Можно ли после причастия быть с мужем

Как правильно себя вести после причастия, что можно и нельзя делать в этот день

Каждый христианин должен знать, как вести себя после святейшего таинства Евхаристии (Причастия). Этот церковный обряд сопровождается молитвами и раскаянием за прегрешения. К причащению допускаются лишь те верующие, которые искренне раскаялись в своих грехах во время исповеди. Принять причастие для христианина означает получить возможность соединиться с Господом и право надеяться на его благодать и защиту.

Справка про таинство Евхаристии

Христиане, которые хотят жить по заветам и заповедям Христа, обязаны регулярно ходить в церковь, исповедоваться в прегрешениях и причащаться. Святейшее таинство Евхаристии — это и есть Причастие. Во время этого религиозного обряда христианин из рук священнослужителя получает напоенное Кровью Христа его Тело, то есть просфору (специальный освященный хлеб с оттиском печати).

Причастие установил сам Спаситель еще на Тайной Вечере накануне своего Распятия. Господь сказал, что он символизирует себя с хлебом, а свою кровь — с вином. Бог отдал свою жизнь ради спасения грешников, а в момент совершения причастия верующие получают прощение и входят в Царство Небесное. Во время литургии священнослужители погружают просфоры в чашу с вином. Символически этот обряд означает напоенное Тело Христа его Кровью.

Верующие, которые причащаются, соединяются телом и душой с Богом, они будут жить вечно и вправе рассчитывать на воскрешение в день Второго Пришествия Христа. Христиане, принявшие причастие, защищены от дьявольских промыслов. Причастившиеся верующие получают благодать на исцеление от душевных и телесных болезней.

Перед причастием христианин должен исповедоваться и помолиться. Исповедь обязательна для всех людей, начиная с 7-летнего возраста. Причащаться рекомендуется еженедельно во время церковной литургии или хотя бы раз в месяц. Подойдя к священнослужителю, нужно скрестить руки на груди, громко сказать свое имя, принять с ложки Святой Дар и тут же его проглотить. После причастия рекомендуется дождаться окончания церковной службы и прочитать благодарственные молитвы Спасителю.

Подготовка и проведение

К святейшему причастию допускаются только раскаявшиеся в прегрешениях верующие. Некоторых христиан, имеющих тяжкие грехи, священнослужитель может не допустить к причащению. Перед этим обрядом рекомендуется соблюдать определенные правила.

Перед причастием в церкви нужно совершить такие действия:

  • перед литургией искренне исповедаться и получить у священника допуск к причащению;
  • соблюдать пост, воздержаться от пищи и еды в день обряда;
  • присутствовать на церковной службе, во время которой будет совершаться святейшее таинство Евхаристии.

Правда, подготовка к причастию должна совершаться задолго до посещения христианином храма. Женатым людям накануне обряда рекомендуется воздержаться от интимной близости. Женщины в момент критических дней к причащению не допускаются.

После полуночи в канун обряда нельзя принимать пищу. От этой обязанности освобождаются малыши и дети до 7 лет. Накануне причастия не рекомендуется курить и употреблять алкоголь.

Рано утром каждый верующий обязан помолиться. Дома можно прочитать молитвы Господу Богу, святейшей Богородице и своему ангелу-хранителю. Накануне причащения желательно посетить вечернюю церковную службу. Кроме молитв, ранним утром нужно прочитать канон и последование ко Святому Причащению.

Прийти в храм рекомендуется до того, как начнется литургия. В церкви нужно исповедоваться. К исповеди допускаются все христиане, начиная с 7 лет. Святейшее причастие могут принять только покаявшиеся верующие, получившие разрешение у священнослужителя.

Как нужно вести себя после обряда

Обряд причащения совершается во время проведения священнослужителем Божественной литургии. Получив просфору, нужно остаться в храме до окончания церковной службы. Причащение — это момент единения со Спасителем, это вхождение Христа в душу и тело верующего.

Христианин, получивший причастие, допускается к общению с Богом. Верующий может попросить прощения у Господа за свои грехи и выразить Богу свою благодарность. После обряда нужно мысленно общаться со Спасителем, просить его о вразумлении и наставлении на путь истинный. По окончании литургии рекомендуется прочитать из молитвослова благодарственные молитвы после причастия.

