Можно ли мусульманину есть майонез
Содержание статьи
Доказано Комитетом: майонез может делиться на халяльный и харамный
В последнее время не утихают дискуссии по поводу халяльности майонезной продукции. Представители Эссен Продакшн АГ, выпускающие майонез под маркой «Махеевъ», утверждают, что не могут выделяться в категорию халяльных отдельные сорта майонеза по одной простой причине: он весь халяльный, и о его халяльности не упоминается в Священной книге мусульман — Коране.
Как ни печально, но вместо того чтобы угодить потребителю и начать выпускать майонез под брендом «Халяль», компания Эссен Продакшн АГ Леонида Барышева пыталась добиться запрета на маркировку майонезов под знаком «Халяль».
История конфликта началась после того, как компания «Эссен Продакшн АГ» (торговая марка «Махеевъ») направила заявление в Управление федеральной антимонопольной службы по РТ с требованием запретить ОАО «Казанский жировой комбинат» (КЖК), входящему в группу «Нэфис», выпускать майонез с маркировкой «Халяль», поскольку с их точки зрения, майонезов, не соответствующих традициям ислама, не существует. А значит, считают в Эссен Продакшн АГ, маркировка дает КЖК необоснованное конкурентное преимущество.
Но УФАС по РТ не усмотрело в действиях ОАО «Казанский жировой комбинат» признаков недобросовестной конкуренции, необходимых для возбуждения дела. Поэтому компании Барышева пришлось обратиться в Арбитражный суд РТ. Вот теперь и он отказал в удовлетворении иска. Остановятся ли на этом компания «Эссен Продакшн АГ», знает лишь Бог, но то, что она посягает на мусульманские традиции, это, безусловно, факт.
Препирательство с Кораном
Если пиарщики в компании «Эссен Продакшн АГ» считают, что они не задевают чувства верующих, посягая на их традиции, то они глубоко ошибаются. Мы не раз подчеркивали, что Халяль — это образ жизни мусульманина, а присутствие знака на продукции — это возможность заявить о своих религиозных ценностях. Мусульманин трепетно относится к тому производителю, который наладил выпуск у себя такой продукции.
Но самое интересное, что представители «Эссен Продакшн АГ» готовы были приобщить к делу саму Священную книгу — Коран. Даже обычному мусульманину, который не имеет теологического образования, всегда было ясно, что постичь понятия Священного текста — это миссия улемов — ученых-богословов, которые пишут обширные комментарии.
А прописные истины, что в Исламе есть «Халяль» — разрешенное и «Харам» — запрещенное, известны всем. Но в наше время, когда в магазинах полки завалены продукцией, а СМИ пугают рассказами о некачественных товарах, всем стоит быть внимательными, тем более мусульманам, так как количество ингредиентов в некоторых товарах порой зашкаливает, превышая все мыслимые пределы. Для того и появляются Комитеты по стандартам «Халяль», чтобы специалисты могли разобраться и не дали впасть в «Харам».
В чем «харамность» майонеза?
Наверное, не случись этого суда, обычные мусульмане так и покупали бы любой майонез, думая, что он халяльный. Пришло время тщательно изучить этот вопрос. Вот основной комментарий Комитета по стандарту «Халяль» ДУМ РТ относительно майонеза и разъяснение вопроса, почему он не весь халяльный.
Яичный желток
Сегодня яичный желток, используемый при производстве майонеза, проходит модификацию с целью улучшение качественных параметров. Яичный желток энзиматически модифицируется фосфолипазой А1 — она микробного происхождения, грибы рода Aspergillusae, или А2 — она животного происхождения, поджелудочная железа свиньи. Большинство предприятий отдают предпочтение яичному желтку, прошедшему модификацию фосфолипазой А2. Он хоть и дороже, но лучше по производственным параметрам.
ГОСТы
В состав майонеза по ГОСТ № 30004.1-93 входит также белок соевый, который в основном импортируется. В некоторых странах нет запрета на генно-модифицированную продукцию (ГМО). Как известно, в Исламе запрещена к употреблению данная продукция. Поэтому стоит вопрос о подтверждении халяльности соевого белка, используемого при изготовлении майонеза.
