Можно ли мусульманину есть птицу

Животные, мясо которых можно есть, сравнительная таблица по 4 мазхабам!

Животные, мясо которых можно есть

Предлагаем вашему вниманию, сравнительную таблицу согласно 4 мазхабам разрешенности и запрещенности употребления в пищу некоторых видов животных.

Знание о том, что дозволено и не дозволено употреблять в пищу, входит в категорию первостепенных знаний, которыми должен обладать каждый мусульманин.

Название животногоХукм мазхаба ХанафиХукм мазхаба ШафииХукм мазхаба МаликиХукм мазхаба Ханбали
Акулахарамхаляльхаляльхаляль
Бекасхаляльхаляльхаляльхаляль
Белкахарамхарамхаляльхарам
Буйволхаляльхаляльхаляльхаляль
Букашкахарамхарамхарамхарам
Блохахарамхарамхарамхарам
Верблюдхаляльхаляльхаляльхаляль
Водная змеяхарамхаляльхаляльхаляль
Волхаляльхаляльхаляльхаляль
Волкхарамхараммакруххарам
Воробейхаляльхаляльхаляльхаляль
Воронахарамхарамхарамхарам
Вошьхарамхарамхарамхарам
Газельхаляльхаляльхаляльхаляль
Гепардхарамхарамхарамхарам
Голубьхаляльхаляльхаляльхаляль
Горлицахаляльхаляльхаляльхаляль
Гиенахарамхаляльхаляльхаляль
Гусьхаляльхаляльхаляльхаляль
Дельфинхаляльхаляльхаляльхаляль
Дикие козыхаляльхаляльхаляльхаляль
Дупельхаляльхаляльхаляльхаляль
Ёжхарамхаляльхаляльхарам
Жаворонокхаляльхаляльхаляльхаляль
Журавльхаляльхаляльхаляльхаляль
Жук-оленьхарамхарамхарамхарам
Жигалка осенняяхарамхарамхарамхарам
Жирафхаляльхарамхаляльхарам
Дикие козыхаляльхаляльхаляльхаляль
Дупельхаляльхаляльхаляльхаляль
ЗмеяхарамхарамМожно есть, кроме головы и части хвостаМожно есть, кроме головы и части хвоста
Индейкахаляльхаляльхаляльхаляль
Камбалахаляльхаляльхаляльхаляль
Канарейкахаляльхаляльхаляльхаляль
Карпхаляльхаляльхаляльхаляль
Козахаляльхаляльхаляльхаляль
Кошкахарамхарамхарамхарам
Коршунхарамхарамхарамхарам
Кротхарамхарамхарамхарам
Коровахаляльхаляльхаляльхаляль
Крокодилхарамхарамхаляльхарам
Кузнечикхаляльхаляльхаляльхаляль
Куницахарамхарамхарамхарам
Куланхаляльхаляльхаляльхаляль
Куропаткахаляльхаляльхаляльхаляль
Курицахаляльхаляльхаляльхаляль
Ласкахарамхарамхарамхарам
Ласточкахаляльхарамхарамхарам
Левхарамхараммакруххарам
Леопардхарамхарамхарамхарам
Летучая мышьхарамхараммакруххарам
Лисахарамхаляльмубаххарам
ЛошадьТанзихан макруххаляльхарамхаляль
Лягушкахарамхарамхаляльхарам
Медведьхарамхарамхарамхарам
Мидиимакрух  халяль
Морская свинкахарамхарамхарамхарам
Морской конекхарамхарамхарамхарам
Мольхарамхараммубаххарам
Мулхарамхарамхарамхарам
Муравейхарамхарамхарамхарам
Мухахарамхарамхарамхарам
Мышьхарамхарамхарамхарам
Обезьянахарамхарамхарамхарам
Овцахаляльхаляльхаляльхаляль
Орёлхарамхарамхарамхарам
Осёлхарамхарамхарамхарам
Павлинхарамхарамхарамхарам
Падальхарамхарамхарамхарам
Паукхарамхарамхарамхарам
Перепелхаляльхаляльхаляльхаляль
Попугайхаляльхарамхаляльхаляль
Пчелахарамхарамхарамхарам
Ракхарамхарамхаляльхаляль
Рыба (умершая в воде без видимых причин и всплывшая)харамхаляльхаляльхаляль
Сазанхаляльхаляльхаляльхаляль
Сапсанхарамхарамхарамхарам
Саранчахаляльхаляльхаляльхаляль
Свиньяхарамхарамхарамхарам
Серая цапляхаляльхаляльхаляльхаляль
Собакахарамхарамхарамхарам
Собольхарамхаляльхаляльхарам
Совахарамхарамхарамхарам
Соловейхаляльхаляльхаляльхаляль
Сорокахаляльхарамхарамхарам
Соколхарамхарамхарамхарам
Скорпионхарамхарамхарамхарам
Скворецхаляльхаляльхаляльхаляль
Слонхарамхарамхарамхарам
Средиземноморская черепахахарамхарамхарамхарам
Страусхаляльхаляльхаляльхаляль
Тараканхарамхарамхарамхарам
Тигрхарамхараммакруххарам
Угорьхаляльхаляльхаляльхаляль
Удодхарамхаляльхарамхарам
Улиткахарамхарамхаляльхарам
Уткахаляльхаляльхаляльхаляль
Чайкамубаххаляльхаляльхаляль
Черепахахарамхарамхарамхарам
Черный грифхарамхарамхарамхарам
Шакалхарамхарамхарамхарам
Шершеньхарамхарамхарамхарам
Ястребхарамхарамхарамхарам
Ящерицахарамхаляльхаляльхаляль

