Можно ли на посту есть холодец

Содержание статьи

Может ли венчанная жена готовить холодец в пост?

Или православные страсти под Новый год. Не устаю удивляться тому, насколько навязчивыми могут быть некоторые «истинно верующие».

Как вы заметили, мы с Ольгой Сюткиной в последние дни публиковали разные меню на Новый год – вегетарианские и постные, русские и немецкие, и даже специально к грядущему году Свиньи (что бы это не означало). Полезные и отчасти забавные кулинарные упражнения призваны были облегчить каждой хозяйке выбор, распланировать ее напряженный предпраздничный график закупок и готовки.

Естественно, и в ЖЖ, и в фейсбуке возникали вокруг этого споры и обсуждения. И это нормально. Но, конечно, не обошлось и без «истинно православных». 

«Как вы можете публиковать в пост холодец? Ведь вы же венчанная? — вопросил один из них. – Вы же занимаетесь русской кухней, значит, должны соблюдать посты!»

Ну, ладно, мы-то с Ольгой люди привычные – каких только чудаков не встретишь в интернете. Но поскольку они явно становятся активнее, захотелось ответить. Такое ощущение, что всякого рода «воцерковленная» публика вообразила себя пупом земли, вокруг которого все должно крутиться в стране. Так что придется ответить не просто репликой в диалоге, а развернуто. Итак, давайте по пунктам:

1. Православие и русская кухня – это не тождественные вещи. Множества, хоть и пересекающиеся, но не совпадающие. Наша кухня существовала без православия веками. Существовала параллельно ему. И, надеюсь, успешно его переживет как массовую религию.

2. В рецептурном плане православие ничего не добавило в нашу кухню за исключением пары-тройки чисто обрядовых блюд. Впрочем, что значит, добавила? Вы же не думаете, что сладкая зерновая каша кутья или узвар из фруктов не использовалась нашими далекими предками до прихода христианства? Все остальное – посты, разговения, блины и куличи – это лишь обряды, напрямую с развитием кухни не связанные. 

3. Монастырская кухня, столь превозносимая сегодня, — всего лишь волею случая стала местом, где сохранились традиции средневековой кулинарии. Да в этом смысле их роль была важна. Но исключительно в силу того, что все остальные площадки для развития кухни – общественные объединения ремесленников, поваров, пекарей, трактирщиков, массовые демократические газеты и т.п. – в силу государственного устройства и идеологии в России долгое время попросту не существовали. 

4. Отчего русская кухня до сих пор носит отчасти средневековый характер? Да, потому что развитие кухни и свобода – вещи очень взаимосвязанные. Кем были русские повара на протяжении столетий? – Крепостными и бесправными рабами. Это они должны были ставить кулинарные эксперименты, осваивать новые способы готовки и подачи? И никто не сделал для консервации этого положения больше, чем православная церковь. Которая, как известно, поддерживает у нас любую власть, даже самую людоедскую.

5. Можно ли чувствовать себя причастным к русской культуре, не соблюдая средневековые обряды постов? – Можно. И очень даже замечательно. Композитор Прокофьев и физик Басов, писатель Шолохов и авиаконструктор Туполев, врач-академик Вишневский и режиссер Немирович-Данченко, наверное, посмеялись бы над самой этой дилеммой. Или они – уже не русская культура?  

6. Можно ли изучать историю русской кухни, не разделяя православных обрядов? – Можно и очень успешно. Точно также, как скажем, изучать кухню индейцев-ацтеков, не разделяя веры в великого змея Кетцаль-Коатля и не принося человеческих жертв ему. Вообще говоря, чем эмоционально спокойнее исследователь относится к объекту своего изучения, тем лучше для науки. Вы к какому врачу пойдете – у которого на столе иконостас или аппарат УЗИ? 

И последнее. Православие в России в последнее время настойчиво пытается вылезти из-за церковной оградки. То есть из места, отведенного ему Конституцией страны. Так вот я всегда с огромным интересом и уважением относился к культурологической составляющей религии. К самим верующим, искренне пытающимся найти в православии ответы на свои вопросы.

