Можно ли понять как будет учиться ребенок

6 признаков того, что ребёнок будет успешен в учёбе

Каждый любящий родитель пытается раскрыть способности ребёнка, записывая его с ранних лет в развивающие кружки или школы. Тем не менее во многих случаях ответ лежит на поверхности. Адукар изучил исследования зарубежных психологов и педагогов и расскажет о шести признаках того, что ребёнок будет успешен в школе.

Малыш рано научился ходить

В 2016 году группа американских учёных опубликовала результаты своего масштабного исследования. На протяжении четырёх лет они наблюдали за моторным развитием 600 малышей. Мамы регулярно присылали отчёты, где отмечали, в каком возрасте ребёнок впервые сел, пополз, самостоятельно встал на ножки и начал ходить. Когда детям исполнилось четыре года, учёные проверили их интеллектуальные способности. Результаты тестов ошеломили. Оказалось, что дети с ранним моторным развитием лучше справились с заданиями, чем их сверстники, которые научились ползать и ходить чуть позже.

Конечно, у любого правила бывают свои исключения. Но если замечаете, что ваш малыш раньше, чем другие, стремится к вертикальному положению, — это прекрасный повод для радости. И, возможно, признак того, что у ребёнка будет хорошая успеваемость в школе.

Можно ли понять как будет учиться ребенок

Ребёнок рано заговорил

О том, что ребёнок будет не столько успешным в учёбе, сколько грамотным, говорит следующая научная работа. В 2018 году журнал PLOS ONE опубликовал исследование учёных из Университета штата Флорида. Экспериментаторы наблюдали за 9 детьми с младенчества до 6 лет и следили за развитием их речи. Авторы пришли к выводу: чем сложнее детский лепет, тем проще в будущем дети запоминают буквы и грамотнее пишут.

Поэтому если вы замечаете за своим младенцем сложный лепет, а в дошкольном возрасте — большие связные высказывания, то проблем с языками у него в школе быть не должно.

Опытная мама делится советами, как научить ребёнка рано разговаривать

В доме много книг и обучающих игрушек

Учёные из Университета штата Нью-Йорк говорят о том, что ребёнка нужно баловать игрушками, особенно развивающими. Как показало исследование, это пойдёт только на пользу. Около 10 лет экспериментаторы ходили в гости к двум тысячам семей и смотрели, в какой среде растёт ребёнок и что его окружает. Когда дети пошли в школу, исследователи протестировали их мыслительные способности, умение решать задачи и даже определили словарный запас. Оказалось, чем больше игрушек и книг было в детстве, тем лучше школьники справлялись с интеллектуальными заданиями. Главным условием такого успеха исследователи считали то, что с ребёнком занимались родители. Ведь как узнаешь, кто такой кот, если тебе его не показывали и не рассказывали о нём, верно?

Поэтому важно не просто засыпать ребёнка игрушками и книгами. Взрослым нужно выделять время на то, чтобы рассказывать об окружающих предметах, читать разнообразные книги и детские энциклопедии. Это основа, которая поможет ребёнку стать успешным в учёбе.

Ребёнок любопытен

Раньше способными к учёбе считали старательных и послушных детей. Но учёные из Техасского университета в Остине доказали, что это миф, а главный ключ к успеваемости — любознательность. Исследователи изучили способности более 1000 близнецов в возрасте 8−14 лет и связь между самоконтролем и знаниями. Учёные пришли к выводам, что склонности к математике и литературе зависят прежде всего от любопытства. Поэтому у Варвары с оторванным носом, возможно, были бы десятки по этим предметам.

Чтобы ребёнок преуспевал в школьной программе, его нужно заинтересовать. А к любопытству и старание приложится. Как это сделать — задача учителей, репетиторов или родителей.

Родители хвалят ребёнка за старания

Может, для кого-то из родителей станет открытием, но микроклимат в семье важен для умственного развития детей. Группа американских учёных изучала влияние родительской похвалы на успеваемость ребёнка. Одобрительное «Умничка! У тебя здорово получилось!» помогает малышу становиться увереннее в себе и не бояться изучать новое. Если хотите воспитать сильную и умную личность, хвалите за успехи и радуйтесь вместе с ребёнком.

Малыш ещё до школы научился писать и считать

Американские учёные из Северо-Западного университета всеми руками за то, чтобы дети учились письму и счёту до школы. Перед тем, как сделать такое громкое заявление, они проанализировали исследования с 35 000 пятилетних детей из США, Канады и Англии. Затем проследили успеваемость испытуемых, когда им было 7−14 лет. Оказалось, что раннее знакомство с буквами и цифрами повлияло на умственные способности и успехи в школе.

