Можно ли учить иностранный язык ребенку если есть нарушение речи
Содержание статьи
Обучение иностранному языку: что делать, если у ребенка есть логопедические проблемы?
Любому родителю хочется, чтобы его ребенок был самый-самый: быстрее других начал
читать, громче других декламировал стихи, лучше других играл на пианино, раньше других
выучил английский язык. Но бывают объективные трудности, которые могут помешать
ребенку быть во всем первым. Что делать?
Например, у него не получается правильно произносить определенные русские звуки, а вы уже пытаетесь научить его каким-то английским словам. Правильно ли это? Стоит ли вообще обучать ребенка иностранному языку, если у него есть логопедические проблемы? Или, может, лучше не усложнять его жизнь? Давайте вместе разберемся в этом вопросе.
В современном мире существуют два подхода к обучению ребенка иностранным языкам. В рамках первого считается, что ребенок может начать учить язык уже с двухлетнего возраста, так как освоение иностранного языка идет тогда бессознательно через постоянное повторение услышанных им слов и выражений. Согласно второму подходу, начинать изучать иностранный язык лучше с четырех-шести лет, поскольку к этому возрасту у ребенка формируются все основные речевые навыки, которые можно эффективно использовать для изучения иностранного языка.
Однако, и тот, и другой подход описывает идеальную ситуацию, когда у ребенка нет никаких проблем с речью на своем родном языке — когда он старается разборчиво произносить слова, не искажает их, не заменяет их на более легкие или их не пропускает. По словам опытных логопедов, к трем годам словарь ребенка должен составлять около 1000 слов, а в его речи присутствовать развернутые фразы. Но, к сожалению, так бывает далеко не всегда. Тогда встает закономерный вопрос: если ребенок отстает от этих показателей, можно ли обучать его иностранному языку?
Если будут учтены индивидуальные особенности речевого развития ребенка, то — да. Но для того, чтобы ребенок — при наличии у него логопедических проблем — смог успешно изучать иностранный язык, необходимо предпринять следующие шаги:
1 Точно определить характер нарушения речи ребенка
Для этого лучше всего обратиться к опытному логопеду, который проведет специальное обследование ребенка и выявит причину и структуру нарушения речи. Он попросит родителей заполнить анкету, где нужно будет рассказать о наличии болезней, мешающих ребенку говорить.
Затем он определит состояние зубов ребенка, его прикуса, губ, языка, твердого и мягкого неба, а также состояние его общей моторики. Далее логопед выяснит пассивный словарь ребенка, его способности различать определённые языковые категории. Ребенка попросят что-нибудь сказать или прочитать стихотворение. На основе всех этих наблюдений и данных логопед определит характер речевых проблем, их причины и способы решения.
2 Пройти курс специальных занятий с логопедом для исправления речевых проблем
В зависимости от серьезности проблем с речью, логопед формирует для ребенка план индивидуальных или групповых занятий по развитию речи. У каждого ребенка такой план должен быть свой, потому что нельзя с точностью сказать, как быстро решится та или иная проблема.
Каждый ребенок развивается в своем темпе. У кого-то на постановку одного звука может уйти всего пара занятий, а у кого-то — несколько недель. Главное, систематично и терпеливо заниматься с ребенком, не теряя веры в то, что все проблемы можно преодолеть.
3 Найти педагога, специализирующегося на преподавании иностранных языков детям
Важно, чтобы после исправления основных проблемы с речью ребенка, родители нашли опытного педагога, который смог бы заинтересовать его занятиями языком. Идеальным вариантом в таких случаях является использования игрового подхода. Элементы игры воздействуют на эмоциональное состояние ребенка, позволяя ему естественным образом впитывать новые языковые знания, обучаться основам фонетики и грамматики, копить базовую лексику и расширять свой кругозор через творчество.