Но мне, как уверен, и значительной части россиян совершенно отвратительно нынешнее политическое православие. То есть попытки жуликоватых попов влезть в школы к детям, в научные институты, на космодромы и телевидение. По одной простой причине. Не им нас учить. В современной РПЦ нет такого смертного греха, который бы не покрывался ею в своих рядах. Воровство и откровенная ложь, педофилия и чревоугодие, благословение убийств и убийц – все это та самая РПЦ, которая учит нас «благостно» жить. 

Так что не надо лицемерия. Ведь «истинно» православных отчего-то не заботит, что в пост можно убивать, грабить, сажать невинных в тюрьму и издеваться над слабыми. Можно, не доливать бензин и обвешивать покупателей. Разрешается получать откаты и калечить жен. Но, главное, не совершайте самого ужасного – не ешьте холодец!

Источник

12 блюд традиционного русского стола на Рождество

В рождественскую ночь с 6 на 7 января совершается праздничная Божественная литургия. В сам день праздника Рождества верующие разговляются (едят не постную, а скоромную пищу). Двенадцать последующих дней после Рождества называются святыми днями, или святками. Наверное, оттого и на рождественском столе должно быть, по поверью, 12 блюд. Часть из них переходила на утро 7 января с сочельника — это кутья и взвар. Остальные, скоромные, блюда ждали своего часа.

Сочельник: первая звезда

Начинается праздник с вечера 6 января — наступает сочельник. Согласно церковным правилам и народной традиции, в этот день не едят до появления на небе первой звезды — в воспоминание о Вифлеемской звезде, указавшей волхвам путь к месту Рождества Христова.

Говорят также, что Рождество в одиночку не отмечают — это семейный праздник. Принято было собираться либо у родителей, либо всей большой семьёй у старшего в роду. До первой звезды хозяйка должна была приготовить несколько постных обязательных рождественских блюд. Главными в этом меню были кутья, или сочиво, и взвар (узвар).

Сочиво, или кутья

Непременное блюдо, без которого в дореволюционной России не отмечались ни Рождество, ни Пасха. Сочельник — от сочива, или кутейник — от кутьи, так называли день перед Рождеством. И весь он проходил в ожидании чуда рождения. Считалось, что чем богаче и вкуснее сочиво, тем урожайнее будет следующий год.

Продукты, из которых готовилась кутья, наделялись особым значением: зерно считали символом воскрешения к жизни, мёд — символом здоровья и благополучной (сладкой) жизни, а мак обещал достаток в семье. 

Дореволюционный бытописатель А.А. Коринфский писал: «Вечером, в канун Рождества Христова, неизменно придерживающиеся старых благочестивых обычаев люди русские не нарушают поста: по Уставу церковному разрешается вкушать в это время только сочиво. Разговенье — утром, после ранней обедни; а до утра всё ещё стоят на Руси Филипповки, идущие с 15 (28) ноября вплоть до весёлых радостных святок».

Читайте также:  Можно ли узнать есть ли у меня инн

Однако не всегда пшеница была основой кутьи. В южных регионах России чаще варили рис. Однако орехи, мёд и сухофрукты оставались неизменной частью рецепта.

Традиционный рецепт сочива

  • зёрна пшеницы — один стакан,
  • мак — 100 г,
  • очищенные грецкие орехи, фундук, кешью — 100 г,
  • мёд — 3 ст.л.,
  • сухофрукты.

Зёрна растолочь в деревянной ступе, подливая немного тёплой воды, чтобы оболочка пшеницы отошла. Потом ядро надо отделить от шелухи, просеивая и промывая. Сварить рассыпчатую постную кашу на воде, добавив к крупе 2–3 стакана воды.

Растереть мак до получения макового молочка, добавить к нему мёд, перемешать и положить в пшеничную кашу. В самом конце добавить толчёные орехи и запаренные кипятком сухофрукты.

