Можно ли неверующим быть крестными

Что ответить на просьбу стать крёстным, если вы не верите в бога?

Редакция The Village заметила, что наших читателей интересует не только городская жизнь, мода, еда и планы на выходные. Нередко в нашем комьюнити обсуждают сложные этические проблемы. Мы не оставили это без внимания: теперь The Village отвечает на подобные вопросы с помощью экспертов в области этики, психологии и социологии. В новом выпуске разбираемся, что делать, если вы не верите в бога, но вас попросили стать крёстным. 

 

Алексей Уминский

священнослужитель 

Если попросили покрестить ребёнка, а ты не веруешь, делать этого не надо. Если человек не считает себя членом церкви, не воспринимает крещение как таинство и как знак своей личной веры, обряд им совершаться не может. Уже несколько лет существуют церковные правила, согласно которым человек, пришедший крестить ребёнка, сначала должен побеседовать со священником. В случае, если человек неверующий, священник объяснит ему, что крёстным для ребёнка он становиться не может. Всё должно быть по-честному, особенно если это касается веры. 

Владимир Познер

журналист, публично называет себя атеистом 

Всё зависит от того, кто попросил вас покрестить ребёнка. Этот вопрос не имеет однозначного ответа, если он возникает в семье: предположим, вы — жена, атеист, и вас об этом просит верующий муж. Если вы действительно атеист и являетесь противником церкви, вы будете сопротивляться крещению ребёнка. Если ваш муж глубоко верующий, могут возникнуть серьёзные противоречия, которые в конце концов разрушат семью. Если покрестить вашего ребёнка просят родители, ситуация чуть проще: это ваш ребёнок, и решать будете вы.

Если бы меня попросили о крещении ребёнка близкие или знакомые люди, я бы отказался. Я неверующий — следовательно, я не могу стать крёстным. Я уважаю веру, но не разделяю её. Быть крёстным было бы неприлично в отношении самих верующих. 

Исследование «Левада-центра» в марте 2015 года в 134 населённых пунктах России среди 1 600 человек показало:

76 %

опрошенных считают себя православными

8 %

не относят себя ни к какому вероисповеданию 

6 %

назвали себя мусульманами

6 %

считают себя атеистами

2 %

затруднились с ответом

2 % 

причислили себя к католикам, протестантам, иудеям, буддистам и индуистам 

В апреле 2014 года «Левада-центр» выяснил:

70 %

опрошенных соблюдали обычный режим питания во время поста

17 %

частично соблюдали пост

8 %

постились только в последнюю неделю

3 %

полностью соблюдали пост

2 %

затруднились с ответом   

Наталья Зоркая

ведущий научный сотрудник «Левада-центра»

На тему религии, религиозного поведения и отношения к вере существует большое количество исследований. В конце 80-х — начале 90-х к православным себя причисляли всего 19% россиян. В основном это были пожилые малообразованные люди советского времени, которые сохраняли признаки религиозного поведения: например, ходили в церковь. Значительная часть этих людей была крещена именно бабушками и дедушками, а не родителями, так как в советское время часто крестили «на всякий случай».

С 1990-х до 2000-х годов число людей, причисляющих себя к православию, росло, и к концу 2010 года православными себя называли уже 77–78 % опрошенных, что практически равнялось доле русского населения в России. Более детальный анализ этих данных показывает, что основные религиозные постулаты и ценности признавала при этом очень узкая прослойка людей. Для большинства причисление себя к православию не было связано с тем, что они начинали чаще ходить в церковь, разбираться в том, что такое религия и к чему она обязывает. Среди православных регулярно ходят в церковь сейчас всего 14 %. Из этих людей значительная часть не участвует в службе и даже необязательно молится: они просто заходят в храм и ставят свечку.

