Можно ли православному есть мясо с кровью
Содержание статьи
Можно ли православным христианам вкушать и гематоген и печень?
#1
О.Олег помогите разобраться наткнулся на такое мнение
Можно ли объяснить запрет на вкушение крови животных без учёта ее в важнейшей ритуальной роли в культе Ветхого Завета ?
«Только строго наблюдай, чтобы не есть крови,
потому что кровь есть душа
: не ешь души вместе с мясом» (Втор. 12:23)
«Если кто из дома Израилева и из пришельцев, которые живут между вами, будет есть какую-нибудь кровь, то обращу лице Мое на душу того, кто будет есть кровь, и истреблю её из народа её, потому что душа тела в крови, и Я назначил её вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает; потому Я и сказал сынам Израилевым: ни одна душа из вас не должна есть крови, и пришлец, живущий между вами, не должен есть крови… ибо душа всякого тела есть кровь его, она душа его; потому Я сказал сынам Израилевым: не ешьте крови ни из какого тела, потому что душа всякого тела есть кровь его: всякий, кто будет есть ее, истребится» (Лев 17:10-14).
По той же обрядовой причине и прямо наряду с кровью запрещается есть жир (сало): «Это постановление вечное в роды ваши, во всех жилищах ваших; никакого тука и никакой крови не ешьте» (Лев 3:17).
Но в Новом Завет Кровь очищение это кровь Иисуса Христа пролитая нас ради человек,один раз и на всегда,Новозаветные Христине были вне установлений о жертвоприношениях и связанной с этим кровью,у нас нет даже базы для ритуального почитания чьей бы то ни было крови, кроме Крови Иисуса Христа, пролитой нашего ради спасения.
Поэтому нам можно вкушать и гемотоген и печень?
Христос ясно сказал : «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека… неужели и вы еще не разумеете? ещё ли не понимаете, что всё, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? а исходящее из уст — из сердца исходит — сие оскверняет человека» (Мф. 15:11,16-18).
Ап. Павел разрешает есть идоложертвенное (1Кор. 8:4-10), а мы смущаемся есть гемотоген ?
Посему будем «стоять в свободе, которую даровал нам Христос» (Гал. 5:1) «не внимая Иудейским басням и постановлениям людей, отвращающихся от истины. Для чистых всё чисто; а для осквернённых и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть» (Тит. 1:14-15).
#2
Кровь в Н. З.:
Запрет на вкушение крови подтверждается и Новым Заветом, и канонами Вселенской Церкви:
«Аще кто епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, будет ясти мясо в крови души его, или звероядину, или мертвечину: да будет извержен. Ибо сие закон запретил. Аще же сие соделает мирянин: да будет отлучен» (Правило Святых Апостолов 63);
«Божественное Писание заповедало нам «воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины» (Деян. 15:29). Посему, ради лакомствующаго чрева, кровь какого бы то ни было животнаго, каким либо искусством приуготовляющих в снедь, и тако оную ядущих, благоразсмотрительно епитимии подвергаем. Аще убо кто отныне ясти будет кровь животнаго каким либо образом: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен» (Шестого Вселенского Собора правило 67), и т. д.
Лев Философ (886-911) издал 58 новеллу, которая приказывает, чтобы подвергались телесным наказаниям и затем ссылаемы были все, которые продавали или ели в каком бы то ни было виде кровь, – подлежащие гражданские начальники, которые не следят за точным исполнением этого предписания, подлежат штрафу в 10 литр золота.
Игнорировать это мы не можем.
Все остальное комментарии…
Применение гемотогена в лечебных целях не может возбраняться.
Целый ряд церковных канонов предусматривает систему послаблений для болящих!
«Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую четыредесятницу пред пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя:да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен» (Правило Святых Апостолов 69).
«Никаких нет законов убивать себя, коль скоро известно, что постное расстраивает здоровье. И святой Пахомий в уставе написал монахам больным есть мясо, если то нужно для здоровья» (Феофан Затворник).
