Можно ли по исламу есть рыбу без чешуи по исламу

Можно ли есть рыбу, у которой нет чешуи? / Фетвы ДУМ РТ / Полезная информация

Вопрос: Салам алейкум. Хотел у вас уточнить насколько известно мне морские продукты разрешены и водой можно совершать вуду. Есть разногласие насчёт амфибий но я бы хотел узнать о хукме о рыбе у которой нет чешуи. Так как в местности в которой я живу бытует мнение что такую рыбу нельзя есть что она не зашишена от укусов и попадания туда нечистот и т.д хотелбы у вас получить развёрнутый ответ и аргументы чтобы знать самому и на который бы я мог опираясь давать ответ если вновь попаду в такую ситуацию. Джазакаллаху хайран. 

⠀⠀⠀

Ответ: Ва алейкум ассалям.⠀⠀⠀ 

На самом деле, (согласно нашему мазхабу) из морских обитателей дозволена только рыба. Мы постараемся провести наиболее объективное исследование, дабы разъяснить нашу позицию. ⠀⠀⠀

Что касается первого вопроса, то считающие иначе, в качестве аргумента, приводят слова Аллаха: 

أُحِلَّ لَكُمْ صَيْدُ الْبَحْرِ (المائدة/٩٦)

Вам разрешена (морская охота) рыбалка (Аль-Маида: 96)

Слово:

الصيد⠀⠀⠀

«охота» охватывает всех обитателей моря, а не только рыбу, что, в свою очередь, указывает на дозволенность всего. 

Следующим их аргументом является слова Пророка ﷺ , когда «его спросили:⠀⠀⠀

«سئل عن البحر فقال: هو الطهور ماؤه والحل ميتته»⠀⠀⠀

 о море (и его обитателях), он ответил: «вода — чистая, а мертвечина — дозволена». 

Таким образом, Пророк ﷺ охарактеризовал мертвечину обитателей моря, как нечто дозволенное без проведения разделительной грани между рыбой и остальными существами. 

Доказательством ханафитского мазхаба является аят: 

 حُرِّمَتْ عَلَيْكُمُ المَيْتَةُ وَالدَّمُ وَ لَحْمُ الخِنْزِيرِ  (المائدة/٣)

Вам запрещены мертвечина (мясо животного, не забитого по Шариату), кровь (которая вытекает, когда происходит забой)… (Аль-Маида:3). Без проведения разделительной грани между сухопутными и морскими животными. 

А также слова Всевышнего Аллаха:

… وَ يُحَرِّمُ عَلَيْهِمُ الخَبَائِثَ  (الأعراف/١٥٧)⠀⠀⠀

(Такой Пророк ﷺ , который) объявит запретным мерзкое… (Аль- А’раф:157). ⠀⠀⠀

А лягушки, раки (крабы), змеи и другие (водные и земноводные) относятся к категории «мерзкое», упомянутое в аяте. От посланника Аллаха ﷺ  передаётся: ⠀⠀⠀

سُئِلَ  عَنْ  ضِفْدَعٍ  يجعل شحمُهُ  في الدَّواء  فنَهى عليه الصلاة و السلام عن ْ قَتْلِ الضَّفَا دِعَ

⠀⠀⠀что его спросили о лягушках, а именно: можно ли использовать жир лягушек в лечебных целях (для принятия внутрь). А Пророк ﷺ запретил убивать их. Запрет же на убийство, в свою очередь, означает и запрет на употребление в пищу. А когда Пророка ﷺ спросили о причине этого, он ответил: ⠀⠀⠀

خَبِيثَةٌ مِن الخَبائث⠀⠀⠀

Это относится к «мерзкому». ⠀

Что касается аята, который они (не принимающие мнения ханафитов) приводят в качестве аргумента, в действительности не является аргументом в их пользу, поскольку под словом:⠀⠀⠀

الصيد⠀⠀⠀

 «охота», упомянутом в аяте подразумевается  процесс и/или действие добычи или охоты, а не предмет охоты. (То есть аят дозволяет действие. Те же, кто считает, что из аята проистекает значение дозволенности предмета охоты, ошибается), поскольку это то, в отношении чего производится действие. Давать общий смысл этому слову (то есть, чтобы слово одновременно означало и название действия и предмет, в отношении которого производится действие) является аллегорическим толкованием (отказом от истинного значения) слова, что не приемлемо, в случае если для этого нет оснований (то есть ханафитский усуль не приемлет использование переносного смысла той или иной фразы, если необходимость этого не подтверждена категоричными доказательствами). ⠀⠀⠀