Доля неверующих с начала 1990-х годов значительно сократилась: сейчас называют себя атеистами всего 6 % опрошенных. При этом среди них есть и те, кто сам крестился, и те, кто крестит своих детей: 33 % атеистов — крещёные. Впрочем, среди них нет никого, кто крестился по собственному желанию: крестили их в основном родители или бабушки и дедушки. 32 % атеистов, несмотря на то, что они неверующие, всё равно крестят своих детей. 

Алексей Скворцов

доцент кафедры этики философского факультета МГУ имени Ломоносова

Этот вопрос в большей степени касается религиозных традиций, чем морального сознания. Если отец и мать ребёнка верующие люди, они не могут просить стать крёстным неверующего человека, тем более атеиста. Также исключается, чтобы крёстным был некрещёный человек, даже если он хорошо относится к религии и считает себя верующим. Согласно христианским воззрениям, слово «крёстный» означает «крёстный отец» или «крёстная мать». Ими могут стать лишь те христиане, которые имеют большой опыт участия в церковной жизни. Считается, что впоследствии они будут наставлять своего духовного сына в христианской вере, следить за его духовным ростом и молиться за него. При обряде таинства крещения крёстный должен произносить за младенца «Символ веры» и быть погружённым в само таинство. Этого не сможет сделать человек, чуждый христианскому вероучению.

Попросить стать крёстным неверующего знакомого могут только те родители, у которых ещё нет опыта христианской жизни и которым в церкви ещё не рассказали о существующих канонах. Но если такая просьба всё же поступила, то атеисту можно честно и при этом дружелюбно сказать, что он не верит в бога и таинства, поэтому не может исполнить эту просьбу. Также этически корректным будет признаться, что он с большим уважением относится к вере своих знакомых, но всё же у него есть собственные убеждения, которые он не желает нарушать. При этом можно мягко напомнить своим знакомым, что церковь запрещает атеисту быть крёстным. А если они не могут найти для совершения таинства верующего, который согласился бы на это, то в церкви им обязательно порекомендуют кого-нибудь из прихожан.

Иллюстрация: Настя Григорьева 

Источник

Можно ли попросить в крёстные атеиста?

1.

Гость

[1009492823] — 13 сентября 2018, 21:18

Если ваши атеисты крещеные, то они могут быть крестными.

2.

Гость

[3551619230] — 13 сентября 2018, 21:27

Спасибо за ответ!
Да, они крещёные. А если они никогда не носили крест и если крест с тех пор не сохранился, то это не будет помехой? То есть они не должны предоставлять доказательство крещения?

3.

Мнение

[2029062495] — 13 сентября 2018, 21:28

Если крешеные, то можно, то они сами могут не согласиться, есть церкви, где нцжно проходить собеседования, где спрашивают знания библии, молитв и требуют исповедаться и причаститься. Не все на это пойдут. В каждой церкви свои правила, вам придется обойти гесколько и узнать где эта процедура упрощена (просто лекции или беседы).

Читайте также:  Можно ли есть творог хомякам

4.

Мнение

[2029062495] — 13 сентября 2018, 21:30

Гость

Спасибо за ответ!
Да, они крещёные. А если они никогда не носили крест и если крест с тех пор не сохранился, то это не будет помехой? То есть они не должны предоставлять доказательство крещения?

5.

Гость

[199159434] — 13 сентября 2018, 21:38

Я бы не пошла , надо перед крещением идти на причастие собеседование , др этого поститься..все это бред , абсолютно бессмысленные действия. В храмы изредка захожу — красиво внутри, иконы посмотреть. И все.

6.

Гость

[896562760] — 13 сентября 2018, 21:42

А зачем? Крестный-второй отец. Отец перед богом. Слишком большая ответственность. А если он неверующий,какой смысл? Шоколадку принести лишний раз?

7.

Гость

[199159434] — 13 сентября 2018, 21:49

Гость

Я бы не пошла , надо перед крещением идти на причастие собеседование , др этого поститься..все это бред , абсолютно бессмысленные действия. В храмы изредка захожу — красиво внутри, иконы посмотреть. И все.