Последнее редактирование модератором: 22 Июн 2015
#3
Спасибо за объяснение! Скажите а правило имеет такое же не проходящие значение как догмат или оно все-таки со временем меняется и отменяется?
#4
Догматы возникали как ответы на еретические метания ума.
Заповеди даны для жизни по воле Бога!
Спасаемся верою в Иисуса Христа как в Сына Божия!
#5
Отец Олег, Вы пишете: «В случае с кровью выяснять способ забоя скота и обязательно отмачивать мясо. «
В супермаркете, при покупке мяса, практически невозможно выяснить способ забоя скота, а отмачивать мясо не всегда есть время. Имеет ли смысл и можно ли православному просто перейти на халяльное мясо (разумеется, если есть такая возможность)? Спасибо за ответ.
#7
А для чего тогда молитва?
Источник
Может ли христианин употреблять в пищу кровь? |
Иеромонах Ефрем (Калинин), миссионерский отдел Кызыльской епархии.
Часто народные обычаи входят в противоречие с заповедями Божиими. Это усложняет носителей данной культуры выстраивать свою жизнь в соответствии с Божией правдой…
Например, для африканского племени масаев, у которых кровь животных, наравне с кисло-молочными продуктами, составляет основу рациона, отказаться от вкушения крови, является настоящим подвигом.
Тем не менее, в Кении за последнее время появилось огромное количество православных масаев. Это значит, что слова Христа: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10:37; ср. Лк. 14:26) дали в их сердцах правильные всходы, и люди готовы отказываться от всего, что мешает им быть со Христом.Но речь пойдет не об африканских великанах-масаях, а о том, что касается непосредственно нас. Ведь и в Туве есть традиция готовить кровяную колбасу, забивать баранов так, чтобы кровь не стекала, а оставалась внутри, в конце-концов, о гематогене, который дают страдающим анемией и малокровием, тоже говорится, что он изготовлен из дефибринированной крови крупного рогатого скота. Может ли христианин без вреда для своей души употреблять все это в пищу?
Если мы попытаемся найти ответ на этот вопрос в интернете, то столкнемся с тем, что даже на православных сайтах встречаются различные мнения, причем эти авторами этих мнений зачастую бывают даже священнослужители. Поэтому было бы полезно разобрать данный вопрос, комментируя основные встречающиеся ложные доводы..
В Священном Писании Ветхого Завета запрет на вкушение крови встречается многократно. После Потопа Бог разрешил Ною вкушать наряду с растительной пищей, животную, говоря: «Все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все. Только плоти с душею ее, с кровию ее, не ешьте» (Быт. 9:3-4). Когда Господь Бог давал распоряжения о порядке жертвоприношений, Он также запретил вкушать кровь: «никакого тука и никакой крови не ешьте» (Лев. 3:17), «и никакой крови не ешьте во всех жилищах ваших ни из птиц, ни из скота» (Лев. 7:26).Распоряжаясь о то, при каком условии можно есть пойманную дичь и домашний скот, Бог также упомянул, что кровь должна вытечь: «Если кто… на ловле поймает зверя или птицу, которую можно есть, то он должен дать вытечь крови ее и покрыть ее землею. Ибо душа всякого тела есть кровь его, она душа его; потому Я сказал сынам Израилевым: не ешьте крови ни из какого тела, потому что душа всякого тела есть кровь его; всякий, кто будет есть ее, истребится» (Лев. 17:13-14); «когда только пожелает душа твоя, можешь закалать и есть, по благословению Господа, Бога твоего, мясо, которое Он дал тебе, во всех жилищах твоих… только крови не ешьте; на землю выливайте ее, как воду» (Втор. 12:15-16).
