Можно ли пользоваться духами в которых есть спирт
Содержание статьи
Спиртосодержащая парфюмерия для мусульман
Разрешается ли пользоваться спиртовым дезодорантом или одеколоном? Можно ли совершать молитву, надушившись ими?
Если рассматривать строго и без поблажек, то непосредственно перед молитвой-намазом – нет, не стоит. Уточню, что это «нет» не проистекает из текста какого-либо аята или хадиса, а отражает взгляд значительной части ученых прошлых веков, которые, принимая во внимание то, что спиртное и все одурманивающее рассудок в Исламе запрещено, высказали мнение: сам спирт является канонически нечистым (наджас). В то же время запрет на употребление аннулируется, когда, например, вино преобразуется в уксус, и о разрешенности использовать уксус, полученный из вина, есть упоминание в Сунне как об «очень хорошей приправе»[1].
Среди богословов прошлого и современности, отвечающих на подобный вопрос, есть также мнение, что спиртосодержащие одеколоны и духи не являются запретными (харам), так как используются не для опьянения рассудка, а для устранения неприятных запахов и подчеркивают чистоту, опрятность человека[2]. Я лично согласен с таким подходом к данному вопросу, тем более что сам пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) очень любил благоухающие масла, настоятельно призывал к чистоте тела и одежды, а также оповестил о том, что приятный запах привлекает ангелов.
Известный богослов Рамадан аль-Буты считает, что «пользоваться одеколоном, даже если он со спиртом, канонически допускается». В реалиях нашего времени этот богослов относит спиртосодержащие одеколоны и дезодоранты к ма‘фуввун ‘анху, то есть канонически допускаемому и прощаемому[3], ведь количество наносимого на тело спирта крайне незначительно и он моментально испаряется. Также малое количество спирта в тех или иных средствах гигиены или парфюмерии, например, в шампунях или креме, относится к категории ‘умумуль-бальва[4], и верующий не должен мучить себя излишними сомнениями, которые обычно от Сатаны.
Если человек решает следовать мнениям тех богословов, которые более строго относятся к спиртосодержащим дезодорантам, духам, то сегодня среди косметических и гигиенических средств можно найти и такие, которые не содержат спирта. Если же все-таки пользоваться спиртосодержащим одеколоном, принимая во внимание мнения о дозволенности этого средства гигиены (ведь тех, что без спирта крайне мало и выбор невелик), то, даже учитывая быстрое испарение содержащегося в нем спирта и наличие приятного аромата, остающегося на протяжении дня, все-таки не стоит брызгать их непосредственно на тело, одежду прямо перед совершением молитвы-намаза, уместно будет дать несколько минут на испарение спирта.
Отмечу, что когда речь идет о спиртосодержащих кондитерских или других продуктах питания, в которые добавляется ликероводочная продукция, то следует воздержаться от употребления этого в пищу, ведь они попадают в желудок, а потому запретны, так как в достоверном хадисе сказано, что «опьяняющее в большом количестве запрещено [к употреблению] и в малом»[5].
Может ли женщина:
Пользоваться благовониями непосредственно перед намазом, идя в мечеть и т. п., но не для того чтобы соблазнять, а для себя?
Пользоваться молочком для тела, маслом для тела, в состав которых входит спирт — когда и в каких случаях? Не для того чтобы соблазнять, а для себя. Запах молочка или масла через короткое время после применения выветривается и остается очень легкое благоухание, которое можно почувствовать только лишь при близком контакте.
Можно ли молиться, ходить в мечеть в красном или ярком?
