Можно ли образовать деепричастие от глагола быть

Грамотно образуем и употребляем деепричастия

Термин «деепричастие» появился еще в XVII веке. В его составе две части: дее- (действие) и причастие. То есть это форма, «причастная» к действию. И правда: деепричастие обозначает в предложении добавочное действие глагола, сочетая в себе грамматические признаки глагола и наречия, поэтому иногда эту форму называют отглагольным наречием.

Деепричастия 1Образование деепричастий имеет свои особенности, которые необходимо учитывать.

1. От основы настоящего времени глаголов несовершенного вида образуются деепричастия несовершенного вида. Используется суффикс -а (-я). Начинают – начиная, делают – делая, играют – играя.

Некоторые глаголы несовершенного вида образуют деепричастия с помощью суффикса -учи (-ючи): идучи, едучи, будучи, играючи, жалеючи, крадучись.

Но в литературном языке формы на -учи (-ючи) не получили широкого распространения. Чаще всего такие формы используются нами для стилизации народной и старинной речи и воспринимаются как устаревшие.

Необходимо обратить внимание на то, как образуются формы деепричастий от некоторых глаголов: сыпать – сыпля (допускается – сыпя), плыть – плывя, лазать – лазая, страдать – страдая (в художественном стиле речи можно встретить – страждя), внимать – внимая и внемля (устаревшее), махать – махая (допускается – маша), щипать – щипля.

Некоторые глаголы несовершенного вида не могут иметь формы деепричастия. Как правило, от глаголов, не имеющих в основе настоящего времени гласных, деепричастия не образуются (например, гнать – гнут – гня). Форма гня – неблагозвучная, поэтому не употребляется в современном русском языке.

К таким глаголам относятся: шить, бить, тереть, вить, ткать, врать, спать, гнуть, слать, есть, рвать, жать (руку), пить, жать (рожь), мять, ждать, лить, жечь, лгать.

От глаголов с чередованием согласных з–ж, с–ш в основах настоящего времени и инфинитива формы деепричастий образовать невозможно либо же эти формы являются малоупотребительными (например, чесать – чешут – чеша). Форма чеша не является грамматически правильной.

Это касается таких глаголов, как чесать, весить, резать, вязать, плясать, казаться, лизать, косить.

От глаголов несовершенного вида на -нуть и на -чь формы деепричастий не образуются.

Это глаголы тянуть, беречь, тонуть, жечь, пахнуть, мочь, мокнуть, печь, мёрзнуть, сечь, крепнуть, стеречь, глохнуть, стричься, гаснуть, течь, вянуть.

Также деепричастия несовершенного вида не следует образовывать от следующих глаголов: хотеть, арестовать, стыть, бежать, родиться, колоть, петь, лезть, пахать.deeprichastija 2

2. От основы прошедшего времени или инфинитива глаголов совершенного вида образуются деепричастия совершенного вида. Обычно используется суффикс -в: продал – продав, сделал – сделав.

Может использоваться также суффиксы -а (-я) или -вши, -ши (делил – деля, войти – войдя; влюбиться – влюбившись, обернуться — обернувшись).

В абсолютном большинстве случаев в литературном языке используются формы с суффиксом , потому что они являются более краткими и благозвучными. М. Горький выступал против чрезмерно частого употребления форм с суффиксами -вши, -ши, сравнивая эти суффиксы с «вшами», которые ползают по странице, и настоятельно советовал избегать подобных форм. Однако нужно учитывать, что возвратные глаголы обычно имеют только одну форму – оглянувшись, задумавшись. Суффикс -ши употребляется вместо суффикса при образовании деепричастий от многих глаголов с основой на согласную: подрасти – подросши; пасти – пасши.

В ХIX–начале XX в суффикса -а (-я) использовался довольно часто для образования деепричастий совершенного вида (заметив – заметя, наклонив – наклоня, положив – положа). В современном русском языке многие из этих форм вышли из употребления, однако их можно встретить в художественных текстах той эпохи, например, у М. Горького.

3. При образовании деепричастий одной из основных ошибок является использование одного суффикса вместо другого.

