Можно ли причащаться если была близость

Каноническая справка. О супружеском воздержании в дни Великого поста и перед причащением Святых Таин / Православие.Ru

Преподобный Никодим СвятогорецПреподобный Никодим Святогорец

На
необходимость супружеского воздержания в дни Великого
поста указывает 40-я статья «Номоканона»
при Большом требнике: «Мирянам должно
воздерживаться от жен весь святой Великий пост. Если же
кто падет со своей женой в святой пост, таковой не
должен причащаться даже и на Пасху, поскольку весь пост
обесчестил. Ибо мирянам должно воздерживаться от своих
законных жен, как сказано, в течение всего
поста».

О том же говорит и 59-я глава книги «Кормчая»
во 2-м ответе Иоанна, епископа Критского, «О том,
чтобы уклоняться от своих жен в Неделю и в
Четыредесятницу»: «Тех, которые даже в вечер
господоименитого дня не хотят уклоняться от своих жен, как
сказал апостол, чтобы проводить время в молитве, должно
исправлять запрещениями в меру; так же и в Святую
Четыредесятницу более, чем в другие дни должно соблюдать
себя чистыми от супруг».

Теперь обратимся к каноническим вопросам святейшего
патриарха Александрийского Марка и ответам, данным на них
известным византийским толкователем церковных правил
святейшим патриархом Антиохийским Феодором Вальсамоном.
«Вопрос 52: Если во время Четыредесятидневного поста
супруги не воздерживаются, удостаиваются ли они
Божественных Тайн в мироспасительный праздник Великой
Пасхи или нет?» Ответ: «Если мы научены
воздерживаться даже от вкушения рыбы и не разрешать просто
так поста во всю Святую Четыредесятницу, а также по средам
и пятницам, то тем более супруги бывают вынуждены
воздерживаться от плотского соития. Поэтому тех супругов,
которые совершили такое противозаконие и переменили на
сатанинскую невоздержность спасительное покаяние,
происходящее от поста и удаления от плотских похотей (как
будто целого года не было им достаточно для удовлетворения
своих плотских похотей), не только не удостаивают Святого
Божественного Причастия в праздник Святой Великой Пасхи,
но и исправляют епитимиями».

Спустя около шести веков после Вальсамона о том же говорит
другой известный греческий канонист и толкователь правил
преподобный Никодим Святогорец. Имя преподобного Никодима
в Греческой Церкви более авторитетно, чем в России,
поскольку он является автором «Пидалиона»
– свода соборных и святоотеческих правил
Православной Церкви с обширными толкованиями и
многочисленными примечаниями преподобного Никодима,
которые были им составлены на основе толкований
византийских канонистов и учения святых отцов. Клирики
Греческой Церкви используют «Пидалион» как
практическое руководство.

Итак, обратимся к примечанию прп. Никодима Святогорца к
69-му правилу святых апостолов (это правило определяет:
«Аще кто епископ, или пресвитер, или диакон, или
иподиакон, или чтец или певец, не постится во Святую
Четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток,
кроме препятствия от немощи телесныя: да будет извержен.
Аще же мирянин: да будет отлучен»). Преподобный
Никодим пишет: «Если пост среды и пятницы равен
посту Четыредесятницы, то ясно, что как в Четыредесятницу
не совершаются свадьбы, по 52-му Правилу Лаодикийского
Собора, так не должны они совершаться и в среду и пятницу.
В таком случае ясно и то, что супругам не подобает
вступать в плотскую связь в эти дни ради святости и
почитания поста, равно как не подобает вступать в связь и
в Четыредесятницу. Ибо неуместно, с одной стороны, не
нарушать эти дни поста в отношении пищи, а с другой
– нарушать их плотским соединением и наслаждением.
Следовательно, в эти дни следует поститься, воздерживаясь
равным образом и от запрещенных в пост снедей, и от
плотского вожделения. Так и пророк Иоиль прикровенно
говорил о том, что во время поста супругам следует быть
целомудренными: «Освятите пост, проповедите
цельбу… да изыдет жених от ложа своего и невеста от
чертога своего» (Иоил. 2,15-16). Божественный
апостол Павел говорит уже прямо, что супруги по согласию
должны воздерживаться от плотского соединения для
пребывания в посте и молитве (см.: 1 Кор. 7, 5), то есть
должны воздерживаться, как мы сказали, и во время поста, и
в то время, когда они молятся и готовятся к причащению
Божественных Таин, а также в субботу и воскресенье,
согласно 13-му правилу Тимофея Александрийского, и вообще
во все праздники, когда возносится духовная жертва Богу.
Смотри также 1-е примечание к 13-му Правилу VI Вселенского
Собора и примечание к 3-му правилу Дионисия. Смотри и 50-й
ответ Вальсамона Марку, в котором он говорит, что
супругам, не воздержавшимся в Великую Четыредесятницу,
нужно не только запрещать причащаться на Пасху, но и
назначать епитимии для исправления. Обрати внимание также
на следующее высказывание Иоанна Златоуста («Слово о
девстве»), приводящего в свидетельство упомянутое
место из пророка Иоиля: «Если новобрачным, у которых
любовная страсть в разгаре, цветет молодость и неудержимо
вожделение, не следует вступать в связь во время поста и
молитвы, то тем более не должны соединяться прочие
супружеские пары, которые не подвергаются такому насилию
плоти».

