Можно ли переходить дорогу если есть подземный переход
Содержание статьи
Подземный и надземный пешеходные переходы
Добрый день, уважаемый читатель.
В третьей статье серии «Правила пешехода на дороге» речь пойдет о том, где можно переходить проезжую часть.
Обратите внимание, правильно говорить именно «переходить проезжую часть», а не «переходить дорогу», т.к. тротуары и обочины также входят в состав дороги.
Основная цель данной статьи — научить пешехода правильно выбирать место для пересечения проезжей части:
- Где можно пересекать проезжую часть?
- Пешеходные переходы:
- подземный и надземный;
- обычный (наземный);
- диагональный.
- Правила перехода перекрестков.
- Переход проезжей части вне перехода и перекрестка.
- Переход проезжей части в велосипедной зоне.
- Штрафы ГИБДД для пешеходов.
Переход проезжей части — процедура очень ответственная, а главное — достаточно опасная для самого пешехода. Поэтому сегодня будут рассмотрены различные варианты пересечения дороги, а также административные штрафы, которые могут быть наложены на пешехода за нарушение правил.
Если Вы еще не читали статьи «Где можно двигаться по дороге?» и «Организованная пешая колонна», то обязательно ознакомьтесь с ними. В них Вы найдете полезную информацию для пешеходов.
Где можно пересекать проезжую часть?
Рассмотрим пункт 4.3 правил дорожного движения:
4.3. Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин.
…
При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.
Таким образом, дорогу следует переходить:
- По пешеходному переходу (обычному, надземному или подземному).
- На перекрестке.
- На других участках дороги.
Рассмотрим каждый из случаев поподробнее.
Пешеходные переходы
В первую очередь, необходимо пересекать дорогу по пешеходным переходам. Причем, если Вам приходится выбирать между внеуличным и обыкновенным (по проезжей части) переходами, то лучше воспользоваться подземным или надземным вариантом. Это значительно безопаснее, надежнее, а в большинстве случаев и быстрее.
Подземный и надземный переходы
На практике можно встретить пешеходов, которые принципиально не желают пользоваться внеуличными переходами и пытаются перейти проезжую часть в неположенном месте:
- Во-первых, они нарушают правила дорожного движения и рискуют получить штраф.
- Во-вторых, они тратят гораздо больше времени на пересечение дороги, т.к. им приходится пропускать автомобили, остановившись в середине проезжей части.
- В-третьих, они рискуют собственными жизнью и здоровьем.
Внеуличные пешеходные переходы обозначаются специальными дорожными знаками и перепутать их с чем-то другим довольно трудно:
Внеуличные переходы позволяют безопасно пересечь дорогу, т.к. траектории движения человека и транспортных средств не пересекаются.
Обычный (наземный) переход
С переходом дороги по проезжей части дело обстоит несколько сложнее.
Границы пешеходного перехода определяются специальной разметкой. Если есть только разметка, а знаков нет, то границы перехода совпадают с границами разметки. Переходить такой переход нужно прямо по разметке. Если пройти рядом с ней, то это будет нарушением правил.
Что касается знаков «Пешеходный переход», то они нужны на тот случай, когда разметка сотрется или будет плохо видна (например, зимой). Если есть только знаки и нет разметки, то именно знаки определяют границы перехода.
Если же на дороге присутствуют и знаки, и разметка, то границы перехода определяются разметкой.
Важно понимать, что если еще вчера разметка была, а сегодня положили новый асфальт и разметки больше нет, то и пешеходного перехода больше нет.
Диагональный пешеходный переход
Особый случай наземного пешеходного перехода — диагональный вариант:
На регулируемом перекрестке допускается переходить проезжую часть между противоположными углами перекрестка (по диагонали) только при наличии разметки 1.14.1 или 1.14.2, обозначающей такой пешеходный переход.
Диагональный пешеходный переход может существовать только при наличии разметки 1.14.1 или 1.14.2, нанесенной по диагонали:
Диагональный переход может быть только на регулируемом перекрестке.