Интернет-советчики говорят, что это правило утратило свою силу, наряду со многими другими ветхозаветными запретами: «в Ветхом Завете крови отводилась очень важная ритуальная роль — <…> кровью были помазаны косяки дверей при исходе из Египта, кровь свидетельствовала о Завете с Богом <…>, кровь животных была очистительной жертвой в Иерусалимском Храме <…>. Именно поэтому древние иудеи особо почитали кровь и, естественно, не могли употреблять ее иным образом. В христианстве же нет установлений о жертвоприношениях, связанных с кровью, как нет и ритуального почитания никакой крови, кроме Крови Господа Иисуса Христа, пролитой нашего ради спасения. <…> Поэтому бессмысленно пытаться соблюсти ветхозаветный кашрут…» (Не буду приводить ссылку, чтобы кто-нибудь не подумал, что я борюсь с человеком, высказавшим эти мысли, а не с ошибкой, которая в них содержится).
Нужно согласиться как с тем, что в Ветхом Завете у крови была ритуальная роль, так и с тем, что в христианстве нет установлений о жертвоприношениях, связанных с кровью (кроме Крови Господа Иисуса Христа), однако значит ли это, что никаких запретов на вкушение крови нет?
На Апостольском соборе, описанном в книге Деяний, было произнесено определение, согласно которому, все присоединяющиеся к Церкви из язычников должны «воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины и блуда…»(Деян. 15:29). Вопреки современным интернет-советчикам, апостолы поставили вкушение крови в один ряд с вкушением идоложертвенного и блудом. Правда оппоненты пытаются перетолковать и это определение, говоря, что «Деяния 15:29 носят не абсолютно запретительный, а явно рекомендательный характер». Но тогда, получается, что и воздержание от блуда — только рекомендация — что даже помыслить нельзя.
Тем более, что православный человек не ходит во тьме, как те, кто, отвернув Священное Предание, вынужден догадываться о смыслах Писания своим умом. У православного человека есть возможность обратиться к толкованиям святых отцов и посмотреть, как они учили понимать сложные места Писания, можно обратиться к наставлениям о христианской жизни древних (и не очень) отцов. Можно обратиться и к Церковным Соборам, которые решали современные им проблемы церковной жизни.
Видимо в VII веке, также как и сейчас, возникли хитрые толкователи, которые считали допустимым для христианина вкушение крови. Чтобы уврачевать возникшую болезнь и прекратить порочную практику на VI Вселенском Соборе, в 680 году прошедшем в Константинополе, 67-м правилом было определено: «Божественное Писание заповедало нам воздержатися от крове и удавленины и блуда. Посему, ради лакомствующего чрева, кровь какого бы то ни было животнаго, каким либо искуством приуготовляющих в снедь, и тако оную ядущих, благоразсмотрительно епитимии подвергаем. Аще убо кто отныне ясти будет кровь животнаго каким либо образом: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен».
Однако современные интернет-советчики, не желая учиться у Церкви, сформулировавшей правилами, говорят, что «67-е Соборное Правило очень конкретно указывает на лакомствующее чрево <…> нужно не бездумно исполнять рекомендации, а иметь здравое рассуждение — наслаждаться вкусом кровяного бифштекса <…> не стоит, а вот по врачебным показаниям не очень-то вкусный гематоген вполне допустим».
Но писать правила не имело бы никакого смысла, если бы их можно было понимать как вздумается. Предание Церкви содержит как ключ к правильному пониманию Священного Писания, так и ключ к правильному пониманию правил Святых Соборов. Церковь, по слову апостола — «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3:15).Авторитетные канонисты, толкуя это правило не дают повода понимать правило так, как настаивают интернет-советчики:
Зонара: «…следуя божественному Писанию и божественные отцы, когда узнали, что некоторые разными способами из крови закалаемых животных приготовляют снеди и вкушают их, запретили им этим правилом делать что либо таковое…»
Аристин: «Клирик, ядущий кровь, изверггается, а мирянин отлучается. Ясно».
Вальсамон: «<…> Итак, поелику некоторые, хотя не ели крови, но приготовляли некоторые снеди из других веществ и из крови и говорили, что они соблюдают постановление божественного Писания потому, что не ели крови непосредственно; то святые отцы определили устранить такое толкование божественного законоположения, и того, кто употребляет в пищу кровь какого либо животнаго, в каком бы то ни было виде, или приготовлении, если это клирик, извергать, а мирянина отлучать. Таково содержание правила <…>».
