Можно ли одному приемному родителю быть на курсах

Кому не надо проходить Школу приемных родителей при усыновлении и опеке

При оформлении опеки и попечительства один из самых часто встречающихся вопросов: кто может не проходить предварительную подготовку (Школу приемных родителей), ставшую обязательной с осени 2012 года. Наш автор — специалист по семейному устройству Алексей Рудов разбирается в этом непростом юридическом и практическом вопросе.

Кому не надо ходить в школу приемных родителей

Что говорит закон

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. №351-ФЗ «О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса РФ и статью 271 Гражданского процессуального кодекса РФ вступил в силу с 1 сентября 2012 года. В нем установлено, что не могут быть усыновителями и опекунами лица:

  1. (для желающих усыновить) — лица, не прошедших подготовки в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи (кроме близких родственников ребенка, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено). (последний абзац п.1 ст.127 СК РФ).
  2. (для желающих стать опекунами) — лица, не прошедшие подготовки в порядке, установленном пунктом 4 статьи 127 настоящего Кодекса (кроме близких родственников детей, а также лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей). (последний абзац п.1 ст.146 СК РФ.

Как видно из приведенных норм, для будущих усыновителей сделаны следующие исключения, и подготовка не обязательна для:

— близких родственников ребенка (близкие родственники это бабушка, дедушка, прямые братья и сестры),

— лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено. Это значит, что если человек был усыновителем, и не произошла отмена усыновления или есть несовершеннолетний ребенок, то им проходить подготовку, чтобы усыновить ещё одного ребенка, не требуется.

Как обстоят дела на практике

Однако в действующем тексте нормы не учтено несколько обстоятельств. Так если усыновитель захотел бы принять ребенка на опеку или планировал усыновить, однако выбранный им ребенок не может быть передан на усыновление и может быть принят только под опеку, то чтобы стать опекуном проходить усыновителю подготовку потребуется.

Аналогичная несуразица есть и в тексте нормы про опеку. Так, опекун не может усыновить своего опекаемого, который уже у него воспитывается или принять на усыновление иного ребенка, не пройдя подготовку, для него нет исключений — это не предусмотрено нормой.

Сейчас готовится внесение поправки в эти статьи, позволяющие усыновителям принять под опеку ребенка, а опекунам усыновить без подготовки, но пока поправки не вступят в силу, требования для них пройти подготовку действуют.

В существующей системе есть ещё один момент, который часто ошибочно трактуется органами опеки не в пользу опекунов. Он касается опекуна, назначенного по технологии предварительного назначения. Передав ребенка на опеку, предварительно назначенному опекуну, без предоставления полного пакета документов, органы опеки почему-то считают, что такой опекун «недоопекун», и настаивают на прохождении таким опекуном подготовки, а иначе они не оформят ему опеку обычным порядком. Это заблуждение.

Закон не предусматривает отдельного требования для предварительного опекуна пройти подготовку и норма исключения его из перечня лиц не обязанных пройти подготовку для него действует. Закон вообще не интересует, как был назначен опекун, ведь речь идет об опекунах вообще и всяких.

Факт то, что такой гражданин опекун, законный представитель ребенка, и на него распространяется исключение из требования пройти подготовку. В противном случае это было бы прямо указано в норме закона, так как ограничительные требования не подлежат расширительному толкованию.

Что делать, если в опеке неправомерно требуют пройти Школу приемных родителей

Специалистам органов опеки, которые выдвигают требования для предварительно назначенного опекуна: пройти обязательную подготовку, мы рекомендуем учить базовые основы права. Понять специалиста можно, как правило, избыточные требования возникают из-за неуверенности в своих знаниях, опасениях, что прокурорская проверка обнаружит промахи и, конечно, это психологически сложно, приходится отступать от привычных правил и брать ответственность на себя. Но идти на поводу не стоит — пусть учатся.

