Можно ли староверам быть крестным православному ребенку

Кто может быть в старообрядчестве крёстными отцом и матерью?

Я потомственный старообрядец Калужской области, внук старообрядческого священника, до зрелого возраста был фактически безбожником: жил в невенчанном браке, не молился, не постился, не носил креста, не ходил в храм, грешил, как хотел. При всём при этом моя мать, дочь священника, крестила моих детей в старообрядчестве. Прошло время, и, по милости Божией и молитвам матери, я стал верующим человеком: венчался с женой в 52 года, покаялся в грехах и продолжаю каяться, стал поститься, исповедоваться в Великий пост и причащаться, и жена моя со мною. Дочь вышла замуж, сын женился, у сына родился сын, то есть мой внук. Я поговорил с детьми, чтобы крестить внука в нашей церкви, но возникли следующие вопросы. Зять захотел быть крёстным отцом, для этого был переведён в нашу веру и венчался с моей дочерью, так как мой духовный отец объяснил, что крёстным может быть только венчаный старообрядец. По неведению, я думал, что дочь может быть крёстной внуку, но оказалось, правила запрещают мужу и жене быть крёстными, тем более, если это племянник. Ребёнку уже исполнилось 3 месяца, и сын выразил желание крестить быстрее, но священник сказал, что прежде жену надо перевести в нашу веру, затем повенчаться, затем крестить внука с участием зятя (можно и без крёстной матери). Всё бы ничего, но молодая пара ещё не созрела для венчания, а ребёнка крестить хотят. Священник же говорит, что если крестить ребёнка с участием зятя, то сыну с женой после нельзя венчаться, так как между зятем и родителями ребёнка возникает связь (смысл которой я в точности не понял). Теперь ситуация такая: или крёстным должен быть чужой человек (опять же старообрядец — с этим тоже проблема), тогда можно крестить, а затем, когда созреют венчаться, или сын, не будучи ещё достаточно церковным человеком, крестит внука у никониан, что приведёт к горестному раздраю, поскольку наш священник откажется венчать их в таком состоянии, и они опять же повенчаются у никониан. А у меня есть надежда, что Бог со временем пошлёт моим детям стать истинными христианами. Я верю и молюсь Господу Богу, чтобы Он разрешил всё лучшим образом, а вас прошу дать подробные объяснения всем верующим, кто может быть в старообрядчестве крёстным отцом, матерью, какие могут быть препятствия, и всё это связав с таинством венчания. Заранее Спаси Христос за ответ.

Ситуация, описанная вами, действительно довольно часто встречается в современных условиях, потому постараемся прояснить некоторые важные моменты, касающиеся крещения и венчания.

1. О количестве крестных. В некоторых местностях принято брать двух (а иногда и более) крестных, как правило, со стороны матери и со стороны отца. Но этот обычай, распространенный в местах компактного проживания староверов, иногда просто невыполним, как в Вашей ситуации. Согласно же постановлениям Стоглавого собора крестным должен быть один человек:

«А кум бы един, любо мужеский пол, любо женский, а о два бы кума, и о мнозе кумове не были, как у вас преж сего было» (гл. XVII).

2. О духовном родстве и венчании. Родственники не могут вступать в брак и венчаться. Родство однородное и кровное разделяется на восходящих, нисходящих и боковых родственников. Восходящие — те, которые нас родили (отец, мать, дед, баба и те, которые выше их). Нисходящие — те, которые родились от нас (сын, дочь, внук, внука, правнук, правнука и проч.). Боковые — те, которые не родили нас, ни родились от нас, но которые восходят вместе с нами к одному и тому же началу и роду (брат, сестра, дядя, тетка, племянник, племянница, двоюродный брат, двоюродная сестра и их дальнейшие). Между родственниками существуют степени родства (мать и сын — это первая степень, брат с сестрой — вторая степень и т.д.). Брак разрешается только в восьмой степени родства и далее.

Помимо кровного родства, существует еще духовное родство, которое возникает между крестным и восприемником. Правила, регулирующие отношения, возникающие при духовном родстве, описаны в главе 51 Кормчей «О сродстве еже от святаго крещения» (л. 541 об. — 549, стр. 1196-1209 Кормчей патриарха Иосифа 1650 г., репринт которой был переиздан в 2004 г. издательством «Воскресение»).

