Можно ли у мусульман быть на кладбище при месячных
Содержание статьи
Посещение кладбища во время месячных
Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику. Благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему осветить наши сердца для истины и даровать нам благословение в этом мире и в Судный День. Амин.
Вначале разберём вопрос относительно посещения могил женщинам.
В первые дни ислама посещать могилы было запрещено и мужчинам, и женщинам. Обоснованной тому причиной были подозрения, что арабы, только принявшие ислам и очистившиеся от язычества, сочтут право на посещение могил еще и разрешением проводить там ритуалы поклонения могилам.
Когда исламское мировоззрение таухида (единобожия) прочно утвердилось в сознании мусульман, причин для таких опасений уже не было. Соответственно, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) снял этот запрет и даже стал поощрять мусульман к посещению могил из-за очевидной пользы от этих посещений. Передает Саубан, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«В прошлом я запрещал вам посещать могилы, но теперь посещайте их, ибо это напомнит вам о грядущем мире» (Ибн Маджа).
Поскольку Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал об этом в общих словах, ученые разошлись во мнении по поводу точного толкования его изречения. Одни ученые (из них Имам Абу Ханифа) говорят, что это разрешение касается как мужчин, так и женщин, поскольку Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) никогда не указывал, что это разрешение касается только мужчин.
Также передает имам Муслим от Барида, что Аль-Хайр Ар-Раад сказал:
«Если посещение могил (кладбищ) возобновляет страдания и слезы, и все то, что влечет за собой обычаи оплакивания усопших, тогда запрещено посещать могилы женщинам, и на это указывает хадис:
«Аллах проклял женщин, посещающих могилы».
Но если их посещают для назидания и сожаления, тогда можно».
Также Ибн Кудама передает от имама Ахмада, что нет порицания («макрух») в посещении могил женщинами, и в доказательство приводит хадис Саубана. Хадис несёт общий смысл, в нем Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) обратился как к мужчинам, так и к женщинам.
Однако другие ученые заявили, что к женщинам это разрешение не относится и им запрещено посещать могилы. Они подкрепляют свое мнение другим изречением Пророка (да благословит его Аллах и приветствует):
«Аллах проклял женщин, которые посещают могилы» (Ат-Тирмизи).
Также первая группа ученых подкрепляет свое мнение хадисами о том, что женщинам разрешено посещать могилы. Один из них передан в сборнике хадисов «Сахих» Аль- Бухари. Он гласит, что однажды Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) увидел женщину, которая плакала над могилой. Он посоветовал ей быть терпеливой. Однако нигде не упомянуто, что он сказал ей, что женщинам запрещено посещать могилы. Следовательно, если бы посещение могил было харам (запрещенным) для женщин, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал бы ей об этом.
Что касается хадиса, который приводит в поддержку своего мнения вторая группа ученых, то первая группа ученых истолковывает его так, что он касается тех женщин, которые часто посещают могилы для причитания и стенания.
Это толкование выглядит более правдоподобным, если учесть, что арабы-язычники нанимали людей (обычно женщин) для того, чтобы те совершали ритуал причитания и стенания на могилах.
Мнение второй группы ученых подтверждают и сведения, переданные Аишей. Когда кто-то высказался против того, чтобы она посещала могилу брата, она сказала, что этот запрет действовал только в первые дни распространения ислама, а впоследствии Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) это разрешил. Считают, что точно так же полагала и Умм Атиййя, которая сказала: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) никогда строго не запрещал женщинам посещать могилы».
В заключение нужно заметить, что вопрос о посещении женщинами могил был предметом споров между учеными прошлых эпох. Проверив различную информацию по этому поводу, имам Аль-Куртуби пришел к выводу, что женщины могут посещать могилы, но при этом обязаны воздерживаться от причитаний и стенаний. Этого же мнения придерживаются имамы Хаджар и Аш-Шаукани.
Что касается женщин во время менструации, а также «джунуба», то на них распространяется такой же «хукм» (норма) как и на всех остальных, в вопросе посещения могил, поскольку нет доказательства, указывающего на разницу между ними.
Всевышний Аллах знает лучше.
Источник
Что можно и что нельзя мусульманке во время менструации
Менструация – естественное состояние созревшего женского организма. Это маточное кровотечение в течение от 3 до 7 дней, возникающее с определённой периодичностью – примерно раз в месяц (длительность цикла может меняться индивидуально от 21 до 45 дней).