1. Лучше для улицы благовония не использовать, кроме как в малом количестве, когда аромат будете ощущать лишь вы сами. Правильным будет пользоваться ими только дома, в кругу домочадцев и родных. Но замечу, что запах чистоты и свежести всегда актуален как для мужчины-мусульманина, так и для девушки, женщины-мусульманки. Сопровождающий вас шлейф дорогих духов — это для дома и семейного круга, а для всего остального — аромат чистоты и свежести, которые являются проявлением веры мусульманки (мусульманина). И здесь использование молочка для тела и легкий аромат парфюма могут быть очень кстати. Пророк Мухаммад сказал: «Чистота [физического и духовного характера] — половина веры [то есть наличие в сердце естественной и живой веры в Бога способствует его, человека, всесторонней чистоте и опрятности, как внутри, так и снаружи, что важно пред Господом миров и вознаграждаемо, по Его милости и щедрости]»[6]. Согласитесь, что сегодняшние возможности поддержания чистоты тела и одежды огромны и многообразны.
2. Количество спирта ничтожно мало, к тому же он мгновенно испаряется, приятный запах еле ощутим, поэтому заострять внимания на этом совершенно не стоит.
3. Можно, но желательно исключить ярко-красный и желтый цвета. Придерживайтесь умеренности, но не забывайте об удобстве и стиле.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 849, хадис № 2051.
[2] См.: аль-Буты Р. Ма‘а ан-нас. Машурат ва фатава [С людьми. Советы и фетвы]. Дамаск: аль-Фикр, 1999. С. 18; ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия [Современные фетвы]. В 2 т. Каир: ас-Салям, 2010. Т. 2. С. 25, 26.
[3] См.: аль-Буты Р. Ма‘а ан-нас. Машурат ва фатава. С. 18.
[4] ‘Умумуль-бальва — все то, что является повсеместно распространенным и сложно обезопасить себя от этого.
[5] См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 1. С. 645.
[6] Хадис от Абу Малика аль-Аш‘ари; св. х. Ахмада, Муслима и ат-Тирмизи. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 329, хадис № 5343, «сахих»; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 119, хадис № 1–(223); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 48, хадис № 1/25, «сахих».
Источник
Можно ли использовать спиртосодержащую парфюмерию?
الحمد لله رب العالمين والصلاة و السلام علي رسولنا محمد و علي اله و صحبه اجمعين
А затем…
Однажды один ученик медресе задал вопрос хазрату: «Является ли спирт наджасой (нечистотой)?» Учитель ответил: «Да». Тогда ученик продолжил: «Но как же, уважаемый хазрат, Вы сами только что написали маркером аят Корана на доске. А как известно, в маркере есть спирт. Следовательно, вы написали аят Корана нечистотами (наджасой). Разве это не является неверием?». И учитель не нашел ответа.
А как же дело обстоит на самом деле? Нам следует разобраться в этом вопросе. И не только в том, что касается использования спиртовых маркеров, но и вообще того, что касается использования спиртосодержащей парфюмерии.
Парфюме́рия (фр. parfumerie, от лат. per fumum — «сквозь запах») — совокупность изделий, применяемых для ароматизации чего-либо. Обычно парфюмерные изделия представляет собой жидкие растворы летучих ароматных веществ. Растворителями могут быть спирт, смесь спирта и воды, дипропиленгликоль и другие жидкости. Ароматические вещества могут быть как натурального происхождения (эфирные масла), так и искусственного (синтетические ароматизаторы, например, ванилаль).
Наиболее популярные виды парфюмерных изделий: духи, парфюмированная вода, туалетная вода, одеколон, дезодорант, освежитель воздуха.
Что касается единогласного мнения всех исламских ученых, то все они запрещают употреблять любую спиртосодержащую продукцию с целью опьянения. Все то, что опьяняет, называется «Мускират». Спиртным, запрещенным категоричным доказательством (далиль кат’и), т.е. аятом Корана, является вино. Вино (лат. vinum) — алкогольный напиток, получаемый полным или частичным спиртовым брожением виноградного сока1. И ни у кого нет сомнений в том, что вино является запретным (харам) и нечистотой (наджас). Что касается того, являются ли иные виды спирта наджасой или нет, то есть, можно ли совершать намаз, если на одежду попадет спирт, то в этом есть разногласие среди ученых.
