Можно ли причащаться если был выкидыш
Содержание статьи
Священник сказал: «Выкидыш? Сами виноваты!»
У некоторых православных, в том числе и священников, есть привычка легко объяснять сложные вещи. При этом мы убиваем сразу двух зайцев. Во-первых, мы заставляем человека задуматься о своей жизни, во-вторых, сподвигаем его бежать в храм, на исповедь.
Протоиерей Максим Первозванский
И это, на первый взгляд, хороший результат. Допустим, голова болит — значит, не о том думаешь; рука болит — не то брал; нога болит — не туда ходил; живот болит — не то ел, ну и так далее.
Получается достаточно беспроигрышная вещь: никто из нас не безгрешен, и человек знает, что он когда-нибудь куда-нибудь не туда ходил, он обязательно когда-нибудь не о том думал, не то брал и так далее.
В результате у священника, давшего подобное объяснение, возникает некий ореол прозорливости и статус человека, который понимает, в чем дело. То есть священник рубанул сплеча, а у спрашивающего или попавшего под его совет возникает ощущение, что этот священник не просто уважаемый, а он разбирается во всех глубоких духовных вопросах, видит человека насквозь, что он прозорливый и от него ничего не скроешь, и вообще надо его во всём слушаться.
С другой стороны, на мой взгляд, эта позиция имеет очень отдаленное отношение к правильной духовной жизни и к тому, как правильно священник должен себя вести.
Я не берусь давать советы, но мне кажется, что постановка диагнозов, почему в жизни человека происходят те или иные неприятные вещи, — это вообще не наше дело.
В свое время покойный Патриарх Алексий на Епархиальном совете духовенства города Москвы сказал, что многоуважаемые отцы иногда дают советы от Духа Святаго, но чаще от ветра своей головы.
Действительно, среди священников очень много мудрых, опытных людей, которые могут дать хороший совет, неплохо разбираются в жизни, которые обладают серьезным опытом пастырским, но при этом реальных прозорливцев среди нашего брата единицы на всю большую Русскую Православную Церковь. А все остальные, в принципе, не думаю, что имеют право говорить уверенно и однозначно, почему с человеком случилась та или иная неприятность. Это некоторая тайна, которая существует между человеком и Богом.
Более того, большинство неприятностей с нами случаются не потому, что мы плохо себя ведем. Покойный архиепископ Костромской и Галичский Алексий (Фролов) говорил примерно следующее: если ты думаешь, что с тобой случилась какая-то неприятность потому, что Господь тебя наказывает за что-то, то тем самым ты утверждаешь: «Вообще-то я — хороший человек, я достоин награды, а вовсе не наказания, но вот случилась и на старуху проруха, есть у меня такой грех, за это Господь меня наказал. Если бы я этого греха не совершил, то в остальном бы был достоин похвалы и всяческого поощрения от Господа Бога».
А это ведь не так, потому что, если смотреть на всю нашу жизнь в целом, мы, по своим грехам, достойны того, чтобы нам вовсе не жить. Но при этом Господь нас терпит, любит и поэтому, если посылает нам наказания, то ни в коем случае не за что-то, а для чего-то, для какого-то понимания и вразумления и так далее.
Но, как я уже говорил, разобраться в этом может опытный старец, которых единицы на всю Русскую Православную Церковь. А остальные многоопытные и многоуважаемые отцы иереи, игумены, протоиереи, архимандриты и так далее, конечно, обладают большим пастырским и духовным опытом, но не прозорливостью.
Так что помогать человеку, пришедшему с подобной бедой, нужно не такими категоричными советами, а точнее — не такими обличениями, граничащими с подменой нашим человеческим рассуждением Божественного промысла, который, как известно, человеческому рассуждению не поддается. «Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис. 55:9), говорит Господь еще в Ветхом Завете.
Не стоит стараться постигать пути Божии, надо пытаться понять, что делать дальше, как принять сложившуюся ситуацию, и это не вопрос категорических фраз.
Особенно, когда это касается тем, к которым даже в официальной позиции Русской Православной Церкви достаточно взвешенное, серьезное и неоднозначное отношение, как к вопросу предохранения. Если мы почитаем Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, то увидим, что там поднято достаточно много серьезных вопросов и нигде не сказано, что за предохранение родители будут наказаны смертью ребенка.