Предварительно назначенным опекунам, от которых специалисты требуют прохождение подготовки, рекомендуем игнорировать незаконное требование и подавать заявление об установлении опеки обычным порядком, с приложением всех документов, кроме свидетельства о прохождении подготовки.

В случае отказа принимать заявление лично, документы лучше передать через канцелярию или отправить заказным письмом с уведомлением о вручении. Угрозы специалистов «подавайте-подавайте, всё равно мы Вам откажем» это, к сожалению, часто применяемый и отработанный прием, которым они как раз пытаются не допустить подачи письменного обращения. Поданное письменное обращение вынудит специалистов начать с ним работать, проконсультироваться, заглянуть в учебники и сделать всё как надо. Чтобы упростить специалисту принятие решения и поддержать его рекомендую вместе к заявлению приложить первую часть этого разъяснения.

Читайте также:  Можно ли в пятницу есть мясо

Портал changeonelife.ru — крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.

Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.

Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!

Поддержать портал

Источник

Что такое школа для приемных родителей

Автор статьи: Юлия Кайсина Последнее изменение: Январь 2021 года 22786 1

В России большое количество детей-сирот, которые нуждаются в новой семье и любящих родителях. Многие бездетные пары принимают решение усыновить малыша и стать ему родными. Но важно помнить, что перед таким серьезным шагом необходима специальная психологическая помощь. Школа приемных родителей предназначена для подготовки кандидатов на усыновление к решению взять ребенка в семью и нести ответственность за его дальнейшую судьбу.

Для кого предназначена школа приемных родителей

Курс обучения разработан для следующих категорий лиц:

  • Кандидатов в замещающие родители;
  • Будущих опекунов и усыновителей;
  • Волонтеров, планирующих работать в детских домах и приютах;
  • Семей, собирающихся брать детей в гостевом режиме;
  • Опекунов и усыновителей, которые ранее не проходили подобной подготовки.

Комментарий специалиста

Горчаков Владимир

Юрист

Задать вопрос эксперту

Школу приемных родителей могут посещать и те, кто взяв ребенка на воспитание, столкнулся с трудностями, с которыми не могут справиться самостоятельно. Курсы ведут психологи, психотерапевты, юристы, рассказывающие о тонкостях воспитания несовершеннолетнего в приемной семье. Для получения эффективного результата важен личный опыт, поэтому часто среди педагогов люди, имеющие положительный опыт воспитания приемных детей. В качестве преподавателя выступают и воспитатели, проработавшие несколько лет в приютах или детских домах.

Цели Школы приемных родителей

Занятия в ШПР разработаны для реализации следующих задач:

  • Психологическая подготовка кандидатов на усыновление для принятия ребенка в семью;
  • Воспитание умения преодолевать возникающие трудности в воспитании несовершеннолетнего;
  • Уметь находить сильные и слабые стороны свои и своих родственников;
  • Знакомство с нормами семейного права;
  • Изучение психологических и физиологических особенностей ребенка в разные возрастные периоды.

Занятия проводятся в форме тренингов, практикумов, семинаров. Кандидатам в усыновители предоставляется возможность не только получить знания от специалистов, но и поделиться собственным опытом друг с другом. По окончанию курса будущие родители смогут определиться в правильности своего решения, делают осознанный выбор в отношении пола и возраста ребенка, которого хотят взять в семью.

Существующая практика показала, что некоторые кандидаты в усыновители после посещения занятий отказываются от этого статуса или берут время на раздумье перед тем, как взять малыша. Такое поведение гораздо менее травмирующее по отношению к несовершеннолетнему, чем когда неготовые к этому семьи берут ребенка, а затем возвращают его в казенное учреждение.

Одной из главных проблем, с которой сталкиваются усыновители, считаются сложности в поведении детей, которые провели несколько месяцев (а иногда лет) в детском доме или интернате. На курсах приемных родителей взрослых учат справляться с ними и сводить к минимуму появление возможных неприятностей. Кроме того, кандидатам в усыновители рассказывают сложности в адаптации ребенка в новых условиях и способы сделать ее легче.