Относительно нечистоты спиртного, сделанного из сухого изюма, зеленых или сухих фиников, имам Абу Ханифа (рахматуллахи алейх) высказал два мнения. А имам Абу Юсуф (рахматуллахи алейх) посчитал их легкой нечистотой (хафиф).
Всевышний Аллах сказал:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِنَّمَا الْخَمْرُ وَالْمَيْسِرُ وَالْأَنصَابُ وَالْأَزْلَامُ رِجْسٌ مِّنْ عَمَلِ الشَّيْطَانِ فَاجْتَنِبُوهُ لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ ﴿٩٠﴾ إِنَّمَا يُرِيدُ الشَّيْطَانُ أَن يُوقِعَ بَيْنَكُمُ الْعَدَاوَةَ وَالْبَغْضَاءَ فِي الْخَمْرِ وَالْمَيْسِرِ وَيَصُدَّكُمْ عَن ذِكْرِ اللَّـهِ وَعَنِ الصَّلَاةِ فَهَلْ أَنتُم مُّنتَهُونَ ﴿٩١﴾
О вы, которые уверовали! Поистине, опьяняющее [все, что затмевает разум], азартные игры, жертвенники, и стрелы (для гадания, является) мерзостью [скверной] из деяния сатаны [грехом, который он разукрасил]. Сторонитесь же этого, чтобы вы оказались счастливыми!
Сатана желает лишь заронить среди вас вражду и ненависть при помощи опьяняющего [всего, что затмевает разум] и азартных игр, и отклонить вас от поминания Аллаха и молитвы. Прекратите ли вы (совершение этого после разъяснения вам вреда)?2
Как было упомянуто выше, исламские ученые единогласно запрещают употреблять любую спиртосодержащую продукцию с целью опьянения, даже если это не само вино. По мнению большинства ученых, любое опьяняющее средство запретно (харам), как в больших, так и в малых количествах. В сборнике хадисов имама Бухари (рахматуллахи алейх) приводятся слова Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям):
كل مسكر حرام
Все, что опьяняет – запретно! [3]
Следовательно, использование спиртосодержащей парфюмерии в качестве напитка также запретно (харам). Что же касается использования спиртосодержащей парфюмерии для гигиены, устранения неприятного запаха, то именно здесь начинаются разногласия, идут споры относительно того, является ли наджасой спиртное, выработанное не из винограда. По мнению имама Абу Ханифы и имама Абу Юсуфа (рахматуллахи алейхим), любое опьяняющее спиртное (кроме вина), вне зависимости от количества, пить запрещено, но тем не менее, оно не является наджасой (нечистотой). То есть, если что-то из этого будет пролито на одежду или молитвенное место, то не повредит достоверности (сыххат) намаза4.
Заключение: любое спиртное, кроме вина не является нечистотой, хотя употребление его в качестве напитка запретно. А попадание его на одежду или молитвенный коврик, не мешает намазу. К этому относятся и все виды спиртосодержащей парфюмерии.
Но также нужно отметить, что в шафиитском мазхабе, любой алкоголь запрещен как к употреблению, так и к использованию в иных целях. При попадании на одежду, он загрязняет ее, т.е одежда становится наджис5. Следовательно, шафиитам нельзя использовать спиртосодержащий одеколон. Использующий же совершит грех и загрязнит то место, куда попадет спирт, а место нужно будет вымыть.
Как уже было сказано выше, в ханафитском мазхабе, по мнению Абу Ханифы и Абу Юсуфа (рахматуллахи алейхима), нет ничего предосудительного в использовании спиртосодержащей парфюмерии, так как по их мнению, это не наджаса.
Так что, принимая во внимание разногласия в этом вопросе – то что остальные мазхабы и имам Мухаммад (рахматуллахи алейхим) считают нечистотой любое спиртосодержащее, лучше будет отказаться от использования данной парфюмерии. В особенности это касается имамов (ханафитов) мечетей, т.к. за ними могут стоять шафииты. К этой предосторожности относится мытье мест молитвы, если туда попало спиртное.
