Можно ли прервать пост если есть гость
Содержание статьи
Можно ли прервать дополнительный пост, если пригласили в гости
Соблюдение обязательного и желательного поста является одной из важнейших обязанностей верующего. За пост человек получает отдельную награду, которую Всевышний Аллах увеличивает многократно, ибо в посте отсутствует фальшь.
Человеку не разрешается прерывать обязательной пост, как и другие обязательные поклонения: намаз, хадж и другие. Однако верующий, соблюдающий добровольный пост, вправе прервать его в любой момент.
Если того, кто соблюдает желательный пост, позовут в гости, ему лучше поступить так, как он считает нужным. Если он видит благо в завершении поста в сочетании с отказом от приглашения или же в принятии приглашения, но в отказе от трапезы, пусть делает так, как посчитает нужным, и сделает дуа за тех, кто его пригласил.
Если же он видит благо в том, чтобы прервать желательный пост, принять приглашение к трапезе и поучаствовать в ней, он имеет на это полное право, и в этом нет ничего предосудительного.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:
إِذَا دُعِيَ أحَدُكُمْ فَلْيُجِبْ، فَإنْ كَانَ صَائِماً فَلْيُصَلِّ، وَإنْ كَانَ مُفْطِراً فَلْيَطْعَمْ
«Когда кого-нибудь из вас пригласят, пусть примет приглашение, и если он соблюдает пост, пусть помолится (пусть обратится к Аллаху с мольбой за собравшихся за столом и тех, кто его пригласил), если же он не постится, пусть поест». (Имам Ахмад, 10575; Муслим, 1431; Абу Дауд, 2460; Тирмизи 780; Ибн Хиббан, 5306)
Авторитетный учёный шафиитского мазхаба Ибн Хаджар Аль-Хайтами в своей книге «Тухфат аль-мухтаж» пишет об этом следующее:
«Тот, кто приступил к соблюдению желательного поста или к совершению суннат-намаза, имеет право прервать их. Что касается поста, то это разрешается, на основании слов Пророка (мир ему и благословение Аллаха):
الصَّائِمُ الْمُتَطَوِّعُ أَمِيرُ نَفْسِهِ إِنْ شَاءَ صَامَ وَإِنْ شَاءَ أَفْطَرَ
«Соблюдающий добровольный пост сам себе хозяин: если желает, то постится, а если не желает, то оставляет пост». (Имам Ахмад, 26353)».
Если того, кто соблюдает добровольный пост, приглашают в гости, и тому, кто его пригласил, будет в тягость его отказ от угощения, то желательно прервать добровольный пост.
Имам Ан-Навави в своей книге «Аль-Минхадж Шарх Сахих Муслим ибн Аль-Хаджадж» пишет об этом следующее:
«Что касается желательного поста, то разрешается прервать и оставить его. Если же хозяину в тягость его отказ от угощения из-за желательного поста (то есть это может обидеть хозяина), лучше прервать пост, в противном же случае лучше поститься до конца. Аллах знает лучше!».
Если человек не прервал и довёл до конца пост, он, естественно, получит награду за свой пост. Если же он решил прервать пост и отведать предоставленную еду без особой причины, он не получит награду, даже за тот отрезок времени, в течение которого он постился.
Если же у постящегося была уважительная причина прервать желательный пост, например, хозяина дома его отказ от трапезы поставит в трудное положение, то в таком случае он получит вознаграждение за свой пост.
Имам Аль-Хатыб Аш-Ширбини в своей книге «Мугни аль-мухтадж» пишет об этом следующее:
«Однако нежелательно (караха) прерывать добровольный пост без уважительной причины, ибо прямой смысл слов Всевышнего: «И не делайте недействительными свои деяния» («Сафват ат-Тафасир», сура Мухаммад: 33) указывает на это. Это также является нежелательным, если исходить из мнения учёных, которые обязывают довести до конца и добровольный пост.
Если же у человека есть уважительная причина, например, нужно помочь другому гостю, которому будет тягостно, если постящийся откажется есть вместе с ним, или наоборот (хозяину будет тягостно, если гость откажется от еды), то в прерывании дополнительного поста нет нежелательности (караха). Более того, в таких случаях желательно (мустахабб) прервать дополнительный пост. Ведь Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «И у гостя твоего есть на тебя право» (Бухари,1975; Муслим, 1159). Также передаётся хадис: «Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Судный день, хорошо принимает своего гостя». (Бухари, 6018; Муслим, 47)
Что же касается случая, когда отказ одного из гостей принимать пищу не в тягость другому гостю, то лучше (афзаль) не прерывать этот пост, как пишется в книге «Аль-Маджму’ Шарх Аль-Мухаззаб».