Источник

Источник

Религиозно-правовая норма в отношении употребления в пищу мяса утки и голубя

Вопрос: Можно ли употреблять в пищу мясо утки и голубя?

Ответ:  Хвала Аллаху.

     Основой в отношении пищи и напитков является дозволенность, пока нет доказательства запретности той или иной пищи и того или иного напитка. Сказал Всевышний Аллах:

هُوَ الَّذِي خَلَقَ لَكُمْ مَا فِي الأَرْضِ جَمِيعاً

     «Он – Тот, Кто сотворил для вас всё, что на земле» (сура «аль-Бакара», аят 29).

     Ибн ‘Аббас сказал: «Во время невежества арабы ели некоторые виды пищи, а другие виды оставляли, считая их грязными (или неугодными к употреблению). После Аллах послал Своего пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ниспослал Свою Книгу, разрешив дозволенное и запретив запретное. То, что Он разрешил, является дозволенным, что запретил – запретным, и простил то, о чем умолчал». И после он прочел аят:

قُل لاَّ أَجِدُ فِي مَا أُوْحِيَ إِلَيَّ مُحَرَّماً عَلَى طَاعِمٍ يَطْعَمُهُ إِلاَّ أَن يَكُونَ مَيْتَةً أَوْ دَماً مَّسْفُوحاً أَوْ لَحْمَ خِنزِيرٍ فَإِنَّهُ رِجْسٌ أَوْ فِسْقاً أُهِلَّ لِغَيْرِ اللّهِ بِهِ فَمَنِ اضْطُرَّ غَيْرَ بَاغٍ وَلاَ عَادٍ فَإِنَّ رَبَّكَ غَفُورٌ رَّحِيمٌ

     «Скажи: „Из того, что дано мне в откровение, я нахожу запрещённым употреблять в пищу только мертвечину, пролитую кровь и мясо свиньи, которое (или которая) является скверной, а также недозволенное мясо животных, заколотых не ради Аллаха“. Если же кто-либо вынужден пойти на это, не проявляя ослушания и не преступая пределы необходимого, то ведь Аллах – Прощающий, Милосердный» (сура «аль-Ан‘ам», аят 145) (приводится у Абу Дауда под № 3306; аль-Албани, да помилует его Аллах, сказал, что хадис достоверен).

     Ибн Хаджар, да помилует его Аллах, сказал: «То, о запретности чего, нет указания, является дозволенным, но при условии, что животное закалывается. Примером этому является утка или другая водная птица» (Фатх аль-Бари).

