Можно ли самому быть крестным своему ребенку

Кто может, а кому запрещено быть крестным у ребенка при крещении

Приобщение ребенка к православной религии зависит от его родителей. Несмотря на споры об ущемлении прав детей обращением в веру без их согласия, Семейный кодекс дает право родителям определять будущее своих детей, пока они не станут дееспособными. Восприемники – духовные наставники ребенка в православии, главные молельники за них. От родителей зависит выбор попечителей, поэтому они должны знать, кто может быть крестным у ребенка при таинстве Крещения.

Основные церковные требования

Крещение – первое и важнейшее таинство христиан. Через крещение человек становится членом церкви и получает допуск к другим таинствам. Русская православная церковь не устанавливает минимальный возраст для проведения обряда по обращению в веру. На начальном этапе христианства крещение проходило по-другому, отличному от современного, порядку. К нему готовились заранее, в течение нескольких месяцев. За это время новообращенные проходили испытание на веру (исполнение заповедей), обучались основам христианского учения, совершению обрядов.

Введение в обряд таинства крестных появилось, когда христиане подвергались гонениям и вынуждены были скрывать свое вероисповедание. Крестным был человек религиозный, близко знавший желающего присоединиться к христианскому вероучению. Он был поручителем перед христианской общиной, что человек искренен в своих религиозных намерениях. На него была возложена подготовка к оглашению и он обязательно присутствовал при таинстве.

Оглашение происходило в церкви: священнослужитель называл поименно людей, которым разрешено было присутствовать на богослужениях до крещения, за исключением таинства Святого Причастия.

Среди христиан этого периода (II-IV века) существовало поверье, что во время крещения прощаются все прошлые грехи. По этой причине люди старались креститься как можно позже. Церковь боролась с этим суеверием. Когда христианство стало ведущей религией, то приобщать к таинству стали стараться с младенческих лет.

Так как ребенок не в состоянии был выполнить условия обряда, за него это стал выполнять крестный/крестная. В 397 году Карфагенский Собор утвердил правило, согласно которому родители-христиане, не согласные крестить младенцев, предавались анафеме (отлучались от церкви).

Обряд оглашения стал быстро вытесняться крещением малышей. Время, когда надо проводить обряд посвящения младенцев и малолетних, менялось на протяжении тысячелетней истории христианства. В Евангелии от Марка приводятся слова Иисуса о том, что спасется тот, кто верует и примет крещение (то есть новообращаемый должен при крещении осознавать свои действия).

Григорий Богослов поясняет свое отношение к крещению детей: если есть опасность здоровью, то крестят с первых дней жизни; для здоровых малышей – крещение по наступлению 3-х лет, когда ребенок сможет повторять за священником и осознавать слова молитвы.

В настоящее время священнослужители рекомендуют родителям крестить детей как можно раньше, чтобы не испугать ребенка незнакомой обстановкой и незнакомым человеком, который берет его на руки и производит непонятные манипуляции.

Русская православная церковь сохранила процедуру оглашения перед крещением. Ее обязаны пройти новообращаемые взрослые и дети старше 7 лет. При совершении крещения над младенцами, детьми младше 7 лет подготовку должны пройти как родители, так и восприемники.

Крестным родителем у ребенка должен быть православный христианин. К обряду Крещения не допускаются атеисты, люди других конфессий (мусульмане, буддисты, протестанты, католики). Восприемник родных отца и матери должен быть не только крещеным в православии, но и посещать церковные службы, придерживаться обрядов и традиций, знать основные молитвы.

Православные отец и мать не могут быть одновременно и крестными родителями для своих детей. Нельзя семейной паре быть крестными у одного ребенка. Согласие на духовное родство должно быть осознанным, так как оно означает участие в воспитании крестника.

По этой причине нельзя назначать в восприемники малолетних. Перед таинством Крещения батюшка может уточнить, сколько лет будущему крестному родителю. Крещеный в православии несовершеннолетний может быть духовным попечителем, если осознает свою ответственность перед Богом.

Особенности крещения

Обряд крещения не зависит от пола и возраста новообращенного. Отличие заключается в определении главного восприемника.