Рисовое сочиво

  • рис — 1 стакан,
  • изюм — 50 г,
  • чернослив — 50 г,
  • курага — 50 г,
  • миндаль или грецкие орехи — 50 г,
  • мёд — три ст.л.

Рис промыть, залить холодной водой и довести до кипения. Откинуть на дуршлаг и снова промыть холодной водой. После чего залить 1,5 стакана холодной воды и варить до готовности, не снимая крышки. Распарить в горячей воде сухофрукты (15–20 минут).

Нарезать чернослив и курагу. Растолочь миндаль. Если вся вода не выкипела, её следует слить, рис охладить. Добавить в рис сухофрукты, мёд и орехи.

Взвар

Второе обязательное блюдо рождественского стола. Готовили взвар из сушёных фруктов, но вместо сахара добавляли мёд. Самым популярным был яблочный взвар с добавлением сухих или мочёных ягод клюквы, брусники или малины.

На юге России в напиток обязательно добавляли подкопчённую грушу. Часто добавляют мяту, душицу, лист смородины, чабрец и другие душистые травы. Кипятить взвар не нужно: достаточно залить кипятком фрукты и оставить настаиваться. Отлично подходит для этих целей термос. Часто взваром разбавляют сочиво и едят в виде жидкой сладкой каши.

Постные блины

Вечер сочельника не обходился без постных блюд. Но если кутья и взвар были обязательными, то блины, винегрет, голубцы, рыбные пироги, овощные рагу или каши оставались желанными гостями в последний день поста. Среди этого меню блины встречались часто. Они замечательно дополняли варёную рыбу или икру, варенье или мёд. Только делали их без молока и масла. Например, на картофельном бульоне или минеральной воде.

Винегрет

Винегрет постный или с селёдкой подавали в сочельник очень часто. Рецепт простой, но блюдо получается вкусным и недорогим, что позволяло готовить его в небогатых семьях. А в домах зажиточных в рождественский винегрет могли добавить осетрину или белорыбицу.

Рождество: изобильное разговенье

Когда минует ночь и после богослужения семья возвращается в дом, наступает долгожданный праздник Рождества. Пост остался позади, и на столе появляются мясные блюда, пироги на молоке и масле, жирная рыба и роскошные десерты.

Считалось, что непременным атрибутом рождественской трапезы должен быть запечённый гусь (или другая птица) и блюда из свинины. Конечно, в предрождественские дни на базары страны везли миллионы гусей, уток, индюков и кур.

«Рождество в Москве чувствовалось задолго — весёлой, деловой сутолокой. Только заговелись в Филипповки, 14 ноября, к рождественскому посту, а уж по товарным станциям, особенно в Рогожской, гуси и день и ночь гогочут — «гусиные поезда», в Германию: раньше было, до ледников-вагонов, живым грузом. Не поверите — сотни поездов! Шёл гусь через Москву — с Козлова, Тамбова, Курска, Саратова, Самары… Не поминаю Полтавщины, Польши, Литвы, Волыни: оттуда пути другие. И утка, и кура, и индюшка, и тетёрка… глухарь и рябчик, бекон-грудинка, и… — чего только требует к Рождеству душа» — писал Иван Шмелёв.

Рождественский гусь с кислой капустой

  • небольшой гусь,
  • капуста — 800 г,
  • луковицы — 4 шт.,
  • тмин — 0,5 ст.л.,
  • соль,
  • масло.

Если тушка заморожена, дать гусю полежать в холодильнике сутки. Затем гуся вымыть, натереть снаружи и внутри солью и тмином. Если есть возможность, можно отварить гуся в красном вине — целиком, около 40 минут. Вино придаст птице мягкость.

Кислую капусту потушить с маслом и луком в кастрюле, под крышкой. Нафаршировать гуся этой капустой и жарить на противне, налив на него немного бульона и поливая им гуся. Потом вытопится гусиный жир — будете поливать им.

