Можно ли сейчас жить так как призывал эпикур то есть достичь

Философия

    Зигмунд Фрейд
    (1856-1939 гг.) — австрийский врач и психолог,
    основоположника психоанализа.  В области
    теории его концепция стала предметом
    внимания социологов, философов, лингвистов,
    специалистов в области философии культуры.

    Основные работы:
    «Введение в психоанализ», «Толкование
    сновидений», «Недовольство культурой».

    Сфера психического,
    по Фрейду, включает в себя не только
    сознание, но и бессознательное, с 
    которым сознание постоянно взаимодействует. 

       Человек
    для Фрейда представляет собой природное 
    существо. Все живое существует согласно
    принципу удовольствия, т.е. стремится
    удовлетворять свои нужды и избегать страдания.
    Человек отличен от животных тем, что он
    откладывает удовлетворение влечений
    или подавляет их, если непосредственное
    удовлетворение угрожает выживанию. Тем
    самым он заменяет принцип удовольствия
    на принцип реальности. В раннем детстве
    существо не знает ограничений и не обладает
    развитым интеллектом, а потому существует
    только по принципу удовольствия. Влечения
    этого периода сохраняются в психике взрослого
    человека, но они подавляются и вытесняются
    в бессознательное, откуда дают о себе
    знать в сновидениях. Влечения конфликтуют
    с социальными нормами и моральными предписаниями.

       Человеческое 
    существование всегда было и остается
    конфликтом между инстинктивными стремлениями
    и требованиями культуры.

    В 20-е годы
    Фрейд создал более развитую теорию
    и предложил структурную модель
    психики, главными составляющими которой 
    стали Оно, Я и Сверх-Я. Оно представляет
    собой бессознательные влечения,
    которые сталкиваются не только с сознанием
    (Я), но также со Сверх-Я. Сверх-Я включает
    усвоенные социальные запреты и предписания,
    находящих непосредственное выражение
    в страхе, чувстве вины, охватывающем нас
    при нарушении социальных табу. Сверх-Я
    является следствием длительного периода
    детства, зависимости от родителей, воспитания
    в семье, традиции, школе и других социальных
    институтах. Главную роль в психоанализе
    играют взаимоотношения ребенка со своими
    родителями, поскольку каждый из нас проходит
    первичную социализацию в самом раннем
    возрасте, принимает мужские или женские
    роли, отождествляя себя с родителями.
    Так называемый Эдипов комплекс представляет
    собой бессознательную психическую структуру,
    которая возникает в возрасте 3-5 лет; именно
    при разрешении этого «комплекса»
    возникает Сверх-Я.

    На основе
    своей метапсихологии Фрейд создал
    своеобразную философию культуры. Возвышенные 
    ценности и идеалы Фрейд объяснял
    бессознательными мотивами, следствиями 
    наших вытесненных влечений. Подобно 
    тому, как индивидуальная психика 
    каждого есть театр масок, за которым
    скрываются неузнанные влечения, так и
    произведения культуры оказываются воплощением
    бессознательных страстей. Такой процесс
    Фрейд называл сублимацией. От невротика
    художник отличается лишь даром cy6лимации
    и воплощения тех же детских переживаний
    и образов сновидений. Художник «играет»
    своими способностями, он уподобляется
    «ребенку», живущему по принципу удовольствия
    и замещающего вытесненные запретные
    представления миром сублимированных
    образов или идей.

       Мир
    устроен не так, чтобы удовлетворять
    наши заветные желания. Наслаждения кратковременны
    и мимолетны, страдания, напротив, постоянны,
    поскольку человек подвержен болезни
    и смерти, сталкивается с враждебным миром.
    Помимо этого, нам приходится страдать
    и от организации общества, от других людей.
    Ни бегство от мира, ни религия не дают
    нам спасения от страданий. Самым лучшим
    средством он считал научное познание
    и труд на благо самому себе и другим людям.
    Но и этими средствами преобразования
    природы и общества не отменить старости,
    болезни, смерти. К тому же, большая часть
    людей никогда не станет рассматривать
    труд иначе, как проклятие, а научное познание
    остается уделом незначительного меньшинства.

