóìàë: à âåäü «íåïðàâèëüíîå» ïðîèçíîøåíèå íà ñàìîì äåëå êóäà áëèæå ê îðèãèíàëó, ÷åì ëèòåðàòóðíîå: ðîìàíñêèé… ðîìåè.

Íî ÿ óâë¸êñÿ. Èòàê, î ãðàìîòíîñòè. Ïîëþáèâøèåñÿ êíèãè ÿ ïåðåïèñûâàë â òåòðàäêó. Áûëà òàêàÿ îáùàÿ òåòðàäü â êëåòî÷êó. È ÿ ïå÷àòíûìè áóêâàìè – êàê â êíèãå! – ïåðåíîñèë â íå¸ êîå-êàêèå ðàññêàçû Äæåêà Ëîíäîíà è Î. Ãåíðè. Ñ àáçàöàìè, ñ «êðàñíîé» ñòðîêîé. Âîò, ïîìíþ òî÷íî, «Ìåêñèêàíåö» ïåðåïèñàë. È «Êóñîê ìÿñà», êàæåòñÿ. Èç Î. Ãåíðè – «Äîðîãè, êîòîðûå ìû âûáèðàåì». Âû ñïðîñèòå, çà÷åì. Íó, âî-ïåðâûõ, ýòî ñåãîäíÿ ìîæíî êóïèòü èëè ñêà÷àòü èç Èíòåðíåòà ëþáóþ êíèãó, èëè ïî÷òè ëþáóþ. À â òå ãîäû áûëî òàêîå ñëîâî «äåôèöèò», è õîðîøàÿ êíèãà ñ÷èòàëàñü äåôèöèòîì. À âî-âòîðûõ, ìíå ïðîñòî íðàâèëñÿ ñàì ïðîöåññ ïåðåïèñûâàíèÿ.

Çàäíèì ÷èñëîì, äóìàþ: âîò òàê, íà ýëåìåíòàðíîì óðîâíå, âûïèñûâàÿ êàæäóþ çàïÿòóþ, âûâîäÿ áåçóäàðíûå ãëàñíûå â òðóäíûõ ñëîâàõ, ÿ íàðàáàòûâàë òó ìåõàíè÷åñêóþ ãðàìîòíîñòü, êîòîðîé òåïåðü, õóäî-áåäíî, îáëàäàþ. Âïðî÷åì, ñïîñîá äàëåêî íå íîâ. Òàê îáó÷àëè åù¸ â øêîëàõ ïèñöîâ Äðåâíåãî Åãèïòà è Ìåæäóðå÷üÿ. Íà áåðåãàõ Õàïè ïåðåïèñûâàëè «Ñòðàíñòâèÿ Ñèíóõå», íà ãëèíÿíûõ õîëìàõ Óðóêà – «Ñêàçàíèå î Ãèëüãàìåøå». Íå íîâûé ñïîñîá, è, íàâåðíîå, íå îïòèìàëüíûé. Êàê ÿ óæå ñêàçàë â ñàìîì íà÷àëå, åñòü ìíîæåñòâî äðóãèõ. Ïðîñòî ýòîò – åäèíñòâåííûé, â ýôôåêòèâíîñòè êîòîðîãî ÿ ñìîã óáåäèòüñÿ ëè÷íî. Íà ñîáñòâåííîì îïûòå.

 ãëóáîêóþ ñòàðèíó, êîãäà åù¸ ñóùåñòâîâàëà óñòíàÿ òðàäèöèÿ ïåðåäà÷è, íàïðèìåð, Âåä, çàáâåíèå îäíîãî ñëîâà ïðèðàâíèâàëîñü ê óáèéñòâó. È êàðàëîñü ñìåðòüþ. Ñåãîäíÿ, áûâàåò, ñëóøàåøü… è äóìàåøü: ñêîëüêèõ æå òû, áðàòîê, ïîëîæèë çà ñ÷èòàíûå ìèíóòû… ïîêðîøèë â êàïóñòó… ïîòîïòàë òÿæ¸ëîé êîííèöåé íåçíàíèÿ è ãëóïîé ñàìîíàäåÿííîñòè.

