Можно ли образовать деепричастие от глагола быть
Содержание статьи
Грамотно образуем и употребляем деепричастия
Термин «деепричастие» появился еще в XVII веке. В его составе две части: дее- (действие) и причастие. То есть это форма, «причастная» к действию. И правда: деепричастие обозначает в предложении добавочное действие глагола, сочетая в себе грамматические признаки глагола и наречия, поэтому иногда эту форму называют отглагольным наречием.
Образование деепричастий имеет свои особенности, которые необходимо учитывать.
1. От основы настоящего времени глаголов несовершенного вида образуются деепричастия несовершенного вида. Используется суффикс -а (-я). Начинают – начиная, делают – делая, играют – играя.
Некоторые глаголы несовершенного вида образуют деепричастия с помощью суффикса -учи (-ючи): идучи, едучи, будучи, играючи, жалеючи, крадучись.
Но в литературном языке формы на -учи (-ючи) не получили широкого распространения. Чаще всего такие формы используются нами для стилизации народной и старинной речи и воспринимаются как устаревшие.
Необходимо обратить внимание на то, как образуются формы деепричастий от некоторых глаголов: сыпать – сыпля (допускается – сыпя), плыть – плывя, лазать – лазая, страдать – страдая (в художественном стиле речи можно встретить – страждя), внимать – внимая и внемля (устаревшее), махать – махая (допускается – маша), щипать – щипля.
Некоторые глаголы несовершенного вида не могут иметь формы деепричастия. Как правило, от глаголов, не имеющих в основе настоящего времени гласных, деепричастия не образуются (например, гнать – гнут – гня). Форма гня – неблагозвучная, поэтому не употребляется в современном русском языке.
К таким глаголам относятся: шить, бить, тереть, вить, ткать, врать, спать, гнуть, слать, есть, рвать, жать (руку), пить, жать (рожь), мять, ждать, лить, жечь, лгать.
От глаголов с чередованием согласных з–ж, с–ш в основах настоящего времени и инфинитива формы деепричастий образовать невозможно либо же эти формы являются малоупотребительными (например, чесать – чешут – чеша). Форма чеша не является грамматически правильной.
Это касается таких глаголов, как чесать, весить, резать, вязать, плясать, казаться, лизать, косить.
От глаголов несовершенного вида на -нуть и на -чь формы деепричастий не образуются.
Это глаголы тянуть, беречь, тонуть, жечь, пахнуть, мочь, мокнуть, печь, мёрзнуть, сечь, крепнуть, стеречь, глохнуть, стричься, гаснуть, течь, вянуть.
Также деепричастия несовершенного вида не следует образовывать от следующих глаголов: хотеть, арестовать, стыть, бежать, родиться, колоть, петь, лезть, пахать.
2. От основы прошедшего времени или инфинитива глаголов совершенного вида образуются деепричастия совершенного вида. Обычно используется суффикс -в: продал – продав, сделал – сделав.
Может использоваться также суффиксы -а (-я) или -вши, -ши (делил – деля, войти – войдя; влюбиться – влюбившись, обернуться — обернувшись).
В абсолютном большинстве случаев в литературном языке используются формы с суффиксом -в, потому что они являются более краткими и благозвучными. М. Горький выступал против чрезмерно частого употребления форм с суффиксами -вши, -ши, сравнивая эти суффиксы с «вшами», которые ползают по странице, и настоятельно советовал избегать подобных форм. Однако нужно учитывать, что возвратные глаголы обычно имеют только одну форму – оглянувшись, задумавшись. Суффикс -ши употребляется вместо суффикса -в при образовании деепричастий от многих глаголов с основой на согласную: подрасти – подросши; пасти – пасши.
В ХIX–начале XX в суффикса -а (-я) использовался довольно часто для образования деепричастий совершенного вида (заметив – заметя, наклонив – наклоня, положив – положа). В современном русском языке многие из этих форм вышли из употребления, однако их можно встретить в художественных текстах той эпохи, например, у М. Горького.
3. При образовании деепричастий одной из основных ошибок является использование одного суффикса вместо другого.
Рассмотрим предложение. Положа вилки на стол, она отправилась посмотреть, готово ли горячее. Использована форма положа с суффиксом -а вместо правильной формы положив с суффиксом -в.