В исламском праве различаются понятия хайд и истихада. Под хайдом понимается традиционная менструация. Истихада – это маточное кровотечение, которое не вписывается в менструальные циклы. Кроме того, к истихаде не относятся послеродовые кровотечения (нифас).
Отличия хайда от истихады:
1. Между циклами месячных должен быть промежуток не менее 15 суток.
2. Минимальный срок. По данному вопросу мнения различных богословских школ разнятся. По мнению ханафитов, менструация должна длиться не менее трёх суток. Богословы шафиитского мазхаба уверены, что наименьший срок хайда – сутки. Маликиты полагают, что месячными является даже одна капля крови, которая выделилась в период цикла.
3. Максимальный срок. По мнению богословов ханафитского мазхаба, менструальный цикл должен быть не более 10 суток, в то время как шафииты и маликиты считают, что наибольший срок хайда равняется 15 суткам.
Маточные кровотечения, которые не вписываются в вышеперечисленные рамки – это истихада. Например, если кровотечение длилось на протяжении часа, то по ханафитскому и шафиитскому мазхабу – это истихада, а по маликитскому – это относится к менструации. Соответственно, выделения, длившиеся на протяжении более десяти (по ханафитскому мазхабу) или пятнадцати (по маликитскому и шафиитскому) дней так же относятся к истихаде.
Эти ограничения носят условный характер, так как каждый организм имеет свои уникальные особенности. Поэтому женщине стоит самостоятельно определить границы менструации и истихады.
Совершение намаза в период хайда и истихады
В период менструации женщина находится в состоянии ритуального осквернения, и ей запрещено совершать намаз. Кроме того, ей не нужно восполнять пропущенные молитвы после окончания хайда.
В случае истихады женщине нужно совершать намазы. Но из-за постоянных выделений, которые портят омовение, женщина в подобной ситуации относится к категории «мазур» (оправдываемая).
В связи с этим необходимо выполнить ряд рекомендаций:
- использовать предметы, способствующие уменьшению выделений (прокладки, тампоны);
- предпринять действия, способные уменьшить кровотечение (совершение намаза сидя, медлительность при выполнении движений во время молитвы), но при условии, что они реально уменьшают выделения;
- по возможности сохранять одежду чистой.
Женщина становится оправдываемой в случае, если выделения продолжаются в течение времени хотя бы одной обязательной молитвы. Например, с момента начала магриба (ахшам-намаза) и до наступления времени иша (ясту-намаза). После окончания истихады женщина прекращает быть мазур с того момента, как время отсутствия выделений будет равным периоду одного фард-намаза. Если же спустя некоторое время кровотечение вновь появится, то женщина снова станет оправдываемой, как только её выделения будут продолжаться в течение временного промежутка одной обязательной молитвы.
В состоянии мазур женщина вправе совершить омовение один раз и с ним выполнить одну обязательную молитву и несколько дополнительных. Даже если выделения происходят во время совершения ракаатов. Если женщина читает за один временной промежуток несколько обязательных намазов (например, по причине того, что не сделала это вовремя), она вправе прочитать все пропущенные молитвы с одним гуслем или тахаратом. Когда мусульманка совершает все намазы в строго отведённое время, то перед каждой обязательной молитвой нужно обновить омовение.
При этом женщине в таком состоянии следует минимизировать временной промежуток между тахаратом и намазом. Иными словами, ей нужно начать молиться сразу же после омовения, не отвлекаясь на какие-либо иные дела. Задержки времени допустимы лишь для приготовления к молитве – переодевания, расстилания коврика и т.д. По мнению некоторых богословов, если женщина в данном состоянии после омовения и до намаза совершила что-либо, не имеющее отношение к молитве, то её ритуальное очищение считается недействительным (примеры таких действий: попила воду, написала SMS, поговорила с кем-то о мирском и т.п.).
Запреты во время месячных (хайда)
1. Намаз. Женщинам во время менструации запрещено молиться, причём после окончания хайда пропущенные намазы восполнять не нужно.
Пророк Мухаммад (с.г.в.), обращаясь к своей дочери Фатиме (р.а.), сказал: «Когда у тебя месячные, то не совершай намаз, а когда они прекратятся, соверши гусль и начинай молиться» (Бухари, Муслим).