Более того, (если все же допустить использование вторичного значения, то) слово «الصيد» (другое значение слова الصيد — «дичь») используется в отношении таких животных, которые являются дикими или недосягаемыми, поймать которые не представляется возможным, поскольку вероятность того, что такое животное либо улетит, либо убежит крайне велика. Следовательно, это возможно только в процессе охоты, а не после того, как животное будет поймано.

Ведь впоследствии пойманное животное в сущности  будет считаться мясом, а не дичью, по причине утраты значений «дикое животное» и «недосегаемое животное». ⠀⠀⠀

Это подтверждается и тем, что в продолжении аята Всевышний Аллах говорит: ⠀⠀⠀

وَ حُرِّمَ عَلَيْكُمْ صَيْدُ  الْبَرِّ مَا دُمْتُمْ حُرُماً (المائدة/٩٦)

Но запрещена для вас охота на суше, пока вы в ихраме. (Аль-Маида:96). Очевидно, что запрет для человека в состоянии ихрама, в данном случае, касается того действия, которое мы называем охотой, а не поедание мяса животного, которое было поймано в процессе охоты. Поскольку известно, что поедание такого мяса для человека в состоянии ихрама дозволено, если, конечно, он не сам охотился или охота не была произведена по его указанию. Таким образом подтверждается факт того, что аят определенно не указывает на дозволенность еды, поскольку был ниспослан для разделения (выделения/ обозначения) морской охоты (рыбалки) и охоты на суше в состоянии ихрама. ⠀⠀⠀

А Пророк ﷺ, когда говорил: ⠀⠀

الحل ميتته⠀⠀⠀

«А мертвечина моря дозволена», — имел ввиду исключительно рыбу. Доказательством этого является, также, слова посланника Аллаха ﷺ: 

أحلَّت لنا  ميتتانِ و دمَان: الميتتان السمك و الجراد و الدمان الكبد و الطحال. 

«Нам (мусульманам) дозволено (для употребления в пищу) два вида мертвечины и два вида крови (то, что напоминает сгусток крови). Что касается мертвечины, то — это рыба и саранча, а кровь — это печень и селезёнка». Таким образом, Пророк ﷺ сам пояснил значение выражения «два дозволенных вида мертвечины» и определил её, как рыба и саранча, стало быть, и тем видом  мертвечины моря (упомянутой в предыдущем хадисе), которая дозволена может быть только рыба, то есть хадис: ⠀⠀⠀

الحل ميتته⠀⠀⠀

«А мертвечина моря дозволена» указывает только на рыбу. Данный факт уточняется аятами, и хадисами, которые мы привели.⠀⠀⠀ ⠀⠀

Читайте также:  Сократ утверждал что добродетель есть знание считаете ли вы что можно стать

А Аллах знает лучше. 

Источник

èùåâûå çàïðåòû ïî Êîðàíó (Ìàõèðáåê Íèçàìîâè÷ Åìèíîâ)

Êîðàí,Ñóðà 6 «ÀËÜ-ÀÍÀÌ» («ÑÊÎÒ»)

Âî èìÿ Àëëàõà,Ìèëîñòèâîãî,Ìèëîñåðäíîãî!

Àÿò (ñòèõ)145.Ñêàæè:»Èç òîãî,÷òî äàíî ìíå â îòêðîâåíèè,ÿ íàõîæó çàïðåùåííûì óïîòðåáëÿòü â ïèùó òîëüêî ìåðòâå÷èíó,ïðîëèòóþ êðîâü è ìÿñî ñâèíüè,êîòîðîå(èëè êîòîðàÿ)ÿâëÿåòñÿ ñêâåðíîé,à òàêæå íåäîçâîëåííîå ìÿñî æèâîòíûõ,çàêîëîòûõ íå ðàäè Àëëàõà».Åñëè æå êòî-ëèáî âûíóæäåí ïîéòè íà ýòî,íå äîìîãàÿñü çàïðåòíîãî è íå ïðåñòóïàÿ ïðåäåëû íåîáõîäèìîãî,òî âåäü Àëëàõ-Ïðîùàþùèé,Ìèëîñåðäíûé.