Мальчиков

По обычаю, крестных родителей, как и родных, должно быть двое. Но православная церковь разрешает иметь одного крестного. Для мальчика это должен быть мужчина. Беременной женщине позволяется стать крестной матерью мальчика. При двух крестных родителях в крещальной молитве упоминается главный попечитель (для мальчика – крестный отец).

Девочек

Для девочек существует такое же правило, как и для мальчиков: если нет возможности найти крестного отца, то на Крещении присутствует только женщина (крестная мать). При двух восприемниках в крещальной молитве упоминается главный попечитель – крестная мать. Беременная женщина может стать крестной у девочки.

Кто не может быть крестным

Чтобы понять, почему восприемником может быть только православный христианин, надо вспомнить о сути таинства. Во время Крещения происходит второе (духовное) рождение человека. Его душа получает доступ к благодати Божьей, защиту от воздействия грешного мира.

Крещеного ребенка можно причащать, молиться за его здоровье, при несчастье – похоронить по христианскому обычаю, чтобы его душа попала в Царствие Небесное. Детей крестят чаще всего с 8 по 40 день после рождения, чтобы иметь возможность молиться об их здоровье. Во время Крещения духовный родитель дает за крестника обещание соблюдать нормы, установленные в Священном Писании и в православной традиции.

С завершением таинства в его обязанности входит постоянное общение с ребенком. Если же по какой-то причине (ссоре с его родителями, отъездом в другую местность) он не сможет регулярно или вообще видеться с крестником, то обязан постоянно молиться за него Господу, испрашивая здоровья, укрепления в вере, выборе правильного жизненного пути.

Зная об условиях и последствиях крещения, определяются лица, которых нельзя приглашать стать попечителем ребенка. Родители должны знать, что поменять крестного в будущем невозможно.

Православная церковь не допускает этого, потому как для этого надо пройти обряд крещения заново. Но таинство возможно лишь раз в жизни. Если крестный родитель ведет безнравственный образ жизни, то с благословения батюшки можно найти себе другого духовного наставника, но крестным он не будет.

Представители других религий и атеисты

Нельзя становиться восприемником, если собственные воззрения отличны от православных и христианских. Буддисты, мусульмане, иудеи не верят в Иисуса Христа, в его учение. Слова, произнесенные такими людьми на таинстве, не имеют веса, на ребенка не снизойдет благодать Божья.

Католики и протестанты являются христианами, но различия в вероучениях не даст возможности приобщить ребенка к православию в полной мере. Католическая и протестантская религии имеют отличия от православной по отношению к святым угодникам, празднованиям основных христианских событий (Рождества, Пасхи и других).

Сами родители

Традиция крестных родителей идет от раннехристианского периода. Крестные должны были быть близкими друзьями семьи, которых хорошо знали дети. В случае смерти родных отца и матери община возлагала заботу о малолетних на крестных отца и мать. Таким образом христианство защищало детей, ставших сиротами.

В случае потери родителей восприемники обязаны были позаботиться не только о духовном, но и материальном обеспечении ребенка. Восприемник – это не заместитель отца и матери по воспитательной части, он становился членом семьи.

По этой причине церковь накладывала ограничения на заключения церковного брака:

  • между крестным отцом и крестной дочерью;
  • крестным и матерью ребенка;
  • крестником и крестной;
  • крестным отцом и крестной матерью одного ребенка.

При выборе духовных попечителей следует учитывать такие ситуации. В 2017 году Архиерейский собор разрешил кумовьям одного ребенка жениться с разрешения (благословения) архиерея епархии.

Монашествующие

Монахи и монахини не могут быть попечителями, несмотря на то, что по вероисповеданию и благочестию превосходят мирян. Церковь запрещает им участвовать в таинстве, так как, вступив в монашество, они отреклись от земной жизни, посвятив ее служению Господу.

Читайте также:  Можно ли есть мандарин при повышенном сахаре в крови

Душевнобольные

Психически больной человек не отдает отчета в своих действиях. Он является недееспособным, должен находиться под постоянным контролем. Выбор такого человек в восприемники будет ошибкой. Его присутствие на обряде и запись, как крестного, в действительности не имеет последствий. Ребенок не сможет обрести у него духовную опору, узнать о православии.

