Можно ли принудить человека быть добрым
Содержание статьи
«Добро или зло. Твой нравственный выбор» Классный час
Форма проведения: классный
час-размышление.
Цель: Формирование нравственных
ценностей у учащихся, представлений о добре и
зле, сущности милосердия; побуждение к
нравственному самосовершенствованию, к активным
поступкам во имя добра.
Задачи:
- Раскрыть понятия: добро, зло, милосердие, расизм,
геноцид, экстремизм, познакомить с
произведениями литературы, живописи о войне. - Формировать нравственные категории и оценочные
суждения, прививать культуру ведения дискуссии. - Воспитывать чувства неприятия зла,
товарищества, патриотизма и сострадания,
стремление совершать добрые дела.
Основные понятия:
- добро и зло
- доброта
- милосердие
Методы обучения:
- Беседа
- Упражнения
- Работа в группах.
1. Психологическая разминка
Социальный педагог: Девушки и юноши!
Уважаемые гости, здравствуйте. Я рада видеть вас
на нашем классном часе. Друзья мои, вы готовы к
работе? Если да, то посмотрите, пожалуйста, все на
меня. У меня к вам просьба. Я попрошу вас сесть в
круг, расслабиться и взяться за руки. Спасибо.
Теперь закройте глаза и послушайте увертюру. Вы
чувствуете, как эта музыка льётся прямо в наши
сердца, наполняет их уверенностью и
спокойствием. Мысленно скажите каждый себе: «Мне
хорошо! Мне хорошо! Мне хорошо!». (Откройте теперь,
пожалуйста, глазки и подарите друг другу улыбки.
Что вы почувствовали? А почему, как вы думаете? Ответы
детей.
Приложение 1. Слайд 1
Социальный педагог: Вы правы, музыка,
ваши улыбки, прикосновения к друг другу, ощущение
дружеского плеча, – всё это повлияло на ваше
настроение. Я смотрела на ваши улыбающиеся лица и
заметила, что в классе стало светлее. Это,
наверное, потому, что собрались здесь добрые,
сердечные люди. Ведь доброта – это солнце,
которое согревает душу человека. Давайте
прочитаем слова М.Пришвина: «Всё хорошее в
природе – от солнца, а всё лучшее в жизни – от
человека». Я думаю, вы теперь можете сказать, о
чём у нас сегодня пойдёт речь. Ответы детей.
Социальный педагог: Я приглашаю вас к
разговору о добре и зле.Тема нашего
классного часа: “Добро или зло – твой
нравственный выбор”.
Приложение 1. Слайд 2.
Вопросы для обсуждения:
- Что такое добро и зло?
- Добро и зло в нашей жизни
- Человек и обстоятельства
- Милосердие
Ответы детей.
2. Работа с понятиями
Социальный педагог: Как вы понимаете
значение слов «добро и зло«? На
протяжении всей своей истории человечество
пытается ответить на эти вечные вопросы. Давайте
поразмышляем вместе. Сформулируйте собственное
определение понятий «добро», «зло».
Самостоятельная работа детей парами по
карточкам, продолжите…
«Добро – это…»
«Доброта – это …»
«Добрый человек – это … »
«Милосердие – это…»
Одна пара работает по словарю Даля.
Приложение 1. Слайд 3
Социальный педагог: Посмотрите на
экран, пожалуйста. В словаре Даля даны следующие
определения этим понятиям (данные определения
сравниваются с ответами детей).
Приложение 1. Слайд 4
– Вот что об этом рассказывает старинная
китайская притча.
3. Инсценировка
Юноша: О, мудрейший, возьми меня к себе
в ученики, я хочу познать истину.
— Умеешь ли ты лгать? — спросил мудрец.
— Конечно, нет! — ответил юноша.
— А воровать?
— Нет.
— А убивать?
— Нет…
— Так иди, — воскликнул учитель, — и познай все
это. А познав, не делай! Что хотел сказать мудрец
своим странным советом?
Социальный педагог: Как вы думаете,
должен был юноша научиться лицемерить, ловчить,
убивать? Ответы детей.
Социальный педагог: Конечно, мысль
мудреца была такой: кто не узнал и не пережил зла,
тот не может быть по-настоящему, деятельно добр.
Как вы думаете, добро и зло связаны между собой? Ответы
детей.
Приложение 1. Слайд 5.
Социальный педагог: Посмотрим с вами
отрывок фильма«Мы из будущего». Что вы можете
сказать? Совершил Сергей хороший поступок или
нет? Как вы думаете? Ответы детей.