Øàðèàò òðåáóåò,÷òîáû äèêèõ è äîìàøíèõ æèâîòíûõ è ïòèö,ñ÷èòàþùèõñÿ ñúåäîáíûìè,ïðèíèìàëè â ïèùó ëèøü ïîñëå óáîÿ èõ ïî ñïåöèàëüíûì ïðàâèëàì.Äæåéðàí,êóðîïàòêà,äèêîÿ êîçà,îäè÷àâøèå äîìàøíèå æèâîòíûå ñ÷èòàþòñÿ ñúåäîáíûìè òîëüêî ïîñëå óáîÿ èõ ïî ïðàâèëàì Øàðèàòà.
Ïî Øàðèàòó,íåëüçÿ îõîòèòüñÿ(è ìÿñî èõ ñ÷èòàåòñÿ çàïðåòíûì) íà äåòåíûøåé äèêèõ æèâîòíûõ è ïòèö,êîòîðûå åùå íå ìîãóò áåãàòü èëè ëåòàòü.Íå ñ÷èòàåòñÿ ÷èñòûìè è íå ìîãóò óïîòðåáëÿòüñÿ â ïèùó ïîëçàþùèå æèâîòíûå(íàïðèìåð,çìåè),ó êîòîðûõ êðîâü íå áüåò êëþ÷îì ïðè îòðåçàíèè ãîëîâû.
Äèêèå æèâîòíûå,ïèòàþùèåñÿ ìÿñîì(âîëê,òèãð è ò.ä.),ïîéìàííûå ïî ïðàâèëàì Øàðèàòà,ñ÷èòàþòñÿ ÷èñòûìè,íî óïîòðåáëÿòü â ïèùó èõ ìÿñî çàïðåùåíî.
Ìåäâåäü,îáåçüÿíà,ìûøü,êðûñà,çìåÿ,ÿùåðèöà è ðÿä ïðåñìûêàþùèõñÿ è òåïëîêðîâíûõ æèâîòíûõ îòíîñÿòñÿ Øàðèàòîì ê ÷èñëó íå÷èñòûõ.
Îáÿçàòåëüíîå òðåáîâàíèå ê ïðàâèëàì çàáîÿ æèâîòíûõ ,ðàçðåøåííûõ äëÿ óïîòðåáåëåíèÿ â ïèùó,ñòðîãî ñîáëþäàþòñÿ ìóñóëüìàíàìè ìèðà.Òðåáóåòñÿ,÷òîáû ïðè çàáîå æèâîòíîãî ïîëíîñòüþ ðàçðåçàëèñü êàê ìèíèìóì òðè èç ÷åòûðåõ»áîëüøèõ æèë»(òðàõåÿ,ïèùåâîä,ñîííàÿ àðòåðèÿ è ÿðåìíàÿ âåíà) íà øåå.Åñëè íàäðåçàòü òîëüêî äâå èç íèõ,ýòî áóäåò ñ÷èòàòüñÿ íàðóøåíèåì.
Ïðè çàáîå òðåáóåòñÿ ñîáëþäåíèå øåñòè óñëîâèé:
1.Óáèâàþùèé  æèâîòíîå ìóæ÷èíà,æåíùèíà èëè ïîäðîñòîê äîëæíû áûòü ìóñóëüìàíàìè,íå óìàëèøåííûìè.
2.Ðåçàòü æèâîòíîå ðàçðåùàåòñÿ ìåòàëëè÷åñêèìè èíñòðóìåíòàìè(íîæîì,òîïîðîì,ïèëîé) èëè,åñëè íåò ìåòàëëè÷åñêèõ,÷åì-ëèáî îñòðûì:ñòåêëîì,îñòðûì êàìíåì.
3.Ìîðäà è ïåðåäíèå íîãè æèâîòíîãî ïåðåä óáîåì,äîëæíû áûòü ïîâåðíóòû â ñòîðîíó Ìåêêè.×åëîâåê,êîòîðûé ðåæåò æèâîòíîå,òàêæå äîëæåí ñòîÿòü ëèöîì ê Ìåêêå.Åñëè ýòîò ïóíêò íå ñîáëþäåí ïî çàáûâ÷èâîñòè èëè íåïðåäíàìåðåííî,íåëüçÿ ïîâåðíóòü æèâîòíîå â ñòîðîíó Ìåêêè èëè ÷åëîâåê íå ìîæåò îïðåäåëèòü,â êàêîé ñòîðîíå íàõîäèòñÿ Ìåêêà,òî ìÿñî æèâîòíîãî áóäåò õàëàë (ðàçðåøåííûì).
4.Ïðèáëèæàÿ íîæ ê ãîðëó æèâîòíîãî,íåîáõîäèìî ïðîèçíåñòè:»Áèñìèëëàõ»-«Âî èìÿ Àëëàõà».Åñëè ìóñóëüìàíèí çàáóäåò ýòî ñêàçàòü,òî ìÿñî æèâîòíîãî áóäåò õàëàë (ðàçðåøåííûì).
5.Äîëæíà âûòå÷ü âñÿ êðîâü.
6.Ïîñëå óáîÿ æèâîòíîãî,ïîêà åùå äâèãàþòñÿ åãî êîíå÷íîñòè è øåâåëÿòñÿ ãëàçà,íåîõîäèìî äåðæàòü æèâîòíîå íà âåñó,÷òîáû ñòåêëà êðîâü.Ëèøü ïîñëå ïðåêðàùåíèÿ êîíâóëüñèé ìîæíî ïðèñòóïàòü ê ñíÿòèþ ñ íåãî êîæè.