Рассмотрим 1-е примечание к 13-му Правилу VI Вселенского
Собора, к которому отсылает нас прп. Никодим. В этом
примечании он говорит следующее: «Отметь, что когда
патриарха господина Луку спросили, сколько дней подобает
воздерживаться намеревающемуся причаститься, он соборно
объявил, чтобы не только посвященные, но и женатые миряне
не прикасались к женам три дня. Если Господь приказал
евреям три дня не приближаться к женам, чтобы евреи
приняли Ветхий закон: «Будите готови, три дни не
входите к женам» (Исх. 19, 15), то насколько же
более подобает соблюдать эти слова тем, которым предстоит
через Божественную Евхаристию принять в себя не закон, а
Самого Законодателя Бога. Если даже архиерей Авимелех (или
Авиафар), намереваясь дать хлебы предложения Давиду и его
людям, спросил их, чисты ли они от жен, и те ответили, что
три дня воздерживались от совокупления с женами –
«И отвеща Давид иерею и рече ему: и мы от жен
воздержахомся вчера и третияго дне» (1 Цар. 21, 5),
то как же не подобает три дня быть чистыми от жен тем, кто
намеревается причаститься Господня Тела? Но и тем, которые
собираются жениться, подобает исповедаться вместе со
своими невестами, поститься, заранее готовиться и перед
началом Божественной литургии венчаться. После же того как
они обвенчаются, пусть начнется Божественная литургия, по
завершении которой пусть приступят к Причастию
Божественных Таин. И в ночь после Причащения они должны
удерживаться от соития, как этот святейший обычай и
порядок соблюдался и соблюдается доныне истинными и
желающими спастись христианами. Потому, согласно
Вальсамону, и упомянутый выше господин Лука подверг
епитимии тех новобрачных, которые совокупились в тот же
день, после Святого Причащения. На основании этого выводим
из большего меньшее и говорим: если для подготовки к
Причащению достаточно трехдневное воздержание от плотского
соития, то уж тем более достаточен трехдневный пост. И
хотя ни одно из божественных правил не устанавливает пост
перед причащением, однако способные поститься перед ним и
целую неделю поступают хорошо». Посмотрим, что
говорит прп. Никодим в примечании к 3-му правилу Дионисия
Александрийского – это правило определяет:
«Достаточными судьями для самих себя должны быть и
вступившие в брак. Ибо то, что подобает воздерживаться
друг от друга по согласию, на время, дабы упражняться в
посте и молитве, и потом снова быть вместе, они слышали из
писаний апостола Павла» (см.: 1 Кор. 7, 5). К этому
примечанию прп. Никодим также отсылает нас, толкуя 69-е
апостольское правило: «Может возникнуть такое
недоумение: поскольку апостол говорит «непрестанно
молитесь» (1 Фес. 5, 17), а вступившим в брак нужно
воздерживаться от соития на время молитвы, согласно тому
же апостолу Павлу и предписанию настоящего правила,
значит, им всегда нужно воздерживаться и никогда не
вступать в половую связь? Однако это недоумение самым
удовлетворительным образом разрешают два правила Тимофея
Александрийского, 5-е и 13-е, в которых говорится, что под
временем молитвы апостол имеет в виду богослужебные
собрания и литургию. Они совершались в то время главным
образом по субботам и воскресеньям, и в эти дни от
супругов требовалось воздержание для того, чтобы
приобщиться Божественных Таин. Значит, и это правило
Дионисия всякому разумному слушателю дает понять, что оно
прямо отвечает на вопрос Василида о том, следует ли
воздерживаться друг от друга супругам, когда они
намереваются причаститься, потому что отвечает: на это
сами супруги достаточные судьи себе, то есть им нужно
воздерживаться на время Причастия. Хотя в таком смысле (не
знаю, почему) не истолковали это правило Зонара и
Вальсамон, считавшие, что речь идет о наиболее прилежной
молитве, которая должна сопровождаться злостраданием и
слезами. Отметь еще, что, как прибавляет апостол, наряду
со временем молитвы супруги должны воздерживаться и во
время установленных Церковью постов».

