Можно ли православным есть угря

Скверноядение: какую пищу нельзя есть православным ни при каких условиях

Автор: Майя Новик  |  2018-11-24 08:35:43

Пищевые запреты издревле существовали у многих народов, даже у языческих, но больше всего их было у древних иудеев. О них написано в Ветхом Завете, где Бог даёт Моисею и Аарону повеление никогда не вкушать «скверную» пищу, и приводит целый список животных, которых нельзя есть. Можно употреблять в пищу только животных, которые «жуют жвачку». Животные также должны иметь раздвоенное копыто. Морская и речная рыба – должна была быть покрыта чешуей, а птица – перьями. Творец запретил евреям даже прикасаться к «нечистым» животным: «и к трупам их не прикасайтесь». Особо подчеркивается, что нельзя употреблять в пищу мясо тушканчиков и зайчатину.

Книга Левит содержит запреты на употребление в пищу падальщиков и хищников, в том числе ворон, сов, филинов, чаек. Нельзя была есть мясо вполне обычных птиц вроде удодов, страусов, цапель, лебедей. К нечистым животным относились также всех хищники, животные, у которых отсутствуют копыта, лягушки и ящерицы, змеи, летучие мыши, грызуны и насекомые.
Объяснить этот запрет ясно и точно до сих пор никто не может, а раввины сходятся на том, что запретная пища «оскверняет кровь и замутняет рассудок».

В православии запреты минимизированы

Христианство практически полностью отказалось от пищевых запретов. Основополагающими в этом стали слова Христа: «…не входящее во устa сквeрнитъ человѣ́кa: но исхoдящее изо устъ, тo сквернитъ челoовѣ́кa» (Мтф.15:11).
Но кое-какие запреты все же сохранились. До сих пор православным запрещено есть:
– идоложертвенное, то есть то, что язычники подносят в жертву своим идолам, невзирая на то, что именно они преподносят: печенье, хлеб конину или тушу быка;
– кровь как субстанцию, в которой содержится душа животного; запрет этот тоже явно призван внушить отвращение к языческим обрядам и обычаям;
– мертвечину, то есть животных, которые умерли своей смертью, пали от болезни или были убиты бескровным путем. Некоторые сюда же относят зверохищное – животных, убитых хищниками.
– удавленину – как частный вариант бескровной жертвы и как подтверждение запрета на употребление крови, которая при таком способе убийства животного остается внутри. Под этот запрет попадают и животные, попавшие в силки.
Нарушение этих запретов стало называться «скверноядением», а люди, которые нарушали запрет, подвергались строгому наказанию.

Иудейские запреты – христианам не важны?

Впервые в христианской литературе термин «скверноядение» появляется в Четвертой книге Маккавеевской, которая была написана предположительно в I веке нашей эры, то есть возможно, почти сразу после Евангельских событий.
Но возникновение самого понятия связывают с сотником Корнилием, который был обращен в христианство самим апостолом Петром. Корнилий был римлянином, а не иудеем, и после его крещения возник ряд вопросов: следует ли христианам – выходцам из других народов обрезаться, как это принято у иудеев? Следует ли им соблюдать всей иудейские обычаи, в том числе – пищевые запреты?
Для решения такого важного вопроса в столице Иудеи был собран собор, на который пришли апостолы, и было решено, что христианам-неевреям нужно придерживаться простых правил: «воздерживаться от идoлoжертвеннoгo и крoви, и удaвленины, и блудa, и не делать другим того, чего себе не хотите. Сoблюдaя сиe, хoрoшo сделаете. Будьте здрaвы» (Деян. 15:29).
Те христиане, кто преступал это правило добровольно – извергались из церкви Христовой, а те, кто поступал так в силу внешних обстоятельств: были в плену, в рабстве, либо нарушали запрет во время голода – подлежали отлучению от Евхаристии на несколько лет и допускались к ней лишь по прочтению над ними специальной очищающей молитвы.

