Можно ли православным есть собак
О христианском отношении к собаке
Начнем с истории: каково было отношение к «четвероногому другу» в античную эпоху?
Греки собак любили и окружали заботой. Достаточно почитать Гомера. Римляне одевали на боевых собак даже броню.
Но вот у народов, чтивших Библию как священную Книгу, отношение было прямо противоположным. В Ветхом Завете из тридцати упоминаний собаки, лишь в двух случаях оно не имеет негативного смысла. Ненависть древних иудеев к своим неприятелям-египтянам и римлянам, разводившим и почитавшим собак и применявшим их в бою, была перенесена, вероятно, и на животных. По закону Моисея, эти животные считались нечистыми. Для еврея сравнить кого-либо с псом — верх оскорбления. Даже деньги, вырученные от продажи собаки, равнозначно плате блудницы, нельзя было вносить в Скинию — «в дом Господа Бога твоего ни по какому обету, ибо то и другое есть мерзость пред Господом Богом твоим» (Втор. 23: 18). Но коль собаку продавали, значит, при себе ее все-таки держали.
Скотоводу овчарка совершенно необходима, иначе стадо не уберечь. А у древних евреев скотоводческий труд — фактически основной. И, тем не менее, это не влияло на их отношение к четвероногим «караульщикам»: «ныне смеются надо мной младшие меня летами, те, которых отцов я не согласился бы поместить с псами стад моих» (Иов 30: 1). Но в качестве домашних животных собаки, согласно Библии, появляются поздно, причем с той же охранной функцией: когда Товия начинал держать путь к Рагуилу, его сопровождал Ангел «и собака юноши с ними» (Тов.5: 17). Знаменательно звучит восклицание Авенира: «разве я — собачья голова?» (II Царств. 3: 8). Смысл его почти идентичен афоризму Соломона: «псу живому лучше, нежели мертвому льву» (Еккл. 9: 14). Тут настолько сказано ясно, что всякие комментарии излишни.
Ко времени земной жизни Иисуса Христа четвероногих сторожей нередко стали держать при домах, о чем свидетельствует ответ хананеянки на отказ ей Спасителя в помощи: «Господи! Но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их» (Мф. 15: 27). И в христианстве собака не становится львом. Апостол Павел предупреждает: «Берегитесь псов!» (Филипп. 3: 2), имея в виду лжеучителей. Ап. Петр выражается еще крепче, когда обличает грешников старой пословицей: «пес возвращается на свою блевотину» (II Петр. 2: 22).
Христиане первой половины V века считали, что предводитель гуннов Аттила родился в результате «преступной связи девушки с собакой»[1] — настолько он был ненавидим.
Назиданием на все времена звучат слова Спасителя: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф.7: 6). Речь здесь, конечно, о людях: о невозможности проповеди Евангелия перед гордыми, нераскаянными, ожесточенными, ибо такая проповедь была бы искушением Господа Бога нашего.
В словах Спасителя заключено также понятие об иерархии человека и животных. Эту мысль он проводит неоднократно, а при исцелении сухорукого фарисеям говорит прямо: «кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы!» (Мф. 12: 11, 12). Говорит и ученикам: «сколько же вы лучше птиц?» (Лк. 12: 24).
Поэтому, когда речь заходит об уничижительном отношении к собакам, то воспринимать его за злое — напрасно. Было бы нелепо, если б всеблагой Творец ненавидел свое ничем не провинившееся создание. Библия указывает нам исключительно на иерархию, нарушение которой и «есть мерзость перед Господом Богом твоим». Человек психически и духовно здоровый, естественно, любит создания, сотворенные Богом. Поэтому смерть домашних животных вызывает у людей печаль. Однако она бывает подчас явно чрезмерной. В таких случаях есть основание задуматься о правильности нашей духовной жизни. Господь заповедал нам прежде всего любить своего Небесного Родителя: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» (Мф.22:37). С этой заповедью тесно связана вторая «подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (22:39). Если человек научится это соблюдать, то любовь к животным в его душе займет свое иерархически подобающее место.