«Святое крещение, есть Божественное рождение, и души обновление. Иже убо аще крещен будет во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, в три погружения, якоже святии апостоли научают, очищен всех грехов, и плотских помысл; исходя от спасительной бани, абие восприемлем от единаго вернаго человека, иже должен есть к благочестию наставляти его, и есть свидетель крещения его; и сицевыи человек нарицается восприемник, и отец духовный крещеному, и больши есть, нежели отец, родивыи его по плоти: ов убо к плотским служит ему, сей же к духовным. Посредствующе же Духови Святому, отец духовный крещеному бывает брат плотскому его отцу…».

Читайте также:  Можно ли беременным есть озерную рыбу

Исходя из этого понимания недопустимо, чтобы мать или отец ребенка становились ему крестными. Правило 53 Шестого Вселенского собора запрещает крестным жениться на матерях своих восприемников в случае, если те овдовеют, мотивируя такой запрет тем, что «сродство по духу есть важнее союза по телу».

Возникает вопрос, на кого (помимо крестного и восприемника и его родителей) распространяется духовное родство и, соответственно, до какой степени родства по духу запрещается брак? В Кормчей приводятся два мнения по этому поводу. Священник, с которым вы общались, считает, что духовное родство распространяется на всех родственников, всех «породняет» между собой, так же, как и при кровном родстве. По этой логике, если человек становится крестным родственнику своей будущей жены, то впоследствии ему нельзя будет на ней жениться, нельзя венчаться (хотя если они уже венчаны, то такой проблемы не возникает).

Другие считают, что духовное родство нельзя приравнивать к кровному. Вальсамон в толковании на приведенное правило шестого Вселенского собора пишет: «Одни говорили, что, поелику и по правилу и по закону духовное родство важнее родства по плоти, то мы должны следовать тому, что узаконено о браках запрещенных по причине плотского родства. А большинство не так думало, но распространяло это родство и простирало запрещение только на лица, обозначенные в законе» (т.е. в правиле 53, курсив мой о. И.К.). Иначе говоря, большинство считало, что поскольку духовное родство выше плотского, то здесь действуют другие правила. Никто не может взять в жены ту, которую воспринял при крещении, ни ее мать или дочь. Но на родственников по боковой линии духовное родство, возникающее при крещении, не распространяется.

Вот, что пишется в Кормчей: «… но да покажет сие (т.е. духовное — о. И.К.) сродство не протязатися и к восходящим, и побочным. Прилагает бо закон по онех именах, сицевая словеса: «сего ради прощено есть кождо хотящему пояти себе в жену кроме всякого препятия сестру мужа кума своего» (стр. 1198).

Также и Матфей Властарь пишет в той же Кормчей:

«Сродство от святого крещения соблюдается между двема онома кмотрама (т.е. между крестным и восприемником — о. И.К.), и нисходящим от них, а не между прочих родством, си есть, между восходящих и побочных, си есть, отцы, деды, прадеды, братии, стрыя и братаничов, якоже неции мнят. Между двумя бо онеми лицама Дух Святыи посредствова, а не плоть, и сего ради сицево есть сродство духовное, а не телесное. Сынове убо восприемников, аще от единого и того же восприемника суть крещены, или ни, запрещаются счетатися в супружество, аще мужескаго полу суть. Аще женска, даже до седмаго степени низходяще, и прощаются в осьмом. И сего ради прощено есть коемуждо хотящему пояти в жену кума своего сестру. И знаменай добре, яко лица сущая от боку, не препинаются к супружеству крещением» (Кормчая, л. 546, стр. 1205-1206).

Итак, из приведенных текстов ясно следующее. Родство духовное выше кровного, и по отношению к нему действуют другие правила. А именно то, что оно распространяется только по прямой нисходящей линии. Это крестный, его дети, внуки, правнуки и далее до 8 колена. Все они не могут вступать в брак с крестником, его детьми, внуками и далее до 8 колена. А на боковую линию родство не распространяется: крестный может, например, беспрепятственно жениться (венчаться) на сестре своего восприемника (л. 42 об., стр. 1198 Кормчей).

Исходя из такого понимания, ваш зять может стать крестным, а потом (по мере духовного возрастания) беспрепятственно венчаться со своей супругой. Лучше, если молодая пара придет к решению о венчании обдуманно и ответственно, чем вынуждать их делать это поспешно, без должной подготовки и понимания. Посодействуйте им в этом, побеседуйте сами и дайте почитать соответствующую духовную литературу.