Что нельзя делать после причастия

Получивший прощение и святое причастие христианин не должен совершать злые дела. Запрещается даже сквернословить и думать о плохом по отношению к ближним. После причащения нельзя употреблять жирную пищу, пить алкоголь, курить. День единения с Христом должен стать новым этапом в жизни христианина, избавлением от пагубных привычек и греховных помыслов.

Запрещено сразу после обряда вступать в интимную близость, а спать днем — можно (если человек сильно устал). После причастия нужно мысленно разговаривать с Богом, молиться и совершать ради Спасителя добрые дела.

Запрещено проводить день в праздности, сидеть около телевизора или компьютера, веселиться в ресторане или ночном клубе.

Связанные суеверия

Христианство существует вот уже двадцать столетий. Обряды не менялись с момента свершения подвига Божьего Сына во имя спасения человечества. Правда, люди придумывают различные правила, которых якобы рекомендуется придерживаться в день причащения. Суеверия ничего не имеют общего с канонами Церкви.

Ошибочные обряды, связанные с причастием:

  • в ночь после причащения лучше не спать, чтобы не потерять божественную силу;
  • перед обрядом запрещено глотать слюну и чистить зубы, иначе не свершится вхождение Господа в тело верующего;
  • благодать, полученная во время причащения, действует 6 недель, а потом нужно опять сходить в церковь;
  • после обряда нельзя мясо протыкать вилкой, иначе проткнешь благодать;
  • запрещено после причащения зевать, иначе в рот влетят бесы;
  • нельзя целовать даже ребенка;
  • запрещается плеваться, петь;
  • нельзя кушать все, что содержит косточки (фрукт, рыбу, птицу, семечки);
  • запрещено мыться, чтобы не смыть благодать.
Читайте также:  При удалении желчного пузыря можно ли есть сухофрукты

На самом деле, после причастия можно делать все, что полезно душе и телу верующего. В день обряда человек должен осознать, что принял в себя самого Христа. В такой день нужно помогать ближним, страждущим и заниматься своими обычными делами.

Источник

О супружеском воздержании в дни Великого поста и перед причащением Святых Таин

Преподобный Никодим СвятогорецПреподобный Никодим Святогорец

На необходимость супружеского воздержания в дни Великого поста указывает 40-я статья «Номоканона» при Большом требнике: «Мирянам должно воздерживаться от жен весь святой Великий пост. Если же кто падет со своей женой в святой пост, таковой не должен причащаться даже и на Пасху, поскольку весь пост обесчестил. Ибо мирянам должно воздерживаться от своих законных жен, как сказано, в течение всего поста».

О том же говорит и 59-я глава книги «Кормчая» во 2-м ответе Иоанна, епископа Критского, «О том, чтобы уклоняться от своих жен в Неделю и в Четыредесятницу»: «Тех, которые даже в вечер господоименитого дня не хотят уклоняться от своих жен, как сказал апостол, чтобы проводить время в молитве, должно исправлять запрещениями в меру; так же и в Святую Четыредесятницу более, чем в другие дни должно соблюдать себя чистыми от супруг».

Теперь обратимся к каноническим вопросам святейшего патриарха Александрийского Марка и ответам, данным на них известным византийским толкователем церковных правил святейшим патриархом Антиохийским Феодором Вальсамоном. «Вопрос 52: Если во время Четыредесятидневного поста супруги не воздерживаются, удостаиваются ли они Божественных Тайн в мироспасительный праздник Великой Пасхи или нет?» Ответ: «Если мы научены воздерживаться даже от вкушения рыбы и не разрешать просто так поста во всю Святую Четыредесятницу, а также по средам и пятницам, то тем более супруги бывают вынуждены воздерживаться от плотского соития. Поэтому тех супругов, которые совершили такое противозаконие и переменили на сатанинскую невоздержность спасительное покаяние, происходящее от поста и удаления от плотских похотей (как будто целого года не было им достаточно для удовлетворения своих плотских похотей), не только не удостаивают Святого Божественного Причастия в праздник Святой Великой Пасхи, но и исправляют епитимиями».

