Можно ли на исповеди быть с листочком

Как лучше исповедоваться, по листочку или по памяти?

Таинство Исповеди

Как лучше исповедоваться, по листочку или по памяти?

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

«Я видел, что в храме на исповедь одни люди подходят с записочками и по ним читают свои грехи, а другие просто так говорят, а как правильно? – спрашивает один православный человек. – Для чего бывает сподручна записка? В каких случаях, чтение грехов по записке становится для нас не полезно? Что еще имеет в Исповеди важное значение? Для чего мы идем на Покаяние?

Вот говорят: это — грех, то — грех. Насчет убийства, например, я не спорю, а вот почему, как я слышал, красить могильные ограды в високосный год — грех? Есть ли какие-то признаки, по которым можно узнать, что — грех, а что — нет? Какого классическое определение греха?»

На данные вопросы отвечает протоиерей Александр Лебедев:

«Может быть, повторюсь, но скажу, главное условие правильной исповеди — это ее искренность. Если записочки этому способствуют — значит, они полезны и правильны, если мешают — соответственно, вредны.

Для чего бывает сподручна записка? Для полной и точной исповеди. Многие приходящие на исповедь люди, особенно непривычные к этому делу, часто теряются. Пока стоишь, ожидая своей очереди, в уме неоднократно «прокручиваются» грехи, о которых нужно упомянуть на исповеди. Но когда встал перед Крестом и Евангелием, -все мысли разбежались, и значительная часть грехов, требующих раскаяния, выпала из головы. Это естественно.

Грех паразитирует на нашей душе, и как только чувствует приближение исповеди, опасность быть раздавленным, он прячется в закоулках сознания, подобно тому, как разбегаются по щелям тараканы, если внезапно включить свет в помещении, где они хозяйничают. В этом случае, записка помогает заранее продумать, осмыслить исповедь, сделать ее полной, не упустить ничего из того, что требуется подвергнуть очистительному действию Таинства Покаяния.

протоиерей Александр ЛебедевВредной записка с грехами становится, если исключает или ослабляет покаянный труд души. Если по ней (по записке) человек зачитывает, часто — торопливо, перечень грехов, как отчет о проделанной работе. Выбор между стремлением ничего не упустить на исповеди и стремлением искренне попереживать о содеянном, должен быть сделан, по-моему, в пользу душевных переживаний. Милость Божия изливается все же на сокрушенное и смиренное сердце (см. Пс. 50, 19), а не на подытоживающий греховную деятельность, рассудок.

Кстати будет дополнить ответ замечанием, что в исповеди имеет значение и то, в какие слова облекается именование того или иного греха. Слова должны открывать, обнажать, а не конфузливо скрывать грех.

Уж если приносится покаяние во лжи, то пусть это будет ложь, а не неправдоглаголание, если болтливость, то — болтливость, а не многоглаголание. А то со всем этим стремлением придать своему греху неотталкивающее церковнославянское звучание, убийцы начнут каяться в человекозарезании. За всем этим стоит какое-то странное желание выглядеть получше в глазах исповедующего, сгладить свою вину, изобразить грех менее значительным, чем он есть. Чтобы такого не допускать, нужно перед исповедью себе напоминать, для чего ты идешь на покаяние: чтобы каяться или чтобы оправдываться?

 — Вот говорят: это — грех, то — грех. Насчет убийства, например, я не спорю, а вот почему, как я слышал, красить могильные ограды в високосный год — грех? Есть ли какие-то признаки, по которым можно узнать, что — грех, а что — нет?

— Признаки такие есть, самый яркий — это наша совесть. Если она не спокойна — значит, есть опасность греха. Потому, кстати, она и называется совестью, соведанием, что благодаря ей, человек ведает, что творит, понимает, по-божески он поступает, или нет.

Однако известно, что совесть поддается приручению, и может молчать тогда, когда должна тревожить, и наоборот (что происходит реже) —  найти повод для сомнения там, где его нет.

Поэтому совесть нужно проверять по Евангелию — читать его чаще и спрашивать себя: а так ли я живу, как нам Христос заповедал?

Чтением Евангелия со временем у человека вырабатывается особое нравственное чутье, благодаря которому можно, не вдаваясь в глубокий анализ головоломной ситуации, определять ее (ситуации) нравственный заряд — положительный или отрицательный. Ведь для того, чтобы узнать, испортилась пища или нет, не обязательно отдавать ее на экспертизу — достаточно просто понюхать. Подобным образом помогает человеку и нравственное чутье.

