Можно ли помнить все что было
Как вспомнить прошлую жизнь? И к чему это может привести?
Сегодня рассмотрим несколько способов, как вспомнить свою прошлую жизнь, и к чему это может привести. В последнее время много людей хотят вспомнить, кем они были в прошлых воплощениях. Для новичков начавших заниматься разными практиками, вспомнить свои реинкарнации, является чуть ли не главным желанием. Все хотят достать из прошлых жизней какие-то умения, знания, кем они были, и узнать предназначение своей жизни, но никто не учитывает очень серьезные моменты. Во-первых, процент знатного населения был крайне мал, большинство людей — это были бедные крестьяне. И вероятность того, что вы были богатым дворянином, очень мала, а знаменитостью тем более.
Хотя если пройтись по психиатрическим лечебницам, там находятся одни наполеоны и множество знаменитостей. Так что шанс, что вы были знаменитостью, у вас конечно есть. Из-за этого выходит следующее, что жили вы бедно и тяжело, счастье конечно не в деньгах, но в бедности счастье найти крайне сложно. Люди, живущие в бедности, не зная достатка, очень тяжело трудятся и часто болеют. В древности было очень резкое классовое разделение. И к бедному слою населения, относились крайне неуважительно. Вы хотите вспомнить, как вы тяжело работали на полях, рудниках. Как над вами издевались, а потом вы тяжело болели и умерли.
Продолжаем далее. Не факт, что вы были хорошим человеком. Ваши прошлые поступки, может и не лишат вас рассудка, но мировоззрение, могут хорошенько пошатнуть. Теперь рассмотрим самый веский аргумент. Самым первым вспоминается момент смерти.
Так вышло, что вспоминаются самые яркие впечатления ваших жизней. А смерть является самым ярчайшим моментом, особенно долгая и мучительная. Большинство людей видят, как их убивали на разных войнах. Как вы уже знаете, воины на планете практически не прекращались. Помимо смерти ярче всего запоминается боль, потому вспоминать вы будете обрывками и в основном, крайне неприятные моменты. Потому, если вы надеялись увидеть красивую, богатую жизнь, будете очень разочарованы. И наконец, самое главное, рассматривая свои прошлые жизни, у вас не получится оттуда вынести какую-либо информацию, навыки и умения тоже не передаются. А это значит, что вы не научитесь скакать на лошади, драться на мечах, или писать стихи. Знания увы, достать тоже не удастся, а также о предназначении своей реальной жизни, вы тоже ничего не узнаете. Конечно, вы побываете в разных уголках нашей планеты, вспомните, как вы участвовали в разных исторических событиях, а значит будете участниками разных битв.
Конечно Вы увидите многое. Но проверить на подлинность происходящие события очень сложно.
И всё это в конечном итоге у вас закончится быстрой или долгой и мучительной смертью. А умирать крайне неприятно. После просмотра таких воспоминаний у вас есть все шансы попасть в психиатрическую лечебницу.
Если эти моменты вас не останавливают, тогда вперёд. Процесс этот не быстрый, сначала вспоминаются все ваши смерти с последнего до первого воплощения на этой планете. Вспоминать вы их будете в мельчайших подробностях, с полным эффектом присутствия, боль конечно не ощущается, но всё остальное чувствуется очень реалистично. Это напоминает, когда человеку делают операцию под местной анестезией, он не чувствует боли, но видит всё, что происходит вокруг него. Точно также вы будете ощущать, как израненное тело истекает кровью и наступает мучительная смерть. И когда приходит понимание что это конец, а родственники остаются и вы никого не можете забрать с собой. Приходит величайшее отчаяние.