Рассмотрим предложение. Положа вилки на стол, она отправилась посмотреть, готово ли горячее. Использована форма положа с суффиксом вместо правильной формы положив с суффиксом .

Довольно часто ошибки такого рода встречаются при употреблении фразеологизмов. В некоторых фразеологизмах мы можем  встретить устаревшие формы деепричастий (очертя голову, положа руку на сердце). И здесь часто допускают неправильную форму, говоря «очертив голову» или «положив руку на сердце».

Также в разговорной речи регулярно можно наблюдать грамматически неверное образование деепричастий от глаголов, от которых вообще нельзя образовать деепричастные формы в литературном языке (Спя, щенок как будто бежал куда-то).

Читайте также:  Можно ли есть неочищенные семечки

4. И, конечно, нельзя забыть о теме использования деепричастного оборота в речи.

Сколько уже было написано о том, что деепричастие обозначает добавочное действие, значит, основное и добавочное действие должен совершать один и тот же объект, но ошибки все равно встречаются с пугающей регулярностью.

Прочитайте следующие примеры. В каждом из них одна и та же ошибка: неверное употребление деепричастного оборота.

Читая, мне было интересно. (Кто читал? В предложении нет местоимения «я», а форма «мне» не является действующим лицом)

Сидя у окна, в комнату влетел воробей. (Воробей сидел у окна?)

Деепричастия 1Занимаясь с учителем, ему очень хотелось есть (Кто занимался? В предложении нет местоимения «он», а форма «ему» не является действующим лицом)

Спеша домой, у него потерялась варежка. (Варежка спешила домой?)

Работая на станке, у него болела голова. (Голова работала на станке?)

Надеюсь, Вы улыбнулись, прочитав данные предложения, и сами не будете допускать ошибок при образовании и употреблении деепричастий.

Удачи Вам и красивого, богатого, правильного русского языка!

 Остались вопросы? Не умеете правильно образовывать формы деепричастия?
Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь.
Первый урок – бесплатно!

Зарегистрироваться

© blog.tutoronline.ru,
при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Источник

Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида

Образование дее­при­ча­стий свя­за­но с гла­го­лом. Рассмотрим обра­зо­ва­ние дее­при­ча­стий от основ гла­го­лов с помо­щью фор­мо­об­ра­зу­ю­щих суф­фик­сов. Деепричастия совер­шен­но­го вида и несо­вер­шен­но­го вида име­ют свои харак­тер­ные суффиксы.

У дее­при­ча­стий, как гла­голь­ной фор­мы, раз­ли­ча­ют совер­шен­ный и несо­вер­шен­ный вид. От это­го зави­сит, как обра­зу­ет­ся деепричастие.

Деепричастия

Несовершенного вида

Совершенного вида

Обозначают неза­кон­чен­ное доба­воч­ное действиеОбозначают закон­чен­ное доба­воч­ное действие
Отвечают на вопрос что делая?Отвечают на вопрос что сде­лав?
Образуются:
осно­ва гла­го­ла насто­я­ще­го вре­ме­ни + суф­фик­сы -а-, -я-
Образуются:
осно­ва гла­го­ла неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­ла совер­шен­но­го вида + суф­фик­сы -в-, -вши-, -ши-
Примеры
слу­шая, думая, решаяпро­слу­шав, замах­нувшись, испекши

Образование деепричастий несовершенного вида

Деепричастие несо­вер­шен­но­го вида обо­зна­ча­ет неза­кон­чен­ное доба­воч­ное дей­ствие по отно­ше­нию к глаголу-сказуемому и отве­ча­ет на вопрос: что делая?

Поезд замед­лял ход, под­хо­дя к какой-то станции.

Поезд замед­лял ход что делая? подходя.