Безнравственные

Распущенные люди, не соблюдающие этические нормы, не должны быть попечителями. Плохой пример заразителен. Если родители не хотят, чтобы ребенок в будущем поддался влиянию такого крестного, то они должны тщательно подбирать кандидатуру попечителя. Грубость, хамство, ложь, распутство – это грех. Безнравственные люди – грешники.

Нетрезвые

Пристрастие к алкоголю лишает человека разума, способности к адекватным поступкам. Пьяницы не посещают церковь, не помнят о своих обязанностях. Не может быть оправданием, что алкоголик пьет не каждый день, и у него бывают периоды трезвости. У ребенка впереди длинная жизнь. Не стоит надеяться, что в трудную для него минуту крестный будет трезвым и окажет поддержку. Кроме того, главная обязанность крестных – молиться за своего подопечного. Нетрезвый человек не помнит о молитвах.

Малолетние

Дети до 14 лет, по закону, считаются малолетними, недееспособными. О них обязаны заботиться родители/опекуны. Решения, принятые подростком без их согласия, недействительны. По этой причине крестным родителем малолетний ребенок быть не может.

Советы и рекомендации по выбору

По определению восприемники становятся членами семьи, поэтому выбирать надо из людей, которых хорошо знают, могут доверить общение с детьми. Они должны быть не только искренне верующими православными. Это должны быть доброжелательные, любящие детей люди.

По этой причине стараются искать попечителей среди женатых/замужних, имеющих собственных детей, у которых сформировался родительский инстинкт.

Крестить ребенка должны люди, у которых хорошие отношения с его родителями, с которыми они давно знакомы. Существуют суеверия, по которым достойные люди могут отказаться от почетной роли попечителей. Например, незамужние девушки не должны стать крестной матерью девочки в первый раз, иначе у нее не сложится семейная жизнь. Не предлагают духовное попечительство беременным женщинам.

Что делать, если родители неверующие

Родители-атеисты могут не возражать, чтобы их ребенок был обращен в православную веру.

Убедить их в этом намерении способны близкие верующие родственники:

  • бабушки, дедушки малыша;
  • тети, дяди;
  • старшие дети.

Без согласия родителей крестить ребенка нельзя, так как это будет ущемлением родительских прав. Ребенок имеет право сам решить вопрос о своем вероисповедании, когда ему исполнится 14 лет. Закон обязует принимать в расчет мнение детей при достижении ими 10 лет.

Если в 14 лет ребенок решит принять православие, близкие верующие родственники должны помочь ему найти крестного/крестную, чтобы он/она подготовили его к таинству.

Можно ли покрестить без крестных

Без крестных покреститься нельзя. Но допускается их отсутствие на обряде, если это высокопоставленные лица, занятость которых не дает возможности быть на таинстве. До 1917 года у членов императорской семьи были крестники, на крестинах которых они не присутствовали. Роль крестной матери или крестного отца во время процедуры выполнял священник.

Основные обязанности крестных родителей

Крестные родители являются духовными наставниками, помогая отцу и матери крестника формировать личность ребенка, защищать от злых сил и напастей.

Молитвенная

Крестный отец и мать, как истинные христиане, должны посещать церковь, молиться иконам святых угодников, ангелам, Богородице и Господу. В своих молитвенных обращениях они должны не забывать о крестнике/крестнице. Молитвы крестных имеют такую же силу, как и молитвы родных отца и матери.

В молитвах за духовного сына или дочь просят:

  • о здоровье;
  • излечении от болезни;
  • удаче в делах;
  • укреплении веры;
  • крепких семейных отношениях;
  • даровании ребенка.

Искренняя молитва крестного/крестной станет щитом от помыслов злых людей, природных стихий.