Свинья на столе

Не менее традиционным продуктом на рождественском столе была свинина. Согласно поверью, когда родился Иисус, в яслях все животные радостно встречали божественного младенца — кроме свиньи. Она надоедливо хрюкала и мешала малышу спать. Оттого в наказание свинья и стала непременным блюдом рождественского стола.

Ещё во время поста начинали свозить в столицы, на центральные ярмарки, целые обозы со свининой — тут были и огромные туши, и бочки с солониной, и молочные поросята. «Плохо-плохо, а две-три тушки свиных необходимо, да чёрных поросят, с кашей жарить, десятка три, да белых, на заливное, молошничков, два десятка, чтобы до заговин хватило» — писал Иван Шмелёв в «Лете господнем».

Готовили из свинины много блюд, но в каждом зажиточном доме стол украшал молочный поросёнок с кашей или холодный с хреном.

Холодный поросёнок с хреном

Рецепт из книги Екатерины Авдеевой «Ручная книга русской опытной хозяйки» прост: поросёнка сварить целиком в солёной воде с душистыми травами — чабрецом, укропом — и луком. Затем разрезать на части и полить хреном со сметаной. Подавать холодным.

Свиная грудинка, фаршированная капустой и яблоками

В старину подавали кашу со свиными ножками, но можно сделать к гречневой каше свиную грудинку с капустой и яблоками. Получится очень сочно.

  • свиная грудинка — 800 г,
  • капуста — 400 г,
  • яблоки — 5 шт.,
  • сливочное масло — 1 ст.л.,
  • луковица — 1 шт.,
  • соль и перец.

Нашинковать свежую капусту, посолить, отжать. Добавить в капусту мелко нарезанные кислые яблоки, масло, перемешать. Свиную грудинку вымыть, перерубить в нескольких местах косточки, прорезать ножом большое отверстие между костями и мясом.

Положить туда подготовленный фарш, зашить, поместить на сковороду или противень, посыпать мелко рубленным луком, подлить 3 столовые ложки воды и жарить в духовке, разогретой до 200 °С, до готовности. Подавать с рассыпчатой гречневой кашей.

Холодец из поросёнка и петуха

Рульку и ножки поросёнка хорошо промыть и разрубить на части. Положить в кастрюлю, залить холодной водой, чтобы она покрыла мясо на несколько сантиметров, вскипятить и снять пену. Через час добавить тушку петуха.

Варить холодец на очень слабом огне 6–8 часов, чтобы вода выкипела до половины объёма. За 20 минут до конца варки добавить в бульон лавровый лист, перец горошком и соль по вкусу. Достать мясо из бульона, отделить от костей и нарезать на кусочки. Бульон процедить. На дно блюда насыпать измельчённый чеснок, выложить мясо, залить бульоном, осторожно перемешать ложкой и поставить в холодильник до застывания.

Ржаной пирог с рыбой

Для теста:

  • мука ржаная — 1 стакан,
  • мука пшеничная — 1 стакан,
  • молоко — 1 стакан,
  • дрожжи сухие — 1 ч. л.,
  • сахар — 2 ч. л.,
  • соль — 1 ч. л.,
  • масло растительное — 1 ст. л.

Для начинки:

  • филе судака — 500 г,
  • мидии очищенные — 200 г,
  • лук — 1 шт.,
  • морковь– 1 шт.,
  • рассол солёных огурцов — 500 мл,
  • растительное масло — 2 ст.л.,
  • укроп — 1 пучок,
  • соль и белый перец по вкусу.

Замешиваем тесто, для чего 1 ч.л. сухих дрожжей заливаем 5 ч.л. тёплой воды, даём постоять для набухания 10–15 минут. Просеиваем пшеничную и ржаную муку, вливаем растительное масло, молоко комнатной температуры, всыпаем сахар и соль, добавляем дрожжи, замешиваем.

Тесто оставляем подходить в тёплом месте. Тесто должно подойти дважды и дважды быть обмято. Делим его на 2 части.