Из крайности в крайность

Но поскольку часть ранних христиан была евреями, вместе с ними в христианство пришли и ветхозаветные запреты, которые то и дело распространялись среди верующих.
Уже в Византии появились неканонические запреты на мясо кукушки, ворон, галок, орлов, волков, белок, собак, кошек и куниц.
Протоиерей Георгий Крылов в книге «Понятие «скверна» в Средневековой Руси» указывает, что в Средние века на Руси был распространен запрет на приготовление блюд из осетров, сомов, угрей, морепродуктов, кальмаров и раков. Нельзя было есть собачатину, конину, ослятину, зайчатину, мясо бобра и белки, а свинину ели, только если она «очищалась огнем» – была приготовлена на вертеле.
Русский писатель Николай Семенович Лесков дополнял этот список миногами и налимом, телятиной, черепахой, голубями, медвежатиной, лисятиной и соболятиной.
Особенно были распространены пищевые запреты у старообрядцев и сектантов, например, у старообрядцев-федосеевцев в уставе к скверноядению относят даже чай и сахар, колбасу, кофе, шоколад, мясо ягненка и мясо лебедя. Кроме этого, старообрядцы всегда старались готовить пищу сами, и не покупать «на торжище», чтобы знать кем и из чего она приготовлена.
Таким образом, для современного православного человека наиболее актуальными остаются запреты на употребление в пищу продуктов из крови, павшей скотины, идоложертвенного и дичи, пойманной силками.

Источник

Можно ли православным употреблять халяльную пищу?, читать, скачать | Азбука здоровья

Уви­дев на при­лав­ке про­дукт со помет­кой “Халяль” (Halal, Халал), несве­ду­щий чело­век вряд ли при­даст это­му зна­че­ние, при­няв эту над­пись за про­стой знак фир­мы. На самом деле сто­и­ло бы заду­мать­ся, т.к. это сло­во (от араб­ско­го al-halal — раз­ре­шен­ное) озна­ча­ет, что сей про­дукт не нару­ша­ет ислам­ских запре­тов (“харам”). Сего­дня мы узна­ем, что это за запре­ты, и мож­но ли нам, пра­во­слав­ным, вку­шать халяль­ную еду.

Читайте также:  Можно ли есть холодец после аппендицита

Что такое халяльная пища?

В исла­ме “халяль” озна­ча­ет раз­ре­шен­ную к упо­треб­ле­нию еду. В основ­ном это отно­сит­ся к мясу.

У мусуль­ман запрещены:

  • сви­ни­на,
  • мясо с кровью,
  • живот­ные, кото­рые умер­ли сво­ей смертью,
  • мясо живот­ных, кото­рые заби­ва­лись без име­ни Аллаха.

Реко­мен­ду­ем так­же: “Кошер­ные про­дук­ты: взгляд пра­во­слав­но­го богослова”

Есть ещё неко­то­рые осо­бен­но­сти: напри­мер, нель­зя, что­бы живот­ные были заду­ше­ны, нель­зя упо­треб­лять неко­то­рые части живот­ных (гени­та­лии, эндо­крин­ные желе­зы, желч­ный пузырь и пр.), нель­зя упо­треб­лять в пищу пло­то­яд­ных назем­ных живот­ных (тигр, волк и др.).

Экс­пер­ты Коми­те­та при­го­тов­ле­ния мяса по стан­дар­ту “Халяль” рас­ска­зы­ва­ют об алго­рит­ме производства:

  1. Заби­ва­ю­щий дол­жен быть совер­шен­но­лет­ним мусуль­ма­ни­ном. Хотя неко­то­рые источ­ни­ки гово­рят о раз­ре­ше­нии заби­ва­ния живот­но­го и пред­ста­ви­те­ля­ми дру­гих веро­ис­по­ве­да­ний, при усло­вии, что они веру­ют в Еди­но­го Бога — т.е. иуде­я­ми и хри­сти­а­на­ми. (Толь­ко непо­нят­но, как в таком слу­чае осу­ществ­ля­ет­ся сле­ду­ю­щий пункт.)
  2. Живот­ное долж­но быть в созна­нии, чув­ство­вать боль. Оглу­ше­ние перед забо­ем не допускается.
  3. При заби­ва­нии живот­но­го про­из­но­сит­ся молит­ва “Бисмил­лях, Алла­ху акбар” («С име­нем Алла­ха, Аллах велик!»).
  4. Одно­вре­мен­но у живот­но­го пере­ре­за­ет­ся гор­ло и спус­ка­ет­ся основ­ная часть крови.