4 Создать языковую среду для ребенка дома
Существуют два основных способа изучения языка: интенсивный с погружением в языковую среду, когда ученик занимается по несколько часов в день, и традиционный с занятиями два-три раза в неделю. По мнению европейских специалистов, чтобы ребенок, у которого были логопедические проблемы, начал успешно осваивать второй язык, ему необходимо находиться под его «достаточным воздействием». Это значит, что помимо занятий с педагогом родители должны также практиковать с ним язык дома: слушать песенки на иностранном языке, смотреть мультфильмы, повторять слова, разыгрывать небольшие сценки с использованием игрушек ребенка. В этом случае ребенок будет достаточное количество времени погружен в язык и его результаты будут лучше.
Если вы еще сомневаетесь в том, как лучше всего решить логопедические проблемы вашего ребенка, чтобы он начал изучать иностранный язык, обратитесь в Языковую школу «Интерстади»: +7 (912) 677-90-75.
Опытные специалисты школы проконсультируют вас по интересующим вас вопросам и подберут для вас необходимую программу занятий с логопедом и преподавателем иностранного языка.
Текст статьи подготовила Лада Чехова
Источник
Мнение логопеда: когда нужно начинать изучение иностранного языка
Когда начинать обучать ребенка иностранному языку? Родители очень часто задают этот вопрос. Согласитесь, как приятно похвастаться в кругу своих знакомых, что шестилетний ребенок изучает английский и немецкий языки, а еще ходит в театральную студию, где разучивают песни на французском… Реакция окружающих может быть разная: одни будут восхищаться, а другие — пожалеют ребенка и с осуждением посмотрят на родителей. Так, когда же стоит приступать к процессу обучения иностранному языку ребенка? И как организовать процесс, чтобы малышу было интересно и не вызвало неприятия к новому и не всегда понятному предмету?
«За» и «Против»
Существует мнение самих родителей, педагогов-преподавателей иностранного языка, психологов, логопедов. Мамы и папы, конечно же, видят своего ребенка, говорящего на нескольких языках. Они уверены в том, что чем раньше начать этот процесс, тем лучше. Стоит отметить, что если вы живете за границей и знание языка необходимо для общения ребенка с окружающими, это правильное решение.
Преподаватели иностранного языка дошкольникам считают, что раннее обучение языку необходимо, потому что малыш чувствует мелодику языка и в дальнейшем, изучая его в школе, у него не возникает неприязни к иностранному языку.
Ну а учителя, обучающие детей языкам, уверены, что результативность этого процесса зависит от того, насколько ребенок успешно владеет родным языком. Ведь система иностранного языка накладывается на систему родного. Другими словами, для иностранного языка нужна прочная база в виде владения родным языком в полном объеме. Это происходит у каждого дошкольника по-разному, и необходимо учитывать индивидуальные особенности речевого развития каждого отдельно взятого ребенка.
Американские ученые установили, что область головного мозга — мозжечок, имеет крошечные отделы, в которых хранится память обо всех языках, существующих на Земле. Пробуждение определенного блока мозжечка ребенка зависит от того, на каком языке с ним начинают говорить окружающие его люди. Данный отдел посылает сигнал к органам речи. Хорошо, если нет нарушений в строении артикуляционного аппарата. Тогда формируется правильное произношение. Если же у малыша есть поражения органов артикуляционного аппарата (короткая подъязычная уздечка, плохо шевелятся губы, и т.д.), головной мозг получает неадекватный сигнал. Связь нарушается.
В таком случае ребенок либо замолкает, либо начинает искажать слова. В этом случае не стоит усложнять ребенку жизнь. И прежде чем отвести дошкольника на занятие иностранным языком, необходимо сперва обратиться за консультацией к логопеду. Специалист протестирует малыша и определит уровень его речевого развития: правильное произношение, словарный запас, грамматический строй соответствующий возрасту. Возможно, такому ребенку, прежде всего, будут необходимы специальные логопедические занятия, а о раннем изучении иностранного языка будет правильнее на время забыть. Если у ребёнка нет грубых нарушений в формировании языковых структур родного языка, преподаватели иностранного языка в большинстве своем считают возраст 4-5 лет оптимальным для начала занятий иностранным языком.
