Можно ли совершать обгон на подъеме и что за это будет

Обгон на подъеме

Запрещено ли выполнить обгон на подъеме

При осуществлении обгонов на участках дорог, где имеется наклон вверх, крайне важна видимость происходящего впереди. Так как в конце подъема это затруднено, то в этих местах закон запрещает совершать объезды движущегося впереди автотранспорта.

Любые нарушения требований ПДД (Правил автодорожного передвижения) чреваты не только финансовым взысканием с автомобилиста, но также и иными видами наказания.

Водителям необходимо знать, когда разрешается обгон на подъеме, а когда нет в свете законодательных норм.

К чему может привести

Каждый грамотный автолюбитель или профессионал знает, как правильно определить такой участок, как подъём.

Подъемами называют те участки дорог, которые уклоняются по вертикали вверх, а спусками называют те, что уклоняются вниз.

Некоторые поднятые места завершаются прямоезжими горизонтальными дорогами, другие же могут иметь почти сразу спуск.

Наклоны определяют следующих видов:

  • небольшими;
  • средними;
  • крутыми.

Какой наклон и насколько крут, показывают дорожные знаки, а водители уже на них ориентируются. Это требуется для того, чтобы автомобилистам легче было сразу настроиться на переключение скоростей.

Обгон совершать можно в пределах видимости, которая измеряется приблизительным расстоянием — более 300 м.

А для быстродвижущихся машин, такое расстояние, как правило, удваивается и не может быть для обгона более 600 м. В случае несоблюдения таких правил возникает риск создания аварийных ситуаций.

Когда видимость происходящего на дороге ограничена из-за высоты наклона трассы, то обгон нельзя совершать потому, что нет никакой возможности увидеть, едет ли встречная машина, насколько она близка, рядом ли находится тот автомобиль, который уже переехал крайнюю метку высоты и начал спускаться, ведь его уже не видно и так далее.

Если проигнорировать правила, то можно лоб в лоб столкнуться с встречной машиной, которая покажется из-за уклона ровно в тот момент, когда водитель при обгоне заезжает на встречную полосу.

Что говорится в ПДД

Постулаты для грамотного совершения маневра, когда нужно объехать и продвигаться далее впереди движущегося автотранспортного средства, заключаются в нескольких несложных правилах.

Это общепринятые нормы, которые условно отражают ситуации на дорогах с ровным полотном (горизонтальном). Но практически они вполне применимы и для уклонных поверхностей.

Все запрещающие требования и допущения отражены в ПДД — правилах автодорожного движения и заключаются в нижеследующем.

Не допускается обгонять машины в любой стороны (справа/слева), если события разворачиваются на участке дороги, где имеются любые ограничения видимости.

Такими местами могут быть:

  • мосты — съезды с них;
  • набережные;
  • крутые повороты (даже при наличии предупредительных знаков);
  • перекрёстки, присутствующих на равнозначных дорожных лентах;
  • некоторые конструкции железнодорожных переездов;
  • эстакадные конструкции;
  • подъемы на участках дорог и в других местах, где видимость происходящего недостаточная.

Во многом все зависит от конструкции самих дорог, их благоустройства примыкающих территорий, наличия деревьев и построек, могущих заградить видимость и от других факторов.

Когда запрещено выполнять обгон на подъеме

Категорический запрет для объездов движущихся автомобилей касается только тех участков подъема, которые признаны самой верхней его точкой.

Это связано с тем, что именно в этом месте зона видимости происходящего на встречной и своей полосах, становится не просто ограниченной, а полностью изолированной. Причем такой запрет действует в отношении, как обгонов, так и опережений.

Разница между этими двумя понятиями заключается в нахождении автотранспорта строго в своем ряду при движении (чтобы опередить попутные машины), либо заездом на встречную полосу (чтобы обогнать попутный транспорт).

В целом, следует рассмотреть все существующие запреты:

Участок дорогиСодержание, пояснение
На концевом участке подъемаОграниченная видимость, либо её полное отсутствие на самой верхней точке уклона, не даёт право на обгон в данном месте.
Пересечение сплошной линииНельзя для маневра выезжать на полосу встречного движения там, где прорисована сплошная разметочная черта.
Регулируемые перекресткиЕсли водитель едет по главной, то он может обогнать машину, движущуюся впереди, если же по второстепенной — тогда не может.
Нерегулируемые перекресткиВодители, что едут по второстепенной дороге, не могут совершать обгоны.
Главная дорогаНельзя с заездом на сплошную линию или в местах действия запретных сигналов, знаков.
Второстепенная дорогаОбгонять нельзя
Близость к ж/д переездуНа участке дороги, приближенной к ж/д переезду менее 100 м. Эти дистанции всегда маркируются по обочинам специальными знаками.

