Можно ли православным быть донорами

Заповедь о любви

Фото: Кристина Кормилицына / Коммерсантъ Фото: Кристина Кормилицына / Коммерсантъ

Национальный регистр доноров костного мозга, созданный Русфондом вместе с несколькими медицинскими учреждениями страны, заинтересован в максимальной осведомленности общества о проблемах донорства. С этой целью мы решили провести ряд интервью с представителями религиозных конфессий России. Сегодня на вопросы Русфонда отвечает владыка Пантелеимон (Шатов).

— Ваше преосвященство, в Основах социальной концепции Русской православной церкви ничего не сказано о донорстве костного мозга. Верующий может подумать, что донорство костного мозга запрещено или нежелательно. Так ли это?

— Нет. Церковь благословляет желание помочь другому человеку. Конечно, это относится и к донорству костного мозга. Слава Богу, в России становится все больше доноров костного мозга, и я хотел бы поблагодарить Русфонд и другие организации, которые участвуют в этом очень важном деле — спасении жизней людей и обеспечении работы регистра доноров костного мозга.

В Основах социальной концепции не говорится о донорстве костного мозга. Но в ней говорится о пересадке органов человека. Церковь видит в этом добровольное самопожертвование донора, проявление любви и милосердия, ведь во многих случаях речь идет о спасении жизни другого человека. Такое же отношение в Церкви и к донорству костного мозга.

Важно сказать, что при проведении трансплантации органы человека не могут рассматриваться как объект купли-продажи. Насколько мне известно, этой же позиции придерживаются во всем мире при донорстве костного мозга: базовыми принципами донорства костного мозга являются добровольность и безвозмездность.

— В Ветхом Завете говорится, что «душа тела в крови», «кровь есть душа» и еще «не ешь души вместе с мясом», то есть четко сформулирован запрет на употребление крови в любом виде. Как это понимать? И как это соотносится с донорством крови и стволовых кроветворных клеток костного мозга?

— В Ветхом Завете действительно есть слова, которые предписывают иудеям не есть крови жертвенных животных, а выливать ее на землю. Это связано с тем, что кровь как символ жизни была священной для евреев. Святитель Иоанн Златоуст писал, что Бог предписывал не вкушать кровь жертвенных животных для того, чтобы остановить в людях наклонность к человекоубийству.

Важно понимать, что есть Ветхий Завет, а есть Новый Завет. С пришествием в этот мир Сына Божьего — Иисуса Христа, с установлением Нового Завета некоторые предписания Ветхого Завета утратили свою силу. В христианстве нет запрета на переливание крови. Нет такого запрета и на донорство кроветворных клеток костного мозга. Христиане — это люди, которые руководствуются заповедью о любви. Господь и Бог наш Иисус Христос сказал в Евангелии, что есть две главных заповеди: о любви к Богу и о любви к ближнему. То, что человек добровольно и безвозмездно соглашается стать донором, чтобы спасти жизнь другого человека, — это и есть проявление любви к ближнему.

— В Основах социальной концепции сказано, что «ни при каких обстоятельствах не может быть нравственно оправданна трансплантация, которая способна повлечь за собой угрозу для идентичности реципиента, затрагивая его уникальность как личности и как представителя рода». При этом, когда человек задумывается о донорстве костного мозга, он слышит такие фразы, как «совпадение генотипа», «тканевая совместимость», и другие, на первый взгляд как раз создающие угрозу уникальности человека.

— Технологии, которые ставят под сомнение уникальность личности человека, Церковь действительно не одобряет. Именно поэтому, например, Церковь выступает категорически против клонирования человека. Но если мы говорим о донорстве костного мозга, о переливании крови, то, насколько я знаю, здесь уникальность личности не затрагивается. Я не знаю случаев, чтобы при трансплантации человек утрачивал свою идентичность, какие-то свойства своей личности. Понятно, что, если человеку вводят специальные клетки, которые отвечают за процесс кроветворения, важно, чтобы эти клетки прижились в новом организме. Для этого нужно учитывать особенности одного и другого организмов. Точно так же совершенно естественно, что при переливании крови учитываются, например, группа крови и резус-фактор.