     В Коране и Сунне нет упоминаний о запретности утки и голубя, поэтому мы должны вернуться к основе, а основа – дозволенность. О дозволенности употребления в пищу  голубя есть упоминания, так как передаётся, что сподвижники, да будет доволен ими Аллах, вынесли религиозно-правовое решение в отношении человека, который поймал голубя, находясь в состоянии ихрама (ритуальное состояние паломника, совершающего Хадж или ‘Умру – прим. пер.) на территории Мекки. Они считали, что подобный человек должен ради искупления заклать барана. Это указывает на то, что мясо голубя является дозволенным.

      Ибн Кудама, да помилует его Аллах, сказал: «Это религиозно-правовое решение вынесли ‘Умар, ‘Усман, Ибн ‘ Умар, Ибн ‘Аббас и Нафи‘ ибн ‘Абдульхарис» (Аль-мугни. – Т. 3. – С. 274).

     Ан-Науауи, да помилует его Аллах, сказал: «Наши сподвижники (то есть последователи мазхаба шафи‘итов – прим. пер.) единогласно считали мясо страуса, курицы…, утки, куропатки, воробья, жаворонка, рябчика и голубя дозволенным для употребления в пищу» (Шарх аль-мухаззаб. – Т. 7. – С. 22).

     Он также сказал: «Те, кто живет в воде и на суше тоже. Среди них водные птицы: такие как утка, гусь и др. Они также являются дозволенными к употреблению, как было сказано выше. Мертвечина, бесспорно, дозволенной не является, всё вышеупомянутое является дозволенным только при условии заклания» (Шарх аль-мухаззаб. – Т. 9. – С. 35).

Читайте также:  Можно ли есть морскую капусту после удаления желчного пузыря

     А Аллаху ведомо лучше.

Сайт «Ислам: вопрос и ответ»
Islam Q&A фатва № 169813

Источник

Что нельзя употреблять в пищу мусульманам

Пищевые запреты в исламе, о которых в общих чертах знают как мусульмане, так и иноверцы, связаны не с усложнением религии Аллаха, а облегчением. Их цель – показать людям то, что полезно и необходимо для жизни, а от чего стоит воздержаться. Также нужно помнить о действии принципа «разрешено всё, что не запрещено». Следовательно, в мусульманской кулинарии не так много ограничений, как кажется на первый взгляд.

В Своём Слове Всевышний предупредил верующих, что Его Посланник (с.г.в.) будет направлять людей в данном вопросе:

«Он повелит им совершать одобряемое и запретит совершать предосудительное, объявит дозволенным благое и запрещённым – скверное, освободит их от бремени и оков. Те, которые уверуют в него, станут почитать его, окажут ему поддержку и последуют за ниспосланным вместе с ним светом, непременно преуспеют» (7:157)

Основной критерий для правоверных в исламе относительно дозволенности – халяль или харам. Если в основных шариатских вопросах мнения касательно разрешённого и запрещённого совпадают, то вопрос питания имеет свои тонкости и различия в каждой богословско-правовой школе (мазхабах). В основе своей они схожи и имеют общие принципы, которые базируются на явных доводах, приведённых в Коране и Благородной сунне. По большей части это касается мяса определённых видов животных: какие позволяется употреблять в пищу (халяль) и сильно не осуждается Шариатом (мубах), а какие запретны (харам) либо порицаемы (макрух).

Характерным примером является употребление некоторыми мусульманскими народами конины. У казахов, киргизов, татар и башкир она является распространённым и популярным видом мяса. С другой стороны, узбеки, таджики и турки, которые придерживаются того же ханафитского мазхаба, не употребляют конину – для них эта еда не дозволена. Общим в мясном рационе всех этих наций является полное исключение свинины, в соответствии с категоричным религиозным предписанием.