Магазины с халяльной едой

Впер­вые закон­но халяль­ная пища появи­лась в сто­ли­це нашей Роди­ны в 80‑х годах про­шло­го века в киос­ке при Собор­ной мече­ти. Сего­дня же откры­ва­ют­ся всё новые тор­го­вые точ­ки с халяль­ной про­дук­ци­ей в каж­дом рай­оне Моск­вы. Халяль­ное мясо весь­ма попу­ляр­но сре­ди потре­би­те­лей, т.к. счи­та­ет­ся одним из наи­бо­лее без­опас­ных про­дук­тов. Изна­чаль­но пред­по­ла­га­ет­ся, что живот­ное долж­но быть выра­ще­но на эко­ло­ги­че­ски чистом кор­ме без при­ме­не­ния гор­мо­нов и др. вред­ных добавок.

Мы можем встре­тить помет­ку “халяль” и на кон­ди­тер­ских изде­ли­ях. В дан­ном слу­чае она озна­ча­ет, что при при­го­тов­ле­нии не исполь­зо­вал­ся сви­ной жир.

Надо ска­зать, что халяль­ная еда сто­ит доро­же обыч­ной. С этим свя­за­ны слу­чаи под­де­лок халяль-про­дук­тов, когда, напри­мер, в т.н. халяль­ных пель­ме­нях была най­де­на сви­ни­на. Поэто­му теперь, что­бы на про­дук­те была помет­ка “халяль”, необ­хо­ди­мо полу­чить спе­ци­аль­ный сертификат.

В Польше запрещено убивать скот халяльным путём

С 2013 года Пра­ви­тель­ство Поль­ши запре­ти­ло риту­аль­ный забой ско­та — мусуль­ман­ский халяль и иудей­ский каш­рут. Это вызва­ло недо­воль­ство тех стран, кото­рым Поль­ша постав­ля­ла мясо, соот­вет­ству­ю­щее риту­аль­ным пра­ви­лам забоя для иуде­ев и мусуль­ман, а так­же еврей­ских и мусуль­ман­ских орга­ни­за­ций внут­ри самой страны.

Обос­но­ва­ние запре­та — про­ти­во­ре­чие тако­го спо­со­ба умерщ­вле­ния живот­ных кон­сти­ту­ции Поль­ши. Риту­аль­ный забой ско­та без оглу­ше­ния живот­ных счи­та­ет­ся жесто­ким, защит­ни­ки прав живот­ных кате­го­ри­че­ски про­тив это­го. Заме­тим, что для стан­дар­тов халяль и каш­рут живот­ное, как было ска­за­но выше, при забое долж­но быть в созна­нии и чув­ство­вать боль.

Поль­ша до 2013 года — один из круп­ней­ших стран-экс­пор­те­ров халяль­но­го и кошер­но­го мяса. Запрет про­из­вод­ства такой про­дук­ции пред­ве­щал мил­ли­о­ны дол­ла­ров убыт­ка для этой евро­пей­ской стра­ны. Одна­ко этот факт не заста­вил Поль­шу изме­нить взгля­ды и отме­нить дан­ное поста­нов­ле­ние Кон­сти­ту­ци­он­но­го Суда.

Фре­де­рик Фред, гла­ва одно­го из фран­цуз­ских обществ защи­ты живот­ных, рас­ска­зал в одном из интер­вью о про­цес­се риту­аль­но­го забоя ско­та: «Это свя­за­но с бОль­шим стра­да­ни­ем. Я регу­ляр­но бываю на бой­нях и могу ска­зать, что, когда видишь быка, кото­ро­му пере­ре­за­ют гор­ло, ста­но­вишь­ся сви­де­те­лем аго­нии живот­но­го. Шоки­ру­ет в первую оче­редь не сам акт пере­ре­за­ния гор­ла, но аго­ния живот­но­го в резуль­та­те это­го, кото­рая может длить­ся до 14 минут».