    Свои открытия
    Фрейд сравнивал с открытиями
    Коперника и Дарвина, нанесшими 
    удар по самомнению людей, которое ставило
    человека в центр мира и на вершину бытия.

       Наука
    показала, что человечество населяет
    одну из планет в безмерном космосе 
    и ведет свой род от животных.
    К этому психоанализ добавил 
    то, что даже в своем «собственном
    доме», в своей душе, человек не является
    «хозяином».

       Haшe 
    Я — это лишь одна из психических 
    инстанций, развивающаяся под 
    определяющим влиянием бессознательных 
    влечении. Учение Фрейда сыграло 
    немаловажную роль в трансформации 
    философии XX в. Многие мыслители 
    заняты «разоблачением» духа и культуры
    как иллюзорных образований, а то и как
    злонамеренного обмана, как отчужденной
    от человека и враждебной ему части его
    собственной деятельности. Вместе с Марксом
    и Ницше Фрейд стал классиком «эры подозрения»,
    т.е. мировоззрением для тех, кто ищет за
    всеми идеалами и ценностями экономический
    интеpec, волю к власти или инстинкт. Следы
    такого влияния психоанализа очевидны
    не только во «фрейдомарксизме», но также
    в трудах многих представителей постмодернизма.

    7.
    Можно ли сейчас 
    жить так, как 
    призывал Эпикур, то
    есть, достичь атараксии,
    невозмутимого спокойствия?
     

          Чтобы
    ответить на поставленный вопрос, для 
    начала определимся, что же такое 
    атараксия?

       Атараксия
    (греч. — «невозмутимость, хладнокровие,
    спокойствие») — душевное спокойствие,
    безмятежность как высшая ценность, по
    мнению некоторых древнегреческих философов,
    достигаемая мудрецом.

    Путь к атараксии,
    как считали Демокрит, Эпикур, Лукреций,
    лежит через познание мира, освобождение
    от страха.

    Скептики учили,
    что атараксия достигается воздержанностью
    от взаимоисключающих оценочных суждений
    (пример: «добрый-злой», «красивый-уродливый»)
    и отказом от утверждения абсолютной и
    универсальной истинности чего-либо (истина
    всегда есть истина «для кого-то» и «когда-то»,
    суждение не может быть верно всегда и
    для каждого). 

       Размышляя
    о том можно ли достичь состояния 
    атараксии в современных условиях,
    необходимо понимать, что индивиды,

    стремящиеся
    к вышеописанному состоянию, встречались 
    с множеством препятствий во все 
    времена, и препятствия эти были
    обусловлены так же временем.

       Поэтому
    с уверенностью можно поставить 
    вопрос следующим образом: «Можно 
    ли вообще достичь атараксии?» Он
    может казаться риторическим, тем 
    не менее я склоняюсь больше к 
    положительному ответу.

       Опираясь 
    на определение осмелюсь выразить свое
    личное мнение.

       «Душевное 
    спокойствие» возможно только 
    в том случае, когда индивид, 
    а в данном случае его душа,
    существуют в гармонии непосредственно 
    со средой, в которой они и 
    обитают и с которой взаимодействуют.

    Само понятие
    «гармонии» предполагает отсутствие
    соответствующей, негативной реакции
    на раздражители, но нужно учесть, что
    эти самые раздражители различных форм
    и видов, есть часть нашей жизни, той самой
    «среды» и избавиться от этого невозможно.
    В таком случае перед индивидом встает
    задача познания, поиска истины, дабы прийти
    к пониманию множества

    вещей, которые 
    выступают в роли раздражителей.
    С самого детства человек познает 
    все большие и большие аспекты 
    этого мира, это принято называть
    «взрослением». Ведь каждый из нас 
    на психологическом, духовном уровне вступал
    в конфликт с окружающим миром, в том числе
    с индивидами, различными явлениями и
    т.д.

       И, надо
    сказать, этим человек занимается на
    протяжении всей жизни. Наступает ли
    этому конец? По моему концом, логичным
    завершением, и будет сама атараксия.
    Не зря мнения некоторых древнегреческих
    философов сходятся в одном — атараксия
    достигается мудрецами.