8.

Гость

[3551619230] — 13 сентября 2018, 21:51

В том и смысл, что крёстный в нашем понимании тоже — это второй отец. Но что значит «перед Богом»? Для нас перед Богом это «честно, искренее, со всем сердцем и ответственно», разве это не так? То есть характеристика человека и его действия, а не перед чем-то религиозным.

9.

мать

[2020377071] — 13 сентября 2018, 21:52

горите въ аду грѣшники

10.

Гость

[3551619230] — 13 сентября 2018, 21:55

хорошо, обязуемся гореть, как Вам будет угодно))

11.

Гость

[3551619230] — 13 сентября 2018, 21:57

Гость

И кстати, ещё хочу добавить, мой крёстный меня всю жизнь бил и оскорблял, как выросла перестали общаться , уже лет 10 не общались и не виделись

12.

Мнение

[2029062495] — 13 сентября 2018, 21:58

Гость

В том и смысл, что крёстный в нашем понимании тоже — это второй отец. Но что значит «перед Богом»? Для нас перед Богом это «честно, искренее, со всем сердцем и ответственно», разве это не так? То есть характеристика человека и его действия, а не перед чем-то религиозным.

13.

Гость

[3808005820] — 13 сентября 2018, 22:28

Гость

В том и смысл, что крёстный в нашем понимании тоже — это второй отец. Но что значит «перед Богом»? Для нас перед Богом это «честно, искренее, со всем сердцем и ответственно», разве это не так? То есть характеристика человека и его действия, а не перед чем-то религиозным.

14.

Гость

[3551619230] — 13 сентября 2018, 22:43

для традиции и символа родства, для чего же ещё. При чём тут молитвы за моего сына. Сколько за свою жизни Вы видели крёстных, которых выбирают чтоб они молились и помогали прийти к вере и которые сами в свою очередь именно это и делали? У Вас в окружениюю много таких друзей?
За всю жизнь не припомню ни одного таких. Обычно выбирают тех, кого уважают, кому ответственно доверяют и кто может быть наставником наравне с родителями.

15.

Гость

[3808005820] — 13 сентября 2018, 22:58

16.

Гость

[3808005820] — 13 сентября 2018, 22:59

*привежение = приведение

17.

Гость

[2841446132] — 13 сентября 2018, 23:19

Гость

У Вас все в порядке с логикой? Зачем вы крестить тогда хотите, если сами по сути атеисты? Ну, и живите «по совести» и пр. Крещение-то тут причем? Крестят именно верующие, чтобы приобщить ребенка к вере. И крестные в первую очередь нужны для того, чтобы молились за ребенка и помогали ему прийти к истинной вере. Если это все не про вас, то зачем вы крестить ребенка вздумали? Шоб було? Дикие люди.

18.

Гость

[3551619230] — 13 сентября 2018, 23:27

Гость

А атеисты не крестят.

19.

Гость

[3551619230] — 13 сентября 2018, 23:30

20.

Гость

[2383006081] — 14 сентября 2018, 00:05

Меня родители лет в 10 крестили без всяких крестных. Мама сама рассказывала про Бога, молитвы, праздники и т. д.

21.

Гость

[1273091240] — 14 сентября 2018, 00:53

22.

Попес

[2399122727] — 14 сентября 2018, 01:13

Пора спать ,а то я прочитала ,,Можно ли крестить аиста?» или ,,красить аиста,, ????

23.

Гость

[3026173241] — 14 сентября 2018, 02:54

взрослые люди, а какой-то фигнёй занимаются, да ещё и с серьёзным выражением лица

24.

Гость

[1414763774] — 14 сентября 2018, 06:06

мать

горите въ аду грѣшники

25.

Гость

[724699266] — 14 сентября 2018, 08:12

Церкви по х у и. Платите за обряд согласно прейскуранту, а в б-га они там и сами не верят, если чё

26.