Читайте также:  Можно ли есть вареный картофель при повышенном сахаре

О том же прп. Никодим говорит и в другом своем труде
– «Эксомологитарионе». Эта книга
адресована как духовникам, так и самим исповедающимся. В
ней прп. Никодим дает следующее указание: «Должно
отметить и то, что как подобает соблюдать пост по средам,
пятницам и в Четыредесятницу в отношении пищи, так
необходимо соблюдать пост и в отношении плотских
удовольствий».

Приведем наставление святителя Иоанна Златоуста о
воздержании во время Великого поста и о том, как правильно
следует понимать слова апостола Павла. В «Слове о
девстве» он пишет: «…Заслуживает
исследования и следующее: если «честна женитва и
ложе нескверно» (Евр. 13, 4), то почему апостол не
допускает их во время поста и молитвы? Потому, что весьма
странно было бы: если даже иудеи, у которых все имело
отпечаток плотской, которым позволялось даже иметь по две
жены, одних изгонять, а других брать, так предохраняли
себя в этом деле, что, приготовляясь слушать слово Божие,
воздерживались от законного соития, притом не один день и
не два, а несколько дней (Исх. 19), то было бы странно,
если бы мы, получившие такую благодать, принявшие Духа,
умершие и спогребшиеся Христу, удостоившиеся усыновления,
возведенные в такую почесть, после столь многих и столь
великих благ, не прилагали усердия, одинакового с этими
детьми. Если же кто стал бы опять спрашивать, почему сам
Моисей отклонял иудеев от брачного общения, я сказал бы,
что брак, хотя и честен, но может достигать только того,
что не оскверняет живущего в нем, а сообщать еще святость
один он не в состоянии, – это уже дело не его силы,
но девства. И не Моисей только и Павел возвещали это;
послушай, что говорит Иоиль: «освятите пост,
проповедите цельбу, соберите (люди, освятите) церковь,
изберите старейшины» (Иоил. 2, 15, 16). Но, может
быть, ты желаешь знать, где он советовал воздерживаться от
жены? «Да изыдет, – говорит он, – жених
от ложа своего, и невеста от чертога своего» (ст.
16). Это даже больше Моисеева повеления. Если жениху и
невесте, у которых страсти кипят, юность цветет, похоть
бывает неудержима, не следует сообщаться во время поста и
молитвы, то не гораздо ли более тем, для которых нет такой
необходимости сообщения? Тот, кто молится и постится как
следует, должен отказаться от всякой житейской похоти, от
всякой заботы и рассеянности и, вполне сосредоточившись в
самом себе во всех отношениях, в таком состоянии
приступать к Богу. Потому пост и есть добро, что он
устраняет заботы души и, прекращая угнетающую ум дремоту,
обращает все помыслы к ней самой. На это и Павел намекает,
когда отклоняет от совокупления, и употребляет выражение
весьма точное. Он не сказал: «да не
оскверняетесь», но: «да пребываете», то
есть упражняетесь, в посте и молитве; так как сообщение с
женою ведет не к нечистоте, но к неупражнению (в этих
делах). Если теперь после такой предосторожности диавол
старается препятствовать нам во время молитвы, то,
застигнув душу расслабленною и изнеженною от пристрастия к
жене, чего не сделает он, развлекая туда и сюда наши
мысленные очи? Чтобы нам не потерпеть этого и не
обращаться к Богу с напрасною молитвою, особенно когда мы
стараемся приклонить Его на милость к нам, апостол и
повелевает удаляться тогда от (брачного) ложа. Если
приходящие к царям, – что я говорю – к царям?
– даже к низшим начальникам, и рабы, прибегающие к
господам, потерпев ли обиду от других, или нуждаясь в
каком-нибудь благодеянии, или поспешая укротить
возбудившийся против них гнев, приступают к объяснению с
этими лицами, устремив на них глаза и все мысли свои, а
при малейшей рассеянности не только не достигают
желаемого, но и уходят, получив какую-нибудь неприятность;
если желающие утишить гнев людей поступают с такою
тщательностию, то что будет с нами, несчастными, если мы
будем приступать с небрежностию к Владыке всех Богу,
подвергшись притом гораздо большему гневу Его? Ни слуга не
станет раздражать господина, ни подданный царя так, как мы
ежедневно прогневляем Бога. Объясняя это, и Христос назвал
грехи по отношению к ближнему динариями, а грехи по
отношению к Богу – тмою талант (Мф. 18, 23, 24).
Посему, когда мы в молитвах прибегаем к Нему с намерением
утишить такой гнев и умилостивить Его, так прогневляемого
нами каждый день, апостол справедливо отклоняет нас от
упомянутого наслаждения и как бы так говорит:
«Возлюбленные, речь идет у нас о душе, опасность
предстоит крайняя; нужно трепетать, страшиться и
сокрушаться; мы приступаем к грозному Владыке, многократно
оскорбленному нами, имеющему против нас великие обвинения
и за великие грехи; теперь не время объятий или
наслаждений, но слез и горьких стенаний,
коленопреклонений, тщательного исповедания, прилежного
сокрушения, многих молитв». Благо будет тому, кто, с
таким усердием приступив и припадши к Богу, смягчит гнев
Его – не потому, чтобы Господь наш был жесток и
непреклонен, – напротив, Он очень кроток и
человеколюбив, – но чрезмерность наших грехов не
попускает даже и Благому, Кроткому и Многомилостивому
скоро прощать нас. Посему и говорит апостол: «Да
пребываете в посте и молитве». Что же может быть
прискорбнее того рабства? Я хотел бы преуспевать в
добродетели, возноситься на небо, постоянным упражнением в
постах и молитвах омыть нечистоту души; а между тем если
жена не хочет склониться на это мое намерение, я принужден
рабски подчиняться ее невоздержанию. Поэтому сначала он и
сказал: «Добро человеку жене не прикасатися».
Поэтому и ученики говорили Господу: «Аще тако есть
вина человеку с женою, лучше есть не женитися» (Мф.
19,10)».