        
    Каждый придет к своей истине, однако она
    не бывает абсолютной, жизнь столь многогранна,
    что понятия «хорошо — плохо» «красиво
    — страшно» «лучше — хуже», например,
    не могут быть конкретизированы, они относительны.

       И именно
    этот факт сподвигает, согласно определению,
    утверждать что «атараксия достигается 
    воздержанностью от взаимоисключающих 
    оценочных суждений». Гармония с 
    обеими крайностями: минусом и плюсом,
    добром и злом, прекрасным и ужасным и
    есть атараксия. Ибо «истина в середине».  

       Что
    не может не заинтересовать в данном
    случае: в психологии тоже есть понятие
    «атараксия» — состояние полного 
    отсутствия страха (как правило после 
    пережитого эмоционального стресса).

       На 
    мой взгляд это определение также 
    необходимо учитывать, но сами понятия 
    нужно разделять, т.к. в философии 
    этот термин несет в себе более 

Читайте также:  Можно ли быть донором при грудном вскармливании

масштабный,
глубокий, хоть и абстрактный, смысл,
нежели понятие из психологии, обусловленное 
исключительно научным подходом. 
Список литературы:

 
1.Под общей редакцией
В.В. Миронова
Философия. Учебник для
вузов.- М: Проспект, 2010

2.
Спиркин А.Г. Философия. Университеты
России. – М: Юрайт, 2010

3. Стрельник
О.Н.
Основы Философии. Учебник для вузов.-
М: Юрайт, 2010 

Источник

можно ли сейчас жить, как призвал Эпикур, то есть достичь атараксии, невозмутимого спокойствия? или в наше суетное, шумное и беспокойное время это невозможно?

Опубликовано 1 год назад по предмету
Другие предметы
от FaustBND

  1. Ответ

    Ответ дан
    yanik007

    можно. в наш век это еще и многократно проще, потому что возможно и хирургическое воздействие на мозг.

Не тот ответ, который вам нужен?

Найди нужный

Самые новые вопросы

Математика — 9 месяцев назад

Сколько здесь прямоугольников

История — 1 год назад

Какое управление было в древнейшем риме? как звали первого и последнего из царей рима?

Литература — 1 год назад

Уроки французского ответе на вопрос : расскажите о герое по следующему примерному плану: 1.почему мальчик оказался в райцентре ? 2.как он чувствовал себя на новом месте? 3.почему он не убежал в деревню? 4.какие отношения сложились у него с товарищами? 5.почему он ввязался в игру за деньги? 6.как характеризуют его отношения с учительницей ? ответе на эти вопросы пожалуйста ! сочините сочинение пожалуйста

Русский язык — 1 год назад

Помогите решить тест по русскому языку тест по русскому языку «местоимение. разряды местоимений» для 6 класса
1. укажите личное местоимение:
1) некто
2) вас
3) ни с кем
4) собой
2. укажите относительное местоимение:
1) кто-либо
2) некоторый
3) кто
4) нам
3. укажите вопросительное местоимение:
1) кем-нибудь
2) кем
3) себе
4) никакой
4. укажите определительное местоимение:
1) наш
2) который
3) некий
4) каждый
5. укажите возвратное местоимение:
1) свой
2) чей
3) сам
4) себя
6. найдите указательное местоимение:
1) твой
2) какой
3) тот
4) их
7. найдите притяжательное местоимение:
1) самый
2) моего
3) иной
4) ничей
8. укажите неопределённое местоимение:
1) весь
2) какой-нибудь
3) любой
4) этот
9. укажите вопросительное местоимение:
1) сколько
2) кое-что
3) она
4) нами
10. в каком варианте ответа выделенное слово является притяжательным местоимением?
1) увидел их
2) её нет дома
3) её тетрадь
4) их не спросили

Русский язык — 1 год назад

Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.
1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.
2. множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя
3. поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума

Русский язык — 1 год назад

помогите прошу!перепиши предложения, расставляя недостающие знаки препинания. объясни, что соединяет союз и. если в предложении один союз и, то во втором выпадающем списке отметь «прочерк».пример:«я шёл пешком и,/поражённый прелестью природы/, часто останавливался».союз и соединяет однородные члены.ночь уже ложилась на горы (1) и туман сырой (2) и холодный начал бродить по ущельям.союз и соединяет:1) части сложного предложенияоднородные члены,2) однородные членычасти сложного предложения—.поэт — трубач зовущий войско в битву (1) и прежде всех идущий в битву сам (ю. янонис).союз и соединяет:1) части сложного предложенияоднородные члены,2) ​

Физика — 1 год назад

Вокруг прямого проводника с током (смотри рисунок) существует магнитное поле. определи направление линий этого магнитного поля в точках a и b.обрати внимание, что точки a и b находятся с разных сторон от проводника (точка a — снизу, а точка b — сверху). рисунок ниже выбери и отметь правильный ответ среди предложенных.1. в точке a — «от нас», в точке b — «к нам» 2. в точке a — «к нам», в точке b — «от нас» 3. в обеих точках «от нас»4. в обеих точках «к нам»контрольная работа по физике.прошу,не наугад важно

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Источник

Душевное спокойствие. Как его достичь? » Университет Mindvalley

Что такое термин Атараксия

Определение атараксии в энциклопедиях и словарях различаются в зависимости от того, чье учение выбрано определяющим. Буквально, древнегреческое слово ἀταραξία переводится как невозмутимость, спокойствие и хладнокровие.

Фото: putereaiubirii.ro

Поэтому в первую очередь можно обратиться к такой формулировке из философской энциклопедии: «Душевное спокойствие, безмятежность как высшая ценность. Восхвалялась как предварительное условие эвдемонии (блаженства) Эпикуром, Пирроном и в особенности Демокритом, который обозначал это состояние также другими словами: хорошее расположение духа, бесстрастие, состояние, в котором нет больше места удивлению, гармония».

Несмотря на серьезные расхождения в философских течениях, и скептики, и эпикурейцы, и стоики термином «атараксия» определяли достижение высшего доминирования человеческого разума над внешними факторами. Превосходство духа, основанное на трезвом рациональном суждении. То есть интеллектуальное просветление.

Понимание термина, как путь познания мира

Интерес к пониманию понятия определяется предпочтениями человека в выборе направления развития. Каждый имеет право выбора своих собственных устремлений и образа жизни.

Но, даже, при наличии желания достичь атараксии, нужно по-настоящему осознавать какое состояние предопределено учениями философов.

Древнегреческие философы ассоциируют его с мудростью, буддисты – духовным просветлением. При этом, Экхарт Толле в своем бестселлере писал: «Нельзя достичь просветления, стремясь стать просветленным». А можно ли достичь душевного спокойствия, невозмутимости, атараксии, если постоянно быть этим занятым мысленно или физически?

Очевидно, что в выражении Толле нет никакого противоречия, а есть лишь разъяснение, что глубокая осознанность никак не связана с беспокойной потребностью добиться данного состояния.

Читайте также:  Можно ли беременным есть сушеные яблоки

Именно понимание значения и учений позволяют приблизиться к тому, что философы называют атараксией или просветлением.

Значение определения в разных философских учениях

В античной философии сформировались категории и понятия, которые создали фундамент для развития и совершенствования самой философии, этики и эстетики. Древние мыслители, среди которых Аристотель, Эпикур, Сенека, сформировали классическое понимание философских категорий, которые определяют интеллектуальное и нравственное развитие общества и отдельных личностей.

Атараксия Эпикура

Учение Эпикура основано на превознесении истинной мудрости над всеми благами. Именно мудрость он делал краеугольным камнем достижения атараксии. Правильные знания об устройстве мира, по его мнению, позволяли человеку стать благоразумным. Это подкрепляется и его изучением идеи атомного строения вещества. То есть просматривается рационализм в выборе пути познания окружающего мира.

Многие его современники называли его атеистом, а отношение к верованиям и религии имеет высокое значение для понимания идеалов философа.