Если вы всё ещё хотите вспомнить свои прошлые жизни, тогда переходим к практике. Заключается она в следующем. Вам необходимо сесть в удобную позу, расслабиться и остановить внутренний диалог. Процесс этот не очень простой. Если вы занимаетесь восточными практиками, для вас это не проблема. Далее вспоминается прошедший час, день, год за годом, как бы перематываем пленку воспоминаний назад. Чем дальше, тем быстрее и меньше деталей. То есть сначала вы видите основные события часа, потом дня, месяца года. Скорость перемотки событий с каждым годом увеличивается, не нужно останавливаться на деталях. Это должен быть сплошной поток воспоминаний. Когда дойдёте до детских воспоминаний, вы попадаете в некую черную пустоту, здесь главное не останавливаться. Вы уже настроены и должны продолжать перемотку. Это может получиться не сразу и может растянуться на несколько месяцев. Но рано или поздно, вы должны вылететь в момент своей последней смерти. Этот момент, вы увидите довольно подробно. Сохраняя эффект перемотки, вам нужно будет двигаться значительно медленнее. Просматривая основные события жизни. Чтобы посмотреть следующую жизнь, точно также ускоряетесь. Попадаете в черноту и на момент предыдущий своей смерти. Сначала воспоминаний будет мало, но их уже не получится остановить, они будут всплывать за счёт ассоциаций из настоящей жизни. На то чтобы вспомнить большую часть, могут уйти месяцы и годы.
Может к старости, что- то вспомните.
Как вы заметили, практика не очень сложная, но вы должны постоянно сохранять концентрацию, ни на что не отвлекаться и не бояться. Если такой способ окажется очень сложным. Можно применить ещё один метод, используя холотропное дыхание. Применяя этот метод, у вас получится очень быстро вспомнить свои прошлые жизни. Но в сравнении с первым методом, он более опасен для человеческого организма. Если у вас крепкие нервы и много лишнего здоровья, тогда вперёд за воспоминаниями.
Если вам интересна тема холотропного дыхания, пишите комментарии я её раскрою в следующей статье. Подписывайтесь на мой развивающийся канал. Всем добра и здравомыслия.
Источник
Можно ли помнить все? Внимание на службе у памяти
Можно ли помнить всё? Такой вопрос часто возникает у тех, кто интересуется возможностями памяти. Варианты этого вопроса — можно ли помнить каждый день своей жизни, запомнить дословно целую книгу или картину в деталях.
Ответ на эти вопросы сводится к вопросу взаимоотношений памяти и внимания. Запоминает память, но факты, которые её нужно запомнить, предоставляет внимание.
Нас окружает множество предметов и нам постоянно приходится видеть и анализировать множество событий. И если бы нашему мозгу приходилось всё это сразу анализировать, подмечать всё, что происходит вокруг, то он оказался бы просто парализован той информацией, которая поступает к нему. Для того, чтобы справиться с этой лавиной данных наш мозг концентрируется только на некоторых вещах, важных в данный момент, держа на заднем плане остальные, несущественные, не имеющие в данный момент значения детали.
В каждый конкретный момент времени мы можем размышлять над одной проблемой или задачей, рассматривать один предмет или переживать только одно состояние и пр. Всё остальное у нас воспринимается в качестве фона, мы за ним следим краем глаза, и оно попадает в наше поле зрения только в том случае, если там происходит что-то необычное. В этом случае мы меняем наш объект и в роли главного объекта начинает выступать это необычное. Эта функция нашего мозга, которая определяет, чем мы заняты в данный момент времени и называется вниманием.
Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности. Направленность сознания – позволяет выбрать объект, а сосредоточенность заключается в том, что мы отвлекаемся от всего того, что не имеет отношения к этому объекту.
Если рассматривать простейший случай взаимодействия внимания и памяти, то если мы не сможем сосредоточиться на запоминаемом объекте, то нам просто нечего будет запоминать, нужная информация просто не дойдёт до нашего мозга. Но даже если мы можем сосредоточиться, то внимание облегчает запоминание. Например, известно, что связывая запоминаемую информацию с уже известной или просто находя связи в запоминаемой информации можно облегчить запоминание. Но поиск этих связей также осуществляется при помощи внимания. Если вы только учитесь запоминать — то сознательно, если же опыт в этой области уже есть — просто по привычке, бессознательно. В любом случае поиском нужных связей и зависимостей управляет внимание. И без хорошей работы внимания в запоминании не обойтись.
Аналогично, действует это правило и в случае, если вы хотите использовать это правило для того, чтобы что-то вспомнить. В данном случае можно использовать другой закон: Если что-то забыл, попробуй сначала вспомнить что-то имеющее отношение к забытой информации. Для того, чтобы проложить путь от известного к тому, что нужно вспомнить, также требуется целенаправленное внимание. Так что без внимания нет запоминания. Недаром многие книги и курсы по развитию памяти в своем названии кроме памяти содержат слово внимание. Вывод ясен — хотите запоминать, не забывайте про внимание!