В целом каждый вид живущих на суше травоядных животных (т.е. все, кроме хищников) разрешено употреблять в пищу. При этом не является каноническим препятствием то, что некоторые копытные домашние животные, такие как верблюд, бык, корова, козёл, буйвол, овца, баран и др., могут использоваться в хозяйстве не только для получения мяса и молока, но и в качестве источника шерсти, шкур или как тягловая сила:

«Он также сотворил скот, который приносит вам тепло и пользу. Вы также употребляете его в пищу» (16:5)

Исключением в этом ряду выступает осёл, отнесённый к категории харам:

«Аллах – Тот, Кто создал для вас скотину, чтобы на некоторых из них вы ездили верхом, а другими – питались» (40:79)

«Он сотворил коней, мулов и ослов, чтобы вы ездили на них верхом и для украшения. Он творит также то, о чём вы не ведаете» (16:8)

По конине имам Абу Ханифа высказал мнение о порицаемости (макрух танзихи), поскольку лошадь используется как средство передвижения. Имамы Абу Юсуф и Мухаммад отнесли конину к категории дозволенной пищи. Поэтому она считается разрешенной у ханафитов, и в то же время лучше воздержаться от её употребления.

Что такое мертвечина?

Вторым важным критерием, по которому определятся дозволенность или запрет мясного продукта – это правильный забой скота (забиха) и мертвечина:

«Вам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи и то, над чем не было произнесено имя Аллаха (или что было зарезано не ради Него), или было задушено, или забито до смерти, или подохло при падении, или заколото рогами или задрано хищником, если только вы не успеете зарезать его, и то, что зарезано на каменных жертвенниках (или для идолов), а также гадание по стрелам. Всё это есть нечестие. Сегодня неверующие отчаялись в вашей религии. Не бойтесь же их, а бойтесь Меня. Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довёл до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам. Если же кто-либо будет вынужден пойти на это (на употребление запрещённых продуктов) от голода, а не из склонности к греху, то ведь Аллах – Прощающий, Милосердный» (5:3)

В фикхе (т.е. исламском праве) мертвечиной считается любое живое существо, которые погибшее вследствие естественной смерти, удушья, от утопления, сгорело в пожаре, подверглось поражению электротоком или умерло в результате травмирования. К употреблению разрешены лишь те животные и дикие звери, которые забиты целенаправленно, либо были убиты во время охоты.

Касательно рыбы, в мазхабе ханафитов так же запрещено употреблять рыбу, умершую в своей родной стихии естественным образом. Однако в случае, если на неё подействовали внешние природные факторы или она была выброшена волной на берег, то такую рыбу признают халяльной.

Неправильный забой животного (например, без упоминания имени Всевышнего или с упоминанием каких-либо идолов) приравнивает такое мясо к мертвечине. Шариатом установлены правила правильного забоя животного, основанные на гуманном подходе к живым существам. Создаются максимальные условия, чтобы животное не боялось, не испытывало сильной боли и тяжёлых длительных мук. Также правильный забой предполагает обязательное кровопускание, в отличие от современного метода забоев электрошоком и сдиранием кожи у животного, которое, по сути, находится без сознания. Очень важно и необходимо при этом, чтобы при заклании было сказано: «Бисмилляхи. Аллаху Акбар!» При этом забойщик не обязательно должен быть мусульманином, совершающим пятикратный намаз.

Можно ли есть морепродукты?

Касательно морепродуктов действуют свои правила. По ханафитскому мазхабу дозволено есть только рыбу, а крабы, кальмары, креветки не относятся к халялю. В шафиитском мазхабе разрешено употреблять все морские и речные животные, которые не могут жить на суше или находиться долгое время без воды (как, к примеру, кит или дельфин).

Ученые трёх мазхабов (шафиитского, маликитского и ханбалитского) считают возможным применение в пищу морских крабов и кальмаров, обосновывая своё мнение на общем разрешении на морепродукты в Священной Книге ислама:

«Вам дозволены морская добыча и еда во благо вам и путникам, но вам запрещена охотничья добыча на суше, пока вы находитесь в ихраме. Бойтесь Аллаха, к Которому вы будете собраны» (5:96)

Дозволенность (халяль) таких морских продуктов, как креветки, особенно тем, кто живёт в неисламских странах, из-за трудности питаться халяльным мясом является своего рода облегчением религии.