Также хочу отметить, что пытаясь оправдать использование подобной парфюмерии, не нужно говорить: «алкоголь из одеколона испаряется, и нечистот не остается», указывая на то, что якобы мыть место попадания спирта нет нужды. Великий ученый Аляуддин ас-Самарканди (ум.538) в книге «Тухфа аль-Фукаха» сказал: «Все виды нечистот, кроме спермы (мани), удаляются лишь мытьем, и в этом нет разногласий (ихтиляф)».6 Из этого следует, что наджис алкоголя (по мнению тех, кто считает его таковым), попавшего на тело или одежду, не исчезнет лишь при его высыхании, и все равно будет нуждаться в мытье.
- 1. аль-Мабсут ас-Сарахси
- 2. сура аль-Маида 90-91
- 3. Бухари 4087
- 4. Бадаи’ ас-Санаи 6/458
- 5. Асна аль-Маталиб фи шархи Равдыт-Талиб
- 6. Тухфа аль-Фукаха
Islam-today
Понравилась статья? Пожалуйста – репост!
Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.
Источник
Бесспиртовые духи: Как они устроены и что выбрать
Текст: Ксения Голованова, автор Telegram-канала Nose Republic
Под словом «духи» мы обычно подразумеваем парфюмерные композиции на основе спирта — тем не менее в природе существуют не только они. Летом пользоваться ароматами в классических форматах может быть просто неудобно, есть среди нас и те, кто не прочь пользоваться средствами без алкоголя круглый год (ну хотя бы наружно). Наш парфюмерный критик Ксения Голованова рассказывает, как устроены ароматы на водной основе, и показывает самые приятные варианты.
Как делают бесспиртовые духи
Чтобы получить духи, парфюмерный концентрат — так называемый компаунд — разводят спиртом или водой. В последней он растворяется из рук вон плохо, поэтому для производства бесспиртовых духов используют солюбилизаторы — поверхностно-активные вещества, в присутствии которых при смешивании компаунда и воды образуется микроэмульсия, то есть жидкость, насыщенная нерастворимыми капельками (мицеллами) другой жидкости. Строго говоря, ПАВ — «химия», но нередко она является производным простых природных соединений, например глицерина.
«В состав таких духов входит то же, что можно найти в составе обычных, спиртовых, — рассказывает химик Матвей Юдов. — Это эмоленты, УФ-фильтры, антиоксиданты и красители. Словом, разница одна: вместо спирта здесь вода и ПАВ». Немного поясним: ультрафиолетовые фильтры в духах нужны для того, чтобы наша кожа не страдала от фотосенсибилизации, которую могут вызвать входящие в композицию вещества, а эмоленты — для защиты от пересушивания. Но если хочется стопроцентной натуральности, имеет смысл обратиться к гидролатам, или цветочным водам. Гидролат — то, что остаётся после дистилляции и отделения эфирного масла, вещь хорошая, но не всегда «парфюмерная». Цветочная вода в чистом виде — это скорее не духи, косметический продукт: пахнет слабо и мягко, запах исчезает быстро. Но именно гидролат розы по своему звучанию ближе всех других душистых веществ, из неё получаемых, к самому цветку.
Какие они бывают
Увы, технические свойства духов (шлейф, стойкость, диффузия) на водной и масляной основе оставляют желать лучшего. Причина — в отсутствии лёгкого, летучего спирта. «Испаряющийся спирт захватывает молекулы душистых веществ, и получается так называемый тычок, первый эффект от парфюмерной композиции, её яркий старт, — рассказывает Матвей Юдов. — С водой такого не бывает: начало будет „смазанным“, а духи — сидеть близко к коже». С другой стороны, у такой парфюмерии есть свои художественные преимущества. Парфюмер Кристофер Бросиус, основатель марок Demeter и CB I Hate Perfume, например, уверен, что бесспиртовые духи лучше транслируют авторскую идею: «Спирт имеет запах, а вода — нет. Водные духи CB I Hate Perfume, вырываясь из флакона, пахнут ровно так, какими я их задумал, без шумов и призвуков».