И кстати, понимание того, как работает внимание помогает ответить на вопрос: можно ли помнить всё? Такой вопрос часто задают желающие улучшить свою память. Ответ нет, нельзя. Потому-что человек не может быть сконцентрирован на всём одновременно. Но хорошая новость состоит в том, что можно помнить всё то, что Вам нужно! А вот на это человеческая память вполне способна.
Источник
Учёные против мифов. 16 вопросов о том, как устроена человеческая память
Зачем человеку нужен мозг? Почему умение забывать — благо, а помнить всё — скорее отклонение от нормы — рассказывает профессор кафедры микробиологии и иммунологии биологического факультета ПГНИУ, по совместительству профессор отдела нейробиологии института имени Вейцмана в Израиле Эдуард Коркотиан.
Профессор преподаёт в двух университетах — в Перми и в Израиле
Фото: Пресс-служба ПГНИУ
Поделиться
Миф № 1. Человек может вспомнить события детства, младенчества, рождения и даже реинкарнаций, а также то, чего в его жизни не было
— По поводу реинкарнаций ничего сказать не могу. Вообще, нет смысла спрашивать меня про эзотерику, магию и прочее волшебство. Я искренне призываю читателей жить в современном мире — в мире космических технологий, робототехники, искусственного интеллекта, а если говорить о мозге, то в мире вирусной трансформации, оптогенетики, электронных интерфейсов, а не первобытных сказок. В современной науке тоже есть свои мифы, но совершенно другого уровня.
Насчет воспоминаний детства: я не знаю, что именно хранится в мозгу отдельного человека, и с какого возраста он себя помнит. Полагаю, что это индивидуально. Но точно установлено, что мозг — это не диктофон и не видеорегистратор. Он весьма дорогостоящее в эволюционном смысле приобретение. Мозг давал нашим предкам определенные преимущества в борьбе за выживание, но был очень энергоемок. Его не так-то просто прокормить. Примерно подсчитано, что мозг человека потребляет до пятой части всей поступающей в организм энергии. Из этого со всей однозначностью следует, что организм не будет тратить драгоценных ресурсов на запоминание лишней или бесполезной информации.
У каждого человека возраст, с которого он себя помнит — индивидуален
Фото: Тимофей Калмаков
Поделиться
Представьте, что вы собираетесь в поход и положили в рюкзак запас провизии, которую потащите на себе. Вы, кряхтя, надеваете этот тяжелый рюкзак и вдруг замечаете старые гантели, которые годами пылятся под кроватью. «А возьму-ка я и гантели, вдруг в походе пригодятся», — рассуждаете вы. Как вам такой сценарий? Мне — как-то не очень.
Миф № 2. Память передаётся по наследству
— Это ерунда. Память по наследству не передается. Давайте подумаем вместе: для чего когда-то появился мозг, не у человека, разумеется, а у наших далеких предков, например у моллюсков или насекомых? Простой ответ «чтобы управлять телом» меня не удовлетворит. Для управления телом не нужен мозг, достаточно небольшого числа нейронов, которые двигают мышцами. В мозгу клеток явно больше. Ответ «мозг нужен, чтобы сохранять информацию» меня тоже не устроит. У нас уже есть хранилище информации: наследственный или генетический аппарат.
Мозг учитывает и записывает личный, прижизненный опыт, обучается, приобретает полезные навыки. Естественно, опыт этот никак не затрагивает генов, которые остаются неизменными на протяжении всей жизни. Поэтому ясно, что память ни при каких обстоятельствах не может передаваться по наследству. Получается, что прижизненный опыт человека умирает вместе с ним? В общем — да, но не все так грустно. Человек — социальное существо. А раз так, то знания, умения и опыт, накопленные при жизни, все-таки передаются потомкам, но только не биологическим путем, а благодаря книгам, фильмам, звукозаписям, посредством демонстрации и примера.