Если диагональной разметки нет или она стерлась, переход по диагонали запрещается.
Правила перехода перекрестков
Если рядом нет ни одного пешеходного перехода, то можно пересечь проезжую часть на перекрестке. Причем правила говорят о том, что двигаться нужно по линиям тротуаров и обочин. Это означает, что двигаться по перекрестку нужно не наискосок (сразу пытаться перейти 2 дороги), а параллельно одной из проезжих частей.
На рисунке выше правильные траектории движения отмечены желтым цветом.
Переход проезжей части вне перехода и перекрестка
Вновь обратимся к правилам дорожного движения:
При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.
…
При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.
Дорогу можно переходить и вне перехода или перекрестка. Однако при этом должны быть соблюдены следующие условия:
- В зоне видимости нет ни перехода, ни перекрестка. Если зрение у Вас хорошее, то придется прогуляться до перехода, расположенного в нескольких сотнях метров.
- Проезжая часть должна хорошо просматриваться в обе стороны. Это означает, что Вы переходите дорогу на свой страх и риск. Не увидели автомобиль — сами виноваты.
- На дороге не должно быть разделительной полосы или забора.
- Пешеход не должен создавать помех движению транспортных средств.
На рисунке выше пешеходы создают помехи движению автомобилей, а следовательно нарушают правила.
Переход проезжей части в велосипедной зоне
Особого внимания заслуживают правила движения пешеходов в велосипедной зоне, обозначенной следующими дорожными знаками:
Пункт 4.3 ПДД:
…
Требования настоящего пункта не распространяются на велосипедные зоны.
То есть в велосипедной зоне пешеходы могут переходить дорогу абсолютно в любом месте. Однако при этом пешеход не имеет преимущества перед велосипедами и автомобилями, движущимися со скоростью 20 км/ч. То есть сначала нужно уступить дорогу транспортным средствам, а лишь затем переходить.
Штрафы ГИБДД для пешеходов
В 2021 году, в соответствии со статьей 12.29 КоАП, все нарушения пешеходами правил дорожного движения наказываются предупреждением или штрафом в размере 500 рублей.
Если же пешеход создает помехи движению транспортных средств, то он может быть наказан по статье 12.30 КоАП и получить штраф в размере 1 000 рублей.
Подчеркну, что в отличие от водителя транспортного средства, пешеход не может проверить штрафы ГИБДД онлайн. Так что в случае необходимости придется собственноручно обзванивать все подразделения ГИБДД, на территории которых мог быть наложен штраф.
В заключение предлагаю Вам посмотреть небольшой мультфильм, в котором рассказывается про современные пешеходные переходы. Рекомендую показать его детям, чтобы они лучше понимали правила поведения на дороге:
Ну а в следующей статье речь пойдет о том, как правильно переходить проезжую часть.
Удачи на дорогах!
Обновлено: 10 декабря 2018
Источник
Где можно переходить дорогу пешеходу
Всех нас с детства учат, что дорогу можно переходить исключительно по «зебре» пешеходного перехода. Казалось бы, все очевидно. Однако правовое регулирование пересечения проезжей части пешеходами имеет свои тонкости.
Требовалась ли вам когда-нибудь помощь юриста по авто-вопросам?
ДаНет
Где можно переходить проезжую часть пешеходу?
Пешеходные переходы
Переходы бывают двух типов: регулируемые и нерегулируемые. Первые оснащены светофором. С ними все ясно: пересекать дорогу можно только когда загорится зеленый свет. Передвижение пешеходов по вторым регулирует пункт 4.5 ПДД. Согласно этой норме перед пересечением проезжей части пешеходу необходимо сначала осмотреться, визуально оценить расстояние до ближайших машин, а также их скорость и перейти только в том случае, если он будет уверен, что это будет для него абсолютно безопасно.