Îïóñòåëè ãëèíÿíûå õîëìû. Óøëà â ïðîøëîå ý-äóááà. Óøëà è ñëàâíàÿ òðàäèöèÿ ïåðåïèñûâàíèÿ. Âîò òîëüêî ÿ, ñîãíóâøèñü íàä òàáëè÷êîé, ñòèðàÿ ñòèëîñ, ïî-ïðåæíåìó ïåðåïèñûâàþ ñâîé òåêñò. Âåðíåå, íå ïåðåïèñûâàþ – âîñïðîèçâîæó ñ îáðàçöà. Ïîä ñòðîãèì íàäçîðîì Ãîñïîäèíà Ñòàðøåãî Ïèñöà.

Источник

Лакей Петрушка в поэме «Мертвые души»: образ, характеристика, описание (слуга Чичикова)

Петрушка.
Художник П. Боклевский

Слуга Петрушка является одним из второстепенных героев поэмы «Мертвые души» Гоголя.

Ниже представлен цитатный образ и характеристика лакея Петрушки в поэме «Мертвые души»: описание внешности и характера слуги Чичикова.

Лакей Петрушка в поэме «Мертвые души»: образ, характеристика, описание (слуга Чичикова)

Лакей Петрушка — это один из двух крепостных крестьян, которыми владеет Чичиков. Вторым крестьянином является кучер Селифан. Так как господин Чичиков владеет только одной семьей крепостных, то, судя по всему, Селифан и Петрушка, являются родственниками.

Возраст Петрушки — около 30 лет. Лакей Петрушка донашивает старую одежду своего барина. О внешности героя известно, что он выглядит сурово, у него крупные нос и губы:

«… лакей Петрушка, малый лет тридцати, в просторном подержанном сюртуке, как видно с барского плеча, малый немного суровый на взгляд, с очень крупными губами и носом…» 

«… Петрушка ходил в несколько широком коричневом сюртуке с барского плеча и имел, по обычаю людей своего звания, крупный нос и губы…»  

«…обыкновенно суровая его наружность на этот раз как будто несколько прояснилась…»

У Петрушки «молчаливый характер» в отличие от разговорчивого кучера Селифана:

«…Характера он был больше молчаливого, чем разговорчивого…»

«… Что думал он в то время, когда молчал, – может быть, он говорил про себя…»

Петрушка бывает упрям и порой показывает свой характер. Например, он требует от хозяина гостиницы подать ему блин:

«…блин, который удалось ему вытребовать у хозяина гостиницы…»

Петрушка — «просвещенный» лакей. Он чувствует тягу к «просвещению» и читает книги. Правда, смысл книг он мало понимает, но получает удовольствие от процесса чтения:

«…имел даже благородное побуждение к просвещению, то есть чтению книг, содержанием которых не затруднялся: ему было совершенно все равно, похождение ли влюбленного героя, просто букварь или молитвенник, – он всё читал с равным вниманием; если бы ему подвернули химию, он и от нее бы не отказался. 

Ему нравилось не то, о чем читал он, но больше самое чтение, или, лучше сказать, процесс самого чтения, что вот-де из букв вечно выходит какое-нибудь слово, которое иной раз черт знает что и значит…» 

Несмотря на свою тягу к просвещению, Петрушка постоянно странно пахнет — возможно, потому что редко моется. Лакей хочет казаться «утонченным» слугой, но его неприятный запах и грубая внешность сводят на нет все усилия: 

«…Ты, брат, черт тебя знает, потеешь, что ли. Сходил бы ты хоть в баню…»(Чичиков — Петрушке) 

Петрушка.
Художник М. Далькевич

«… лакей Петрушка […] успел притащить свою шинель и вместе с нею какой-то свой собственный запах …»

«… всегда с собою какой-то свой особенный воздух, своего собственного запаха, отзывавшийся несколько жилым покоем […] уже казалось, что в этой комнате лет десять жили люди…» 

Лакей Петрушка любит удобства, в отличие от кучера Селифана, который иногда спит прямо в конюшне:

«…он приладил к стене узенькую трехногую кровать, накрыв ее небольшим подобием тюфяка, убитым и плоским, как блин, и, может быть, так же замаслившимся…»

Петрушка любит читать, лежа на кровати. Из-за этого лежания его тюфяк (матрац) стал тонким:

«… чтение совершалось более в лежачем положении в передней, на кровати и на тюфяке, сделавшемся от такого обстоятельства убитым и тоненьким, как лепешка…» 

Лакей Петрушка любит спать, не раздеваясь:

«…две другие его характерические черты: спать не раздеваясь, так, как есть, в том же сюртуке…» (вторая черта — странный запах)

Петрушка, как и многие крепостные, иногда врет своему барину, и Чичиков об этом знает:

«…сказал Петрушка, да и соврал. Впрочем, барин и сам знал, что он соврал…»

Читайте также:  Можно ли встречаться с другими парнями если есть парень

Источник

Кто такой Петрушка?

