Можно ли стать священником если был женат
Содержание статьи
Возможно ли в искл. случаях рукоположение человека, женатого на разведенной?
Автор
Тема: Возможно ли в искл. случаях рукоположение человека, женатого на разведенной? (Прочитано 8536 раз)
0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.
Уважаемые отцы. Скажите пожалуйста! Имеют ли место быть такие случаи,когда рукополагали человека. женатого на разведенной? Известно, что каноны по этому поводу однозначно говорят » НЕТ» ! Однако случаются разные ситуации! у меня лично ситуация такова: Бывший муж ее, изменял , пил и бил…Из за чего она решила развестись. Венчаны они не были! Теперь как быть?! она желает стать супругой будущего священника, которого полюбила! как быть?
Это у архиереев надо спрашивать, имеют ли место такие случаи. Но если такое и случится, то будет большой соблазн для паствы этого будущего священника. Жена священника должна быть девственницей до женитьбы — это, кстати, один из вопросов, на который отвечает ставленник на ставленнической исповеди.
А я вот за рукоположение, да и вл. Николай приснопамятный такое допускал, но только в дьякона, без притензий на священство.
В этом золотая середина, на мой взгляд. И человек при храме и таинств не совершает.
А я вот за рукоположение, да и вл. Николай приснопамятный такое допускал, но только в дьякона, без притензий на священство.
В этом золотая середина, на мой взгляд. И человек при храме и таинств не совершает.
Золотая середина: жениться и вместе с женой быть нормальными прихожанами: и при храме и таинств не совершают
Но повторюсь: нашего мнения архиереи не спрашивают при принятии решений.
Золотая середина: жениться и вместе с женой быть нормальными прихожанами: и при храме и таинств не совершают
Но повторюсь: нашего мнения архиереи не спрашивают при принятии решений.
Ну,да это мы так, развлекаемся. Игра называется:побудь 5 минут архиереем.
Просто опыт говорит, что такое(женаты и при храме) редко бывает, человеку сложно удержаться.
Да и зависит он от настоятеля, а тут хотя бы указ есть. так просто не выгонишь.
Однако, это всё субъективные оценки.
Это у архиереев надо спрашивать, имеют ли место такие случаи. Но если такое и случится, то будет большой соблазн для паствы этого будущего священника.
А какой, интересно, соблазн может быть для паствы?..
Многие ли у нас вообще знают подобные каноны?
Если какой-то архиерей согласится их рукоположить, а потом супруги не будут афишировать детали прошлого, то ничего и не будет, никаких соблазнов.
А какой, интересно, соблазн может быть для паствы?..
Многие ли у нас вообще знают подобные каноны?
Если какой-то архиерей согласится их рукоположить, а потом супруги не будут афишировать детали прошлого, то ничего и не будет, никаких соблазнов.
Довольно многие знают. Ну а если исходить из практики «ничего не афишировать», тогда можно рукополагать всех подряд: и второбрачных, и голубых (лишь бы не афишировали) — только для кого тогда каноны писались?
Но повторюсь — мы ведём пустой разговор, архиереи вряд ли нас читают и на бороду мотают
архиереи вряд ли нас читают и на бороду мотают
А вот, кстати, зря Вы так думаете. Один архиерей на форуме есть
Думаю,что некоторые тоже просматривают)))
Довольно многие знают. Ну а если исходить из практики «ничего не афишировать», тогда можно рукополагать всех подряд: и второбрачных, и голубых (лишь бы не афишировали) — только для кого тогда каноны писались?
Но повторюсь — мы ведём пустой разговор, архиереи вряд ли нас читают и на бороду мотают
ПОпробую объяснить.