2. Соблюдение поста. Ещё одним послаблением можно считать запрет держать уразу, поскольку мусульманка в период хайда пребывает в состоянии ритуального осквернения. Но, в отличие от намаза, пропущенные дни поста всё же нужно будет восполнить до следующего месяца Рамазан.
Однажды Заключительный посланник Аллаха (с.г.в.) обратился к женщинам со словами: «Разве верующая не должна прекратить совершение молитвы и соблюдение поста во время месячных?» На что они ответили ему: «Да». После чего он им сказал: «Это и есть несовершенство (женщин) в делах религии» (Бухари, Муслим).
3. Посещение мечетей. При наступлении менструации мусульманкам нежелательно посещать мечети. Милость миров Мухаммад (с.г.в.) наставлял: «Пусть девушки, и находящиеся за занавесками (в данном случае подразумеваются девушки на выданье – прим. Islam.Global), и те, у которых меcячные, участвуют в хороших деяниях и совершениях дуа Господу миров. Но тем, у кого хайд, желательно не посещать мечети» (Бухари).
Однако такого мнения придерживаются не все богословы. В среде мусульманских учёных имеется точка зрения, что, если у женщины есть острая необходимость посещать мечеть, то она может это делать. Например, если она работает в «Доме Аллаха». Но в этом случае ей следует максимально остерегаться осквернения места поклонения и использовать современные средства гигиены.
4. Обход вокруг Каабы. Однажды Посланник Всевышнего (с.г.в.) отправился вместе с Аишей (р.а.) в Мекку для совершения хаджа. Но в пути у неё началась менструация. Узнав об этом, Пророк (с.г.в.) обратился к ней: «Совершай всё, что положено паломнику, но не обходи Дом (т.е. Каабу – прим. ред.)» (Бухари, Муслим).
5. Прикосновение к Священному Корану и чтение сур. В данном случае подразумевается Книга Аллаха с оригинальным текстом на арабском языке. Чтение перевода на русском, турецком или других языках не возбраняется. Но в некоторых случаях читать Коран на арабском языке всё же дозволяется:
- если аяты применяются в качестве дуа к Всевышнему;
- для Его восхваления и поминания;
- во время получения образования (если женщина учится читать суры в медресе или самостоятельно);
- перед тем как приступить к какому-либо важном делу.
6. Интимная близость. Женщинам во время менструации категорически запрещается заниматься сексом со своими мужьями. В данном случае следует понимать, что речь идёт именно о половом акте. Как таковые прикосновения, например, объятия, дозволены, если они не ведут к сексуальной близости.
В одном из хадисов, передаваемом со слов Аиши (р.а.), говорится: «Когда у меня была менструация, он велел мне одеть изар (женская одежда, прикрывающая половые органы – прим. Islam.Global), а затем прикасался ко мне» (Бухари, Муслим).
При этом супругам в период, когда у жены хайд, разрешается спать рядом, на одной кровати. Пророк (с.г.в.) спросил у Аиши (р.а.): «У тебя месячные?» На что она ответила: «Да». И тогда Он позвал её и уложил рядом с собой» (Бухари, Муслим).
7. Развод. Во время менструации женщинам запрещено разводиться со своими мужьями. Если же муж всё-таки произнёс талак, то он считается действительным, но в данной ситуации он обязан вернуть жену.
Прерывистая менструация
У женщин бывает и такое, что менструальный цикл может прерываться на определённый срок, а затем вновь возобновляться. Как быть в данной ситуации?
Если у женщины имел место перерыв более чем на сутки и отсутствовали кровянистые выделения, то женщина считается очистившейся. Если же спустя указанный промежуток времени кровянистые выделения опять появились, то это считается менструацией.
Рассмотрим на конкретном примере. У женщины три дня были обычные кровянистые выделения. На четвёртый день они исчезли и отсутствовали ровно сутки. На пятый день вновь появились и длились ещё три дня.
В описанном случае четвёртый день считается чистым, то есть в этот день женщина может совершать намаз, читать Коран и так далее. Остальные дни – это менструация. Если же выделения на четвёртый день отсутствовали не сутки, а пару часов, то и этот день будет считаться периодом хайда.
Полным окончанием цикла менструации считается момент, когда у женщины полностью исчезают кровянистые выделения, а остаются лишь прозрачные.