Фото: ancientrome.ru

На самом деле, Эпикур не мог относится к атеистам в значении «полного неверия в существование бога или богов». Он всего лишь имел свою точку зрения, которая формировала понятие веры. В его письмах к Менекею он определил ключевые принципы собственной теологии. Она базировалась на утверждении неоспоримого существования бога, о котором у обывателей ложное представление, но истинные боги блаженны и бессмертны. Среди его переосмыслений можно найти и утверждение того, что проявление бога по форме может быть в числах или человеческом облике.

И это особое понимание тесно связано с рассматриваемой атараксией. Бог выступает идеалом для невозмутимого мудреца. А если считать, что высшим идеалом Эпикура была мудрость, то и бог становится тождественен ей.

Значение учения скептиков в эпохе и атараксия Пиррона

Основоположник скептицизма создал весьма противоречивое учение. И, хотя, философии как науке присуща неотъемлемость относительности, учение Пиррона изобилует противоречащими утверждениями. Это выражалось в его высказываниях и трудах учеников.

Основой философии стало убеждение, что ни чувства, ни рациональность не ведут к истине. Они обращались к тому, что человек должен найти ответ на вопросы: какова природа вещей, как к ним относиться и какая от этого выгода. При этом главным тезисом становилось, что человек не способен понять истинную природу вещи, даже если может это как-то охарактеризовать. А это значило, что любые суждения бессмысленны и от них стоит воздерживаться.

Несмотря на то, что Пиррон и последователи не единственные, кто указывал на путь к атараксии через отказ от догм и суждений, они это культивировали, а образом действий опровергали. Так, например, Пиррон занимал должность верховного жреца и высказывал догматы. Также скептики вели привычный достойный образ жизни, подчиняясь общепринятым нормам, которые в свою очередь основываются на суждениях о вещах.

Противоречивое учение очень хорошо выражается в одном из их выражений: «Что мед действительно сладок, я не думаю, но что он является таковым, я согласен». И все-таки целью скептиков также было достижение состояния невозмутимости, безразличия и апатии через отказ от суждений. Это в свою очередь является противоположным к эпикурейскому стремлению обретения душевного спокойствия через знание и мудрость.