В этом пред­ло­же­нии упо­треб­ле­но дее­при­ча­стие несо­вер­шен­но­го вида. Оно обра­зо­ва­но с помо­щью фор­мо­об­ра­зу­ю­ще­го суф­фик­са от осно­вы гла­го­ла насто­я­ще­го вре­ме­ни. Это осно­ва фор­мы гла­го­ла 3 лица мно­же­ствен­но­го числа:

под­хо­дить — они под­ходят — под­ходя

Суффикс после шипя­ще­го осно­вы может обра­зо­вать дее­при­ча­стие несо­вер­шен­но­го вида:

  • кур­лы­кать — они кур­лычут — кур­лыча
  • пла­кать — они плачут — плача
  • дер­жать — они держат — держа.

Глаголы с суф­фик­сом -ва-, кото­рый выпа­да­ет в фор­ме насто­я­ще­го вре­ме­ни, в дее­при­ча­стии сохра­ня­ют его:

  • приз­нают — приз­навать — приз­навая
  • встают — вставать — вставая
  • дают — давать — давая.

От каких глаголов нельзя образовать деепричастия

Некоторые гла­го­лы несо­вер­шен­но­го вида не обра­зу­ют дее­при­ча­стий. Перечислим их:

1. гла­го­лы на -чь:

беречь, стричь, увлечь;

2. гла­го­лы с суф­фик­сом -ну-:

стынуть, киснуть, капнуть, тянуть, вякнуть;

3. одно­слож­ные гла­го­лы, кото­рые в осно­ве насто­я­ще­го вре­ме­ни не име­ют глас­ных звуков:

  • ждать — ждут
  • лгать — лгут
  • рвать — рвут
  • лить — льют
  • жать — жмут;

4. боль­шин­ство гла­го­лов с осно­вой насто­я­ще­го вре­ме­ни на шипящий:

  • пля­сать — пляшут
  • вязать — вяжут
  • пахать — пашут
  • писать — пишут.

5. Не обра­зу­ют дее­при­ча­стия так­же ряд глаголов:

петь, шить, пля­сать, вязать, пахать.

Образование деепричастий совершенного вида

Деепричастие совер­шен­но­го вида обо­зна­ча­ют закон­чен­ное доба­воч­ное дей­ствие, кото­рое, как пра­ви­ло, совер­ша­ет­ся до нача­ла дей­ствия, выра­жен­но­го глаголом-сказуемым:

Грушницкий, уви­дев меня изда­ли, подо­шёл ко мне (М. Лермонтов)

Сначала он уви­дел, а потом подо­шёл.

Велев сед­лать лоша­дей, я одел­ся и сбе­жал к купальне (М. Лермонтов)

Сначала велел сед­лать лоша­дей, а потом одел­ся и сбе­жал к купальне.

Деепричастия совер­шен­но­го вида обра­зу­ют­ся от осно­вы неопре­де­лен­ной фор­мы (инфи­ни­ти­ва) или про­шед­ше­го вре­ме­ни, кото­рые сов­па­да­ют, с помо­щью фор­мо­об­ра­зу­ю­щих суф­фик­сов -в, -вши, -ши:

  • погу­лять (погу­лял) — погу­ляв
  • пере­пи­сать (пере­пи­сал) — пере­пи­сав
  • спи­лить (спи­лил) — спи­лив
  • отвер­теть (отвер­тел) — отвер­тев.

Она сиде­ла непо­движ­но, опу­стив голо­ву на грудь (М. Лермонтов).

опу­стить (опу­стил) — опу­стив

От воз­врат­ных гла­го­лов дее­при­ча­стия совер­шен­но­го вида обра­зу­ют­ся с помо­щью суф­фик­са -вши-:

Я чуть-чуть не упал, наткнув­шись на что мяг­кое и тол­стое, но, по-видимому, нежи­вое (М. Лермонтов).

  • Наткнуться — наткнувшись;
  • решить­ся — решившись;
  • уви­деть­ся — уви­девшись.

Деепричастия с суф­фик­сом -вши-, кото­рые высту­паю парал­лель­но фор­мам с суф­фик­сом -в-, отли­ча­ют­ся раз­го­вор­ным харак­те­ром или оттен­ком устарелости:

Давши сло­во, крепись.

Снявши голо­ву, по воло­сам не плачут.