Комментарий специалиста

Каменский Юрий

Юрист

Задать вопрос эксперту

Школу приемных родителей должны посещать не только те, кто хочет усыновить детей старшего возраста, но и те, кто планирует взять малыша из дома малютки. В такой ситуации основной акцент делается на готовности взрослых нести ответственность за будущее ребенка, его воспитание и социализацию в обществе.

Содержание программы

Школы приемных родителей встречаются при органах опеки и попечительства, а также при Центрах психологической помощи. Знания, которые в них получают кандидаты в усыновители, условно делятся на 3 раздела: медицинские, юридические, психолого-педагогические.

Содержание курсов может незначительно различаться, но в обязательном порядке освещаются следующие вопросы:

  • Основы семейного законодательства России;
  • Психологическое и физиологическое развитие ребенка;
  • Трудности подросткового возраста;
  • Особенности родительских ролей;
  • Охрана здоровья несовершеннолетнего;
  • Последствия жестокого обращения в семье;
  • Адаптация ребенка в новой семье и др.

Единых требований к содержанию курсов в Школе приемных родителей законодательно не установлено. Поэтому в разных регионах знания, которые получат кандидаты в усыновители, могут различаться. Но основная задача курсов заключается в том, чтобы подготовить будущих родителей к ответственности и свести к минимуму возможность, что впоследствии от ребенка откажутся.

Не все люди, принявшие решение взять малыша в семью, до конца понимают всю ответственность этого шага.

Психолого-педагогическая подготовка

Психолого-педагогическая подготовка предназначена для того, чтобы помочь взрослым осознать причины этого желания и свою готовность к воспитанию чужого ребенка. Взрослые знакомятся с основами возрастной психологии. Это позволяет кандидатам на усыновлении лучше понимать особенности развития малыша на различных этапах взросления

Правовой раздел

Правовой раздел курсов предусматривает знакомство с основами семейного права. Будущим родителям рассказывается об основных законодательных актах РФ, регулирующих отношения между детьми и взрослыми. При этом объясняется различие между опекунством, усыновлением и другими формами оформления прав на несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей

Физиологические особенности детей

В Школе приемных родителей знакомят и с физиологическими особенностями детей на разных этапах. Цель данного раздела заключается в просветительской и профилактической работе по развитию малыша
Читайте также:  Можно ли есть несквик при правильном питании

Где пройти обучение

Психолого-педагогическую и правовую подготовку для того, чтобы взять в семью ребенка, можно пройти в государственных учреждениях, созданных с этой целью. Органы опеки, в которые следует обратиться кандидатам на усыновление, дадут направление на курсы и подскажут, где они проходят.

Занятия проводятся в удобное для будущих опекунов время, обычно в вечерние часы, в том числе и по выходным дням. По итогам обучения проводится аттестация. Если испытание будет пройдено успешно, то будущим опекунам выдадут свидетельство установленного образца о том, что они готовы стать родителями. В противном случае слушателям будет рекомендовано еще раз пройти курсы. В аттестационную комиссию включаются:

  • преподаватели;
  • сотрудники органов опеки;
  • юристы;
  • медицинские работники.

В коммерческих психологических центрах будущим усыновителям тоже можно посещать Школу приемных родителей, если в итоге они получат утвержденный документ, который примут органы опеки. Достоинством таких курсов считается то, что кандидатам в опекуны даются более глубокие знания, ведь срок обучения может значительно превышать рекомендованные 72 часа. Кандидаты на опекунство могут посетить не только обязательные занятия, но и дополнительные, где получат ответы на все интересующие вопросы.

Комментарий специалиста

Киреев Максим

Юрист

Задать вопрос эксперту

Сотрудники Школы приемных родителей оказывают помощь в принятии решения о выборе ребенка. При необходимости оказывается помощь и после усыновления. Все консультации проводятся в конфиденциальном режиме, информация не разглашается органам опеки и другим посторонним лицам. Специалисты организации стремятся не выявить возможные проблемы будущих усыновителей, а помогают с ними справиться. Работа Школы приемных родителей направлена на создание всех условий, позволяющих сохранить ребенка в семье. К каждому слушателю курсов осуществляется индивидуальный подход.