Запрещённые в исламе ингредиенты

Если вопрос с мясными продуктами более или менее ясен, то когда речь идёт о современных продовольственных товарах, в составе которых много примесей, продолжает вызывать множество разногласий. Например, желатин, который может готовиться как из свинины, так и крупного рогатого скота. Если в первом случае желатин будет харамом, то для произведенного из другого животного появляется условие для разрешения: оно должно быть забито по канонам ислама.

Нет единогласного мнения о кармине, приготовленном из насекомых. Этот ингредиент придаёт напиткам и продуктам красный цвет. Так же нет единогласного решения в вопросе сычужного фермента.

Считая эти продукты разрешёнными, сторонники такой позиции опираются на хадис: «Самым лучшим уксусом является уксус, полученный из вина» (хадис передал аль-Байхаки). В данной ситуации речь идёт об изменении структуры вещества под воздействием химических процессов, когда продукт теряет свои первоначальные свойства, цвет, запах.

Читайте также:  Можно ли есть соленый арахис

В этих случаях можно избегать употреблять такие продукты с сомнительным составом, выбирая альтернативные продукты. Например, желатин успешно заменяют агаром (водорослями), а сычужный фермент животного происхождения – на микробилогический.

Резюмируя, перечислим, на что в исламе действуют пищевые запреты:

1. То, на что введён явный запрет в Коране (свинина, осёл, мертвечина).

2. Наземные существа без крови (муха, паук, скорпион и т.д.). Исключением выступает лишь саранча согласно хадису от Ибн Аби Авфа (р.а.): «Мы участвовали вместе с Посланником Всевышнего (с.г.в.) в 6 или 7 сражениях и вместе кушали её (саранчу)» (передал Абу Дауд).

3. Земноводные и рептилии, которые могут обитать одинаково и в воде, и на поверхности земли (лягушки, змеи, крокодилы).

4. Все животные, причиняющие вред (мыши, ежи).

5. Хищные животные (волк, лев, лиса, собака, кошка, медведь).

6. Хищные птицы, которые охотятся на прочих животных, применяя свои когти (сокол, ястреб).

Два последних запрета основаны на хадисе Заключительного Божьего посланника (с.г.в.), назвавшего запретным мясо хищников с клыками и птиц с когтями (передал Муслим).

7. В ханафитском мазхабе считается макрухом употребление мяса и молока животных, питающихся нечистью.

8. Продукты, состав которых включает запрещённые ингредиенты, включая алкоголь.

Источник

Дозволенные и запретные в пищу животные согласно Ханафитскому мазхабу

Image

Дозволенные и запретные в пищу животные согласно Ханафитскому мазхабу

Мухаммад Ибн Адам аль-Кавсари

Автор:

МУХАММАД ИБН АДАМ АЛЬ-КАВСАРИ

Муфтий, Даруль-Ифта, Лестер (Великобритания)

Дарульфикр.ру

Источник:

ДАРУЛЬФИКР.РУ

Исламский образовательный портал

С именем Аллаха Милостивого ко всем на этом свете и только к верующим — на том.

Ислам — это религия милости и сострадания. Предписания и запреты Ислама несут человеку только благое. Но разум человека из-за того, что он крайне ограничен, не всегда может понять причину каждого предписания религии. Разум может быть не в состоянии осознать, почему решение именно таково, но Всевышний, Всемилостивый и Всезнающий Аллах лучше всех знает, что полезно, а что вредно для нас, потому что Он нас создал.

Всевышний Аллах даровал человечеству в качестве милости Своего любимого Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, как свет и источник света. Исламский закон (Шариат), с которым пришел Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, установил разницу между живыми и мертвыми животными. Мертвечина была объявлена запретной (харам). Определенные животные, вредные для человека, например, свинья, собака, кошка и хищники, также стали запретны для приема в пищу, то есть мясо животных, которых запрещено употреблять в пищу по Шариату, вредно для человека, осознаем мы этот или нет.

Принимая во внимание вышесказанное, следует отметить, что в каждой школе исламского права (мазхабе) есть свои принципы (основанные на Коране и Сунне) относительно того, мясо каких животных дозволено (халяль) употреблять в пищу, а каких — запретно (харам).