Спустя около шести веков после Вальсамона о том же говорит другой известный греческий канонист и толкователь правил преподобный Никодим Святогорец. Имя преподобного Никодима в Греческой Церкви более авторитетно, чем в России, поскольку он является автором «Пидалиона» — свода соборных и святоотеческих правил Православной Церкви с обширными толкованиями и многочисленными примечаниями преподобного Никодима, которые были им составлены на основе толкований византийских канонистов и учения святых отцов. Клирики Греческой Церкви используют «Пидалион» как практическое руководство.

Итак, обратимся к примечанию прп. Никодима Святогорца к 69-му правилу святых апостолов (это правило определяет: «Аще кто епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец или певец, не постится во Святую Четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен»). Преподобный Никодим пишет: «Если пост среды и пятницы равен посту Четыредесятницы, то ясно, что как в Четыредесятницу не совершаются свадьбы, по 52-му Правилу Лаодикийского Собора, так не должны они совершаться и в среду и пятницу. В таком случае ясно и то, что супругам не подобает вступать в плотскую связь в эти дни ради святости и почитания поста, равно как не подобает вступать в связь и в Четыредесятницу. Ибо неуместно, с одной стороны, не нарушать эти дни поста в отношении пищи, а с другой — нарушать их плотским соединением и наслаждением. Следовательно, в эти дни следует поститься, воздерживаясь равным образом и от запрещенных в пост снедей, и от плотского вожделения. Так и пророк Иоиль прикровенно говорил о том, что во время поста супругам следует быть целомудренными: «Освятите пост, проповедите цельбу… да изыдет жених от ложа своего и невеста от чертога своего» (Иоил. 2,15-16). Божественный апостол Павел говорит уже прямо, что супруги по согласию должны воздерживаться от плотского соединения для пребывания в посте и молитве (см.: 1 Кор. 7, 5), то есть должны воздерживаться, как мы сказали, и во время поста, и в то время, когда они молятся и готовятся к причащению Божественных Таин, а также в субботу и воскресенье, согласно 13-му правилу Тимофея Александрийского, и вообще во все праздники, когда возносится духовная жертва Богу. Смотри также 1-е примечание к 13-му Правилу VI Вселенского Собора и примечание к 3-му правилу Дионисия. Смотри и 50-й ответ Вальсамона Марку, в котором он говорит, что супругам, не воздержавшимся в Великую Четыредесятницу, нужно не только запрещать причащаться на Пасху, но и назначать епитимии для исправления. Обрати внимание также на следующее высказывание Иоанна Златоуста («Слово о девстве»), приводящего в свидетельство упомянутое место из пророка Иоиля: «Если новобрачным, у которых любовная страсть в разгаре, цветет молодость и неудержимо вожделение, не следует вступать в связь во время поста и молитвы, то тем более не должны соединяться прочие супружеские пары, которые не подвергаются такому насилию плоти».