Персонаж кукольных представлений, герой сказок, один из «веселых человечков» отступил под натиском современных персонажей. Началось это не вчера, а еще в начале ХХ века. Особой изысканности в Петрушке не наблюдалось, высокой культуры то-же, поэтому его власти не жаловали: ни царская, ни советская. В 50 гг. ХХ века Петрушка появится в мульфильмах и детских журналах, но и там его будут держать на «вторых » ролях. История персонажа проста, но интересна. Почему не славянская внешность? Глуп или умен? Почему то дерется до смертоубийства, то обниматься лезет? За что любили, а потом забыли? Давайте посмотрим!

Внешность Петрушки не русская: крупные черты лица, само оно (вырезанное из дерева) обработано специальной растительной жидкостью, отчего выглядит более тёмным; большие миндалевидные глаза и жуткий оскал (улыбочка), огромный нос с горбинкой, глаза Петрушки кажутся чёрными.

Каков герой?

Петрушка — один из персонажей русских народных кукольных представлений. Это печаточная кукла, «верховая». Играли Петрушку только мужчины. Каков он? — горластый, пискливый забияка, с петушиным профилем. Изображается в красной рубахе, холщовых штанах и остроконечном колпаке с кисточкой. Героя отличает пронзительный визгливый голос, для создания которого артисты помещали себе в рот специальный пищик.

Традиционно Петрушка — это кукла-перчатка.

Традиционно Петрушка — это кукла-перчатка.

Традиционно Петрушка — это кукла-перчатка.

Марионетки (куклы на веревочках), «низовые», появились в России в первой половине XVIII века. Их привозили кукольники из европейских стран. Свое название марионетки получили в средние века от наименования фигурок божьей матери (Marion, Marionette), изображения которой в виде маленьких деревянных статуэток продавались в храмах во время богослужения.

Хотя кукольники, увлекшись марионетками, стали довольно пренебрежительно относиться к перчаточным куклам, но с Петрушкой расставались неохотно. Он стал выходить на сцену марионеткой. Правда, роль его в марионеточном представлении сократилась, он появлялся лишь во вступительной части, но всё таки превратился из тряпичной в деревянную куклу с нитками. Петрушка будет оставаться , в основном, перчаточной куклой весь XIX век.

Соломаткин. Петрушка, 1878.

Читайте также:  Можно ли кормящей матери есть арбуз и дыню при

Представление лучше удавалось двум исполнителям — кукольнику и музыканту. Позднее их станет трое — добавится ведущий. Ведущий комментировал очередное действие или картинку, вел повествование, импровизировал. Он мог попутно сообщить новость или слух, поделиться свежим анекдотом, продемонстрировать свои знания в области литературы, политики, науки, географии и т. д. Он мог даже вступить в дискуссию с аудиторией, или с кукловодом. Главным в деле ведущего была импровизация и артистизм. Позднее ведущий стал и музыкантом: появилась шарманка. Поскольку это был музыкальный прибор, а не инструмент, играть на шарманке легко. Крутишь ручку — она сама и играет. Так кукольники стали выступать с шарманщиками, образовался крепкий союз.

Когда появился Петрушка?

Предположительно, создателями Петрушки были русские скоморохи — бродячие уличные артисты. Скоморохи существовали на Руси с XI по XVIII век, позднее уступив место балаганам и райкам, а потом появились кукольные театры. Предположительно, именно запрет «кривляться» скоморохам в XVI веке подтолкнул артистов к использованию кукол — такое развлечение считалось более безобидным.

Адам Олеарий. Кукольник, 1643. Раскрашенная гравюра автора из книги «Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно».

Смотрим на гравюру выше: кукольник на переднем плане показывает сцену покупки Петрушкой у цыгана лошади . Со знанием дела хвастливый Петрушка заглядывает лошади под хвост, что бы убедиться — лошадь хороша!