После окончания менструации женщине обязательно нужно совершить полное омовение (гусль), чтобы очиститься от состояния ритуального осквернения. Только после этого, она может молиться, читать Коран и притрагиваться к Священной Книге. Без полного омовения ей разрешено лишь соблюдать пост, но и в этом случае лучше очиститься.
Источник
Почему нельзя ходить на кладбище во время месячных у мусульман
Мусульманские кладбища – это специальная территория (участок земли) для захоронения умерших, придерживавшихся в жизни исламской религии; при этом не имеет значения их расовая или национальная принадлежность.
Особенностью мусульманских кладбищ является то, что они, как правило, находятся за чертой населённого пункта и окружены забором, служащим ограждением от животных.
Следует помнить об умерших родственниках, посещать их могилы, просить прощения за их грехи. Следует также по возможности ухаживать за могилами всех других мусульман, приучать к этому своих детей и родственников.
Хоронить мусульманина на немусульманском кладбище, а немусульманина – на мусульманском строго запрещено.
Требования в отношении мусульманского кладбища:
1. На мусульманском кладбище не могут быть захоронены представители других религий.
2. Выделение на мусульманском кладбище отдельного участка для захоронения членов одной семьи допускается, если это не ведёт к затруднениям при захоронении других людей.
3. Между могилами на кладбище необходимо предусмотреть проходы, чтобы люди, посещающие кладбище, могли легко подходить к могилам, не переступая и не наступая на соседние могилы мусульман. Не следует также сидеть на могилах верующих.
4. Могила сооружается таким образом, чтобы было возможным положить в неё умершего лицом в сторону Каабы.
5. Рекомендуется, чтобы могила была скромной, на могильном камне (плите) указывают имя того, кто в ней похоронен.
Обычно, придя на кладбище, приветствуют мусульман, похороненных на нём, следующими словами:
В хадисе, переданном Ибн Аббасом, сказано:
Мусульманам, проходящим по кладбищу, желательно читать суры из Корaна, ибо умершему приносят пользу многие добрые деяния мусульман, если их совершают с намерением передать вознаграждение за них умершему. К таким благодеяниям относятся милостыня (садака), намаз и др. Обо всём этом более подробно мы расскажем ниже.
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) советовал нам посещать кладбища, т. к. это напоминает о смерти и Конце Света. При посещении могил нельзя совершать такие греховные деяния, как потреблять спиртное, ставить свечи и т. п.
Сидеть на могиле мусульманина и наступать на неё Шариат запрещает. В соответствии с этим же нежелательно и ложиться на неё.
Однако при возникновении необходимости, например, если невозможно дойти до могилы родственника или другого, которого вы хотите посетить, кроме как путём перехода через другие могилы, тогда это не возбраняется.
Не возбраняется и ходить между могилами в обуви. Если на обуви имеются нечистоты, то нежелательно в них переходить через могилы.
Испускать мочу возле могилы возбраняемо, а делать это на могилу – запрещено. Также греховно (харам) справлять малую нужду на землю, которая смешалась с частями тела покойного.
Человек отправился к женщине и рассказал ей обо всём случившемся. Она перестала плакать, сняла траурную одежду и в качестве милостыни за душу своего сына отдала ему тысячу серебряных монет.
Посещать кладбище мужчинам не запрещено, напротив, им желательно делать это. Наилучшим и наиболее вознаграждаемым временем для посещения кладбищ (аз-зияра) является время после совершения предвечерней молитвы аль-аср в четверг, вечер в пятницу, весь пятничный день и утро субботнего дня. Некоторые учёные считают, что вечер с воскресенья на понедельник тоже является хорошим временем для посещения могил усопших.
Что касается женщин, то им разрешается посещать кладбище самостоятельно, если оно находится в пределах населённого пункта. Если же оно находится за его пределами, тогда посещение его разрешается лишь в присутствии дозволенного Шариатом мужчины и при условии, что это посещение совершается к могилам пророков, богословов, святых (авлия), а также близких родственников. Посещение женщинами могил тех, кто не входит в этот перечень, является нежелательным (караха) даже в пределах данного населённого пункта.
Помимо того, для женщин, намеревающихся посетить могилы, существуют определённые условия, а именно: необходимо иметь разрешение мужа или опекуна, быть одетой только в дозволенную Шариатом одежду, не вести на кладбище разговоров о мирском, не рыдать и не смешиваться с мужчинами. При несоблюдении перечисленных условий посещать кладбища женщинам запрещается.