Подземные и надземные переходы
Особых правил для передвижения по подземным и надземным переходам не существует. Они отличаются высокой безопасностью, ведь пользуясь ими, пешеход не встречает на своем пути автомобили. Обозначаются эти типы переходов своими собственными знаками. Для надземного это человечек, поднимающийся по лестнице, а для подземного – спускающийся.
Перекресток
В случае, если поблизости отсутствуют пешеходные переходы, правила допускают пересечение дороги по перекрестку. Двигаться при этом необходимо по линиям, продолжающим обочины или тротуары. Ни в коем случае нельзя пересекать перекресток прямо посередине или наискосок.
Это может повлечь за собой штраф, а также создает риск для жизни пешехода.
Что делать, если нет перехода и перекрестка?
Когда нет ни пешеходного перехода, ни перекрестка, можно перейти проезжую часть в их отсутствие при условии, что на ней нет сплошной разделительной полосы. Делать это нужно прямо перпендикулярно дорожному полотну под углом 90 градусов к нему, чтобы сделать время нахождения на ней максимально коротким. Перед началом движения нужно удостовериться, что нет приближающихся машин. В случае, если пешеход пересек часть дорожного полотна, а перед ним начали движение автомобили, он должен остановиться на центральной линии разметки, а затем подождать, пока машины проедут.
Не допускается пересечение дороги, если на ней есть ограждения.
Если пешеход пересекает дорогу там, где нет перехода, ночью и за пределами населенных пунктов, он обязательно должен надеть светоотражающий жилет.
Другие варианты
ПДД предусматривают и другие места, в которых можно пересечь проезжую часть. Это, например, велосипедная дорожка. По ней можно не только переходить дорогу, но и просто передвигаться. Однако следует помнить, что на велосипедной дорожке велосипедисты и транспорт, передвигающийся со скоростью не больше 20 км/ч имеют преимущество перед пешеходом и он обязан их пропустить.
Примеры из практики
Пример №1.
Вводные: Есть перекресток, одна из дорог которого имеет нерегулируемые пешеходные переходы, а другая нет. Не нарушают ли пешеходы ПДД, переходя дорогу вне перехода и обязан ли водитель им уступить?
Оценка ситуации: Нет, не нарушают, так как переходят параллельно тротуару. Соответственно, водитель обязан уступить им.
Пример №2.
Вводные: На протяжении полукилометра на участке дороги нет переходов. Права ли женщина на фото, переходящая дорогу в их отсутствие?
Оценка ситуации: Да. Вдоль дороги нет ограждений, на самой дороге нет сплошной полосы, переходов поблизости тоже нет. Пересечение проезжей части в этом случае допускается.
Пример №3.
Вводные: На фото люди пересекают перекресток наискосок. Допустимо ли это?
Оценка ситуации: Да. Наискосок нельзя переходить только нерегулируемые перекрестки, а на этом есть светофор.
Пример №4.
Вводные: На шоссе на протяжении нескольких километров нет мест, где его можно пересечь. Что делать в таком случае?
Оценка ситуации: На фото видны ограждения. Это значит, что переходить шоссе там, где они установлены, нельзя. Поэтому нужно искать подходящее для его пересечения место, как бы далеко оно ни находилось.
Ответственность
За пересечение дороги в неразрешенном месте предусмотрена ответственность:
- Частью 1 статьи 12.29 КоАП РФ. Наказание по ней – предупреждение или денежный штраф 500 рублей;
- Статьей 12.30 КоАП РФ. Она применяется в случае, если действия нарушителя повлекли препятствия для движения транспортного потока или незначительный вред для чьего-либо здоровья. За это нарушение предусмотрено наказание в виде штрафа, размер которого составляет от 1 000 до 1 500 рублей.