Вопрос классификации на «чистых и нечистых» животных в Православии пересмотрен. Св. Патриарх Фотий писал: «Многое по природе очень хорошо, но для пользующихся становится большим злом, не из-за собственной природы, но из-за порочности пользующихся… Чистое стало отделяться от нечистого не с начала мироздания, но получило это различие из-за некоторых обстоятельств. Ибо поскольку египтяне, у которых израильское племя было в услужении, многим животным воздавали божеские почести и дурно пользовались ими, которые были весьма хороши, Моисей, чтобы и народ израильский не был увлечен к этому скверному употреблению и не приписал бессловесным божеское почитание, в законодательстве справедливо назвал их нечистыми — не потому, что нечистота была присуща им от создания, ни в коем случае, или нечистое было в их природе, но поскольку египетское племя пользовалось ими не чисто, но весьма скверно и нечестиво. А если что-то из обожествляемого египтянами Моисей отнес к чину чистых, как быка и козла, то этим он не сделал ничего несогласного с настоящим рассуждением или с собственными целями. Назвав что-то из боготворимого ими мерзостью, а другое предав закланию, и кровопролитию, и убийству, он равным образом оградил израильтян от служения им и возникающего отсюда вреда — ведь ни мерзкое, ни забиваемое и подлежащее закланию не могло считаться богом у тех, кто так к нему относился».[2]
Библейское понимание иерархического места собаки было свойственно и нашим предкам. А ведь обилие лесов на Руси, казалось бы, повышало роль четвероногого помощника куда значительней, нежели в древней Палестине. Если там «собачье дело» ограничивалось пастушьей и караульно-сторожевой функциями, то на русской земле, помимо охраны, оно включало в себя любительскую и промысловую охоту (домашних животных избегали резать в пищу, потребляли преимущественно дичь), а на Крайнем Севере к охоте прибавлялось тягло. И все-таки даже холодный климат бессилен был разжалобить русича-христианина: в самые лютые морозы собака не смела ступить дальше сеней; поселение ее в жилом помещении — примета размытого религиозного сознания, плодом которого является выведение декоративных пород собак.
Сегодня можно слышать: «Живя в городе, мы не можем держать свою собаку где-то вне квартиры, хотя в деревнях обычно их, как и раньше, держат в конуре во дворе. Вот, видимо, из таких чисто практических и традиционных соображений и появилось мнение, что собаку нельзя держать в доме. Нет и не может быть запретов на это».
Запретов нет на многое в нашей жизни, чего всякий порядочный человек себе не позволит, но с «перестройки» стали твердить: «Что не запрещено, то разрешено». Вот так, разрешая что не запрещено, мы уже третий раз после Гражданской войны затопили Россию волной детской беспризорности. Если есть необходимость держать собаку в городской квартире, то разумно же отвести ей место в прихожей, однако она почему-то лежит на диване или ласкается к хозяевам прямо в постели. Сколько раз приходилось слышать признания, что собака стала еще одним «членом семьи». Нет, расхожую поговорку «собака — друг человека» христианину следует понимать не буквально, а условно, помня о Библейских ценностях. Животные ведь не имеют образа Божия. Из земных творений только человек создан по образу Божию. Одним из свойств этого образа является бессмертие души. Но души у животных смертны, как учил Палама. Да и св. Василий Великий предупреждал: «Убегай бредней угрюмых философов, которые не стыдятся почитать свою душу и душу пса однородными между собою».[3] Всю пошлость очеловечивания четвероногого «друга» ярко показал М. А. Булгаков в некогда запрещенной повести «Собачье сердце».
Вполне возможно, что вошедшее в русский язык слово «собака», употребляющееся как ругательство, имеет татарское происхождение, но не это объясняет его уничижительный оттенок, как думают некоторые. Татарского происхождения и «халат», и «сарай», и «башмак», и еще много других бытовых слов, однако никто ведь их не употребляет с уничижительным оттенком. А вот матерная брань это «песья брань», язык псов, их речевое поведение. В качестве бранного, в славянских языках существует выражение «песья вера», относящееся к иноверцам.