Мнение

[2029062495] — 14 сентября 2018, 10:00

Гость

для традиции и символа родства, для чего же ещё. При чём тут молитвы за моего сына. Сколько за свою жизни Вы видели крёстных, которых выбирают чтоб они молились и помогали прийти к вере и которые сами в свою очередь именно это и делали? У Вас в окружениюю много таких друзей?
За всю жизнь не припомню ни одного таких. Обычно выбирают тех, кого уважают, кому ответственно доверяют и кто может быть наставником наравне с родителями.

27.

Мнение

[2029062495] — 14 сентября 2018, 10:02

Гость

Вопрос был не в том, что атеисты хотят крестить (не естественно, зачем им это), а в том, могут ли они быть крёстными, если православная семья их попросит быть крёстными.
Православная в такой же степени, как и большинство населения России. А не такие православныё крёстные, которые как Вы сказали должны молиться за ребёнка — такое я впервые слышу среди обычных людей, такое встречалось только у тех кто очень религиозен. Не знаю в каком окружении Вы живёте, видимо у Вас оно значительно религиознее среднестатистического

28.

Мнение

[2029062495] — 14 сентября 2018, 10:03

Мнение

Так вам же ответили! Могут быть если свми захотят, но должны быть готовы к собеседованиям, возмодно учениям молитв, исповеди и причастию

Читайте также:  Можно ли есть глину и какую

29.

Гость

[3983341175] — 14 сентября 2018, 10:10

Почему бы и нет? У нас старший сын стал крестным своего племянника. Отлично справился. Согласился, потому что семья попросила. Очень крестника любит.

30.

Гость

[3983341175] — 14 сентября 2018, 10:14

Крестили и крестят по традиции практически поголовно. Меня саму крестили в самый «атеистический» период, в 1964 году. А так как мама в школе учителем работала, то крестили очень далеко от дома, специально ездили. И все так делали. Некрещеных мало и тогда было. И те в 90-е покрестились. Тогда люди толпами креститься шли. Разных возрастов. 24

31.

Магра

[3576568569] — 14 сентября 2018, 12:50

Крестят чтобы крестные вели ребенка к вере, водили в церковь, учили с ним молитвы. А у вас какая то насмешка над религией в целом. Если что я сама атеист, но даже для меня это чересчур.

Источник

Крещение — не защита, а крест

Многие из нас крещены во младенчестве. У всех есть крестные, хотя мы можем даже не знать, кто они. «Крестный» часто превращается в современном сознании в некое почетное звание, культурный рудимент. И все же как быть, если вас зовут стать им? Кто может быть крестным, а кто — не может ни при каких обстоятельствах? Ограничивается ли его роль участием в Таинстве, и что он должен делать после? Обычай крестить младенцев — какой в нем смысл? И должен ли быть крестный у взрослого? Своим взглядом на тему Крещения и крестных родителей делится протоиерей Алексей Уминский.

Крещение — не защита, а крест

Отжившая традиция или необходимость?

— Отец Алексей, верующие родители, посещающие храм, в принципе ведь сами могут воспитать детей в вере. Зачем нужны крестные?

— Сегодня необходимость института крестных родителей не очевидна.

Действительно, с одной стороны, мы просто лишились существовавшей раньше традиции, когда крестные родители были продолжением семьи и подспорьем в воспитании детей. Не знаю, сможем ли мы переосмыслить и заново сформировать сегодня этот институт. А пока действительно бывает так, что родители должны быть способны воспитать своих детей в вере без помощи крестных.
С другой стороны, если крестные все же есть, родители иногда и сами не знают, как правильным образом выстраивать отношения с ними! Это проблема и, мне кажется, довольно серьезная.

— А что это была за традиция и откуда она пошла?