Читайте также:  Можно ли есть креветки после шести

Для начинки в огуречном рассоле сварим мидии и рыбу, откинем на дуршлаг. Очистим и мелко нашинкуем лук и морковь. На сковороде поджарим овощи с рыбой и мидиями. Посолим и поперчим. Выключив, добавим порезанный укроп. В противне сформируем пирог, верх намажем яичным желтком и выпекаем 50 минут при 170 °С.

Имбирный пирог

  • сливочное масло — 100 г + ещё кусочек для смазки,
  • тёмный неочищенный тростниковый сахар — 100 г,
  • мука с разрыхлителем — 175 г,
  • молотый имбирь — 4 ч.л.,
  • светлая патока — 175 г,
  • имбирное вино — 3 ст.л.,
  • яйца любого размера, можно битые — 2 шт.,
  • мелко натёртый свежий имбирь размером с лесной орех,
  • мелко нарезанный консервированный имбирь — 150 г,
  • сахарная пудра — 75 г,
  • имбирный корень для декора — 1 шт.

Разогрейте духовку до 160 °C, смажьте 23-см форму для выпечки. Взбейте масло и сахар с щепоткой соли, пока смесь не станет воздушной. Просейте вместе муку и молотый имбирь.

Влейте светлую патоку (для удобства используйте ложку, предварительно смазанную маслом, и силиконовую кухонную лопатку), 1 ст.л. вина и всё перемешайте. Вбейте яйца по одному, затем постепенно всыпайте муку.

Смешайте всё со свежим и консервированным имбирём. Полученную смесь выложите ложкой в форму для выпечки. Разровняйте поверхность и выпекайте около 50–60 минут, пока на поверхность деревянной шпажки, опущенной в середину пирога, не будет прилипать тесто. Оставьте пирог остывать в форме. После того как пирог полностью остынет, сделайте глазурь, смешав сахарную пудру и оставшееся имбирное вино, и сбрызните поверхность пирога. Порежьте корень имбиря на тонкие кусочки и украсьте пирог.

Суфле заварное по-русски

  • любые ягоды — 500 г,
  • вода — ½ стакана,
  • сахар — 2 стакана,
  • яичные белки — 5 шт.

Из ягод сделать пюре, добавить воду и поварить. Добавить сахар (примерно столько же, сколько получилось пюре). Взбить белки в крутую пену. Добавить к пюре. Выложить пюре в формочки для запекания, поставить на 30 минут в нагретую до 170 градусов духовку.

Как менялся салат оливье на протяжении 150 лет: от 1862 года до наших дней

Новогодние закуски с советским вкусом

Новогодний видеорецепт № 30: утка с груздями по рецепту 19-го века

Источник

Что можно и нельзя в Великий пост?

В жизни каждого православного христианина когда-то случается первый осознанный Великий пост. Хорошо, если традиции соблюдения поста были в семье, если жизнь с детства была внутри Церкви. Но у людей, решивших познакомится с церковной традицией Великого поста уже во взрослом возрасте возникает масса вопросов. В нашу рубрику «Вопросы священнику» накануне начала поста поступает все больше вопросов о том, что можно и нельзя в Великий пост. Мы решили выбрать наиболее частые вопросы и ответить на них в одном материале.

Что можно и нельзя в Великий пост, определяется уставом. Русская Православная Церковь в данном случае пользуется древним монастырским уставом, но жизнь современного человека в большом городе сильно отличается от жизни в монастыре, и следовать каждой букве древних правил для многих не по силам. Учитывая рекомендации устава, меру поста каждый должен определять для себя сам, посоветовавшись со священником и оценив свое состояние здоровья, нагрузки, возможности и другие обстоятельства.

Что можно есть на первой неделе Великого поста?

На первой неделе Великого поста можно есть свежие, сушеные и соленые овощи и фрукты, хлеб, мед, орехи. Строгий монастырский устав предполагает полный отказ от пищи в первый день Великого поста, пищу без масла во вторник и четверг и сухоядение в среду и пятницу первой недели поста (то есть употребление не подвергавшейся термической обработке пищи без масла). Но для мирянина, то есть человека, живущего не в монастыре, а в современном мире, следование такому уставу – дополнительный подвиг, доступный немногим, и идти на него можно только по особому благословению духовника. Обычно миряне едят на первой неделе также каши, супы, жареные, вареные или печеные овощи и грибы и т.п.