Вероучительная

На крестных родителей возлагается обязанность донести до ребенка христианские принципы. Для этого они должны посещать с крестниками богослужения в обычные дни и праздничные даты. Детям необходимо разъяснять суть происходящего в храме, чему посвящено празднование, как следует себя вести в посты, их значение. Крестный или крестная должны научить ребенка основным молитвам, чтобы он мог самостоятельно обратиться за помощью к Господу или Богородице.

Нравоучительная

Духовное наставничество означает доверительные отношения с подопечным. Крестник/крестница должны уважать крестных, прислушиваться к их мнению. Это накладывает на взрослых людей особую ответственность. Одно дело – семейные узы. Между детьми и родителями отношения складываются естественным путем, на основе физического родства, родительской и детской любви.

Духовное общение требует самосовершенствования личности взрослого. Таинство Крещения не дает автоматически прав на крестника. Оно возлагает на крестных обязанность уметь воздействовать на растущую личность в христианских традициях, где нравственность имеет свои особенности.

Можно ли отказаться от крестных родителей

Не всегда человек, согласившийся стать крестным, осознает важность решения. Легкомысленное отношение к появившимся обязанностям может проявляться в неподобающем поведении:

  • пьянстве;
  • драках;
  • сквернословии;
  • не посещении храма.

В таких случаях крестник может обратиться к священнику и с его благословения найти себе более достойных духовных наставников.

Можно ли перекрестить ребенка

По христианской вере, таинство Крещения возможно только один раз.

Перекрестить детей в православие можно из другого вероисповедания:

  • католического;
  • протестантского;
  • буддистского;
  • мусульманского.

Не следует стремиться перекрестить ребенка, если в другом храме имеется больше святынь, обряд проводит священник более высокого чина. Крещение – это единение с Богом. Все остальное (внешние атрибуты) – от лукавого.

Частные случаи

Выбор крестного – сложный вопрос. Трудно бывает найти достойного и близко знакомого человека, чтобы предложить ему такую роль. В этом случае православная церковь разрешает стать восприемником родственникам.

Бабушка у внучки

Верующая бабушка может быть духовной попечительницей внучки, если ее возраст не превышает 70 лет. Возрастное ограничение, накладываемое церковью, объясняется обязанностями крестной матери. У старой женщины должно быть достаточно сил, чтобы воздействовать на малолетнюю девочку нравственно, иметь силы водить ее в церковь, память, чтобы объяснять основы православия и учить молитвы.

Дедушка у внука

Дед для внука должен быть нравственным авторитетом. Его возраст так же, как и у бабушки, не должен быть старше 70 лет.

Тетя для племянницы

Тетя – близкий человек для семьи. Выбор ее для крещения племянницы зависит от внутрисемейных взаимоотношений, отношения к вере.

Родная сестра

Родная сестра, если ей исполнилось 14 лет, может стать крестной матерью младшей сестре или брату.

Главные требования к сестре:

  • должна быть крещеной;
  • посещать церковь;
  • знать «Символ веры»;
  • осознавать ответственность.

Дети, которыми не исполнилось 14 лет, считаются малолетними и не могут нести ответственность за свои поступки.

Брат у сестры

Родной брат, как и сестра, может быть крестным для сестры, если ему исполнилось 14 лет, он крещен в православии, знает молитвы и понимает, в чем заключаются обязанности крестного.

Католик у православного

Когда Крещение происходит за пределами России, в католической стране, бывает сложно найти православного человека, подходящего для обязанностей крестного родителя. Православная церковь позволяет в таком случае выбрать в крестные человека католического или протестантского вероисповедания.

Двоюродный брат

Двоюродное родство не является препятствием для выполнения обязанностей восприемника, если соблюдены все прочие необходимые для этого условия.

Дядя для племянника

Дядя, как и тетя, может быть попечителем для племянника. При этом должны быть соблюдены условия:

  • крещен в православной вере;
  • его жена не будет крестной матерью племянника;
  • в будущем не планирует жениться на куме (если холостой).

Родственник крестный должен обязательно присутствовать на обряде. Его имя будет вписано в свидетельство о крещении и в церковную книгу регистрации новообращенных.

Батюшка

Батюшка, как и другие православные верующие, может быть крестным отцом для детей своих знакомых, родных и близких. Но он не имеет права сам проводить обряд. Его обязанности точно такие же, как у прихожан-восприемников.