— Я не могу вам сказать со всей очевидностью, как это было, потому что живу, как и вы, в XXI веке. Но известно, что традиция восприемников шла из древней Церкви и касалась прежде всего взрослых людей, приходящих ко крещению — тех людей, которых надо было катехизировать, готовить к таинству Святого Крещения. Соответственно, слово восприемников было свидетельством перед христианской общиной о готовности, об искренности намерений новых членов Церкви.

Когда Церковь пришла к практике крещения с младенческого возраста, институт крестных стал претерпевать изменения — свидетельство превратилось в обещание будущей верности младенца Христу.

— В чем состояла главная функция восприемников первоначально?

—  Главная функция крестных — быть живым примером христианской веры для своих крестников. Потому что то, что ребенок видит в своих родителях, — это одно, а то, что он видит вне своей семьи, это немножечко другое: ему нужен авторитет вне родительского дома, особенно в подростковом возрасте.

— Неужели на крестных больше ответственности за воспитание детей в вере, чем у родителей?

— Ответственность — в первую очередь на родителях. И всегда так было. Восприемники — нечто дополнительное, они не могут полностью нести ответ за духовное становление чужих детей. Но определенная ответственность, без сомнения, есть. Она заключается прежде всего в том, что крестный должен молиться за своих подопечных и, как я уже сказал, быть им примером.

Но отношения крестных и крестников складываются по-разному, потому что не всегда это бывают близкие люди, не всегда — единомысленные. Чаще всего в современном мире крестные, к сожалению, отдалены от своих крестников. И сами не понимают, что они должны делать.

— Если все же к этому относиться со всей серьезностью, какие требования должны предъявляться к крестным?

— Только одно требование: они должны быть настоящими православными христианами. И, естественно, любить своих крестников. Больше ничего.

— Говорят, что муж и жена не могут быть крестными или что крестные, соответственно, не могут вступать между собой в брак…

— В Русской Церкви у одного ребенка обычно бывает двое крестных — мужчина и женщина. Так сложилось, хотя в православном мире существуют и другие традиции. Канонически допускается, что крестный может быть и только один — одного пола с ребенком. Крестных может вообще не быть. И на самом деле нет никаких церковных канонов, запрещающих мужу и жене быть крестными родителями. И нет никаких канонов, воспрещающих крестному и крестной вступать в брак. Но так как в русской традиции это достаточно жестко закрепилось, в XIX веке были специальные постановления, согласно которым подобные браки совершаются только с благословения епископа.

Вера — единственное условие

Крещение — не защита, а крест

— К слову, сколько у человека может быть крестников? Вот он наберет себе десяток…

— Ну вот как я… И ничего с ними сделать не может. И в конечном итоге у него внимания хватает на двух-трех. Но он может за них всех каждый день молиться, как за своих собственных детей.

— Может ли человек отказаться быть крестным из страха, что на него ляжет слишком большая ответственность?
— Знаете, мне кажется, если человек не чувствует сил, желания или любви — лучше пусть откажется. И если он думает только о себе, а не о другом человеке — лучше от таких крестных держаться подальше: хорошим восприемником он точно не будет. Восприемник все-таки должен любить своего крестника прежде всего, и стараться показать свою любовь к нему, а через свою любовь к нему — показать любовь ко Христу. Самое главное, мне кажется, это.

— Если вопрос стоит так: я откажусь, а крестным станет человек неверующий, что станет просто формальностью…

— Неверующий человек не может быть крестным. Даже если его позовут. Он может так называться, но восприемником он не будет. Это нонсенс. Это и надо постараться объяснить родителям, а еще лучше привести их с этими вопросами к священнику.

— Если священник знает, что пришедший человек, будущий крестный, не исповедует Христа, он должен отказать в крещении?

— Священник должен объяснить, что это невозможно, пока родители и крестные не станут Евангелие читать, к Богу обращаться, как-то жизнь свою хотя бы немножечко исправлять, делать ее христианской. Иначе какой смысл крестить детей, если они не будут воспитываться в христианской вере?