Социальный педагог: Вот видите. Вам
трудно ответить на этот вопрос. Его поступок
нельзя назвать положительным, потому что он
преследовал другую цель, чтобы никто не услышал
выстрела, чтобы не собрались жители деревни и не
разоблачили их… Как вы думаете, какого
разоблачения они боялись? Ответы детей.
Социальный педагог: Значит, друзья
мои, добро и зло тесно взаимосвязаны друг с
другом. Добро в первую очередь связано с умением
радоваться и сострадать, сочувствовать,
сопереживать, откликаться на чувства других и
держать свою душу открытой.Добро – это всё то,
что морально ценно, что способствует
благополучию человека, общества в целом.
Доброта – морально-ценностная характеристика
человека, включающая такие свойства, благодаря
которым он способен творить добро. К таким
свойствам относятся отзывчивость, внимание к
людям, щедрость, готовность поступиться своими
интересами ради других, способность к
самоограничению, бескорыстие и т.д. Особый вид
доброты — милосердие. Это милость сердца,
жалость, мягкость, сострадание, любовь к людям.
Милосердие — не слабость, а сила, потому что оно
свойственно людям, способным прийти на помощь.
Способность сострадать, сопереживать — это
признак духовной зрелости личности. И слёзы
сочувствия к другому человеку — святые слёзы.
Они означают наличие у человека души и сердца.
Ребята, а кто из вас может сказать, что он по
настоящему добрый человек?Ответы
детей.
Социальный педагог: Помните, мы
проводили с вами анкету, где я просила назвать
самого доброго человека в классе? Посмотрите,
пожалуйста, на экран.
Большинство назвали… Такой же вопрос я задала
вашим учителям и получила ответ… (мнения
совпали, не совпали)
4. Изучение основной проблемы
У вас на столах лежат вопросы к обсуждению:
- Можно ли быть добрым вообще, никак не проявляя
доброту в делах? - Можно ли принудить человека быть добрым?
- Согласны ли вы с мыслью о том, что началом
доброго отношения к людям является умение
прощать? Давайте порассуждаем.
Ответы детей.
Социальный педагог: Представьте себе,
что ваш обидчик оказался в критической ситуации,
например, провалился в прорубь. Кроме вас никого
нет. Никто не слышит его крик о помощи. Как вы
поступите? А почему?Ответы детей.
Социальный педагог: Зло противоречит
добру. Какого человека называют злым? Ответы
детей.
Приложение 1. Слайды
6-13
Социальный педагог: Зло и добро живут
в нашем мире.
Антитеза
Зло – всё, что губит душу человека. Добро… (каждый
раз повторять)
- Зло – это войны и предательство, зависть и
жадность, это преследование людей другой
национальности, другого цвета кожи. ( расизм,
геноцид, экстремизм) - Добро – это помощь друг другу, поддержка в
трудную минуту, забота о ближнем, гуманитарная
помощь, взаимовыручка. - Зло – это наркомания, табакокурение, алкоголь,
развратный образ жизни, аборты. - Добро – это забота о здоровье, желание помочь
своим близким и себе. Это материнская любовь,
любовь детей, любовь к ближним. Это нравственная
основа нашего общества. - Зло – когда сильный обижает слабого, когда
младшие не уважают старших, и взрослые не
заботятся о детях. - Добро – когда миром правит любовь!
К сожалению, зло очень распространено и
многолико, оно коварно. Зло часто маскируется,
иногда его трудно распознать. Преступник
совершает преступление, оправдывая себя
обстоятельствами, предатель объясняет свой
поступок вынужденной необходимостью, тираны и
диктаторы клялись, что пекутся о благе людей,
принося страдания и беды народам. Но это сильные
мира сего. А как мы с вами, обычные люди, можем
помочь миру стать добрее?Ответы
детей.
Социальный педагог: Судить человека
надо по его делам. Порой зародыш жестокости
бывает таким микроскопичным, что его подчас
очень трудно разглядеть. «– Ну, побей, побей
бабушку, – говорит с умилением старая женщина
трехлетнему крепышу. – Ух, какой ты у нас сильный
– пресильный, смотри как бабушке больно!» И
такими невинными забавами внушается ребенку
мысль, что причинять боль другому забавно и что в
этом твоя сила. Как вы думаете, а что потом будет с
этим мальчиком? Ответы детей.
Социальный педагог: Может ли быть
счастливым человек, приносящий страдания другим?
Ответы детей.