Можно ли употреблять в пищу “халяль” православным христианам?

Теперь, когда у нас есть доста­точ­но инфор­ма­ции о халяль­ной пище, пере­хо­дим к отве­ту на глав­ный вопрос: мож­но есть халяль пра­во­слав­ным или нет? Для это­го сна­ча­ла раз­бе­рём­ся, явля­ет­ся ли халяль­ная еда идо­ло­жерт­вен­ной?

Мусуль­мане при­но­сят в жерт­ву живот­ных в опре­де­лён­ное для это­го вре­мя, читая ряд молитв и выпол­няя риту­аль­ные дей­ствия. При про­из­вод­стве халяль­но­го мяса этих дей­ствий не совер­ша­ет­ся, как и не про­из­но­сят­ся те молит­вы, кото­рые совер­ша­ют­ся при жерт­во­при­но­ше­нии. Напри­мер, при жерт­во­при­но­ше­нии нуж­но, что­бы живот­ное лежа­ло на левом боку и направ­ле­ние его голо­вы тоже опре­де­ле­но. Для про­из­вод­ства раз­ре­шен­но­го мусуль­ма­нам мяса это­го не требуется.

Таким обра­зом, халяль­ное мясо идо­ло­жерт­вен­ным не счи­та­ет­ся в биб­лей­ском пони­ма­нии (в отли­чие от риту­аль­но заби­то­го бара­на на празд­ни­ке Курбан-байрам).

И всё же, необ­хо­ди­мо обра­тить вни­ма­ние на то, что и при закла­нии живот­но­го для жерт­вы, и при про­из­вод­стве мяса “халяль” во вре­мя пере­ре­за­ния гор­ла живот­но­му про­из­но­сят­ся одни и те же сло­ва: “Бисмил­лях, Алла­ху акбар” («С име­нем Алла­ха, Аллах велик!»).

Вряд ли рели­ги­оз­ные чув­ства пра­во­слав­но­го хри­сти­а­ни­на оста­нут­ся спо­кой­ны­ми при упо­треб­ле­нии таких про­дук­тов. Одна­ко как быть в тех слу­ча­ях, если пра­во­слав­ный в гостях у мусуль­ма­ни­на? Не будет ли про­яв­ле­ни­ем нелюб­ви к ближ­не­му отказ от тра­пезы в подоб­ной ситуации?

Быва­ет, что пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин живёт в стране, где невоз­мож­но купить дру­гие про­дук­ты, кро­ме халяль­ных. Как быть?

Ори­ен­ти­ром слу­жат сло­ва из 1‑го Посла­ния Апо­сто­ла Пав­ла к корин­фя­нам, 10:25–33.

Поэто­му можем дать сле­ду­ю­щую реко­мен­да­цию: пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин может вку­шать халяль­ную еду толь­ко, если нет воз­мож­но­сти купить дру­гую пищу (или пра­во­слав­ный в гостях у мусуль­ман), и еда не куп­ле­на в мече­ти (име­ет­ся в виду, что сам пра­во­слав­ный не дол­жен поку­пать еду в мечети).

И, конеч­но же, пища вку­ша­ет­ся толь­ко после молит­вы и крест­но­го зна­ме­ния (что при­ня­то для любой пищи).

В подоб­ных слу­ча­ях не сто­ит сму­щать­ся и боять­ся вку­шать дан­ную еду. Если же есть воз­мож­ность купить обыч­ный про­дукт без над­пи­си “халяль”, пра­во­слав­но­му хри­сти­а­ни­ну сле­ду­ет пред­по­честь его.

Источник

Есть ли в православии пищевые запреты

Христианство, пожалуй, из всех мировых религий самая отдаленная от материального мира и регламентации бытовой жизни. Многие вещи, которые нельзя мусульманам, евреям или индуистам, христианам можно. Однако часто можно услышать, что на самом деле христианам нельзя есть те или иные виды пищи. Разбираемся, что по этому поводу сказано в православном вероучении.