Конечно, не стоит четырёхлетнего ребёнка заставлять учить буквы и считать до ста. К тому же в детских садах воспитатели готовят дошкольников к первому классу. Но, как показывает практика, такой подход не гарантирует поголовный успех в школе. Возможно, на это влияют и другие факторы, о которых учёные Северо-Западного университета не упомянули.

Что делать, если вы не замечаете за своим ребёнком ни одного из признаков?

Не цепляться за число. Научные работы могут лишь говорить о некоторой закономерности, а не стопроцентном правиле. И даже если у вашего малыша развитие проходит без какого-либо вышеупомянутого признака, это не значит, что его успеваемость в школе будет ниже. Самое важное — любить своего ребёнка, уважать его маленькие потребности и открывать ему мир через доверительное общение. Если родителю не хватает опыта, тогда можно задуматься о развивающих курсах. Педагоги будут заниматься с ребёнком и научат этому взрослых.

Читайте также:  Можно ли подать заявление в загс если есть только временная прописка

***

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, Facebook, ASKfm и поделись постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые пригодятся тебе для учёбы.

Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. @adukar.by

Можно ли понять как будет учиться ребенок

Источник

Можно ли заранее знать, что ребенок будет учиться хорошо/плохо?

К чему готовиться? Возможно ли предугадать?

Борзы­х Юлия [68.7K]

4 года назад

Можно.Но, давайте сначала выясним, какой ребенок успешный в учебе.Что определяет успешного ребенка? Это- наличие у ученика познавательной мотивации.Этот термин обозначает совокупность побуждений к жизненно значимым целям- явлениям, событиям, поступкам.В нашем с Вами случае речь идет о побуждениях к познавательной деятельности. Наличие у ребенка познавательной мотивации(направленности, интереса, устремления), означает установку на все то, что несет новизну и необычность. Это и любопытство ко всему новому, активность в поиске взаимосвязей между предметами и ситуациями, и стремление к всё новому и новому познанию.При отсутствии познавательной мотивации, мы видим совершенно обратную картину: пассивное поведение, безучастность, равнодушие, капризы,уход от самой возможности умственного напряжения.Ваш ребенок ближе к Вам, вот и понаблюдайте,проанализируйте с этой точки зрения.Становление познавательной мотивации имеют ранние формы контакта ребенка с близкими взрослыми, поэтому мы это с Вами пропустим. Перейдем ко второму вопросу- к чему готовиться.А готовиться придется, в первую очередь, к терпению.Хочу сразу Вам дать совет (как педагог с 40 летним стажем), чтобы Вы поняли: никакие занятия с репетиторами или школьными педагогами не могут заменить ребенку общения с ней.Начинайте с восстановления положительного эмоционального контакта с ребенком.Поверьте, это очень важно!Неудачниками наши дети не рождаются, это мы взрослые помогаем им стать такими!Это мы, сами родители должны сформировать у ребенка интерес к познанию, исследованию, научить стать ищущим и жаждующим познания.Успехов Вам!

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Svet0­61 [69.6K]

4 года назад

Думаю, что заранее предугадать сложно. Можно только предполагать.

Постараюсь объяснить свою точку зрения. Если ребенок идет в школу хорошо подготовленным- умеет читать, считать и дстаточно хорошо логически мыслить, значит ли это , что учеба будет даваться легко? Система начальной шкоы образования предусматривает приобретение навыков написания, освоение определенных методик счета и пересказа и т. д. По сути, начальная школа нацелена на штудирование учеником определенных правил и рамок, формирование дисциплины и порядка. Для детей исполнительных и покорных, эта часть учебного процесса проходит безболезненно. Для детей интеллектуально более развитых, этот процесс проходит сложно. Этому есть статистические подтверждения.

Что касается более старшего возраста, то интерес к учебе будет зависить от уровня знаний.В этом возрасте большую роль в стремлении учиться будет играть самооценка. Если ребенок разбирается в чем-то лучше, то и стремление продвинуться выше в этом направлении будет сильнее.

Главная задача не «отбить желание» и стремление к знаниям.

Нет. Вспомните фото Энштейна с высунутым языком, а ведь в школе он был двоечник, и звезд с неба не хватал. Хотя всему миру он известен как гениальный ученый.

И ругаться на детей нельзя, если плохо учатся. Наоборот, поощрять нужно.

А еще- генетику никто не отменял.Если вы школу закончили с трудом,то вряд ли ребенок будет гореть желанием учиться. А если вы учились хорошо,да еще институт закончили на бюджетном отделении,то высока вероятность,что у ребенка тоже все сложится с учебой хорошо.