Читайте также:  Диета дюкана можно ли есть сладкое

Рассмотрим 1-е примечание к 13-му Правилу VI Вселенского Собора, к которому отсылает нас прп. Никодим. В этом примечании он говорит следующее: «Отметь, что когда патриарха господина Луку спросили, сколько дней подобает воздерживаться намеревающемуся причаститься, он соборно объявил, чтобы не только посвященные, но и женатые миряне не прикасались к женам три дня. Если Господь приказал евреям три дня не приближаться к женам, чтобы евреи приняли Ветхий закон: «Будите готови, три дни не входите к женам» (Исх. 19, 15), то насколько же более подобает соблюдать эти слова тем, которым предстоит через Божественную Евхаристию принять в себя не закон, а Самого Законодателя Бога. Если даже архиерей Авимелех (или Авиафар), намереваясь дать хлебы предложения Давиду и его людям, спросил их, чисты ли они от жен, и те ответили, что три дня воздерживались от совокупления с женами — «И отвеща Давид иерею и рече ему: и мы от жен воздержахомся вчера и третияго дне» (1 Цар. 21, 5), то как же не подобает три дня быть чистыми от жен тем, кто намеревается причаститься Господня Тела? Но и тем, которые собираются жениться, подобает исповедаться вместе со своими невестами, поститься, заранее готовиться и перед началом Божественной литургии венчаться. После же того как они обвенчаются, пусть начнется Божественная литургия, по завершении которой пусть приступят к Причастию Божественных Таин. И в ночь после Причащения они должны удерживаться от соития, как этот святейший обычай и порядок соблюдался и соблюдается доныне истинными и желающими спастись христианами. Потому, согласно Вальсамону, и упомянутый выше господин Лука подверг епитимии тех новобрачных, которые совокупились в тот же день, после Святого Причащения. На основании этого выводим из большего меньшее и говорим: если для подготовки к Причащению достаточно трехдневное воздержание от плотского соития, то уж тем более достаточен трехдневный пост. И хотя ни одно из божественных правил не устанавливает пост перед причащением, однако способные поститься перед ним и целую неделю поступают хорошо». Посмотрим, что говорит прп. Никодим в примечании к 3-му правилу Дионисия Александрийского — это правило определяет: «Достаточными судьями для самих себя должны быть и вступившие в брак. Ибо то, что подобает воздерживаться друг от друга по согласию, на время, дабы упражняться в посте и молитве, и потом снова быть вместе, они слышали из писаний апостола Павла» (см.: 1 Кор. 7, 5). К этому примечанию прп. Никодим также отсылает нас, толкуя 69-е апостольское правило: «Может возникнуть такое недоумение: поскольку апостол говорит «непрестанно молитесь» (1 Фес. 5, 17), а вступившим в брак нужно воздерживаться от соития на время молитвы, согласно тому же апостолу Павлу и предписанию настоящего правила, значит, им всегда нужно воздерживаться и никогда не вступать в половую связь? Однако это недоумение самым удовлетворительным образом разрешают два правила Тимофея Александрийского, 5-е и 13-е, в которых говорится, что под временем молитвы апостол имеет в виду богослужебные собрания и литургию. Они совершались в то время главным образом по субботам и воскресеньям, и в эти дни от супругов требовалось воздержание для того, чтобы приобщиться Божественных Таин. Значит, и это правило Дионисия всякому разумному слушателю дает понять, что оно прямо отвечает на вопрос Василида о том, следует ли воздерживаться друг от друга супругам, когда они намереваются причаститься, потому что отвечает: на это сами супруги достаточные судьи себе, то есть им нужно воздерживаться на время Причастия. Хотя в таком смысле (не знаю, почему) не истолковали это правило Зонара и Вальсамон, считавшие, что речь идет о наиболее прилежной молитве, которая должна сопровождаться злостраданием и слезами. Отметь еще, что, как прибавляет апостол, наряду со временем молитвы супруги должны воздерживаться и во время установленных Церковью постов».

О том же прп. Никодим говорит и в другом своем труде — «Эксомологитарионе». Эта книга адресована как духовникам, так и самим исповедающимся. В ней прп. Никодим дает следующее указание: «Должно отметить и то, что как подобает соблюдать пост по средам, пятницам и в Четыредесятницу в отношении пищи, так необходимо соблюдать пост и в отношении плотских удовольствий».