Календарь питания по дням в Великий пост смотрите здесь 

Можно ли есть растительное масло в Великий пост?

Растительное масло в Великий пост разрешено монастырским уставом только по субботам, воскресеньям и некоторым будним дням. Но вовсе не обязательно постоянно сверяться с календарем. Мирянам (т.е. не монашествующим) растительное масло допустимо для ежедневного употребления.

Считается, что в южных странах, откуда к нам пришел устав, отказ от масла был обусловлен тем, что всегда на столе были оливки, и масло из них воспринималось уже как излишество. Для современного человека, живущего в средней полосе России, скорее растительное масло будет более простым продуктом.

Можно ли пить в Великий пост?

В Великий пост можно пить воду, компоты, соки, чаи, кофе и даже в некоторые дни разрешено немного вина. Нельзя в Великий пост пить крепкое спиртное или вино в больших количествах.

Пост – это время сосредоточения и концентрации, алкоголь же  может помешать человеку в его духовном движении.

Можно ли мед в Великий пост?

Мед в Великий пост есть можно. Но надо помнить, что смысл гастрономического поста в ограничении, то есть вкусной, сладкой, любимой пищей, пусть и постной, не нужно объедаться.

Можно ли пить воду в Великий пост?

Воду пить в Великий пост, конечно, можно. Отказываться от воды нужно только перед Причастием. Подходить к Таинству принято натощак и с 12 часов ночи накануне или за 6 часов до, если Литургия ночью или вечером, нужно отказаться как от еды, так и от питья.

Можно ли в Великий пост рыбу?

В Великий пост рыбу можно дважды: в праздники Благовещения (7 апреля) и Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье, в 2017 году — 9 апреля). Если же Благовещение попадает на Страстную неделю, то даже в праздник рыбу есть нельзя. Накануне Вербного воскресенья, в Лазареву субботу (в 2017 году — 8 апреля), разрешена рыбная икра.

Кроме того, нередко рыбу в Великий пост благословляется есть беременным и кормящим, учащимся и тем, кто занят усиленным умственным или тяжелым физическим трудом.

Можно ли в Великий пост есть креветки?

Есть ли креветки в Великий пост, зависит от меры соблюдения поста. Так, например, в Греции, где морепродукты – традиционная и легкодоступная пища, в Великий пост они разрешены даже в монастырях в те дни, когда устав разрешает масло. В России морепродукты не столь привычная еда, и каждый постящийся, советуясь со священником, сам решает, будут ли в его рационе креветки, кальмары и прочие «морские гады». Если для вас креветки вполне доступны и вы чувствуете, что несколько раз пост вам необходимо такое подкрепление – тогда употребление креветок (и других морепродуктов — мидий, кальмаров) возможно. Если же креветки для вас скорее любимый деликатес, то возможно стоит поискать другой продукт для подкрепления сил.

Можно ли в Великий пост есть морепродукты?

Мнения о том, можно ли есть морепродукты в Великий пост, расходятся. Одни считают, что можно, как и рыбу, лишь два раза за все время поста – в праздник Благовещения и в Вербное воскресенье. Другие – что морепродукты разрешены в Великий пост по субботам и воскресеньям.

Мирянам в этом вопросе нужно ориентироваться на свое состояние здоровья, нагрузки, образ жизни. Для кого-то отказ от мяса и молочных продуктов не представляет никакой сложности, а тем, в чьей жизни присутствуют большие нагрузки, без достаточного количества белка обходиться невозможно, и морепродукты могут служить полноценным его источником.

В любом случае, нужно помнить основное правило поста: пища должна быть проста. И если в рационе постящегося остаются морепродукты, то не нужно объедаться морскими деликатесами.