У бесспиртовой парфюмерии, разумеется, есть специфические недостатки. «Многие душистые вещества, если поместить их в воду, начинают с ней взаимодействовать: происходят химические реакции и запах меняется, — объясняет Матвей Юдов. — Сложные эфиры начинают гидролизоваться, иначе говоря, разваливаться на составные части — кислоту и спирт, то и другое пахнет не очень. Словом, в воде можно растворить далеко не всё». Вот, кстати, ответ на вопрос, почему не из любых духов можно сделать приятно пахнущий шампунь или гель для душа, а если всё-таки сделать, то, скорее всего, его аромат будет отличаться от запаха туалетной воды из той же линейки. Дело не в том, что производитель экономит на отдушке, а в том, что не любые душистые вещества можно положить в средства, которые будут взаимодействовать с водой.
Кому они подойдут
Многие из тех, кто покупает бесспиртовые духи, опасаются аллергии и раздражений. Однако косметические препараты со спиртом в формулах — это сложные составы, для безопасности сбалансированные теми же эмолентами, УФ-фильтрами и другими защитными веществами. «Обычно духи вызывают аллергическую реакцию в том случае, если у человека индивидуальная непереносимость какого-то компонента, — говорит парфюмерка Анджела Чампанья, автор бесспиртовых духов Laetitia. — Таким может быть как спирт, так и любой другой ингредиент, от эфирного масла до красителя». Тогда для кого, если не для аллергиков, производят бесспиртовую парфюмерию? «Для представителей профессий, кому в работе мешает большой и громогласный шлейф, для тех, кто любит наносить аромат на одежду, но боится её испортить, для детей и подростков, — отвечает Чампанья. — А ещё для скромников».
Линейка Songes, классического аромата с запахом южных цветов, пополнилась бесспиртовыми духами, пригодными для использования на пляже. Отдельная радость — нежный керамический флакон.
Laetitia
Angela Ciampagna
Запах «ребёнка с липкими от печенья и арбуза ручонками, настоящий гимн жизни», — по словам парфюмерки Анджелы Чампаньи.
Пока в парфюмерной коллекции Бехназ Серапфур, одной из любимых дизайнерок Мишель Обамы, всего два аромата: Pure Rose и Pure Neroli, последний — с медовым запахом апельсинового цвета. У обоих в составе нет ничего, кроме воды и цветочных эссенций.
Wild Hunt
CB I Hate Perfumes
Все ароматы Кристофера Бросиуса продаются в виде душистых вод или масляных духов, спирт в CB I Hate Perfumes не в чести. «Дикая охота» пахнет влажной землёй, прелой листвой и трюфелями — идеальные духи для свинки Эстер.
174 Petitgrain
L:A Bruket
Петитгрейн, получаемый из листьев и молодых веточек померанца, имеет яркий, горьковато-зелёный аромат, который шведы L:a Bruket сводят с тёплым запахом чёрного перца. Бодрит и настраивает на великие дела.
Отличная вещь для поклонников великого Death and Decay Lush — печальные лилии и трагические гвоздики на погосте.
Древесная, «тёмная» часть Breath of God тех же Lush: ветивер, сандал и можжевельник в храмовой жаровне.