Внимание к животным, забота о них не должны отвлекать нравственное сознание от внимания непосредственно к самому человеку. Иногда кто-нибудь из нас раздражается на людей, наносит им оскорбления, а свою собаку всегда ласкает. Это говорит лишь о бесспорной ущербности духовно-нравственной жизни. «Вникни, возлюбленный, в умную сущность души; и вникни не слегка. Бессмертная душа есть драгоценный некий сосуд. Смотри, как велики небо и земля, и не о них благоволил Бог, а только о тебе. Воззри на свое достоинство и благородство, потому что не Ангелов послал, но сам Господь пришел ходатаем за тебя, чтобы воззвать погибшего, изъязвленного, возвратить тебе первоначальный образ чистого Адама».[4]
Когда снова сказывалось на Руси язычество, тогда заявлял о себе и «народный оккультизм». Так на Святки девушки загадывали: «Гавкни, гавкни, собаченька, где мой суженый!». А сколько самых невероятных примет связывали люди со своими дворовыми сторожами, начиная от их воя и кончая походкой! Та же матерщина широко была представлена в разного рода обрядах явно языческого происхождения — свадебных, земледельческих, т.е. в обрядах, связанных с плодородием. Мат являлся необходимым компонентом данных обрядов и носил, безусловно, ритуальный характер.
Поучителен случай со старцем Паисием Святогорцем. Однажды его спросили:
— Отец, помешают ли радости этой жизни и привязанность к ним нашей души тому, чтобы преуспевать по-христиански?
— Нет, если сумеешь иерархически правильно относиться к вещам. Например, детей своих будешь любить как детей, жену свою как жену, родителей своих как родителей, друзей своих как друзей, святых — как святых, Ангелов — как Ангелов, Бога — как Бога. Нужно каждому воздавать честь и уважение, которые ему надлежат, — ответил старец.[5]
Сегодня раздаются голоса: «»дискриминация» собак православными христианами не имеет под собой основания».[6] Правильно, «дискриминация» — не имеет, но иерархическое сознание должно православных христиан не покидать. Иначе надо примириться с такими случаями, подобными тому, что произошел в Великобритании, когда в роли подружки невесты на свадьбе выступила собака.[7] Как соглашаться с присвоением собакам человеческих имен, а людям — собачьих кличек? Писать о чем уже стало банальностью, но все же необходимо напомнить, что подобное есть ни что иное, как святотатство. Имена ведь берутся из святцев. А это — поругание Христа в человеке и оскорбление Царя Небесного на Престоле, плевок в святых — друзей Сына Человеческого. Чем тогда надеемся на Суде оправдаться?
Здесь поневоле хочется привести крылатую фразу М. Скотта: «Не смотрите на своих собак как на людей, иначе они станут смотреть на вас как на собак».
Несмотря на символику, иерархическое сознание и поставило под запрет изображения св. мученика Христофора с собачьей головой. С «песьеголовостью» у славян-язычников, например, по данным письменных источников, связаны религиозно-магические комплексы — поедание женских грудей, кормление щенков женщинами, ритуальное убийство младенцев.
Хотя в раннехристианские времена собака была символом верности церковным вероучениям и бдительности по отношению к ересям (изображения собаки часты у подножия могильных памятников, на что обращал внимание А. С. Уваров, считавший данные изображения символом самого христианина[8]).
Тем не менее, то, что было позволительно на заре христианства, не дает разрешения на его применение сегодня.
Мы должны уяснить одну простую истину: без иерархически верного понимания мира нет спасения человеку.
И отношение к собаке — одно из звеньев этого понимания.
[1] Жельвис В.И. Человек и собака (Восприятие собаки в разных этнокультурных традициях) // Советская этнография. 1984. № 3. С. 136.
[2] Цит. по: Моисеев Дмитрий, свящ. Мешает ли собака благодати? // Библиотека форума «Православная беседа».
[3] Василий Великий, св. Беседы на Шестоднев Беседа 8. О птицах.
[4] Макарий Великий, преп. Духовные беседы. Беседа 26.1.
[5] Паисий Святогорец, старец. О семье христианской. М.: Благовест, 2001. С. 57.
[6] Моисеев Дмитрий, свящ. Мешает ли собака благодати? // Библиотека форума «Православная беседа».