Niema­nd2 [12.3K]

4 года назад

Разумеется. Чудес же не бывает. Что, родители не знают своего ребенка?! Не «предугадать», а практически стопроцентно можно определить.

worke­r2312 [14.1K]

4 года назад

Конечно можно. Перед тем как ребенок идет в школу, он проходит несколько лет садика. А также на развитие ребенка влияет и воспитание родителей. Если вы будете заниматься обучением своего малыша, будете развивать его сображалку. Приложите максимум усилий чтобы ему учится было легко. Ясное дело, учится он будет хорошо. И еще важный момент, кормите ребенка полноценной пищей. Для хорошей работы мозга, нужно кушать, потому что на умственную деятельность уходит много энергии. Так что не игнорируйте данный факт.

Знаете ответ?

Источник

Будет ли ребенок хорошо учиться в школе?

Школа — новый и очень сложный этап в жизни ребенка. Ведь это одновременно и новые отношения, и новые правила, новые навыки и новые требования, которые ребенку приходится освоить в довольно сжатые сроки и все сразу. Сложность к тому же заключается в том, что эти требования и правила применяются ко всем детям одинаково, без учета уровня развития каждого отдельного ребенка. Но дети далеко не одинаковы, и многие, в силу разных причин, приходят в школу психически или физически незрелыми.

Можно ли понять как будет учиться ребенок

Что это за причины?

Трудности, связанные с обучением в школе, не случаются ни с того, ни с сего. Львиную долю причин школьной неуспеваемости следует искать в особенностях раннего развития ребенка, его неврологического и соматического анамнеза.

Читайте также:  Можно ли есть долму беременным

Рассказывает Даниил Андреевич Севан, клинический психолог, патопсихолог, нейрореабилитолог, ведущий нейропсихолог «Центра речевой неврологии «ДокторНейро»:

«Условно можно выделить два основных направления. Первое напрямую связано с неврологическими нарушениями, которые попадают под компетенцию врачей-неврологов.

Во втором случае речь идет о последствиях задержек психического и речевого развития в раннем детском и дошкольном возрасте. Причины таких задержек связаны с тем, что те или иные структуры коры головного мозга не смогли должным образом функционально сформироваться и обеспечить работу психических функций — моторной функции, функции слухового или зрительного восприятия, пространственной функции и т.д.

Образно это можно сравнить с компьютером. Компьютер собрали, все детали на месте, осталось установить в него программы обеспечения.

То есть что происходит? Каждая психическая функция отвечает за умение выполнять то или иное действие. Например, моторная функция отвечает за движения. Это, с одной стороны, и умение держать ложку, но, с другой стороны, это и способность рисовать карандашом. И второе действие сложнее первого. По мере взросления ребенка его деятельность должна усложняться. С возрастом ребенок должен уметь выполнять все более и более сложные задачи. Если психическая функция (в нашем примере — функция моторики) не достаточно созрела, то и выполнение более сложных действий становится ребенку не под силу. Он начинает не справляться.

Посмотрим, что происходит в школе, если психические функции не созрели.

Если говорить о той же моторной функции, то тех навыков, которых хватало для игр, простых манипуляций с предметами или рисунков, оказывается уже недостаточно для более сложного — для письма.

Если недостаточно сформировалась слуховая функция, ребенок начинает испытывать трудности с переводом устной речи в письменную (в коре головного мозга не создается прочная связка «фонема-графема»).

Незрелость пространственной функции вызывает трудности при рисовании, усвоении счета и норм грамматики языка (ведь умение ориентироваться в понятиях конца и начала, выстраивать причинно-следственные, иерархические связи, умение делить целое на составляющие, идти от большого к малому и наоборот — это и есть умение строить слово, фразу, текст).

Недостаточность функции зрительного восприятия приводит к трудностям при письме и чтении. Ребенку тяжело различать и понимать буквы, схожие по оптическим признакам (например, «н» и «п»).

Систематическая неуспеваемость по русскому языку, например, может быть связана с функциональной незрелостью височных (отвечающих за переработку слухоречевой информации) и/или задних лобных (отвечающих за программирование и обеспечение сложных моторных координаций) отделов коры головного мозга. Такие дети имеют проблемы с почерком, путают буквы при письме, пропускают слоги и буквы, сливают несколько букв в одну, либо не дописывают элементы букв, части слов и предложений».