Если постящийся прервал желательный пост, он не получает награду за тот отрезок времени, в течение которого он соблюдал пост, и до момента прерывания, если он прервал его без уважительной причины. А если он прервал этот пост по уважительной причине, он получит награду за соблюдение поста в течение этого отрезка времени».
В любом из этих случаев человек, прервавший желательный пост, не обязан возмещать этот день. Однако ему желательно возместить этот пост вне зависимости от того, прервал он его по уважительной причине или без.
Имам Ар-Рамли в своей книге «Нихаят аль-мухтадж» пишет об этом следующее:
«Он (человек, прервавший желательный пост) не обязан возмещать тот пост, который он прервал, но это желательно, даже если пост был прерван по уважительной причине, чтобы не противоречить тем учёным, которые обязывают возмещать и желательные посты».
Из всего вышеприведённого мы понимаем, что прерывать добровольный пост без уважительной причины всё же нежелательно, так как в этом случае пропадёт начатое благое дело.
Если же человека, соблюдающего добровольный пост, пригласили в гости, и он видит, что его отказ от трапезы будет в тягость хозяину, ему желательно прервать свой пост и возместить этот пост в любой другой удобный для него день.
В любом случае верующему не стоит прерывать даже желательный пост, если в этом нет необходимости и отсутствует уважительная причина. А в случае необходимости и при наличии уважительной причины в этом нет ничего предосудительного.
Понравилась статья?
Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях,
поделитесь информацией с друзьями!
Мухаммад Султанов
Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».
Смотрите также:
Каким образом пост будет заступаться за нас в Судный день?
Нарушается ли пост, если случайно проглотить воду при омовении?
Почему мы постимся днем, а не ночью?
Пост — это щит, защищающий от огня ада
6 случаев, когда разрешено не соблюдать пост
Можно ли преднамеренно прерывать желательный пост
Два вознаграждения за один пост
Источник
Можно ли преднамеренно прерывать желательный пост
Вопрос: Каково решение относительно человека, который прервал желательный пост, например, пост в месяц Раджаб, в день ʻАшура или в другой день?
Ответ:
За желательный пост, так же, как и за обязательный, Всевышний Аллах воздаёт большую награду. Поэтому каждому, кто желает получить эту награду, следует соблюдать не только обязательные, но и как можно больше желательных постов.
Однако желательный пост в каких-то аспектах отличается от обязательного. Одним из таких аспектов является вопрос дозволенности прервать пост. Что касается того, кто ночью вознамерился держать желательный пост и начал соблюдать его, а потом днём преднамеренно прервал его, то насчёт этого среди учёных имеется разногласие.
Учёные шафиитского мазхаба утверждают, что дозволено преднамеренно прервать любой желательный пост. Следовательно, человек, прервавший таким образом желательный пост, не обязан возмещать его.
От матери правоверных ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) передаётся:
قَالَ لِي رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: ذَاتَ يَوْمٍ «يَا عَائِشَةُ، هَلْ عِنْدَكُمْ شَيْءٌ؟» قَالَتْ: فَقُلْتُ: يَا رَسُولَ اللهِ، مَا عِنْدَنَا شَيْءٌ قَالَ: «فَإِنِّي صَائِمٌ»
«Однажды днём Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил меня: «О ‘Аиша, есть ли у вас что-нибудь (поесть)?» Я ответила: «О Посланник Аллаха, у нас нет ничего». Он сказал: «Тогда буду поститься»».
‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала:
فَخَرَجَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَأُهْدِيَتْ لَنَا هَدِيَّةٌ — أَوْ جَاءَنَا زَوْرٌ
«И Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вышел, а нам преподнесли подарок (по другой версии: к нам пришли гости)».
‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) далее сказала:
فَلَمَّا رَجَعَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قُلْتُ: يَا رَسُولَ اللهِ، أُهْدِيَتْ لَنَا هَدِيَّةٌ — أَوْ جَاءَنَا زَوْرٌ — وَقَدْ خَبَأْتُ لَكَ شَيْئًا، قَالَ: «مَا هُوَ؟» قُلْتُ: حَيْسٌ، قَالَ: «هَاتِيهِ» فَجِئْتُ بِهِ فَأَكَلَ، ثُمَّ قَالَ: «قَدْ كُنْتُ أَصْبَحْتُ صَائِمًا»
«Когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вернулся, я сказала: «О Посланник Аллаха, нам преподнесли подарок (по другой версии: к нам пришли гости) и я для тебя кое-что припрятала». Он спросил: «А что это?» Я сказала: «Хайс» (блюдо, которое готовят из фиников, топлёного масла и сушёного творога). Он сказал: «Принеси его». Я принесла его, и он поел, после чего он сказал: «Я с утра постился»».
Один из передатчиков этого хадиса Тальха (да будет доволен им Аллах) сказал:
فَحَدَّثْتُ مُجَاهِدًا بِهَذَا الْحَدِيثِ، فَقَالَ: ذَاكَ بِمَنْزِلَةِ الرَّجُلِ يُخْرِجُ الصَّدَقَةَ مِنْ مَالِهِ، فَإِنْ شَاءَ أَمْضَاهَا وَإِنْ شَاءَ أَمْسَكَهَا
«Я пересказал этот хадис Муджахиду, и он сказал: «Это подобно милостыне, которую выделяет человек из своего имущества: если захочет, он может подать её, а может и оставить себе»». (Муслим, 1154)
В другой версии этого хадиса сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Придвинь его ко мне. Утром я постился, однако я поем его».
Потом он сказал:
«Поистине, человек, соблюдающий добровольный пост, подобен человеку, который выделяет из своего имущества милостыню: он может подать её, а может оставить себе». (Ан-Насаи)
В другом хадисе, который передают Имам Ахамад и Тирмизи, говорится:
الصَّائِمُ الْمُتَطَوِّعُ أَمِيرُ نَفْسِهِ إِنْ شَاءَ صَامَ وَإِنْ شَاءَ أَفْطَرَ
«Соблюдающий добровольный пост сам себе хозяин: если желает, то постится, а если не желает, то оставляет пост».
Исходя из вышеприведённого, делается вывод, что можно прерывать желательный пост, и не нужно его возмещать, даже если его прервали путём полового акта. Однако тому, кто вступил в желательный пост, будет лучше довести его до конца, следовательно, нежелательно (макрух) прерывать желательный пост без необходимости.
Известный учёный шафиитского мазхаба Ат-Тармаси в своей книге «Хашия Ат-Тармаси» сказал:
«Нежелательно прервать пост без причины. Прервать его (добровольный пост) желательно, если есть опасения обидеть хозяев отказом от угощения. Необязательно возмещать прерванное желательное поклонение». («Хашият Ат-Тармаси», 5/820)
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
إذا دُعِيَ أحدُكُمْ إلى طَعامٍ فَلْيُجِبْ فإِنْ كانَ مُفْطِراً فَلْيَأكُلْ وإِنْ كانَ صائِماً فَلْيُصَلِّ
«Когда кого-нибудь из вас пригласят на трапезу, пусть ответит на приглашение, и если он не постится, пусть поест, а если соблюдает пост, пусть помолится за него (хозяина)». (Имам Ахмад, 2/507; Муслим, 1431; Абу Дауд, 2460; Тирмизи, 780)
Имам Ан-Навави об этом сказал следующее:
وأما الصائم فلا خلاف أنه لا يجب عليه الاكل لكن إن كان صومه فرضا لم يجز له الأكل لان الفرض لا يجوز الخروج منه وإن كان نفلا جاز الفطر وتركه فإن كان يشق على صاحب الطعام صومه فالافضل الفطر وإلا فإتمام الصوم والله أعلم
«Если человек соблюдает обязательный пост, то ему однозначно нельзя прервать его и поесть, потому что не разрешается выходить из обязательных поклонений.
Что же касается желательного поста, то разрешается прервать и оставить его. Если же хозяину будет в тягость его отказ от угощения из-за желательного поста (то есть это может обидеть хозяина), лучше прервать этот пост, а в противном случае лучше поститься до конца. Аллах знает лучше!». («Шарх Сахих Муслим»)
В любом случае не стоит прерывать желательный пост, если для этого нет необходимости. А в случае необходимости в этом нет ничего предосудительного. Более того, желательный пост необязательно возмещать, независимо от того, по какой причине он был прерван.
Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях,
поделитесь информацией с друзьями!
Муслим Абдулаев
Смотрите также:
Виды постов
Пост в месяце Раджаб — хорошая сунна или нововведение?