Но, повторюсь, часть священников не согласны с такой позицией, действуя по принципу: чем строже, тем правильнее. Разные мнения имели и имеют место в Церкви (вспомним апостольский собор по вопросу об обязательности обрезания и сохранения иудейских обрядов). В вашем случае, чтобы сохранить добрые отношения с духовным отцом, лучше всего найти благочестивого христианина, который бы согласился стать крестным вашему внуку. Такого человека, которого бы он всегда видел в храме на богослужении, с которого бы брал пример христианского образа жизни. Я знаю довольно случаев, когда люди брали крестных не из числа родни, а искали именно духовных наставников. Для детей, их христианского воспитания — это гораздо лучше номинального наличия крестных, которые порой не знают даже азов православной христианской веры.

Читайте также:  Можно ли есть сладости при гв

Разделяю вашу надежду и желаю, чтобы ваши дети стали истинными христианами. Молитесь об этом милостивому Богу.

Источник

Чем отличаются староверы от православных христиан?

Староверы возникли на Руси после того, как патриарх Никон в XVII веке провел масштабные реформы, направленные на то, чтобы привести богослужения, обряды и саму церковную жизнь к единому образу. Не все согласились на перемены – часть прихожан и представителей духовенства оказались категорически против. Они заявили, что отказываются отступать от прошлых обычаев, сохраняя верность прошлым уставам и традициям.

Стороннему человеку достаточно сложно отличить православного христианина от старовера, так как различия многим могут показаться не такими уже принципиальными и значительными. Поэтому стоит подробнее рассказать о том, в чем заключается суть старообрядчества, чем они отличаются от православных.

В чем разница между православными христианами и староверами?

Староверы в Нижегородской губернии, 1897 годФото: Flickr.com

Православными христианами принято считать тех, кто признает учения официальной церкви – РПЦ. Старообрядцы тоже верующие, но они не согласились с реформами Никона, поэтому отошли от позиции официальной церкви.

Экспертами, специализирующимися на богословии, определено около десятка принципиальных моментов, по которым можно понять, в чем отличия между православными и староверами. Они касаются организации и проведения церковных церемоний, толкования Библии, внешнего вида, некоторых бытовых вопросов.

Староверы в Псковской областиФото: Flickr.com

Необходимо отметить, что и среди старообрядцев не существует однородности. Здесь выделяют определенные течения, представители которых отличаются уже между собой, оставаясь при этом старообрядцами. Отличия православных от старообрядцев заключается в следующем:

  1. Крест у старообрядцев, в отличие от православного, имеет 8 концов. К привычному для верующих крестику добавляется прямая перекладина сверху и косая в самом низу. Это момент, в котором согласия нет между самими старообрядцами. Существуют отдельные течения, которые признают другие формы креста для ношения и совершения богослужений.
  2. Старообрядцы признают исключительно земные поклоны. А у православных в обиходе еще и поясные.
  3. Одна из реформ Никона касалась категорического запрета креститься двумя пальцами, как было принято раньше. Появился специальный указ, который предписывал исключительно троеперстное знамение, то есть православные могут креститься только тремя пальцами, сложенными вместе. Старообрядцы категорически отказались подчиняться нововведению, сравнивая троеперстное знамение с кукишем. Двумя пальцами старообрядцы крестятся до сих пор.
  4. Нательным символом у старообрядцев издавна считался 8-конечный крестик, располагавшийся внутри 4-конечного. Принципиальное отличие от православных обычаев заключается в том, что на нем категорически не наносится изображение распятого Иисуса Христа, что повсеместно используется в христианстве.
  5. По-разному православные христиане и старообрядцы записывают имя Бога. Причем вариантов большое множество, они содержатся в молитвах и трудах богословов. По оценкам экспертов таких разночтений насчитывается более 60.
  6. В ходе проведения богослужения православные христиане держат руки по швам. Старообрядцы во время службы скрещивают руки на груди.
  7. В старообрядчестве утвержден категорический отказ от табачной продукции и алкогольных напитков. Только в нескольких старообрядческих толкованиях принятых моделей поведений допускается употребление спиртного по великим религиозным праздникам. Однако и в этих случаях максимум не более трех рюмок.
  8. Старообрядцы заметно отличаются от православных по внешнему виду. Если в православном храме женщины могут находиться в платках, шапках или косынках, завязанных сзади на узел, то в старообрядческих храмах женщинам предписано быть только в платке, заколотом булавкой под подбородком. В одежде старообрядцев не допускается наличие ничего яркого и разноцветного. Мужчинам рекомендовано носить рубашки на старорусский манер навыпуск. Образ дополняет пояс, который условно разделяет тело человека на верхнюю духовную часть и нижнюю, считающуюся грязной.
  9. Даже в повседневной жизни приверженец старообрядческой церкви не может носить галстуки. Их ассоциируют с Иудой Искариотом, называя Иудиной удавкой. Также строго запрещается брить бороды.