Почему нельзя есть мясо в Великий пост?

Мясо в  Великий пост нельзя есть потому, что в этот период человек и духом, и телом должен стремиться к Богу. Пища животного происхождения тяжела, и непросто после наваристого мясного борща или котлет встать на молитву и сосредоточиться на обращении к Господу.

Читайте также:  Можно ли есть жиры занимаясь спортом

Отказываясь от тех или иных продуктов, верующий человек учится воздержанию, навыку справляться со своими желаниями, который необходим не столько за столом, сколько вообще в жизни.

Тем не менее, бывают обстоятельства, когда человек даже на время Великого поста не имеет возможности исключить мясо из рациона (состояние здоровья, командировка или экспедиция, питание в учреждении – в больнице, тюрьме и т.п.). В таком случае нужно помнить, что гастрономический пост – это лишь помощь человеку в его борьбе со страстями, а главный пост – духовный.

Часто священники вспоминают слова старцев: «Вы хоть мясо постом ешьте, только друг друга не ешьте». Конечно, эта цитата не призывает есть мясо в пост, тем более что отказ только от мясных продуктов – первая и самая простая степень поста. Но эти слова призывают тех, кто по тем или иным причинам нарушает пост, не отчаиваться, и обратить свое внимание на свои духовные движения, не раздражаться, а учиться относиться к окружающим с любовью.

Почему нельзя беременеть в Великий пост?

Главное, что нужно понимать в этом вопросе — это то, что в Церкви не существует никаких примет и правил о времени, подходящем для того, чтобы забеременеть. Церковь говорит лишь о том, что  Великий пост супругам рекомендуется воздерживаться от супружеской близости, чтобы научиться совладать со своими страстями и желаниями и чтобы настроить свой ум на молитву. Но плотское воздержание может быть только по обоюдному согласию мужа и жены, а не всегда постятся оба. Таким образом, если ребенок все-таки был зачат в Великий пост, ни в коем случае нельзя считать его в чем-то ущербным или переживать о влиянии дня его зачатия на его судьбу.

Кому нельзя поститься в Великий пост?

В той или иной мере поститься в Великий пост можно всем! Смысл поста не в том, чтобы изнурить свой организм отказом от еды. Пост – это время борьбы со страстями, и значит,  первоочередной задачей может быть отказ от того, что вызывает в человеке определенного рода зависимость. И постный шоколад перестанет быть постным, если съедать по плитке в день.

Те или иные, пусть даже совсем небольшие, ограничения может понести любой человек, если подходить к вопросу с рассуждением. Страдающим от каких-либо заболеваний и пожилым людям, детям и подросткам, беременным и кормящим женщинам отказ от полноценного рациона противопоказан. Но помимо гастрономических, есть еще немало искушений в жизни современного христианина – это и бесконечный сёрфинг в интернете, и многочисленные развлекательные шоу и телесериалы, и ссоры с окружающими, и многие еще другие бессмысленные способов тратить время. Великий пост – благодатное время для того, чтобы постараться хоть немного приблизить свой образ жизни к данным Христом заповедям.

Преподобный Варсонофий Великий говорил: «…пост внутреннего человека приятен Богу и вознаградит для тебя недостаток телесного поста». Даже если поститься в еде получается в самой меньшей степени, необходимо направить свои усилия на добрые дела, молитву и покаяние.

Какие молитвы нельзя читать в Великий пост?

В Великий пост можно читать, а точнее молиться словами любых молитв. Нет никаких особых правил. Другое дело, что Великий пост – время особых молитв и богослужений.

В первую очередь – это покаянная молитва Ефрема Сирина. Ее можно читать каждый день. Также хорошо бы обратить внимание на тексты постных песнопений на богослужениях, понять для себя их смысл.

Часто можно встретить мнение, что во время Великого поста нельзя читать акафисты, кроме одного или нескольких дней. В субботу пятой недели Четыредесятницы во всех православных храмах поется Акафист Пресвятой Богородице и звучит похвала Божьей Матери. Также во время особенных великопостных богослужений – Пассий, которые служатся четыре раза за пост, читается Акафист Божественным Страстям Христовым.