Можно ли держать желательный пост в пятницу?
«Научный» пост
Источник
Пост по ханафитскому мазхабу. Урок 13. Ситуации, когда дозволено прервать пост. Выплата фидьи
В некоторых случаях для человека дозволено и даже обязательно, прервать пост.
Человеку, который находится в состоянии глубокой старости и не имеет сил держать пост, дозволено не поститься, но необходимо выплачивать фидью за каждый день поста. В качестве фидьи необходимо либо каждый день дважды кормить одного бедняка[1], либо отдавать бедняку каждый день половину са[2] пшеницы. Кроме того, дозволено, вместо продуктов, отдать бедняку стоимость этой пшеницы в денежном эквиваленте. У человека есть выбор — выплатить фидью в начале месяца Рамадан либо в конце. Дозволено отдавать фидью одному и тому же бедняку.
Если состояние старого человека улучшилось и он стал способным держать пост, на него ложится обязанность восполнить дни поста, которые он пропустил, при этом выплаченная фидья аннулируется.
Если человек дал обет поститься постоянно[3], а затем понял, что у него нет для этого сил, ему дозволено прервать пост, но при этом необходимо выплачивать за каждый пропущенный день поста фидью.
Если человек по какой-то причине не может выполнить возложенные на него обязанности[4], он должен просить прощения у Всевышнего Аллаха за то, что не может держать пост.
Фидья не предусматривается за пост, который явился заменой другого обязательного действия в искупление какого-либо греха. Например, если человек должен совершить каффару, первое, что он обязан сделать, — отпустить раба. Если такой возможности нет, он должен держать два месяца подряд пост. В данном случае основой каффары является освобождение раба, а не пост, поэтому человек, который не может соблюдать данный вид поста по каким-то причинам, выплачивать фидью не должен. В случае, если у человека нет возможности накормить бедняков[5], он также должен просить прощения у Всевышнего Аллаха.
Первый пример: Старый человек нарушил клятву. Каффара за нарушение клятвы предполагает, что человек должен отпустить раба либо накормить или одеть десять бедняков. Если такой возможности нет, он должен держать пост за нарушение клятвы в течение трёх дней. Если у старого человека нет возможности отпустить раба и накормить бедняков, а соблюдать пост за нарушение клятвы он не может из-за глубокой старости, он должен просить прощения у Всевышнего Аллаха. Фидья за то, что он не постился, не предусмотрена, так как пост не является основой искупления нарушения клятвы, но лишь заменой для другого вида искупления, предполагающего материальные траты (например, освобождение раба).
Второй пример: Человек обязан совершить каффару «зихар»[6]. В этом случае он должен отпустить раба, а если раба нет, поститься два месяца подряд. Если человек не способен соблюдать пост в течение двух месяцев, он должен просить прощения у Всевышнего Аллаха. Фидья в этом случае не предусмотрена, потому что пост является заменой для освобождения раба, а не основой искупления данного греха. То же относится к каффаре за неумышленное убийство и нарушение поста в Рамадан.
Если человек указал в завещании, что необходимо выплатить за него фидью, она выплачивается из 1/3 оставшегося после его смерти имущества.
Можно ли прерывать пост нафль[7]
От имама Абу Юсуфа передаётся мнение, что, если человек стал соблюдать дополнительный пост (нафль) и прервал его, на нём не будет греха, даже если он нарушил этот пост без уважительной причины. И это мнение соответствует позиции имама Шафии, да будет милостив к нему Всевышний Аллах. Имам аль-Камаль назвал это мнение наиболее сильным и приводит этому доказательство в виде хадиса от Айши, да будет доволен ею Аллах, со следующим смыслом: «Посланник Аллаха однажды зашёл к своим жёнам и спросил, есть ли у них что-либо из еды, они ответили: «Нет». Посланник Аллаха сказал: «Тогда я буду держать пост». На следующий день Посланник Аллаха снова пришёл к жёнам и задал тот же вопрос. Жёны ответили: «О, Посланник Аллаха, нам подарили хайс[8]». Посланник Аллаха сказал: «Принесите её мне. Сейчас я соблюдаю пост». Затем Посланнику Аллаха принесли хайс, и он прервал пост»[9]. Данный хадис указывает на то, что прерывать пост нафль дозволено. Однако основополагающее мнение на этот счёт в ханафитском мазхабе состоит в том, что прерывать пост нафль без уважительной причины нельзя. На этот счёт приводится довод в виде хадиса, в котором Посланник Аллаха сказал: «Если кого-то пригласят на трапезу, пусть ответит на это приглашение. Если человек не постился, то пусть разделит эту трапезу, а если постился, то пусть продолжит пост, но делает дуа за того, кто пригласил его». Согласно самому верному мнению в ханафитском мазхабе, прерывание молитвы или поста нафль является макрухом (однако не является харамом).