Читайте также:  Можно ли быть донором если есть аллергия

В заключение приведем учение о воздержании от супружеских
отношений в пост другого великого учителя Церкви,
святителя Василия, согласное со святителем Иоанном:
«Пост указывает меру и в делах супружеских,
удерживая от неумеренности даже в том, что дозволено
законом: по согласию отделяет время на то, да пребывают в
молитве (1 Кор. 7, 5)».

Источник

О супружеском посте перед Таинствами

Автор
Тема: О супружеском посте перед Таинствами  (Прочитано 19537 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Всем добрый день! И с праздником Преображения Господня!
Я прекрасно понимаю, что такие вопросы лучше не в пост задавать. Но пост — это время усиленных молитв,  духовной жизни и Таинств. Но мы все человеки мирские, и мирское нас не отпускает даже в пост. Подскажите пожалуйста накануне Исповеди (к примеру без Причастия) нужно блюсти супружеский пост или нет? Или сколько дней? А перед Причастием нужно воздерживаться (я не о скоромном, а о…см. название темы) все 3 дня или сколько?
Простите. Не хочется конфликтов, а для этого нужно понимать запреты, разрешения и условные разрешения даже в таком деле…семейном.
 

Записан

Простите. Не хочется конфликтов, а для этого нужно понимать запреты, разрешения и условные разрешения даже в таком деле…семейном.

Канонических прещений нет. Но всё1 зависит от вашей духовной жизни: как вы соблюдаете посты, в какой мере, воздерживаетесь ли от супружеского ложа постами и т.д. Однозначного ответа нет. Кому и неделю говеть, кому и литургического поста перед Причастием достаточно.