Законодательная база

Обучение в Школе приемных родителей с 2012 года стало обязательным для тех, кто планирует взять ребенка в семью. Это законодательно закреплено указом № 351-ФЗ от 01.09.2012. В нем сказано, что при желании усыновить ребенка будущим родителям следует пройти специальную психологическую и правовую подготовку. По окончанию обучения кандидатам выдается документ установленного образца, форма которого утверждена приказом Минобрнауки № 623 от 20.08.2012.

Свидетельство об окончании курсов считается обязательным документом в большинстве регионов России, включенном в перечень, предоставляемым органами опеки и попечительства кандидатам в усыновители. При этом будущие родители могут пройти как бесплатные курсы, организованными за бюджетный счет, так и коммерческие, проводимые в центрах психологического консультирования.

Единственное важное условие — после их окончания должны выдать документ, подтверждающий их прохождение. Исключение составляют родственники ребенка (дяди, тети, братья, сестры и т. д.). Им не обязательно посещать Школу приемных родителей для того, чтобы оформить опеку над несовершеннолетним. Все остальные документы родственники ребенка собирают на общих основаниях.

Длительность обучения не должна быть менее 72 часов. В некоторых регионах предполагалось организовать дистанционные курсы. Однако в большинстве случаев обучение проводится в очной форме. Цель Школы приемного родителя заключается в психологической подготовке усыновителей к воспитанию неродного ребенка, что сведет к минимуму случаи возврата детей опекунами на государственное обеспечение.

От обязательного обучения на курсах освобождаются также те, кто уже является опекунами и попечителями или имел положительный опыт в прошлом. Всем остальным кандидатам требуется посещать занятия, даже если в семье имеются свои дети.

Известно, что процесс усыновления непростой, и у будущих родителей может возникнуть множество трудностей. Поэтому перед тем, как обращаться в органы опеки следует получить консультацию у семейного юриста. Специалист подскажет, как избежать «подводных» камней и правильно оформить документы, чтобы у государственной службы возникло минимум вопросов.

Источник

Для родных и близких: кто должен проходить обучение в ШПР?

Близкие родственники в случае усыновления или опеки ребенка должны проходить обучение в Школе приемных родителей — с такой инициативой выступила Воронежская областная Дума. Цель законопроекта — снижение количества возвратов и повышение качества подготовки родственников ребенка, выразивших желание принять его на воспитание в семью. Насколько уместна инициатива? Об этом приемные родители и эксперты рассуждают в материале фонда «Измени одну жизнь».

https://storage0.dms.mpinteractiv.ro//1/186/15786/11759461/1/bunici.jpg

Готовы ли близкие родственники пройти обязательное обучение в ШПР для того, чтобы принять ребенка в семью?

Москвичке Александре — 23 года. Больше двух лет назад ее старшую сестру осудили, а дочку сестры, 13-летнюю Варвару должны были отправить в детский дом. Александра взяла племянницу к себе.

Читайте также:  Можно ли есть ржаные отруби при панкреатите

«Еще до суда моя старшая сестра практически не уделяла своей дочери необходимого внимания, — рассказывает Александра. — С Варей занималась я. Учила ее читать, писать, кататься на велосипеде. Памперсы ей меняла, когда она была совсем маленькой. Так что я готова и дальше ее растить, воспитывать».

Перед тем как оформить документы на опекунство, Александра прошла подготовку в школе приемных родителей. «Нисколько не жалею об этом, — рассказывает она. — Думаю, что курсы приемных родителей должны проходить все кандидаты без исключения. Можно узнать много полезного из того, как, к примеру, вести себя с ребенком. Когда наказать, когда поощрить? Мне кажется, что даже бабушки и дедушки, которые берут на воспитание внука или внучку, должны обучаться в ШПР, поскольку появились стандарты воспитания, создания правильной психологической атмосферы вокруг ребенка».