Источник

Автор
Тема: Могу ли я быть крестным своего ребенка?  (Прочитано 4771 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Читайте также:  Можно ли есть специи на сушке

На сколько мне известно, то не могу. Но в ситуации, когда вокруг меня нет ни одного воцерковленного человека, или если и есть, то встречи с ним у моего ребенка будут очень редки, и скорее всего совсем не плодотворны, почему бы мне ни быть восприемником собственного чада. Ну кто кроме меня будет так искренне заботиться о духовном становлении моего ребенка? Кто кроме меня будет с ним всегда рядом, и будет пытаться отвечать на бесконечные вопросы и помогать советом и примером?

Можно конечно приласить друзей, что называется «для галочки», быть крестными. И потом, кстати, взвалить на них дополнительный груз грехов за нерадение о своей крестнице. Но кому нужна такая формальность? Уж точно не Богу.

Ну кто кроме меня будет так искренне заботиться о духовном становлении моего ребенка? Кто кроме меня будет с ним всегда рядом, и будет пытаться отвечать на бесконечные вопросы и помогать советом и примером?

Вот-вот….
Я не вижу причин,препятствующих Вам быть крёстным…

То есть никаких канонических препятствий нет? 

Просто как-то раз я спрашивал об этом у священника в храме, и мне сказали, что нельзя.
Я же, мол, отец физический, и духовным отцом, которым является крестный, уже быть не могу.

Я же, мол, отец физический, и духовным отцом, которым является крестный, уже быть не могу.

Да…интересная трактовка…..
В любом случае,Вам придётся решать этот вопрос со священником,который будет крестить…
Я бы покрестил….

Не все так просто.
Да, в первые века, в века гонений, более всего охотно назначались восприемниками родители. Но это, как говорится, было в «нестабильное время».
Не нужно забывать, что следуя каноническому праву, в результате такого крещения, брак родителей подлежит разводу!
Об этом говорит в своей «Настольной книге» и Булгаков:

Ни в коем случае родитель или родительница не могут быть восприемниками от купели крещения собственных детей; иначе супружество их должно быть расторгнуто, по 53 пр. 6 Вс. соб.

(стр. 993-994).

https://lib.eparhia-saratov.ru/books/13n/nikodim_milosh/rules1/211.html

Правила Вселенских Соборов
Правила Шестого Вселенскаго Собора, Трулльскаго (иначе Пято-Шестого Собора)
Правило 53
Понеже сродство по духу есть важнее союза по телу, а мы уведали, что в некиих местах, некоторые восприемлющие детей от святаго и спасительнаго крещения, после сего вступают в брачное сожительство с матерями их, вдовствующими: то определяем, дабы от настоящаго времени ничто таковое не было творимо. Аще же которые, по настоящем правиле, усмотрены будут творящими сие: таковые, во первых, да отступят от сего незаконнаго супружества, потом да будут подвергнуты епитимии любодействующих.