Ведь потеря беременности — это трагедия, горе. И никому в голову не приходит, например, женщине, которая овдовела, сказать: «Ага, ты мужа не слушалась, поэтому теперь осталась одна». Или родителям, у которых погиб ребенок не во чреве, а уже родившийся: «Это потому, что вы его плохо воспитывали, ругались между собой». Думаю, что в основном священники таких вещей не говорят. Я, по крайней мере, встречаю подобное очень редко.
Так что если священники говорят про причинно-следственную связь потери беременности, они не считают это серьезной утратой, не очень хорошо понимают, что это значит для родителей, не осознают, что это действительно смерть ребенка.
Мне кажется, что наша задача не обличать людей в том, что совершенно неочевидно. Ведь Господь говорит: «Утешайте, утешайте народ Мой» (Ис. 40:1).
Фото: missia.od.ua
Не обращать внимания?
Если ты идешь по улице и к тебе кто-то пристал, что-то тебе сказал, и то очень сложно не обратить внимание. А уж если священник сказал то, о чем говорили выше, не обращать внимания невозможно.
Другое дело, что не нужно загонять себя в отчаяние, в чувство вины. Так или иначе, случившееся стоит осмыслить. Другой вопрос, что я бы всё-таки советовал вообще людям уходить от позиции, согласно которой с тобой случается что-то, потому что ты сделал нечто конкретное. То есть, конечно, в нашей жизни бывает прямая связь: человек бегал через дорогу, его сбила машина. Но мы знаем, что машины сбивают не только тех, кто ходил в неположенном месте. Машина может врезаться в то место, где человек спокойно стоит на остановке в ожидании автобуса. Его может сбить, в том числе, пьяный священник…
Когда у нас в жизни происходит что-то не очень хорошее, не нужно искать конкретной причины, но задуматься о жизни в целом стоит.
По строгому уставу женщине, у которой случился выкидыш, рекомендуется годичная епитимия. (За блуд или убийство человеку положена 20-летняя епитимия). Другое дело, что никто эти епитимии сейчас на практике не накладывает.
Повторяю, случившееся — безусловно, повод задуматься о жизни, сходить на генеральную исповедь, повод супругам переосмыслить в том числе и свои отношения. Но не причину искать.
Предохранение — грех или не грех?
Всё-таки христианам в случае, если они не хотят зачатия ребенка, предписывается воздержание. Но Социальная концепция Русской Православной Церкви говорит, что, по снисхождению к человеческим немощам, Церковь допускает, если люди не могут воздерживаться, пользование неабортивными противозачаточными средствами. Ведь рождение детей есть не единственная цель брака и не единственная цель интимных отношений, главнейшая цель брака и интимных отношений — любовь.
Апостол Павел говорит: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7:5).
Для наглядности приведу пример: я съел за завтраком четыре бутерброда с сыром. Когда ел первый, чувствовал: второй надо съесть обязательно, а вот когда ел третий, чувствовал: стоит остановиться. Четвертый точно был лишним. Согрешил, каюсь. И что теперь, как жить дальше? Может быть, с понедельника вообще не есть бутербродов с сыром, чтобы точно не грешить? Но я, как человек не в смысле духовно опытный, а уже достаточно старый, знаю, что если вообще не буду, например, есть сыр, то получится только хуже.
Когда Церковь говорит в Социальной концепции о снисхождении к немощам, она говорит о том, что если ты начинаешь полностью воздерживаться и получается хуже, то лучше всё-таки пользуйся контрацептивами.
Но я бы рекомендовал в этом каяться на исповеди.
В Социальной концепции же сказано «нисходя к немощам», а не «это здорово, давайте будем все предохраняться». То есть: ребята, если по-другому не получается, давайте будем вот так.
Золотое правило каждого духовника должно быть по примеру пословицы — что немцу смерть, то русскому здорово, — что одному прихожанину страшный грех, для другого это уже добродетель. Приходит, например, человек на исповедь, говорит: «Батюшка, я творог ел постом». Для одного, умудренного опытом монаха, это будет серьезный грех. Для юноши или девушки, впервые приступивших к посту, это будет уже большой шаг вперед и добродетель. То же самое — для человека, который вместо того, чтобы заставлять жену пользоваться спиралью, сходил в аптеку и купил презервативы.
Здесь нужно очень индивидуально подходить к людям. Они все находятся в очень разном духовном состоянии.