Новая философская энциклопедия — атараксия

(греч. — отрицательная частица волнение, смятение, тревога) — термин античной этики, означающий «невозмутимость», «безмятежность». Наиболее общий смысл заключается в идеале невосприимчивости души к аффектам, переносе внимания с внешних обстоятельств на внутреннее состояние и в предпочтении разума чувствам,—понимание, разделяемое практически всеми античными школами; наибольшее значение термин приобрел в этике эпикурейцев и скептиков. Впервые существительное появляется у Демокрита: «счастье же он называет и благодушием духа, и благосостоянием, и гармонией, и размеренностью, и безмятежностью-атараксией» (фр. 742 Лурье = Stob. II, 7, 31, р. 52, 13 W) и «мудрость, неустрашимая невозмутимость-атараксия — превыше всего» (фр. 743 = Stob. Ill, 7, 74),—ср. другой неологизм Демокрита «неустрашимость» (B), с которым атараксия близка и в последующей традиции его вытесняет. Для истории понятия важно употребление прилагательного «невозмутимый» у Аристотеля в определении таких добродетелей, как (ровность характера, сдержанность): «сдержанный человек старается оставаться невозмутимым и подчиняться не чувствам, а следовать разуму» (Eth. Nie. 1125b34), и (мужество) (см. Eth. Nie. 1117al8. 31). Аристотелевское понимание «невозмутимого» состояния как состояния подчиненности чувств разуму (формула для всякой добродетели) вместе с демокритовским понятием атараксии оказало влияние на эпикурейскую «невозмутимость»,—вероятно, через посредство атомиста Навсифана, ученика Пиррона и учителя Эпикура (ср. его неологизм «несмутимость» вместо демокритовской «неустрашимости»). Кроме того, Эпикур учился у Ксенократа, для которого засвидетельствовано употребление однокоренного слова «возмущение» в важном контексте: причина занятий философией состоит в «прекращении возмущений в нашей жизни по поводу вещей» (fr. 4 Heinze).
В связи с Пирроном доксографическая традиция фиксирует атараксию как разговорную метафору для описания состояния духа истинного мудреца: «На корабле во время бури, когда спутники его впали в уныние, он (Пиррон) оставался спокоен и ободрял их, показывая на корабельного поросенка, который ел себе и ел, и говоря, что в такой вот безмятежности-атараксии и должен пребывать мудрец» (Diog. L K 68). В традициях школьного пирронизма (Энесидем — Тимон — Секст Эмпирик) и академического скепсиса (Аркесилай) атараксия устойчиво связана с термином «воздержание от суждений» (эпохе),— причем Секст Эмпирик конечной целью называет атараксию, а Диоген Лаэртий и Аркесилай (Sext.. Emp. Pyrrh. I 232,8) — эпохе: «Конечной целью скептики считают эпохе, за которым как тень следует атараксия» (Diog. L. IX 107); «Эпохе—это остановка рассуждения , когда мы ничего не отрицаем и ничего не утверждаем; а атараксия—это безмятежность и спокойствие души », «атараксия приходит вместе с эпохе» (Sext. Emp. Pyrrh. I 10, ср. также I 31: «атараксия следует за эпохе»). То, что атараксия описывает состояние разума (=» разумной души), а не чувств, показывает разграничение атараксии и метриопатии («умеренность», термин исходно перипатетический) как конечных целей; «В том, что подлежит (оценочному) мнению, целью скептика является атараксия, а в том, что мы вынуждены испытывать— метриопатия» (там же, I 30, 7; ср. I 25, 4—6). Имеется в виду, что скептик, как и все люди, испытывает чувства приятного и болезненного, но он не выносит догматических суждений о том, хорошо это или плохо. Парадоксальный характер связи между атараксией как целью и эпохе как средством ее достижения Секст Эмпирик демонстрирует с помощью живописной метафоры: «Говорят, что он (живописец Апеллес), рисуя лошадь и пожелав изобразить на картине пену лошади, потерпел такую неудачу, что отказался от этого и бросил в картину губку, которой обыкновенно снимал с кисти краски; и губка, коснувшись лошади, воспроизвела подобие пены. Так и скептики вначале надеялись достичь атараксии путем суждения о несоответствии видимого и мыслимого; но оказавшись не в состоянии этого сделать, они воздержались от суждений, и следствием их воздержания как бы случайно явилась атараксия, как тень за телом» (там же, I 29).

Читайте также:  Можно ли родственнику быть подчиненным

Как у скептиков атараксия была связана с эпохе («за эпохе следует атараксия»), так и у Эпикура атараксия связана с «удовольствием» . В этике Эпикура конечная цель— «удовольствие», негативно характеризуемое как отсутствие телесной боли и душевных смятений (Diog. L. X, 131, 8—11), иногда же душевная атараксия прямо называется «конечной целью» (там же, 128, 3—4) вместе с «телесным здоровьем». При этом душевные удовольствия Эпикур считал выше телесных и связывал их с добродетелями и разумом. Тревоги в душе возникают прежде всего от ложных мнений о богах и о смерти, вызывающих в людях чувство страха, — «трезвое рассуждение» избавляет ложные мнения и приводит к атараксии (ср. там же, 132); состояние атараксии— это сосредоточение на «самом общем и главном» (X 82). Как и скептики, эпикурейцы рассматривали науки о природе лишь как пропедевтику к этике и соответственно средство для достижения атараксии (ср. Секст Эмпирик: «Мы касаемся наук о природе ради атараксии», Pyrrh. 118; Эпикур: «Конечной целью изучения небесных явлений, как и всего остального, является атараксия и твердая уверенность ( BB)» Diog. L. X 85), однако пути к этой атараксии у двух школ были разные: эпикурейцы предлагали «многообразие объяснений» (там же, 100) для чувственных феноменов, скептики же воздерживались от суждений о явлениях. По Эпикуру, «кто борется с очевидностями, тот никогда не сможет достигнуть истинной атараксии» (там же, 96). Согласно эпикурейскому идеалу атараксии все науки оказываются безразличными для счастья, и это полемически направлено против аристотелевского понимания счастья как неразрывно связанного с теоретической добродетелью.