Ниже представлены принципы, на которых основываются ученые ханафитского мазхаба, описанные в классических книгах по ханафитскому фикху (Аль-Фатава аль-Хиндия, 5/289-291; Бадаи ас-Санаи, 5/35-39; Радд аль-Мухтар, 304-308).

1. Животные, употребление в пищу которых было явно запрещено в Коране и Сунне, без сомнения, являются харамом, например, свинья, осел и т. д.

2. Животные, которые рождаются и живут в воде, являются харамом, исключение составляет только рыба. Все виды рыб — халяль, кроме той рыбы, которая умирает в море естественным образом без какой-либо внешней причины. Но, если рыба умерла из-за какой-то внешней причины, например, от холода, жары, от того, что наткнулась на камень или ее выбросило волной на берег, и т. п., такая рыба — халяль. Всевышний Аллах говорит:

«Вам запрещается в пищу мертвечина, кровь, свинина…» (Сура «Аль-Маида», аят 3).



В приведенном выше аяте Всевышний Аллах запретил мясо мертвечины, на разделяя животных на живущих на суше и в море. Поэтому все морские животные тоже попадают под этот общий запрет. Но рыба не попадает под это общее правило, потому что на ее дозволенность явно указал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

Саййидуна Абдулла ибн Умар, да будет доволен им Аллах, передает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Два вида мертвечины и два вида крови были дозволены в пищу. Два вида мертвечины — это рыба и саранча, а два вида крови — это печень и селезенка» (Сунан Абу Дауд, Муснад Ахмад, Сунан Ибн Маджа).

Более того, нет ни одного упоминания в сборниках Сунны о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, или его сподвижники, да будет доволен ими Аллах, хотя бы раз употребляли в пищу мясо каких-то морских существ, кроме рыбы. Если бы такое мясо было халяль, из Сунны был бы известен хотя бы единичный случай употребления мяса морских животных в пищу, чтобы показать, что это дозволено (Дарс Тирмизи, 1/280).

Насчет употребления в пищу мяса рыбы, которая естественным образом умерла в море без влияния каких-то внешних причин (самак ат-тафи), саййидуна Джабир ибн Абдулла, да будет доволен им Аллах, передает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Вам дозволено в пищу то, что извергает море и что остается после прилива, но то, что умирает в море и плавает на поверхности, вам есть нельзя» (Сунан Абу Дауд, № 3809, Сунан Ибн Маджа).

Саййидуна Али, да будет доволен им Аллах, запретил продавать на рынках рыбу, которая умерла своей смертью (которая умирает в море и затем всплывает на поверхность) (Бадаи ас-Санаи, 5/36, Аль-Ихтияр. ).


В свете вышесказанного можно сделать вывод, что все морские животные, кроме рыбы, запретны для употребления в пищу. Рыбу есть дозволено даже без соблюдения всех правил забития животных Шариату. Но, если рыба умерла естественной смертью без внешнего воздействия и всплыла на поверхность воды (самак ат-тафи), такую рыбу запрещено (харам) есть.


3. Среди животных, обитающих на суше, те, у которых нет крови, запретны (харам) для употребления в пищу, например, шершень, муха, паук, жук, скорпион, муравей и т. д. Всевышний Аллах говорит:

«… (Пророк) который побуждает к доброму, удерживает от неодобряемого, разрешает им в пищу благую (чистую) снедь, подходящую человеческой природе, и запрещает вредное (и нечистое) для людей» (Сура «Аль-Ар’аф», аят 157).

Живые существа, в которых нет крови (паук и др.), относятся к нечистому, потому что употребление их в пищу вызывает у человека отвращение.

Исключением является саранча, потому что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, явно указал на ее дозволенность в вышеупомянутом хадисе, который приводится в сборниках «Сунан» Абу Дауда и «Муснад» имама Ахмада.

Кроме того, Ибн Аби Авфа, да будет доволен им Аллах, когда его спросили, можно ли употреблять в пищу саранчу, ответил:

«Я участвовал вместе с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в шести или семи битвах, и мы вместе ели ее (саранчу)» (Сунан Абу Дауд, № 3806).

4. Четвертый принцип заключается в том, что животные, у которых есть кровь, но кровь внутри которых не циркулирует, также запретны (харам) для употребления в пищу, например, змея, ящерица, хамелеон и т. д.