Что касается могильных оград… Здесь мы сталкиваемся с суеверием. Главная отличительная черта суеверия — его нелогичность, бессмысленность. Ну, в самом деле, почему нельзя красить оградки в високосный год? Есть этому какое-либо объяснение? Очень сомневаюсь.

В запретах же, если они налагаются на человека Церковью, всегда есть смысл, и всегда он восходит к ключевому моменту — соответствию наших поступков воле Божией. Классическое определение греха, кстати, так и звучит — нарушение воли Божией. Так что в следующий раз, когда придется столкнуться с утверждением, подобным упомянутому високосногодному запрету, прибегнем к излюбленному детскому вопросу: «А почему?»

Читайте также:  Можно ли есть пчелиный забрус

Как нужно каяться – подробно или кратко?

Надо ли исповедоваться еще раз, если я сомневаюсь, что грех мой прощен?

Рубрика - Вопросы священнику

На главную страницу сайта

Источник

Можно ли исповедоваться «по бумажке»? — Благовест

Можно ли на исповеди быть с листочкомНа исповедь я обычно пишу свои грехи на листке, чтобы никакой не забыть. Когда подхожу к аналою, батюшка берет у меня этот листок, читает шепотом или про себя, а если что непонятно, задает вопросы — и читает разрешительную молитву. Обычно все это занимает не более пяти минут. Стала задумываться: а полноценна ли такая исповедь? Хоть и покаянное чувство есть, но ведь бывает, и двух слов о своих грехах не скажешь… Особенно часто такие мысли приходят, когда наблюдаю, как другие по полчаса что-то оживленно рассказывают. К батюшке хожу одному и тому же, он знает меня и знает основную информацию о моей жизни.

Ольга

Ваши сомнения о полноценности вашей исповеди напрасны. Рассудите сами, ведь вы готовитесь к исповеди весьма ответственно, заранее записываете на листочке ваши согрешения, батюшка читает листок и, вникая в смысл написанного, уточняет что-либо у  вас. А это значит, что и он проявляет пастырскую ответственность и христианское сочувствие к вашему покаянию. И самое главное, у вас есть покаянное чувство, что и является залогом прощения ваших грехов. Помните о главном, что на исповеди воистину принимает грешника Сам Христос, невидимо присутствуя, а батюшка лишь свидетель покаяния и совершитель Таинства. Если ваше сердце плачет о содеянном, то Сам Сердцеведец Господь очистит вас от скверны греха во мгновение ока, а не то что за пять или тридцать минут.
Конечно же, важна для спасения подробная исповедь. Такая исповедь называется «генеральной», и на ней вспоминаются все грехи, совершенные с семилетнего возраста. Но, как правило, она проводится в начале воцерковления. А затем по мере знакомства духовника с прихожанином озвучиваются новые или повторенные согрешения. Те грехи, которые остались в прошлом и были исповеданы, не вспоминаются на исповедях впредь. Другое дело, когда есть какая-то духовная проблема, корень которой неясен, — тогда духовник должен по просьбе пасомого более тщательно всмотреться в положение дел и с Божией помощью преподать духовный совет.
Вот поэтому порой один исповедуется пять минут, а другому необходимо и полчаса. Но здесь, по моему мнению, важно соблюдать меру и духовную этику. Бывает так, что некоторые прихожане так озабочены своими проблемами, что их исповедь затягивается весьма надолго и превращается в «духовное собеседование», и так почти каждое воскресенье. И, к сожалению, не берутся во внимание нужды других прихожан, так же ждущих своей очереди. Конечно же, мы все разные и каждому необходима своя доля внимания духовника. Но все же если что-то делается чересчур, это настораживает. Это касается и слишком легкого, безответственного отношения к исповеди, когда исповедующийся ограничивается общими фразами типа «грешен, как все». Но это бывает и тогда, когда брат или сестра на исповеди буквально похищают время у остальных прихожан. Правильнее всего держаться золотой середины и «царского пути». Если же необходима подробная беседа и совет духовника, то лучше договариваться о ней дополнительно.
В вашем случае не видно какой-то особой проблемы. Вы можете лишь спросить своего батюшку, так как он вас знает, не стоит ли вам подробнее готовиться к исповеди, — и как он скажет, так и поступите.

Протоиерей Олег Китов
г. Самара
27.04.2008

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago@cofe.ru

Источник

Желательна ли исповедь со списком грехов на бумаге?