Один из способов передать другим поколениям накопленный опыт — книги
Поделиться
Миф № 3. С помощью гипноза можно достать из подсознательной памяти всё что угодно
— Гипноз — не магическая процедура, а форма самовнушения, в которой гипнотизер лишь помогает «пациенту» погрузиться в свой внутренний мир. Психологам хорошо известно, что некоторые воспоминания, особенно болезненные, тяжелые, вытесняются из области сознания в так называемое «подсознание», хотя этот термин трудно назвать вполне научным. Вытесненные воспоминания тяжело или невозможно вспомнить наяву. Они часто всплывают во сне, но мы не запоминаем большую часть своих снов. Однако некоторая «затуманенность» мысли, ослабление сознательного контроля во время сеанса гипноза помогает не столько вспомнить, сколько ясно осознать то, что неуловимой тенью скользило внутри нас. Но повторю еще раз: невозможно вспомнить то, что забыто, или то, чего нет.
Миф № 4. Наша память бесконечна
— Нет. Память требует материальных и энергетических ресурсов. Она дорого обходится. У мозга не может быть мощности «на всякий случай, про запас». Лишнего наш организм не хранит. К мозгу это тоже относится. Неумение забывать является патологией, а не нормой.
Миф № 5. Воспоминания человека неизменны и достоверны
— Наверное, каждый испытал на себе ситуацию, когда его подводила память. Иногда она не просто теряет важные сведения, а подкидывает нам совершенно недостоверные, фальшивые знания. В одних случаях, как например, с вытесненными воспоминаниями, когда мы ошибочно уверены в чем-то — этот механизм преследует защитные цели, избавляет нас от моральных страданий. В других же случаях перед нами простые сбои в работе. Сбои бывают повсюду: иногда мы можем поскользнутся и упасть или больно прикусить язык, иногда теряем сообразительность. Память тоже часто «ломается».
Память иногда подводит — и это нормально
Фото: Пресс-служба ПГНИУ
Поделиться
Миф № 6. Некоторые люди обладают фотографической памятью, которая фиксирует события до мельчайших подробностей
— Да, есть люди, которые запоминают все подряд, например слова или лица. Таким был, например, известный мнемонист Соломон Шерешевский, история которого описана выдающимся советским нейропсихологом Александром Лурия. В его великолепной работе «Маленькая книжка о большой памяти», переведенной на основные языки, Шерешевский предстает не слишком счастливым человеком, хранящим массу бесполезной информации, которую не в состоянии обобщить. Умение забывать, как и умение запоминать, — великое благо.
Это далеко не единичный случай. Я бы только хотел еще раз предостеречь читателей от ограниченного и узкого понимания слова «память». Одни мнемонисты хорошо запоминают слова, другие — зрительные картины, третьи — запахи, четвертые быстро схватывают сложные движения, например мгновенно учатся водить автомобиль. Способности к одним видам воспоминаний не гарантируют таких же успехов с другими. Разные виды памяти хранятся в совершенно разных отделах мозга, и эффективность их различна.
Миф № 7. Забывание — процесс постепенный
— С этим не поспоришь. Когда вы только что посмотрели фильм, можете вспомнить многие его детали очень подробно: имена героев, кто и как был одет, что говорил, в какой точной последовательности шли эпизоды. Фильм, увиденный неделю назад, вы вряд ли перескажете со всеми мелкими подробностями. Но основные сюжетные линии помнить еще будете. А вот если после просмотра прошел год, то в лучшем случае вспомнится общий сюжет, да и тот вполне может перемешаться с другими картинами. Однако, если фильм произвел на вас сильное эмоциональное воздействие, то вы его и через год будете неплохо помнить. Память — процесс эмоциональный и ассоциативный.
Про ассоциативность хочу добавить несколько слов. Машина, как правило, запоминает факты подряд, оставляя в каталоге метку, где и что записано. Это похоже на оглавление в книге или на учетную карточку в каталоге. У памяти нет каталога или оглавления. Оторванный от контекста факт почти не имеет шанса запомниться. Для воспоминаний память человека использует систему контекстных и смысловых треков, которые ведут к конкретному воспоминанию, как своеобразные путеводные нити в лабиринте. Допустим, вы случайно встретили знакомого. Вы учились когда-то в одном классе. Произошло это в день, когда прошла сильная гроза, в домах гас свет. А накануне выиграла ваша любимая команда. Прошел год, и вы пытаетесь вспомнить, кого тогда встретили. Подсказать может встреча с каким-то другим одноклассником, сильная гроза, выступление команды или перегоревшая лампочка. Принцип, изложенный здесь очень упрощенно, и называют ассоциативностью.