Источник
Замершая беременность и выскабливание
Во время беременности у меня внезапно открылось кровотечение. Скорая приехала моментально, довезли до ближайшей больницы за считанные минуты. Но, уже на осмотре, и врачи, да и я сама, видя, что происходит, поняла, что всё довольно плохо…
Несмотря на то, что врачи (2 специалиста) совпали во мнении, что сохранять уже, скорее всего, некого, решили всё равно сохранять беременность.
Меня положили в больницу. Через 2 суток — я пошла на УЗИ. Результат УЗИ: ребёнок умер. Я сама видела, что сердечко не бьётся, контуры размыты…
Еще через 2 суток пошла на УЗИ к другому специалисту в другую клинику. Смотрели 2 других врача, снова я увидела, что ребёнок мёртв.
После этого — провели процедуру выскабливания.
Вопрос. Как Вы такую ситуацию прокомментируете с точки зрения православной церкви. Спасибо.
Ответ
Здравствуйте.
Выражаю сочувствие в произошедшем,и представляю,что Вам пришлось пережить,за этими сухими словами поветсования.
Как священник,я не вижу здесь никаких противоречий с православным учением.
Вы не стали причиной смерти человеческой жизни,и то,что ребёнка пришлось выскабливать из полости матки,является в данном случае вынужденной,но необходимой мерой,дабы трупный яд не стал причиной и Вашей смерти.
Единственное,Вы не написали об этом,не уточнили,но было бы очень благоразумно и по христиански, предать останки ребёнка земле. Иначе говоря,похоронить его.
Ещё раз примите мои соболезнования.
Однако необходимо сказать ещё кое что:
я не медик,и потому дать сторпоценнтную оценку ситуации не могу.
Если медики сто процентов знали о смерти плода,и были уверены,что в силу каких-либо обстоятельств плод не может самопроизвольно извергнуться из организма,тогда всё вышесказанное имеет смысл.
Но если вспомнить о большом количестве ошибок со стороны медперсонала или медицинских аппаратов,если вспомнить слова из мед. учебника:
«»Заканчивается замершая беременность, как правило, самопроизвольным выкидышем. Происходит сокращение матки, плодное яйцо отслаивается, что выражается в начавшемся кровотечении, и вместе со своими производными изгоняется из полости матки. После этого несколько дней еще может продолжаться кровотечение из матки.» (медицинский учебник)
…и если вспомнить слова из Основ Соц. Концепции РПЦ:
«Православная Церковь ни при каких обстоятельствах не может дать благословение на производство аборта. Не отвергая женщин, совершивших аборт, Церковь призывает их к покаянию и к преодолению пагубных последствий греха через молитву и несение епитимии с последующим участием в спасительных Таинствах. В случаях, когда существует прямая угроза жизни матери при продолжении беременности, особенно при наличии у нее других детей, в пастырской практике рекомендуется проявлять снисхождение. Женщина, прервавшая беременность в таких обстоятельствах, не отлучается от евхаристического общения с Церковью, но это общение обусловливается исполнением ею личного покаянного молитвенного правила, которое определяется священником, принимающим исповедь».
(Основы Социальной Концепции РПЦ. гл.12 — «Проблемы биоэтики»)
… то ответственность лежит и на Вашем согласии с решением врачей,и на их решении.
Если описать ситуацию так,что точно было известно о смерти плода,то выскабливание абортом не является. Но если учитывать вариант врачебной ошибки,то ситуация может быть куда более тяжка с точки зрения духовной составляющей процесса.
В любом случае,с Вашей стороны никакого желания делать аборт не было,а была вынужденная ситуация,в которой Вы и врачи приняли то решение,которое в данный момент их мед. опыт посчитал верным.
О том, что плод сам должен выйти из полости матки — не знала. В этом, наверное, моя вина. То есть, получается, что нужно было ждать и не выскабливать? Если Церковь категорически не даёт благословение на аборт?
О том, действительно ли был плод мёртвым — я уже писала… Ничего нового добавить не могу… Сердцебиения не было, контуры эмбриона были размытые, не чёткие… Никакого движения не было…
О том, что хоронят нерождённых — не знала. Впервые прочитала в Вашем ответе. А в больнице никто не предлагал забирать и хоронить. Забрали на анализ, чтоб определить причину замершей беременности.
В данный момент, я так понимаю, что я должна каяться в том, что беременность прекратилась и нерождённого мёртвого ребёнка удалили, после 40 дней идти в церковь, рассказать священнику, потом — исповедь, причастие? Возможно, епитимия по решению священника?
Спасибо.