Также по ГОСТу используются ароматические добавки. В результате исследований, проведенных Комитетом совместно с «Тест-Татарстан», было выявлено, что во многих видах ароматизаторов и красителей присутствуют сомнительные, а в некоторых и запрещенные компоненты, такие как желатин. По ГОСТ 11293-89 он вырабатывается из костей крупного рогатого скота, свиней и их шкур. Также в этих добавках возможно присутствие ряда компонентов, которые вредны для здоровья человека. В таком случае Комитет требует замены их натуральными разрешенными ингредиентами.
Обозначения на этикетках
Обозначения на этикетках продукции: «Халяль — продукт духовного происхождения», «Разрешено по канонам Ислама», «Мусульманские» — все эти фразы являются тождественными слову «Халяль». Сошлемся на сводные тексты «Кодекса Алиментариуса» в общих методических указаниях в отношении использования арабского термина «Халяль». В главе, посвященной маркировке, написано: «Когда делается заявление о том, что пищевой продукт разрешен по исламскому закону, на этикетке должно быть написано слово halal или эквивалентные ему термины».
Но самое главное, что в Федеральном Законе РФ от 24 июля 2008 года №90-ФЗ «Технический регламент на масложировую продукцию» в статье 7 «Требования к маркировке пищевой жировой продукции» в п. 1 написано: «Изготовитель или продавец обязан предоставить приобретателю необходимую и достоверную информацию о пищевой масложировой продукции».
Отсюда и вывод, что Казанский жировой комбинат, который получил свидетельство и сертификат соответствия «Халяль», просто по закону обязан наносить на свою продукцию зарегистрированный знак.
Приведенные аргументы подводят черту под этим конфликтом. Майонезы могут быть как халяльные, так и харамные, а определить их статус можно только при тщательной проверке, и только специалистами Комитета по стандарту «Халяль» совместно с учеными-богословами.
Данная статья не является рекламной и написана лишь в интересах читателей
Ахмад ХАЛИКОВ
Источник
Какой вид майонеза Calve можно кушать мусульманам?
В уютном «Центре Стандартизации и Сертификации Халяль РИ», который находится в офисе Радио Ангушт, неожиданный телефонный звонок прервал мою привычную работу. После традиционного приветствия и знакомства девушка с приятным голосом начала рассказывать причину своего звонка: «Я слышала, что в майонезе Calve добавляется свиной жир, конкретного человека, который передал данную информацию нет, но слухи не дают мне покоя уже давно. Майонез Calve является самым употребляемым майонезом в Ингушетии и России. Не могли бы вы разобраться в данном вопросе?». После звонка я начала капаться в интернете, действительно, нашлись статьи, в которых утверждалось содержание свиного жира в майонезе Calve, в частности и на сайте наших братьев по вере, Чечни.
Майонез Calve производится компанией ООО Юнилевер Русь, директором которой является Верстратен Херман. Данная организация функционирует как в России, так и в Польше, и на Украине, победил в номинации «Экологическая эффективность» в рамках Форума People Investor 2013.Портфолио ООО Юнилевер Русь включает в себя не только майонез известного нам Calve, но и такие известные во всем мире торговые марки как Lipton, Brooke Bond, Беседа, Rama, Пышка, Knorr, Domestos, Rexona, Sunsilk, Timotei, Dove, Axe.