В этом правиле идет речь от духовном родстве (πνευματική συγγένεια, cognatio spiritualis) между восприемником и младенцем, которого он при крещении воспринимал. Духовное родство основывается на понятии о новом рождении крещеного младенца и на отношениях, в какие он вступает с своим духовным отцом, с восприемником, который посредствует при его новом рождении. Эти отношения, в виду долга, который принимает на себя восприемник, по духовно-воспитательной части, заменяя новокрещенному родного отца, считались равными отношению между родным отцом и его ребенком; оттуда развилась мысль о родстве духовном, которое, по словам этого правила, важнее (μείζων), чем родство по крови [1]. Мысль эта выражена была в церкви с древнейших времен [2]. На основании этой мысли возникло и брачное препятствие между восприемником и его духовной дочерью и препятствие постольку большее, поскольку духовное родство, как мы уже видели, важнее родства по крови, а потому и определены были, по аналогии с родством по крови, и степени духовного родства, в которых брак воспрещается. Это утвердилось в церкви особенно в V веке, когда педобаптизм стал явлением общим и когда восприемники при крещении не были, как раньше, одного и того же пола с новокрещаемыми [3]. Первое законодательное предписание об этом находим в гражданском законодательстве. Законом от 1 октября 530 года император Юстиниан предписал, чтобы не смел вступать в брак восприемник со своей духовной дочерью [4]; и этот закон, однако, не иное что, по верному замечанию д-ра Чижмана, как древнее церковное правило, получившее только теперь императорскую санкцию [5]. Подтверждая то, что узаконено было Юстинианом, Трулльский Собор этим правилом предписывает, под угрозой наказания, чтобы восприемник не смел вступать в брак и с вдовой матерью крещеного ребенка; этим положено каноническое основание духовному родству, как препятствию к браку. Воспрещается, таким образом, канонически брак в духовном родстве между восприемником и его дочерью (первая степень), равно брак между восприемником и вдовой матерью крещеных детей (вторая степень). С течением времени, на основании того места в трулльском правиле, по которому духовное родство важнее родства по крови, установлены были и церковным, и гражданским греческим законодательством брачные препятствия в духовном родстве до степеней, в которых брак воспрещался и в кровном родстве, а именно до 7-й степени включительно [6]. Но так как ни в этом трулльском, ни в другом каком-либо общецерковном правиле не упоминаются, кроме 2-й степени, дальнейшие степени духовного родства, в которых бы брак запрещался, то и воспрещение или разрешение браков в дальнейших степенях предоставлено законодательствам поместных церквей и усмотрению подлежащих епископов [7].

То есть это ограниечение возникло как реакция на аморальное поведение восприемников женящихся на своих крестниках или их овдовевших матерях. В этом смысле это ограничение абсолютно понятно. Но когда я сознательно хочу стать крестным своего ребенка, априори не имея намерения вступать в брачное сожительство со своей супругой, после того как она овдовеет  , то мне кажется это правило не действует. В этом случае и буква этого правила «не срабатывает», и самое главное, духовный смысл этого ограничения отличен от моей сиуации.
И конечно, крестным хочу стать я один, моя жена крестной небудет.

То есть это ограниечение возникло как реакция на аморальное поведение восприемников женящихся на своих крестниках или их овдовевших матерях. В этом смысле это ограничение абсолютно понятно. Но когда я сознательно хочу стать крестным своего ребенка, априори не имея намерения вступать в брачное сожительство со своей супругой, после того как она овдовеет  , то мне кажется это правило не действует. В этом случае и буква этого правила «не срабатывает», и самое главное, духовный смысл этого ограничения отличен от моей сиуации.
И конечно, крестным хочу стать я один, моя жена крестной небудет.

Я вижу, вы достаточно сильно «плаваете» в этом вопросе. Поэтому:
1. «Законным восприемником» всегда является один восприемник — одного пола с воспринятым. Пара восприемников — это уже традиция (в некоторых местах могут и до десяти пар поставить).
2. Вне зависимости от того, собираетесь вы вступать в «брачное сожительство  со своей супругой, после того как  овдовеет», или нет, это ситуации не меняет, поскольку крещение вызывает духовное родство между кумовьями, они становятся во второй степени родства, что является препятствием к браку, и такие браки становятся незаконными и подлежат расторжению. Вне зависимости от того, когда возникло духовное родство — до брака или после.

Мы можем считать как угодно и что угодно, иметь свое мнение, но мнение Церкви все же выше нашего мнения и толкования.
Приведенная мной цитата из настольной книги (издание 1913 г.) и является таким.

А чтобы это кто-то не посчитал «мнением одного человека»:

Не допускаются к восприемничеству монахи и монахини, также и родители не могут быть восприемниками собственных детей

Настольная книга священнослужителя в 8-ми тт.Свято_Успенская Почаевская Лавра 2003. Т.4. стр.235. (Переиздание более раннего издания Московской патриархии).

Применительно к практике законодательства, действовавшего в России в синодальную эпоху, профессор А.С. Павлов называет следующие основания для признание брака недействительным: «Отмене  подлежат браки ……  лиц, состоящих в запрещенных церковными  законами степенях родства или свойства…..»