— В России нет культуры донорства, информации мало, страхов много, в итоге у трансплантологии негативный образ в обществе. Должна ли Церковь призывать человека к донорству, тем самым повысив доверие к трансплантологии?

— Христианские заповеди — это не императивы Ветхого Завета. Церковь не покушается на свободу человека. Мы призываем к донорству, но не обязываем человека в этом участвовать. Несколько лет назад два синодальных отдела выпустили совместное заявление по вопросу донорства органов. В нем содержалось обращение ко всем гражданам России с просьбой выразить добровольное согласие на посмертное изъятие органов для трансплантации. Я знаю, что многие СМИ распространили это заявление.

Христос пришел в этот мир и добровольно принес Себя в жертву ради спасения всех нас. По примеру Христа стараются жить и все христиане.

Читайте также:  Можно ли похудеть если есть на завтрак только одну кашу

От донора не требуется отдать свою жизнь. Но донор все равно жертвует: своим временем, своими силами, он безвозмездно проходит специальную процедуру, иногда донорство требует какого-то периода восстановления — и это может занять тоже какое-то время. В желании пожертвовать часть своего организма для спасения других есть истинно христианский смысл. И очень хорошо, если православные будут все чаще становиться донорами.

— Имеет ли человек право распоряжаться своим телом по своему усмотрению? Или тело — это дар от Бога?

— Конечно, тело, как и душа, — это дар от Бога. Апостол Павел говорит: «Тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога». Церковь призывает не осквернять свое тело грехами, а сохранять тело и душу в чистоте. Мы знаем много примеров, когда люди отдавали свою жизнь за други своя или рисковали своей жизнью ради спасения других. Во времена гонений, массовых репрессий в СССР особый подвиг помощи заключенным несла новомученица Татьяна (Гримблит): она отправляла посылки, утешала в письмах тех людей в тюрьмах, которым никто не помогал и которым боялись писать даже родные. В органах ее предупреждали, что так делать не нужно, что она за это может поплатиться. Но она продолжала исполнять свой христианский долг и совершать такое служение несмотря ни на что. В конце концов она была расстреляна большевиками на Бутовском полигоне в 1937 году. Или монахиня, преподобномученица Мария (Скобцова) — во времена Гитлера она спасала евреев во Франции и в итоге оказалась в концлагере и там погибла. Некоторые святые продавали себя в рабство, чтобы тем самым выкупить других людей. Так, например, поступил святитель Павлин Милостивый — он был епископом одной из областей, которую захватили вандалы. Все деньги, которые у него были, он отдавал на то, чтобы выкупать пленных, но когда деньги закончились, он сам отдал себя в рабство ради того, чтобы был освобожден другой человек.

Человек призван к любви, а любовь всегда заключается в готовности послужить не себе, а другому. Донорство органов, донорство костного мозга — это тоже возможность послужить другим людям.

— Нужно ли на донорство благословение Церкви?

— Специальное благословение на донорство костного мозга не требуется. Но если у человека есть духовник, я думаю, хорошо, если человек расскажет ему о том, что собирается стать донором.

— Отказаться от донорства костного мозга можно практически на любом этапе. Если донор передумал, будет ли это его решение считаться грехом?

— Когда человек решается пройти типирование, он уже должен понимать свою ответственность. Найти донора для конкретного человека не так просто, поэтому я бы советовал еще раз все взвесить и попытаться поставить себя на место того, кому нужны кроветворные клетки. Ведь от решения донора может зависеть чья-то жизнь. Но если у потенциального донора есть объективные веские причины к отказу, тогда, конечно, такой отказ не будет являться грехом.

Источник

Переливание крови для христиан — это способ поделиться Христом?