Ïðåæäå ÷åì ðåçàòü æèâîòíîå ,ïåðåä íèì ñòàâÿò âîäó äëÿ ïèòüÿ,âî âðåìÿ êîòîðîãî æèâîòíîå óñïîêàèâàåòñÿ,à ïîñëå êðîâü åãî âûòåêàåò áûñòðåå.Äëÿ óáîÿ íåîáõîäèìî èñïîëüçîâàòü êàê ìîæíî áîëåå îñòðûé ïðåäìåò è íå ìåäëèòü,äàáû íå ìó÷èòü æèâîòíîå èëè ïòèöó.
Ïîðèöàåòñÿ óáèéñòâî æèâîòíûõ,ïðè êîòîðîì íîæ ïðîõîäèò ÷åðåç çàòûëîê â øåþ æèâîòíîãî.Ïðè óáîå íå ñðàçó îòäåëÿþò ãîëîâó æèâîòíîãî îò òóëîâèùà.Ïåðåðåçàâ æèëû,æäóò,ïîêà ïðåêðàòèòñÿ äûõàíèå,è ëèøü ïîñëå ýòîãî ïîëíîñòüþ îòäåëÿþò ãîëîâó îò òåëà,íî åñëè èç-çà î÷åíü îñòðîãî íîæà ãîëîâà áûëà îòäåëåíà ñðàçó,ïðàâèëà óáîÿ íå ñ÷èòàþòñÿ íàðóøåííûìè.Ïîêà íå ïðåêðàòèëîñü äûõàíèå æèâîòíîãî,íå äîçâîëÿåòñÿ ñíèìàòü ñ íåãî øêóðó è âûíèìàòü ñïèííîé ìîçã.Óáîé æèâîòíûõ íà ãëàçàõ äðóãèõ æèâîòíûõ ïîðèöàåòñÿ.Øàðèàò òðåáóåò ïî âîçìîæíîñòè âîçäåðæèâàòüñÿ îò óáîÿ æèâîòíûõ äî ïîëóäíÿ è âå÷åðîì â ïÿòíèöó.
×åëîâåêó,âûðàñòèâøåìó è êîðìèâøåìó æèâîòíîå,Øàðèàò ñîâåòóåò âîçäåðæàòüñÿ îò çàáîÿ ýòîãî æèâîòíîãî.Ïðàâèëà Øàðèàòà î çàáîå æèâîòíûõ îáåñïå÷èâàþò æèâîòíîìó íàèáîëåå áûñòðóþ è áåçáîëåçíåííóþ ñìåðòü.
Óïîòðåáëåíèå â ïèùó ðûá è äðóãèõ ìîðåïðîäóêòîâ ÿâëÿþòñÿ ÷àñòüþ Øàðèàòñêîãî ðàçðåøåíèÿ èëè çàïðåòà íà  ïèòàíèå äëÿ ìóñóëüìàí.
Ðûáà  ñ ÷åøóåé,ïîéìàííàÿ æèâîé,ñ÷èòàåòñÿ ÷èñòîé è åå ðàçðåøàåòñÿ óïîòðåáëÿòü â ïèùó.Ñäîõøàÿ â âîäå ðûáà òîæå ñ÷èòàåòñÿ ÷èñòîé,íî åñò åå çàïðåùàåòñÿ.×òî êàñàåòñÿ ðûáû áåç ÷åøóè,òî,äàæå ïîéìàííàÿ æèâîé,îíà íåïðèãîäíà äëÿ åäû.Åñëè ðûáó âûáðîñèëî íà ñóøó è åå ïîäîáðàëè æèâîé,òî äîçâîëåíî óïîòðåáëÿòü åå â ïèùó.Ñëåäóåò âîçäåðæèâàòüñÿ åñòü ðûáó â ñûðîì âèäå;åñëè æèâàÿ ðûáà ðàçðóáëåíà íà äâå ÷àñòè è îäíà ÷àñòü øåâåëèòñÿ ,à äðóãàÿ íåò,íåîáõîäèìî îòêàçàòüñÿ óïîòðåáëÿòü â ïèùó òó ÷àñòü,êîòîðàÿ íå øåâåëèòñÿ;åñëè ðûáó ïîäæàðèëè,íå äîæäàâøèñü åå ñìåðòè,ðàçðåçàâ íà êóñêè íà ñóøå,íàäî îòêàçàòüñÿ åñòü òàêóþ ðûáó.