Приведем наставление святителя Иоанна Златоуста о воздержании во время Великого поста и о том, как правильно следует понимать слова апостола Павла. В «Слове о девстве» он пишет: «…Заслуживает исследования и следующее: если «честна женитва и ложе нескверно» (Евр. 13, 4), то почему апостол не допускает их во время поста и молитвы? Потому, что весьма странно было бы: если даже иудеи, у которых все имело отпечаток плотской, которым позволялось даже иметь по две жены, одних изгонять, а других брать, так предохраняли себя в этом деле, что, приготовляясь слушать слово Божие, воздерживались от законного соития, притом не один день и не два, а несколько дней (Исх. 19), то было бы странно, если бы мы, получившие такую благодать, принявшие Духа, умершие и спогребшиеся Христу, удостоившиеся усыновления, возведенные в такую почесть, после столь многих и столь великих благ, не прилагали усердия, одинакового с этими детьми. Если же кто стал бы опять спрашивать, почему сам Моисей отклонял иудеев от брачного общения, я сказал бы, что брак, хотя и честен, но может достигать только того, что не оскверняет живущего в нем, а сообщать еще святость один он не в состоянии, — это уже дело не его силы, но девства. И не Моисей только и Павел возвещали это; послушай, что говорит Иоиль: «освятите пост, проповедите цельбу, соберите (люди, освятите) церковь, изберите старейшины» (Иоил. 2, 15, 16). Но, может быть, ты желаешь знать, где он советовал воздерживаться от жены? «Да изыдет, — говорит он, — жених от ложа своего, и невеста от чертога своего» (ст. 16). Это даже больше Моисеева повеления. Если жениху и невесте, у которых страсти кипят, юность цветет, похоть бывает неудержима, не следует сообщаться во время поста и молитвы, то не гораздо ли более тем, для которых нет такой необходимости сообщения? Тот, кто молится и постится как следует, должен отказаться от всякой житейской похоти, от всякой заботы и рассеянности и, вполне сосредоточившись в самом себе во всех отношениях, в таком состоянии приступать к Богу. Потому пост и есть добро, что он устраняет заботы души и, прекращая угнетающую ум дремоту, обращает все помыслы к ней самой. На это и Павел намекает, когда отклоняет от совокупления, и употребляет выражение весьма точное. Он не сказал: «да не оскверняетесь», но: «да пребываете», то есть упражняетесь, в посте и молитве; так как сообщение с женою ведет не к нечистоте, но к неупражнению (в этих делах). Если теперь после такой предосторожности диавол старается препятствовать нам во время молитвы, то, застигнув душу расслабленною и изнеженною от пристрастия к жене, чего не сделает он, развлекая туда и сюда наши мысленные очи? Чтобы нам не потерпеть этого и не обращаться к Богу с напрасною молитвою, особенно когда мы стараемся приклонить Его на милость к нам, апостол и повелевает удаляться тогда от (брачного) ложа. Если приходящие к царям, — что я говорю — к царям? — даже к низшим начальникам, и рабы, прибегающие к господам, потерпев ли обиду от других, или нуждаясь в каком-нибудь благодеянии, или поспешая укротить возбудившийся против них гнев, приступают к объяснению с этими лицами, устремив на них глаза и все мысли свои, а при малейшей рассеянности не только не достигают желаемого, но и уходят, получив какую-нибудь неприятность; если желающие утишить гнев людей поступают с такою тщательностию, то что будет с нами, несчастными, если мы будем приступать с небрежностию к Владыке всех Богу, подвергшись притом гораздо большему гневу Его? Ни слуга не станет раздражать господина, ни подданный царя так, как мы ежедневно прогневляем Бога. Объясняя это, и Христос назвал грехи по отношению к ближнему динариями, а грехи по отношению к Богу — тмою талант (Мф. 18, 23, 24). Посему, когда мы в молитвах прибегаем к Нему с намерением утишить такой гнев и умилостивить Его, так прогневляемого нами каждый день, апостол справедливо отклоняет нас от упомянутого наслаждения и как бы так говорит: «Возлюбленные, речь идет у нас о душе, опасность предстоит крайняя; нужно трепетать, страшиться и сокрушаться; мы приступаем к грозному Владыке, многократно оскорбленному нами, имеющему против нас великие обвинения и за великие грехи; теперь не время объятий или наслаждений, но слез и горьких стенаний, коленопреклонений, тщательного исповедания, прилежного сокрушения, многих молитв». Благо будет тому, кто, с таким усердием приступив и припадши к Богу, смягчит гнев Его — не потому, чтобы Господь наш был жесток и непреклонен, — напротив, Он очень кроток и человеколюбив, — но чрезмерность наших грехов не попускает даже и Благому, Кроткому и Многомилостивому скоро прощать нас. Посему и говорит апостол: «Да пребываете в посте и молитве». Что же может быть прискорбнее того рабства? Я хотел бы преуспевать в добродетели, возноситься на небо, постоянным упражнением в постах и молитвах омыть нечистоту души; а между тем если жена не хочет склониться на это мое намерение, я принужден рабски подчиняться ее невоздержанию. Поэтому сначала он и сказал: «Добро человеку жене не прикасатися». Поэтому и ученики говорили Господу: «Аще тако есть вина человеку с женою, лучше есть не женитися» (Мф. 19,10)».

Читайте также:  Можно ли собакам есть трубчатые кости

В заключение приведем учение о воздержании от супружеских отношений в пост другого великого учителя Церкви, святителя Василия, согласное со святителем Иоанном: «Пост указывает меру и в делах супружеских, удерживая от неумеренности даже в том, что дозволено законом: по согласию отделяет время на то, да пребывают в молитве (1 Кор. 7, 5)».

Источник