Это основные моменты, по которым можно отличить православного христианина от старообрядца. Остальные нюансы не такие существенные и принципиальные.

Допускается ли старообрядцам посещать православную церковь?

Монахи старообрядцы, Благовещенский Керженский единоверческий монастырь, 1897 годФото: Flickr.com

Старообрядцы могут беспрепятственно приходить в православный храм. Если они примут решение сами стать православными христианами, для этого потребуется принять таинство Миропомазание. Считается, что оно официально соединяет человек с его новым христианским верованием.

Более того, если старообрядец, не перешедший в православие, начнет в храме креститься двумя пальцами, ему никто не будет этого запрещать. В современном христианстве устоялось мнение, что не имеет принципиального значения креститься двумя или тремя перстами. Эти обряды официально признаны равночестными.

Единственный нюанс заключается в том, что, придя в православный храм и начав креститься двумя пальцами, когда все вокруг используют троеперстное знамение, для самого человека это будет не совсем красивым и нелепым.

Читайте также:  Можно ли есть одни бананы всегда

Разрешено ли староверу становиться крестным для православного христианина?

Часовня староверов, МосквиноФото: Flickr.com

Категорически отрицать такую возможность не следует, но возможной такая ситуация становится только в том случае, если старообрядец будет только одним из крестных родителей. Второй крестный обязательно должен быть представителем современной официальной православной церкви.

Также старообрядец должен при этом пообещать, что не будет предпринимать попыток воспитать крещеного ребенка в традициях, противоречащих официальной православной религии.

(28 оценок, среднее: 3,89 из 5)

Загрузка…

Источник

Перекрещиваться ли у староверов?

Лариса Александровна (анонимный)

17.07.2020

Вся моя семья пра­во­слав­ная. Мой сын хочет свя­зать свою судь­бу с девуш­кой-ста­ро­вер­кой. Для совер­ше­ния таин­ства бра­ка ее семья тре­бу­ет от мое­го сына пере­кре­ще­ния в их веру. Насколь­ко это вер­но и пра­во­моч­но? Как извест­но Гос­подь Бог у наших вер един. Сын уже кре­щен и име­ет сво­е­го ангела-хранителя.

Александр Ответил на вопрос 18.07.2020

  1. Любой пра­во­слав­ный чело­век испо­ве­ду­ет Сим­вол веры. В част­но­сти “Испо­ве­дую еди­но (един­ствен­ное) Кре­ще­ние…”. “Пере­кре­щи­ва­ние”, отказ от кре­щаль­ных обе­тов, выво­дит чело­ве­ка за гра­ни­цы Церкви.
  2. “Пере­кре­щи­ва­ние” пред­по­ла­га­ет, что преж­нее Кре­ще­ние было непра­виль­ное, соот­вет­ствен­но и вера была непра­виль­ная. Это явля­ет­ся отре­че­ни­ем от Церкви.
  3. Если Гос­подь Бог, как Вы пише­те, “у наших вер един”, то зачем перекрещиваться?
  4. Вступ­ле­ние пра­во­слав­но­го в брак с ере­ти­ком цер­ков­ные кано­ны запре­ща­ют. Хотя, это и так оче­вид­но, какое может быть в таком слу­чае един­ство у супругов?…

Кирилл Отредактированный ответ 17.07.2020

Разу­ме­ет­ся, делать это­го ни в коем слу­чае нель­зя. Веро­от­ступ­ни­че­ство — это тяг­чай­ший грех. А в дан­ном слу­чае он будет еще и отя­го­щен пря­мым попра­ни­ем Сим­во­ла Веры, в кото­ром гово­рит­ся: “Испо­ве­дую еди­но Крещение”.