Память — процесс ассоциативный. Во время грозы можно вспомнить то, что было давно во время грозы
Поделиться
Миф № 8. Память человека избирательна. Незначительные вещи запоминаются лучше, чем важные
— Незначительное и важное — субъективные, оценочные категории. В экспериментах показано, что лучше запоминаются эмоционально окрашенные факты и события. Эмоционально нейтральное — быстрее забывается. Эмоции как раз и нужны для того, чтобы разложить воспоминания, придать им уровень важности, снабдить ассоциациями. Если вам кажется, что незначительное запомнилось, а важное забылось, значит, на самом-то деле «важное» было для вас незначительным, а «незначительное» — важным. Почему? Вам виднее.
Миф № 9. Со временем все воспоминания стираются и становятся менее яркими
— Не знаю, может, у кого-то все происходит именно так. Лично у меня ничего похожего с важными воспоминаниями не наблюдается. А лишнее, да, стирается, подробности меркнут, чтобы освободить место новому.
Миф № 10. Подавляемые воспоминания в жизни человека — обычное дело
— Да. Не скажу, что каждый человек подавляет в себе воспоминания, но такая способность у нас явно есть. А пользуются ею не все.
Эдуард Коркотиан считает, что умение забывать, как и умение запоминать, — великое благо
Поделиться
Миф № 11. Ложных воспоминаний не существует
— Ложные воспоминания точно существуют. С данным фактом особенно часто сталкиваются следователи, опрашивающие потерпевших или свидетелей. Совершенно обычным делом является ситуация, когда один и тот же эпизод или образ разные люди описывают по-разному. И никто из них намеренно не врет.
Миф № 12. Память тренируется, если запоминать как можно больше. Лучший способ тренировки — учить иностранные языки
— Безусловно, память тренируема. Я бы даже сказал, что улучшается не сама память, а те приемы, к которым мы прибегаем для того, чтобы запомнить нечто. Например, существуют приемы запоминания последовательности цифр или слов, если составить из них какой-нибудь, пусть даже незамысловатый, простенький рассказ.
Известен способ запомнить основные элементы речи, которую вам предстоит произнести, искусственно привязав каждую часть к определенному месту вдоль хорошо известного вам маршрута. Например, дерево у дома — первый эпизод, мост — второй, поворот направо — третий и так далее.
Что касается иностранных языков, их знание не улучшает память, но если имеется цель — изучить как можно больше языков, то каждый последующий будет даваться все легче и легче. Это тоже связано с приобретением определенных навыков и мнемонических приемов.
Миф № 13. На память влияет то, что мы едим
— Про это ничего определенного сказать не могу. Существование какой-то прямой связи между рационом, диетой и памятью строго не доказано. Существует множество научных статей, часто приходящих к противоречивым выводам, о пользе или, наоборот, вреде жира или сахара для процессов обучения и памяти. Эта тема слишком туманна для того, чтобы давать конкретные советы, но можно не сомневаться, что поскольку мозг включает в себя и активно использует абсолютно все биомолекулы: жиры, белки и углеводы, то любая однобокая диета, в которой, допустим, полностью исключены жиры или углеводы, не может принести пользы мозговой деятельности в целом. Советую всем питаться разнообразно.
Считается, что шоколад стимулирует работу мозга. Но лучше по мнению учёного питаться сбалансированно
Поделиться
Миф № 14. Память ухудшается с возрастом
— Совершенно верно. А о чем вы только что спросили? Если серьезно, то неуклонно начиная с 20 лет и до конца жизни человек теряет нервные клетки, число которых в дальнейшем никак не восстанавливается. Поэтому все основные показатели деятельности мозга: память, сообразительность, ассоциативность, быстродействие — неуклонно снижаются. С другой стороны, некоторые свойства мышления, такие как запас слов, надежность, сосредоточенность, концентрация, взвешенность решений, — не ухудшаются и даже улучшаются с возрастом.