Читайте также:
Мнение логопеда: когда дошкольнику нужна помощь специалиста
Источник
Консультация для родителей «Детям с речевыми нарушениями учить иностранный язык вредно» консультация по логопедии
Детям с речевыми нарушениями учить иностранный язык вредно!
Английские логопеды доказали, что дети, с рождения оказавшиеся в двуязычной среде, склонны к дефектам речи. Дети, владеющие двумя языками, часто путают слова и с трудом выражают свои мысли.
К такому выводу пришли логопеды после проведенного исследования в группе детей дошкольного возраста, говорящих на двух языках. Специалистами были замечены дефекты речи у 60% детей. Такие речевые недостатки, по словам логопедов, устраняются сложнее, чем подобные дефекты у дошкольников, не знающих иностранный язык.
Поэтому западные логопеды рекомендуют начинать осваивать «дебри» неродного языка только после 5 лет, а дети имеющие речевые нарушения ещё позже. До этого возраста знание родного языка у детей еще не сформировано, и есть шансы, что малыш начнет путать языки.
Педагоги и детские психологи уже давно изучают так называемых билингвов — детей, с детства говорящих на двух языках. Установлено, что такие дети не чувствуют, где их основной, родной язык.
Зачастую родители сами смешивают языки, не соблюдая полного перехода на второй язык, не управляют речевой практикой ребенка. Возможно, они вообще не думают о двуязычии как о проблеме, а ведь ребенок в раннем возрасте, на ранней стадии развития сам не осознает, что общается на двух языках.
Пущенный на самотек процесс освоения двух языков становится причиной специфических речевых ошибок и погрешностей в познавательной сфере, что и создает проблемы, приводящие ребенка к логопеду.
Среди родителей и педагогов существуют противоположные мнения в отношении к билингвизму:
— у ребенка лучше развивается память, мышление, внимание и кругозор, т. к. он получает возможность одновременно использовать все преимущества и самобытность двух языков и культур.
— и наоборот, все эти процессы развиваются хуже, т. к. ребенок вынужден делить свои возможности между двумя культурно-языковыми составляющими, однако в силу тех, или иных причин не способен полноценно освоить и впитать особенности каждой из них.
Но в любом случае билингвизма для детей с речевыми нарушениями является отягчающим фактором.
Эксперты не советуют при общении с ребенком привносить в речь иностранные выражения — малыш может не понять, на каком языке с ним разговаривают. Это повлияет на дальнейшее формирование у него «чувства родного языка», что грозит различного рода лексико-грамматическими ошибками.
Для того, чтобы выпустить сложных детей-билингвов с чистой речью в школу учителю-логопеду придется приложить существенно больше усилий, чем для детей в обычных логопедических случаях. Причем положительный результат возможен только совместными усилиями логопеда, родителей, воспитателей и психолога.
В школе у таких детей с высокой долей вероятности могут возникнуть трудности в изучении языка и письма, и для достижения хороших результатов этим детям в целом предстоит трудиться много больше своих одноклассников.
Пока ребенок в детском саду готовится к школе, у педагогов и родителей есть время для того, чтобы помочь ребенку в школьном будущем. Усилия, затраченные нами сегодня, много меньше тех, которые потребуются, если упустить предоставленную нам возможность.
Источник
Обучение детей с речевыми нарушениями английскому языку
Обучение детей с речевыми нарушениями английскому языку
Перед учителями школы, в частности, перед учителями иностранного
языка, стоит вопрос — чему и как учить таких детей? Стоит ли им
вообще изучать иностранный язык? Ведь для ряда детей с ТНР характерны
низкая работоспособность и повышенная утомляемость, неорганизованность и склонность к нарушениям дисциплины (вследствие повышенной
импульсивности и гиперактивности), ослабленная память, низкий
образовательный уровень. Кроме вышеперечисленных особенностей
существуют также и «трудности в звуковом анализе, нарушенный
фонематический слух. Они нечетко воспринимают обращенную речь, не
дифференцируют сходные звуки» и т. д. Способны ли они выучить
иностранный язык в объеме школьной программы?