Во-первых, все-таки есть существенная разница между второбрачием и, тем более, «голубизной», и женитьбой на разведенной в том случае, если сам женящийся вступает в брак первый раз и до того ни с кем интимной близости не имел. Во-вторых, каноны, в отличие от догматов, имеют часто значение временно-историческое, они могут меняться, устаревать, или приниматься новые (это вопрос церковной дисциплины и права, то есть относится не к базису, не к сути нашей веры, а к ее надстройке). Некоторые каноны, конечно, могут иметь значение вечное, как догматы. В таком случае стоит выяснить, почему этот канон должен быть приравнен к таковым. Наконец, в третьих, цель какнонов в отношении священства всегда была — выделить лучших. В наше время очень много случается неудачных браков, и прежние патриархальные отношения, в которых возможно было соблюдение тех правил, давно уже канули в небытие, поэтому в наших условиях можно подчас и поступиться блюдением канонической чистоты в подобных вопросах. Скажем, если б архиереем был я (из области фантастики, конечно ), то я согласился бы рукоположить такого кандидата.
Следует подумать при рукоположении о судьбе этой «матушки» — всё равно люди всё узнают, и отношение к второбрачной попадье будет сложным…
Следует подумать при рукоположении о судьбе этой «матушки» — всё равно люди всё узнают, и отношение к второбрачной попадье будет сложным…
Так что теперь, человека к престолу не пускать? Злые языки всегда найдут кому кости перемыть, неужели эти языки всерьез должны приниматься во внимание как фактор в деле рукоположения?
Шансы рукоположиться у Дмитрия, надеюсь, есть.
Шансы есть всегда, не было бы потом скорбно…
Случаев сколько угодно, сам знаю, и ваш самый невинный.
Все в руках Божиих, надо говорить с духовником или исповедальным священником,
с тем который будет писать на Вас характеристику Архиерею.
Источник
Как стать священником: кто может стать батюшкой и где учиться в России и странах СНГ, особенности обучения
В Евангелии от Иоанна 15:16 Иисус говорит о том, что не люди Его выбирают, а Он выбирает служителей для приношения плода.
Стать священником — это выбор жизни, который делается по Божьему призванию и добровольным отречением от земных радостей. Им может стать мужчина, который имеет богословское образование и рукоположенный в сан священнослужителя.
Что означает служение Богу
Священник — это не профессия или работа, которая длится 8 часов и далее жить личной жизнью. Служение Богу — полное посвящение себя людям в качестве верного Божьего слуги, готового в нужный момент стать помощником, посредником, духовным наставником, пастырем.
Читайте о священстве:
- Рукоположение во священника
- Батюшка, священник и поп — в чем разница
Возможно, кто-то мечтает стать батюшкой из-за достатка, так обилие приходит со временем, и не всякий приход может обеспечить священнику достойное содержание.
Батюшкам в быту приходится заниматься теми же делами, что и обычным людям, при этом у них постоянные форс-мажорные обстоятельства:
- кто-то умер и надо хоронить;
- другой зовет помолиться у постели тяжелобольного;
- там крестины;
- третьего надо соборовать.
Никого не волнует, как в это время обстоят домашние дела в семье священнослужителя.
Главное, священничество — великая ответственность перед Богом, Который доверяет пастырство определенному человеку, с него потом спросится, с него и его потомков.
Кто может стать священником
Желание стать батюшкой рождается в сердце, наполненном познанием Бога и миссии на земле, как христианина.
Истинное понимание глубины посвящения Богу и людям свойственно мужчинам, которые обладают определенными моральными качествами:
- крепкой верой;
- смирением;
- умением слышать Бога;
- силой духа;
- терпением;
- любовью к людям и желанием служить им.
Глубокое понимание священнического служения доступно воцерковленным христианам, они согласны отказаться от многих, пусть земных радостей, чтобы во всей полноте принять счастье общения с Богом.
В первую очередь, желающие стать батюшкой должны понять, что жизнь служителя Божьего посвящена людям, в ней нет часовых ограничений, но есть строгие правила и распорядок. В пасторском служении нет отпуска по желанию или за свой счет, с этой должности нельзя уволиться по собственному желанию или поменять место работы.
Священник — подвластный человек, над которым есть вышестоящие служители, послушание является беспрекословным. Это называется смирением, что для Бога является самой высокой жертвой. Немногие христиане могут стать священниками не из-за отсутствия каких-то глубоких знаний, а от неимения христианской зрелости и умения принимать ответственность.