Еда в Евангелие

В целом, христианская религия почти никак не регламентирует пищевое поведение верующего. В нескольких местах Писания мы встречаем указания на то, что Христу абсолютно неважно, что человек ест, ему важна лишь духовная и моральная сторона человека, его мысли, слова и поступки. Господь создал этот мир и всех его существ одинаково прекрасными, поэтому нет никаких «чистых» и «нечистых» видов. В Деяниях святых апостолов мы встречаем вот такой фрагмент, в котором Господь прямо говорит Петру, что тот может угоститься любым животным, при этом указывая, что еврейский закон ему больше соблюдать не стоит:

Читайте также:  Можно ли есть перед сдачей крови пцр

«Я посмотрел в него и, рассматривая, увидел четвероногих земных, зверей, пресмыкающихся и птиц небесных. И услышал я голос, говорящий мне: встань, Петр, заколи и ешь. Я же сказал: нет, Господи, ничего скверного или нечистого никогда не входило в уста мои. И отвечал мне голос вторично с неба: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым».(Деян 10:12-15)

Но самым главным фрагментом считаются слова Спасителя: не входящее во уста сквернит человека, но исходящее (Матф. 15, 11). По сути это значит, Богу вообще не имеет никакого значения что человек ест.

В Евангелие есть только один прямой запрет — на пищу, принесенную в жертву языческому божеству. Поедание жертвенной пищи считается тяжелым преступлением, и карается отлучением от церкви до семи лет. Но этот запрет скорее духовный, чем плотский. Ритуальная пища «нечистая» не из-за ее природных свойств, а из-за того метафизического смысла, в который в нее вложен.

При этом некоторые источники говорят, что согласно этому положению, христианин может есть даже мясо исламского жертвоприношения — ведь мусульмане не являются язычниками. Православные священники делать так не рекомендуют, но в целом современная РПЦ разрешает верующему есть все, что не смущает его веру. Поэтому если христианин покупает халяльную колбасу из соображений ее качества, то в этом нет никакого греха.

Решение Собора или Ветхий Завет

Однако на разных этапах развития православия периодически возникали локальные традиции на отказ от той или иной пищи. Как известно, первые христиане соблюдали законы поведения еврейской религии: делали детям обрезание, соблюдали кашрут, посвящали Богу субботу.

Но когда в христианскую общину начали приходить неевреи, лидерам новой религии пришлось решать, насколько применимы к ним еврейские законы, которые для представителя другого народа очень сложны и непонятны. Именно вопрос о том, какие иудейские законы перешли в христианство, а какие нет, были главной темой обсуждения на первом Соборе христианской церкви — Иерусалимском, который прошел в 49 году.

Было решено, что христиане не обязаны соблюдать почти все еврейские законы, в том числе им можно есть свинину, морепродукты, и далее по списку. Поэтому любые утверждения, которые сегодня можно встретить в Интернете, о том, что настоящий христианин свинину есть не должен — не просто ложь, а отрицание авторитета Святой Соборной апостольской Церкви, которой принадлежит последнее слово в решении таких противоречий вероучения.

Тем Собором был оставлен лишь запрет на удавленину — задушенное животное, мертвечину — животное, умершего своей смертью, и звероядину — животное, убитого хищником. Еще христианину было запрещено есть кровь. Кстати, этот запрет христиане нарушают чаще всего — здесь можно вспомнить и польские, белорусские и испанские кровяные колбасы и финские кровяные блинчики.

Кто спорит с апостолами

Евангелие не содержит пищевых запретов — зато их очень много в Ветхом Завете, который считается таким же каноническим и священным текстом. Любой верующий, читающий священную книгу, обращает на это внимание. Решение Собора считается прояснением высшей инстанции, тем более, что в нем участвовали апостолы. Поэтому уже через 16 лет после возникновения христианства этот вопрос был окончательно решен.

