Можно ли работающим есть в пост

Работа и пост: советы священников

Каждый год перед обычным городским жителем неизбежно встают два практических вопроса:

— Как посещать богослужения, если рабочее время во время поста не сокращается?

— Как поститься, если, проводя целый день на работе, ешь то, что предлагает общепит?

О посте для работающих людей рассказывают клирик храма Казанской иконы Божией Матери священник Игорь Фомин, клирик Иерусалимского подворья в Москве, настоятель храма-часовни в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» при управлении МЧС, протоиерей Михаил Крутинь, клирик храма святителя Николая в Кузнецах священник Андрей Близнюк и клирик Хабаровской епархии иеромонах Никанор (Лепешев).

Можно ли работающим есть в пост

Священник Игорь Фомин: У каждого своя мера

Можно ли работающим есть в постПост для работающего человека — время особое, как и для любого другого. Неработающих людей нет — кто-то работает на государственной службе, кто-то в частных компаниях, кто-то на дому. И мера поста у каждого своя. Так, как воздерживались древние отцы в египетских пустынях, наверное, сейчас поститься невозможно. Никто и не говеет, вкушая три боба в день, подобно тому, как, согласно житию преподобной Марии Египетской, питался Великим постом преподобный Зосима. Но отчуждать себя от тела всей Церкви в этот период ни в коем случае нельзя.

Каждый должен воздерживаться в ту меру, чтобы не просто волочить ноги, но и что-либо делать. Один духовник говорил, что если человек умирает от поста, то это грех самоубийства. Поэтому можно выделить для себя: да, я не смогу обходиться этим постом без подсолнечного масла, но я зато смогу обходиться без лишней болтовни на работе, без телевизора, без осуждения или участия в каких-то других недостойных мероприятиях. Я отключу себя от развлекательной части интернета. Может быть, дам себе задание прочитать какие-то определенные книги…

Пост важен не только в гастрономии. Важно и внутреннее состояние.

Что касается посещения богослужений, то я вспоминаю советское время, когда работу и церковные службы, было действительно тяжело совмещать по тем причинам, что работодатель (то есть государство) «гонял» и всячески следил за верующими, чтобы их как-то ущемить в их церковной жизни. Но люди верующие иногда даже брали отпуска, чтобы присутствовать на службах.

Здесь все зависит от того, что ты ищешь: ты ищешь средство посещения богослужения или причины их не посетить? Каждый сам определит.

Но если даже ты в силу каких-либо причин, имея желание посетить храм, в него не попадаешь — сейчас есть множество литературы, с помощью которой можно восполнить пропуск богослужения. Это ведь тоже очень важно: ты вдумчиво, не спеша, сам встанешь на молитву, ущемишь себя где-либо — и прочитаешь.

Богослужение — это одно из средств богообщения, но оно не единственное. Более того, я считаю, что иногда, при необходимости, надо заменить церковную службу на помощь кому-либо. Надо встать, отказаться от посещения храма — и идти помогать другому человеку.

Так что мой совет: искать средства богообщения трезвомысленно. Пусть это будет богослужение или пост, и во всем надо соблюдать свою меру. Чтобы мы воспитывали в себе воздержание, отказываясь от малого, а Господь мог бы нам доверить большее.

Протоиерей Михаил Крутинь: Духовный пост сложнее телесного

Можно ли работающим есть в постНужно приложить усилия, соотнеся их со своими возможностями, чтобы совместить посещение богослужений со своими рабочими послушаниями. То же самое касается и пищи — нужно себя ограничить по возможности. Каждый из нас должен почувствовать, что сейчас особый период духовного обновления, и у каждого будет своя мера. Нужно вспомнить, что говорит Предание нашей Святой Церкви: постится не только наш желудок, но и все пять чувств.