Маркеры потенциальной неуспеваемости

Речь идет не только о детях с явными задержками речевого или психо-речевого развития. Ведь легкие отклонения могут проявляться в виде незначительных «огрех» и оговорок в речи, легких «шалостях», несколько повышенной «живости» в поведении ребенка — чуть-чуть избалован, чуть-чуть вспыльчив, чуть-чуть ошибается в произнесении некоторых слов… Но такие «чуть-чуть» — не что иное, как элементы нарушений, и, к сожалению, в школе именно они вырастают в проблему неуспеваемости.

По каким признакам родители могут понять, готов или не готов их ребенок к школе? Придется ли ему столкнуться с трудностями усвоения школьной программы и новых навыков адаптации?

Рассказывает Наталия Михайловна Шмагина, специалист высшей квалификационной категории, нейролингвист, дефектолог-психолог, логопед-дефектолог логопедического центра «Детская академия речи»:

«В норме у ребенка к 5-5,5 годам (то есть за год-полтора до поступления в школу) должна сформироваться правильная связанная речь как на уровне звукопроизношения (исключение могут составлять звуки «л» и «р»), так и на уровне грамматики. Что должно насторожить родителей детей-дошкольников:

1. В речи ребенка присутствуют фонематические замены: «небель» вместо «мебель», «транвай» вместо «трамвай» — такие оговорки могут свидетельствовать о незрелости фонематического слуха (фонетико-фонематического недоразвития речи), когда ребенок не слышит некоторых фонем родного языка.

В норме у дошкольника уже должны быть сформированы элементарные навыки фонематического анализа. Он может определять первые и последние звуки в слове, умеет разделять слова на слоги при помощи шагов или ладошек, если взрослые ему покажут, как это делается.

2. Не сформирован навык словоизменения: «капустовый» вместо «капустный», «зайцый» вместо «заячий», «колосы» вместо «колосья», «яйцы» вместо «яйца», «кольцов» вместо «колец» — это признаки как частичного фонетико-фонематического нарушения речи (ФФНР), так и не до конца скорректированного общего недоразвития речи (ОНР).

В норме ребенок этого возраста умеет правильно образовывать качественные и притяжательные прилагательные и не испытывает трудностей при образовании множественного числа или родительного падежа существительных, в том числе среднего рода. Допускаются ошибки в образовании притяжательных прилагательных, т.к. это одна из самых сложных в русском языке задач словоизменения.

3. Несформированность навыков понимания временных и пространственных отношений. Ребенок путает слоговую структуру слова (меняет слоги местами при произнесении некоторых слов), затрудняется в употреблении предлогов (на, под, над, из-под, из-за и т.д.). Путается в понятиях «лево/право», «вчера/сегодня», «дни недели», «части суток», «времена года». Не всегда может правильно ответить на вопросы: «Какой день недели после вторника?», «В какое время суток мы обедаем?» и т.п. Подобные затруднения наблюдаются у детей с различного рода нарушениями пространственного восприятия.

4. Связная речь бедная, в ней отсутствуют прилагательные (кроме самых примитивных: «большой», «красный», «маленький» и т.п.). Это свидетельствует об общем недоразвитии речи (ОНР).

Читайте также:  Можно ли есть арбузы при отеках беременной

В норме дошкольник должен свободно использовать в речи распространенные предложения, состоящие из четырех слов, минимум, в которых обязательно присутствуют разнообразные прилагательные, в том числе притяжательные.

Кроме того, стоит обратить внимание на то, насколько легко ребенок запоминает цифры и буквы. Такого рода затруднения могут также свидетельствовать о формировании функционально некачественного зрительного восприятия. При этом необходимо учитывать, что зеркальное печатанье (не в ту сторону) букв и цифр допустимо до 7, а у левшей и вовсе до 7,5 лет».

Что в итоге получается в школе?

Если вовремя не обратить на это внимание, то в школе все перечисленные выше проблемы «всплывают» в виде дислексии (неспособности быстро и правильно распознавать слова, а, следовательно, читать и понимать прочитанное), дисграфии (нарушения письма, трудностей с правописанием, пропусков и перестановок букв при письме), дизорфографии (трудностей использования правил русского языка).

В логопедии существует множество классификаций дисграфии. Среди основных можно выделить:

  • оптическую дисграфию — ребенок путает и некорректно употребляет в письменной речи похожие буквы (м-н, с-э, ц-п, ш-щ и т.д.). Оптической дисграфии могут сопутствовать сложности с пространственно-образным мышлением: восприятие форм, размеров и цветовосприятие.
  • акустическую дисграфию, которая возникает при нарушении фонематического слуха. Ребенок в письменной речи путает местами или вовсе пропускает буквы, заменяет их на парные по звучанию (е-э, ж-ш, б-п и т.д.)
  • аграмматическую дисграфию — неумение строить предложения. Ребенок некорректно использует окончания падежей, числа, предлоги, порядок слов и т.д.;
  • артикуляторно-акустическую дисграфию — неправильное «выговаривание» звуков. Ребенок пишет слова так, как слышит, вернее, так, как сам произносит.