[7] Как сообщалось в прессе, «изначально священник категорически отверг такое предложение, но потом после продолжительных уговоров все же согласился. Невеста Соня Уайлд говорит, что священник выглядел довольно забавно, когда она впервые обратилась к нему с этой необычной просьбой. Он сказал, что это первый подобный случай за 26 лет, в течение которых он соединяет людей узами брака». Добавим, что собака по кличке Люси присутствовала на церемонии в красивом платье. О том, кто был другом жениха, газеты промолчали. — https://www.rusk.ru/newsdata.php?idar=715450
[8] Уваров А.С. Христианская символика. Символика древнехристианского периода. М., 1908. Репринт: М.: Православный Свято-Тихоновский Институт, 2001. С. 187.
Источник
есть собак — это грех?
sigoid diogis Гуру (4973) 8 лет назад
вообще человек может питаться одними овощами и быть здоровым и сильным. Так что есть собак это извращение вкуса. Такое же как и есть любое другое мясо. Но есть конечно разные ситуации, я не призываю принимать моё мнение как однозначное. Кто-то ест котов чтобы выжить, или просто нет другого выхода. Всякое бывает.
Про_хвостИскусственный Интеллект (283869) 8 лет назад
Вообще то нет. не может. Полностью овощная диета приводит к необратимой атрофии некоторых органов и систем, например зрительного и слухового нервов, что то в мозгу итд Чем то напоминает не полную но запущенную анорексию . Развивается что то около года-двух.
Официально описаны случаи такого заболевания среди фанатов чистого вегетарианства.
В том или ином виде, хоть изредка, но животных белок и что то еще необходимо, Либо потребуются уж очень хитрая диета. Да и то сомнительно. Хотя и писали, что есть что то очень близкое животному белку, но разница все равно есть.
Так что нужно, если не мясо. так рыбу, птицу. яйца, молоко. что угодно. хоть червей иногда. Но без этого за не пару лет человек становится инвалидом.
Мы звери всеядные. Пусть и не столько мяса как бывает хочется. но иногда нужно. Большинство поклонников чистого вегетарианства все равно так или иначе получают животный белок или суррогаты. а кто особо строг во всем. увы. страдают.
Про_хвост Искусственный Интеллект (283869) 8 лет назад
Не в курсе. но насколько помню. для христиан все пищевые запреты изложенные в Ветхом завете. в Новом отменены, им и свинину есть можно ( сало сало блин. сала хочу) . а свинья едва не самым грязным животным почиталась. Так что есть собак (тоже грязное животное) вряд ли грех. Знаю что зэки их едет. в том числе и сильно верующие. И бомжи едят и не только, это не говоря о китайцах и корейцах. Да и вы наверно хоть раз. да скушали кусочек. если где пирожок. чебурек итп какой покупали, вполне могли и с собачатиной получить. Дело то не редкое. Слышал даже у тех зэков поверье есть. что собачье мясо помогает от туберкулеза.
В общем вряд ли это грех, так или иначе пищевых запретов для христиан нет. так же как и обрезание им делать не нужно. Если хотите. можете и собак кушать. Я бы конечно специально не стал. но и плеваться узнав что съел случайно. не буду. Впрочем.. . если кто то вдруг станет угощать и сам есть, могу и зная что это собака к трапезе присоединиться. Лишь бы не больная.
Вот. Ну а друг. . у меня кошки друзья, их есть не стану. тем более в них и мяса то… А еще я зайцев ( не кроликов) не горю желанием есть. В детстве зайчонок дома жил.
Собак тоже держал и любил, но вот почему то настолько не проникся. Да для меня и . скажем. человечина не большое табу. есть не ел ( ну свое мясо чуть чуть сырьем из разбитых губ не в счет) . но вот кровь пробовал. И сырую и консервированную (для переливания) .
Так что.. . Вряд ли меня стоит спрашивать что можно есть. а что нет… хотя может меня и нужно. что бы не отравиться.
Рцы_Рок_Шокер Мастер (1034) 8 лет назад
Можно трахнуть медведя суровой зимой,
Когда мишка в берлоге храпит под сосной.
Hе советую этого делать весной,
Hу а ежика вовсе не пробуй, друг мой.
Можно трахнуть коня, можно трахнуть осла,
Пони жалко (уж больно лошадка мала) ,
Жеребца ломового (тут сила нужна) ,
Только с ежика, брат, не возьмешь нихрена.
Можно трахнуть быка (с высоты сундука) ,
И лису, если верить словам знатока,
Кое-кто говорит, можно трахнуть жука,
Только ежика, братцы, не трахнешь никак.