Я сознаю наглую дерзость своего поста и уж тем более не осуждаю о. Андрея.

Но вот заноза смущения саданула в сердце и я решил с вами поделиться…

Мир Вам! Чтобы «заноза смущения» не очень сильно бередила Ваше сердце , позволю себе несколько дополнить весьма разумное и правильное, на мой взгляд, разъяснение о.Андрея Ткачева.

Дело в том, что мне неоднократно приходилось вести беседы со свидетелями Иеговы (СИ) относительно переливания крови. Как известно, СИ категорически против любых видов переливания, т.к., по их мнению, при переливании крови происходит как бы ее «непотребное употребление». Они даже сравнивают переливание крови с наркотической инъекцией.

Я привожу им довод, в котором рассматриваю кровь как человеческий ОРГАН, аналогичный сердцу, печени, селезенке, почкам и пр. с той разницей, что кровь является, так сказать, «жидким» органом (органом, постоянно пребывающим в жидком состоянии — где-то об этом читал, биологи поправят). При этом СИ, похоже, не препятствуют пересадке иных органов — их запрет касается лишь крови. Однако я всегда подчеркиваю, что переливание крови в любом случае вынужденная процедура и применяется, как правило, «не от хорошей жизни». Если есть возможность, то лучше, конечно, обойтись без переливания.

Далее я привожу им следующий аргумент. При пересадке, допустим, почки применяется ЖИВАЯ ПОЧКА, которая не утратила свои жизненно важные функции! То же самое касается пересадки любого иного органа. Следовательно, при переливании используется ЖИВАЯ КРОВЬ! Если же человек употребляет В ПИЩУ кровь животного, то он невольно становится, с Вашего позволения, «могилой» души этого убиенного животного (каннибализм не рассматриваем).

Читайте также:  Можно ли есть сырки при диабете 2 типа

«…только плоти С ДУШЕЮ ЕЕ, С КРОВЬЮ ЕЕ, не ешьте; Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его; кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию». (см. Быт.9:4-6, https://bible.optina.ru/old:gen:09:start ).

«Если кто из дома Израилева и из пришельцев, которые живут между вами, будет есть какую-нибудь кровь, то обращу лице Мое на душу того, кто будет есть кровь, и истреблю ее из народа ее, потому что ДУША ТЕЛА В КРОВИ, и Я назначил ее вам ДЛЯ ЖЕРТВЕННИКА, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает; потому Я и сказал сынам Израилевым: ни одна душа из вас не должна есть крови, и пришлец, живущий между вами, не должен есть крови». (см. Лев.17:10-12, https://bible.optina.ru/old:lev:17:start ).

«…а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины И КРОВИ, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе». (см. Деян.15:20, https://bible.optina.ru/new:act:15:20 ).

Поскольку Господь предназначил кровь для жертвенника, то, очевидно, донор БЕЗВОЗМЕЗДНО ЖЕРТВУЕТ акцептору свою ЖИВУЮ кровь, которая есть ВМЕСТИЛИЩЕ души, но, по-моему, не сама душа. При этом я хочу акцентировать внимание именно на безвозмездных сдаче или переливании крови. Если же кровь сдается или переливается за определенную «мзду», то «мздоимец» тут как тут — он только и ждет, чтобы кто-то продал ему свою душу. Я это говорю без всяких метафор и аллегорий — это именно торговля душой, а «покупатель» известен…

Здесь есть один нюанс. Например, свт. Филарет (Дроздов) пишет в толковании на Быт.9:4, что «кровь есть СЕДАЛИЩЕ и ближайший орган действий души», в то же время проф. Лопухин в толковании на Быт.9:1 говорит, что «кровь животного как бы ОТОЖДЕСТВЛЯЕТСЯ с его душой». Я придерживаюсь толкования свт Филарета и не отождествляю кровь с душой. К тому же для меня несомненно то, что кровь человека не тождественна крови животного, как не тождественны и их души, хотя, очевидно, и кровь животного, и кровь человека есть ИМЕННО «седалище-вместилище» их душ, но ни в коем случае не сами души.