Полностью обгоны не запрещаются, если их совершат на подъемах. Во многом, всё зависит от конструкции дороги.

Если при подъезде к наивысшей точке наклона сохраняется видимость всей трассы, то это значит, что уклон небольшой и обгон можно сделать на любом отрезке трассы.

Но если наблюдается недостаток просмотра всего пути в целом, тогда обгонять разрешается только в тех участках, которые удалены от 300-метровой дистанции. Одним словом, запрещено начинать обгон позже 300 м, отмерянных до крайней высоты.

Читайте также:  Можно ли христианину есть идоложертвенное

В каких случаях разрешается

Правилами ПДД разрешается:

Правила для обгонаСодержание правила
РасстояниеДо свободного пространства в полосе и машины, водитель которой будет совершать обгон, есть определенное расстояние. Именно его следует измерить визуально, чтобы понять, не будет ли мешать машина попутным или встречным авто.
Учет задних машинПри плотном потоке, перед тем как перегонять передние машины, необходимо убедиться в том, что задние не собираются сделать того же самого. Если же другие водители тоже намерены обогнать медленно едущую машину, тогда ориентируются на того, кто первый начал маневр — его и пропускают (и так по очередности, когда машин много).
Учет передних машинТакое же правило касается и автомобилей, водители которых могут тоже захотеть сделать обгон (или опережение).
Наличие свободного пространстваПрежде чем начинать ускоряться и выезжать на встречную полосу, чтобы опередить транспорт своей полосы, нужно сначала убедиться в том, что впереди есть свободное место в «строю». Иначе есть риск остаться на встречной полосе (при 2-сторннем движении). Это будет создавать помеху для машин, едущих навстречу, и уже может приравниваться как езда по «встречке».
РазметкаЕсли линия, разграничивающая два разных потока движения, прерывистая, то её пересекать можно. Но это разрешается только при условии отсутствия стоп-сигналов других дорожных указателей — светофора или знаков.

Если разметочная линия сплошная, то обгон нужно делать так, чтобы не задеть её.

Ошибки допускаются не только новичками, но даже и шоферами-профессионалами.

Вот несколько рекомендаций от специалистов, помогающих максимально сохранить порядок на автодорогах и исключить высокую степень риска возникновения ДТП:

  1. Обгоняя большегрузные машины, нужно посигналить их водителям фарами прежде, чем начать совершать действие. Это поможет вовремя предупредить о предстоящем обгоне и даст ему время немного посторониться, или сбавить скорость движения.
  2. Начинать манёвр следует обязательно с пониженной передачи. Когда автомобиль перемещался на 4-й передаче, то перед непосредственным обгоном лучше переключиться на 3-тью.
  3. Убедившись в том, что впереди есть свободное место, куда машина может встать в свой поток, следует прибавить газу и включить левый поворотник.
  4. Включать правый поворотник, чтобы вернуться на свою полосу, следует только после того, как авто уже поравнялось с обгоняемой машиной и уже проехало расстояние мимо примерно на 1-1,5 длины корпуса.
  5. Обязательно следует учитывать скорость движения машины, которую обгоняют, а также тех, что перемещаются по встречной полосе, если становится очевидным, что при обгоне будет заезд на неё.
  6. Не обязательно воспринимать как оскорбление, если вас обгоняют. Считается, что увеличивать скорость в этот момент, значит проявить «водительскую глупость». И, напротив, слегка отпустить педаль газа — это «водительская вежливость».
  7. Следует отказаться от обгона, если вдруг впереди едущий водитель включил задние фары, чтобы показать левый поворот, а также снизил скорость движения.
  8. Дистанцию с впереди едущей машиной следует соблюдать по методу «наката» — 20 или 30 м. расстояния, когда можно уже начинать обгон.

Если сделать это с 4-х или 5-метрового дистанционного расстояния, то есть риск столкнуться с обгоняемой машиной, если она внезапно уменьшить свою скорость движения.

Переключение с высшего показателя коробки передачи на нижний (на одну ступень достаточно!) показатель даёт возможность водителю сэкономить на мощностях. Как это делается?