Цыпин В.А. Церковное право: 20е изд. -М.; Изд-во МФТИ, 1996. стр.362.

Законные основания для развода сформулированы в 117-й новелле Юстиниана. Правовые нормы этой новеллы включены в «Номоканон».
…. Основанием для развода cum damno византийское право признавало: …… 5)наконец, восприятие собственного ребенка от купели крещения.

Там же, стр.365.

Читайте также:  Панкреатит можно ли есть детское питание

К слову, следует отметить, что из-за очень строгих правил в отношении развода, довольно часто случалось, что дабы развестись, многие специально крестили своих детей, таким образом добиваясь развода. В результате участившихся таких случаев, были изданы новеллы,  согласно которым супруг, виновный в разводе по такой причине, подлежит наказанию (денежному или телесному), изгнанию на несколько лет и запрещению вступления в новый брак.

Ваши доводы весомы, но все же можно получить ссылку на первоисточник — святых отцов или определения соборов, а не книги, так сказать «для служебного пользования», и не указы Византийских императоров.
Все же данное правило порождает формализм, формальный подход к церковной жизни. Взять, и позвать кого-нибудь в крестные, чтобы соблюсти указ Византийского императора. Формальность выполнена.
За подобные вещи нас часто и критикуют протестанты, утверждая, порой не без оснований, что у нас много норм и запретов, первоначальный смысл котрых зачастую утерян.

И будте добры, поясните где сказано о «законном восприимнике», что он обязательно должен быть одного пола с крещаемым. Мне казалось, что это положение рекомендательного характера, а не обязательного.

Ваши доводы весомы, но все же можно получить ссылку на первоисточник — святых отцов или определения соборов, а не книги, так сказать «для служебного пользования», и не указы Византийских императоров.
Все же данное правило порождает формализм, формальный подход к церковной жизни. Взять, и позвать кого-нибудь в крестные, чтобы соблюсти указ Византийского императора. Формальность выполнена.
За подобные вещи нас часто и критикуют протестанты, утверждая, порой не без оснований, что у нас много норм и запретов, первоначальный смысл котрых зачастую утерян.

И будте добры, поясните где сказано о «законном восприимнике», что он обязательно должен быть одного пола с крещаемым. Мне казалось, что это положение рекомендательного характера, а не обязательного.

Оченно интересная постановка вопроса.
Дескать, вот мое мнение, которое я сам не утруждаюсь подтвердить ни ссылками на каноническое право, но ссылками на свв. отцов, а вот ваше — обоснуйте его ссылками…
Таковое желание — обоюдное. И если вы желаете такого от кого-то, сначала должны обосновать свое по тем же требованиям, которые ставите перед кем-то.
Второе — на форуме уже неоднократно говорилось о том, каковы должны быть восприемники, каких нужно выбирать, и т.д. и т.п.
Третье — в Православии не существует относительно вероучения и канонического права «документов для служебного пользования» — все обязательно без различия для всех! Если кто-то считает, что кое-что к нему не относится, тогда уже возникают совершенно другиме вопросы.
А кокретно к приведенному случаю (вернемся все-таки к нашим баранам) — восприемник вступает в духовное родство с родителями воспринятого и брак между ними становится невозможным, незаконным и подлежит расторжению. Что в этом непонятного? И с чем в этом случае вы несогласны? С установлением Собора, который прямого говорит о невозможности брака между кумовьями и о том, что незаконные браки нельзя совершать, а если будут таковые, то расторгать?
Ведь с этим вы согласны (не зря в начальном посте говорили, что знаете). В чем тогда проблема?
В том, что не можете неайти достойного восприемника? Так это совершенно другой вопрос.
Те же самые свв. отцы и наставления по каноническому праву, примеры из церковной истории говорят то, что если родители не могут подобрать восприемников, то тогда подбирается восприемник из числа церковнослужителей прихода. В крайнем случае — крестят без авосприемника, и в таком случае восприемником считается крестивший священник.
Если же волнует вопрос о том, что выбранные восприемники в силу каких-то причин не смогут выполнять свои обязанности по поводу церковного воспитания ребенка — так не на них одних лежит эта обязанность, но и на родителях. А то очень часто, даже в церковной среде родители самоустраняются — мол, это обязанность крестных…