Согласно хадису Пророка (мир ему и благословение), тех из женщин, которые нарушают вышеуказанные условия и всё-таки посещают кладбища, постигает проклятие. Выражаясь кратко, смысл посещения кладбищ и могил заключается в том, чтобы обратиться ко Всевышнему с мольбой об усопших, почитать, по возможности, Коран и вспомнить о грядущей смерти.
Если женщинам дозволяется посещать кладбища, только соблюдая эти условия, то как же быть с теми из них, кто в одиночку разъезжают по всему миру с целью торговли?! Да поможет Всевышний женщинам довольствоваться тем, чем их обеспечивают мужчины, и оставаться дома!
Может, не совсем к теме, но вполне уместно, думаю, упомянуть и о трауре женщины. Нередко встречаешь в праздничный день Уразы на кладбище женщин, которые годами не снимают траур. Согласно Шариату, женщине, даже если умер её отец, брат, сын, запрещено (харам) носить траур более трёх дней, кроме случаев, когда умер её муж. Такая женщина по Шариату обязана соблюдать траур в течение четырёх месяцев и десяти дней.
Дорогие сёстры по вере! Не делайте этот праздничный день увеселением шайтана, следуйте требованиям Ислама, на могилах не рыдайте, одевайтесь согласно нормам Ислама. Для вас будет лучше, если вы станете следовать указанному Пророком(мир ему и благословение) его пути, отстраняясь от пути сатаны.
Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику. Благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему осветить наши сердца для истины и даровать нам благословение в этом мире и в Судный День. Амин.
Вначале разберём вопрос относительно посещения могил женщинам.
В первые дни ислама посещать могилы было запрещено и мужчинам, и женщинам. Обоснованной тому причиной были подозрения, что арабы, только принявшие ислам и очистившиеся от язычества, сочтут право на посещение могил еще и разрешением проводить там ритуалы поклонения могилам.
Когда исламское мировоззрение таухида (единобожия) прочно утвердилось в сознании мусульман, причин для таких опасений уже не было. Соответственно, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) снял этот запрет и даже стал поощрять мусульман к посещению могил из-за очевидной пользы от этих посещений. Передает Саубан, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
Поскольку Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал об этом в общих словах, ученые разошлись во мнении по поводу точного толкования его изречения. Одни ученые (из них Имам Абу Ханифа) говорят, что это разрешение касается как мужчин, так и женщин, поскольку Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) никогда не указывал, что это разрешение касается только мужчин.
Также передает имам Муслим от Барида, что Аль-Хайр Ар-Раад сказал:
«Если посещение могил (кладбищ) возобновляет страдания и слезы, и все то, что влечет за собой обычаи оплакивания усопших, тогда запрещено посещать могилы женщинам, и на это указывает хадис:
Но если их посещают для назидания и сожаления, тогда можно».
Также Ибн Кудама передает от имама Ахмада, что нет порицания («макрух») в посещении могил женщинами, и в доказательство приводит хадис Саубана. Хадис несёт общий смысл, в нем Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) обратился как к мужчинам, так и к женщинам.
Однако другие ученые заявили, что к женщинам это разрешение не относится и им запрещено посещать могилы. Они подкрепляют свое мнение другим изречением Пророка (да благословит его Аллах и приветствует):
Что касается хадиса, который приводит в поддержку своего мнения вторая группа ученых, то первая группа ученых истолковывает его так, что он касается тех женщин, которые часто посещают могилы для причитания и стенания.
Это толкование выглядит более правдоподобным, если учесть, что арабы-язычники нанимали людей (обычно женщин) для того, чтобы те совершали ритуал причитания и стенания на могилах.
В заключение нужно заметить, что вопрос о посещении женщинами могил был предметом споров между учеными прошлых эпох. Проверив различную информацию по этому поводу, имам Аль-Куртуби пришел к выводу, что женщины могут посещать могилы, но при этом обязаны воздерживаться от причитаний и стенаний. Этого же мнения придерживаются имамы Хаджар и Аш-Шаукани.
Что касается женщин во время менструации, а также «джунуба», то на них распространяется такой же «хукм» (норма) как и на всех остальных, в вопросе посещения могил, поскольку нет доказательства, указывающего на разницу между ними.
Скажите, девушкам, женщинам ходить на кладбище макрух (нежелательно) или харам (запрещено)? Йолдыз.
