Можно ли мусульманину есть рыбу без чешуи
Содержание статьи
Отчего рыбу в исламе можно есть только в чешуе
Москва, 15.04.2021, 22:46:04, редакция ПРОНЕДРА.РУ, автор Юлия Якобсон.
Конфессиональные правила касательно еды разнятся довольно сильно, поэтому часто возникают вопросы. Например, почему нельзя есть рыбу без чешуи — по Библии и исламу всё это описывается по-разному, но принцип прослеживается один и тот же — животная пища может быть чистой и нечистой. Но почему?
В исламе мясо нечистых животных в пищу не употребляется ни под каким соусом. В иудаизме тоже есть «черный список» живности, чье мясо еврей есть не станет, дабы не осквернять свое тело — храм божий. Возникает вопрос: есть ли в христианстве нечистые животные?
Вкусная и здоровая пища в исламе
В исламе разрешено всё, что не запрещено. А всё, что запрещено — это харам, под него попадает:
- больное или беременное животное,
- падаль,
- погибшее животное или убитое в схватке с собратом,
- кровь животных,
- свинина.
А вот почему рыба в исламе кушается исключительно с чешуей? Это исключительно привычка, религия к этому отношения не имеет. Как правило, базовые рецепты той или иной народности приходят к нам от предков. А в древности на Ближнем Востоке было не до изысков: рыбу пекли вместе с чешуей, не заморачиваясь на ее чистку. Слой чешуи после термообработки все равно отпадал, никому не мешая при трапезе.
Коран, кстати, разрешает мусульманину есть всё, что под рукой лишь в одном случае — когда грозит смерть от голода. В христианстве всё куда гуманнее.
Как едят рыбу христиане — с чешуей или без?
В христианстве всё базируется на Новом Завете, который утверждает, что человек не может осквернить себя едой. Дегенерация личности идет в мозгу, так что мысли должны быть чистыми. «Чистому всё чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть», — сигналит нам Послание к Титу, стих 1:15.
Так что способ приготовления рыбы — в чешуе или без нее — значения для христианина не имеет. Это относится исключительно к личным гастрономическим предпочтениям. Если прочесть Книгу деяний апостолов, то главе Х описано видение Петра. Дескать, было апостолу видение, в котором всевышний ему сказал, что он очистил скверную еду и позволил ему есть всё, что было запрещено [по Ветхому завету].
«И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь. Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым», — сообщают «Деяния апостолов» 10:13-15.
Но самое главное правило у христиан — следить за своими мыслями и словами. Не рекомендуется выпускать в эфир хулу, проклятия или подобным образом демонстрировать недостаток культуры. Пищевые привычки тут ни при чем, это сказал и Иисус в «Послании к Колоссянам».
«Не то, что входит в уста, оскверняет человека, а выходящее из уст оскверняет человека», — вторит ему Евангелие от Матфея в стихе 15:11.
Эксперты по религии предполагают, что в раннем христианстве тоже был списки запретов на пищевые привычки. Но для популяризации новой религии среди язычников эти запреты были сняты. Единственным «нельзя» для истинно верующего осталась идоложертвенная еда — ту, что приносили в жертву других богам.
Источник
Можно ли есть рыбу, у которой нет чешуи?
Вопрос: Салам алейкум. Хотел у вас уточнить насколько известно мне морские продукты разрешены и водой можно совершать вуду. Есть разногласие насчёт амфибий но я бы хотел узнать о хукме о рыбе у которой нет чешуи. Так как в местности в которой я живу бытует мнение что такую рыбу нельзя есть что она не зашишена от укусов и попадания туда нечистот и т.д хотелбы у вас получить развёрнутый ответ и аргументы чтобы знать самому и на который бы я мог опираясь давать ответ если вновь попаду в такую ситуацию. Джазакаллаху хайран.