Ответ:
Любой человек является образом Божиим, имеющим бесценность и достоинство, потому любой человек заслуживает на погребение, а не утилизацию, словно мусор, что и происходит у нас в больницах и роддомах.
Конечно речь не идёт о церковном погребении,но предать с почестями тело земле, устроить похороны, было бы весьма уместно и правильно. И главное,что у Вас была бы возможность ходить на могилку ребёнка.
Я знаю одну семью, у которой случился выкидыш, и они похоронили ребёночка на кладбище. Это правильно!
Также, объясните, пожалуйста, по поводу 40 дней после выскабливания.
Женщина не имеет права ходить в церковь в этот период? Или женщина освобождается от обязанности ходить в церковь, но, если сама хочет — то может ходить на службы? Можно ли тогда, например, прийти раньше 40 дней, обратиться к священнику, чтоб он прочитал молитву?
Далее.
Если женщина пошла на выскабливание умершего ребёнка без согласия мужа, то муж — имеет право с ней развестись. А если муж знал, не возражал. То он тоже должен идти в церковь через 40 дней? И каяться в этом, нести епитимию (если священник посчитает нужным)?
Принцип простой — сегодня достаточно качественный уровень медицинского развития,чтобы определить,жив плод,или нет.
Я не имею медицинского образования,чтобы давать конкретный ответ на этот вопрос, но сам принцип высказал.
Пойдите в храм,причаститесь, посоветуйтесь с тем священником,который является Вашим пастырем. Найдите не рядового, а высокоуровневого врача, и проконсультируйтесь у него. Я не могу дистанционно решать такие вопросы и давать благословение на что-то. Здесь нужно личное общение со священником, с его врачами, и так далее. Такие серьёзные вопросы решаются в индивидуальном порядке, потому что очень серьёзны, и требуют личного вхождения во все нюансы ситуации, личного общения и наблюдения.
Дать ответ на вопрос, как поступить,на основании слепого сообщения, не могу, да и не имею права.
Источник
2021
| : : 41 30 2014 . , , , , , . , 15 ( ), , 14-15 , , , , .. , 45-50 , , , ; , . 31 , , — . , — , . , , . . , , . ! 09 2014 , . . . 2-3 . . , . , , . , . , ! , . . , , , … , . , — . , … , . , ? ? , 40 ? ? ! , . . . . » «. , , , — . . , . , . , , . — . , , . , , . , .. , . 29 2014 ! 2,5 , , 3, 4, 5 , , — , , , , , , , , , . , , . , ( ), , , , . , , 3 , , , , , , , , , , , , , , . , , . , , , , , , , , , — , , , . , , , , . , , , . , , , , . , , , ? , , , , . , , ? , , ! . . 08 2014 ! 20 , , ? : , , , , . , ? , . . , . . . . . , , ? , . , , , — . 27 2014 , . , . , . , . . , . , . . 20 2014 ! , . , , . , , . . — , , — . , , , 7 , , . , ( ). . , , , — ( , , ). . , — , ( ). , . , , , . , , , ? , , . , . . , . , , : , (1 . 4, 7). . , ? , , , , . . , , , . «» . . ! () 18 2014 . . ( 6 ). . , . . . , , . : ? ? . . . . . , . . ? , ? , , . ? , . ? , , , . . ! 16 2014 . , . , — . — , . . . , , , . , , , . , ( , ) . , , , , , , , — , — ? , , , , , , , . , , , . — , — . ! , , . , , , . , , — . , , . 23 2013 ! 4 , 26, 23, . -. 3 . , , . , . . , . , , , . , 8- , ,»». 40 , , . , , , , . . . , , , . : , , , . . . , , , ? , ? , , , ? , , ? ! .. , . , . , . . — , . , — , . , . , , . . , . , , — . , . 23 2013 , ! ! , 6 , . ( ) . , , . , , — ( , ). , , , , — , ? , , . , , , , , . , , . , . , . , — ? , 2 , . , , . , ! ? , . , . . . . . : , . , , . . . : — ? , . , . , , . , , . . , . , , , . , . . . 12 2013 ! , 35 . , , . , , , . 12 , , , . , , , . . , , . , ? , , ? , , . , … , , , ? , . . , , 35 — , , . , , . , . : , , , . , . , . , , , . . , , , . , : . , 3-5 , . — , , , — . . 09 2013 , , . , : , , , () . , , , , . , . , , : , , , . . () 29 2013 , — , , , . , — , . , . . , , , . , ( , !). . . () 25 2013 . . 34 . 4 , , , . , » ». , , . , , , : 15- , , , . , . 2 3 , . . 4 5 » «. , . ? ? , . ? , , . , , . — . . . , . , . . , — ( , , . .). , — . . 11 2013 , ! ( ). , , , , , ? , ? 2) , ( ) — ? ? . 3) , ( , , ) . ? ? 4) , , , , — , — . . ? . , , . , . , : ? . , . , . , . , , . , , ! 24 2013 , ! ( , ). , , , , , . , — , . , , . , , . , . , , , , . , — . , , . , . , — ? , , . ( ) . . , , . , , . 21 2013 ! . (, , ) , — , , «», , 3 . , , , , — , , . ! ? , ? , , — , — , : , , , , , — , , «» , . , , , , , . , , , , , , , , ! ? , , 21 . , «», , , . . : , , . ( , ). ! |
Источник
Что происходит с выкидышами в вечности, и можно – ли за таковых молиться?