Социальный педагог: Римский
поэт-сатирик Ювенал говорил: “Ни один злой
человек не бывает счастлив”.А трагедия в городе
Беслане в сентябре 2004 года…Помните? Какие там
яркие примеры самопожертвования во имя жизни
другого человека. 18 учителей погибли от пуль
озверевших террористов, спасая школьников. Среди
них 74-летний учитель физкультуры Иван
Константинович Канидзе, спасший 30 детей и
получивший в спину 3 пули. Страшное бедствие
всколыхнуло людей, вызвало самые добрые чувства,
помощь пострадавшим оказывали все народы России.
Сдавали кровь, перечисляли деньги, приносили
вещи, игрушки детям. И мы в этом участвовали.
Сшитые вами мягкие игрушки были отправлены детям
Беслана.
– Нужно ли помогать пожилым, больным, бедным
людям? Может, мы зря ходим к пожилым людям с
концертами? Может быть, зря приходим 9 мая на
митинг?
Социальный педагог: Делайте людям
добро, разделяйте с ними и радость и беду, любите,
уважайте друг друга, будьте готовы помочь.
Я предлагаю вам послушать рассказы,
приготовленные вашими одноклассниками.
5. Рассказ первый
«Закрыть амбразуру»
Шла Великая Отечественная война. Рота бойцов
получили приказ – овладеть высотой. Однако атаки
захлёбывались одна за другой — из амбразуры дота
беспрерывно стрелял пулемёт. Выполнение приказа
казалось невозможным… Тогда один боец,
подкравшись по-пластунски к амбразуре, накрыл её
своим телом.
Социальный педагог: Спасибо. Высота
была взята. Этот подвиг совершался много раз в
годы войны.
– Как объяснить героизм воинов? Ответы детей.
Рассказ второй
«Подвиг в мирное время»
Вагонетка сошла с рельсов, упала набок и
краем кузова расплющила подвешенный к
металлической стойке бронированный кабель.
Голубая змейка огня, зловеще треща, ползла по
кабелю к трансформатору. Через несколько секунд
она доберётся до камеры и… произойдёт
непоправимое… Трансформатор взорвётся.
Вспыхнет пожар, а в лавах люди. Скорей!
«Отключить! – Сергей бежит по камере. – Ручку
влево до щелчка. Корпус ячейки наверняка под
напряжением. Там смерть. Мгновенная. В пепел… Там
6 тысяч вольт!»
И Сергей предотвратил гибель людей, но сам
лишился обеих рук. (В.Титов. «Всем смертям
назло…»)
Социальный педагог: Спасибо. У меня к
вам вопросы:
– Что заставило Сергея, рискуя жизнью,
отключить трансформатор?
– Прав ли Наполеон, говоря: «Духовная сила
человека относится к физической как три к
одному»? Ответы детей.
Социальный педагог:
Упражнения-тренинги
Вас обидели, не поняли, вы получили «2» (тем
более несправедливую), заболели, случилось
несчастье, вас предал друг. И тогда у вас
появляется злость,злорадство. Хочется отомстить,
так же обидеть, замкнуться. Появляется чувство
незащищённости — страх как чувство одиночества,
отсутствия любви, ненужности. Вы становитесь
слабыми, ранимыми, обстоятельства складываются
против вас. Как принять правильное решение в
такой обстановке?
6. Упражнения «Выпустите пар», «Рычите»
Эти два упражнения делают во время тренировок
воины-десантники, которым действовать надо
разумно и смело. И вы не стесняйтесь тренировать
свою выдержку.
Упражнение «Объясните»
Возьмите чистый лист бумаги, задумайтесь,
задайте и ответьте себе на вопрос: «Почему этот
человек нанёс мне обиду?»
1) Потому что он плохо относится ко мне?
2) Потому что он думает только о себе и не
замечает, когда обижает других?
3) Может, он желал мне добра и не знает, что,
поступая так, делает мне только хуже?
4) А может, то, что он сказал, хоть и обидно, но на
самом деле правильно и мне действительно нужно
избавиться от этого недостатка?
5) А может, ему просто очень плохо и я должен
помочь, забыв про обиду? Ведь я же сильнее (умнее,
старше, моложе, здоровее, выдержаннее).
К сожалению, есть среди людей жестокосердие,
жестокость, насилие Человек оставляет другого
человека в беде, подвергает издевательствам,
убивает… Мать отказывается взять своего ребёнка
из роддома… Нет им прощенья, изгоям рода
человеческого, и одно лишь средство изжить эти
явления – творить больше добра. Наш великий
добросеятель академик Д.С. Лихачёв считал, что
«самая большая цель жизни — увеличивать добро в
мире».