⠀⠀⠀
Ответ: Ва алейкум ассалям.⠀⠀⠀
На самом деле, (согласно нашему мазхабу) из морских обитателей дозволена только рыба. Мы постараемся провести наиболее объективное исследование, дабы разъяснить нашу позицию. ⠀⠀⠀
Что касается первого вопроса, то считающие иначе, в качестве аргумента, приводят слова Аллаха:
أُحِلَّ لَكُمْ صَيْدُ الْبَحْرِ (المائدة/٩٦)
Вам разрешена (морская охота) рыбалка (Аль-Маида: 96)
Слово:
الصيد⠀⠀⠀
«охота» охватывает всех обитателей моря, а не только рыбу, что, в свою очередь, указывает на дозволенность всего.
Следующим их аргументом является слова Пророка ﷺ , когда «его спросили:⠀⠀⠀
«سئل عن البحر فقال: هو الطهور ماؤه والحل ميتته»⠀⠀⠀
о море (и его обитателях), он ответил: «вода — чистая, а мертвечина — дозволена».
Таким образом, Пророк ﷺ охарактеризовал мертвечину обитателей моря, как нечто дозволенное без проведения разделительной грани между рыбой и остальными существами.
Доказательством ханафитского мазхаба является аят:
حُرِّمَتْ عَلَيْكُمُ المَيْتَةُ وَالدَّمُ وَ لَحْمُ الخِنْزِيرِ (المائدة/٣)
Вам запрещены мертвечина (мясо животного, не забитого по Шариату), кровь (которая вытекает, когда происходит забой)… (Аль-Маида:3). Без проведения разделительной грани между сухопутными и морскими животными.
А также слова Всевышнего Аллаха:
… وَ يُحَرِّمُ عَلَيْهِمُ الخَبَائِثَ (الأعراف/١٥٧)⠀⠀⠀
(Такой Пророк ﷺ , который) объявит запретным мерзкое… (Аль- А’раф:157). ⠀⠀⠀
А лягушки, раки (крабы), змеи и другие (водные и земноводные) относятся к категории «мерзкое», упомянутое в аяте. От посланника Аллаха ﷺ передаётся: ⠀⠀⠀
سُئِلَ عَنْ ضِفْدَعٍ يجعل شحمُهُ في الدَّواء فنَهى عليه الصلاة و السلام عن ْ قَتْلِ الضَّفَا دِعَ
⠀⠀⠀что его спросили о лягушках, а именно: можно ли использовать жир лягушек в лечебных целях (для принятия внутрь). А Пророк ﷺ запретил убивать их. Запрет же на убийство, в свою очередь, означает и запрет на употребление в пищу. А когда Пророка ﷺ спросили о причине этого, он ответил: ⠀⠀⠀
خَبِيثَةٌ مِن الخَبائث⠀⠀⠀
Это относится к «мерзкому». ⠀
Что касается аята, который они (не принимающие мнения ханафитов) приводят в качестве аргумента, в действительности не является аргументом в их пользу, поскольку под словом:⠀⠀⠀
الصيد⠀⠀⠀
«охота», упомянутом в аяте подразумевается процесс и/или действие добычи или охоты, а не предмет охоты. (То есть аят дозволяет действие. Те же, кто считает, что из аята проистекает значение дозволенности предмета охоты, ошибается), поскольку это то, в отношении чего производится действие. Давать общий смысл этому слову (то есть, чтобы слово одновременно означало и название действия и предмет, в отношении которого производится действие) является аллегорическим толкованием (отказом от истинного значения) слова, что не приемлемо, в случае если для этого нет оснований (то есть ханафитский усуль не приемлет использование переносного смысла той или иной фразы, если необходимость этого не подтверждена категоричными доказательствами). ⠀⠀⠀
Более того, (если все же допустить использование вторичного значения, то) слово «الصيد» (другое значение слова الصيد — «дичь») используется в отношении таких животных, которые являются дикими или недосягаемыми, поймать которые не представляется возможным, поскольку вероятность того, что такое животное либо улетит, либо убежит крайне велика. Следовательно, это возможно только в процессе охоты, а не после того, как животное будет поймано.
