Можно ли проводить запрос котировок если товар есть в перечне
Содержание статьи
Правомерность проведения запроса котировок на товары из «аукционного перечня»
Здравствуй, Регфорум! При выборе способа определения поставщика Заказчик может столкнуться со следующей коллизией. Необходима закупка товаров, работ или услуг на сумму менее 500 000 рублей, но необходимые товары, работы, услуги находятся в Перечне товаров, работ, услуг, в отношении которых Заказчик должен проводить аукцион в электронный форме (электронный аукцион, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 № 471-р). Попробуем разобраться в настоящем вопросе.
В соответствии с ч. 2 ст. 59 Федерального закона № 44-ФЗ, Заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 72 Федерального закона № 44-ФЗ, Заказчик вправе осуществлять закупки путем проведения запроса котировок в соответствии с положениями настоящего параграфа при условии, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем сто миллионов рублей.
Выпуск ЭЦП
для юридических лиц
специальные цены для гостей и участников Регфорума
Срок изготовления не более 30 минут.
Работаем со всеми регионами России.
Отчетность
Такснет, Стэктраст, Сбис
специальные цены для гостей и участников Регфорума
Ключ входит в стоимость.
Работаем со всеми регионами России.
Как следует из вышеназванных статей, Заказчик имеет право вместо проведения электронного аукциона закупать товары, работы, услуги, указанные в Перечне или в дополнительном перечне, путем проведения запроса котировок, запроса предложений или закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) при условии соблюдения Заказчиком ограничений, установленных на данные способы закупки ФЗ-44.
Следовательно, проведение запроса котировок в отношении закупки аппаратуры для телевидения при начальной максимальной цене менее 500 000 рублей не является административным правонарушением, установленным ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ («Несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при принятии решения о способе и об условиях определения поставщика (подрядчика, исполнителя»).
Источник
Запрос котировок по новым правилам
Все преимущества нового запроса котировок
Уже с 1 апреля 2021 года заказчик сможет закупать по новым запросам котировок. Чтобы проще было определить, когда стоит использовать такой способ, эксперт редакции составил 14 особенностей нового запроса котировок. К примеру, изменить извещение о запросе котировок будет нельзя, так же, как и продлить запрос, если подана одна или 0 заявок. А с помощью комикса заказчики успеют за неделю подготовиться к новому запросу котировок.
А, чтобы вы не запутались мы разработали удобного помощника, он знает про новый запрос котировок все, и уже сейчас в формате чата готов ответить на вопросы и рассказать про преимущества такого способа.
Заказчики привыкли использовать запрос котировок в электронной форме, когда надо закупить недорогой товар, и сделать это в сжатые сроки. С 1 апреля можно делать это быстрее и закупать товар с более высокой НМЦК. Заказчики будут использовать в своей работе новый формат запроса котировок, который сильно отличается от предыдущего.
Новый формат электронного запроса котировок
Закупать запросом котировок теперь можно будет до 3 млн руб., лимит в 100 млн руб. отменили, а процент от СГОЗ оставили прежним. Можно будет закупать не более 10 процентов. Новая процедура похожа на электронный аукцион. Отменить процедуру будет возможно всего за один час до окончания срока подачи заявок. Направить контракт на подпись победителю нужно будет в течение трех часов после публикации протокола подведения итогов. А подписать контракт вы сможете не раньше, чем через два рабочих дня с момента размещения протокола.
Важно
Обязанность заказчиков проводить запрос котировок по новым правилам вступает в силу с 1 апреля 2021 года (ст. 82.1 Закона № 44-ФЗ).
14 особенностей нового формата электронного запроса котировок.
Особенность 1.
Максимальная цена для запроса котировок — 3 млн руб. Заказчик может проводить электронный запрос котировок на большую НМЦК и размещать меньше запросов по количеству процедур.
Особенность 2.
Годовой объем — не более 10 процентов от СГОЗ. Предел в 100 млн руб. отменен. Если годовой объем закупок больше 100 млн, заказчик смело может закупать больше товаров электронным запросом котировок.
Особенность 3.
Требования к содержанию заявки — как в аукционе. Придется переработать извещение и приложения к нему с учетом новых требований к участнику.
Особенность 4.
Протокол подведения итогов. Необходимо разработать шаблон протокола итогов электронного запроса котировок.
Особенность 5.
Срок подачи заявок не менее четырех рабочих дней со дня, следующего за днем размещения извещения в ЕИС. Срок подачи стал меньше, значит, можно сократить срок извещения и получить товар быстрее.
Ситуация 1
Можно ли извещение об электронном запросе котировок разместить в ЕИС в выходной день?