Приложение 1. Слайд 13
Давайте сейчас, в оставшиеся несколько минут до
конца классного часа, увеличим хоть немного
добра в мире, сделаем цветы или один цветок с
добрыми пожеланиями друг другу. Работать можете
по группам, парам или индивидуально, как хотите.
Для своей работы можете использовать мысли
мудрых людей и народные пословицы, лежащие у вас
на столе.
Мысли мудрых
«Твори добро, чтобы любя, добро тебя нашло. Зла
не верши, чтобы тебя не убило зло».
Уничтожай зло в мире,
А прежде всего люби.
Спеши делать добрые дела.
И мощный труд царят на благо нам,
Как может зло и мрак явиться там,
Где блещут эти чудные светила.(Гёте)
Он мудрецом не слыл,
Он храбрецом не слыл,
Но поклонись ему:
Он человеком был(Р. Гамзатов)
Мигель Сервантес: «Ничто не обходится нам
так дёшево и не ценится так дорого, как
вежливость и доброта».
Жан-Жак Руссо: «Истинная доброта
заключается в благожелательном отношении к
людям».
Вильям Шекспир: «Чтобы оценить доброту в
человеке, надо иметь некоторую долю этого
качества и в самом себе».
Блез Паскаль: «Чем человек умнее и добрей,
тем больше он замечает добра в людях».
Лев Толстой: «Доброта – вот качество,
которое я желаю приобрести больше всех других».
Михаил Пришвин: «Лучшее, что храню в себе,
это живое чувство к добрым людям».
Максим Горький: «Как хорошо отнестись к
человеку человечески, сердечно».
Человек, который делает добро другим, чувствует
себя счастливым.
Народные пословицы:
«Час в добре пробудешь – все горе забудешь»,
«Кто живет в добре – тот ходит в серебре», «Лихо
помнится, а добро – век не забудется», «Бедного
обижать – себе добра не желать», «Худо тому, кто
добра не делает никому»
«Давай вершить добро, пока есть силы. Не то потом
и ты, и я в преддверии могилы лишь зло пожнём».
«Твори добро, чтобы любя, добро тебя нашло. Зла не
верши, чтобы тебя не погубилозло».
Зачитывание учащимися пожеланий написанных на
лепестках и прикрепление лепестков к доске,
серединку ромашки заполнял социальный педагог,
который, прочитав свои пожелания, соединил
лепестки цветка.
Социальный педагог: На этой доброй
ноте мы заканчиваем наш классный час. Какие
впечатления остались у вас после сегодняшней
беседы? Что понравилось? Что огорчило? В вас
что-нибудь изменилось после сегодняшнего
классного часа?
Закончить нашу беседу хочется песней. Возьмёмся
за руки, друзья и споём «Давайте говорить друг
другу комплименты».
– Спасибо вам, друзья, за работу. До свиданья.
Литература:
1. Богданова О.С., Калинина О.Д., Рубцова М.Б.
Этические беседы с подростками. – М., 1987г.
2. Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное
формирование личности школьника в коллективе. –
М., 1987г.
3. Волченко Л.Б. Добро и зло как этические
категории. М., 1975
4. Даль В.И. Толковый словарь живого
великорусского языка.
5. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра:
Основы этики; Характер русского народа. – М., 1991
6. Макаренко А.С. Воля, мужество,
целеустремленность. – М., 1987г.
7. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация
воспитательного процесса в школе. – М., 2001 г.
8. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические
сочинения. – М., 1980г.
9. Школьный философский словарь/ Т.В. Горбунова,
Н.С. Гордиенко, В.А. Карпунин и др. М. 1995
www.dorogadomoj.com
www.fun-funny.ru
www.pravbeseda.ru
www.wisdoms.ru
www.aphorism.ru
Источник
Можно ли быть добрым со всеми
Добрый человек добр ко всем? Так можно ли быть добрым ко всем? Об этом и в сказках, и в фильмах, но в этом есть великий обман, о котором никто не задумывается.
Представьте, что вы стоите перед выбором: помочь вашему близкому человеку, который лежит на рельсах, и еще вдалеке лежит на рельсах парочка. Если вы поможете им, то не успеете спасти близкого, поможете близкому, задавят их. Есть такая загадка да, думаю вспомнили. И приводится она именно для понимания — почему человек не должен быть добрым со всеми. И не должен стремится помогать всем подряд.