Магистр Лейпцигского университета А. Олеарий побывал в России несколько раз. В числе многих других наблюдений Олеария о жизни и быте россиян начала XVII века есть и небольшое упоминание о кукольном представлении. Вот как описывает кукольников Адам Олеарий в 17 веке : «… вожаки медведей имеют при себе таких комедиантов, которые между прочим, тотчас же могут представить какую-нибудь шутку или Klücht (шалость) как называют это голландцы, с помощью кукол. Для этого они обвязывают вокруг своего тела простыню, поднимают свободную ее сторону вверх и устраивают над головой своей, таким образом, нечто вроде сцены (Teatrum portale), с которою они ходят по улицам, и показывают на ней из кукол разные представления».

В 17 веке «официальный» театр кукол существовал в Росии на уровне государственного признания, поддержки. Официальный кукольный театр подвергся сильному влиянию немецких, итальянских, французских традиций.»Подлый» театр кукол существовал на самом дне русской городской и посадской жизни, адресовался «подлому» люду и официально не признавался фактом культурной жизни. Но театры и «подлый» и «официальный» влияли друг на друга. Видимо, что «русский» Петрушка подвергся сильному, многоленему иноземному влиянию.

Поступки и словеса героев «подлого» (народного) театра не отличались изысканностью: убийства, драки и ругань были обычным делом в представлении. Петрушка был именно таким драчуном, горлопаном, сквернословом, простаком. Поэтому и был близок простым мужичкам и их семьям.

В конце XIX века — начале XX века Петрушка утрачивает остроту языка и злобность. Артисты-перчаточники становятся участниками массовых представлений для детей, утренников и новогодних елок, поэтому герой вынужденно перестает ругаться и драться. От прежнего образа шута остается только костюм и склонность к проказам, теперь уже безобидным.

В.Е. Маковский. Кукольный театр в деревне, 1908.

Как появилось у куклы имя?

Ученые предположили, что в XVII в. этот герой звался Иваном, подобно Иванушке-дурачку, а новое прозвище герой комедии получил по имени известного в России шута царицы Анны Иоанновны, итальянца Пьетро Мирро (он же Педрилло, он же Петруха-Фарнос, Петруха). Вероятно и то, что свое имя Петрушка мог получить от одного из кукольников, представления которого были наиболее известны, например Петра Якубовского. Можно предположить, что нередко в лубочных листах изображавшийся верхом на петухе, сам по характеру — вылитый петух, мог позаимствовать у него и имя. Тем более, что в России петухи — “Петя-петушок”. Однако Петрушкой устойчиво стали называть куклу не раньше середины XIX века, а до этого он носил имя Иван Рататуй (или Ратютю), что указывает на возможное французское происхождение героя. Имеется у него и «паспортное» полное прозвание Петр Иванович (иногда Петрович) Уксусов.

Шуты и народные комические герои нередко получали прозвища по названиям различных кушаний и приправ. Немецкий Гансвурст — Иван Колбаса, Жан Фарина — Иван Мучник, французская разновидность Полишинеля, Пикельгеринг — Маринованная селедка, английский Джек Снак — Легкая закуска.

Читайте также:  Можно ли быть матерью одиночкой после развода

«Семья» Петрушки и его «родственники».

Считать Петрушку исконно русским персонажем? Аналоги этой игрушки были и во множестве других стран — например, в Италии (Пульчинелла, двойники Пульчинелло — Кассандрино в Риме и Меопатакко в других местностях Италии), во Франции (Полишинель) , в Великобритании (Панч) , в Турции (Карагёз) , в Германии (Гансвурст) , в Испании (Дон Кристобаль), в Венгрии (витязь Ласло) и много где еще. Много похожего наблюдалось в Иране, где похожего Петрушке героя звали Пэхлэван. Лицом, поведением и манерой разговаривать Петрушка очень походил на «заграничных братцев». Он унаследовал «фамильный» нос, большой рот и торопливый писклявый говорок. И драться они все мастера — палкой, дубиной, сковородкой.

Слева-направо: 1. Персонаж традиционных народных представлений. Франция XIX в. 2. Пульчинелла. Перчаточная кукла. XVIII в. 3.Полишинель. Перчаточная кукла. Франция XVIII в.

Но были и отличия: у Петрушки не горба, нет профессии, он не столь уж груб и кровожаден. Впрочем, грубости и смертоубийства и у Петрушки случались.

Петрушка и его представления.

