Можно ли поворачивать на основной если есть стрелка
Содержание статьи
Официально: можно ли поворачивать на основной зеленый свет, если не горит стрелка?
Светофоры с дополнительными секциями иногда вызывают сомнения, особенно у начинающих водителей. Если горит дополнительная секция с зеленой стрелкой, все понятно: можно ехать только туда, куда она указывает. Но что если горит основная секция светофора, разрешающая движение, а стрелка наоборот, выключена?
Можно ли поворачивать, если основной зеленый свет горит, а стрелка — нет?
На деле проезд под светофоры с дополнительными секциями довольно четко регламентированы ПДД. Пункт 6.3 указывает, что «выключенный сигнал дополнительной секции или включенный световой сигнал красного цвета ее контура означает запрещение движения в направлении, регулируемом этой секцией». А пункт 6.4 подсказывает, что «если на основной зеленый сигнал светофора нанесена черная контурная стрелка (стрелки), то она информирует водителей о наличии дополнительной секции светофора и указывает иные разрешенные направления движения, чем сигнал дополнительной секции».
Проще говоря, если зеленым горит только стрелка, ехать можно только в направлении, указанном ей, уступая дорогу автомобилям, движущимся с других направлений на основной зеленый свет светофора, если таковые есть. Если же стрелка не горит, двигаться в этом направлении запрещено, и поворот под не горящую стрелку приравнивается к проезду на красный свет.
А что если на основном светофоре нет черной контурной стрелки?
В простых правилах, перечисленных выше, есть только один спорный момент: пресловутая черная контурная стрелка на основном светофоре, которая регламентирована пунктом 6.4 ПДД. Дело в том, что пункт 4.2.10 действующего ГОСТ Р 52282-2004 указывает, что «при наличии дополнительной секции на рассеивателе основного зеленого сигнала наносят контурные стрелки направлений движения», а в реальности на дорогах повсеместно встречаются светофоры, где этой черной контурной стрелки нет, а дополнительная секция — есть! Более того, в темное время суток или в непогоду дополнительную секцию светофора с выключенной стрелкой бывает трудно разглядеть. Можно ли поворачивать под не горящую стрелку в такой ситуации?
Чтобы развеять сомнения, мы направили официальный запрос в МВД и получили четкий однозначный ответ.
Пункт 6.4 Правил определяет, что для дополнительного информирования водителей транспортных средств о наличии дополнительной секции на основной зеленый сигнал светофора наносится черная контурная стрелка (стрелки), указывающие иные разрешенные направления движения, чем сигнал дополнительной секции. При этом отсутствие данных стрелок не отменяет требований пункта 6.3 Правил. С учетом изложенного, в ситуации, описанной в рассматриваемом обращении, поворот запрещен.
Поэтому, готовясь к маневру в условиях ограниченной видимости, стоит обращать внимание на наличие дополнительной секции светофора: отсутствие черной контурной стрелки не отменяет правил проезда под дополнительную секцию, и фактическое несоответствие светофора ГОСТ не освобождает водителя от ответственности за нарушение ПДД.
Какое наказание предусмотрено за проезд под не горящую стрелку?
Исходя из пункта 6.3, мы уже знаем, что «выключенный сигнал дополнительной секции или включенный световой сигнал красного цвета ее контура означает запрещение движения в направлении, регулируемом этой секцией» — то есть, проезд под не горящую стрелку фактически приравнивается к проезду на красный свет. Наказание за это нарушение определено статьей 12.12 КоАП: «проезд на запрещающий сигнал светофора влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей». Не стоит забывать также о том, что повторное нарушение «влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев».
Источник
Поворот под стрелку в доп. секции светофора
Последнее обновление: 14.05.2020
40 комментариев
По части поворотов на регулируемых перекрестках под стрелку в дополнительной секции светофора иногда возникают вопросы по вариантам осуществления этого маневра.
Например, пункт 6.3 заканчивается предложением «…… Выключенный сигнал дополнительной секции означает запрещение движения в направлении, регулируемом этой секцией». Светофор, предположим, с дополнительной секцией для поворота налево.