Тема такая.
1.Желательно ли исповедовать свои грехи через запись на листке (или мобильном   )?
Если да,то:
2.Дать священнику чтоб сам он читал грехи?
3.Самому читать грехи?

1. На листке можно, но как памятку исповедующемуся.
2. Нет. Это профанация Таинства. К такой практике негативно относился Святейший Патриарх Алексий II.
Цитата: «Некоторые   верующие, готовясь к исповеди,  делают   записи. Этот обычай, полезный сам по себе, при неправильном понимании смысла исповеди имеет отрицательное воздействие на душу кающегося. При подходе, требующем «рассказать все до мельчайших подробностей», у  верующего  вырабатывается отношение к исповеди как к рапорту перед Богом о допущенных грехах. На исповеди таких людей хорошо прослеживается желание зачитать все как можно быстрее (по недостатку времени) и полнее, чтобы что-то не упустить, иногда без всякого покаянного чувства. После исповеди такие люди часто подходят вновь и неоднократно, говоря, что забыли такой-то грех. При этом, как правило, они просят священника разорвать или сжечь  запись , считая это действие чуть ли не главным тайносовершительным моментом всей исповеди.

Еще хуже, когда священник, взяв такую запись, прочитывает ее, либо, не читая, разрывает и, ни слова не говоря, читает разрешительную молитву. Таким образом он ставит себя в положение вершителя суда Божия. Помнит ли такой священник обращение к кающемуся, произнесенное им самим перед началом исповеди: «Се чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое… Аз же точию свидетель есмь». Знает ли он свое место при совершении Таинства Покаяния? Знает ли он, что является не судьей, а свидетелем и духовником? Человеку, дающему священнику написанный текст и говорящему при этом: «Прочитайте сами», следует объяснить, что грех исповедуется перед Богом, что самому священнику это знать неинтересно, а если и нужно, то только для свидетельства и для духовного совета, способствующего исцелению от болезни греха. Следует объяснить  верующему , что исповедь — не отчет перед Богом, а тем более перед духовником о совершенных грехах, а  запись  — лишь памятка для самого исповедующегося.
Не надо, гоняясь за дешевой популярностью, рвать или сжигать  запись  исповеди, а наоборот, надо объяснить, что разрывание бумажки никакого сакраментального значения не имеет, а является если не суеверием, то фарисейством («согрешений моих рукописание раздери»).

https://www.mgarsky-monastery.org/kolokol.php?id=1422

3. Можно.

Приходилось не раз слышать от некоторых священников что лучше бы ты записывал свои грехи прежде чем прийти на исповедь.Делал это несколько раз.Самая лучшая исповедь с моей точки зрения — это когда просто отдаешь в руки священнику список грехов.Он их читает и если надо то он говорить что нужно для души и тела.

Расскажу об одной исповеди, ставшей мне уроком. Накануне причастия пошла на исповедь, которую принимал настоятель. Я достала хартию и приготовилась было. Батюшка ее отнял со словами: «Так, без этих талмудов! В чем согрешили?».
Я говорю: «Можно я зачитаю?»
«Нет! Кайтесь в чем согрешили». Сразу пришли на память те грехи, в которых обличала совесть — исповедала их. Остальное вспоминала, наморщив лоб полминуты. И робко сказала: и еще какие-то были — не помню (после причастия вспомнила, это было что-то наподобие — «посмотрела ТВ в постный день» и т.п.).
В общем это был урок, что то, что за что совесть мучает и о чем сердце сокрушается — это помниться и без бумажек).
Здесь не было никакой профанации таинства: батюшка принял исповедь в том, что я вспомнила и озвучила. Он не читал мою записку вообще.

Интересная мысль в тему из «Записок» отца Александра Ельчанинова: «Плохая память на исповеди — не оправдание. Грех, который тяготит совесть — не забывается».

П.С. По поводу списков грехов хорошо говорил митрополит Антоний Сурожский в интервью «Берегитесь, братья мои, священники».  Есть в сети интервью, почитайте. 

Источник

Церковь святых апостолов Петра и Павла в Карачарово

Простые правила для исповеди

Исповедь, особенно, если она связана с постом, милостыней, усердной молитвой, возвращает человека в состояние, в котором пребывал Адам до грехопадения.

Исповедоваться можно в любой обстановке, но общепринятой является исповедь в храме — во время богослужения или в специально назначенное священником время. Исповедующийся должен быть крещёным, членом Православной церкви, признающим все основы православного вероучения и раскаивающимся в своих грехах.