5. Согласно пятому принципу, все животные-вредители (хашарат аль-ард) запретны (харам) для употребления в пищу, например, мышь, еж, тушканчик и т. д. Причина запрета употреблять в пищу их мясо в том, что они также считаются нечистой пищей.



6. Все живущие на суше животные, в которых циркулирует кровь, которые питаются травой и листьями и не охотятся на других животных (то есть не хищники, живущие на земле) разрешены (халяль) для употребления в пищу, например, верблюд, корова, козел, буйвол, баран и т. д. Тем не менее, в ханафитском мазхабе есть небольшое разногласие относительно употребления в пищу конины, но об этом речь пойдет позже. Исключение из данной категории животных составляет осел — его мясо запрещено употреблять в пищу. Всевышний Аллах говорит:

Читайте также:  Можно ли похудеть если все есть но заниматься спортом

«Аллах по Своей милости сотворил вам скот (ан’ам), чтобы вы использовали шерсть и пух для согревания, а мясо — для питания» (Сура «Ан-Нахль», аят 5).

«Аллах — Тот, кто подчинил вам скот, чтобы вы ездили на одних, а от других питались» (Сура «Аль-Мумин», аят 79).

В приведенных выше аятах Всевышний Аллаха использует слово «аль-ан’ам» (скот), которое, согласно единогласному мнению всех знатоков арабского языка, обозначает травоядных животных.

Что касается употребления в пищу конины, то имам Абу Ханифа, да будет милостив к нему Аллах, высказал мнение, что это порицаемо (макрух танзих), потому что лошадь является благородным животным и используется во время джихада. Имамы Абу Юсуф и Мухаммад, да будет доволен ими Аллах, высказались в пользу дозволенности употребления в пищу конины, и передается, что имам Абу Ханифа также высказывал это мнение. Следовательно, употреблять в пищу конину дозволено, но лучше воздержаться от этого.

Относительно мяса осла и мула, Всевышний Аллах говорит:

«Аллах сотворил вам коней, мулов и ослов, чтобы вы ездили на них и чтобы они были для вас украшением, которое радует вас. Аллах сотворил и другие средства передвижения, которых вы не знаете» (Сура «Ан-Нахль», аят 8).

Таким образом, мы видим, что все остальные травоядные животные дозволены в пищу, так как об этом сказал Всевышний Аллах (как мы узнали из приведенных ранее аятов). Но по поводу ослов и мулов Всевышний Аллах cказал, что они предназначены для верховой езды и украшения (зиина). Если бы употребление в пищу этих животных было дозволенным, Всевышний Аллах, без сомнения, указал бы на это.


Более того, саййидуна Абдулла ибн Умар, да будет милостив к нему Аллах, передает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил есть мясо ослов в день битвы при Хайбаре (Сахих аль-Бухари, № 5202).


Саййидуна Абу Таляба, да будет доволен им Аллах, передает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил употреблять в пищу мясо ослов (Сахих аль-Бухари, № 5205).

По поводу мулов саййидуна Халид ибн Валид, да будет доволен им Аллах, передает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил мясо лошадей, мулов и ослов (Муснад Ахмад, 4/89, Сунан Абу Дауд, № 3790, Сунан Насаи и Сунан Ибн Маджа).

Факихи указали на тот факт, что решение о дозволенности либо запретности мяса мула зависит от того, кем была его мать. Если его мать была ослицей, то его мясо, без сомнения, харам. Если его мать была каким-то дозволенным животным, например, коровой, тогда его мясо, без сомнения, халяль. А если его матерью была лошадь, в отношении мяса мула будут действовать те же правила, что и относительно конины (Радд аль-Мухтар).


Таким образом, мы видим, что все остальные травоядные животные дозволены в пишу, так как об этом сказал Всевышний Аллах (как мы узнали из приведенных ранее аятов). Но по поводу ослов и мулов Всевышний Аллах сказал, что они предназначены для верховой езды и украшения (зиина).
 