Да, это возможно, но при условии смещения акцента в постановке целей с
точки зрения практического владения языком — на общее развитие детей. На
первое место должна быть поставлена задача развития мышления детей,
памяти, речи, активизация их познавательной деятельности, обогащение их
знаниями об окружающем мире, чему иностранный язык способствует как
никакой другой предмет. Практическое владение языком становится не целью, а действенным средством решения этой задачи. Планируя конечный уровень практического владения языком, нужно исходить из того, что речь детей с тяжелыми нарушениями речи на родном языке небогата по лексическому объему и порой грамматически неправильна, следовательно, грамматически сложно построенную речь на чужом языке им не освоить, так как степень обученности иностранному языку зависит от общего уровня развития ребенка. Но это не значит, что таких детей нельзя обучить иностранному языку, они смогут говорить на другом языке, но на уровне своего развития.
Дети с ТНР имеют нарушенные задатки к развитию языковой способности.
Это нарушение речедвигательного и рече-слухового анализаторов. Дети
страдают дисграфией, дислексией, моторной и сенсомоторной алалией,функциональная незрелость коры головного мозга. Не вдаваясь далее в медицинские термины, дети с такими нарушениями имеют:
1 скудный словарный запас
2 пониженную способностью к восприятию речевых звуков
3 дефекты произношения
4 аграмматизм
Нарушение речи часто сопровождается также и нарушением психических
процессов. Например:
1 неустойчивость внимания (мерцающее внимание)
2 двигательная расторможенность
3 эмоциональная неустойчивость
Цель изучения иностранных языков в классах коррекции
Основная цель изучения иностранных языков в таких классах —
развивающая, «не знания, а развитие». На уроках иностранного языка
необходимо развивать у учащихся:
• память
• речь
• восприятие
• мышление
• кругозор
Сложные конструкции и клише… — такими учащимися не будут усвоены,
так как у них очень низкий уровень развития родного языка. Возможно,
проводить такую работу лишь с целью ознакомления.
Ошибки — не исправлять. Составил ученик «винегрет» — хорошо, я тебя
поняла. Оценка — вербальная, с позитивным уклоном. Необходимо поддерживать отношение благоговейности к иностранному языку.
Приоритетные виды деятельности на уроках иностранного языка
Приоритетным видом деятельности являются:
• чтение, а также умение пользоваться словарем;
• игра как двигательная активность, сопровождающаяся языковым
материалом;
• развитие моторики через интегрированные уроки —
иностранный язык + музыка
иностранный язык + рисование
иностранный язык + труд
Рекомендации для проведения уроков иностранного языка
• Создание благоприятного психологического климата (комфорта) на
уроке.
• Предупреждение утомляемости (паузы, смена видов работы, песни,
считалки).
• Частая повторяемость учебного материала:
Учитель класс ученик 1, ученик 2 …(начиная с сильного ученика).
• Обязательное использование наглядности на уроке (яркая, четкая,
разные варианты одного и того же слова).
• Обучение через игру (обязательно на каждом уроке и желательно не
одна).
• Введение материала небольшими порциями в контексте.
• Поощрение малейшего прогресса + вербальная оценка.
• Домашние задания лучше не задавать, так как это вызывает негативную
реакцию и дети выполняют его очень редко в этих классах.
Что необходимо знать и выполнить учителю-предметнику для работы в коррекционных школах:
Учитель иностранного языка может составить собственную программу для
обучения таких классов или внести изменения в общеобразовательную
программу. Эта программа утверждается на школьном МО или на школьном
педсовете.