Здравствуйте, батюшка! У моей подруги случилась беда. У нее произошел выкидыш. Скажите, пожалуйста, что происходит с такими детьми и как можно за них молиться, и можно ли вообще молиться. Заранее спасибо.
Ответ священника:
Отцы Церкви, обсуждавшие вопрос загробной участи некрещёных младенцев, к каковым относятся и выкидыши, за исключением блаженного Августина, говорят о том, что они — у Бога, в Его Царстве. Вот некоторые их высказывания:
Святитель Феофан Затворник:
«А дети — все ангелы Божии суть. — Не крещеных, как и всех вне веры сущих, надо предоставлять Божию милосердию. Они не пасынки и не падчерицы Богу. Потому Он знает, что и как в отношении к ним учредить. Путей Божиих бездна!»
Преп. Ефрем Сирин:
«Хвала Тебе, Боже наш, из уст грудных младенцев и детей, которые, как чистые агнцы в Эдеме, упитываются в Царстве! По сказанному Духом Святым (Иезек. 34, 14), пасутся они среди дерев, и Архангел Гавриил — пастырь сих стад. Выше и прекраснее степень их, нежели девственников и святых; они — чада Божии, питомцы Духа Святого. Они — сообщники горних, друзья сынов света, обитатели чистой земли, далекие от земли проклятий. В тот день, когда услышат они глас Сына Божия, возрадуются и возвеселятся кости их, преклонит главу свою свобода, которая не успела еще возмутить дух их. Кратки были дни их на земле; но блюдется жизнь им в Эдеме; и родителям их всего желательнее приблизиться к их обителям».
Свт. Григорий Богослов в слове о Крещении так — же говорит: «Не сподобившиеся св. крещения по малолетству, младенцы не будут у праведного Судии ни прославлены, ни наказаны, потому что, хотя не запечатлены св. крещением, однако же, и не худы, и больше сами потерпели, нежели сделали вред, ибо не всякий недостойный чести достоин уже и наказания».
Молиться за некрещёного младенца — можно, хотя они и в Царствии Божием, ведь молитва — это золотая нить общения между живыми и усопшими. Молитва полезна, прежде всего, самому молящемуся: она привлекает благодать Божию в его сердце. Правда, поскольку ребенок не был крещён, за него возможна лишь частная, домашняя молитва. К сожалению, такое положение вещей подчас рассматривается, как свидетельство вечной гибели не крещеных младенцев, хотя, как видим, всё не столь однозначно. Родители могут читать за умершего некрещённого младенца следующую молитву:
«Владыко, Господи Иисусе Христе, Боже наш, Боже духов и всякия плоти, Иже от Духа Свята и Марии Девы родивыйся и в вертепе и яслех возлегий ради спасения мира, Ты еси призвавый дети и объемый сия и рекий: «Оставите детей приходити ко Мне и не возбраняйте им, таковых бо есть Царствие Небесное». Ты еси пришедый и исцеляяй всякий недуг в людех, и Твоею смертию смерть поправый, даровав мирови жизнь. Тебе молимся и Тебе просим, призри на рабы Твоя и на достояние Твое, и плач их скорбный о безвременнем преселении новорожденнаго младенца их (имя) укроти и утешение им даруй. А иже от них рожденнаго младенца и не приемшаго Святаго Крещения благости Твоея сподоби.
Яко Ты еси покой душам и телесем нашим, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне, и присно и во веки веков. Аминь.»
Источник