Требуется повернуть по стрелке налево, но на светофоре горит только основной зеленый сигнал. Всем, кому нужно ехать «прямо», уже поехали, а на левой полосе все стоят и ждут, пока загорится стрелка «налево».
И возникает вопрос: а если выехать на перекресток «прямо», как бы на основной зеленый сигнал, остановиться, дождаться, пока загорится стрелка «налево», и затем выполнить поворот. Если поступить таким образом, то что здесь неправильно, какой нарушается пункт Правил?
Ответ.
Начнем с того, что светофор оборудуется дополнительными секциями с целью облегчить разъезд на перекрестке с рациональной точки зрения — транспортный поток пускается по направлениям, которые между собой не пересекаются или пересекаются, не создавая больших пробок.
Поворот направо под стрелку обычно трудностей не представляет — правый поворот сам по себе один из простых и безопасных маневров, за исключением случаев, когда поворот направо разрешается с других полос, кроме крайней правой, но это уже тонкости. Смысл в том, что для поворота направо не нужно выезжать на середину перекрестка, как для поворота налево.
А вот левая дополнительная секция действительно облегчает поворот налево. Когда горит стрелка «налево» и в какой-то момент встречный поток машин останавливается, то появляется возможность повернуть на стрелку налево беспрепятственно.
Схема регулировки на перекрестках может отличаться: в одних случаях «стрелки» в доп.секциях включаются одновременно с основным зеленым сигналом, в других случаях «стрелки» включаются с задержкой, как и прозвучало в вопросе: т.е. сначала загорается основной зеленый сигнал, затем, включается «стрелка» в дополнительной секции.
ПДД не рассматривают все эти различия. В пункте 6.3 ПДД прописано однозначно: «…… Выключенный сигнал дополнительной секции означает запрещение движения в направлении, регулируемом этой секцией». Другими словами, начинать движение в направлении стрелки в дополнительной секции светофора разрешается только в том случае, если она включена.
Повороты выполняются из крайних положений на проезжей части вашего направления. Следовательно, стрелки в секциях светофора распространяют свое действие только на полосы проезжей части, с которых данное направление разрешено. Выезд на перекресток для поворота в тот момент, когда секция не горит, равносилен началу движения на запрещающий сигнал светофора. Если в этот момент произойдет ДТП, то, разбирая обстоятельства, будут рассуждать именно так. Это, собственно, и есть ответ на поставленный в начале статьи вопрос.
За это нарушение (проезд на запрещающий сигнал светофора) — штраф по ст.12.12.ч.1 — 1000 руб (на дату опубликования статьи). За повторное нарушение — лишение прав на 4-6 месяцев. Если повторное нарушение зафиксировано камерой фото-видеофиксации, тогда будет выписан штраф в 5000 руб.
И еще один момент, касающийся поворота на «стрелку» в доп.секции, не имеющий отношения к заданному вопросу вначале статьи, это поворот под включенную стрелку светофора, когда она горит одновременно с красным или желтым сигналом.
Этот вопрос уже затрагивался в статье Проезд на стрелку светофора, но вкратце повторим. При указанной комбинации сигналов (зеленая «стрелка» + красный или желтый сигнал светофора) движение на «стрелку» разрешается, но пункт 13.5 требует, при этом, уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.
За невыполнение этого требования предусмотрен штраф по ст. 12.13 ч. 2 КоАП — 1000 руб (на дату опубликования статьи).
Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 14.05.2020
Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.
Источник
Трудности поворота направо по стрелке — вы уверены, что знаете ПДД 2021 года?
Светофоры сложной конфигурации с дополнительными фонарями нередко сбивают с толку не только начинающих водителей. Когда секция с зеленой стрелкой светится, следует двигаться в указанном ею направлении. Но в ситуации при горящей основной секции и выключенной стрелке поворота у человека за рулем возникают вполне понятные сомнения.
Например, находящаяся в крайней правой полосе и планирующая продолжить движение прямо машина зачастую нервируют других участников дорожного движения, которым нужно повернуть направо. Для безопасного преодоления таких перекрестков важно подробно разобраться в ПДД. В таком случае нервные сигналы позади не выведут водителя из равновесия.