То, что у нас с кем-то “один Бог” — это не аргу­мент. У нас один Бог и с като­ли­ка­ми, и с про­те­стан­та­ми. И они, кста­ти, в основ­ном не отно­сят­ся к пра­во­сла­вию настоль­ко агрес­сив­но, что­бы тре­бо­вать от пра­во­слав­ных пере­кре­щи­вать­ся. Но все эти кон­фес­сии — ере­ти­че­ские, они иска­зи­ли истин­ное покло­не­ние Богу, и их веру при­ни­мать нель­зя. Тоже отно­сит­ся и к “ста­ро­ве­рам”, кото­рые на самом деле не про­сто ста­ро­об­ряд­цы, а дав­но уже выро­ди­лись в ере­ти­че­ские сек­ты. Насто­я­щие ста­ро­об­ряд­цы еще в 18 веке при­со­еди­ни­лись к Пра­во­слав­ной Церк­ви и сей­час извест­ны под име­нем “еди­но­вер­цев”.

Вам необ­хо­ди­мо молить­ся о том, что­бы Ваш сын рас­стал­ся с этой неве­стой или что­бы она еще до сва­дьбы при­ня­ла пра­во­сла­вие и они заклю­чи­ли бы насто­я­щий хри­сти­ан­ский брак.

Как роди­те­ли, а тем более пра­во­слав­ные хри­сти­ане, Вы долж­ны поста­рать­ся вос­пре­пят­ство­вать веро­от­ступ­ни­че­ству Ваше­го сына и бра­ку с сек­тант­кой. Ина­че его ангел-хра­ни­тель его поки­нет, и он рис­ку­ет загу­бить свою душу. А если вос­пре­пят­ство­вать это­му невоз­мож­но, то, как мини­мум, вы не долж­ны одоб­рять этих действий.

С ува­же­ни­ем,

Максим7603 Отредактированный ответ 17.07.2020

Такой пере­ход для Ваше­го сына будет гибе­лью души. Луч­ше уж пусть девуш­ка к нам, чем Ваш сын в поги­бель. Или же, при невоз­мож­но­сти сего, такой брак луч­ше не заклю­чать. Пра­во­слав­ных, достой­ных деву­шек боль­ше. Луч­ше поис­кать одну из них, чем ради люб­ви к чело­ве­ку поте­рять Бога.

Алексей Ответил на вопрос 17.07.2020

У пра­во­слав­но­го хри­сти­а­ни­на, если он созна­тель­ный, бла­го­че­сти­вый, и серьёз­но отно­сит­ся к сво­ей вере тако­го выбо­ра воз­ник­нуть не может.

Оче­вид­но, что тот толк ста­ро­об­ряд­че­ства о кото­ром Вы гово­ри­те отно­сит­ся к Пра­во­слав­ной Церк­ви, к кото­рой Вы себя и свою семью при­чис­ля­е­те крайне нега­тив­но, как к абсо­лют­но без­бла­го­дат­но­му сбо­ри­щу, у кото­ро­го даже Таин­ство Кре­ще­ния не признается.

Это очень ред­кая вещь сре­ди раз­ных тол­ков ста­ро­об­ряд­че­ства. Неко­то­рые, самые вме­ня­е­мые из них, дав­но уже суще­ству­ют вме­сте с нами в нашей Рус­ской пра­во­слав­ной церк­ви в еди­но­вер­че­ских при­хо­дах. Дру­гие при­зна­ют бла­го­дат­ность всех таинств, но пре­бы­ва­ют в рас­ко­ле. Но по край­ней мере почти все при­зна­ют наше Крещение.

Оче­вид­но, что такое рез­кое отно­ше­ние не самое удач­ное нача­ло для бра­ка и после­ду­ю­ще­го постро­е­ния семей­ной жиз­ни, а так­же выстра­и­ва­ния отно­ше­ния с род­ствен­ни­ка­ми. Это может при­ве­сти к пол­но­му раз­ры­ву меж­ду семья­ми, если ваша семья не согла­сит­ся пол­но­стью играть по их пра­ви­лам. Как вид­но по их тре­бо­ва­ни­ям, они верят в свою пол­ную исклю­чи­тель­ность и не склон­ны ни к каким компромиссам.

Со сво­ей сто­ро­ны, так как неиз­вест­но како­го тол­ка ваши ста­ро­об­ряд­цы я не могу ска­зать допу­стим ли этот брак с точ­ки зре­ния нашей Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви и не тре­бу­ет­ся ли с её сто­ро­ны обя­за­тель­но­го тре­бо­ва­ния, что­бы неве­ста при­ня­ла пра­во­сла­вие для сво­е­го согла­сия на цер­ков­ный брак.

При таких усло­ви­ях лич­но я бы сво­е­му сыну бла­го­сло­ве­ния и согла­сия на такой брак не дал бы.

Александр Отредактированный ответ 18.07.2020

Источник