Это самое главное. Разумеется, построить свою жизнь так, чтобы на сто процентов исполнить это правило, может не каждый. Только монахи древности уходили после чина прощения из обители, уединялись, чтобы постараться максимально исполнить подобные аскетические требования. Но мы, живя в миру, этого не сможем. Мы должны соотносить наши возможности и требования Предания. Не нужно путать православный пост с диетой. Если не можешь телесно попоститься — постарайся поститься духовно: никого не осуждать, не раздражаться, не гневаться, не смотреть на что-то пошлое, что мог раньше себе позволить, не слышать ничего лишнего, немного уединиться…

Священник Андрей Близнюк: Традиция послабления поста — древняя

Можно ли работающим есть в постВообще Устав, говоря о посте, не различает, работающий человек или не работающий. Поэтому такие вопросы обычно решают с духовником, священником, который хорошо знает свое духовное чадо и может посоветовать что-то индивидуально. Очень много людей работают и строго постятся: не употребляют ни рыбы, ни мяса, ни молока. Но есть те, кому это соблюдать тяжело, особенно это относится к страдающим заболеваниями желудка или другими недугами. Тогда нужно брать благословление духовника на послабление поста.

Вообще традиция послабления поста — древняя. Еще в Соловецком монастыре, где в целом придерживаются очень строгих правил, трудникам (молодым ребятам, которые работали при монастыре, но еще не были монахами) разрешалось в пост вкушение рыбы. Потому что они выполняли тяжелую работу, и им давалось такое благословление.

Беременным женщинам, ослабленным иногда дают послабление не только на молоко, но и (в особо индивидуальных случаях) на мясо. Но хоть в какой-то мере даже самому немощному и предельно загруженному в трудах человеку пост нужно соблюдать. Ведь пост заключается не только в гастрономических ограничениях, но и в определенном поведении, отказе от развлечений. Например, если не может человек строго поститься, пусть откажется от телевизора. Это уже мера поста. Здесь должен быть такой подход… духовнический. Хорошо бы каждому человеку подойти к священнику, которому он исповедуется, и задать вопросы, волнующие его.

Читайте также:  Можно ли есть йогурт активиа

Можно ли работающим есть в пост

Нам ведь заранее известно, что, к примеру, на первой неделе Поста будет читаться канон Андрея Критского. Обычно он начинается в храме часов в 6 вечера. Поэтому православные люди со своим начальством стараются заранее договориться, предлагают отработку в другие дни, или просто отпрашиваются. Каждый пытается сделать все, чтобы его отпустили, потому что этот Канон дает удивительную помощь и сам по себе очень красив. А вообще здесь тоже все очень индивидуально. К примеру, в нашей православной гимназии мы отменяем занятия, чтобы дети в эти дни смогли пойти в храм. А у кого-то, может, и нет такой возможности. Прогуливать и лукавить — тоже плохо.

Иеромонах Никанор (Лепешев): Не унывать и не впадать в отчаяние

Можно ли работающим есть в постСоблюдать пост нужно таким образом, чтобы пощение не влияло на работоспособность. Общий принцип, который можно прочесть у многих святых отцов: пост и любые другие телесные подвиги должны оставлять место для молитвы и рукоделия. В данном случае таким рукоделием является работа.

Поэтому к посту, например, следует приступать, все взвесив, рассудив, посоветовавшись со священником, с кем-то из церковных людей, которые уже давно постятся и не понаслышке знают о том, что такое пост — и найти для себя меру, которая позволит, с одной стороны, и соблюсти пост, и, с другой стороны, не надорвать силы, избежать крайностей. То же касается и других постов.

Если проблема работающего человека состоит в том, что на работе негде отыскать постную пищу, то можно что-то готовить дома и брать с собой. Если и такой возможности нет — значит, из того, что предлагается в точках общепита, выбирать наименее скоромное.

Конечно же, надо в первую очередь помнить, что главное — это пост внутренний, состоящий в воздержании от греха, страстей, похотей, от дурных поступков, слов, мыслей, чувств, а пост внешний — это средство вспомогательное. Невозможность в полной мере соблюсти этот последний можно компенсировать тем, что обратить большее внимание на пост внутренний, на духовное трезвение.

Что касается богослужения, то нужно стараться его посещать, как только предоставляется такая возможность. Если же ее нет, то можно восполнить пробел тем, что дома вычитывать полностью или частично, в зависимости от времени и сил, какие-то службы в течение других постов. Сейчас довольно легко приобрести в книжных или интернет-магазинах последование служб поста.