Ведь впоследствии пойманное животное в сущности будет считаться мясом, а не дичью, по причине утраты значений «дикое животное» и «недосегаемое животное». ⠀⠀⠀
Это подтверждается и тем, что в продолжении аята Всевышний Аллах говорит: ⠀⠀⠀
وَ حُرِّمَ عَلَيْكُمْ صَيْدُ الْبَرِّ مَا دُمْتُمْ حُرُماً (المائدة/٩٦)
Но запрещена для вас охота на суше, пока вы в ихраме. (Аль-Маида:96). Очевидно, что запрет для человека в состоянии ихрама, в данном случае, касается того действия, которое мы называем охотой, а не поедание мяса животного, которое было поймано в процессе охоты. Поскольку известно, что поедание такого мяса для человека в состоянии ихрама дозволено, если, конечно, он не сам охотился или охота не была произведена по его указанию. Таким образом подтверждается факт того, что аят определенно не указывает на дозволенность еды, поскольку был ниспослан для разделения (выделения/ обозначения) морской охоты (рыбалки) и охоты на суше в состоянии ихрама. ⠀⠀⠀
А Пророк ﷺ, когда говорил: ⠀⠀
الحل ميتته⠀⠀⠀
«А мертвечина моря дозволена», — имел ввиду исключительно рыбу. Доказательством этого является, также, слова посланника Аллаха ﷺ:
أحلَّت لنا ميتتانِ و دمَان: الميتتان السمك و الجراد و الدمان الكبد و الطحال.
«Нам (мусульманам) дозволено (для употребления в пищу) два вида мертвечины и два вида крови (то, что напоминает сгусток крови). Что касается мертвечины, то — это рыба и саранча, а кровь — это печень и селезёнка». Таким образом, Пророк ﷺ сам пояснил значение выражения «два дозволенных вида мертвечины» и определил её, как рыба и саранча, стало быть, и тем видом мертвечины моря (упомянутой в предыдущем хадисе), которая дозволена может быть только рыба, то есть хадис: ⠀⠀⠀
الحل ميتته⠀⠀⠀
«А мертвечина моря дозволена» указывает только на рыбу. Данный факт уточняется аятами, и хадисами, которые мы привели.⠀⠀⠀ ⠀⠀
А Аллах знает лучше.
Источник
Птица в перьях и рыба в чешуе. Чем халяльная пища отличается от кошерной
Правоверные мусульмане и иудеи придерживаются очень строгих правил. Кажется, что вся их жизнь регламентирована священными книгами и наставлениями. И питание тут не исключение. Ислам и иудаизм выработали множество правил, согласно которым правильная пища стала халяльной или кошерной. Мы решили разобраться, чем же отличаются друг от друга во многом похожие своды правил двух религий.
Разрешено/запрещено
Халяль — на арабском языке означает «свободный, разрешенный». Так называют пищу (на самом деле, не только пищу, халяльными могут быть даже финансовые операции), разрешенную для употребления Кораном и другими основополагающими книгами мусульман. Запрещенная пища называется харам. Есть также термин макрух, что значит — нежелательное.
Кашрут — означает пригодность чего-либо для употребления иудеем с точки зрения Галахи, иудейского права, основанного на законах Торы, Талмудов и другой религиозной литературы. Кошерный — значит пригодный, правильный, в том числе и для принятия в пищу. Трефной — запрещенный. Кашрут, конечно, применяется не только к пище — он касается практически всех областей жизни иудеев.
Кашрут и Халяль в некоторых вещах очень похожие системы. Кашрут — строже. Пища, которая признана кошерной, подойдет для мусульманина. Но наоборот это правило не работает: не всякая халяльная пища может быть кошерной.
Мясо
Халяль
Не разрешено употреблять в пищу мясо хищных наземных животных, а также мертвечину. Запрещены и всеядные звери. Животные, которые рождаются и живут в воде, то есть всевозможные амфибии, водоплавающие млекопитающие — также харам. Особенный акцент делается на запрете мяса свиней и ослов.