До получения образования богослова, мужчины должны проявить себя в служении, это должно быть потребностью и наслаждением, приоритетом в жизни. Невозможно представить в роли священнослужителя человека не воцерковленного, не живущего интересами церкви, не соблюдающего посты и молитвенные правила. Батюшкой не может стать человек, обладающий низкими моральными качествами, не умеющий укрощать свои греховные мысли.
Важно! Священнослужителем может стать христианин, познавший все каноны церкви через обучение в семинарии.
Как получить семинарское образование
Богословское образование открывает двери к получению сана священника.
Основные требования ко всем желающим:
- возраст — 18-35 лет;
- семейное положение — холост или единожды женат;
- среднее образование;
- психически здоров;
- рекомендации от православного священника.
При поступлении в семинарию желающие стать священнослужителями должны ориентироваться в Библии, Старом и Новом Завете, знать Катехизис и историю Церкви, что проверяется во время экзамена.
Перед допуском к сдаче экзамена следует пройти тестирование на знания молитв, песнопений и обладание основами вокала. Обязательным условием является умение владеть церковнославянским языком и чтение на нем псалмы.
Человек, не сумевший на собеседовании ясно изложить свои намерения, мотивы, доказать искренность и желание служить Господу и людям, может быть не допущен к сдаче экзаменов.
На заметку! Август — время сдачи экзаменов, поступившие приступают к обучению с 1 сентября.
Абитуриентами следует быть готовым к жесткой проверке веры и соблюдению строгой дисциплины. Сразу хочется предупредить, что до конца доходят самые верные и избранные Богом.
Живущим в других городах в семинарии предоставляется общежитие, в котором также жесткие правила, нарушение их может грозить исключением из семинарии.
Все семинаристы обеспечиваются стипендией. По окончании семинарии сдаются выпускные экзамены, проходит исповедь, и после чего самые достойные могут быть рукоположены, станут батюшками, но это не есть обязательная гарантия после окончания духовного заведения.
Монах или священник
Находясь в звании семинариста, будущие священнослужители должны определиться с важной задачей, накладывающей печать на всю жизнь.
Выпускники до окончания семинарии, должны определиться, какой путь они выбирают, монашества или священства, черное или белое братство.
При решении быть женатым человеком, иметь семью, детей, дорога одна — стать батюшкой, вступив в брак до посвящения. При этом выдвигаются строгие правила как к будущему супругу, так и его жене.
Будущая матушка до вступления в брак не должна иметь предыдущих семейных связей. Она не может быть вдовой или разведенной. Батюшка может иметь только одну жену. Даже если останется вдовцом, ему запрещено вступать в повторный брак.
Выбирая себе в жену девушку, будущий священник должен объяснить ей все индивидуальные особенности в роли матушки, а это запрет на вечеринки, определенные требования к одежде, поведению. Как правило, девушки-христианки, готовящиеся стать матушками, воспитываются в православных христианских семьях, знакомых с канонами церкви.
Внимание! Без разрешения ректора богословского учреждения семинарист не может жениться.
Невеста будущего священнослужителя должна осознавать всю ответственность своего звания, быть готовой:
- следовать за мужем в самую глубинку;
- находиться всегда на виду;
- стать примером для других христианок в качестве жены;
- принять то, что супруг будет постоянно занят церковными проблемами и другими людьми.
Другой путь — монашество, при котором жениться запрещено, молодой человек добровольно отказывается от радости главы семейства, отцовства, вверяя жизнь в Божьи руки.
Атрибуты священников:
- Что такое священническая епитрахиль и зачем она нужна
- Священнические поручи
После окончания духовного заведения
Получив распределение в приход, выпускники должны пройти определенные ступени иерархической лестницы.
Выбравшие путь священнослужителя вначале служат дьяконами, после чего их рукополагают на батюшек, высшая ступень — епископство, протоиерейство, настоятель.
В Таинстве Хиротонии — рукоположении участвует Святой Дух, который наполняет сердце будущего наставника мирян особой любовью к ним и делает батюшку носителем Божьей благодати.
Хиротония совершается епископом в алтаре во время Литургии.
Внимание! Члены черного братства, монахи, могут стать епископами, митрополитами и главами епархий. Патриарх выбирается из монашеской братии, для священников этот путь закрыт.