В крайнем случае, если и дома, и на работе обстоятельства для молитвы затруднительные — можно почитать в дороге, сидя в вагоне метро или электрички. Это все равно будет лучше, чем ничего — разумеется, если нам не приходится стоять, толкаться, перепрыгивать из автобуса в автобус, а мы можем в транспорте сосредоточиться, погрузиться в себя.

А чтобы сосредоточиться на молитве, нужно постоянно понуждать себя к вниманию: рассеялись — снова собрались.

Вообще хорошо бы прежде, чем начать молиться, поупражняться в том, что называется «богомыслие»: тут хорошо помогают размышления на темы вечности, нашей греховности перед Богом, смерти, последующего Суда, домостроительства Божьего, творения мира, искупительной жертвы Спасителя; помогает чтение Писания и Святых Отцов. Благодаря таким размышлениям молитва будет более внимательной.

Но все равно рассеяние неизбежно — нет такого человека, который бы не испытывал этого состояния. Его нужно принять как данность, не унывать, не опускать руки, не впадать в отчаяние от невозможности идеально настроиться на пост и молитву. Нужно понимать, что рассеяние — общее состояние нашей падшей природы, нашего ума, поврежденного грехом. Нужно просто постоянно возвращать, погружать свой ум в слова молитвы, в память о Боге.

Источник

Православная Жизнь

В пустыню вселися великий Моисей,

гряди убо, подражай того житие,

да и в купине богоявления, душе,

в видении будеши.

Великий покаянный канон

преподобного Андрея Критского

(5-я песнь вторника)

В первую седмицу Великого поста хочется поговорить о том, как разительно отличается человек IV-VI столетий от современника XXI века.

Можно ли работающим есть в пост

Монах Египта или Палестины, живший в IV-VI столетиях по Р. Х., — идеал соблюдения Великого поста. В Неделю воспоминания об Адамовом изгнании он исповедуется, причащается Святых Христовых Тайн, испрашивает прощения у братии и всех людей и после этого уходит в раскаленную солнцем пустыню, как можно дальше, где не встретишь людей. С собой он берет нехитрую снедь в малом количестве: хлеб, воду, сушеные финики или оливки. В период Великого поста монах питается раз в два-три дня (некоторые даже один раз в неделю), трапезничая кружкой воды и краюхой хлеба или горстью фиников. Были такие подвижники, которые не вкушали пищи в продолжение всего Великого поста.

Монах уходил в пустыню на всю Святую Четыредесятницу, то есть на весь великопостный период, вплоть до Страстной седмицы. К Великому понедельнику он возвращался в обитель, чтобы душевно и сердечно на богослужениях пройти крестный путь Спасителя и достойно встретить Светлое Воскресение Христово.

В пустыне подвижник молился преимущественно все время. Так, к примеру, известно, что монах древности выпевал за день всю Псалтирь. Ему часто даже не требовалось брать Священные книги с собой, так как он знал и Псалтирь и Евангелие наизусть.

А теперь вернемся мысленно в XXI век с его «реактивными» скоростями…

У современного человека вместо пустыни с травкой, колеблющейся от ветра, — грохочущее метро, вместо Псалтири — «цунами» информации, обрушивающееся на бедную голову с экранов телевизоров, компьютерных мониторов, мобильных телефонов, билбордов. А навязчивая реклама преследует его и дома, и на работе, и в общественном транспорте. Вместо созерцания и неторопливого потягивания четок с Иисусовой молитвой — головокружительный удушливо-нервный клубок проблем с женой (или мужем), детьми, начальством, работой (иногда даже несколькими), кредитами, испуг от повышения курса доллара и прочее.

Читайте также:  Можно ли беременной есть мед кедровый

Как правильно современному человеку поститься? Как совместить опыт монаха-пустынника первых веков христианства с высокоскоростной жизнью современного человека?