Правила забоя: Животное должно быть убито с именем Бога на устах, убито максимально быстро и безболезненно. Кровь должна быть спущена. Вымачиванием и выдавливанием крови, как иудеи, мусульмане не занимаются. Но как иудеи не признают метод убоя электрическим шоком.
Кашрут
Евреям разрешено есть животных только травоядных, жвачных и парнокопытных. Есть животных, которые соответствую только одному из этих условий, «кошерны наполовину» — строго запрещено. Так, в один ряд с плотоядной свиньей попадают травоядные зайцы и верблюды. Обоим не повезло с копытами.
Правила забоя: Животное убивают очень быстро, так, чтобы оно не успело испугаться. Забивает специально обученный человек — шохет. Обязательно спускается вся кровь, туша вымачивается, а потом посыпается солью, чтобы удалить вообще всю кровь.
Важно: евреи употребляют в пищу только переднюю половину туши, так как в задней есть трудноудаляемый и запрещенный седалищный нерв.
Молоко
Халяль: особых указаний нет
Кашрут: молоко и мясо теплокровных запрещено употреблять вместе в рамках одной трапезы. Молоко или мясо даже теряют свою кошерность, если попали в руки человека, что недавно имел дело с враждебной частью пищи (мясом или молоком) и плохо помыл руки. Эти продукты даже в одной посуде готовиться не должны, вне зависимости от качества помывки. Именно поэтому рестораны часто специализируются на чем-то одном — либо на мясных, либо на молочных блюдах, чтобы не было путаницы с двумя комплектами посуды.
Птица
Халяльная
Мусульмане не едят хищных, а также всеядных птиц. Также птица должна быть покрыта перьями — птицу без перьев мусульмане не едят. Яйца разрешены любые, даже яйца запрещенных хищных птиц.
Кошерная
Все виды хищных птиц, а также их яйца, являются трефовыми, то есть запрещенными в пищу. Также нельзя есть яйца, в желтках которых замечены сгустки крови. Разрешены в пищу куры, индейки, перепела, голуби… Правила забоя здесь такие же, как и для млекопитающих.
Рыба и морепродукты
Халяль
Все, что рождается, живет и умирает в воде — харам, кроме рыбы. Но у нее должна быть чешуя. Так что морепродукты для последователей ислама недоступны. Правила убоя на рыбу не распространяются. Главное — не есть ту, что умерла собственной смертью от невыясненных причин. Если же она умерла от холода, например, то ее можно есть.
Кашрут
Разрешена рыба, которая имеет плавники и чешую. И производные от нее, например, икра. Поэтому иудей откажется от угря, сома, акулы, осетра, а также от кита и дельфина. Всевозможные виды моллюсков и ракообразных — под строгим запретом, ведь у них нет ни чешуи, ни плавников.
Зато рыба не является ни молочной, ни мясной пищей. И ее можно употреблять вместе и с тем, и с другим. Единственная оговорка: рыбу и мясо нельзя использовать в одном блюде.
Спиртные напитки
Халяль
Алкоголь запрещен Кораном. Не разрешаются также наркотические и психотропные вещества. Вообще все, чем человек может нанести себе вред, в том числе и табак.
Кашрут
Спиртные напитки разрешены к употреблению. Но только сделанные правоверным иудеем и из кошерного винограда. Вино, которое было просто открыто неправильным человеком, становится некошерным.
Насекомые
Халяль
Все насекомые запрещены, за исключением саранчи, которую в жареном виде ел пророк.
Кашрут
Насекомые запрещены. А вот пчелиный мед кошерен. Согласно Торе, он не является продуктом жизнедеятельности пчелы.
Казалось бы, правоверные иудеи могут вздохнуть с облегчением — в Таиланде их никто не заставит есть жареных кузнечиков. Но расслабляться не стоит: под запретом все личинки, черви и прочие представители мира насекомых, а это значит, что червивые яблоки и инжир не могут быть употреблены в пищу. Следовательно, постоянно нужно быть настороже, перебирая зелень — не дай бог проскользнет салатная мошка.