Относительно того, что при переливании крови происходит как бы евхаристийная передача Святых Даров от донора-христианина, напрмер, акцептору-атеисту — вопрос неоднозначный. По-моему, если человек не хочет с верой принять в себя Христа-Спасителя, то никакие «вливания-переливания» не помогут…

Однако можно с уверенностью сказать, что при совершении Таинства Евхаристии причастник-христианин (а не христианин??) принимает в себя АБСОЛЮТНУЮ ИСТИНУ — Тело и Кровь Спасителя. Скажите, пожалуйста, где в нашем падшем мире человек может непосредственно прикоснуться к АБСОЛЮТУ, ИДЕАЛУ И СОВЕРШЕНСТВУ? Я берусь утверждать, что мы, причащаясь Тела и Крови Христа, НЕПОСРЕДСТВЕННО прикасаемся к Иисусу Христу и получаем ИСТИНУ ВО ВСЕЙ ЕЕ ПОЛНОТЕ. Ибо в каждой евхаристийной частице присутствует Христос-Истина. Повторюсь и подчеркну — в искаженном грехом Мироздании только лишь в Евхаристии Истина во всей полноте непосредственно предоставляется каждому причастнику. Но кто и как принимает Евхаристию (достойно/недостойно) — другой вопрос… Это один из самых значимых лично для меня факторов, который определил мое отношение и принадлежность к Православию. Ни в одной из других христианских конфессий я не заметил столь трепетного отношения к Евхаристии, как в Православии. Тут возникает отдельный очень сложный вопрос и долгий разговор. Я хотел продолжить его позже в иной теме, да все не могу подобрать нужные слова, поэтому не стану отбирать время. Храни Вас Господь!

P.S. При обучении на Православном Интернет Курсе (ПИК) я попытался изложить то, как я воспринимаю Евхаристию. Преподаватели ПИК не обнаружили в моих рассуждениях отклонений от православной догматики, также, как не обнаружили их и священники, с которыми я общаюсь. Но, повторюсь, это весьма длинный разговор.

Источник

Как Церковь относится к донорству органов? Может ли православный человек использовать свои органы в донорских целях – при жизни и /или смерти?

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви

XII. Проблемы биоэтики

XII.7. Современная трансплантология (теория и практика пересадки органов и тканей) позволяет оказать действенную помощь многим больным, которые прежде были бы обречены на неизбежную смерть или тяжелую инвалидность. Вместе с тем развитие данной области медицины, увеличивая потребность в необходимых органах, порождает определенные нравственные проблемы и может представлять опасность для общества. Так, недобросовестная пропаганда донорства и коммерциализация трансплантационной деятельности создают предпосылки для торговли частями человеческого тела, угрожая жизни и здоровью людей. Церковь считает, что органы человека не могут рассматриваться как объект купли и продажи. Пересадка органов от живого донора может основываться только на добровольном самопожертвовании ради спасения жизни другого человека. В этом случае согласие на эксплантацию (изъятие органа) становится проявлением любви и сострадания. Однако потенциальный донор должен быть полностью информирован о возможных последствиях эксплантации органа для его здоровья. Морально недопустима эксплантация, прямо угрожающая жизни донора. Наиболее распространенной является практика изъятия органов у только что скончавшихся людей. В таких случаях должна быть исключена неясность в определении момента смерти. Неприемлемо сокращение жизни одного человека, в том числе через отказ от жизнеподдерживающих процедур, с целью продления жизни другого.