Немного отвлекусь, выскажу свое личное мнение…

Мне кажется, что нам, священникам, немного проще поститься, чем мирянам. Через нас проходит нерв церковной жизни, мы по призванию и долгу своему находимся внутри службы и несколько вне мира. Но постящемуся мирянину гораздо тяжелее.

Например, первая седмица поста: человек не кушает в понедельник, а может быть, даже и во вторник, а вокруг — сотрудники с бутербродами, хот-догами, кофе. Да еще и начальство, которое, вероятно, не совсем понимает постящегося сотрудника, как и коллеги по работе: колкости, шуточки, насмешки. А кроме поста нужно еще и работу выполнять, и деньги зарабатывать, и о семье подумать. Головокружительный ритм!

С другой стороны, хочется в храм: Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, Литургия Преждеосвященных Даров, «Мариино стояние», а еще надо и поисповедоваться, причаститься, пособороваться.

Лично для меня православные христиане современности — это герои. Им удается все это совмещать и не рухнуть, не отчаиваться, но возгревать свою веру в Бога и надеяться на Господа нашего Иисуса Христа. Потому, конечно же, должно радоваться сердце священника, когда на повечерие с каноном преподобного Андрея Критского приходят люди. Пусть даже они и опаздывают. Но за то, что они все-таки пришли, их хочется поблагодарить. Ведь часто за этим поступком стоит история, мало уступающая древним паломничествам: здесь и преодоленные десятки километров в загруженном общественном транспорте, и просьбы отпроситься у начальника, и уговаривание коллеги, чтобы подменил, и стояние во время канона в свое свободное время. А после службы — домой, но и там еще не отдых. Для женщин часто: готовка ужина для семьи, уборка, стирка, и только потом — долгожданный сон.

Все это мне кажется подвигом, достойным отцов-пустынников IV века. Но нам следует запомнить следующее…

Несмотря на разность эпох и проблем, задача перед православным христианином, вошедшим в Великий пост, всегда одна — отъединится от мира, обратить внимание внутрь — в душу свою и обрести в ней Бога.

Мы, христиане XXI века, часто не имеем возможности физически уйти в пустыню, чтобы отъединится от мира, но нам следует сделать этот шаг в духовном смысле, уйти в пустыню сердца и души.

О том, как это сделать, замечательно пишет митрополит Антоний Сурожский в своей книге «Пастырство». Приведу несколько цитат.

«Мы живем, словно настоящего нет, знаете, как бы перекатываемся из прошлого в будущее. А настоящее — это то мгновение, когда перекатываешься; и на деле оказывается, что единственное реальное мгновение — это теперь, теперь я весь тут. И тут я понял то, что имеет в виду один из отцов-аскетов V века, когда говорит: если хочешь молиться, вернись весь под собственную свою кожу… Мы ведь не живем под своей кожей; мы живем тут, там, здесь. Подумайте о себе, когда вы сидите за столом: глаза разбегаются, вы и в огурцах, вы и в рыбе, вы и в квасе, вы и в том, и в другом. Ваша личность расползлась по всему столу. А если подумать о жизни вообще — мы не под своей кожей живем, мы расползлись во все стороны вожделениями, желаниями, дружбами, враждами, надеждами, я только хочу сказать, что фактически под кожей остаются только внутренние органы, но человек весь вне себя где-то. Так вот, вернись под кожу»; «Если хотите, вот еще пример соединения того, что я говорил о времени и о молитве. Когда вы едете на машине или в поезде, машина движется, а вы сидите, книжку читаете, в окно глядите, думу свою думаете. Так почему так не жить? Почему, например, нельзя быстро ходить, руками что-то делать — и одновременно быть в полном стабильном покое внутри? Можно! Это показывает опыт, причем не святых, а самых обыкновенных людей. Но для этого надо учиться останавливать время…»; «Когда я только стал священником, пришла одна старушка из старческого дома и говорит: «Батюшка, вот я четырнадцать лет занимаюсь Иисусовой молитвой, все время твержу, а никогда не ощутила, что Бог есть; что мне делать?ˮ Я подумал… и говорю: «Знаете, я вам тогда от сердца и скажу: когда Богу вставить слово, коль вы все время говорите?ˮ — «А что мне делать?ˮ — «Вот что делать. Придите к себе в комнату, закройте дверь, поставьте кресло поудобнее: так, чтобы свет падал хорошо, чтобы и лампада была видна с иконой, сядьте и пятнадцать минут вяжите пред лицом Божиим, только не думайте ничего благочестивого и не молитесьˮ… Она ушла. Через какое-то время пришла снова, говорит: «Вот что вышло. Я заперлась. Был луч света в комнату, я зажгла одну лампадку, поставила кресло так, чтобы вся комната была видна, взяла вязанье, села и подышала, посмотрела, — давно я не замечала, что комната моя теплая и уютная. Лампадка горела; сначала волнения всякие еще не утихли, мысли бегали; потом я начала вязать, мысли стали утихать. И вдруг я услышала тиканье моих спиц. От этого тиканья я вдруг заметила, как тихо вокруг меня, потом почувствовала, что эта тишина совсем не потому, что шума нет, а что она какая-то (как она сказала) густая; это не пустота, а что-то. Я продолжала дальше вязать, вдруг мне стало ясно, что в сердцевине этой тишины Кто-то: Богˮ.