Сюжеты формировались, видимо, под влиянием народных игр: “хождение с кобылкой”, “сватовство”, “шутовское лечение”, “пародийные похороны” и т.д.

Ядро сюжета: решение жениться, обзавестись хозяйством, покупка у Цыгана лошади, падение с лошади, обращение к Лекарю-шарлатану, вслед за раскрытием обмана — убийство и похороны, конфликт с властью, попытки сбежать с армейской службы.

В зависимости от сюжета использовались различные куклы, которых у «петрушечника» могло быть от 7 до 20.

А.И. Корзухин. Петрушка идет, 1888.

Развивалось представление ( чаще всего) по такой линии:

1. Петрушка встречался с Невестой и обсуждал с музыкантом-Шарманщиком, зрителями ее достоинства и недостатки;

2. Встречался с Цыганом, покупал у него лошадь, расплачиваясь «березовыми деньгами» — палочными ударами;

3. Упав с коня – звал Лекаря-немца. После комической сцены лечения, как правило, убивал Лекаря (да-да, тот еще добрячок!), затем следовала сцена пародийных похорон;

4. Далее появлялся Капрал или Солдат и объявлял, что Петрушку «забривают» в армию, затем учил его солдатским приемам. Эта сцена также традиционно заканчивалась избиением или убийством Капрала.

5. Подобным образом Петрушка обходился и с Барином, бравшим его в услужение, или с Отцом убитого им Лекаря;

5. Заканчивалась комедия чаще всего тем, что появлялся Барбос, или чёрт, который хватал Петрушку и волок за ширму. Петрушка с криком: «Прощай, жизнь молодецкая!..» прощался с публикой до следующего представления.

В народной комедии о Петрушке были несколько традиционных персонажей: его невеста — румяная и веселая толстушка, доктор в огромных очках, городовой (полицейский), поп и черт. Суть любой сценки была в том, что Петрушка легко, весело и смешно побеждал своих врагов, которые были в то же время врагами его зрителей. Он неизменно наказывал зло и утверждал справедливость.

Дмитрий Холин «Масленка»

В СССР никаких балаганов, ярмарок и бродячих кукольников не было, детские кукольные представления показывали на сцене кукольных театров, при этом Петрушка мог быть как перчаточной куклой или марионеткой, так и живым актером на сцене. И даже если вдруг показывали в театре кукольников с ширмой, их показывали на сцене в исполнении актеров, игравших этого самого кукольника.

Развитие образа Петрушки.

1. В 1911 году Игорь Стравинский на основе потешных сцен с участием героя создал балет «Петрушка», действие которого происходит на масленичных гуляниях в Санкт-Петербурге. Премьера состоялась 13 июня 1911 года в парижском театре Шатле. Партию Петрушки танцевал Вацлав Нижинский. Балет был встречен оглушительным успехом. Костюм и грим Петрушки некоторая «смесь»образа калссического Петрушки и Пьеро.

Слева: А.Н. Бенуа Петрушка. Эскиз костюма В.Ф. Нижинского, 1911. Справа: Игорь Стравинский и Вацлав Нижинский в костюме Петрушки, 1911, Париж. Оригиналы фото — https://selyanka1.livejournal.com/241888.html.

Слева: А.Н. Бенуа Петрушка. Эскиз костюма В.Ф. Нижинского, 1911. Справа: Игорь Стравинский и Вацлав Нижинский в костюме Петрушки, 1911, Париж. Оригиналы фото — https://selyanka1.livejournal.com/241888.html.

2. В 1927-м Самуил Маршак написал пьесу «Петрушка-иностранец», в которой использовал элементы традиционных народных представлений о герое.

3. В 1956 году был открыт журнал «Весёлые картинки», главными героями журнала должны были стать маленькие весёлые человечки. Их всего 8 , в том числе и Петрушка. Но выглядит он несколько отличным от привычной куклы.

4. Существует несколько мультфильмов ( снятых с 1957 года по 1996 гг.), в которых действуют члены «Клуба Весёлых человечков».

Кадр из мультфильма Где я его видел? (1965)

Еще мои статьи о куклах:

1. Неваляшка, Ванька встанька, Кувыркан и Валялка — веселая компания!

2. Матрешка — игрушка, символ, искусство.

Смотрите мои публикации, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал. Будет интересно!

А.Житков.

Источник