Довольно часто ошибки такого рода встречаются при употреблении фразеологизмов. В некоторых фразеологизмах мы можем встретить устаревшие формы деепричастий (очертя голову, положа руку на сердце). И здесь часто допускают неправильную форму, говоря «очертив голову» или «положив руку на сердце».
Также в разговорной речи регулярно можно наблюдать грамматически неверное образование деепричастий от глаголов, от которых вообще нельзя образовать деепричастные формы в литературном языке (Спя, щенок как будто бежал куда-то).
4. И, конечно, нельзя забыть о теме использования деепричастного оборота в речи.
Сколько уже было написано о том, что деепричастие обозначает добавочное действие, значит, основное и добавочное действие должен совершать один и тот же объект, но ошибки все равно встречаются с пугающей регулярностью.
Прочитайте следующие примеры. В каждом из них одна и та же ошибка: неверное употребление деепричастного оборота.
Читая, мне было интересно. (Кто читал? В предложении нет местоимения «я», а форма «мне» не является действующим лицом)
Сидя у окна, в комнату влетел воробей. (Воробей сидел у окна?)
Занимаясь с учителем, ему очень хотелось есть (Кто занимался? В предложении нет местоимения «он», а форма «ему» не является действующим лицом)
Спеша домой, у него потерялась варежка. (Варежка спешила домой?)
Работая на станке, у него болела голова. (Голова работала на станке?)
Надеюсь, Вы улыбнулись, прочитав данные предложения, и сами не будете допускать ошибок при образовании и употреблении деепричастий.
Удачи Вам и красивого, богатого, правильного русского языка!
Остались вопросы? Не умеете правильно образовывать формы деепричастия?
Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь.
Первый урок – бесплатно!
Зарегистрироваться
© blog.tutoronline.ru,
при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Источник
Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида
Образование деепричастий связано с глаголом. Рассмотрим образование деепричастий от основ глаголов с помощью формообразующих суффиксов. Деепричастия совершенного вида и несовершенного вида имеют свои характерные суффиксы.
У деепричастий, как глагольной формы, различают совершенный и несовершенный вид. От этого зависит, как образуется деепричастие.
Деепричастия | |
---|---|
Несовершенного вида | Совершенного вида |
Обозначают незаконченное добавочное действие | Обозначают законченное добавочное действие |
Отвечают на вопрос что делая? | Отвечают на вопрос что сделав? |
Образуются: основа глагола настоящего времени + суффиксы -а-, -я- | Образуются: основа глагола неопределенной формы глагола совершенного вида + суффиксы -в-, -вши-, -ши- |
Примеры | |
слушая, думая, решая | прослушав, замахнувшись, испекши |
Образование деепричастий несовершенного вида
Деепричастие несовершенного вида обозначает незаконченное добавочное действие по отношению к глаголу-сказуемому и отвечает на вопрос: что делая?
Поезд замедлял ход, подходя к какой-то станции.
Поезд замедлял ход что делая? подходя.
В этом предложении употреблено деепричастие несовершенного вида. Оно образовано с помощью формообразующего суффикса -я от основы глагола настоящего времени. Это основа формы глагола 3 лица множественного числа:
подходить — они подходят — подходя
Суффикс -а после шипящего основы может образовать деепричастие несовершенного вида:
- курлыкать — они курлычут — курлыча
- плакать — они плачут — плача
- держать — они держат — держа.
Глаголы с суффиксом -ва-, который выпадает в форме настоящего времени, в деепричастии сохраняют его:
- признают — признавать — признавая
- встают — вставать — вставая
- дают — давать — давая.
От каких глаголов нельзя образовать деепричастия
Некоторые глаголы несовершенного вида не образуют деепричастий. Перечислим их:
1. глаголы на -чь:
беречь, стричь, увлечь;
2. глаголы с суффиксом -ну-:
стынуть, киснуть, капнуть, тянуть, вякнуть;
3. односложные глаголы, которые в основе настоящего времени не имеют гласных звуков:
- ждать — ждут
- лгать — лгут
- рвать — рвут
- лить — льют
- жать — жмут;
4. большинство глаголов с основой настоящего времени на шипящий:
- плясать — пляшут
- вязать — вяжут
- пахать — пашут
- писать — пишут.
5. Не образуют деепричастия также ряд глаголов:
петь, шить, плясать, вязать, пахать.