Я была рада данному звонку, так как мне позвонил человек, которому не все равно какую продукцию он продает, а думает о пользе своей продукции людям. С этого дня я начала расследование по поиску ответа на данный вопрос, разрешение которого ожидали коллеги и родные. Они и я сама не кушали майонез с тех пор как услышали о сомнительности его употребления, руководствуясь хадисом :
Сообщается, что Абу Мухаммад аль-Хасан бин Али бин Абу Талиб, да будет Аллах доволен ими обоими, внук и любимец посланника Аллаха, салляллаху ‘алейхи уа саллям, сказал:
«Я запомнил, что посланник Аллаха, салляллаху ‘алейхи уа саллям, сказал:
«Оставь то, что внушает тебе сомнения, (и обратись) к тому что сомнений у тебя не вызывает»
Ат-Тирмизи и ан-Наса’и
Если нас не оставляют в покое сомнения, мне кажется, мы должны разузнать и удостовериться в любом вопросе. Так как в данной сфере у меня еще нет опыта, я связалась с экспертом, который уже работает в данной сфере не первый день. Алимджан Галеев изучал вопрос запретности и дозволенности майонезов (майонез мистер Рико, по его словам, не содержит фосфолипазы-А2),также он пояснил : «…Фосфолипаза-А2-вещество, добывается из поджелудочной железы свиньи..». Я смотрела состав майонеза, в составе не написано такого вещества фосфолипаза-А2,позвонила по горячей линии, указанной на упаковке. Девушка-оператор доброжелательно поприветствовала меня, на вопрос о добавлении фосфолипазы-А2 в майонез Calve ответила, что ничего, кроме написанного на упаковке не добавляется. Решила отправить официальное письмо от имени «Центра стандартизации и сертификации Халяль» РИ руководителю Отдела продуктов для предприятий общественного питания (Foodsolutions), но и тут не удалось узнать кто он, так как организация является корпорацией и не разглашает информацию. Вопрос оставался открытым и неразрешенным. Моя собеседница, работник Юнилевер Руси посоветовала мне написать на официальный сайт с вопросом. На сайт было отправлено сообщение от лица «Центра Стандартизации и Сертификации Халяль» РИ, и от моего имени, как от потребителя, следующего содержания: «Добрый день! Я потребитель майонеза Calve, Арчакова Лидия. Я слышала, что в Calve добавляется вещество фосфолипаза-а2, который категорически мне противопоказан. Ответьте, пожалуйста, в майонезах Calve добавляется вещество фосфалипаза-а2? Если да, то в каком количестве? В каких добавляется, в каких не добавляется? Если не добавляется вообще, или добавляется во всех видах майонезах Calve, то Вы не могли бы прислать мне на почту официальное письмо с таким утверждением, я была бы вам благодарна».
Ответа на сообщения все не поступало. Решила отправить официальное письмо по почте на имя директора организации Юнилевер Русь. Но тут на почту пришел ответ на письмо, написанное от имени потребителя! Хоть от такой весточки моей радости не было предела! Письмо следующего содержания:
«Уважаемая Лидия, Спасибо за Ваше письмо. При производстве майонезов Calve не используется вещество фосфолипаза-а2. Однако данный фермент может присутствовать в составе некоторых компонентов животного происхождения, входящих в состав практически любых майонезов, в том числе майонеза Calve, что не противоречит требованиям действующего законодательства. Возможно, Вам стоит остановить свой выбор на майонезе Calve Постный, не содержащем никаких компонентов животного происхождения в составе. Пожалуйста, предварительно проконсультируйтесь с Вашим лечащим врачом».
В заключении всего вышесказанного, считаю необходимым поставить в известность всех и передать данную информацию. Хочу поблагодарить Асю, которая подняла данный вопрос и Алимджана Галеева, который помогал мне в разрешении данного вопроса. Пусть Аллах1 будет нами доволен.
Источник
Почему мусульманам нельзя есть майонез?
1
Мой сосед (мусульманин) побил свою жену за то, что она купила майонез. С ее слов, он говорил, что теперь он должен несколько лет вымаливать прощение у Аллаха за такой проступок, иначе он и семь поколений его детей отправятся в ад. Почему? Ведь там только яйца и растительное масло. И то и другое есть можно. Ну всякие консерванты и стабилизаторы не в счет.
2 ответа:
1 0
Мусульманам можно есть майонез. Видимо вашему соседу кто-то «умный» накапал на мозги и внушил, что майонез -это вред.
Конечно, у мусульман есть список запрещенных продуктов, это свинина и продукты, лекарства на основе свиной крови, внутренностей и т.д.
Есть такая добавка Е, но подкатегорий этой добавки несколько, там есть пункты: зубная паста, мыла, шоколод определенного производителя, в которых применяются ингредиенты, запрещенные в Исламе.
Может быть просто майонез содержит не только яйца и масла, может что-то еще.
Но такого нет, чтобы семь поколений попали в ад. то видимо религиозный и внушаемый фанатик.
0 0
Чревоугодство считается грехом не только у христиан. Возможно, в конфессии, к которой принадлежит этот муслим тоже что-то там про обжорство сказано, поэтому и будет вымаливать. А запрещенных Кораном продуктов там, и правда, нет.