Казалось бы, все свидетельствует о том, что для христианина недопустимо вкушение крови ни в каком виде. Но интернет-советчики пытаются выкрутиться и из этой ситуации, ссылаясь на прп. Паисия Святогорца, сказавшего: «Чтобы человек правильно применял церковные каноны с пользой для людей, он должен быть духовным и иметь духовное рассуждение. Потому что иначе он остаётся на букве закона, а буква закона «убивает». <…> Как я видел на практике, в одном случае могут скрываться тысячи случаев. Епитимия, например, должна соответствовать человеку, его состоянию, проступку, который он совершил, покаянию, которое показал, и учитывать многое-многое другое. Здесь нет одного рецепта, одного единого правила на все случаи жизни». По их рассуждению, раз уж мы не духовные, то и правила нам не помогут, ведь за ними мы только букву видим, а значит, не будем обращать внимание ни на какие правила, буква-то убивает.
Но этот пример показывает, что как диавол, искушая Христа после Его крещения, подбивал его сделать безрассудные поступки, ссылаясь на Священное Писание, так и вольные или невольные слуги диавола, взяв правильные рассуждения святых людей, способны с их помощью обольщать сердца простодушных. Прп. Паисий говорит о том, что епетимию (наказание) нужно подбирать с рассуждением, но не говорит, что грех перестает быть грехом от того, что на правило стал смотреть более духовно-одаренный человек. С такой логикой все правила превратятся в «кривила». В каждом правиле есть цель и есть средства. Цель 67 правила — прекратить вкушение крови христианами; средство — страх отлучения для мирянина и извержения для клирика. Написано оно не для того, чтобы как можно больше христиан отлучить от Причастия, а клириков извергнутть из сана, а для того, чтобы кровь перестали употреблять в пищу. В случае покаяния нет нужды отлучать даже тех, кто по незнанию прежде ел кровь.
Из всего вышесказанного можно сделать, как минимум, два вывода. Первый вывод самый простой: христианин не должен вкушать кровь ни в каком виде, ни в сыром виде, ни в виде кровяных колбас, ни в виде содержащего кровь гематогена. Второй вывод несколько сложнее, и касается он поиска ответов на вопросы веры. С начала истории Церкви мы имеем предупреждение: «войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих (из священнослужителей) восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» (Деян. 20:29-30). Каждому, кто хочет спастись, нужно быть осторожным в выборе наставников, учителей и литературы, которую он читает, и принимать только то, что соответствует Преданию Церкви, а от модернистов (тех, кто по-новому пытается понимать вечные истины) — отвращаться, «потому что много лжепророков появилось в мире» (1 Ин. 4:1).
PS: В качестве отдельного вопроса стоило бы коснуться гематогена. В справочниках написано, что гематоген изготавливается на основе дефибринированной крови крупного рогатого скота. Такой гематоген есть нельзя, в соответствии с установлением Божиим и церковными правилами. Но есть информация, о том, что появился «новый» гематоген, в состав которого кровь не входит. На этикетке написано, что в нем содержится альбумин, наличием которого и обуславливается медицинский эффект. Альбумин это белок, который содержится в крови и составляет основу плазмы. Кроме крови, он содержится в яйцах (яичный белок). Некоторые люди, связанные с фармакологией, говорят, что альбумин, получаемый в результате фракционирования крови, является очень дорогим и дефицитным продуктом, поэтому его вряд ли будут использовать для изготовления дешевого гематогена. Наиболее вероятно, что для изготовления «нового» гематогена используют яичный альбумин.
Таким образом, гематоген можно есть только в том случае, если в его состав не входит ни кровь, ни производные крови. Но кто нам даст стопроцентную гарантию этого?
Источник
Можно ли христианам употреблять мясо с кровью? | Вера 24
Разве христианам запрещено употреблять кровь и мясо? Какой прожарки стейк вам бы хотелось – слабо, средне, или хорошо прожаренный?