Мнение об ограничении чтения акафистов в другие дни поста связано с тем, что многим кажется неуместным радостный настрой молитвенного пения в период, когда христианину следует сокрушаться о своих грехах. Тем более, церковная богослужебная жизнь в это время и так очень насыщенная.

Но как такового запрета на чтение тех или иных молитв в Великий пост в церковном уставе нет. Есть традиция уделять в Великий пост больше внимания покаянным молитвам. Но христианин может читать акафисты келейно (то есть дома). Ведь время поста – это не время уныния, а время стремления к Богу и усиленной молитвы. И если кто-то хочет добавить к своим обычным и к положенным для чтения во время поста молитвам еще и акафисты, то можно так сделать.

Что нельзя есть в Великий пост?

В Великий пост нельзя по уставу есть пищу животного происхождения, то есть мясо, молочные продукты, яйца и даже рыбу. Но смысл поста не в отказе от скоромной пищи, а в ограничении себя.

Не так-то легко бывает отказаться даже от любимого блюда, еще тяжелее бывает отказаться от своеволия в каких-то более серьезных действиях. Гастрономическое воздержание – это внешняя телесная составляющая поста, способствующая более активной работе души. Поститься, по словам святого праведного Иоанна Кронштадтского нужно, чтобы «прояснить ум, развить чувство, подвигнуть к благой деятельности волю». Ограничив себя в тяжелой пище, сладостях, деликатесах, отвлекаясь от увеселений и ежедневной суеты, христианин может сосредоточиться на молитве, покаянии и борьбе со своими грехами.

Но не нужно в Великий пост истязать себя голодом. Пищевой пост не должен вредить здоровью и выполнению ежедневных обязанностей.

Что нельзя делать в Великий пост

Что нельзя делать в Великий пост? Правильнее было бы спросить, что следует делать в Великий пост. Ведь это время дано нам специально как время усиленной работы над собой. Как шанс изменить что-то в себе к лучшему. Сконцентрироваться на своей духовной, внутренней жизни.

И те правила, которые Церковь предлагает нам соблюдать в Великий пост, нужны нам как подспорье в достижение этих целей.

Так какие это правила?

Пост в еде. В Великий пост нельзя не только есть скоромную пищу (мясо, яйца, молочные продукты), но и объедаться постной. В период поста нельзя также употреблять алкоголь, кроме некоторых дней, когда разрешается немного вина. Супругам следует по возможности и только по взаимному согласию воздерживаться от близости (в Великий пост не совершаются венчания, соответственно верующим людям нельзя жениться в Великий пост).

Разумное распределение времени. В Великий пост нужно сосредоточиться на своей духовной жизни, а потому не следует тратить время бесцельно. Имеет смысл ограничить развлечения и увеселения, а посвятить время молитве и своему духовному развитию.

Прощение обид. Нельзя в пост продолжать лелеять свои обиды на других, нужно постараться разрешить конфликты и по возможности примириться. Именно поэтому Великий пост начинается после Прощеного воскресенья.

Усиленная молитва. В пост нельзя пренебрегать богослужением и молитвой. Богослужения Великого поста совершенно особенные, они передают главное настроение Великого поста – покаяние. Есть службы (канон Андрея Критского, Литургия Преждеосвященных даров, Пассии, богослужения Страстной недели) на которых надо непременно побывать.

Покаянная молитва Ефрема Сирина сопровождает православного христианина весь Великий пост.

В Великий пост христианину нельзя продолжать жить в привычной суете, забывая о Боге. Нужно находить время и возможности, чтобы делать пусть самые маленькие, но шажки к Господу. Семь недель Великого поста – семь ступенек к Пасхе, к Светлому Христову Воскресению. И провести их надо так, чтобы встретить Праздник с чистым сердцем.

Читайте также:

Что можно и нельзя в пост

Загрузка…

Источник