Записан

Канонических прещений нет. Но всё1 зависит от вашей духовной жизни: как вы соблюдаете посты, в какой мере, воздерживаетесь ли от супружеского ложа постами и т.д. Однозначного ответа нет. Кому и неделю говеть, кому и литургического поста перед Причастием достаточно.

Литургический пост — это накануне?
Т.е. я так понимаю, что если я иду завтра исповедоваться (без причастия), а накануне….ну вот случилось, то я могу идти исповедоваться? Это не накладывает запрет?
Правильно ли я понимаю, что обязательный и строгий есть только пост накануне перед Причастием? Все остальные по длительности воздержания только по мере духовности супругов, по желанию избежать конфликтов в семье?

Записан

Записан

Записан

Всем добрый день! И с праздником Преображения Господня!
Я прекрасно понимаю, что такие вопросы лучше не в пост задавать. Но пост — это время усиленных молитв,  духовной жизни и Таинств. Но мы все человеки мирские, и мирское нас не отпускает даже в пост. Подскажите пожалуйста накануне Исповеди (к примеру без Причастия) нужно блюсти супружеский пост или нет? Или сколько дней? А перед Причастием нужно воздерживаться (я не о скоромном, а о…см. название темы) все 3 дня или сколько?
Простите. Не хочется конфликтов, а для этого нужно понимать запреты, разрешения и условные разрешения даже в таком деле…семейном.

Про 3 дня в правилах нигде нет. Есть правило Тимофея Александрийского:
Вопрос 5: Аще   жена пребудет нощию со своим   мужем, или муж с женою своею,   и на утро будет священнослужение: то   должны ли они причаститися,   или нет?
Ответ: Не должны, поелику апостол глаголет: не лишайте себе друг друга, точию по согласию до времени, да пребываете в молитве, и паки вкупе собирайтеся, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим (1 Кор.7,5).

Вальсамон. Вопрос – о тех, которые законным образом разделяют ложе: должны ли они причащаться, если в ту ночь соединились друг с другом? А ответ: не должны, и в подтверждение такого слова (отвечавший) воспользовался изречениями великого Павла.

Синопсис. Совокупившиеся супруги не должны причащаться.

Славянская кормчая. Правило 5-е. Законно сочетавшемуся   мужу с женою;   рекше примесившеся друг к другу, на утрие да не причащаются.

Говорится про день перед Причастием.

А в Кириковом вопрошании, входившем в Новгородские Кормчии и тем самым, обретавшим статус канонического документа пишется:
цитата:
57. Спрашивал: «Следует ли давать причастие тому, кто в Великий пост вступает в связь со своею женою?» (Владыка) разгневался: «Или. — изрек. — учите воздерживаться в пост от жен своих?! Грех вам в том!» Я пояснил (л.27а): «Написано ведь, Владыко, в Уставе белечском: «Пристойно блюстись, ведь это Христов пост.» (И еще писано: «если только не могут (утерпеть), то только в первую и последнюю недели (строго воздерживаться)». О том же и Феодосий, — добавил я, — услышав от митрополита, написал» — «Такого не написал, — возразил Владыка, — ни митрополит, ни Феодосий. Только Светлую Седмицу (велел держать) — на Светлой седмице все дни как (един день) Воскресенья. Если кто поступит так( как ты говоришь), запрети ему делать в другой раз. Если же кому захочется причаститься в воскресенье (постом), то пусть в субботу омоется рано утром, и снова в понедельник вечером к жене.»

Вот интересно тут получилось. Сначала Владыко говорил про весь Великий пост, но когда немного прижали, выяснилось что достаточно одного дня  В общем, есть несомненная польза от знаний 

Записан

возможно вот этот документ окажется полезным:
«Об участии верных в Евхаристии»https://www.pravmir.ru/ob-uchastii-vernyih-v-evharistii/

Прочитала все от «корки до корки». Нашла только вот: «Каноническое право предписывает воздерживаться в период подготовки ко святому причащению от супружеского общения. 5 правило Тимофея Александрийского говорит о воздержании накануне причастия.»
Это понятно и даже нет никаких сомнений. Меня волнует другое. Перед исповедью (без причастия) — можно или нельзя? Я например чаще просто исповедуюсь, чем исповедь+причастие. И как быть в таком разе?