Образование деепричастий совершенного вида
Деепричастие совершенного вида обозначают законченное добавочное действие, которое, как правило, совершается до начала действия, выраженного глаголом-сказуемым:
Грушницкий, увидев меня издали, подошёл ко мне (М. Лермонтов)
Сначала он увидел, а потом подошёл.
Велев седлать лошадей, я оделся и сбежал к купальне (М. Лермонтов)
Сначала велел седлать лошадей, а потом оделся и сбежал к купальне.
Деепричастия совершенного вида образуются от основы неопределенной формы (инфинитива) или прошедшего времени, которые совпадают, с помощью формообразующих суффиксов -в, -вши, -ши:
- погулять (погулял) — погуляв
- переписать (переписал) — переписав
- спилить (спилил) — спилив
- отвертеть (отвертел) — отвертев.
Она сидела неподвижно, опустив голову на грудь (М. Лермонтов).
опустить (опустил) — опустив
От возвратных глаголов деепричастия совершенного вида образуются с помощью суффикса -вши-:
Я чуть-чуть не упал, наткнувшись на что мягкое и толстое, но, по-видимому, неживое (М. Лермонтов).
- Наткнуться — наткнувшись;
- решиться — решившись;
- увидеться — увидевшись.
Деепричастия с суффиксом -вши-, которые выступаю параллельно формам с суффиксом -в-, отличаются разговорным характером или оттенком устарелости:
Давши слово, крепись.
Снявши голову, по волосам не плачут.
Деепричастия с основой на согласный образуются с помощью суффикса -ши-:
- истечь (истёк) — истёкши
- принес-ти (принёс) — принёсши
- влезть (влез) — влезши.
От некоторых глаголов возможно образование двойных форм: от основы инфинитива и от основы прошедшего времени. Тогда формы деепричастий не совпадают:
- просохнуть — просохнув; просох — просохши
- промокнуть — промокнув; промок — промокши
- замереть — замерев; замер — замерши
- запереть — заперев; запер — заперши.
Отметим также, что у некоторых глаголов деепричастия совершенного вида образуются при помощи суффиксов -а/-я от основы будущего времени:
- встретиться — (что сделают?) встретятся — встретясь
- нахмурить — (что сделают?) нахмурят — нахмуря (брови)
- увидеть — (что сделают?) увидят — увидя.
У одиночных деепричастий могут ослабевать глагольные признаки. Тогда деепричастия не обозначают добавочного действия, усиливают значение обстоятельства и переходят в наречия:
- рисовать (как?) сидя;
- читать лёжа;
- говорить стоя;
- ехать молча.
Источник
Поиск ответа
Всего найдено: 39
деепричастие от «жаждать»: жаждая? жаждущи?
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: жаждая.
Можно ли образовать деепричастие от глаголов спасти, брать: спася котенка, беря плату?
Ответ справочной службы русского языка
Такие деепричастия неупотребительны.
Здравствуйте…
Как правильно пишатся «Вы работали незря» или «Вы работали, не зря»? Вроде бы, если это наречие (как?), то должно быть слитно, а если писать раздельно, то по смыслу получается «работали, не глядя (от глагола зрить)» (деепричастие)? Или я ошибаюсь?
Ответ справочной службы русского языка
Не зря в значении «не напрасно» пишется раздельно. Наречие не требует обособления.
Если имеется в виду деепричастие от глагола зреть — то же, что «не глядя», то оно также пишется раздельно с не, но обособляется.
Добрый вечер. Пожалуйста, помогите образовать деепричастие в настоящем времени от глагола тереться. Заранее спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Деепричастие от глагола тереться неупотребительно.
Здравствуйте, можно ли образовать деепричастие от глагола «хамить»?
Ответ справочной службы русского языка
Можно: хамя.
Как правильно — погрязнувши или погрузнувши?
Ворд за второй вариант, Интернет второй вариант тоже больше котирует. Я всю жизнь считал, что правилен первый вариант.
Что верно и почему?
Ответ справочной службы русского языка
Деепричастие от глагола погрязнуть (глубоко увязнуть) — погрязнувши.