Да, можно. В Законе № 44-ФЗ нет запрета размещать сведения о закупке в выходной день. Вы не ограничите конкуренцию, так как у претендентов теперь есть 4 рабочих дня, чтобы подготовить и подать заявку. Срок для подачи заявок начинайте отсчитывать с первого рабочего дня, который следует за датой публикации извещения. Например, если разместили извещение в субботу или воскресенье, четырехдневный срок начинается с понедельника, если опубликовали извещение в праздничный день — с первого рабочего дня. Вывод следует из части 1 статьи 82.2 Закона № 44-ФЗ.
Особенность 6.
Отмена закупки за 1 час. Заказчик может отказаться от закупки в более сжатые сроки, если внезапно поменялись обстоятельства и потребность в товаре.
Особенность 7.
Внесение изменений в извещение о запросе котировок не допускается. Если заказчик допустил ошибку, у него есть возможность только отменить процедуру, а не изменить ее.
Особенность 8.
Нельзя продлить извещение о запросе котировок. В случае подачи одной заявки или 0 заявок электронный запрос котировок признается несостоявшимся. Если подана одна заявка и она соответствует, заказчик сразу заключает контракт. Если все отклонены либо не поступило ни одной — проводит новую процедуру.
Особенность 9.
Заключить контракт можно не раньше, чем через 2 рабочих дня с момента размещения протокола итогов. Заказчик может быстрее заключить контракт, а значит, проводить больше закупок и тратить на это меньше времени.
Особенность 10.
Нет протокола разногласий. Заказчику с первого раза надо верно сформировать проект контракта.
Особенность 11.
Конкретные показатели можно не указывать, если в извещении есть товарный знак либо включена проектная документация. Комиссии заказчика меньше проверять документов и сведений.
Особенность 12.
Наименование страны происхождения товара указывается в соответствии с ОКСМ при поставке товара всегда, а также при услугах и работах с поставляемым товаром. Заказчик всегда проверяет, указал ли участник страну происхождения товара.
Особенность 13.
При установлении требований нацрежима в ЭЗК, если участники не предоставляют подтверждающие нацрежим документы, товар приравнивается к иностранному. Заказчик рассматривает заявки участников по правилам нацрежима, если он предусмотрел требования в извещении.
Особенность 14.
Заказчик вправе установить обеспечение исполнения контракта в пределах от 0,5 до 30 процентов и до 10 процентов для СМП. Требования к обеспечению исполнения контракта при электронном запросе котировок не изменились.
Источник
Как с июля 2018 года проводить запрос котировок
Изменения в законе о госзакупках разделили запрос котировок на бумажную и электронную процедуры. Последняя называется «запрос котировок в электронной форме». А классический запрос — это теперь абсолютно бумажная закупкам. Рассмотрим, что нужно изменить заказчику в связи с этим.
Зачем это нужно
С 1 июля 2018 года введены (пока, только теоретически) электронные закупки. Поэтому вскоре все должно измениться. Закон уже подправили, в частности, из него «выпилили» упоминание о заявках на запрос котировок в форме электронного документа. Привести все в подобающий вид нужно и заказчикам.
Может показаться, что сейчас это уже ни к чему, ведь буквально с 1 октября должны заработать электронные закупки на ЭТП. Однако запрос котировок в бумажном виде не исчезнет полностью. Его можно будет проводить в течение всего 2019 года при закупках после расторжения контракта заказчиком, отмены ФАС либо судом (если контракт заключался посредством конкурса или аукциона). Но при условии, что объектом закупки является продовольствие, средства для скорой медицинской помощи, медикаменты, топливо.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Извещение о запросе котировок
До вступления в силу упомянутых изменений в извещении о запросе котировок заказчик должен был указывать, что принимает заявки в том числе и в электронной форме. Правда, было непонятно, как это реализовать, ведь специального функционала так и не было создано. Оставалось принимать заявки на электронную почту, однако арбитры не признавали это правомерным.
Теперь все в прошлом. В следующей таблице видно, что изменилось и как подправить извещение.
Таблица 1. Изменения в извещении о запросе котировок в части приема электронных заявок
До 1 июля 2018 года | После 1 июля 2018 года |
Закон требовал указывать, что заявка может быть принята в форме электронного документа | Запрос котировок в электронной форме выделен в отдельную процедуру. В классическом запросе котировок нет упоминания об электронной форме документа. |
Выдержка из извещения: Заявка на участие в запросе котировок подается заказчику в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание до вскрытия конверта, или в форме электронного документа. Заявку в письменной форме просим направлять по адресу_____________________________ ____________________. Заявка в форме электронного документа подается в соответствии с требованиями статьи 5 закона от 05.04.2013 № 44 ФЗ и должна быть подписана электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 № 63 ФЗ «Об электронной подписи» | Выдержка из извещения: Заявка на участие в запросе котировок подается заказчику в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание до вскрытия конверта. Заявку в письменной форме просим направлять по адресу_____________________________ ____________________________________ |
Подобные формулировки содержатся не только в извещении. Таким же образом следует откорректировать регламент работы котировочной комиссии, если она предусмотрена. Документы, которыми регламентируется работа комиссии, например, положения и приказы, также нужно подправить.