Очень просто при переходе с 4-й на 3-тью возникает некоторый «запас мощности», который очень сильно пригодиться затем при езде под уклон.

К тому же еще не следует забывать, что для такого обгона требуется больше повышать скорость движения авто (но постепенно!), чем, если бы это делалось на ровном участке дорожного полотна.

Наказание за нарушение правил

Все меры ответственности в отношении нарушителей обгонов на подъемах описаны в ст. 12.15 КоАП РФ.

Они вменяются в двух вариациях:

Выписывается протокол сотрудниками ГИБДД, потом со всеми доказательными материалами он отправляется в суд, где уже назначается конкретная мера ответственности.

Наибольший размер штрафа взыскивается тогда, когда имеются фотографические доказательства случившегося нарушения, либо в формате видеосъемки.

Малые сроки ареста автомобильных прав назначаются при первичном нарушении, а самые большие — при вторичном преступлении норм закона.

Во многом правила обгона на подъеме очень похожи на правила, точно такого же манёвра, но только совершаемого на ровной поверхности дороги.

Разница лишь в единственном запрете — нельзя перегонять машины на уклоне вверх, если транспортные средства находятся на его самой вершине.

Общим правилом для всех случаев являет стремление как можно скорее свернуть с «мертвой зоны» (наезда на пунктирную разделительную черту) и встать в свой ряд потока движения, из которого водитель выезжал.

Видео: 11. Обгон, опережение, встречный разъезд. Правила Дорожного Движения (ПДД)

Источник

Запрещено ли выполнять обгон другого авто на подъеме согласно ПДД

В ПДД четко прописаны все ситуации, которые касаются безопасности на дорогах. Один из самых опасных маневров, описанных в них, по праву считается обгон. Правила автодорожного движения регулируют все спорные моменты в этом действии, и даже запрещают некоторые случаи его выполнения. В число запретов также входит обгон в конце подъема и на прочих участках дороги с ограниченной видимостью.

Сегодня мы узнаем, запрещено ли обгонять на подъеме, и что грозит за нарушение.

Как определить такой участок

В общем смысле подъем на дороге — это такой участок, который имеет продольный вверх в одном направлении с движущимся транспортом.

Подъемы бывают различными: небольшие наклоны, наклоны средней высоты и крутые подъемы. Поэтому разработана система знаков, обозначающих наличие того или иного подъема впереди движения.

Для обозначения подъемов и спусков используются специальные дорожные знаки:

Исходя из ГОСТа можно примерно определить расстояние, которое должно находиться в четкой видимости для совершения обгона на подъеме — около 300 метров. При отсутствии такой видимости, маневр во избежание проблем совершать не стоит.

Кроме того, если машина обладает небольшой мощностью или же движется на большой скорости, то видимость должна составлять примерно 600 метров. В противном случае есть шанс создать аварийную ситуацию.

Запрещено ли выполнять обгон на подъеме

По закону обгон на подъеме полностью не запрещен. Бывают случаи, когда подъем длиться несколько километров или даже десятки километров. В таком случае обгон на участке будет разрешен при условии хорошей видимости дороги.

Другой вариант — конец подъема. Такой промежуток дороги считается участком с ограниченной видимостью. Следовательно, водитель не может в полной мере оценить движение другого транспорта неподалеку. Поэтому здесь обгон запрещен. Не соблюдение правила в таком случае будет преследоваться по закону.

Кроме того, если по направлению движения имеется две или более полос, то в обгоне нет необходимости. Такой маневр будет называться опережением. Эта ситуация не описана в ПДД, поэтому опережение на любом участке подъема разрешено.

Помимо обгона в конце подъема не следует совершать разворот. Такой маневр будет засчитан за выезд на другую полосу, а следовательно — сотрудники ГИБДД имеют право предъявить обвинение по факту выезда на «встречку».

Как прописано в правилах дорожного движения

Правилами движения (пункт 1.2) вводится понятие обгона. В соответствии с указанным документом обгоном признается опережение автомототранспортного средства с выездом на полосу встречного направления и последующим возвращением в ранее занимаемый ряд.

Если объезд автомототранспорта производится без выезда на встречную полосу, то такой маневр является опережением и совершается по иным правилам, чем обгон.