При подготовке к исповеди церковный устав не требует ни особого поста, ни особого молитвенного правила — нужны вера и покаяние. Однако рекомендуется почитать покаянные молитвы, возможен и пост.

Кающийся должен исповедать свои грехи. Нужно показать общее осознание своей греховности, особо выделяя наиболее свойственные ему страсти и немощи (например: маловерие, сребролюбие, гневливость и тому подобное); а также назвать те конкретные грехи, которые он за собой видит, и особенно те, которые наиболее тяготят совесть.

ВОСЕМЬ ГЛАВНЫХ СТРАСТЕЙ

(подумай: не отягощают ли тебя эти грехи)

1. Чревообъядение: Объядение, пьянство, нехранение и разрешение постов, тайноядение, лакомство, вообще нарушение воздержания. Неправильное и излишнее любление плоти, ее живота и покоя, из чего составляется самолюбие, от которого нехранение верности Богу, Церкви, добро­детели и людям.

2.    Любодеяние: Блудное разжжение, блудные ощущения и положения души и серд­ца. Принятие нечистых помыслов, беседа с ними, услаждение ими, соизволение им, медление в них. Блудные мечтания и пленения. Не­хранение чувств, в особенности осязания, в чем дерзость, погубляю-щая все добродетели. Сквернословие и чтение сладострастных книг. Грехи блудные естественные: блуд и прелюбодеяние. Грехи блудные противоестественные.

3.    Сребролюбие: Любление денег, вообще любление имущества движимого и не­движимого. Желание обогатиться. Размышление о средствах к обо­гащению. Мечтание о богатстве. Опасение старости, нечаянной ни­щеты, болезненности, изгнания. Скупость. Корыстолюбие. Неверие Богу, неупование на Его Промысл. Пристрастия или болезненная, из­лишняя любовь к разным тленным предметам, лишающая душу сво­боды. Увлечение суетными попечениями. Любления подарков. При­своение чужого. Лихва. Жестокосердие к нищей братии и ко всем нуждающимся. Воровство. Разбой.

4.    Гнев: Вспыльчивость,  принятие гневных помыслов: мечтание гнева и от­мщения, возмущение сердца яростью, помрачение ею ума; непри­стойный крик, спор, бранные, жестокие и колкие слова, ударение, толкание, убийство. Памятозлобие, ненависть, вражда, мщение, оклеветание, осуждение, возмущение и обида ближнего.

5.    Печаль: Огорчение, тоска, отсечение надежды на Бога, сомнение в обето-ваниях Божиих, неблагодарение Бога за все случающееся, малоду­шие, нетерпеливость, несамоукорение, скорбь на ближнего, ропот, отречение от креста, покушение сойти с него.

6.    Уныние: Леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитвенному. Оставление церковного и келейного правила. Оставление непре­станной молитвы и душеполезного чтения. Невнимание и поспеш­ность в молитве. Небрежение. Неблагоговение. Праздность. Излиш­нее успокоение сном, лежанием и всякого рода негою. Перехожде­ние с места на место. Частые выходы из кельи, прогулки и посещения друзей. Празднословие. Шутки. Кощуны. Оставление поклонов и про­чих подвигов телесных. Забвение грехов своих. Забвение заповедей Христовых. Нерадение. Пленение. Лишение страха Божия. Ожесточе­ние. Нечувствие. Отчаяние.

7.    Тщеславие: Искание славы человеческой. Хвастовство. Желание и искание земных и суетных почестей. Любление красивых одежд, экипажей, прислуги и келейных вещей. Внимание к красоте своего лица, прият­ности голоса и прочим качествам тела. Расположение к гибнущим наукам и искусствам сего века, искание успеть в них для приобрете­ния временной, земной славы. Стыд исповедовать грехи свои. Сокры­тие их перед людьми и отцом духовным. Лукавство. Самооправдание. Прекословие. Составление своего разума. Лицемерие. Ложь. Лесть. Человекоугодие. Зависть. Уничижение ближнего. Переменчивость нрава. Потворство. Бессовестность. Нрав и жизнь бесовские.

8. Гордость: Презрение ближнего. Предпочтение себя всем. Дерзость. Омра­чение, дебелость ума и сердца. Пригвождение их к земному. Хула. Неверие. Лжеименитый разум. Непокорность Закону Божию и Церкви. Последование своей плотской воле. Чтение книг еретических, раз­вратных и суетных. Неповиновение властям. Колкое насмешничество. Оставление христоподражательного смирения и молчания. Потеря простоты. Потеря любви к Богу и ближнему. Ложная философия. Ересь. Безбожие. Невежество. Смерть души. Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Краткий перечень грехов.