Миф № 15. Есть лекарства, которые могут улучшить память
— Таких лекарств не существует. Лекарственные средства, якобы улучшающие мышление и память, так называемые ноотропы, в абсолютном большинстве являются бесполезными. И это доказано. Во всех остальных случаях их эффективность никак не доказана клиническими испытаниями. В настоящее время не существует ни одного всемирно признанного ноотропа, который бы прошел стадии клинических испытаний и был рекомендован к применению. Можно отметить ряд средств, не являющихся ноотропами, но улучшающих внимание, позволяющих лучше сосредоточиться. Одним из самых известных является метилфенидат (риталин). Однако отношение к этому средству — не всегда однозначное. В частности, в России и некоторых других странах оно изъято из оборота.
Нет таких таблеток, которые улучшают память. Улучшить можно внимание
Поделиться
Память зависит и от общего психического состояния человека. Известно, что стресс, тревога и депрессивное состояние ухудшают эффективность обучения и памяти. В этих случаях определенного улучшения памяти можно добиться при лечении основного симптома, например применяя современные антидепрессанты. Однако хочу особо посоветовать всем читателям ни при каких обстоятельствах не заниматься самолечением и по всем вопросам консультироваться с врачом.
Миф № 17. Человеческую память можно разделить на виды, как в компьютерной индустрии: есть системная память, оперативная память и кэш
— В каком-то смысле да, это так. Но важно помнить, по какому из параметров мы проводим аналогию. С точки зрения пользователя вычислительного устройства, основным параметром памяти является ее емкость и скорость доступа к ней. Здесь видно немалое сходство. Точно так же не является проблемой поиск нужной информации, это может занять какое-то время, но информацию всегда можно найти, если она сохранена.
С мозгом все не так: главным свойством или, если угодно, проблемой биологической памяти является ее недолговечность, потеря деталей и подробностей при определенной бесконтрольности процесса забвения. С этим сталкивается каждый школьник или студент: главная проблема для него не получить, а именно удержать знание.
Поиск сведений тоже является большой и часто неразрешимой проблемой. Сведения могут храниться, а вот вывести их из пассивного состояния бывает трудно. Каждый может проделать простой эксперимент, хорошо известный в психологии. Помощник должен составить список из случайных слов, которые не складываются в осмысленный рассказ. Чем длиннее будет такой список, тем лучше: например, пусть в нем будет несколько десятков слов. Потом помощник должен зачитать вам этот список один раз, медленно, внятно, монотонным голосом. Подождите с полчаса и попробуйте выписать все слова, которые сможете вспомнить. Опыт показывает, что в среднем это число составит квадратный корень из исходного количества. Иными словами, если слов в списке было 50–60, то вы вспомните 7–8.
В каком-то смысле память человека и правда можно разделить как в компьютере: на системную, оперативную и кэш
Поделиться
Но самое печальное не в этом. Если ваш партнер после будет зачитывать вам вперемешку слова из списка и другие, которых там не было, то вы с большим, почти стопроцентным, успехом отделите знакомые слова от новых. Получается, что вы их в общем-то помните, но воспроизвести не можете. Такая картина немыслима в случае компьютера. Но главное отличие даже не в этом. Введите в память вашего устройства бессмысленный текст, а потом какой-нибудь рассказ с ясным сюжетом такой же длины. Естественно, компьютеру безразлично, что записывать. Человеку же — далеко не все равно. Бессмысленный набор слов запоминается очень плохо, а рассказ — гораздо лучше. Причем чем эмоционально более значимым он будет — например развеселит вас или напугает — тем лучше и на более долгий срок вы его запомните. Для запоминания нам важно, во-первых, понять информацию, а во-вторых, эмоционально ее оценить.
И заметьте, что я пока коснулся исключительно вербальной памяти. А есть еще память на зрительные образы, всевозможные звуки, в том числе — на музыку, на запахи и вкусы, а также многие виды неосознанной памяти, к которой относятся двигательные навыки, сноровка, привычки. Все это тоже подвиды памяти. Вас ведь не удивляет, что младенец не умеет ходить, а взрослый делает это прекрасно, ничуть не задумываясь о том, как ему удаётся не упасть.
Скажу главное: память электронного устройства существует сама по себе, отдельно от процессинга, а биологическая память неотделима от мышления и обучения. Их просто невозможно разъединить.
Источник