В извещение нужно внести еще некоторые правки. В частности, убрать ссылки на отмененные нормы закона. Например, на часть 26 статьи 95. Она содержала положение о сроках, в течение которых заказчик должен был разместить информацию об изменении и расторжении контракта. Однако с 1 июля часть 26 статьи 95 упразднена.
Также следует изменить ссылку на сведения об ограничениях и преимуществах, если таковые установлены в закупке. Сами нормы закона, регулирующие участие льготных категорий поставщиков, не изменились — это статьи 28 (УИС), 29 (организации инвалидов) и 30 (СМП и СОНО). Однако теперь требование включить эту информацию в извещение прописано не конкретно для запроса котировок, как было раньше (часть 1 статьи 73), а в параграфе с общими положениями (части 4 и 9 статьи 42). Так что нужно прописать в извещении корректные ссылки на закон.
Бюджетным и автономным учреждениям, а также унитарным предприятиям, следует изучить статью 15. В ней много изменений, вступивших в силу совсем недавно.
Почему важно изменить извещение? Подобные правки носят номинальный характер, однако без них извещение не будет соответствовать актуальной редакции закона 44-ФЗ.
Далее представлено изображение первого листа извещения, составленного по новым правилам (скачать весь документ с пометками о заполнении можно по этой ссылке):
Первый лист форма заявки на участие в запросе котировок
Заявка
Заказчик может разработать форму заявки на запрос котировок. Рекомендуем это сделать несмотря на то, что обязанности такой нет. Однако это унифицирует информацию, которую дают о себе поставщики, и позволит легче ее проверять.
В форме заявки следует обратить внимание на такие моменты:
- Наличие почтового адреса. Это подтвердит, что все общение между заказчиком и поставщиком происходит по официальным каналам.
- Цена позиции. При закупке товара в заявке следует указывать наименование каждого товара и его цену — не за единицу, а за весь объем:
№ Наименование товара Предложение о цене каждого товара 1 Творог 5% жирности 58 76 2 Кефир 3,2% жирности 12 455 Итого 18 331 - Соответствие поставщика единым требованиям. Требования, которым должны соответствовать участники закупок, содержатся в статье 31 и одинаковый для всех.
- Национальный режим. Напомним, что он реализуется через запрет закупки определенных товаров, введение ограничений и преференций, а также условий доступа. В некоторых случаях достаточно указать страну происхождения товара, в других — приложить сертификат. Чтобы не запутаться, следует подкорректировать в форме заявки формулировку, относящуюся к требованиям документов по нацрежиму. Изложение этого пункта в старой и новой редакциях показано ниже.
Таблица 2. Изменения формулировки о национальном режиме в заявке на запрос котировок
До 1 июля 2018 года | После 1 июля 2018 года |
Формулировка более сложная | Формулировку упростили |
Выдержка из формы заявки: Документы, подтверждающие соответствие предлагаемых участником запроса котировок товара, работы или услуги условиям допуска, запретам на допуск, ограничениям допуска в случае, если такие условия, запреты, ограничения установлены заказчиком в извещении о проведении запроса котировок в соответствии со статьей 14 закона 44-ФЗ, либо заверенные копии данных документов | Выдержка из формы заявки: Документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 закона 44-ФЗ, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов |
Если требуемые документы не представлены, считает, что участник предлагает импортный товар. Об этом целесообразно предупредить поставщиков в извещении о закупке.
Здесь можно скачать примерную форму заявки на запрос котировок. Как она выглядит, показано ниже:
Первый лист форма заявки на участие в запросе котировок
О вскрытии конвертов и рассмотрении заявок
В новой редакции закона устранена недоработка, связанная с возвратом опоздавших заявок. Если конверт пришел позже срока, он должен быть возвращен участнику. Однако зачастую сделать это было невозможно, поскольку:
- участник не обязан писать на конверте обратный адрес;
- поставщик не мог вскрыть конверт, если он пришел позже даты окончания приема заявок.