Источник
Вера и Ислам | О РЫБЕ В КОРАНЕ
Вопрос: если не обращаться к хадисам и решениям мазхабов, то можно ли из Корана узнать, что рыбу можно употреблять в пищу?
Ответ: это невозможно, если обращаться только к Священному Корану. В переводе 14-го аята суры Нахль говорится: «Он подчинил вам море, для того, чтобы вы питались из него свежим мясом и доставали бы из него украшения, которые вы надеваете».
По мазхабу Ханафи, под »свежим мясом» подразумевается только рыба и то, что относится к рыбе.
«Вам запрещаются: мертвое животное, кровь, свиное мясо, все, что убито во имя кого-либо другого кроме Бога, животные, задушенные, убитые ударом, убитые падением, ударом рога, умерщвленные диким зверем». (Маида 3)
В следующем аяте говорится о необходимости упоминания имени Аллаха, т.е. о необходимости произнести: «Бисмилля».
Животные дохлые, убитые удушением, зарезанные не по канонам Ислама, считаются мертвечиной. Если животное убито другим животным, то его не едят, потому что забито не по канонам Ислама. В аяте говорится, что рыба тоже должна быть зарезана. Но никто не режет рыбу. Можно выловить даже без произнесения «Бисмилля». Если следовать аяту, то рыбу нельзя есть без забивания по мусульманскому обычаю и без «Бисмилля». Но наш пророк разъяснил «резать рыбу не нужно», и даже «не нужно произносить Бисмилля».
Также можно есть рыбу, которую оглушили динамитом. Даже можно есть рыбу, вышедшую из брюха другой рыбы. Но оленя, растерзанного львом есть нельзя. Если нет разъяснения пророка, то из Корана понять это невозможно.
В аяте также говорится о запрете крови. Селезенка тоже относится к крови. Были невежды, которые сказали, что запрещено есть селезенку. Пророк сообщил о двух видах крови, которые разрешены. Одна из них это, селезенка, вторая, печень.
Наш пророк сообщил «Морская вода чистая, мертвое (убитое по какой-либо причине) в нем дозволено» и «Не ешь рыбу, которая подохла и плавает на поверхности, ешь рыбу, которая погибла, оставшись на суше после того как ушла вода! Также ешь то, что погибло таким образом в море!»
Не едят рыбу, которая погибла в воде и плавает вверх брюхом. Но можно есть рыбу, которая погибла в сетях, неводе, от каких-то лекарств, от удара молнии, взрыва динамита или от попадания каких-либо веществ. Можно есть рыбу, которая погибла в результате высыхания воды, сильной жары или холода, убитую птицами, погибшей в садке, погибшую зажатой между льдами. Можно есть рыбу, погибшую еще будучи в воде, убитую в воде ударами колотушками, или если отрезали в воде голову. Можно есть рыбу с грязного водоема предварительно помыв. Если с брюха пойманной рыбы вышла целая, еще не переварившаяся рыба, то ее тоже можно есть.
Вопрос: можно ли есть рыбу, пойманную без «Бисмилля»?
Ответ: произнесение «Бисмилля» при ловле рыбы не обязательно, а тот, кто ловит рыбу не обязательно должен быть мусульманином.
Вопрос: рыбу вялят, не почистив внутренности, также в рассоле солят сардины. Можно ли есть такую рыбу?
Ответ: перед употреблением нужно почистить внутренности (Тахтави)
Вопрос: можно ли есть погибшую в воде рыбу?
Ответ: если рыба подохла сама, то считается умершей от болезни и есть ее нельзя. Но если умерла, попав в тесное место или притертой льдинами, или от электрического разряда, есть можно.
Вопрос: можно ли ловить рыбу на удочку?