А как создать в семье такую атмосферу? Александра говорит, что в ШПР будущим приемным родителям показывали серию фильмов о том, как вести себя с подростками, выстраивать с ними доверительные отношения. К примеру, если ребенок что-то натворил и пришел к маме или папе и все честно рассказал, а родители на него накричали, то в следующий раз он не придет и не расскажет. Ребенок просто потеряет доверие к этим людям. «Нас учили, что все кризисные ситуации с детьми необходимо разбирать. Родители должны разъяснять ребенку, что правильно, а что нет», — говорит Александра.

Экспертное мнение

Алексей Головань, исполнительный директор Благотворительного центра «Соучастие в судьбе»:

c6b4cc6307ba7a4b460b3f47d5ffba6c

«Всем кандидатам необходимо проходить обучение. Люди должны быть готовы к тем вызовам, которые могут произойти с приходом ребенка в семью. Эти дети, как правило, испытали какую-то травму. Поэтому во избежание ошибок родители должны быть готовыми правильно реагировать в непростой ситуации.

В 2016 году число детей, устроенных в семьи, впервые превысило число выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В предыдущие годы в федеральный банк данных детей попадало больше, чем уходило. Однако в 2016 году эту тенденцию удалось преодолеть.

Мы прошли тот период, когда большое количество сирот нужно было перевести из учреждений в семьи. В этот период времени обучение для близких родственников не было обязательным пунктом. К тому же курсы приемных родителей только начинали внедряться. Тогда не было еще понятно, справятся ли школы приемных родителей с большим потоком кандидатов.

Что мы имеем сейчас? Во-первых, курсов приемных родителей стало очень много. Мощности и ресурсы появились, и теперь школы готовы обучить всех, кто планирует взять ребенка в семью. Люди уже не ждут месяцами своей очереди. Обратившись в школу, родители тут же смогут приступить к занятиям. Во-вторых, большое количество детей уже передано на воспитание в семьи. Сейчас остро стоит вопрос о семейном устройстве детишек с заболеваниями, детей, которые недавно лишились родительской опеки. Уже нет задачи — как можно быстрее передать ребенка в семью, минуя обучение родителей.

На Всероссийском форуме приемных семей, который проходил в октябре в Сочи, сами родители предложили сделать обучение периодичным, а не однократным, как сейчас. Жизнь меняется, появляются новые проблемы и вызовы, новые идеи в педагогике. В конце концов, меняется законодательство. Многим семьям потребуется не просто подготовка, а переподготовка, чтобы отвечать духу времени».

Галина Семья, доктор психологических наук:

Galina-Sem-ya

«Основные возвраты происходят в семьях, образованных родными бабушками и дедушками. Они могут безумно любить своих внуков. Но они — пожилые люди со своей системой ценностей. Когда их внук подходит к подростковому возрасту, то бабушкам-дедушкам сложнее справляться с ребенком. Это одна из причин возвратов.

Опекуны из числа близких родственников должны иметь представление о воспитании ребенка, его психологии. Существует множество ситуаций, которые кровный родитель никогда не переживал с кровным ребенком. Для успешного прохождения адаптации близкие родственники должны владеть необходимыми знаниями.

Это небольшая нагрузка — пройти обучение. Конечно, бабушкам и дедушкам сложнее дается обучение. Особенно с использованием компьютера. Я бы для них разработала отдельную программу. Что-то будет добавлено из общей программы подготовки, а что-то в качестве модуля с учетом возраста приемных родителей, иной психологической атмосферы.

Когда мы отдаем ребенка в чужую семью, то он теряет место на генеалогическом древе, теряет статус старшего/младшего, статус внука. В случае ухода к близким родственникам часть потерь удается избежать. А посему обучение близких родственников нужно организовать иначе».

Портал changeonelife.ru — крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.

Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.

Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!

Поддержать портал

Источник