Для многих мало прожаренный стейк — это любимое блюдо, которое приберегают для особых случаев или смакуют после долгой рабочей недели. Однако в Деяниях Апостолов 15:29 написано: «воздерживаться от идоложертвенного, и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы». Этот отрывок поднимает множество исторических, герменевтических и моральных вопросов. Являются ли эти запреты постоянными для всех христиан? Если запрет является постоянным, то, как мы можем примирить его с посланием к Римлянам 14, где Павел говорит своим читателям не судить друг друга по тому, что они едят? Эти вопросы заслуживают тщательного рассмотрения.
Чтобы понять смысл этой заповеди, нам нужно взглянуть на этот отрывок в контексте, который требует понимания событий Иерусалимского собора и того, как долго апостолы шли, чтобы защитить и построить молодую церковь.
Установление основ Евангелия
Деяния 15 глава, подробно описывают ход этого первого великого Иерусалимского собора. Толчком к этой встрече послужили ожесточенные разногласия относительно обоснованности спасения язычников-христиан. Конечно, тот факт, что язычники могли стать христианами, был установлен гораздо раньше (Деяния 10). Но оставался важный вопрос: на каком основании язычники должны быть включены в общину верующих? Нужно ли им было обратиться в иудаизм и соблюдать некоторые ветхозаветные законы, такие как обрезание, чтобы стать полноправными членами Церкви?
Эта дискуссия достигла точки кипения в Антиохийской церкви после того, как некоторые учителя из Иудеи начали утверждать, что обрезание необходимо для спасения (Деяния 15:1). Признавая далеко идущие сотериологические последствия этого вопроса, Павел, Варнава и группа церковных лидеров согласились созвать совещание для решения этого вопроса. Теологические ставки были высоки. В то время как обрезание было главной проблемой, вопрос, стоящий перед советом, в основном заключался в том, что должен сделать человек, чтобы спастись? Если бы обрезание было необходимо, то известие о спасении только верою, только благодатью, было бы аннулировано.
К счастью, апостолы и старейшины не поддались давлению, чтобы навязать иудейский закон верующим язычникам. В ряде своих речей Петр, Павел, Варнава и Иаков подтвердили, что спасение — это всецело Божья благодать только через веру, решительно отвергая человеческие дела как спасительное требование. Все присутствующие согласились: язычники, обращающиеся к Богу, не должны быть обременены требованиями соблюдать закон Ветхого Завета.
Решив главный доктринальный вопрос, Иаков переключил свое внимание на практические вопросы общения. Понимая, что язычники могут использовать свою вновь обретенную свободу таким образом, чтобы оскорбить чувства евреев, Иаков предложил способ гарантировать, что культурные различия не станут источником раскола внутри церкви. Его предложение было простым: верующие язычники должны «воздерживаться от четырех вещей» (Деяния 15: 20-21):
– от всего оскверненного идолами,
– от сексуальной распущенности,
– от того, что было задушено,
– от крови.
Первые два пункта в этом списке просты. Чтобы не оскорблять своих иудейских братьев, верующие язычники должны воздерживаться от «оскверненного идолами» – другими словами, «от того, что было принесено в жертву идолам» (Деяния 15:29). Это, вероятно, относится к участию в языческих храмовых праздниках или поеданию пищи, которая была принесена в жертву идолу. Хотя идолы не являются настоящими богами, кто-то из еврейского происхождения может быть оскорблен даже отдаленной ассоциацией с языческими практиками. Поэтому лучше вообще избегать этой ассоциации. Павел более подробно рассматривает этот вопрос в 1-м Послании к Коринфянам 8. Там Павел говорит, что он скорее никогда больше не будет есть мяса, чем заставит своего собрата-верующего впасть в грех (1 Кор. 8:13).