Вы попробуйте — не пятнадцать минут, потому что для этого надо быть мудрой старушкой, а хотя бы пять минут».

Во всех этих примерах владыки Антония современным языком раскрывается значение стиха Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского, выведенного в эпиграф. Что нам говорит святой Андрей? Он убеждает нас в том, что душа каждого из нас должна уподобиться душе пророка Моисея. Он ушел в пустыню и там узрел Бога в неопалимой купине (Исх. 3). Для этого не обязательно уходить в пустыню. Важно внутренне остановиться, не принадлежать тленному и скоропреходящему миру, но головочку свою и сердечко держать поверх этой мутной воды.

Читайте также:  Можно ли есть кисломолочные продукты

Спаситель говорит: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21). Нужно учиться, пожалуй, главному из искусств жизни — обращать свое внимание внутрь себя, чтобы научиться разговаривать с собственной душой. Ей мы уделяем так мало внимания в нашей жизни!

Вспомним любимые слова преподобного Серафима Саровского, сказанные им Мотовилову: «Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святаго Божия». А как Святой Дух может войти в наши сосуды сердечно-душевные, если мы с головы до пят наполнены проблемами, дрязгами, работами и прочим. Нужно, внешне исполняя все нам положенное, ВНУТРЕННЕ освободиться от всего этого, чтобы стать пустым сосудом, в который свободно вольется благодать Святого Духа.

В этом верный камертон постового настроя и главный его трамплин-старт. А далее уже можно использовать все средства, которые предлагает нам Святая Церковь: молитву, пост, дела милосердия, смирение, покаяние, Таинства…

Иерей Андрей Чиженко

Источник

Великий пост 2021: как правильно питаться, что можно есть и что нельзя

Великий пост в 2021 году начинается 15 марта и заканчивается 1 мая: длится 40 дней. Этот пост считается самым главным и строгим. Каждый год даты сдвигаются и выпадают на разные числа, но всегда сразу после Масленицы. Первый день — Чистый четверг, последний — Великая суббота.

Как правильно поститься

Кто-то воспринимает пост как диету и возможность похудеть. Это неправильный подход: чтобы скорректировать фигуру, нужно взять за основу правильное сбалансированное питание, физическую активность и консультации с эндокринологом. Плюс во время поста основная часть продуктов приходится на углеводы, и при неправильном расчете, наоборот, можно поправиться.

shutterstock.com

Воздержание в пище во время поста — про часть духовной работы, но не ее основа. Важно уделять время самопознанию, чистоте и качестве речи, мыслей. Пост — своего рода аскеза: человек жертвует привычным удовольствием ради достижения цели и приобретения опыта. По этой же причине не рекомендуется самообманом, например, заменять животное мясо на растительное beyond meat.

Если говорить о питании: постящиеся придерживаются жесткого меню со строгими ограничениями. При этом остается большое количество продуктов и блюд, которые можно включать в рацион.