Ñ èìåíåì Àëëàõà,ïðèÿòíîãî àïïåòèòà!

Источник

Отчего рыбу в исламе можно есть только в чешуе

Москва, 18.02.2021, 17:30:38, редакция ПРОНЕДРА.РУ, автор Юлия Якобсон.

Конфессиональные правила касательно еды разнятся довольно сильно, поэтому часто возникают вопросы. Например, почему нельзя есть рыбу без чешуи — по Библии и исламу всё это описывается по-разному, но принцип прослеживается один и тот же — животная пища может быть чистой и нечистой. Но почему?

В исламе мясо нечистых животных в пищу не употребляется ни под каким соусом. В иудаизме тоже есть «черный список» живности, чье мясо еврей есть не станет, дабы не осквернять свое тело — храм божий. Возникает вопрос: есть ли в христианстве нечистые животные?

Вкусная и здоровая пища в исламе

Можно ли по исламу есть рыбу без чешуи по исламу

В исламе разрешено всё, что не запрещено. А всё, что запрещено — это харам, под него попадает:

  • больное или беременное животное,
  • падаль,
  • погибшее животное или убитое в схватке с собратом,
  • кровь животных,
  • свинина.

А вот почему рыба в исламе кушается исключительно с чешуей? Это исключительно привычка, религия к этому отношения не имеет. Как правило, базовые рецепты той или иной народности приходят к нам от предков. А в древности на Ближнем Востоке было не до изысков: рыбу пекли вместе с чешуей, не заморачиваясь на ее чистку. Слой чешуи после термообработки все равно отпадал, никому не мешая при трапезе.

Коран, кстати, разрешает мусульманину есть всё, что под рукой лишь в одном случае — когда грозит смерть от голода. В христианстве всё куда гуманнее.

Как едят рыбу христиане — с чешуей или без?

Можно ли по исламу есть рыбу без чешуи по исламу

В христианстве всё базируется на Новом Завете, который утверждает, что человек не может осквернить себя едой. Дегенерация личности идет в мозгу, так что мысли должны быть чистыми. «Чистому всё чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть», — сигналит нам Послание к Титу, стих 1:15.

Так что способ приготовления рыбы — в чешуе или без нее — значения для христианина не имеет. Это относится исключительно к личным гастрономическим предпочтениям. Если прочесть Книгу деяний апостолов, то главе Х описано видение Петра. Дескать, было апостолу видение, в котором всевышний ему сказал, что он очистил скверную еду и позволил ему есть всё, что было запрещено [по Ветхому завету].