Записан

Прочитала все от «корки до корки». Нашла только вот: «Каноническое право предписывает воздерживаться в период подготовки ко святому причащению от супружеского общения. 5 правило Тимофея Александрийского говорит о воздержании накануне причастия.»
Это понятно и даже нет никаких сомнений. Меня волнует другое. Перед исповедью (без причастия) — можно или нельзя? Я например чаще просто исповедуюсь, чем исповедь+причастие. И как быть в таком разе?

Исторически присутствие на Литургии без причастия просто не мыслимо (если человек не отлучён за грех). Это как придти в столовую и не покушать, только постоять — понюхать. Отсюда все правила и «пляшут».

Исповедь, это следствие перемены ума. То есть человек что-то считал нормальным, потом поменял мировоззрение в соответствии с Писанием, и произошла метаноя-перемена ума. И уже в следствии этого человек идёт на исповедь. По этому, ИМХО, перед исповедью ничего не нужно дополнительного (воздержаний, постов), кроме осознания своего греха и раскаяния в нём.

Записан

Записан

По этому, ИМХО, перед исповедью ничего не нужно дополнительного (воздержаний, постов), кроме осознания своего греха и раскаяния в нём.

Ну вот и я ничего не нашла «ограничительного» в вышеприведенном документе. Просто самой как-то неудобно. Вроде формально и не виновата. Я же семейная женщина, а все равно как-то не по себе. Даже не знаю, стоит ли вообще это озвучивать на исповеди

Записан

Прочитала все от «корки до корки». Нашла только вот: «Каноническое право предписывает воздерживаться в период подготовки ко святому причащению от супружеского общения. 5 правило Тимофея Александрийского говорит о воздержании накануне причастия.»
Это понятно и даже нет никаких сомнений. Меня волнует другое. Перед исповедью (без причастия) — можно или нельзя? Я например чаще просто исповедуюсь, чем исповедь+причастие. И как быть в таком разе?

решайте вопрос с тем у кого исповедуетесь. Сейчас и в части пищевыз ограничений, и воздержания супружеского все оставлено на усмотрение конкретного священника. У нас например нет 3 дней говения — есть соблюдение среды — пятницы. И евхаристический пост с 12 часов ночи если Причастие утром , и 6 часов если Литургия вечером.

Записан

Ну вот и я ничего не нашла «ограничительного» в вышеприведенном документе. Просто самой как-то неудобно. Вроде формально и не виновата. Я же семейная женщина, а все равно как-то не по себе. Даже не знаю, стоит ли вообще это озвучивать на исповеди

на исповеди нет, просто до исповеди надо найти время и поговорить священником какую подготовку к Исповеди и Причастию он считает правильной.

Записан

С канонической точки зрения практика подготовки ко Причащению регулируется следующими правилами: Карфагенского Собора 47 (58)-е и Трулльского Собора 29-е; свт. Никифора Исповедника 9-е; Тимофея Александрийского 5-е и I Вселенского Собора 13-е. Согласно правилам Карфагенского и Трулльского соборов причащаться можно только натощак, 9 правило святителя Никифора Исповедника говорит о возможности причащения умирающего даже после вкушения им пищи. Правило Тимофея Александрийского определяет необходимость супружеского воздержания накануне причащения (подробнее https://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/sem_tserkovnyh_tainstv/prichaschenie/podgotovka_k_prichastiyu-all.shtml )

Записан

«Как подготовиться к исповеди

Желающий принести перед Богом покаяние в содеянных грехах должен подготовиться к Таинству Исповеди. К исповеди нужно приготовиться заранее: желательно прочесть литературу, посвященную Таинствам Исповеди и Причащения, вспомнить все свои грехи,

отдельный листок, чтобы перед исповедью просмотреть его. Иногда листок с перечисленными грехами отдают на прочтение духовнику, но о грехах, которые особенно тяготят душу, нужно рассказать вслух. Не нужно рассказывать духовнику длинных историй, достаточно изложить сам грех. К примеру, если вы находитесь во вражде с родственниками или соседями, не нужно рассказывать, что стало причиной этой вражды – необходимо покаяться в самом грехе осуждения родных или соседей. Богу и духовнику важен не список грехов, а покаянное чувство исповедуемого, не детальные рассказы, а сокрушенное сердце. Нужно помнить, что исповедь – это не только осознание собственных недостатков, но прежде всего – жажда очиститься от них. Ни в коем случае недопустимо оправдание себя – это уже не покаяние! Старец Силуан Афонский так объясняет, что такое настоящее покаяние: «Вот знак прощения грехов: если ты возненавидел грех, то простил тебе Господь грехи твои».