Ответ: ловить на удочку можно. Можно убивать рыбу динамитом. Можно есть, если рыба убита ножом. Зарезать барана ножом не является для него мучением.
Вопрос: если консервированная рыба изготовлена не почищенной, то можно ли почистить и съесть?
Ответ: да есть можно. Нельзя есть рыбу, которую приготовили на огне без предварительной чистки. Но соленую рыбу нужно есть, предварительно почистив.
Вопрос: можно ли начинать чистить рыбу, отрезав голову, пока она еще живая?
Ответ: пока рыба не умерла, нельзя начинать чистить. Но если и будет отрезана голова еще живой рыбы, есть ее можно.
Вопрос: можно ли есть рыбу, погибшую от лекарств?
Ответ: можно есть, если не нанесет вреда человеку.
ИКРА
Вопрос: можно есть икру рыбы?
Ответ: можно (Барика)
Источник
Форум для мусульман
МОРЕПРОДУКТЫ
Вопрос. Хотел бы спросить относительно морских животных и рыбы. Слышал, что те, которые с чешуей употреблять в пищу можно, а те, что без чешуи — нельзя. Так ли это?
Ответ. Что касается постоянных обитателей моря, то рыбы всех видов и форм разрешены, в чем согласны все исламские богословы без исключения. При этом богословы-ханафиты считают, что только рыба.
Специальной формы умерщвления рыбы или формы приготовления ее не существует.
Что касается морских животных, то богословы-ханафиты считают их непригодными к пище (харам). Ученые данного мазхаба говорят: «Все то, что помимо рыбы, например, лягушки[1], раки, змеи относится к «хаба’ис», то есть дурному, мерзкому, что в свою очередь запрещено Священным Кораном (см., 7:157)»[2].[3]
Все остальные богословы (маликиты, шафииты и ханбалиты) считают, что «все морские животные, включая рака, морских змей, а также морских собаку или свинью, употреблять в пищу можно (халяль) и при этом без какого-либо специального ритуала. Независимо от того, были ли они убиты или умерли своей смертью. Исключением является лишь то, когда туша уже начала разлагаться, и есть опасение отравиться».[4] Имам Малик (712-795) говорил о нежелательности (макрух) употребления в пищу морской свиньи, так как она называется свиньей, которая, в свою очередь, запрещена кораническим текстом. Богослов ал-Лейс ибн Са’д (712-793) однозначно утверждал о невозможности приема в пищу мяса морского человека[5], который — если таковые и появятся — все равно человек, а также о невозможности приема в пищу мяса морской свиньи, которая все равно свинья.
Вопрос. Скажите, пожалуйста, можно ли употреблять в пищу рыбу, которую умерщвляют в море взрывом? Считается ли такая рыба мертвечиной и соответственно харамом? Можно ли употреблять в пищу раков и креветки? Заранее благодарю.
Ответ. Когда у Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) спросили о пригодности морской воды для совершения ею омовения, он ответил: «Вода морская пригодна для омовения и то, что умерло в море — халяльно [разрешено для употребления в пищу]».[6] В Священном Коране также есть следующий смысл: «Разрешено для вас [всех] рыболовство и употребление в пищу его результатов» (см., Св. Коран, 5:96). В сводах хадисов аль-Бухари и Муслима описывается случай, когда сподвижники Пророка, находясь долго в пути, увидели тело мертвого кашалота, выброшенное на берег. Они питались мясом этого кашалота на протяжении одного месяца. Когда сподвижники вернулись в Медину и рассказали о произошедшем, Пророк Мухаммад поинтересовался: «У вас осталось что-нибудь от этого мяса, для того, чтобы угостить нас?» Сподвижники ответили положительно и угостили Пророка.[7]
Обитателей моря, убитых взрывом[8] или иным способом, в полной мере разрешается употреблять в пищу. Мертвечиной это категорически не является, так как Сунной четко обозначено, что умерщвление обитателей моря не ограничено рамками какого-то специального ритуала, в отличие, например, от животных, обитающих на суше. Запрет на употребление подобной пищи может касаться только случая, когда началось гниение продукта и очевидно отравление.[9]
Сам я[10] сторонник того, что все, постоянно живущее в воде, является разрешенным (халяль).