Теперь конверты, которые опоздали, можно вскрывать. Таким образом, вернуть заявку можно одним из двух способов:
- При наличии на конверте обратного адреса. Заявка вместе с конвертом упаковывается в новый конверт, в него вкладывается сопроводительное письмо, и все это направляется по обратному адресу. В сопроводительном письме целесообразно указать причину возврата заявки. Составлять такое письмо обязанности нет, но все же желательно это сделать во избежание недопонимания со стороны подавшего заявку участника.
- Если обратный адрес на конверте отсутствует. В таком случае конверт вскрывается и проверяется заявка — в ней должен быть почтовый адрес. Далее переходим к способу № 1.
Но бывает, что почтового адреса нет и в заявке. В этом случае конверт подлежит хранению вместе с остальными документами по этой закупке.
Поскольку правила возврата конверта изменились, нужно изменить регламент действия специалистов, отвечающих за вскрытие конвертов и регистрацию заявок.
Напомним, что отклонить заявку на запрос котировок можно по одному из трех оснований:
- предложена цена больше НМЦК;
- в заявке не выдержаны требования, указанные в извещении;
- в заявке отсутствуют сведения либо информация, которые должны быть в соответствии с условиями извещения.
Запрос котировок: чего нельзя допускать
Далее перечислены основные табу для запроса котировок. Убедитесь, что вы о них знаете.
- Методом запроса котировок нельзя проводить совместные закупки — для этого существуют конкурс или аукцион.
- При запросе котировок потребности нельзя делить на лоты.
- При исполнении контракта нельзя менять его условия.
- Непосредственно перед вскрытием конвертов отзыв или изменение заявки не принимается.
Также напомнил, что заказчику не нужно делать при проведении запроса котировок:
- Нет необходимости разъяснять положения документации — закон этого не требует.
- Не нужно составлять протокол вскрытия конвертов.
- Если запрос котировок не состоялся, согласовывать закупку у единственного поставщика с контролирующим органом необходимости нет.
Примеры из практики, которые помогут поступить правильно
Ошибки коллег-заказчиков подскажут, чего еще следует избегать при запросе котировок.
- Отклонение заявки из-за недостатка сведений. Нужно внимательно посмотреть, каких именно документов и сведений не хватает. Например, если в отношении объектов введен национальный режим, в некоторых случаях к заявке необходимо прилагать сертификат СТ-1. В частности, это нужно при закупке радиоэлектронной продукции, входящей в перечень из постановления Правительства РФ от 26 сентября 2016 года № 968. Вместе с тем отсутствие такого сертификата не дает заказчику права отклонить заявку — вместо этого ее нужно рассматривать, как предложение импортного товара.
- Запрос лишних данных. Составляя форму заявки, следует помнить, что вся запрашиваемая информация должны вписываться в часть 3 статьи 73 закона 44-ФЗ. Если в форме требуется что-то сверх этого, у поставщиков есть повод пожаловаться на вас. Причем даже в том случае, если дополнительная информация будет отнесена к разряду необязательной. Обычно ее помечают знаком «*» и указывают, что эти данные представляются по желанию поставщика. Конечно, это лучше, чем запросить дополнительную информацию наряду с обязательной без каких-либо оговорок, но от обращения к контролерам это может не спасти.В частности, известен случай, когда заказчик при проведении запроса котировок получил взыскание за то, что затребовал ИНН контактного лица — представителя поставщика.Вместе с тем очевидно, что если поставщик заинтересован получить контракт, он не будет жаловаться из-за таких мелочей. А, наоборот, предоставит всю информацию, которую просит заказчик, а иногда и больше.
- Отклонение заявки не по форме. Обычно поставщики составляют заявку по предложенной форме. Но иногда им это неудобно и они излагают информацию по-своему. Это не запрещено! Форма заявки носит рекомендательный характер и не может быть навязана поставщику. Рассматривая заявку, нужно обращать внимание на ее суть (предоставленную информацию), а не на форму. Это подтверждается практикой ФАС и судов. Если заказчик отклонит заявку не по форме только на этом основании, несмотря на то что в ней присутствует вся необходимая информация, это будет считаться нарушением.
- Отклонение заявки с нулевой ценой. Заявку участника полностью удовлетворяет требованиям запроса котировок, вот только цена указана нулевая… Ранее заказчики отклоняли такие заявки и суды их в этом поддерживали. Но в последние годы мнение арбитров поменялось. На этот счет есть определения Верховного Суда от 27.06.2017 № 133-ПЭК17 и от 09.02.2017 № 305-КГ16-15387. Вывод: отклонять заявку на основании нулевой цены нельзя. Обоснование такое: в заявке заказчик оценивает вовсе не экономическую обоснованность и возмездность сделки для поставщика, а всего лишь сравнивает цены. К тому же закон не запрещает поставщикам и исполнителям осуществлять обязательства по госконтракту безвозмездно.
Источник