Деепричастия с осно­вой на соглас­ный обра­зу­ют­ся с помо­щью суф­фик­са -ши-:

  • истечь (истёк) — истёкши
  • принес-ти (при­нёс) — при­нёсши
  • влезть (влез) — влезши.
Читайте также:  Можно ли узнать есть у человека судимость или нет

От неко­то­рых гла­го­лов воз­мож­но обра­зо­ва­ние двой­ных форм: от осно­вы инфи­ни­ти­ва и от осно­вы про­шед­ше­го вре­ме­ни. Тогда фор­мы дее­при­ча­стий не совпадают:

  • про­сох­нуть — про­сох­нув; про­сох — про­сохши
  • про­мок­нуть — про­мок­нув; про­мок — про­мокши
  • заме­реть — заме­рев; замер — замерши
  • запе­реть — запе­рев; запер — заперши.

Отметим так­же, что у неко­то­рых гла­го­лов дее­при­ча­стия совер­шен­но­го вида обра­зу­ют­ся при помо­щи суф­фик­сов -а/-я от осно­вы буду­ще­го времени:

  • встре­тить­ся — (что сде­ла­ют?) встре­тят­ся — встретясь
  • нахму­рить — (что сде­ла­ют?) нахму­рят — нахмуря (бро­ви)
  • уви­деть — (что сде­ла­ют?) уви­дят — увидя.

У оди­ноч­ных дее­при­ча­стий могут осла­бе­вать гла­голь­ные при­зна­ки. Тогда дее­при­ча­стия не обо­зна­ча­ют доба­воч­но­го дей­ствия, уси­ли­ва­ют зна­че­ние обсто­я­тель­ства и пере­хо­дят в наре­чия:

  • рисо­вать (как?) сидя;
  • читать лёжа;
  • гово­рить стоя;
  • ехать мол­ча.

Источник

Поиск ответа

Всего найдено: 39

деепричастие от «жаждать»: жаждая? жаждущи?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: жаждая.

Можно ли образовать деепричастие от глаголов спасти, брать: спася котенка, беря плату?

Ответ справочной службы русского языка

Такие деепричастия неупотребительны.

Здравствуйте…
Как правильно пишатся «Вы работали незря» или «Вы работали, не зря»? Вроде бы, если это наречие (как?), то должно быть слитно, а если писать раздельно, то по смыслу получается «работали, не глядя (от глагола зрить)» (деепричастие)? Или я ошибаюсь?

Ответ справочной службы русского языка

Не зря в значении «не напрасно» пишется раздельно. Наречие не требует обособления.

Если имеется в виду деепричастие от глагола зреть — то же, что «не глядя», то оно также пишется раздельно с не, но обособляется.

Добрый вечер. Пожалуйста, помогите образовать деепричастие в настоящем времени от глагола тереться. Заранее спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Деепричастие от глагола тереться неупотребительно.

Здравствуйте, можно ли образовать деепричастие от глагола «хамить»?

Ответ справочной службы русского языка

Можно: хамя.

Как правильно — погрязнувши или погрузнувши?
Ворд за второй вариант, Интернет второй вариант тоже больше котирует. Я всю жизнь считал, что правилен первый вариант.
Что верно и почему?

Ответ справочной службы русского языка

Деепричастие от глагола погрязнуть (глубоко увязнуть) — погрязнувши.

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как правильно образовать деепричастие от глагола «рвать»? Знакомая утверждает, что возможен вариант «рвя», но мне он режет слух, поэтому я сомневаюсь…

Ответ справочной службы русского языка

Согласно «Грамматическому словарю русского языка» А. А. Зализняка, образование деепричастия от глагола рвать затруднительно (т. е. деепричастие фактически не образуется).

Помогите, пожалуйста, образовать деепричастие от глагола «плевать».

Ответ справочной службы русского языка

Форма деепричастия — плюя.

Как правильно — «прислонясь» или «прислонившись»???

Странно, но на Вашем сайте проверка слова не работает в отношении этого слова!

Уведомляет о том, что и то, и другое слово ОТСУСТВТУЕТ!!!