«И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь. Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым», — сообщают «Деяния апостолов» 10:13-15.

Но самое главное правило у христиан — следить за своими мыслями и словами. Не рекомендуется выпускать в эфир хулу, проклятия или подобным образом демонстрировать недостаток культуры. Пищевые привычки тут ни при чем, это сказал и Иисус в «Послании к Колоссянам».

«Не то, что входит в уста, оскверняет человека, а выходящее из уст оскверняет человека», — вторит ему Евангелие от Матфея в стихе 15:11.

Эксперты по религии предполагают, что в раннем христианстве тоже был списки запретов на пищевые привычки. Но для популяризации новой религии среди язычников эти запреты были сняты. Единственным «нельзя» для истинно верующего осталась идоложертвенная еда — ту, что приносили в жертву других богам.

Читайте также:  Можно ли есть арбузы при гестационном диабете беременных

Источник

Вера и Ислам | О РЫБЕ В КОРАНЕ

Вопрос: если не обращаться к хадисам и решениям мазхабов, то можно ли из Корана узнать, что рыбу можно употреблять в пищу?

Ответ: это невозможно, если обращаться только к Священному Корану. В переводе 14-го аята суры Нахль говорится: «Он подчинил вам море, для того, чтобы вы питались из него свежим мясом и доставали бы из него украшения, которые вы надеваете».

По мазхабу Ханафи, под »свежим мясом» подразумевается только рыба и то, что относится к рыбе.

«Вам запрещаются: мертвое животное, кровь, свиное мясо, все, что убито во имя кого-либо другого кроме Бога, животные, задушенные, убитые ударом, убитые падением, ударом рога, умерщвленные диким зверем». (Маида 3)

В следующем аяте говорится о необходимости упоминания имени Аллаха, т.е. о необходимости произнести: «Бисмилля».

Животные дохлые, убитые удушением, зарезанные не по канонам Ислама, считаются мертвечиной. Если животное убито другим животным, то его не  едят, потому что забито не по канонам Ислама. В аяте говорится, что рыба тоже должна быть зарезана. Но никто не режет рыбу. Можно выловить даже без произнесения «Бисмилля». Если следовать аяту, то рыбу нельзя есть без забивания по мусульманскому обычаю и без «Бисмилля». Но наш пророк разъяснил «резать рыбу не нужно», и даже «не нужно произносить Бисмилля». 

Также можно есть рыбу, которую оглушили динамитом. Даже можно есть рыбу, вышедшую из брюха другой рыбы. Но оленя, растерзанного львом есть нельзя. Если нет разъяснения пророка, то из Корана понять это невозможно.

В аяте также говорится о запрете крови. Селезенка тоже относится к крови. Были невежды, которые сказали, что запрещено есть селезенку. Пророк сообщил о двух видах крови, которые разрешены. Одна из них это, селезенка, вторая, печень.

Наш пророк сообщил «Морская вода чистая, мертвое (убитое по какой-либо причине) в нем дозволено» и «Не ешь рыбу, которая подохла и плавает на поверхности, ешь рыбу, которая погибла, оставшись на суше после того как ушла вода! Также ешь то, что погибло таким образом в море!»

Не едят рыбу, которая погибла в воде и плавает вверх брюхом. Но можно есть рыбу, которая погибла в сетях, неводе, от каких-то лекарств, от удара молнии, взрыва динамита или от попадания каких-либо веществ. Можно есть рыбу, которая погибла в результате высыхания воды, сильной жары или холода, убитую птицами, погибшей в садке, погибшую зажатой между льдами. Можно есть рыбу, погибшую еще будучи в воде, убитую в воде ударами колотушками, или если отрезали в воде голову. Можно есть рыбу с грязного водоема предварительно помыв. Если с брюха пойманной рыбы вышла целая, еще не переварившаяся рыба, то ее тоже можно есть.

Вопрос: можно ли есть рыбу, пойманную без «Бисмилля»?

Ответ: произнесение «Бисмилля» при ловле рыбы не обязательно, а тот, кто ловит рыбу не обязательно должен быть мусульманином.

Вопрос: рыбу вялят, не почистив внутренности, также в рассоле солят сардины. Можно ли есть такую рыбу?