Исключаются продукты животного происхождения:

  • мясо, птица, колбасы, сосиски, полуфабрикаты;
  • рыба;
  • молоко и кисломолочные продукты,
  • сыр, и яйца, и продукты с их содержанием;
  • сливочное масло и продукты с его содержанием;
  • сливочные соусы;
  • алкоголь.

Но в течение поста есть несколько дней, когда допускаются послабление и запрещенные продукты из списка.

Что можно есть в Великий пост

Основные продукты: овощи и фрукты, бобовые, орехи, цитрусовые, сухофрукты. Блюда едят в сыром или отварном виде, на пару или из духовки.

shutterstock.com

Какие продукты можно есть в пост:

  • злаки и каши на воде без сливочного и масла гхи;
  • овощи и фрукты;
  • черный хлеб или хлебцы;
  • бобовые, баклажан и цуккини, орехи и грибы;
  • цветная и брюссельская капуста, брокколи, бок чой, спаржа;
  • все виды зеленых салатов;
  • чечевица, нут, горох, соя, фасоль, бобы — главные источники белка;
  • подсолнечное масло (в разрешенные дни);
  • рыба допускается два раза: на Вербное воскресенье и Благовещение Пресвятой Богородицы. Можно приготовить на пару, потушить или запечь в духовке.
  • мед;
  • хлебобулочные и кондитерские изделия, в составе которых нет молочной продукции и яиц.

Что нельзя есть в Великий пост

Нужно воздержаться от следующей пищи:

  • мясо и мясная продукция: копчености, ветчина, колбасные изделия;
  • яйца и продукты, в составе которых они используются;
  • блюда с насыщенным разнообразным вкусом: сладкие, соленые, копченые;
  • молочная продукция: кефир, молоко, ряженка, йогурт, сливочное масло, сыры, сметана, а также блюда, в составе которых они используются;
  • фастфуд, шоколад, сдоба;
  • алкоголь;
  • рыба (кроме разрешенных дней);
  • подсолнечное масло (кроме разрешенных дней).

shutterstock.com

Питание в Великий пост по дням

  • первая неделя — самая строгая, а в первый день постящиеся голодают и отказываются от любой пищи;
  • по понедельникам, средам, пятницам едят холодную пищу без растительного масла;
  • вторник, четверг — разрешается вареная, тушеная, запеченная пища без масла;
  • в субботу и воскресенье для приготовления пищи разрешено использовать растительное масло, позволительно немного виноградного вина (кроме Страстной недели);
  • в выходные можно готовить горячие блюда с растительным маслом, допускается немного красного вина, кроме Страстной недели.

Когда в пост можно есть рыбу

Во время Великого поста рыба и морепродукты допускаются два раза: 7 апреля на Благовещение и 25 апреля на Вербное воскресенье. В Лазареву субботу можно съесть немного рыбной икры.

shutterstock.com

Что нужно пить в Великий пост

Можно пить чай и кофе, воду, разнообразные кисели, морсы, соки, компоты. При интенсивных тренировках добавляются белковые протеиновые коктейли без молочной сыворотки в составе.

shutterstock.com

Можно ли продолжать тренироваться в Великий пост

В течение Великого поста физические тренировки не запрещаются, но важно подходить индивидуально к каждой ситуации. Вряд ли получится активно наращивать мышечную массу из-за ограничений в белковой пище, особенно если вы не привыкли планировать сбалансированный растительный рацион.

Нужно тренировать по силам, иначе можно столкнуться с дисбалансом, хронической усталостью, неспособностью закончить тренировку или разминку.

В рацион включается большое количество бобовых продуктов и сои. Можно добавить соевого мяса: диетический низкокалорийный продукт, и 20 граммов на 100 граммов.

shutterstock.com

При желании добавляется спортивное питание без содержания молочной сыворотки. Для спортсменов-вегетарианцев доступна большая линейка протеинов: соевый, гороховый и конопляный.

Чтобы не переживать морально и физически во время поста, лучше заранее, в спокойной обстановке продумать и записать ежедневное меню с учетом финансовых возможностей, предпочтений и образа жизни.

Канал про ЗОЖ в телеграме! Подписывайся

Источник