Особенности пересечения проезжей части с детьми
Специальных требований к переходу дороги с детьми ПДД не предъявляют, однако чтобы максимально обезопасить себя и своего ребенка, нужно соблюдать несколько простых правил:
- Не пересекайте с детьми дорогу на нерегулируемых переходах и перекрестках. Задержка всего на несколько секунд, которая может возникнуть из-за ребенка, может привести к трагическим последствиям;
- Старайтесь, чтобы на одежде ребенка были светоотражающие элементы. Это позволит водителям быстрее его заметить в темное время суток;
- В гололед старайтесь пользоваться надземными и подземными переходами;
- Если ребенок находится в коляске, лучше катить ее не перед собой, а с правого бока. Это позволит в случае опасности оттолкнуть ее вперед или назад и избежать столкновения с автомобилем. Кроме того, родитель при таком способе передвижения прикрывает собой ребенка и защищает его от удара;
- При переходе дороги всегда держите ребенка за руку, а если он еще маленький – лучше несите на руках. Если вы ведете ребенка за руку, он должен идти справа от вас: здесь работает то же правило, что и с коляской.
Мнение эксперта
Иван Чайкин, автор статьи:
Вопросы, касающиеся прав автомобилистов, зачастую более важны, чем кажется на первый взгляд. Водитель может лишиться прав или понести другое суровое наказание из за незнания или неправильного трактования законов и правил. Не ленитесь глубоко погружаться в суть изучаемого вопроса, не стесняйтесь спросить совет у профессионалов.
Задать вопрос эксперту
Вопросы, касающиеся прав автомобилистов, зачастую более важны, чем кажется на первый взгляд. Водитель может лишиться прав или понести другое суровое наказание из за незнания или неправильного трактования законов и правил. Не ленитесь глубоко погружаться в суть изучаемого вопроса, не стесняйтесь спросить совет у профессионалов.
Источник
Как правильно и безопасно переходить дорогу. Часть 2
Это продолжение объёмного материала про правильный и безопасный переход дороги. В первой части разъясняется структура повествования, содержатся вводные данные для понимания текущего материала, термины, определения, и пояснения к сокращениям. Напомню: жирные цифры в скобочках — пункты ПДД РФ.
В прошлой части мы освоили общие правила переходов и успели разобрать надземный и подземный переходы. Сегодня продолжим с наземными.
Рекомендую прочитать общие правила перехода дороги рассмотренные в первой части. Эти правила действуют для любого способа перехода, и о них более нигде не упоминается.
Наземный пешеходный переход
Бывает двух видов: регулируемый и нерегулируемый. Между ними есть много общего.
Общее, между регулируемым и нерегулируемым ПП
Оба вида переходов обладают «шириной» в пространстве. Это строго выделенная область на проезжей части (ПЧ). Границы этой области определяются в первую очередь разметкой 1.14.1 или 1.14.2, известной как «зебра» (1.2).
При наличии такой разметки пешеход обязан переходить дорогу строго в пределах разметки . В случае с разметкой 1.14.2 пешеходу следует ориентироваться на стрелки и переходить строго в указанном направлении. В противном случае в центре проезжей части встретятся два потока пешеходов и начнётся столпотворение.
Полезный совет: старайтесь переходить дорогу используя принцип правостороннего движения, даже при отсутствии разметки 1.14.2. При соблюдении этого правила не будет коллизий в центре проезжей части.
Во вторую очередь границы пешеходного перехода определяются знаками 5.19.1 и 5.19.2., если разметка утрачена, или скрыта снегом/грязью.
5.19.1 располагается справа от проезжей части, а 5.19.2 слева, таким образом переходящий дорогу человечек всегда смотрит на проезжую часть. Эти знаки образуют створ пешеходного перехода. Ширина створа регламентируется ГОСТ, но зачастую ушлые дорожники вешают знаки друг напротив друга. Это не допустимо, сообщайте об этом в администрацию своего города, или ГИБДД. Как это делать я описывал в одном из своих материалов.
Если утрачен хотя бы один знак, и при этом нет разметки, перед вами что угодно, но не пешеходный переход. Например, как на этом видео:
Не ленитесь, сообщайте об этом в отдел благоустройства. Лично я так и поступаю, и знаки возвращают на прежнее место. Например, утраченный знак из видео был восстановлен по моему заявлению.