У стоиков атараксия часто употребляется в значении, близком к апатии.

М. А. Солопова

Описание развития состояния апатии

Философия понятие «апатия» рассматривает как один из видов атараксии. Точнее, разные философские школы и течения понятие душевного равновесия и идеала гармонии характеризуют относительно своих убеждений. Больше всего состояние апатии связывают со стоиками. Их концепция счастья основывается на другом – правильных желаниях и поступках, делении вещей на благо и зло. Однако именно стоики считали апатию добродетелью, а поздние стоики в лице Сенеки определяли «бесчувствие» как умение владеть собой.

Развитие апатии происходит за счет следования выбранному идеалу воспитания в себе внутренней силы. Человек избавляется от лишнего страха, тревог и зависимости от мнений. Но достижение высокого уровня самообладания не свидетельствует об отказе от общепринятых моральных норм или отрицания подчинению законам страны и общества. Напротив, состояние атараксии развивается как переход к высшей степени благоразумия, осознанности и спокойствия, основанного на интеллектуальной силе.

С точки зрения медицины

В противовес античным философам, в совсем ином контексте современными психологами воспринимается термин «атараксия». Болезнь, расстройство, отклонение, которое чаще приобретенное – именно так атараксию характеризуют в наши дни. Чаще всего она освещается психологами как промежуточное явление в поведении человека. С одной стороны, атараксия проявляется как следствие сильного стресса. Организм, заключая себя в рамки сдержанности, хладнокровия и равнодушия, оберегает себя от дальнейших эмоциональных потрясений. Если атараксия достигнута именно таким путем (а не искусственным, за счет духовных практик), то она может иметь весьма серьезные последствия.

Понятие Атараксия в других категориях

Состояние внутреннего равновесия исследуется не только философами. Также и цель достижения эмоциональной стабильности, высокого самообладания интересует и отдельных людей, и такие науки как медицина и психология.

В психологии

Фото: thesun.ie

При этом именно понятие «апатия» широко известно благодаря тому определению, которое ему дает психология. С точки зрения этой науки, апатия – это состояние пассивности, отрешенности, отстраненности от реальности. Это часто проявляется в уходе от реальности посредством проведения многих часов в виртуальной реальности, прослушивании угнетающей или агрессивной музыки, увлечении фантастикой и выдуманными мирами, отделении себя от общества путем нарушения законов и негласных правил общества (иногда в виде выбора анархических объединений, субкультур), зацикленности на одной идее. В таком случае говорят о некотором неблагоприятном для человека состоянии, которое нарушает его жизнедеятельность и может быть опасно не только для него самого, но и для других людей.

В медицине

Не каждый интересуется философской практикой. Но определенная стрессоустойчивость формируется у каждого человека, и он справляется с жизненными трудностями, контролирует свои эмоции и способен пребывать в расслабленном состоянии. Но в случае возникновения тяжелых стрессов, перенапряжения нервной системы угрожает здоровью человека. Нервное напряжение и переизбыток стресс-факторов способно вызвать многочисленные заболевания внутренних органов или обострить хронические.

Достижение атараксии с точки зрения медицины не слишком отличается от философского определения, но достигается консервативным способом. Для снижения тревоги, беспокойства и напряжения используются специальные препараты.

Достигаем заветной цели

Для многих мудрецов прошлого, а также для многих людей нашего времени одной из самых интересных тем в психологии и в философии была именно атараксия. Как достичь такого состояния, как пребывать в нем постоянно и при этом не травмировать себя? Попробуем разобраться в этом. Мы уже определились с тем, что подобное состояние может быть следствием стресса. В таком случае атараксия будет считаться болезнью, отклонением.

Совсем другое дело, если вы самостоятельно как бы опускаете себя в омут безмятежности, беспристрастия и спокойствия. Практиковаться придется годами, возможно, основываясь на каких-то ошибках, жизненном опыте. При верном настрое и стремлении вы постепенно будете становиться более рассудительным, холодными к мелочам. Внимание будет сосредотачиваться только на самом важном, и вскоре мировоззрение в корне переменится.

Источник