Стрелка в ПДД
Порядок проезда авто под светофор комплексной конструкции определяется правилами дорожного движения.
Если дополнительная секция находится в выключенном состоянии или по ее окружности горит контур красного цвета, то двигаться по стрелке запрещено (пункт 6.3 ПДД РФ).
С другой стороны, согласно пункту 6.4, черная контурная стрелка на стекле основного разрешающего светофора позволяет кроме прямолинейного движения поворачивать по ней. Кроме того, она информирует о наличии дополнительного фонаря.
Читайте также
Чем грозит раннее начало движения на светофорах
Отношение к желтому сигналу светофора со стороны водителей прямо противоположное. Одни в момент действия сигнала…
А если контура стрелки нет, а секция есть
В соответствии с пунктом 4.2.10 ГОСТ Р 52282-2004 наличие в конструкции светофора дополнительного фонаря предусматривает нанесение на стекло основного зеленого сигнала контурных стрелок направления движения.
При передвижении по реальным дорогам водители зачастую сталкиваются с тем, что такие обозначения отсутствуют. Это затрудняет движение при плохой видимости. Данные нарушения не отменяют требования правил дорожного движения, поэтому при проезде перекрестков следует ориентироваться именно на них.
Читайте также
«Помеха справа» — есть ли такое понятие в ПДД и когда оно работает
Одним из безоговорочных правил при вождении считается принцип «помеха справа». Правила дорожного движения не могут…
Штрафы за проезд под негорящую стрелку
При нарушении пункта 6.3 ПДД РФ по статье 12.12 КоАП предусмотрено административное наказание, а именно штраф 1000 рублей. Это практически приравнивается к проезду на запрещающий сигнал светофора.
Следует помнить, что повторный проезд под стрелку, которая не горит, влечет за собой ужесточение наказания. При таких ситуациях штраф возрастает до 5000 рублей. Кроме того, предусмотрено лишение прав управления автомобилем на срок от четырех до шести месяцев.
Кто должен уступить при повороте под стрелку
По данным дорожной полиции практически каждая пятая авария связана с нарушениями очередности проезда перекрестков. При этом зачастую проблемы связаны именно с поворотом под стрелку.
В типичном ДТП участвуют два автомобиля:
- Один из них поворачивают налево на зеленый свет светофора, который загорается вместе с указателем левого поворота.
- Другое транспортное средство поворачивает направо, ориентируясь на включение указателя в дополнительной секции светофора на фоне основного красного света.
Данная ситуация требует более внимательного разбора.
Очередность проезда определяется «помехами справа» в случаях, когда порядок движения не регламентируется действующими правилами дорожного движения.
Пункт 13.12 обозначает, что при повороте налево или развороте водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, которые движутся со встречного направления прямо или направо.
Здесь окончательную ясность вносит пункт 13.5 ПДД РФ. Он утверждает, что при включенной на дополнительной секции стрелке правого поворота с одновременно горящим красным или желтым основным сигналом светофора поворачивающий направо автомобиль должен уступить дорогу всем транспортным средствам, которые приближаются из других направлений.
При этом ответственность за соблюдение этих требований лежит именно на водителе этой машины.
Читайте также
Кто виноват при повороте на перекрестке — разбор типичного ДТП
При управлении автомобилем в городских условиях особое значение имеет правильное маневрирование. В некоторых случаях…
Таким образом, поворот на перекрестке направо по стрелке не является слишком сложным действием. Правильно делая акценты, каждый автолюбитель сможет выработать безопасный алгоритм проезда перекрестков.
Источник
Выезд на перекресток при выключенной стрелке светофора
Добрый день, уважаемый читатель.
В этой статье будет рассмотрен вопрос, который довольно часто задают водители. Можно ли выезжать на перекресток, если на светофоре горит основной зеленый сигнал светофора, а стрелка в дополнительной секции выключена? Чаще всего речь идет о стрелке, регулирующей поворот налево.
При этом водитель планирует на основной зеленый сигнал выехать на пересечение проезжих частей, а завершить маневр он хочет лишь после того, как загорится стрелка в дополнительной секции. Рассмотрим данную ситуацию с точки зрения правил дорожного движения.