Если у человека есть уважительная причина, он имеет право прервать пост, и греха за это на нём не будет, однако день поста необходимо будет восполнить. Уважительной причиной является приглашение в гости. И хозяин, который приглашает, и гость могут прервать пост, однако это дозволено только до наступления времени «дахватуль-кубра»[10]. Если человека пригласили в гости после наступления «дахватуль-кубра», прерывать пост запрещено. Если человека в гости пригласили родители и они воспримут отказ разделить с ними трапезу как непослушание, обиду и неподобающее поведения со стороны ребёнка, прервать пост дозволено (и даже желательно) в том числе и после «дахватуль-кубра», однако до наступления времени солятуль-аср. После наступления асра прерывать пост нафль нельзя, даже если это вызовет недовольство родителей.
Если человек прервал пост нафль, восполнение его является обязательным, при этом не имеет значения, по какой причине был прерван пост — уважительной или нет. И на этот счёт среди шейхов ханафитского мазхаба нет никаких разногласий.
Если человек начал совершать пост нафль в дни праздников[11] или в три дня ташрика и прервал пост, на нём не лежит обязанности восстановить этот пост, потому что поститься в эти дни — харам. Данное мнение принадлежит имаму Абу Ханифе, да будет милостив к нему Аллах, и на нём строится фетва в ханафитском мазхабе, хотя имамы Абу Юсуф и Мухаммад, да будет милостив к ним Аллах, считали, что, хотя прервать пост в эти дни обязательно, восстановить его всё равно нужно.
Приложение
Выделяют два типа людей, которые не способны держать пост:
1) Человек, который болен неизлечимой болезнью.
Неизлечимой болезнью следует считать такой недуг, который постоянно сопровождает человека и вероятность излечиться от которого очень мала. К неизлечимым болезням относят, например, рак, туберкулёз, язву желудка и болезни сердца.
Дозволено не соблюдать пост, если человека постоянно сопровождает болезнь и есть уверенность, что соблюдение поста ослабит его или что он не сможет довести пост до конца, если начнёт поститься.
2) Человек, который достиг глубокой старости и не имеет сил держать пост.
На людях этих двух типов не лежит обязанность восстановления поста, но лежит обязанность выплатить фидью. В качестве фидьи человек должен накормить за каждый день поста обедом и ужином одного бедняка (при этом количество еды должны быть достаточным, чтобы человек полностью насытился), либо выплатить за каждый день 2 кг пшеницы или муки, либо отдать стоимость 2 кг пшеницы или муки деньгами. Если человек не способен выплатить фидью, ему следует просить прощения у Всевышнего Аллаха.
Если случилось так, что больной выздоровел или старый человек обрёл силы на пост, на них ложится обязанность поститься в следующий Рамадан. Кроме того, они должны восполнить пропущенный пост, даже если уже выплатили фидью. Условием выплаты фидьи является тот факт, что немощь сопровождала человека до самой его смерти, если же у него появились силы или он излечился, фидья аннулируется. Данное мнение противоречит позиции шафиитского мазхаба, согласно которому фидья является действительной, даже если человек впоследствии выздоровел или обрёл силы на пост[12].
[1] При этом оба раза его необходимо накормить настолько, чтобы он полностью насытился.
[2] 1 са = примерно 4 кг.
[3] Например, каждый день.
[4] Пост и выплата фидьи.
[5] Или вид каффары, который он должен совершить, не предполагает такой альтернативы как кормление бедняков в принципе.
[6] За то, что уподобил свою жену своей матери.
[7] Добровольный дополнительный пост.
[8] Каша из толчёных фиников, масла и сухого молока.
[9] Приводит имам Муслим.
[10] Чтобы рассчитать время «дахватуль-кубра», необходимо трезок времени от азана на фаджр до восхода солнца разделить на 2, а затем отнять получившуюся цифру от времени наступления обеденной молитвы.
[11] Идуль-Адха и Идуль-Фитр.
[12] Цитируется по книге шейха Маджида Итра, да хранит его Аллах, «Аль-Муфассаль филь фикхи ханафи».
Источник