Вопрос. Разрешено ли употреблять в пищу рыбу, которая умерла уже в море, например, в сетях?
Ответ. Богословы-ханафиты считают, что рыба, умершая своей смертью и плавающая уже вверх брюхом, не пригодна к употреблению в пищу. Во всех других случаях — пригодна.[11] Все остальные богословы берут в качестве критерия в данном вопросе начало разложения, от которого может произойти отравление.
[1] К Пророку Мухаммаду однажды пришел врач и спросил о позволительности приготовления лекарства из лягушки. Пророк ответил на это запрещенностью убивать ее (хадис от ‘Абдурахмана ибн ‘Усмана; св. х. Абу Дауда, ан-Насаи, Ахмада, аль-Хакима и др.). Богословы-ханафиты говорят: «Запрет на убийство может быть по двум причинам: или почитание и уважение, как это в ситуации с человеком (см., Св. Коран 17:70), или по причине запрета употребления того или иного в пищу. А так как лягушка не является столь почитаемой, запрет на убийство ее несет в себе скорее смысл запрета на ее употребление». Так считают все, кроме богословов-маликитов, которые говорят о разрешенности употребления в пищу лягушек, так как явный запрет отсутствует. См.: Аз-Зайля’и Д. Насб ар-рая ли ахадис аль-хидая [Водружение знамени для хадисов книги «Аль-хидая»]: В 4 т. Каир: аль-Хадис, [б. г.], т. 4, с. 201; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух: В 8 т. Т. 3, с. 507, 679.
[2] Обоснование в данном случае косвенно. Однозначного запрета в Священном Коране или Сунне нет. Такого рода каноническое заключение, сделанное на основе иджтихада, может быть изменено с течением времени, а также зависит от обычаев, традиций и географического месторасположения. То есть, например, если муфтий-ханафит одного из европейских городов или областей даст заключение, что таких-то морских животных можно употреблять в пищу, так как отсутствует в Коране или Сунне явный запрет, и для людей данной местности эти морские животные не являются омерзительными, то местные мусульмане без угрызения совести могут спокойно употреблять данных морских животных в пищу.
[3] Подробнее см.: Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар: В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1966, т. 306, 307; Мухаммад ибн Сулейман А. Маджма’ аль-анхур фи шарх мультака аль-абхур: В 2 т. Бейрут: Ихьйа ат-турас аль-‘араби, [б.г.], т. 2, с. 514, 515.
[4] Богослов и наш современник Вахба аз-Зухайли считает в данном вопросе мнение большинства более верным. См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух: В 8 т. Т. 3, с. 679-680.
[5] Если такой, постоянно живущий в море человек, и был бы, то все равно он — человек, который почитаем, как наилучшее Творение Господа.
[6] Хадис от Абу Хурайры. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002, с. 40, хадис № 69.
[7] См.: Аз-Зайля’и Д. Насбу ар-рая ли ахадис аль-хидая. Т. 4, с. 204.
[8] Здесь можно говорить о гуманности, законности или, например, о бережном сохранении природных ресурсов. Ведь далеко не вся рыба, оглушенная взрывом, вылавливается и идет на пользу людям.
[9] Есть некоторые богословские разногласия в вопросе морских животных. Подробнее см.: Аляутдинов Ш. Ответы на ваши вопросы об Исламе. С. 54, 55.
[10] Безусловно, по результату подробной вычитки данной темы из разных богословских источников.
[11] Богослов ханафитского мазхаба ‘Абдуль-Барр, уточняя, сказал: «Все рыбы, что умерли по какой-либо внешней причине, внешнему воздействию употребляемы в пищу. Те, что умерли сами по себе [и уже плавают брюшком вверх!] — не употребляются в пищу». См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух: В 8 т. Т. 3, с. 679.
Источник