Ответ: перед употреблением нужно почистить внутренности (Тахтави)

Вопрос: можно ли есть погибшую в воде рыбу?

Ответ: если рыба подохла сама, то считается умершей от болезни и есть ее нельзя. Но если умерла, попав в тесное место или притертой льдинами, или от электрического разряда, есть можно.

Вопрос: можно ли ловить рыбу на удочку?

Ответ: ловить на удочку можно. Можно убивать рыбу динамитом. Можно есть, если рыба убита ножом. Зарезать барана ножом не является для него мучением.

Вопрос: если консервированная рыба изготовлена не почищенной, то можно ли почистить и съесть?

Ответ: да есть можно. Нельзя есть рыбу, которую приготовили на огне без предварительной чистки. Но соленую рыбу нужно есть, предварительно почистив.

Вопрос: можно ли начинать чистить рыбу, отрезав голову, пока она еще живая?

Ответ: пока рыба не умерла, нельзя начинать чистить. Но если и будет отрезана голова еще живой рыбы, есть ее можно.

Вопрос: можно ли есть рыбу, погибшую от лекарств?

Ответ: можно есть, если не нанесет вреда человеку.

ИКРА

Вопрос: можно есть икру рыбы?

Ответ: можно (Барика)

Источник

Фатва о морепродуктах — О мясе

Отправлено 28 сентября 2007 — 14:18

МОРЕПРОДУКТЫ

Вопрос. Хотел бы спросить относительно морских животных и рыбы. Слышал, что те, которые с чешуей употреблять в пищу можно, а те, что без чешуи – нельзя. Так ли это?

Ответ. Что касается постоянных обитателей моря, то рыбы всех видов и форм разрешены, в чем согласны все исламские богословы без исключения. При этом богословы-ханафиты считают, что только рыба.

Специальной формы умерщвления рыбы или формы приготовления ее не существует.

Что касается морских животных, то богословы-ханафиты считают их непригодными к пище (харам). Ученые данного мазхаба говорят: «Все то, что помимо рыбы, например, лягушки[1], раки, змеи относится к «хаба’ис», то есть дурному, мерзкому, что в свою очередь запрещено Священным Кораном (см., 7:157)»[2].[3]

Читайте также:  Анализы на хгч и прогестерон можно ли есть

Все остальные богословы (маликиты, шафииты и ханбалиты) считают, что «все морские животные, включая рака, морских змей, а также морских собаку или свинью, употреблять в пищу можно (халяль) и при этом без какого-либо специального ритуала. Независимо от того, были ли они убиты или умерли своей смертью. Исключением является лишь то, когда туша уже начала разлагаться, и есть опасение отравиться».[4] Имам Малик (712-795) говорил о нежелательности (макрух) употребления в пищу морской свиньи, так как она называется свиньей, которая, в свою очередь, запрещена кораническим текстом. Богослов ал-Лейс ибн Са‘д (712-793) однозначно утверждал о невозможности приема в пищу мяса морского человека[5], который – если таковые и появятся – все равно человек, а также о невозможности приема в пищу мяса морской свиньи, которая все равно свинья.

Вопрос. Скажите, пожалуйста, можно ли употреблять в пищу рыбу, которую умерщвляют в море взрывом? Считается ли такая рыба мертвечиной и соответственно харамом? Можно ли употреблять в пищу раков и креветки? Заранее благодарю.

Ответ. Когда у Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) спросили о пригодности морской воды для совершения ею омовения, он ответил: «Вода морская пригодна для омовения и то, что умерло в море – халяльно [разрешено для употребления в пищу]».[6] В Священном Коране также есть следующий смысл: «Разрешено для вас [всех] рыболовство и употребление в пищу его результатов» (см., Св. Коран, 5:96). В сводах хадисов аль-Бухари и Муслима описывается случай, когда сподвижники Пророка, находясь долго в пути, увидели тело мертвого кашалота, выброшенное на берег. Они питались мясом этого кашалота на протяжении одного месяца. Когда сподвижники вернулись в Медину и рассказали о произошедшем, Пророк Мухаммад поинтересовался: «У вас осталось что-нибудь от этого мяса, для того, чтобы угостить нас?» Сподвижники ответили положительно и угостили Пророка.[7]

Обитателей моря, убитых взрывом[8] или иным способом, в полной мере разрешается употреблять в пищу. Мертвечиной это категорически не является, так как Сунной четко обозначено, что умерщвление обитателей моря не ограничено рамками какого-то специального ритуала, в отличие, например, от животных, обитающих на суше. Запрет на употребление подобной пищи может касаться только случая, когда началось гниение продукта и очевидно отравление.[9]

Сам я[10] сторонник того, что все, постоянно живущее в воде, является разрешенным (халяль).