Итак: переходить дорогу следует строго по «зебре», а при её отсутствии строго в створе пешеходного перехода, а не до/после/по диагонали. В этом случае вы нарушаете ПДД.
Диагональный переход
В настоящее время появился так называемый «диагональный» переход, но к сожалению, он почти не описан в правилах (4.3). Его отличительной особенностью является наличие уже знакомой разметки 1.14.1 и 1.14.2 нарисованной диагонально. Такой переход всегда регулируемый. При выключении светофора переходить по диагонали нельзя.
Регулируемый пешеходный переход
Как видно из названия, поведение участников дорожного движения на этом ПП регулируется. Регулирование происходит в порядке следующего приоритета (4.4):
1. Регулировщиком
2. Пешеходным светофором
3. Транспортным светофором
Регулировщик
Имеет приоритет над светофорами. Его жесты главнее (6.15). В настоящее время регулировщики редкость, поэтому их жесты забывают даже водители. Напомню важные жесты для пешехода (6.10):
Жесты регулировщика
Собственно жестов всего два. Первая и вторая картинка. В первом случае можно переходить спереди и сзади регулировщика, если он стоит к вам боком, а его руки либо опущены либо разведены в стороны. Во втором случае переход возможен только со стороны спины.
Пешеходный светофор
Пешеходный светофор
Его отличает от других наличие всего двух секций: зелёной и красной. На эти секции обязательно наносится силуэт пешехода. Светофор может быть снабжён табло обратного отсчета времени свечения сигнала и звуковым сигналом для слепых пешеходов (6.6).
Сигналы пешеходного светофора распространяются только на пешеходов и велосипедистов (6.5).
Зелёный сигнал разрешает переход, красный запрещает.
Если пешеходного светофора нет, ориентируемся на сигналы транспортного светофора.
Транспортный светофор
Транспортный светофор
Это обычный светофор с тремя секциями. Красный и зелёный сигналы аналогичны пешеходному. Жёлтый сигнал также является запрещающим. С древних времён осталось мнение, что это знак «готовься», но готовиться ни к чему не надо. Приравниваем его к красному.
Если жёлтый сигнал мигает, это говорит о том, что регулирование на этом перекрёстке или ПП отключено (6.2). И в этом месте действуют правила для нерегулируемого перехода.
Совет по безопасности: многие водители расценивают мигающий жёлтый как индульгенцию к проезду пешеходных переходов и перекрёстков. У них в голове клинит что-то вроде: «Ага! Светофор отключили! Останавливаться нет причин! Навали на газ!» Будьте крайне осторожны на переходах в те моменты, когда светофор переведён в режим мигающего жёлтого. Не переходите, не убедившись в том, что вас пропускают.
Всего два сигнала: разрешающий и запрещающий
Не смотря на всё многообразие способов регулирования: регулировщик, пешеходный светофор, транспортный светофор; для пешехода существует всего два сигнала. Разрешающий и запрещающий. Для светофоров это зелёный и красный, для регулировщика — смотрите картинки.
На разрешающий сигнал можно осуществлять переход. На запрещающий нет.
О чём не знают пешеходы: о том, что водитель, выехавший на перекрёсток на разрешающий сигнал светофора обязан покинуть его в намеченном направлении при любом сигнале (13.7). Это именно его обязанность, прописанная в ПДД, а не право или прихоть. Помните об этом.
Совет по безопасности: даже на регулируемом пешеходном переходе смотрите на автомобили, а не на светофор. Не надо тупо выходить на проезжую часть, как только загорится зелёный
О чём не знают пешеходы: что самый простой и надёжный способ регулирования это обычный транспортный светофор без дополнительных секций. Либо пешеходный светофор, который работает синхронно с транспортным. Чем сложнее организовано регулирование, тем хуже для безопасности. Куча дополнительных секций со стрелочками, пешеходные светофоры, работающие в противофазу транспортному — всё это ухудшает безопасность потому, что водителю для принятия решения приходится оценивать не один сигнал, а целую кучу. А зачастую водителю видны не все сигналы.