Энтомолог сказал — можно трахнуть осу,
Герпетолог сказал и змею (на весу) ,
Можно трахнуть любую зверюшку в лесу,
Только ежика — нет, заруби на носу.
Можно трахнуть слона (тут стремянка нужна
И матрас, для того, чтоб, упав со слона,
Уцелела спина — высота не страшна! )
Только ежика трахнуть нельзя нихрена.
Можно трахнуть кота — это просто мечта!
Можно кролика трахнуть, из шляпы достав,
Можно трахнуть дельфина и даже кита,
Только с ежиком выйдет одна х*ета.
Если ты так удал, поезжай-ка в Hепал,
Трахни Йети, что водится в Кхумбу-Гимал,
Я охотно признаю, что ты экстремал,
Лишь бы ежика, парень, ты трахать не стал.
Если чем-то тебе приглянулся удав,
Я наврядли скажу, что ты круто неправ.
Можно трахнуть жирафа, забравшись на стол,
Только с ежиком выйдет, буквально, прокол.
Можешь трахать макак (не скажу тебе как) ,
Индюков и коров, поросят и собак,
Утконоса, но если ты — редкий дурак,
Только ежика трахнет лишь круглый дурак.
Можно ежика стукнуть, а можно и пнуть,
Можно тросточкой ежика в пузико ткнуть,
Можно в ежика из револьвера шмальнуть,
А о том, чтобы трахнуть, и думать забудь.
И в конце трудового тяжелого дня,
Трахнув тигра, летучую мышь и слепня,
Ты воскликнешь устало: «Hу что за фигня!
Этот долбаный ежик затрахал меня! «
Источник: сет ь
Источник
О христианском отношении к собаке…
Изображение из открытых источников
Однажды я с одним священником был в гостях у некой женщины. Я был юношей, готовящимся поступать в Семинарию, он — маститым протоиереем. Естественно, что слова священника ловятся как глас Самого Бога. Так было и в этом случае.
Священник этот давал мудрые духовные советы хозяевам — как вдруг раздался звонок в дверь. Это пришел с прогулки сын хозяйки. На поводке у сына был очаровательный пудель.
Тут батюшка откашлялся и твердо произнес:
— А вот собаку нужно убрать из дома!
— Как?.. — опешила хозяйка. — Это же член семьи. Она с нами десять лет, мы ее безумно любим.
Отец N. посерьезнел:
— Собаке не место в доме.
— А куда мы ее денем?
— Усыпите…
…Когда батюшка вышел на минуту из комнаты, я шепнул заплаканной женщине: «Не все так страшно… Собаку убивать не надо… Я вам позвоню и все объясню».
Рассказанный случай достаточно характерен. Многие священники действительно считают, что собаке не место в доме. В лучшем случае — на улице, в будке.
Другие священники говорят, что собака, как и всякое другое животное, — Божье творение и относиться к ней как-то предвзято, брезгливо не следует.
Так как же относится к собаке Священное Писание? И как к ней относиться нам?
Начать, конечно, разумней всего с самой древности.
Нет, не с тех времен, отстоящих от нас на 10-15 тысяч лет, когда собака подошла к костру древнего человека, питалась объедками с его стола и верой и правдой служила ему, лаем предупреждая о приближении чужака, отгоняя от поселений древнего человека диких зверей.
Начнем с Библейских времен.
В Ветхом Завете собака уже считалась нечистым животным. Сегодня не установить, почему это произошло, но это факт: в Библии о собаке говорится, как о воплощении непотребства и ненасытности.
Естественно, что речь идет о бродячих собаках, а не о домашних животных.
Голодные бродячие псы сбивались в своры и нападали на людей. Жили они за городом, питались отбросами, падалью и были опасны для людей, оказавшихся без оружия и без сопровождения.
Чтобы подкрепить свои слова, приведу несколько характерных библейских упоминаний о собаках.
Так, про грешников говорили: «…воют, как псы, и ходят вокруг города» (Пс. 58, 15).