Второй пункт в списке – воздержание от половой распущенности – является частью морального закона, и христиане-язычники обязаны следовать сексуальной этике в соответствии с Божьим замыслом о сексуальности и браке. Этот запрет, вероятно, имеет культовое религиозное измерение, поскольку языческое поклонение часто включало храмовую проституцию. Но хотя эта заповедь имеет культурное измерение (тем самым оправдывая включение в список Иакова), она также является частью морального стандарта, применимого ко всем верующим на все времена (Рим. 13: 13; 1 Кор. 5: 11; 10: 8; Откр. 21: 8).
Что скрывается за кровью?
А как насчет третьего и четвертого пунктов в списке Иакова? Эти просьбы – воздержание от того, что было задушено и от крови, могут показаться странными большинству современных читателей. Понимание исторического контекста, однако, помогает объяснить, почему эти запреты были включены в разговор о братстве евреев и неевреев.
Еврейская забота о правильном обращении с кровью берет свое начало в Книге Бытия 9:4-6. Там Бог впервые разрешил Ною и его потомкам есть мясо животных, но в то же время запретил им есть кровь, подчеркнув тот факт, что кровь животного – это его жизнь. Это же самое учение было позже кодифицировано для Израиля в Книге Левит 17:10-16, где Бог прямо запретил есть кровь. Причина этого повеления дана в Книге Левит 17:11: «ибо жизнь плоти в крови, и я дал ее вам на жертвеннике, чтобы искупить души ваши, ибо кровь искупает жизнь».
Здесь сообщаются две важные истины. Во-первых, кровь священна, потому что она олицетворяет жизнь. Как объясняет Аллен Росс, «когда проливается кровь, жизнь прекращается». Во-вторых, в системе жертвоприношений кровь жизни является средством искупления того, кто приносит жертву. Исходя из этого рассуждения, можно понять, почему кровь животных была подходящим (хотя и несовершенным) прообразом последней Жертвы, Чья кровь одна фактически снимает грехи (Евр. 9: 22; 10:4; 1 Иоанна 1: 7). По этим причинам израильтяне не должны были обесценивать кровь человеческим потреблением.
Учитывая этот исторический контекст, просьба Иакова о том, чтобы христиане-язычники воздерживались от употребления крови, должна пониматься как вопрос сохранения братства между христианами различных культур. Следуя указаниям собора, ранняя церковь проявляла благоразумие и терпимость – черты, необходимые для того, чтобы глубокое, подлинное общение процветало в разнообразных, много этнических общинах. Поскольку Моисей «имел в каждом городе тех, кто провозглашал его» (Деяния 15: 21), евреи во всем древнем мире боролись бы, если бы язычники выставляли напоказ свою свободу, не считаясь с этими особыми еврейскими чувствами. Жизнь в общине, состоящей из абсолютно разных людей и без того была достаточно сложной задачей; не было необходимости без нужды враждовать с братом или сестрой.
Мы можем уяснить, по крайней мере, две вещи благодаря Иерусалимскому Собору. Во-первых, в вопросах, касающихся Евангелия, нет места компромиссам. Апостолы и старейшины были тверды и быстры в своем осуждении тех, кто стремился добавить дела к Евангелию. Спасение – только верой, только благодатью; человеческие усилия исключаются.
Позже Павел, по-видимому, смягчил свой подход к несущественным вопросам, таким как еда и наблюдение за днями, сказав, что они должны быть оставлены на совести каждого человека (Рим. 14–15). Во-вторых, благодать должна распространяться на различия, которые не являются центральными для Евангелия. Собор продемонстрировал великую мудрость, заключив соглашение по культурным вопросам, которое могло бы разрушить единство Церкви. Но в те далекие времена верующие язычники были обязаны воздерживаться от определенных действий ради блага иудейских христиан. Следуя совету собора, была создана основа для радостного единства, коренящегося в Евангелии (Деяния 15:31).
Мудрость на сегодня
К счастью, заказ слабо прожаренного стейка в ресторане, вряд ли вызовет сегодня раскол в христианской церкви. Однако, поскольку наши общины продолжают заниматься важными и второстепенными вопросами в нашей среде, мы должны следовать примеру Иерусалимского собора, прежде всего любя Бога и предпочитая нашего ближнего выше себя.
Источник
Фото
Источник