Итак, обгон в соответствии с данным определением выполняется в следующей последовательности:

  • водитель, перед совершением маневра, обязан убедиться в возможности его выполнения, то есть проверить наличие ограничений на обгон, наличие/отсутствие препятствий для маневрирования и так далее;
  • на следующем этапе необходимо предупредить остальных участников движения о выполнении маневра «обгон». Для этого необходимо подать сигнал левым указателем поворота;
  • после предупреждения водителем можно приступить к перестроению на встречную полосу движения;
  • после опережения впереди идущего автомототранспорта требуется предупредить водителей о перестроении на ранее занимаемую полосу, включив правый сигнал поворота;
  • произвести возврат на «свою» полосу для продолжения движения.

В соответствии с пунктом 11. ПДД перед выполнением обгона водитель автомототранспортного средства обязан:

  • убедиться, что встречная полоса свободна на достаточном расстоянии для выполнения безопасного маневра;
  • проверить возможность беспрепятственного возвращения в «свою» полосу;
  • убедиться, что в ходе выполнения маневра не будет создано помех ни транспорту, движущемуся по «своей» полосе, ни транспорту, который движется во встречном направлении.

Какая зона действия знака «обгон запрещен», объясняется в статье: знак обгон запрещен.

Разрешается ли выполнить обгон на пешеходном переходе, читайте здесь.

Запрещается

Пунктами 11.2 и 11.4 Правил движения запрещается выполнять обгон при наличии определенных условий (11.2) или на определенных участках дороги (11.4).

Так запрещено обгонять, если (пункт11.2 ПДД):

  • автомототранспортное средство, которое движется спереди, приступило к выполнению обгона иного автомобиля или предупреждает о маневрировании левым указателем поворота;
  • автомототранспортное средство, которое движется сзади, выполняет обгон;
  • в процессе возврата на ранее занимаемую полосу движения будут созданы помехи обгоняемому автомототранспорту.

Обгон запрещено выполнять на следующих участках проезжей части (пункт 11.4 ПДД):

  • на пешеходных переходах вне зависимости от наличия/отсутствия пешеходов на данном участке проезжей части;
  • на регулируемых перекрестках;
  • на нерегулируемых перекрестках, если транспортное средство движется по дороге, не являющейся главной;
  • на железнодорожных переездах и за 100 м до переезда;
  • на мостах, путепроводах, эстакадах и под данными сооружениями;
  • в тоннелях;
  • в зоне действия запрещающих знаков. Следует отметить, что в зоне действия указанных знаков не запрещается выполнять обгон тихоходных транспортных средств, отмеченных специальными знаками, гужевых повозок, мопедов, велосипедов и мотоциклов, не имеющих бокового прицепа;
  • на участках с недостаточной видимостью (в соответствии с пунктом 1.2 ПДД видимость считается недостаточной, если она менее 300 м. причины недостаточной видимости могут быть различными: дождь, снегопад, сумерки и так далее);
  • на опасных участках дороги, отмеченных соответствующими дорожными знаками;
  • в конце подъема.

Таким образом, обгон в конце подъема на гору или иное сооружение обгон автотранспорта запрещен при любых обстоятельствах.

А обгонять в начале выполнения подъема при отсутствии запрещающих знаков правилами не запрещается, так как считается, что такой маневр при корректном исполнении не является чрезвычайно опасным и зона видимости достаточна для его выполнения.

Разрешается

В конце подъема не запрещается выполнять опережение автомототранспорта, которое не связано с выездом на полосу встречного движения.

Так же следует отметить, что выполнение обгона разрешается, если:

  • на подъеме достаточная видимость (более 300 м);
  • на проезжей части при подъеме нанесена прерывистая линия разметки;
  • перед подъемом (опасным участком дороги) не установлен специальный знак, запрещающий обгон.

Ответственность

Мера ответственности за совершение обгона устанавливается в соответствии с КоАП. Кодекс не разделяет различные ситуации обгона и опережения. Поэтому наказание является стандартным для разного рода правонарушения.

КоАП обозначает, что за совершение неправильного обгона водитель получает одно из двух наказаний: штраф или лишение водительских прав.

Стандартный штраф за незаконный обгон составляет 5 тысяч рублей. Однако наказание предусмотрено не только для тех автомобилистов, кто совершил маневр, проигнорировав знаки дорожного движения.

То есть если при любом маневре, в том числе при движении по встречной полосе, водитель создает препятствие для передвижения других транспортных средств, то на него будет наложен штраф либо лишение удостоверения до полугода.