Разберём мой видеопример:
Автомобиль въезжает на перекрёсток на разрешающий сигнал. Далее строго по ПДД выезжает в намеченном направлении. В это время на пешеходном светофоре загорается зелёный. Момент включения зелёного света предугадать никак нельзя. Девушка начинает движение, даже не посмотрев по сторонам. Такое поведение пешехода чревато, особенно зимою, в гололёд и плохую погоду, когда остановочный путь авто резко возрастает.
Совет по безопасности: дайте водителю покинуть перекрёсток (это его обязанность, закреплённая в ПДД) или дождитесь момента, когда водитель явно пропускает. Хорошей практикой будет установление зрительного контакта с водителем. Вам может казаться, что всё внимание водителя приковано к вам, на самом деле это не так, на дороге ежесекундно происходить 100500 событий, и водитель выделяет изо всех самые существенные с его точки зрения. Остальная картинка интерполируется у него в мозгу. Уверяю вас, стоящий на красный свет пешеход это не самая приоритетная цель водителя. Его больше занимает лихач, который проскакивает на загорающийся красный, и мешает ему завершить манёвр.
Не перепутайте сигналы транспортного и пешеходного светофоров! Неоднократно замечал, что достаточно часто пешеходы начинают движение по сигналу транспортного светофора, в то время как на пешеходном горит запрещающий сигнал. Будьте внимательны!
Что делать, если запрещающий сигнал застал на проезжей части?
Всё зависит от того, перешли вы середину проезжей части или нет.
Середина ПЧ пройдена
Если вы миновали середину, то завершите переход.
О чём не знают пешеходы: о том, что у пешехода в ПДД не прописано права завершать переход на запрещающий сигнал. Но у водителей прописана обязанность дать пешеходу возможность завершить переход, если середина ПЧ пройдена (13.8). Вот такой вот фокус от наших законодателей.
Середина ПЧ не пройдена
А вот здесь пешеход обязан остановиться на островке безопасности или на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжить переход можно на разрешающий сигнал и убедившись в безопасности (4.6). Водители не обязаны давать вам возможность переходить через всю ПЧ.
13.8. При включении разрешающего сигнала светофора водитель обязан уступить дорогу пешеходам, не закончившим переход проезжей части данного направления.
Ещё раз обращу внимание, что водители обязаны пропустить пешеходов на своём направлении. Но не на встречном.
Полезный совет: если светофор снабжён таймером обратного отсчёта, и вы видите, что не успеете закончить переход — не начинайте переход. Если табло нет, но вы видите, что зелёный свет горит давно, воздержитесь от перехода. Тем более, что стоять на разделительной линии с современным трафиком подобно самоубийству.
Совет по безопасности: самым опасным моментом при переходе регулируемого ПП является использование пешеходом «левостороннего стиля» движения при синхронной работе пешеходного светофора и транспортного (когда и для машин и для людей горит зелёный). Смотрите схему:
Красный пешеход в большей опасности
Особую угрозу создают автомобили, поворачивающие налево. Они обязаны пропустить встречный поток, но если он очень плотный, водители начинают «подгадывать» такой момент в потоке, когда они могут «проскочить». После чего давят педаль газа, и проскакивают. Пешеходы в свою очередь обладают большой мобильностью, вот только что шли прямо, потом повернули налево. Курили — стали переходить дорогу. И если водитель не учтёт наличие пешехода при левом повороте, то ситуация для пешехода будет не из приятных. Тем более, что такие водители не любят предоставлять преимущество пешеходу. Ведь в них может въехать авто, перед которым они «проскакивали». В лучшем положении находится зелёный пешеход. Он видит зелёный автомобиль, и у него больше шансов повлиять на ситуацию. Красный пешеход, идущий по левой стороне дороге, не видит красный автомобиль. Помните об этом моменте, переходя дорогу.
На сегодня всё. В следующем выпуске мы разберём нерегулируемые пешеходные переходы.
Источник