Но ведь, насколько мне подсказывает память, и тот, и другой варианты то и дело встречаются в литературе!

Разъясните ситуацию, пожалуйста!

Ответ справочной службы русского языка

Литературной норме соответствует вариант прислонившись, хотя в поэтической речи, где допустимы отклонения от нормы, нередко можно встретить и вариант прислонясь. Например, у Б. Пастернака: Гул затих. Я вышел на подмостки. // Прислонясь к дверному косяку, // Я ловлю в далеком отголоске, // Что случится на моем веку («Гамлет»).

О словарной фиксации. Слова в словарях даются по начальной форме. Прислонившись – деепричастие от глагола прислониться, поэтому словарной статьи прислонившись (а  также, например, прочитав, перейдя или зная) Вы в словаре не найдете. Заголовочными словами будут прислониться, прочитать, перейти, знать.

К вопросу № 245009 (как будет выглядеть глагол «писать» отвечая на вопрос «что делая?»).
Многие русские авторы (В.Жуковский, Л.Толстой, А.Чехов и т.д.) не затруднялись образовывать деепричастие от указанного глагола, используя вполне закономерную форму «пиша». Например, В.Белинский: «Но Гоголь не всем может быть примером. Тем не менее жалко видеть, когда и маленькое дарование попусту тратит свои силы, пиша по-малороссийски — для малороссийских крестьян».

Ответ справочной службы русского языка

Спасибо за дополнение! Сегодня можно говорить о «несвободном» употреблении формы деепричастия пиша.

Скажите, пожалуйста, как правильно образовать деепричастие от глагола «сосредоточиться» — сосредоточиваясь или сосредотачиваясь?

Ответ справочной службы русского языка

Равноправные варианты инфинитива: сосредоточивать и сосредотачивать. Варианты деепричастия также равноправны.

Как будет глагол «писать»(ручкой) в продолжительной форме??
К примеру глагол «делать», получается «делая», глагол «рисовать» — «рисуя».
Ответьте по аналогии.

Ответ справочной службы русского языка

Делая, рисуя – деепричастия (о деепричастии см. в учебнике Е. И. Литневской). Образовать деепричастие от глагола писать затруднительно. Не от всех глаголов в русском языке возможно образование всех форм.

как образовать деепричастие от глагола поить? ( я пою?)

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: _поя_.

Повторно задаю вопрос, очень нужно. Как образовать деепричастие от слова «распростирать» (крылья), и уместно ли здесь слово «распростав»?

Ответ справочной службы русского языка

Деепричастие настоящего времени — распростирая, форма деепричастия прош. времени (распростерев) неупотребительна.

Можно ли образовать деепричастие от глагола строить — строя? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Можно.

Источник

Урок на тему «Образование деепричастий». 7-й класс

Класс: 7

Читайте также:  Можно ли есть свежие фрукты шиншилле

УМК по русскому языку для 7 класса
авторов М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А.
Тростенцовой и др.

Цель урока: создать условия для
ознакомления с формой глагола – деепричастием,
формирование умений отличать деепричастие от
других частей речи, определять глагол, от
которого образовано деепричастие.

Планируемые результаты:

Предметные – имеют представления о
деепричастии как о особой форме глагола; находят
в тексте деепричастия с опорой на вопрос и
суффикс; образуют деепричастия от глаголов.

Метапредметные:

  • Личностные – оценивают собственную учебную
    деятельность, выражают положительное отношение
    к процессу познания.
  • Познавательные – структурируют знания,
    анализируют, делают выводы, устанавливают
    причинно-следственные связи.
  • Коммуникативные – умеют формулировать и
    доказывать свою точку зрения.

Оборудование: проектор, карточки с
заданиями, доска

Приложение 1 – презентация,

Приложение 2 – видеоролик к
презентации,

Приложение 3

Ход урока

Организационный момент.

Актуализация знаний. Первичная постановка
задачи.