Про человека, умершего в грехах: «кто умрет у Иеровоама в городе, того съедят псы» (3 Цар. 14¸ 11)
Про злого царя иронично говорится: «Против кого вышел царь Израильский? За кем ты гоняешься? За мертвым псом?..» (1 Цар. 24, 15)
Желающий смириться человек сравнивал себя с собакой: «И поклонился, и сказал: что такое раб твой, что ты призрел натакого мертвого пса, как я?» (2 Цар. 9, 8)
Голодный, лязгающий зубами пес возвращался к своим отбросам, чтобы вновь их обнюхать. Отсюда появилась поговорка: «Как пес возвращается на блевотину свою, так глупый повторяет глупость свою» (Притч. 26, 11).
Библия говорит не только о бродячих собаках, но и о старых псах, когда-то взятых для охраны, но по старости уже просто дремлющих в тени: «Стражи их слепы все и невежды: все они немые псы, не могущие лаять, бредящие лежа, любящие спать» (Ис. 56, 10).
Слово «пес» стало нарицательным. Оно означало похотливого, необузданного и развращенного грешника: «Берегитесь псов, берегитесь злых делателей» (Флп. 3, 2), — предупреждает апостол Павел.
Итак, библейское отношение к собаке было отрицательным. Только еще раз вспомним, что речь идет преимущественно о бродячих собаках, а не о собаках-пастухах, собаках-сторожах. (Комнатных собак тогда не было.)
Но в Новом Завете древние положения о чистоте-нечистоте переосмыслены. Неоднократно мы встречаемся со словами «с неба», то есть происходящими от Самого Господа: «И отвечал мне голос вторично с неба: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым» (Деян 11, 9). Отныне нет деления на чистое — нечистое, нечист лишь грех.
Если для евреев собака и сегодня является «нечистым» животным, то в христианской древности таких свидетельств мы не найдем.
Нет таких сведений и о Древней Руси.
Лишь в Средние века на Руси появляется идея о том, что собака — существо нечистое. Среди современных историков нет единодушия о причинах возникновения этих верований. Можно предположить, что появление таких идей связано с распространением на Руси так называемой ереси жидовствующих. Эта ересь появилась в Новгороде и распространилась до Москвы в последней четверти 15-го столетия. Жидовствующие призывали возобновить многие ветхозаветные установления. То, что в Древней Руси мы не находим упоминания о собаке как существе нечистом и лишь в 15-м — 16-м веках эти идеи возобновляются, позволяет сделать предположение о том, что это пошло от ереси.
На Востоке же этого никогда не было. И сегодня во многих греческих, египетских, сирийских монастырях на солнце греются собаки. Бывает, что собака зайдет в храм, полежать в прохладе притвора, и никто ее оттуда пинками, как на Святой Руси, не гонит.
В Интернет-дискуссиях о месте собаки в человеческом обществе нередко можно встретить категоричные утверждения типа: собака должна знать свое место; существует иерархичность, по которой собака — несравненно ниже человека; обожествлять собаку нельзя и проч.
Все это справедливо! Но никто и не призывает собаку обожествлять, прославлять.
Автор убежден, что костюмы собачкам со стразами и золотыми заколками за тысячи долларов — глупая крайность. Но это не значит, что наших меньших питомцев мы можем унижать и мучить или даже просто бросить на произвол судьбы. Наша планета дана нам в общее пользование, и мы должны жить здесь все вместе, терпимо и доброжелательно.
Тем более, если мы приручили бессловесное существо. Как же не беречь доверившуюся нам жизнь…
Часто слышу: лечение животных — напрасная трата денег и времени…
Пусть рассудит нас известный пример, приведенный Христом. В Евангелии мы находим трогательный пример заботы о животном. Спаситель спрашивает: «Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? и если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти не заблудившихся» (Мф. 18, 12-13). Мы видим, как пастух тратит время, силы, рискует жизнью, чтобы найти потерявшуюся овечку. И не для того он ищет ее в горах, чтобы не «упустить пищу». Нет, овечка — это его друг. Овца кормит и выручает его семью (молоко, шерсть и проч.). Тем более, нельзя бросать ее в беде.
Не такое ли отношение мы должны иметь и к нашим домашним питомцам? Если животное страдает, болеет, как мы его бросим без поддержки, без лечения?
Благодать и милость Господа Бога Спаса нашего Иисуса Христа да прибудет со всеми Вами!
Источник