Читайте также:  Можно ли говорить кушать вместо есть

На основании Божественного Откровения Церковь исповедует веру в телесное воскресение умерших (Ис. 26. 19; Рим. 8. 11; 1 Кор. 15. 42-44,52-54; Флп. 3. 21). В обряде христианского погребения Церковь выражает почитание, подобающее телу скончавшегося человека. Однако посмертное донорство органов и тканей может стать проявлением любви, простирающейся и по ту сторону смерти. Такого рода дарение или завещание не может считаться обязанностью человека. Поэтому добровольное прижизненное согласие донора является условием правомерности и нравственной приемлемости эксплантации. В случае, если волеизъявление потенциального донора неизвестно врачам, они должны выяснить волю умирающего или умершего человека, обратившись при необходимости к его родственникам. Так называемую презумпцию согласия потенциального донора на изъятие органов и тканей его тела, закрепленную в законодательстве ряда стран, Церковь считает недопустимым нарушением свободы человека.

Донорские органы и ткани усвояются воспринимающему их человеку (реципиенту), включаясь в сферу его личностного душевно-телесного единства. Поэтому ни при каких обстоятельствах не может быть нравственно оправдана такая трансплантация, которая способна повлечь за собой угрозу для идентичности реципиента, затрагивая его уникальность как личности и как представителя рода. Об этом условии особенно важно помнить при решении вопросов, связанных с пересадкой тканей и органов животного происхождения.

Безусловно недопустимым Церковь считает употребление методов так называемой фетальной терапии, в основе которой лежат изъятие и использование тканей и органов человеческих зародышей, абортированных на разных стадиях развития, для попыток лечения различных заболеваний и «омоложения» организма. Осуждая аборт как смертный грех, Церковь не может найти ему оправдания и в том случае, если от уничтожения зачатой человеческой жизни некто, возможно, будет получать пользу для здоровья. Неизбежно способствуя еще более широкому распространению и коммерциализации абортов, такая практика (даже если ее эффективность, в настоящее время гипотетическая, была бы научно доказана) являет пример вопиющей безнравственности и носит преступный характер.

ХII.8. Практика изъятия человеческих органов, пригодных для трансплантации, а также развитие реанимации порождают проблему правильной констатации момента смерти. Ранее критерием ее наступления считалась необратимая остановка дыхания и кровообращения. Однако благодаря совершенствованию реанимационных технологий эти жизненно важные функции могут искусственно поддерживаться в течение длительного времени. Акт смерти превращается таким образом в процесс умирания, зависимый от решения врача, что налагает на современную медицину качественно новую ответственность.

В Священном Писании смерть представляется как разлучение души от тела (Пс. 145. 4; Лк. 12. 20). Таким образом, можно говорить о продолжении жизни до тех пор, пока осуществляется деятельность организма как целого. Продление жизни искусственными средствами, при котором фактически действуют лишь отдельные органы, не может рассматриваться как обязательная и во всех случаях желательная задача медицины. Оттягивание смертного часа порой только продлевает мучения больного, лишая человека права на достойную, «непостыдную и мирную» кончину, которую православные христиане испрашивают у Господа за богослужением. Когда активная терапия становится невозможной, ее место должна занять паллиативная помощь (обезболивание, уход, социальная и психологическая поддержка), а также пастырское попечение. Все это имеет целью обеспечить подлинно человеческое завершение жизни, согретое милосердием и любовью.

Православное понимание непостыдной кончины включает подготовку к смертному исходу, который рассматривается как духовно значимый этап жизни человека. Больной, окруженный христианской заботой, в последние дни земного бытия способен пережить благодатное изменение, связанное с новым осмыслением пройденного пути и покаянным предстоянием перед вечностью. А для родственников умирающего и медицинских работников терпеливый уход за больным становится возможностью служения Самому Господу, по слову Спасителя: «Так как вы сделали это одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25. 40). Сокрытие от пациента информации о тяжелом состоянии под предлогом сохранения его душевного комфорта нередко лишает умирающего возможности сознательного приуготовления к кончине и духовного утешения, обретаемого через участие в Таинствах Церкви, а также омрачает недоверием его отношения с близкими и врачами.

Источник