Обычно максимальный срок лишения прав — 1 календарный год. Такой же срок предусмотрен в случае повторного нарушения той же статьи, то есть совершение незаконного обгона вновь.

Однако такое наказание возможно исключительно при личном засвидетельствовании произошедшего сотрудником ГИБДД. При съемке случая на камеру, максимально допустимое наказание для водителя — штраф.

Можно ли обжаловать

При необходимости решение сотрудников ГИБДД можно обжаловать в суде. Особенно в тех ситуациях, когда водитель считает действия сотрудников полиции неправомерными или ошибочными.

Для обжалования назначения наказания за обгон на подъеме следует действовать в соответствии со следующими советами:

  1. Затребовать копию проекта дороги у ДРСУ либо у собственника участка. На этой схеме должны быть обозначены все знаки, стоящие на дороге, подробная разметка, все повороты и уклоны в ту или иную сторону. Помимо этого, владелец может знать, а также может предоставить схему, на каких участках дороги видимость действительно ограничена. Для подробного анализа схемы дороги на суд следует пригласить специалиста.
  2. Приобщить к показаниям выписки из законов и ГОСТа, где указано, что видимость вперед должна быть не менее 255 метров.
  3. Предъявить доказательства отсутствия специальных знаков с помощью фото или видео фиксации участка, где был совершен обгон. При отсутствии знаков такой участок не должен считаться территорией с ограниченной видимостью. Следовательно, претензий со стороны сотрудников ГИБДД быть не должно.
  4. В случае не обгона, а опережения попутного автомобиля, доказать факт такого маневра в суде. Если выезда на встречную полосу не было, то нет и состава правонарушения.
  5. Заявить свидетеля в суд, который подтвердит либо отсутствие знаков, либо опровергнет факт обгона. Также при наличии свидетеля следует указать, что инспектор сознательно не учел его при составлении протокола.
  6. Воспользоваться услугами адвоката. Самостоятельно найти недостатки процесса или нарушение собственных прав практически невозможно. Специалисту разобраться во всех нюансах гораздо проще.

Кроме того, суд обычно учитывает различные смягчающие обстоятельство при вынесении конечного решения. Такими обстоятельствами может быть раскаяние виновного лица, предотвращение другого правонарушения путем маневра. Суд также учитывает беременность или материнство женщины-водителя.

Так обгон на территории в конце подъема — один из запрещенных маневров. Не соблюдение законодательства может спровоцировать ДТП и другие аварийные ситуации. Кроме того, для таких водителей на законодательном уровне установлен размер штрафа, а при особо опасных правонарушениях — лишение водительских прав.

Последствия нарушения правил обгона

Правила выполнения обгона регулируются главой 11 ПДД. Выполнение установленных норм является обязательным для всех водителей.

Несоблюдение правил выполнения такого маневра, как обгон может привести:

  • К наложению на водителя, являющегося нарушителем правил движения административного наказания. В зависимости от обстоятельств правонарушения водитель автомототранспортного средства может быть наказан в соответствии со статьей 12.15 КоАП;
  • К дорожной аварии. Большинство аварий, произошедших вследствие нарушения установленных правил для выполнения обгона, являются наиболее тяжкими, так как происходит лобовое столкновение автомобилей.

В результате ДТП повреждения могут получить:

  • автомототранспортные средства, что приведет к денежным затратам на восстановление. Следует учитывать, что возмещение по страховому полису ОСАГО выплачивается исключительно пострадавшей стороне. Водитель, являющийся виновником дорожного происшествия, производит ремонт своего автомобиля (автобуса, мотоцикла или иного вида транспорта) за счет собственных средств;
  • люди (пассажиры, водители, пешеходы, если столкновение произошло на пешеходном переходе). Вред, причиненный здоровью людей, так же оплачивается виновником дорожного происшествия за счет собственных средств или средств страховой компании (при наличии полиса ОСАГО). Однако вред может быть причинен не только здоровью, но и жизни людей;

В данной ситуации водитель — правонарушитель может быть привлечен не только к административной ответственности, но и к уголовной ответственности.

  • иные предметы, например, ограждения дорожного полотна, столбы и так далее.

Причиненный ущерб так же придется оплачивать виновнику ДТП.

( 2 оценки, среднее 4 из 5 )

Источник

Читайте также:  Можно ли частному предпринимателю быть наемным работником