Хорошо выработать привычку каждый вечер анализировать прошедший день и приносить ежедневное покаяние перед Богом, записывая серьезные прегрешения для будущей исповеди у духовника. Необходимо примириться с ближними и попросить прощения у всех, кого обидели. Подготавливаясь к исповеди, желательно усилить свое вечернее молитвенное правило чтением Покаянного канона, который находится в православном молитвослове.

Чтобы исповедоваться, необходимо узнать, когда в храме происходит Таинство Исповеди. В тех храмах, где служба совершается каждый день, каждый день совершается и Таинство Исповеди. В тех же храмах, где нет ежедневной службы, нужно предварительно ознакомиться с расписанием служб.»

Как видим, про отношения супругов перед Исповедью ничего не сказано. https://www.golden-ship.ru/_ld/17/1770_724.htm#t5

Записан

Ну вот и я ничего не нашла «ограничительного» в вышеприведенном документе. Просто самой как-то неудобно. Вроде формально и не виновата. Я же семейная женщина, а все равно как-то не по себе. Даже не знаю, стоит ли вообще это озвучивать на исповеди

Не стоит.

Записан

решайте вопрос с тем у кого исповедуетесь. Сейчас и в части пищевыз ограничений, и воздержания супружеского все оставлено на усмотрение конкретного священника. У нас например нет 3 дней говения — есть соблюдение среды — пятницы. И евхаристический пост с 12 часов ночи если Причастие утром , и 6 часов если Литургия вечером.

Люблю исповедоваться в монастыре и поэтому попадаю к разным батюшкам. Духовника пока нет.

Записан

«Как подготовиться к исповеди

Спасибо.
Наверно на исповедь нужно принести только свое покаянное сердце, а то, о чем я спрашивала (тем более законные семейные отношения), не есть грех перед таинством Покаяния.

Записан

решайте вопрос с тем у кого исповедуетесь. Сейчас и в части пищевыз ограничений, и воздержания супружеского все оставлено на усмотрение конкретного священника. У нас например нет 3 дней говения — есть соблюдение среды — пятницы.

Супружеские отношения его вообще не касаются.
Каноническое послание святаго Дионисия Александрийскаго 260 г.
цитата:

3. Вступившие же в брак сами должны быти довлеющими судиями. Ибо они слышали Павла пишущаго, яко подобает воздерживатися друг от друга, по согласию, до времени, дабы уражнятися в молитве, и потом паки купно быти (1Кор.7:5).

Зонара. На вопрос живущих в законном браке: должны ли они воздерживаться друг от друга, (св. отец) отвечал, что таковые сами должны быть своими судьями, и иногда воздерживаться друг от друга по согласию, то есть по общему желанию; ибо ни муж не владеет своим телом, ни жена, по великому Апостолу (1Кор.7:4). Итак, они должны соглашаться друг с другом относительно воздержания, дабы прилежать молитве и посту; ибо если воздержание будет не по согласию, то, конечно, сторона, не желающая совокупления, делает лишение той, которая ищет сего; а если так, то каким образом сторона, желающая совокупления и не удовлетворяемая, казалась бы владеющею телом стороны неудовлетворяющей? Случается и то, что воздержание одной которой либо стороны может послужить во вред другой стороне; ибо если побеждается пожеланием и не получает удовлетворения, то может впасть в незаконное смешение…

Про воздержание перед Причастием уже говорилось, а больше ничего нет. Священникам не стоит городить отсебятину чтобы не услышать:
» 11:46. Но Он сказал: и вам, законникам, горе, что
налагаете на людей бремена неудобоносимые
(Лк.)

Записан

Спасибо.
Наверно на исповедь нужно принести только свое покаянное сердце, а то, о чем я спрашивала (тем более законные семейные отношения), не есть грех перед таинством Покаяния.

Так точно.

Записан

Записан

Источник