— Давайте разберемся, почему же вообще стало возможным крещение младенцев?

— Церковь крестит детей не как правило, а как исключение, ставшее правилом. Крещение — это Таинство, которое должно приниматься как шаг личной веры во Христа. Так что по простой логике крестить ребенка не должно — у него еще нет сознательной веры. Но если у него есть родители и крестные, способные воспитать его в Православии — Церковь, доверяя их вере, совершает это Таинство.

— Но по какой причине это исключение стало правилом?

Читайте также:  Анализ на вич можно ли перед ним есть

— По той причине, что со временем появлялись христианские семьи, где вера передавалась из поколения в поколение, и родители брали на себя ответственность за воспитание своих детей по Евангелию. Надо сказать, что такая трансформация произошла в Церкви далеко не сразу: к примеру, святые IV века Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст были крещены в возрасте около тридцати лет, хотя воспитывались в христианских семьях.

Кстати, жесткого установления крестить только взрослых в Церкви не было никогда. Детей Церковь крестила всегда, просто постепенно эта практика закрепилась как преобладающая. Но и то, и другое — традиция.

Сегодня принципиально важно помнить, откуда пошли эти традиции, помнить, что крещение младенцев — это именно акт доверия родителям и крестному. А если те о Церкви, о Христе и знать не хотят, как же можно им доверить наставление детей в вере? Какое это таинство будет, если никто не верит? Кому это таинство преподается? Кто будет за слова присяги Богу отвечать, если с самого начала в ответ на вопрос священника к крестным и к родителям «И веруешь ли Ему?» они будут врать? И говорить «верую Ему как Царю и Богу», а при этом не верить. Что это за таинство, в котором заложена ложь?

— То есть такое таинство считается недействительным?

— Надо понимать, что Крещение — это не какой-то магический обряд. Это встреча человека с Богом и ответ Бога на веру человека, на его открытое сердце. Это действие Духа Святого, преображающего этого человека в его личном стремлении к Богу.

Крестить ребенка, когда нет никакой надежды на его христианское воспитание, — это все равно, что исповедоваться без малейшего желания покаяния и исправления. Кому нужна такая исповедь? Что мы получим в результате? За 20 лет религиозной свободы мы покрестили большую часть нашего российского населения, которое благополучно сейчас может пинать Матерь-Церковь и плевать на Нее со своей колокольни…

Караул! Позвали быть крестным…

— Если случилось, что ты уже крестный и только постфактум осознал всю серьезность этого. Как поступать? Скажем, «воевать» с родителями, которые ни в какую не хотят причащать своего ребенка — твоего восприемника?..

— Один раз «повоюешь», а потом родители просто тебя не подпустят к ребенку. И останется за него только молиться в течение всей своей жизни. Впрочем, так часто и бывает.

На самом деле, инициатива эта должна исходить не от крестных, а от родителей: родители должны приглашать крестных к себе домой, давать им возможность общаться с детьми, водить их в храм. Иначе это будет навязывание себя, что некрасиво и нехорошо: как крестник будет верить своему крестному, если родители того не пускают на порог?

— Другими словами, с самого начала это необходимо оговаривать?

— С самого начала родители должны понимать, что, когда они просят кого-то быть крестным, они приглашают его в свою семью, завязывают родственные отношения. В большинстве случаев, к сожалению, ни родители, ни крестные этого не понимают. Потому я и говорю, что институт восприемников сейчас фактически лишен смысла.

— Если все же есть, из кого выбирать, каков критерий?

— Критерий тот же: православный, верующий человек, духовно близкий к этой семье — родной, друг, родственник, человек, разделяющий ваши взгляды, для которого ваш дом открыт.

Для взрослого тут проще: взрослый может сам себе выбрать крестного. Вот приходит человек в Церковь, начинает готовиться к крещению, проходит долгий путь катехизации — несколько месяцев. За это время он может познакомиться с кем-то из прихода, между ними налаживаются отношения, и один ведет другого, передает ему часть своей веры, своего опыта. Ты можешь позвонить ему и спросить: «А как мне к Причастию готовиться? А что мне сейчас делать?»