Как мы видим, все эти трудности школьного обучения «выплывают» из перечисленных выше дошкольных проблем.

Сложности поведения

Под проблемами обучения мы понимаем не только сложности усвоения учебной программы, но и также трудности, связанные с поведением.

Д. А. Севан: «Систематические плохие оценки за поведение могут быть следствием того же самого недостаточного функционирования подкорковых структур головного мозга, отвечающих за энергетическое обеспечение функции произвольного контроля. Из-за чего ребёнку просто «не хватает сил» себя контролировать на уроке и «хорошо себя вести». После 5-10 минут интенсивной нагрузки такой ребёнок непроизвольно возвращается к более ранним, игровым формам поведения, не уместным в ситуации занятия».

Неспособность к самоконтролю лежит в основе такого диагноза, как синдром дефицита внимания и гиперактивности. СДВГ является еще одной причиной школьной неуспеваемости, наряду с дисграфией и дислексией.

Рассказывает Елена Борисовна Новикова, кандидат медицинских наук, доцент кафедры неврологии детского возраста РМАПО, невролог «Центра речевой неврологии «ДокторНейро»:

«Если говорить о неврологических причинах неуспеваемости в школе, СДВГ, пожалуй, стоит определить на первое место. Ребенок, страдающий СДВГ, не способен высидеть урок, послушать, понять, услышать, он плохо концентрирует внимание, быстро отвлекается, истощается, что приводит к гиперактивному поведению, а оно в свою очередь также мешает концентрировать внимание. Формируется замкнутый круг.

Это очень сложная, трудно решаемая проблема, требующая участия нескольких специалистов — неврологов, нейропсихологов и дефектологов.

Еще одна проблема — это головные боли у школьников. Они могут быть связаны как с переутомлением, так и с наличием у ребенка неврологического заболевания. Это требует обязательного проведения подробного обследования для выяснения причины головной боли.

Другая неврологическая проблема, затрудняющая обучение в школе — это различные проявления вегетативной дисфункции, такой диагноз звучит как «нейроциркуляторная дистония». Такие дети страдают головными болями, повышенной утомляемостью, склонностью к обморочным состояниям, нарушениями сна, нарушением терморегуляции, повышенной потливостью. При нарастании школьной нагрузки их самочувствие может заметно ухудшаться, и в некоторых случаях таким детям требуется предоставление дополнительного дня отдыха в неделю.

Следующая проблема, мешающая детям учиться — это тики (навязчивые, иногда непроизвольные движения и даже насильственные звуки). Они могут быть проявлением как невротических состояний, так и иметь в своей основе органическую природу.

Детям с неврологическими заболеваниями может потребоваться домашняя форма обучения».

Что происходит, если ребенок сталкивается со школьной неуспеваемостью?

Дисбаланс требований, предъявляемых к ребенку, и его реальных возможностей приводит к трудностям в обучении — ребенок по объективным причинам оказывается неспособен усваивать наравне со всеми школьную программу, и начинает отставать. В довольно скором времени это приводит потере интереса, снижению познавательной активности школьника. Ребенок оказывается в ситуации неуспеха. И тут очень важный момент: у детей в семилетнем возрасте начинает формироваться самооценка и самокритика. Появляется страх быть непринятым в обществе. Школьная неуспеваемость, невозможность себя проявить, отсутствие похвалы со стороны учителя, и, наоборот, постоянная критика начинают резко ронять самооценку ребенка. Он начинает чувствовать себя неудачником.

Что нужно делать?

Важно быть уверенными, что ребенок к школе и физически, и психологически готов. Специалисты рекомендуют еще за год до школы пройти диагностику — у психолога (на предмет психологической зрелости), нейропсихолога (с точки зрения зрелости психических функций) и логопеда (чтобы оценить не только звукопроизношение, но и всю структуру речи, дать четкие рекомендации по дальнейшему формированию и развитию навыков устной речи). И конечно, первый помощник — это невролог. Даже если родителям кажется, что никаких предпосылок для беспокойства нет, это не всегда так. Зачастую близкие люди этих предпосылок просто не замечают, и лишь сторонний специалист может адекватно оценить возможности и навыки ребенка.

Фото — фотобанк Лори

Источник