7. Все хищные животные, живущие на суше, и животные, которые охотятся с помощью когтей, — харам, например, лев, гепард, тигр, леопард, волк, лиса, собака, кошка и т. д.

8. К хараму относятся все хищные птицы, которые охотятся с помощью когтей, например, сокол, орел, коршун, ястреб, летучая мышь и т. д. Доказательством для двух этих принципов (7-го и 8-го) служит известный хадис от саййидуны Абдуллы ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, в котором Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил употреблять в пищу мясо хищников с клыками и птиц с когтями (Сахих Муслим, № 1934).


Поэтому все хищные животные и птицы (животные, которые охотятся на других благодаря своим клыкам, и птицы, которые охотятся с помощью когтей) являются харамом.

9. Птицы, которые не охотятся с помощью когтей на других зверей, питаясь вместо этого семечками и зерном, дозволены в пищу, например, курица, утка, голубь, ласточка, ворона и т. д. Саййидуна Абу Муса аль-Ашари, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Я видел, как Посланник Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует, ел мясо курицы» (Сахих аль-Бухари, № 5198).


10. Если халяльное животное питается исключительно нечистыми продуктами, в результате чего его мясо и молоко приобретает неприятный запах, употреблять такое молоко и мясо в пищу — макрух. Но, если наряду с нечистым животное употребляет в пищу чистые продукты или употребление нечистого никак не влияет на его мясо и молоко, то употреблять в пищу мясо и молоко такого животного абсолютно дозволено (Радд аль-Мухтар, 6/340). В книге «Аль-Фатава аль-Хиндия» сказано:

Употреблять мясо курицы будет порицаемым (макрух) только в том случае, если большая часть того, что она ест, — нечистое, и нечистая пища влияет на мясо курицы так, что оно приобретает неприятный запах (Аль-Фатава аль-Хиндия, 5/289).

11. Если один из родителей животного — это дозволенное в пищу животное, а другой — запретное, решение относительно мяса этого животного зависит от того, кто его мать. Если мать — халяльное животное, мясо ее детеныша — халяль, как в случае с мулом, мать которого — корова. Но если мать относится к запретным в пищу животным, мясо ее детеныша — харам, как в случае с мулом, мать которого ослица.

Выше были приведены одиннадцать общих принципов относительно определения дозволенности/недозволенности в пищу мяса, согласно ханафитскому мазхабу исламского права. Следует отметить, что термин «халяль» в данном случае подразумевает исключительно дозволенность употребления мяса тех или иных животных в пищу. Относительно того, как должны быть забиты животные и как на них охотиться, существуют свои правила, для изучения которых следует обратиться к книгам по фикху. Несоблюдение этих правил может превратить мясо изначально дозволенного животного в запретное.

На основе изложенных выше одиннадцати принципов, представим списки дозволенных (халяль) и запретных (харам) в пищу животных, согласно ханафитскому мазхабу (оба списка не являются исчерпывающими).

Животные, мясо которых — халяль:

  1. Верблюд;
  2. козел;
  3. баран;
  4. буйвол;
  5. олень;
  6. кролик;
  7. корова;
  8. дикий осел (Запрет в хадисе распространяется только на домашних ослов);
  9. рыба (Любая, включая креветок, если следовать мнению, что они относятся к рыбе; есть также мнение, что креветки запрещены, так как не входят в семейство рыб);
  10. антилопа/газель;
  11. утка;
  12. цапля (Серая или белая болотная птица с длинной шеей, длинными ногами и (как правило) длинным клювом);
  13. соловей;
  14. перепел;
  15. попугай;
  16. турач;
  17. саранча;
  18. куропатка (Южно-американская охотничье-промысловая птица с массивным телом и маленькими крыльями);
  19. жаворонок;
  20. воробей;
  21. гусь;
  22. страус;
  23. голубь;
  24. дикий голубь;
  25. аист;
  26. петух;
  27. курица;
  28. павлин;
  29. скворец;
  30. удод (Любая из нескольких видов европейских хохлатых птиц с тонким загибающимся вниз клювом, известная в арабском языке как «худуд» — птица, которую отправил саййидуна Сулейман, мир ему).

 
Животные, мясо которых запретно (харам) для употребления в