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как правильно образовать деепричастие от глагола «рвать»? Знакомая утверждает, что возможен вариант «рвя», но мне он режет слух, поэтому я сомневаюсь…
Ответ справочной службы русского языка
Согласно «Грамматическому словарю русского языка» А. А. Зализняка, образование деепричастия от глагола рвать затруднительно (т. е. деепричастие фактически не образуется).
Помогите, пожалуйста, образовать деепричастие от глагола «плевать».
Ответ справочной службы русского языка
Форма деепричастия — плюя.
Как правильно — «прислонясь» или «прислонившись»???
Странно, но на Вашем сайте проверка слова не работает в отношении этого слова!
Уведомляет о том, что и то, и другое слово ОТСУСТВТУЕТ!!!
Но ведь, насколько мне подсказывает память, и тот, и другой варианты то и дело встречаются в литературе!
Разъясните ситуацию, пожалуйста!
Ответ справочной службы русского языка
Литературной норме соответствует вариант прислонившись, хотя в поэтической речи, где допустимы отклонения от нормы, нередко можно встретить и вариант прислонясь. Например, у Б. Пастернака: Гул затих. Я вышел на подмостки. // Прислонясь к дверному косяку, // Я ловлю в далеком отголоске, // Что случится на моем веку («Гамлет»).
О словарной фиксации. Слова в словарях даются по начальной форме. Прислонившись – деепричастие от глагола прислониться, поэтому словарной статьи прислонившись (а также, например, прочитав, перейдя или зная) Вы в словаре не найдете. Заголовочными словами будут прислониться, прочитать, перейти, знать.
К вопросу № 245009 (как будет выглядеть глагол «писать» отвечая на вопрос «что делая?»).
Многие русские авторы (В.Жуковский, Л.Толстой, А.Чехов и т.д.) не затруднялись образовывать деепричастие от указанного глагола, используя вполне закономерную форму «пиша». Например, В.Белинский: «Но Гоголь не всем может быть примером. Тем не менее жалко видеть, когда и маленькое дарование попусту тратит свои силы, пиша по-малороссийски — для малороссийских крестьян».
Ответ справочной службы русского языка
Спасибо за дополнение! Сегодня можно говорить о «несвободном» употреблении формы деепричастия пиша.
Скажите, пожалуйста, как правильно образовать деепричастие от глагола «сосредоточиться» — сосредоточиваясь или сосредотачиваясь?
Ответ справочной службы русского языка
Равноправные варианты инфинитива: сосредоточивать и сосредотачивать. Варианты деепричастия также равноправны.
Как будет глагол «писать»(ручкой) в продолжительной форме??
К примеру глагол «делать», получается «делая», глагол «рисовать» — «рисуя».
Ответьте по аналогии.
Ответ справочной службы русского языка
Делая, рисуя – деепричастия (о деепричастии см. в учебнике Е. И. Литневской). Образовать деепричастие от глагола писать затруднительно. Не от всех глаголов в русском языке возможно образование всех форм.
как образовать деепричастие от глагола поить? ( я пою?)
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: _поя_.
Повторно задаю вопрос, очень нужно. Как образовать деепричастие от слова «распростирать» (крылья), и уместно ли здесь слово «распростав»?
Ответ справочной службы русского языка
Деепричастие настоящего времени — распростирая, форма деепричастия прош. времени (распростерев) неупотребительна.
Можно ли образовать деепричастие от глагола строить — строя? Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Можно.
Источник
Урок на тему «Образование деепричастий». 7-й класс
Класс: 7
УМК по русскому языку для 7 класса
авторов М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А.
Тростенцовой и др.
Цель урока: создать условия для
ознакомления с формой глагола – деепричастием,
формирование умений отличать деепричастие от
других частей речи, определять глагол, от
которого образовано деепричастие.
Планируемые результаты:
Предметные – имеют представления о
деепричастии как о особой форме глагола; находят
в тексте деепричастия с опорой на вопрос и
суффикс; образуют деепричастия от глаголов.
Метапредметные:
- Личностные – оценивают собственную учебную
деятельность, выражают положительное отношение
к процессу познания. - Познавательные – структурируют знания,
анализируют, делают выводы, устанавливают
причинно-следственные связи. - Коммуникативные – умеют формулировать и
доказывать свою точку зрения.
Оборудование: проектор, карточки с
заданиями, доска
Приложение 1 – презентация,
Приложение 2 – видеоролик к
презентации,
Приложение 3
Ход урока
Организационный момент.