« Последнее редактирование: 18.05.2009, 18:33:23 от протоиерей Степан Кневец »

Дескать, вот мое мнение, которое я сам не утруждаюсь подтвердить ни ссылками на каноническое право, но ссылками на свв. отцов, а вот ваше — обоснуйте его ссылками…
Таковое желание — обоюдное. И если вы желаете такого от кого-то, сначала должны обосновать свое по тем же требованиям, которые ставите перед кем-то.

Простите, но я полагал, что раздел форума «Вопросы священнику» существует именно для того, что бы задавать вопросы священникам. Никаких ссылок на каноны у меня нет. А есть мои мысли, может совсем неверные. И есть вопросы, которые меня беспокоят, и на которые я ищу ответ.
А если бы мне хотелось полемики, то я создал бы эту тему в другом разделе форума.

Второе — на форуме уже неоднократно говорилось о том, каковы должны быть восприемники, каких нужно выбирать, и т.д. и т.п.

Вот я и пытаюсь понять, в чем суть и смысл ограничений, накладываемых на восприемников, и как они соотносятся с моей ситуацией.

Третье — в Православии не существует относительно вероучения и канонического права

Конечно, согласен. У Андрея Кураева есть очень хорошая лекция на эту тему — «Парадоксы церковного права».
Думаю Вам известы такие постановления соборов, как отлучение от причастия на много лет за «помывку» в бане с иудеем, или за причащение реже 2-х недель.
Истинно и действенно то соборное уложение которое полезно здесь и сечас. И что полезнее в моей ситуации — это, если хотите, и есть суть всего моего вопроса в этой теме.

Если же волнует вопрос о том, что выбранные восприемники в силу каких-то причин не смогут выполнять свои обязанности по поводу церковного воспитания ребенка — так не на них одних лежит эта обязанность, но и на родителях. А то очень часто, даже в церковной среде родители самоустраняются — мол, это обязанность крестных…

Да вот и получается, что фактически церковным воспитанием занимаются, проценов на 99, родители, и лично я совсем не против такого участия родителей. Просто хорошая идея восприемников выхолащивается, и становится для подавляющего большинства людей, формальностью. Причем, зачастую, независимо от воли самих восприемников. Просто родители всегда рядом, да и отношения между родителями и детьми не те, что были полторы тысячи или даже пятьсот лет назад. Достаточно привести одну цитату из Домостроя, где сказано, что отец никогда не должен улыбаться своему сыну, дабы тот не порял страх перед отцом. Да и ежесубботние порки «для профилактики» тоже вещь говорящая сама за себя. В такой ситуации дествительно учитель церковной и духовной жизни предпочтительнее не из семьи.

Те же самые свв. отцы и наставления по каноническому праву, примеры из церковной истории говорят то, что если родители не могут подобрать восприемников, то тогда подбирается восприемник из числа церковнослужителей прихода. В крайнем случае — крестят без авосприемника, и в таком случае восприемником считается крестивший священник.

Может так оно и будет

Раз вы говорите, что не желаете поднимать полемику по данному вопросу, то и постараемся этого не делать, а разбирать конкретную ситуацию.
Но изначально нужно заметить в отношении канонического права.
Каноническое право (в виде некоторого свода законов) само по себе в некотором смысле неоднородно. Да, есть постановления в наше время совершенно относительные, писанные для своего времени и конкретной ситуации, и которые для нашего времени мало или совсем неприменимы. В этом разрезе в основном и действует церковная икономия. Но есть правила, которые неизменны во времени, которые что во время своего написания, что сейчас, остаются буквальны к сиполнению как по смыслу, так и по букве.

Как раз это и относитися к вашему случаю.
Вне зависимости от того, крестили ребенка 100 лет назад или сегодня, восприемник вступает в духовное родство с родителями ребенка. И как сто лет назад, так и сейчас духовное родство является препятствием к браку. Это — неизм?