Вопрос. Разрешено ли употреблять в пищу рыбу, которая умерла уже в море, например, в сетях?

Ответ. Богословы-ханафиты считают, что рыба, умершая своей смертью и плавающая уже вверх брюхом, не пригодна к употреблению в пищу. Во всех других случаях – пригодна.[11] Все остальные богословы берут в качестве критерия в данном вопросе начало разложения, от которого может произойти отравление.

[1] К Пророку Мухаммаду однажды пришел врач и спросил о позволительности приготовления лекарства из лягушки. Пророк ответил на это запрещенностью убивать ее (хадис от ‘Абдурахмана ибн ‘Усмана; св. х. Абу Дауда, ан-Насаи, Ахмада, аль-Хакима и др.). Богословы-ханафиты говорят: «Запрет на убийство может быть по двум причинам: или почитание и уважение, как это в ситуации с человеком (см., Св. Коран 17:70), или по причине запрета употребления того или иного в пищу. А так как лягушка не является столь почитаемой, запрет на убийство ее несет в себе скорее смысл запрета на ее употребление». Так считают все, кроме богословов-маликитов, которые говорят о разрешенности употребления в пищу лягушек, так как явный запрет отсутствует. См.: Аз-Зайля‘и Д. Насб ар-рая ли ахадис аль-хидая [Водружение знамени для хадисов книги «Аль-хидая»]: В 4 т. Каир: аль-Хадис, [б. г.], т. 4, с. 201; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух: В 8 т. Т. 3, с. 507, 679.

[2] Обоснование в данном случае косвенно. Однозначного запрета в Священном Коране или Сунне нет. Такого рода каноническое заключение, сделанное на основе иджтихада, может быть изменено с течением времени, а также зависит от обычаев, традиций и географического месторасположения. То есть, например, если муфтий-ханафит одного из европейских городов или областей даст заключение, что таких-то морских животных можно употреблять в пищу, так как отсутствует в Коране или Сунне явный запрет, и для людей данной местности эти морские животные не являются омерзительными, то местные мусульмане без угрызения совести могут спокойно употреблять данных морских животных в пищу.

[3] Подробнее см.: Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар: В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1966, т. 306, 307; Мухаммад ибн Сулейман А. Маджма‘ аль-анхур фи шарх мультака аль-абхур: В 2 т. Бейрут: Ихьйа ат-турас аль-‘араби, [б.г.], т. 2, с. 514, 515.

[4] Богослов и наш современник Вахба аз-Зухайли считает в данном вопросе мнение большинства более верным. См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух: В 8 т. Т. 3, с. 679-680.

[5] Если такой, постоянно живущий в море человек, и был бы, то все равно он – человек, который почитаем, как наилучшее Творение Господа.

[6] Хадис от Абу Хурайры. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002, с. 40, хадис № 69.

[7] См.: Аз-Зайля‘и Д. Насбу ар-рая ли ахадис аль-хидая. Т. 4, с. 204.

[8] Здесь можно говорить о гуманности, законности или, например, о бережном сохранении природных ресурсов. Ведь далеко не вся рыба, оглушенная взрывом, вылавливается и идет на пользу людям.

[9] Есть некоторые богословские разногласия в вопросе морских животных. Подробнее см.: Аляутдинов Ш. Ответы на ваши вопросы об Исламе. С. 54, 55.

[10] Безусловно, по результату подробной вычитки данной темы из разных богословских источников.

[11] Богослов ханафитского мазхаба ‘Абдуль-Барр, уточняя, сказал: «Все рыбы, что умерли по какой-либо внешней причине, внешнему воздействию употребляемы в пищу. Те, что умерли сами по себе [и уже плавают брюшком вверх!] – не употребляются в пищу». См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух: В 8 т. Т. 3, с. 679.

Источник