Актуализация знаний. Первичная постановка
задачи.
Содержание: учащимся предлагается посмотреть
отрывок из снежного шоу Славы Полунина,
записывая те действия, которые производят
персонажи. (слайд 2)
Беседа по итогам просмотра (примерные вопросы):
- Сколько главных героев на экране?
- Что вы можете сказать об их характерах?
- Какие чувства они вызывают? Кто вызывает
жалость/сострадание? Почему?
Исследовательская работа.
Какие действия они совершают? (выходят,
кружатся, поют, играют, удивляются, не успевает,
прыгает, опаздывает, ловит, приседают, танцуют и
т.д.)
Запишите в тетрадь глаголы.
- Какие из выписанных действий совершаются
одновременно? (поет и играет, приседает и танцует,
кружится и поет, смотрит и удивляется и т.д.) - Какие из этих действий основные, а какие
добавочные? - Можно ли заменить одно из действий причастием?
Объяснение нового материала. (слайд 3) Актуализация
знаний о деепричастии как о форме глагола.
Исследование.
Что же обозначает деепричастие?
Если класс сильный, то можно предложить самим
изменить форму глагола, обозначающего
добавочное действие так, чтобы получилось
деепричастие. Если класс слабый, то учитель сам
записывает в столбик получившиеся деепричастия:
- играя
- прыгая
- ловя
- опаздывая
- танцуя
Ученикам предлагается вспомнить, как
образуются причастия и исходя из этих знаний
предположить, как образуются деепричастия. Далее
рядом с деепричастиями записать инфинитивы
глаголов, от которых образованы деепричастия.
Создание проблемной ситуации.
У деепричастие танцуя основа танцу- , а у
инфинитива танцевать – танцева-, а значит
деепричастие не может быть образовано
суффиксальным способом от инфинитива. Учащиеся
делают вывод о том, что деепричастие танцуя
образуется путем присоединения суффикса -я- к
основе настоящего времени.
Проверка теории. Дописать глаголы настоящего
времени рядом с деепричастиями. (слайд 4)
- Играя – играть – играют
- Прыгая – прыгать – прыгают
- Ловя – ловить – ловят
- Опаздывая – опаздывать – опаздывают
- танцуя – танцевать – танцуют
Формулирование правила.
— выделить суффиксы в деепричастиях.
— что объединяет все глаголы, от которых
образованы данные деепричастия? (несовершенный
вид).
— сформулировать правило образования
деепричастий несовершенного вида.
Исследование.
Задача: можно ли образовать деепричастия
совершенного вида? От каких глаголов они
образуются?
— измените глаголы так, чтобы они из НСВ
превратились в СВ:
- Играть – сыграть/поиграть/доиграть
- Прыгать – прыгнуть/спрыгнуть/запрыгнуть
- Ловить – выловить/отловить
- Опаздывать – опоздать
- Танцевать – станцевать
— попробуйте образовать деепричастия от
получившихся глаголов.
Сыграв, прыгнув, выловив, опоздав, станцевав.
Сделайте вывод о том, как образуются
деепричастия совершенного вида.
Тренировочные упражнения на карточках. Приложение 3.
Образуйте деепричастия совершенного и
несовершенного вида, распределяя в две колонки:
Сидеть, услышать, прочесть, сказать, решать,
запереть, возвратиться, принести, подарить,
найти, догнать, окрепнуть, сочинять, ликовать,
прятать,
Деепричастия СВ | Деепричастия НСВ |
сидя | услышав |
решая | прочитав |
сочиняя | сказав |
ликуя | заперев |
пряча | возвратившись |
принесши | |
подарив | |
найдя | |
догнав | |
окрепнув |
Какие суффиксы деепричастий встретились
впервые?
Самостоятельное обобщение знаний. Приложение 3.
Заполните таблицу:
Образование деепричастий.
От чего образуется? | При помощи каких суффиксов? | |
Деепричастия СВ | От основы инфинитива глаголов СВ | -в, -вш, -вши |
Деепричастия НСВ | От основы глаголов настоящего времени | -а/-я |
Домашнее задание: найти и выписать из
повести Н.В. Гоголя “Тарас Бульба” по 3
предложения с деепричастиями СВ и
деепричастиями НСВ.
Источник