  • Нужно каяться в грехах, совершенных делом, словом, в помыслах.
  • Вспоминайте грехи за время, прошедшее после предыдущей исповеди или, если никогда не исповедовались, за время, прошедшее после крещения.
  • Если вас крестили во младенчестве, старайтесь вспоминать лет с шести.
  • «Поминутно» и в подробностях вспоминать и рассказывать не нужно. Достаточно сказать, что такой-то грех, так или иначе, случался в жизни. Делом, словом, в помыслах.
  • На исповеди не оправдывайтесь, а только кайтесь.
  • Исповедуясь, старайтесь говорить по делу, не отвлекаясь на посторонние темы.
  • Не утаивайте грехов. Это делает исповедь не действительной и удваивает греховную тяжесть на душе.
  • Не пытайтесь «быстро отделаться» сказав: «Грешен во всём!». Нужно обязательно разобраться, в чём именно, чтобы выявить свои духовные болезни — причины жизненных проблем, и осознанно начать их врачевание.
  • Пост, в смысле приёма пищи, перед исповедью не обязателен.
  • Если вы уже исповедовали какой-то грех и более его не совершали, повторяться не надо.
  • Грешно продолжать терзаться о том, в чём вы уже покаялись на исповеди. Это проявление маловерия.
  • Неверие, маловерие, сомнения в существовании Бога, в истинности православной веры.
  • Не соблюдение Закона Божия.
  • Обида на Бога.
  • Оскорбление Бога, Пресвятой Богородицы, святых, святой Церкви. Упоминание Имени Божиего напрасно, без благоговения.
  • Осуждение священнослужителей.
  • Забота только о земной жизни.
  • Несоблюдение молитвенного правила, постов и других церковных установлений.
  • Непосещение или редкое посещение храма.
  • Некрещение детей. Воспитание детей вне православной веры.
  • Неисполнение обещаний, данных Богу.
  • Работа в воскресенье и в дни больших церковных праздников.   
  • Неоказание молитвенной помощи ближним. Живым и усопшим.
  • Неприобщение или редкое приобщение к таинствам покаяния, причащения, соборования.
  • Отсутствие христианской любви.
  • Недостаток добрых дел. Неоказание посильной помощи Церкви.
  • Совершение уголовных преступлений.
  • Человекоубийство, аборты. Покушение на убийство или самоубийство.
  • Гордость. Осуждение. Обида, не желание примириться, простить. Злопамятность.   
  • Зависть. Злоба, ненависть.
  • Ложь, обман.
  • Злословие, сплетни. Ругань, сквернословие. Причинение вреда, ущерба. Оскорбление, нанесение обид.
  • Неисполнение родительского долга. Неисполнение долга перед родителями
  • Любая недобросовестность.
  • Отсутствие милосердия, неоказание помощи нуждающимся.

— Скупость, корыстолюбие, стяжательство, взяточничество.

  • Расточительность.
  • Ошибочные суждения о жизни, распространение своих заблуждений.
  • Соблазнение на любой грех. Приобщение, в любой форме, к заблуждениям и лжеучениям:

разные философские системы;  расколы, ереси и секты в христианстве;

другие верования — иудаизм, ислам, буддизм, индуизм и их ответвления;

про. секты — сатанизм, дианетика (сайентология), мармоны, свидетели Иеговы, йога, медитация, и т.п., «оздоровительные» системы, ложные направления в психологии и

—    Суеверие. Вера в приметы, толкование снов, соблюдение языческих обрядов и праздников.

  • Вступление в прямое общение с нечистой силой. Гадания, колдовство, заговоры, привороты, магия.
  • Любые игры и действия с картами.
  • Пьянство, наркомания, курение.
  • Блуд. (Удовлетворение половой потребности незаконно, то есть, вне брака или в извращенной форме.)
  • Несохранение брака. Развод.
  • Уныние, печаль. Чревоугодие. Лень. Самооправдание.
  • Нежелание трудиться для своего спасения.

По окончании исповеди можно сказать так: согрешил(а) делом, словом, в помыслах, всеми чувствами души и тела. Не перечислить всех моих грехов, по множеству их. Но во всех своих грехах, как в высказанных, так и в забытых я раскаиваюсь.

Боже! Милостив буди мне грешному (грешной)

Источник