Тем не менее, в христианстве не раз возникали идеи о более строгом регламентировании питания в стиле ветхозаветных правил. И в древности, и в Средневековье, многие религиозные авторитеты соблюдали разные постоянные посты, и тем самым подавали пример верующим. Наиболее религиозные люди часто отказывались от мяса, молочных продуктов и переходили на, говоря современным языком, веганскую диету. Но если верующий хотел совершить лишь небольшой подвиг веры в вопросах потребления, он первым делом отказывался от той пищи, что запрещена Ветхим Заветом. По умолчанию она считалась «более нечистой», чем остальная. Получалось, что в неявной, рекомендательной форме кашрут книги Левита присутствовал в народном христианстве.

Эту традицию сложно изучить в том виде, в каком она существовала в православии до реформы Никона, но мы в явной форме обнаруживаем ее формы у старообрядцев. Не все, но очень многие из них живут диетой, очень близкой к иудейскому кашруту: едят только парнокопытных животных и чешуйчатых рыб, никаких кроликов или раков.

Источник

Разрешает ли православие есть халяльную и кошерную пищу

Христианство в целом не предъявляет никаких требований к пищевому поведению своих приверженцев. В писании даже можно встретить указания на то, что значение имеют только духовная и моральная сторона, поступки и действия человека не имеют абсолютно никакого значения. Бог создал всех существ в этом мире одинаково прекрасными. Не существует чистых и нечистых животных. Это прослеживается даже в деяниях апостолов. В писании есть фрагмент, в котором Господь говорит Петру, что ему можно больше не соблюдать еврейских законов, и теперь он может есть любое мясо. Однако есть в Евангелие и свои запреты. К примеру, нельзя употреблять в пищу мясо, которое было принесено в жертву. Употребление такой пищи является преступлением. Но это скорее духовный, а не плотский запрет.

Можно ли православным есть угря

Ритуальная пища считается грязной не из-за своих вкусовых и природных качеств, а из-за вкладываемого в нее метафизического смысла. В связи с этим возникает вполне резонный вопрос: может ли христианин употреблять в пищу мясо исламского жертвоприношения, или, к примеру, кошерную пищу. Попробуем разобраться в этом вопросе.

Есть ли какие-то правила?

В целом современная русская православная церковь разрешает употреблять в пищу все, что не противоречит вере. Если христианин купит халяльную колбасу, потому что считает ее качественным продуктом, никакого греха в этом не будет. Однако на различных этапах становления православия, как религии, возникали различные локальные пищевые традиции. Христиане из различных регионов предпочитали отказываться от тех или иных продуктов. Как известно, первые христиане соблюдали законы еврейской религии: они тоже посвящали субботу Богу и соблюдали кашрут. Однако когда к общине начали присоединяться новые члены, лидерам пришлось решать, применимы ли далее еврейские законы, которые мало понятны представителям других народов. В 49 году прошел Иерусалимский Собор христианской церкви, но котором обсуждался вопрос о том, стоит ли переносить иудейские идеи в христианство.

Читайте также:  Вода сасси можно ли есть

Правильное питание для христиан

Можно ли православным есть угря

На Иерусалимском соборе было принято решение о том, что христиане не обязаны соблюдать европейские законы. Они могут употреблять в пищу морепродукты и свинину. Поэтому мнение о том, что настоящий христианин не должен есть свинину, является прямым отрицанием авторитета церкви. Запреты на употребление мяса касаются только следующих случаев: если животное умерло своей смертью или если оно было убито другим хищником. Также христианам запрещено пить кровь. Однако и этот запрет часто нарушается. Так, к примеру, в польской, испанской и белорусской кухне есть такое популярное блюдо, как кровяная колбаса, а финны готовят кровяные блинчики.

Почему возникают споры?

В Евангелие на самом деле нет никаких запретов, связанных с пищевым поведением верующих. Зато в Ветхом Завете их, наоборот, очень много. На это обратит внимание любой верующий, который начнет читать эту священную книгу. Однако решение Собора считается более важным. Но, несмотря на это, частенько встречаются идеи о строгой регламентации пищевого поведения в духе ветхозаветных правил. Многие религиозные авторитеты в Средние века соблюдали посты, подавая тем самым пример верующим. Некоторые даже переходили на веганскую диету, отказываясь от употребления в пищу молочных продуктов и мяса. Большинство из таких верующих в первую очередь отказывались от пищи, запрещенной Ветхим Заветом. Эта традиция хорошо прослеживается у старообрядцев. Они соблюдают диету, максимально приближенную к иудейской, употребляют в пищу только парнокопытных животных и чешуйчатых рыб.