Богословское образование является обязательным условием при получении сана, хотя, глава прихода может взять на себя ответственность и произвести обряд посвящения в священники без специального образования.
Эта практика присуща немногим церквям, и опыт показывает, что батюшке без богословского образования обойтись трудно.
Где можно получить духовное образование
Помимо России, духовное образование можно получить в Беларуси. Минск — столица, в которой есть не только училище, семинария, но и академия.
Белорусский государственный университет один из немногих вузов бывших стран СНГ, открывший институт теологии. Витебск, Слоним готовы принять желающих получить среднее богословское образование в специальном училище. Стать слушателями училищ могут и девушки.
Шанс стать священником в зрелом возрасте
История Церкви хранит случаев, когда мужчины, живущие в миру, как обычные христиане, обнаруживали в себе дар служения людям. Они вначале помогают, потом начинают прислуживать в храме, а затем принимают решение стать батюшкой.
При богословских заведениях предлагается заочное обучение, возрастной ценз в котором увеличивается до 55 лет.
На заметку! На заочное обучение принимаются абитуриенты, уже несущие церковное служение, имеющие рекомендации священника и благочинного, документально заверенные у архиерея бумаги.
Каждый вопрос рукоположения в сан священника рассматривается индивидуально.
Как стать священником
Источник
О втором браке духовенства / Православие.Ru
Священные таинства нашей Православной Церкви носят освящающий и преображающий характер в земной жизни человека. Так же и брак, будучи «тайной великой» (Эф. 5:32), является проявлением и осуществлением любви внутри Церкви. В Таинстве брака, через единение мужчины и женщины, «Церковь являет дар «вечной жизни» (1 Тим. 6:19).
Отношения супругов становятся церковным событием, которое реализуется главным образом в Церкви. Можно сказать, что это опыт участия в общении Святых. Не случайно, сопоставление брачного союза с Церковью стало с самого начала общим учением в Священном предании нашей Церкви. По этой причине и сам брак, или семья, характеризуется как «домашняя церковь» (см. Рим. 16:5, 1 Кор. 16:19, Кол. 4:15). Св. Иоанн Златоуст говорит: «Не малая добродетель – созидать домашнюю церковь» (PG. 61:376).
Принятие брака и осознание его святости относилось к духовенству с момента основания Церкви. Все мы знаем, что среди Св. Апостолов были и состоящие в браке (ср. Мф.8:14, Деян.21:9). Поэтому в нашей Православной Церкви не применяется принцип обязательного безбрачия для духовенства, который мы, к сожалению, наблюдаем у еретиков-папистов. Напротив, Первое правило Гангрского Собораанафематствует тех, кто гнушается брака (Свод правил, 3:100), а по Четвертому правилу этого же Собораанафеме подлежит тот, кто осуждает женатых священников и предпочитает безбрачных как более чистых (там же, 103. Также см. Гангр.10).
Здесь необходимо подчеркнуть, что безбрачие в монашеской жизни – это особый дар, который дается от Бога по желанию стремящегося стать монахом. Сам Господь сказал нам: «Не все вмещают слово сие, но кому дано» (Мф.19:11).
Апостол Павел четко проясняет вопрос о браке духовенства. Он пишет в послании к Тимофею: «Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен» (1 Тим.3:2). [Прим.: Когда епископов начали выбирать из числа монахов, для них было приостановлено действие предписания об однобрачии]. В продолжение Апостол говорит нам: «Диакон должен быть муж одной жены, хорошо управляющий детьми и домом своим» (1 Тим.3:12). Подобным образом он наставляет Тита: «(Чтобы ты) поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал: если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности» (Тит.1:6).
Святые Отцы, чтобы показать свое абсолютное уважение к святости и таинству брака у духовенства, вТринадцатом правиле VI Вселенского собора постановили, что подлежит отлучению от священнослужения, а если пребывает непреклонным, то и лишению сана, тот, кто препятствует брачной связи (см. Свод правил, 2:333).