Поворот налево при выключенной стрелке
Для начала рассмотрим пункт 6.3 ПДД:
6.3. Сигналы светофора, выполненные в виде стрелок красного, желтого и зеленого цветов, имеют то же значение, что и круглые сигналы соответствующего цвета, но их действие распространяется только на направление (направления), указываемое стрелками. При этом стрелка, разрешающая поворот налево, разрешает и разворот, если это не запрещено соответствующим дорожным знаком.
Такое же значение имеет зеленая стрелка в дополнительной секции. Выключенный сигнал дополнительной секции или включенный световой сигнал красного цвета ее контура означает запрещение движения в направлении, регулируемом этой секцией.
Таким образом, если сигнал в дополнительной секции не горит, то движение в данном направлении запрещено. При этом не имеет значения, какой сигнал включен в основной секции светофора. Даже если в основной секции горит зеленый, повернуть в направлении выключенной стрелки нельзя.
Обратимся к пункту 6.13 ПДД:
6.13. При запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика водители должны остановиться перед стоп-линией (знаком 6.16), а при ее отсутствии:
- на перекрестке — перед пересекаемой проезжей частью (с учетом пункта 13.7 Правил), не создавая помех пешеходам;
- перед железнодорожным переездом — в соответствии с пунктом 15.4 Правил;
- в других местах — перед светофором или регулировщиком, не создавая помех транспортным средствам и пешеходам, движение которых разрешено.
Таким образом, выезд на пересечение проезжих при выключенной стрелке в нужном направлении является нарушением правил.
Штраф за проезд под выключенную стрелку светофора
Наказание накладывается по статье 12.12 КоАП и составляет:
- 1 000 рублей при первом нарушении.
- 5 000 рублей или лишение прав на 4-6 месяцев при повторном нарушении.
Хочу обратить внимание, что некоторые водители в свое оправдание начинают придумывать вот такие истории. Сначала я хотел проехать прямо под зеленый основной сигнал, однако на середине перекрестка передумал и решил повернуть налево. Поэтому водитель остановился, чтобы дождаться включения сигнала дополнительной секции.
Однако правила не дают водителю подобной вольности. Например, пункт 8.2 требует, чтобы сигнал поворота был включен заблаговременно до начала выполнения маневра. Так что водитель должен решить, в каком направлении он едет, еще до въезда на перекресток.
Обязывает ли стрелка повернуть?
Рассмотрим еще один популярный вопрос водителей. На перекрестке водитель планирует проехать прямо и занял более удобную для этого полосу (правую). После этого в дополнительной секции светофора загорелась стрелка, разрешающая поворот направо. Движение прямо запрещено. Обязан ли водитель повернуть направо? Ситуация усугубляется тем, что водители стоящих сзади автомобилей теряют контроль над собой и начинают сигналить.
Если говорить коротко, то правила дорожного движения не обязывают водителя повернуть. Он может спокойно стоять и дожидаться разрешающего сигнала.
Примечание. В данной статье речь идет о перекрестках, на которых нет дополнительных знаков и разметки, запрещающих движение прямо из правой полосы. Если же такие знаки или разметка есть, то занимать правую полосу для движения прямо нельзя.
Тем не менее давайте разберемся, почему сигналят стоящие сзади водители. А для этого обратимся к тексту правил дорожного движения СССР, действовавших до 1 июля 1994 года:
14.8. На перекрестке, где движение регулируется светофором с дополнительной секцией, водитель, находящийся на полосе, с которой производится поворот, должен продолжить движение в направлении, указанном включенной стрелкой, если его остановка создаст помеху транспортным средствам, следующим за ним по той же полосе.
То есть ранее такое требование, действительно, было. Однако оно не действует более 20 лет. Так что если Вы остановились на перекрестке, а Вам сигналят, то имейте в виду, что водитель автомобиля сзади довольно опасен. Он не открывал правила дорожного движения как минимум 20 лет и от него можно ожидать всего, чего угодно.
Примечание. Похожее требование есть в ПДД Украины, которые действовали в Крыму до 2014 года. К сожалению далеко не все жители Крыма изучили ПДД РФ, поэтому на территории полуострова гораздо чаще можно встретить водителей, которые считают, что при включении стрелки автомобили обязаны поворачивать.