Халяльная и кошерная пища

Многие из вас наверняка слышали о таких понятиях, как халяль и кошер, но не задумывались о том, что они собой представляют. Под этими терминами скрывается пища, которая разрешена для употребления в иудаизме или исламе. Рассмотрим более подробно, что собой представляют эти диеты.

Халяль

Можно ли православным есть угря

В переводе с арабского языка al-halal означает «разрешенное». Это понятие у мусульман в основном относится к мясу. Согласно исламу, в пищу нельзя употреблять мясо свинины, мясо с кровью, а также мясо животных, задушенных или умерших своей смертью. Также не разрешается включать в ежедневный рацион мясо наземных хищников, таких как тигр или волк. Запрещено есть мясо с некоторых частей тел животных: гениталии, желчный пузырь и эндокринные железы.

Кошерная пища

Можно ли православным есть угря

Кошер – это еда в иудаизме, которая соответствует системе ритуальных правил и заповедям Торы. Согласно им, в пищу можно употреблять мясо травоядных животных, которые являются парнокопытными: овец, коз, коров. Нельзя включать в пищу мясо верблюда, зайца и свиньи. Что касается птицы, то иудеям можно кушать мясо уток, кур, индеек, гусей и голубей. При этом забой птиц и скота должен производиться по особым правилам. Мясо должно быть обескровленным, поскольку, согласно иудейским традициям, кровь запрещено употреблять в пищу.

Есть свои требования у иудеев и к рыбе. Она считается кошерной, если у нее есть плавники и чешуя. Некоторые виды рыб, например, акула, угорь, осетр, сом, не относятся к кошерным. Любые моллюски и ракообразные тоже не пригодны для употребления в пищу, поскольку у них отсутствуют плавники и чешуя. Нельзя также кушать пресмыкающихся, земноводных и насекомых. Они, согласно Торе, считаются нечистью.

Где найти подходящие продукты и что думают священнослужители о такой пище

Можно ли православным есть угря

В современных магазинах сегодня можно встретить в продаже продукты с пометками «халяль» или «кошер». Купить их можно также и в специализированных торговых точках. Многим православным верующим интересно, что собой представляет такая еда, и можно ли ее им попробовать. У служителей церкви мнение относительно употребления таких продуктов христианами можно встретить очень разные. Например, иерей Иоанн Севастьянов считает, что поскольку при приготовлении кошерной и халяльной пищи использовались иудейские и исламские ритуалы, враждебные к христианству, истинный христианин не должен употреблять ее. Эти продукты могут считаться для христианина идоложертвенными, а на это в православной церкви действует прямой запрет. Однако если христианин не знает, что над продуктами были совершены какие-то обряды и ритуалы, то он не вкладывает в их употребление какого-то смысла, тогда такая еда вполне допустима. Православие даже говорит: все, продаваемое на торгу, ешьте!

Можно ли православным есть угря

Иермонах Иов говорит, что все предписания о кошерной еде основаны на ветхозаветных обрядах. Новый завет отменил их, поэтому подобных требований к пище в христианской религии не существует. Христианам запрещается кушать только удавленину и кровь. Протодиакон Дмитрий Цыплаков придерживается несколько иных взглядов. По его мнению, халяль и кошер не являются идоложертвенными, поэтому никакого запрета на вкушение подобной пищи нет. Но есть другая опасность. Считается, что халяльные и кошерные продукты более качественные, чем обычные. Это может навести верующих людей на мысль о том, что другая религия лучше, чем христианство.

Можно ли православным есть угря

Заключение

В целом большинство священников считает, что православный христианин может вкушать кошерную и халяльную еду только в том случае, если нет возможности приобрести другие продукты. Также не стоит покупать подобные ингредиенты в синагоге или мечети.

На самом деле, придерживаться церковного питания или нет, это уже дело сугубо индивидуально для каждого. Самое главное в любой ситуации — оставаться человеком и жить по Божьим правилам.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Источник