Учитель имеет право:
• уменьшить объем изучаемой лексики;
• выбрать для предъявления легко запоминающиеся конструкции по
грамматике;
• подобрать упрощенные тексты;
• снизить требования к изучению иностранного языка.
Необходимо оценивать учащихся не столько по достигнутым результатам, а за старание и усилия учащихся.
Не стоит расстраиваться, когда дети не запоминают слова с первого раза,
не могут правильно произнести звук или слово, не понимают грамматический
материал.
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что дети с
нарушениями речи требуют к себе особого внимания, понимания их проблемы, терпения учителя и помощи всех, кто с ними работает Современный период развития системы дошкольного образования и воспитания характеризуется большим интересом к раннему обучению иностранным языкам, в частности — английскому.
Источник
Особенности обучения иностранному языку детей с ОВЗ
Обучение детей с ОВЗ иностранным языкам имеет свою специфику. Часто даже родной язык у детей с особенностями развития вызывает трудности при обучении. Как же научить иностранному языку детей с ОВЗ? Предусмотрен ли иностранный язык, как один из основных предметов в учебном плане адаптированной основной общеобразовательной программы?
Учителя при обучении особенных детей сталкиваются с рядом проблем: нарушения развития речи, внимания, поведения, эмоционально-волевой сферы. Нередко у детей с ОВЗ наблюдается повышенная возбудимость, трудности коммуникации, чрезмерная двигательная активность, низкий темп деятельности и т. д.
Несмотря на данные трудности, дети с ОВЗ проявляют интерес к изучению иностранного языка. Им интересно изучение другой культуры. Если в классе есть обучающийся с ОВЗ, то задачей школы становится создание индивидуализированной благоприятной среды, использование эффективных образовательных технологий, создающих ситуацию успеха у ребенка. Знание основ иностранного языка дает детям возможность социализироваться, стать более самостоятельными в общении со сверстниками, расширить кругозор. Создание «безбарьерной» образовательной среды при обучении иностранному языку детей с ограниченными возможностями здоровья начинается с создания благоприятного микроклимата, способствующего достижению всеми учащимися класса академических результатов.
Информацию о специфике примерных адаптированных программ для детей с ОВЗ можно найти в следующих нормативных актах:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598);
- Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (www.fgosreestr.ru),
Различные варианты примерных адаптированных программ предполагают в обязательной части учебного плана определенное количество часов на изучение предмета учебного предмета «Иностранный язык».
Например, примерные программы для детей с задержкой психического развития, тяжелыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра по варианту 1 предполагают, что обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников с нормальным развитием, находясь в их среде и в те же сроки обучения. Срок освоения данных АООП НОО составляет 4 года. Обязательные предметные области учебного плана и учебные предметы соответствуют ФГОС НОО.
Таким образом, количество часов иностранного языка для детей с ОВЗ, которые учатся по вариантам 5.1, 7.1, 6.1, 8.1 стандартно и составляет 2 часа в неделю.
Когда обучающиеся приносят заключение ПМПК, в котором прописан 2 вариант адаптированной программы, например, 5.2, 6.2,7.2, 8.2, то в обязательной части учебного плана количество часов на изучение иностранного языка может быть сокращено.
Рассмотрим вариант примерной адаптированной программы начального общего образования для детей с тяжелыми нарушениями речи. Учитывая возможное негативное влияние языковой интерференции для обучающихся с ТНР на I отделении обязательной частью учебного плана не предусматриваются часы на изучение учебного предмета «Иностранный язык». Обучение иностранному языку возможно на факультативных занятиях с обучающимися, речевые и психические возможности которых позволяют овладеть основами данного предмета. Изучение иностранного языка должно обеспечить подготовку обучающихся для продолжения образования на следующей ступени, развитие учебных и специальных умений, а также приобретение социокультурной осведомленности в процессе формирования коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности. Для изучения иностранного языка возможно использовать и часы внеурочной деятельности. В учебном плане внеурочной деятельности возможно предусмотреть занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные (например: «История и культура родного края» и др.), для факультативного изучения отдельных учебных предметов (например: факультатив «Иностранный язык» для обучающихся на I отделении и др. за счет введения в направления внеурочной деятельности).