Однако, как явствует из текста Нового Завета, духовенство должно соблюдать однобрачие. Апостольские предписания явным образом предусматривают, что священник должен быть «мужем одной жены, однобрачным» (Библиотека греческих святых отцов и церковных писателей, 2:14). Так должно быть по той причине, что параллель между союзом двоих в таинстве брака и связью Христа с Церковью изначально налагает на духовенство правило однобрачия. Раз есть единая глава – Христос, и единое тело – Церковь, то и священнослужитель, будучи хранителем Церкви, которая является Телом Христовым, не может иметь множество тел. Святой Григорий Богослов так говорит об этом: «Мне кажется, что здесь слово Божие не одобряет двоеженства, ибо если два Христа, то два и мужа, две и жены, а если один Христос, одна глава Церкви, то и плоть одна, а всякая другая да будет отринута» (PG, 36:292).
Двоебрачие, по учению Cвятых Отцов, допускается по икономии (снисхождению) для мирян, но не без епитимьи (см. 1 Кор.6:8, 7:28), однако является препятствием для священства в отношении кандидатов в духовенство. Апологет Афинагор категоричен в вопросе единобрачия духовенства, считая второй брак «благовидным прелюбодеянием», и поясняет: «Отступающий от первой жены, хотя бы она и умерла, есть прикровенный прелюбодей, как потому, что преступает распоряжение Божие, ибо в начале Бог сотворил одного мужа и одну жену, — так и потому, что разрушает самую тесную связь плоти с плотью» (Библиотека греческих святых отцов и церковных писателей, 4:30820-21). Так Апостольский Собор Семнадцатым правилом четко воспрещает вступившему во второй брак быть принятым в клир: «Кто после святого Крещения двумя браками обязан был, или имел наложницу, тот не может быть ни епископом, ни пресвитером, ни диаконом, ни вообще состоять в списке священного чина». (Свод правил, 2:33). Фраза «после Крещения» означает, что любое прегрешение, имевшее место до таинства, смывается его совершением и, следовательно, не препятствует тому, кто «двумя браками обязан был», быть принятым в клир. Поясняется, однако, что если заключение второго брака произошло после Крещения, тогда оно является причиной исключения из рядов духовенства. Аристон категоричен: «Не свят всякий двубрачный. Всякий двубрачный в духовенстве неприемлем» (см. К. Костопулос. Препятствия к священству и нарушения, приводящие к лишению духовного сана. Изд-во «Григори», с. 98-102).
Также и Восемьдесят седьмое правило Василия Великого, основанное на установившейся тогда традиции, исключает тем, кто заключил второй брак, возможность вступить в духовный сан: «Двоебрачным правило полностью запрещает священнослужение» (Свод правил, 4:260).
В свою очередь Св. Епифаний подчеркивает, что двоебрачный не может быть принят в клир, даже если двоебрачие возникло по причине вдовства, так как честь священства неизмерима, и потому не должна быть ничем запятнана. Он говорит: «И действительно святая Божия проповедь после Христова пришествия, по превосходству чести священства, не допускает до священства тех, которые, по кончине жены первого брака, сочетались вторым браком. И это верно с точностью наблюдает святая Божия Церковь» (Греческая патрология, 41:1024А).
И хотя «священство защищено от двоебрачия» (см. PG, 41:1033D) Священным Писанием, Священными канонами и учением Святых Отцов, Вселенский Патриарх Варфоломей и состоящий при нем Синод предпринимают действия, сеющие смуту в нашей Православной Церкви, оскорбляя на этот раз «страшное таинство достопочтенного священства» (Греческая патрология, 48:1067) введением кощунственного разрешения на второй брак священнослужителей, овдовевших или оставленных их супругами.
Нарушение положений как Священного Писания, так и Священных канонов, является очевидным и постыдным. Кажется, что приоритетом Вселенского престола стал подрыв основ Православной Церкви, бесцеремонное разрушение ее столпов – Святых канонов. И это происходит не только в отношении второго брака священников, но и в отношении других вопросов догматического и канонического характера.