Меня раздражают слишком добрые люди, в них есть что-то фальшивое и неправильное
Быть добрым ко всем? Замечала много раз — чем добрее человек, тем большей гадости от него можно ожидать. Это похоже на крокодила. Он вроде спит и добрый, сразу начинаешь думать «так, он зачем это делает? Чего-то наверное от меня хочет?» И точно, потом начинаются критика, упреки, «а что ты мне? Ты неблагодарная». И так далее.
«я купила тебе это платье, а ты не носишь!»
«я к тебе хорошо относился, а ты не полюбила меня»
Все это возгласы маленьких детей, которые привыкли, что если они сделают уроки, то пойдут гулять. Сделал что-то — дали конфетку. Это не доброта, а обмен. Вот только разница в том, что об обмене обычно честно сообщают «я тебе красную конфету, а ты мне дай розовую». А в межличностных отношениях людей почему-то считают, что не надо озвучивать и давать право не принять ваше заботу, потому что обмена не хотят.
По-настоящему добрый человек не нарушает границ
Рано или поздно придется расставить приоритеты — родные или чужие, близкий или неблизкий, тратить время на семью или друзей, разорваться невозможно. Невозможно помочь одному в ущерб семье, например. Жена ждет ужина, а ты меняешь колеса незнакомому человеку или.. проезжаешь мимо к жене.
Если к вам лезут помочь, настойчиво окружают заботой и вниманием, дают в долг — стоит подумать, что от вас хотят, потому что большинство людей ничего не делает просто так — они делают это только в обмен.
Нормальный человек всегда выбирает близких людей, а не бомжа или соседа. Так что если ваш муж или жена постоянно кому-то помогают в ущерб семье, стоит задуматься зачем они это делают, возможно у них низкая самооценка или хотят ощутить себя героями, рыцарями. И если с вами человек не хочет быть рыцарем и героем, значит вы не близкий для него человек и внутри у него отсутствует гармония.
Зачем люди проявляют доброе отношение, заботу, помогают?
Большинство людей эгоистичны и я скажу вам вот что — эгоизм это прекрасное качество, которое помогает нам развиваться и делать мир лучше, а также … помогать другим! Главное, не крайняя его степень. Все в меру.
Итак, мы дарим подарки, заботимся, помогаем ради себя. Если вы делаете это не для себя — вы будете чувствовать себя обворованным. И вот почему. Тот, кто пытается помогать ради других, ждет от них благодарности, ждет отдачи и как правило разочаровывается. Люди всегда рады принимать дары, но не любят отдавать в ответ. Но если вы любите себя, вам не придет в голову ждать чего-то в ответ, потому что вы знаете, что сделали это для себя, и кто-то сделает что-то для вас — делая для себя и этот круг бесконечен.
Тот, кто делает все ради себя, ничего не ждет, он уже получает очень много (эмоций, впечатлений, позитива) и потому никогда не будет разочарован, никогда не будет обижен на людей.
Отсутствие любви к себе и низкая самооценка порождают внутреннюю озлобленность и разочарования
Многие люди стараются быть очень добрыми, не задумываясь, зачем они это делают. А делают они это, чтобы ПОВЫСИТЬ ЧУВСТВО СОБСТВЕННОЙ ЗНАЧИМОСТИ.
Как любить себя?
Что такое любить себя? Это не значит быть злым к людям, отказывать им в помощи, стать махровым эгоистом, установить четкие границы без теплоты. Нет. Это все о другом. Любить себя, это быть радостным не за счет других людей, а самому по себе, испытывать внутри гармонию с самим собой, удовлетворенность от жизни, от ее полноты, от действий, которые вас развивают и помогают вам ощущать себя каждый день по новому. Не обязательно с утра до вечера как дурак с улыбкой, а так, чтобы просто было спокойно. Когда вы любите себя, никто не может вас вывести из себя, вам сложно обидеться, вас невозможно оскорбить, вы не злитесь, не кричите на людей, но и они не садятся вам на шею, потому что ощущают некий стержень, но стержень этот — гармония, а не власть, сила или злость. Просто многие сначала делая хорошее обижаются и выбирают противоположное — вообще никому ничего не делать, все для себя и под себя.
Любить себя это значит слышать себя и других. Быть включенным и осознанным, уметь анализировать почему другие люди ведут себя так.
Поразительно, но это означает не быть сосредоточенным на самом себе. Стать частью всего на свете и через других людей, через мир вносить в себя эту гармонию, постоянно обучаясь и наслаждаясь жизнью в любых ее проявлениях.
Любовь к себе, здоровый эгоизм и адекватная самооценка делают нас счастливыми. А не только любовь кого-то или кусок тортика.
Источник