Ну а если у Вас есть какие-то вопросы по поводу проезда светофоров с дополнительными секциями, то напишите их в комментариях к статье.
Удачи на дорогах!
Об авторе:
Максим Калашников
—
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
Источник
Можно ли не поворачивать на зеленую стрелку светофора, если вам нужно прямо
Мы уже разбирались в вопросе того, можно ли поворачивать на основной зеленый сигнал светофора, если не горит стрелка в дополнительной секции, и там ответ ГИБДД был однозначным. Сегодня же мы разберемся еще в одной неоднозначной на первый взгляд ситуации: можно ли, наоборот, не поворачивать на зеленый сигнал стрелки, если вам нужно ехать прямо. На самом деле здесь ответ тоже будет вполне однозначным, вот только возможны два варианта.
Что обязывает водителя поворачивать на стрелку?
Чтобы ответить на вопрос, обязан ли водитель поворачивать на зеленую стрелку, нужно понять, что обязывает его это делать. Правила дорожного движения в части маневрирования и проезда перекрестков указывают только на положение на проезжей части. Так, пункт 8.5 гласит, что «перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении. Пункты 6 и 13 ПДД, регламентирующие сигналы светофора и правила проезда регулируемых перекрестков, указывают на то, что стрелка разрешает поворачивать, при необходимости уступив дорогу. Ну а чтобы понять, как действовать в нашей ситуации, нужно добавить ко всему этому требования знаков и разметки. Именно от их наличия и указаний будет зависеть ответ на вопрос в заголовке.
Можно не поворачивать, если знаки и разметка есть?
Если на перекрестке и перед ним есть знаки и разметка, то все просто: нужно следовать их требованиям. Для ответа на вопрос об обязанности поворачивать нас интересуют знаки 5.15.1 и 5.15.2, а также дублирующая их горизонтальная разметка 1.18, определяющие число полос и разрешенные направления движения по каждой из них. Соответственно, если знаки и/или разметка разрешают движение прямо из полосы, которую вы занимаете, то вы имеете право не поворачивать на зеленый сигнал дополнительной секции светофора. И наоборот, если знаками и разметкой из вашей полосы разрешен только поворот, то вы обязаны не создавать остальным помех для движения и выполнить поворот в соответствии с требованиями знаков и светофора.
Разметка 1.18
Таким образом, при планировании маневра нужно учитывать требования знаков и заблаговременно выбирать полосу, из которой разрешено движение в нужном вам направлении. Но порой водители попадают в неловкое положение не по своей вине. Например, при наличии на перекрестке двух полос, одна из которых обозначена знаками для поворота налево, одновременно с зеленой стрелкой для движения налево может гореть и зеленая стрелка, разрешающая поворот направо при красном основном сигнале светофора. То есть, водитель, стоящий первым на красный в правом ряду, физически не может избежать «блокирования» тех, кто хотел бы повернуть направо. Однако стоит понимать, что он при этом ничего не нарушает, поскольку разметка разрешает и движение прямо, а число полос не позволяет ему освободить дорогу.
Можно ли не поворачивать, если знаков и разметки нет?
Прежде всего отметим, что ситуация, в которой на перекрестке будет светофор с дополнительной секцией, но не будет разметки и знаков движения по полосам, крайне маловероятна. Именно для исключения спорных ситуаций на таких перекрестках и добавляют знаки и разметку. Однако если по каким-то причинам зеленая стрелка светофора есть, а знаков и разметки нет, то действовать водитель может так же, как и в ситуации, когда знаки и разметка разрешают ему движение прямо. То есть, при отсутствии знаков и разметки водитель имеет право не поворачивать на разрешающий сигнал стрелки в дополнительной секции, поскольку ничто не запрещает ему продолжить движение прямо.
Предусмотрено ли наказание для тех, кто нарушает?
Водители, которые сознательно не выполняют поворот из полосы, с которой запрещено движение прямо, нарушают правила, и за это предусмотрено наказание. Правда, квалифицируется это по самой мягкой части 1 статьи 12.16. Согласно ей, несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей.
Источник