Фотографии: Goutal Paris, Bloom Perfume, Behnaz Sarafpour, Lush, Lamoda, Demeter, CB I Hate Perfume
Источник
Спирт и спиртосодержащие благовония — ВОПРОС-ОТВЕТ
Re: Спирт и спиртосодержащие благовония
Непрочитанное сообщение
Абу Ахмад » 23 фев 2010, 12:35
Ассаляму алейкум! Ответ на ваш вопрос является предметом иджтихада, исследования учёными-богословами. Поэтому в этом вопросе есть разногласие, основой которого является два вопроса. Во-первых, спирт, который содержится в одеколонах и туалетных водах, а также в некоторых кремах и т.д., является ли он опьяняющим или нет, т.к. некоторые спирты, такие как метиловый спирт (Метано́л (метиловый спирт, древесный спирт, карбинол, метилгидрат, гидроксид метила) — CH3OH, простейший одноатомный спирт, бесцветная ядовитая жидкость. Во многих странах метанол применяется в качестве денатурирующей добавки к этанолу при производстве парфюмерии). Или этиловый спирт (Этано́л (эти́ловый спирт, метилкарбино́л, ви́нный спирт, гидрокси́д пентагидродикарбо́ния, часто в просторечии просто «спирт» или алкого́ль) — C2H5OH или CH3-CH2-OH, второй представитель гомологического ряда одноатомных спиртов.). Является универсальным растворителем различных веществ и основным компонентом духов, одеколонов, аэрозолей и т. п. Входит в состав разнообразных средств, включая даже такие как зубные пасты, шампуни, средства для душа, и т. д.
Как видно, что метанол – это яд, но не опьяняющее средство, а этанол – это опьяняющее средство. Поэтому речь пойдёт в ответе про второй вид, а именно, про этанол.
Во-вторых, стоит другой вопрос, являются ли опьяняющие средства – наджасой (нечистотой) или нет. И как сказали учёные, что мнение о том, что опьяняющие вещества – это наджас, является мнением подавляющего числа учёных.
Теперь, после небольшого вступления, приведём ряд высказываний по этой теме различных учёных современности. Так, отвечая на подобный вопрос, учёные из Постоянного Комитета по фетвам и научным исследованиям Саудовской Аравии (Абдулла ибн Гудайан, Абдурразак Афифи и Абдульазиз ибн Баз) сказали: «Вопрос по парфюмерии и т.п., смешанном со спиртом, и достигшем состояния, которое может вызвать опьянение, основан на разногласии, является ли хамр (опьяняющее вещества) наджасом или нет. Джумхур (подавляющее число учёных) сказали, что хамр – наджас.» (Фетва № 3448, 22/118). А те, кто придерживается данного мнения, т.е. мнения о том, что хамр есть наджас, они запрещают использовать парфюмерию, в содержании которого есть хамр в больших размерах, приводящего к опьянению.
Сказал Абдулькарим аль-Худейр, отвечая на вопрос: «Косметические средства, содержащие спирт, лучше не использовать, т.к. существует известное разногласие в вопросе: является ли наджасом опьяняющие вещества. Однако, если у человека существует крайняя нужда в использовании этих средств, содержащих спирт в малых размерах, то иншаАллах ничего страшного в этом нет.»
Шейх ибн Усеймин сказал по этому поводу: «Если содержание спирта небольшое, то это не вредит, и человек может использовать такие вещества. Что касается парфюмерии, то здесь необходимо подробнее рассмотреть. Если содержание спирта малое, как например, 5% или меньше этого, то это не оказывает ни какого воздействия. Однако, если содержание спирта большое, так, что может оказать воздействие, то лучше не использовать, кроме как только при необходимости, как например, обработка ран. И мы не говорим, что использование в данном случае харам (запрещено).» (لقاء الباب المفتوح لابن عثيمين /240).
Т.е. следует из всего этого, что существует два основных мнения: первое мнение — полный запрет, т.к. приверженцы этого мнения считают, что хамр – наджас. И второе мнение – считают, что хамр – это не наджас, и поэтому не запрещают использовать его во внешнем применении. А говорят о желательности остерегаться использовать парфюмерию с большим содержанием спирта. Тем не менее вопрос остаётся предметом иджтихада учёных.
И в конце хотелось бы сказать, что существует не плохая альтернатива для спиртосодержащих туалетных вод, а именно благовония (мускусы).
И Аллах об этом лучше знает!
Источник