На II отделении урок иностранного языка предусмотрен со 2 класса 1 раз в неделю.
Учебный предмет «Иностранный язык» для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи обеспечивает формирование коммуникативной культуры обучающихся, способствует их общему речевому развитию, расширению кругозора и воспитанию. При изучении иностранного языка дети должны научиться:
- работать с текстом, опираясь на умения, приобретённые на уроках родного языка (прогнозирование содержания текста по заголовку, данным к тексту рисункам, списывание текста, выписывание отдельных слов и предложений из текста и т. п.);
- овладеть разнообразными приёмами раскрытия значения слова, используя словообразовательные элементы; синонимы, антонимы; контекст;
- овладеть общеречевыми коммуникативными умениями, например, начинать и завершать разговор, используя речевые клише; поддерживать беседу, задавая вопросы и переспрашивая;
- уметь осуществлять самоконтроль, самооценку;
- уметь самостоятельно выполнять задания с использованием компьютера (при наличии мультимедийного приложения).
Для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) также предусмотрен иностранный язык в обязательной части учебного плана, но начиная с 3 класса. Предполагается, что у обучающихся с РАС в результате изучения иностранного языка будут сформированы первоначальные представления о роли и значимости иностранного языка в жизни современного человека и поликультурного мира. Обучающиеся с РАС приобретут начальный опыт использования иностранного языка как средства межкультурного общения, как нового инструмента познания мира и культуры других народов, осознают личностный смысл овладения иностранным языком. На его изучение отводится 1 час в неделю. Специфика обучения иностранному языку детей с РАС заключается в максимальной индивидуализации процесса обучения, активного включения ребенка в урок.
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата нередко встречаются в массовой школе и успешно проходят обучение по адаптированным программам. По сравнению с Примерным учебным планом АООП начального общего образования обучающихся с НОДА, в классах для детей с НОДА и ЗПР предлагается ввести только 1 час иностранного языка, т. к. двигательные нарушения разной степени выраженности и задержка психического развития, осложненные дизартрическими нарушениями, ОНР, нарушениями зрения и/или слуха затрудняют освоение основ иностранного языка. Иностранный язык может изучаться в игровой форме, как развивающий языковые возможности обучающихся. Решение об изучении учебного предмета «Иностранный язык» принимается образовательной организацией исходя из психофизических особенностей обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата и задержкой психического развития. В случае исключения данного предмета из учебного плана, освободившийся час может быть добавлен на изучение какого-либо предмета из обязательной части учебного плана. При наличии запросов участников образовательных отношений и отсутствии указанного предмета в учебном плане образовательная организация предоставляет обучающимся возможность изучать иностранный язык факультативно или в рамках внеурочной деятельности. Изучать иностранный язык дети с НОДА начинают со 2 класса.
Изучение учебного предмета «Иностранный язык» детьми с задержкой психического развития начинается со 3-го класса. На его изучение отводится 1 час в неделю. В процессе обучения иностранному языку дети с задержкой психического развития в начальной школе обучающиеся знакомятся: с названиями стран изучаемого языка; с некоторыми литературными персонажами популярных детских произведений; с сюжетами некоторых популярных сказок, а также небольшими произведениями детского фольклора (стихами, песнями) на иностранном языке; с элементарными формами речевого и неречевого поведения, принятого в странах изучаемого языка.
Таким образом, изучение иностранного языка неотъемлемая часть обучения детей с ОВЗ. Перед педагогами стоит непростая задача обеспечить создание наиболее адекватных условий для подлинного и полноценного включения и участия данных детей в образовательный процесс.
- Автор — Сафиулина Нурия Романовна
- 01.10.2020
- Все консультации автора
Источник