В соответствии с вышеизложенным не следовало бы поднимать вопрос о двоебрачии духовенства, поскольку это является препятствием для принятия духовного сана мирянами-членами Церкви. Четко и недвусмысленно сформулировано, что Церковь предусматривает, «чтобы дарами священства украшаемы были преимущественно воздержные из единобрачных и проводящие жизнь в девстве» (PG, 41: 868D).
Опыт Святых Отцов показывает, что Церковь должна, с одной стороны, предостерегать священников от такого греха, а с другой – защищать священническое служение. Поэтому святые отцы Шестым правилом Пято-Шестого (Трульского) Вселенского собора категорически исключают возможность заключения брака для священнослужителя: «[…] определяем: да отныне ни иподиакон, ни диакон, ни пресвитер не имеет позволения, по совершении над ними рукоположения, вступати в брачное сожительство: аще же дерзнет сие учинити, да будет извержен». В этом правиле поясняется, что тот, кто желает вступить в брак, должен сделать это прежде хиротонии: «Но аще кто из поступающих в клир восхощет сочетаться с женою, по закону брака: таковый да творит сие прежде рукоположения во иподиакона, или в диакона, или во пресвитера» (Свод правил, 2:318).
В подтверждение вышесказанного мы можем обратиться к Двадцать шестому правилу Святых Апостолов, которое призывает собирающихся войти в клир сделать свободный выбор между путем состоящего в браке священнослужителя и девством. Конкретно данное правило определяет следующее: «Да из вступивших в клир безбрачными, желающие вступают в брак одни токмо чтецы и певцы» (Свод правил, 2:33). Правило четко предупреждает о том, что после рукоположения для священнослужителя нет обратной дороги для участия в таинстве брака, превосходимом таинством священства. В брачное общение разрешается вступать только низшим членам клира, чтецам и певчим, над которыми совершается хиротесия, а не хиротония.
К настоящему вопросу имеет отношение и Десятое правило Анкирского собора, согласно которому запрещаются в служении те члены клира, которые вступили в брак после своего рукоположения, так как, не повенчавшись до хиротонии, потом изменили свое решение. Это правило явно определяет, что те, которые, имея возможность выбрать путь состоящего в браке члена клира, «умолчав о сем и приняв рукоположение с тем, чтобы пребыти без женитвы, после вступили в брак: таковым престати от диаконского служения» (Свод правил, 3:40).
Преподобный Никодим Святогорец отмечает в толковании на Сорок второе правило Святых Апостолов: «Священнослужители должны быть первыми во всех жизненных примерах, образцом всякого послушания и добродетели и побуждением ко всякому благоделанию (Пидалион, с. 47). Это положение стало законом в Византии. В связи с этим мы читаем в Третьей Новелле Льва Мудрого: «так как нехорошо, если они (духовенство), возвысившись над плотскими слабостями превосходством духа, снова подчиняются влечениям плоти, тогда как, напротив, следовало бы, чтобы устремленное вверх служение Богу возвышалось над телесными страстями» (С.Троянос, Новеллы Льва Мудрого, с.51).
Так как же духовное лицо, дьякон или пресвитер, служитель истины, может вступить во второй брак? Как он предстанет потом перед своими духовными чадами, чтобы проповедовать благоразумие, воздержание и послушание воле Божией? Даже и молитвы при заключении второго брака – это молитвы о прощении и утешении тем, кто не в силах следовать благоразумию.
Важно отметить, что Святые Апостолы осуждают двоебрачие не за связь саму по себе, но за лживость и отступление от своих первоначальных обещаний, на которых оно основано. Они говорят, в частности: «однобрачие, бывающее по закону, праведно, как согласное с волею Божией, а второбрачие после обещания беззаконно, не по соединению, но по нарушению обещания» (Библиотека греческих святых отцов и церковных писателей, 2:59). Православный священнослужитель, «собиратель стада», должен жить и проповедовать в согласии с Евангельской и Святоотеческой истиной, уважая «единобрачную невесту Христа, Церковь» (PG, 61:719). Как будет проповедовать эту истину священник-второженец, когда он сам живет во лжи?
Эта «истина» будет последней опорой его самооправдания. В действительности он проповедует не Истину, не Христа и Его учение, но свое собственное убеждение.
Источник