Содержание: учащимся предлагается посмотреть
отрывок из снежного шоу Славы Полунина,
записывая те действия, которые производят
персонажи. (слайд 2)

Беседа по итогам просмотра (примерные вопросы):

  • Сколько главных героев на экране?
  • Что вы можете сказать об их характерах?
  • Какие чувства они вызывают? Кто вызывает
    жалость/сострадание? Почему?

Исследовательская работа.

Какие действия они совершают? (выходят,
кружатся, поют, играют, удивляются, не успевает,
прыгает, опаздывает, ловит, приседают, танцуют и
т.д.)

Запишите в тетрадь глаголы.

  • Какие из выписанных действий совершаются
    одновременно? (поет и играет, приседает и танцует,
    кружится и поет, смотрит и удивляется и т.д.)
  • Какие из этих действий основные, а какие
    добавочные?
  • Можно ли заменить одно из действий причастием?

Объяснение нового материала. (слайд 3) Актуализация
знаний о деепричастии как о форме глагола.
Исследование.

Что же обозначает деепричастие?

Если класс сильный, то можно предложить самим
изменить форму глагола, обозначающего
добавочное действие так, чтобы получилось
деепричастие. Если класс слабый, то учитель сам
записывает в столбик получившиеся деепричастия:

  • играя
  • прыгая
  • ловя
  • опаздывая
  • танцуя

Ученикам предлагается вспомнить, как
образуются причастия и исходя из этих знаний
предположить, как образуются деепричастия. Далее
рядом с деепричастиями записать инфинитивы
глаголов, от которых образованы деепричастия.

Создание проблемной ситуации.

У деепричастие танцуя основа танцу- , а у
инфинитива танцевать – танцева-, а значит
деепричастие не может быть образовано
суффиксальным способом от инфинитива. Учащиеся
делают вывод о том, что деепричастие танцуя
образуется путем присоединения суффикса -я- к
основе настоящего времени.

Проверка теории. Дописать глаголы настоящего
времени рядом с деепричастиями. (слайд 4)

  • Играя – играть – играют
  • Прыгая – прыгать – прыгают
  • Ловя – ловить – ловят
  • Опаздывая – опаздывать – опаздывают
  • танцуя – танцевать – танцуют

Формулирование правила.

— выделить суффиксы в деепричастиях.

— что объединяет все глаголы, от которых
образованы данные деепричастия? (несовершенный
вид).

— сформулировать правило образования
деепричастий несовершенного вида.

Исследование.

Задача: можно ли образовать деепричастия
совершенного вида? От каких глаголов они
образуются?

— измените глаголы так, чтобы они из НСВ
превратились в СВ:

  • Играть – сыграть/поиграть/доиграть
  • Прыгать – прыгнуть/спрыгнуть/запрыгнуть
  • Ловить – выловить/отловить
  • Опаздывать – опоздать
  • Танцевать – станцевать

— попробуйте образовать деепричастия от
получившихся глаголов.

Сыграв, прыгнув, выловив, опоздав, станцевав.

Сделайте вывод о том, как образуются
деепричастия совершенного вида.

Тренировочные упражнения на карточках. Приложение 3.

Образуйте деепричастия совершенного и
несовершенного вида, распределяя в две колонки:

Сидеть, услышать, прочесть, сказать, решать,
запереть, возвратиться, принести, подарить,
найти, догнать, окрепнуть, сочинять, ликовать,
прятать,

Деепричастия СВДеепричастия НСВ
сидяуслышав
решаяпрочитав
сочиняясказав
ликуязаперев
прячавозвратившись
 принесши
 подарив
 найдя
 догнав
 окрепнув

Какие суффиксы деепричастий встретились
впервые?

Самостоятельное обобщение знаний. Приложение 3.

Заполните таблицу:

Образование деепричастий.

 От чего образуется?При помощи каких суффиксов?
Деепричастия СВОт основы инфинитива глаголов СВ-в, -вш, -вши
Деепричастия НСВОт основы глаголов настоящего времени-а/-я

Домашнее задание: найти и выписать из
повести Н.В. Гоголя “Тарас Бульба” по 3
предложения с деепричастиями СВ и
деепричастиями НСВ.

Источник