Сейчас считается, что взрослому крестный не нужен — дескать, сам не дурак. Это не так. Потому что сегодня человеку со стороны войти в Церковь очень тяжело. Церковь, к величайшему сожалению, сейчас настолько закрыта для мира, такие преграды ставит людям внешним… Люди очень напуганы: им страшно, что в храме их отругают, что они не так себя поведут, что на них возложат «бремена неудобоносимые», что вообще они там ничего не поймут и окажутся чужими. Им нужен посредник, который бы их провел в Церковь — хороший, настоящий христианин, который будет с ними по-доброму разговаривать, спокойно им объяснять какие-то вещи, поддержит их в трудную минуту, защитит от какой-нибудь злой старушки. Он свой, он рядом, — понимаете?

А младенцев надо крестить только у верующих родителей или у тех, которые хотя бы готовы на этот путь становиться, тогда и у них появится возможность выбрать хороших крестных.

Крещение — не защита, а крест

Родные Богу

— Как бы Вы объяснили людям, пока далеким от Церкви, смысл Таинства Крещения простыми словами?

— В Крещении человек рождается в Боге, как Его дитя. Он непостижимым образом становится родным Богу. А родным — это значит родным до конца. Вот от своих родителей мы воспринимает их плоть и кровь, а также их мировосприятие, язык, на котором они говорят, — так и здесь: когда человек рождается в Боге, он воспринимает от своего Отца все самое главное. И взгляд на мир, и жизнь — такую, какую заповедал Бог.

Так что крещение — это не какой-то особый статус человека, вдруг наделенного некими особенными преференциями. Совершенно нет! Это крест, который дает Христос. И, прежде всего, это готовность жить по Евангелию.

— Можно ли крестить ребенка по тем соображениям, что он с младенческих лет получит возможность причащаться?

— Причастие — это не таблетка, не магический акт, оно не является чем-то таким, что можно впихнуть, всунуть человеку, как соску. Я много раз видел эту неутешительную картину: когда родители в храм не ходят, живут совершенно безобразной жизнью, а бедные бабушки и крестные пытаются отбивающегося ребеночка причащать. Он воспитывается своими родителями в совершенно ином ключе, и, хотят они того или нет, их собственное бытие, мировосприятие в него вливается… и вдруг его приносят в Церковь, чтобы причастить! Этот мир ему уже чужд, он уже отбивается от него. Поэтому причащаться ребенку лучше вместе с родителями.

— Страх смерти может быть аргументом, чтобы крестить и причащать ребенка из неверующей или невоцерковленной семьи?

— Человек в состоянии болезни, опасности должен быть крещен немедленно.

— Но если крещение — не магический обряд, то в чем смысл такого экстремального крещения — ради страха смерти?

— В уповании на милость Божью. В житии Амвросия Медиоланского упоминается такой эпизод: его еще не крещенный брат Сатир попал в шторм, и, терпя кораблекрушение, из страха привязал себе к шее Святые Дары и бросился в море, надеясь на Бога. Он спасся. Его спасла его вера, хотя для ее проявления понадобилась вот такая экстремальная ситуация…

Понимаете, какая штука: если родители о смерти думают, если они понимают, что и их дети, и сами-то могут умереть в любой момент и предстать на суд Божий… значит они уже недалеко от Церкви. А самое малое упование на Бога — пусть с горчичное зерно — это уже определенное исповедание веры. То же касается бабушек, тайно крестивших своих внуков, хотя те воспитывались у родителей-атеистов: это надежда на бесконечную милость Божью. А вот когда такие внуки вырастают и уже сознательно приходят ко Христу, Таинство наполняется содержанием, исполняется, считается завершенным, я считаю.

Имя, «раскрещение» и Ангел-храните?