Запрет на посещение кладбищ некоторое время имел место быть при Пророке (да благословит его Всевышний и приветствует). Затем, когда закрепилась вера в сердцах людей, а также осознание мирского и вечного, посланник Всевышнего заявил об отмене данного запрета и допустимости посещения могил. Разрешение это, по мнению большинства мусульманских ученых, касалось как мужчин, так и женщин[1].
Также достоверно известно, как однажды пророк Мухаммад увидел на кладбище женщину, которая плакала над могилой своего ребенка. Он призвал ее проявить терпение и не терзать себя. При этом посланник Всевышнего ничего не сказал о запрете посещения могил женщинами, никак не упрекнул ее по этому поводу[4].
Исходя из вышеупомянутого, когда женщина посещает могилы своих умерших родственников, желая почтить их память, помолиться за них и получить назидание от атмосферы кладбища (таинства жизни и смерти), тогда это в полной мере канонически допустимо[5].
Итак, посещение женщинами кладбищ и могил однозначно не является запретным (харам).
Я раз в год приезжаю на свою родину навестить родных. Считаю своим долгом посетить могилы близких. Но иногда это совпадает с наступлением у меня менструации. Ждать, пока она закончится, времени не бывает, так как нужно уезжать обратно. Скажите, пожалуйста, имеет ли женщина право посещать кладбище во время менструации? Рудана.
Да, конечно же, имеет полное право.
Могут ли женщины участвовать в похоронных процессиях?
Во-первых, советую учитывать те обычаи относительно посещения кладбищ, которые сложились у разных мусульманских народов. С точки зрения канонов, народные обычаи должны приниматься во внимание (безусловно, если они не вступают в явное и резкое противоречие с основами веры и религиозной практики), особенно когда нет однозначного положения по тому или иному вопросу в Коране и Сунне.
Подавляющее большинство исламских богословов говорило о том, что участие женщин в похоронной процессии является нежелательным (макрух танзихэн), но это допустимо и регулируется в соответствии с обстоятельствами[11].
Женщины, сопровождающие похоронную процессию вместе с мужчинами, должны идти позади[12].
О смерти и похоронах по Исламу читайте здесь.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. (2000). Т. 4. С. 191.
[3] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 191; Шальтут М. Аль-фатава [Фетвы]. С. 220.
[4] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 382, хадис № 1283.
[5] См., например: Шальтут М. Аль-фатава [Фетвы]. Каир: аш-Шурук, 2001. С. 220, 221.
[6] Среди тех, кто говорил об этом, обосновывая свое мнение упоминаемым хадисом, был и имам аль-Куртуби. См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 191.
[8] См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 328, хадис № 1057 и пояснение к нему.
[9] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 381, хадис № 1278.
[11] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 187; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 4. Ч. 7. С. 2.
[12] См.: Ибн Абу Шейба А. Аль-мусаннаф фи аль-ахадис ва аль-асар. Т. 3. С. 170, глава № 9, раздел № 71, хадис № 4.
Можно ли женщине посещать кладбище?
Можно ли по исламу женщине посещать кладбище?
Для начала приведем несколько хадисов, в которых поощряется посещение могил и кладбищ.
Что же касается женщин, то есть хадисы, которые запрещают им посещение могил.
Так, например, в одном из хадисов от от Абу Хурайры (да будет им доволен Аллах) Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) проклял женщин посещающих могилы (Ибни Маджа, Джанаиз, 49).
Одной из причин этого запрета является то, что женщины, по природе своего сотворения, весьма эмоциональные создания, поэтому им не всегда просто сдержать свои чувства и вести себя на кладбище согласно канонам Ислама. Они могут начать громко плакать, рвать все на себе все от боли утраты и тд.
Большинство ученых ханафитского, маликитского и часть богословов ханбалитского мазхабов высказывали мнение, что женщине дозволено посещение могил. Потому как запрет посещения могил женщинами, пришелся на момент запрещения могил для всех, и соответственно перестал действовать, когда Благословенный Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) разрешил это делать.
Также существует придание переданное Абдуллой ибн Абу Мулайка, который встретив Благословенную Аишу (да будет ею доволен Аллах) спросил, откуда она идет.
Но что Аиша (да будет ею доволен Аллах) ответила:
– Ходила на могила к своему брату Абдур-Рахмана.
– Разве Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не запретил это делать?
Источник