Читайте также
Не так давно, по поводу, опять же, хрюшек, козочек, и бурёнок, рассуждали — вот живет человек, растит животных. Дает им имена, кормит с руки, гладит. Несколько лет они с ним живут под одной крышей. А потом — бац и под нож. Страшно, но ведь едим же…
А помнится, мой дедушка завел бычка. Он, дед, человек был не сельскохозяйственный, он был интеллигентный дед) Очень он этого бычка любил. И как-то раз я пришла к ним, бабушка стала меня кормить пирожками. Я вижу, дед какой-то не в себе, говорю «дедушка, посиди со мной», а бабушка рукой мне машет, мол, отстань от деда! В общем, понятно, что пирожки были с этим бычком. А дед этого мяса так ни разу и не поел.
Вот приблизительно такие истории (видео) я слышала от людей несколько раз. Что касается меня, то честно говоря, не знаю, попробовала бы, или нет. Но осуждать, тем не менее, не берусь.
Так пошло с восточных стран, Ислам появился в Аравии, а там приняты сладости, угощения гостей. Сладостей там немерено, есть нейтральные, а есть достаточно сладкие.
На Пасху нельзя поститься и голодать, так как в праздник светлого Христова Воскресенья отменяются все посты. Поэтому в Пасху на столе должны быть скоромные продукты, лучше из яиц, молока и творога — яйца, куличи и пасхи, так как организм после продолжительного Великого Поста еще не может усваивать мясо в большом количестве. Кроме того, на Светлой Седмице можно причащаться каждый день всем, кто соблюдал Великий Пост, в таком случае лучше еще воздерживаться от мяса.
Из поста гораздо полезнее выходить постепенно, а не набрасываться на все запрещенные ранее продукты. Но по уставу разрешается все.
Мусульманам разрешается есть креветки и любые морепродукты.
Проживая в Египте, который является мусульманской страной, я узнала, что арабы-мусульмане едят даже верблюжатину! Для меня, это стало новшеством.
Ну это вы навряд ли объясните коту.у меня тоже много цветов кошка пожрала,я ей даже покупала специальную «кошачью травку» но она её не стала есть.может быть у вас кот перейдёт на эту травку.им не хватает каких то микроэлементов в организме.вот они их и находят в цветах.переставляю туда где не могут достать тот цветок,который ей приглянулся.
Источник
Что нельзя употреблять в пищу мусульманам
Пищевые запреты в исламе, о которых в общих чертах знают как мусульмане, так и иноверцы, связаны не с усложнением религии Аллаха, а облегчением. Их цель — показать людям то, что полезно и необходимо для жизни, а от чего стоит воздержаться. Также нужно помнить о действии принципа «разрешено всё, что не запрещено». Следовательно, в мусульманской кулинарии не так много ограничений, как кажется на первый взгляд.
В Своём Слове Всевышний предупредил верующих, что Его Посланник (с.г.в.) будет направлять людей в данном вопросе:
«Он повелит им совершать одобряемое и запретит совершать предосудительное, объявит дозволенным благое и запрещённым — скверное, освободит их от бремени и оков. Те, которые уверуют в него, станут почитать его, окажут ему поддержку и последуют за ниспосланным вместе с ним светом, непременно преуспеют» (7:157)
Основной критерий для правоверных в исламе относительно дозволенности — халяль или харам. Если в основных шариатских вопросах мнения касательно разрешённого и запрещённого совпадают, то вопрос питания имеет свои тонкости и различия в каждой богословско-правовой школе (мазхабах). В основе своей они схожи и имеют общие принципы, которые базируются на явных доводах, приведённых в Коране и Благородной сунне. По большей части это касается мяса определённых видов животных: какие позволяется употреблять в пищу (халяль) и сильно не осуждается Шариатом (мубах), а какие запретны (харам) либо порицаемы (макрух).
Характерным примером является употребление некоторыми мусульманскими народами конины. У казахов, киргизов, татар и башкир она является распространённым и популярным видом мяса. С другой стороны, узбеки, таджики и турки, которые придерживаются того же ханафитского мазхаба, не употребляют конину — для них эта еда не дозволена. Общим в мясном рационе всех этих наций является полное исключение свинины, в соответствии с категоричным религиозным предписанием.
В целом каждый вид живущих на суше травоядных животных (т.е. все, кроме хищников) разрешено употреблять в пищу. При этом не является каноническим препятствием то, что некоторые копытные домашние животные, такие как верблюд, бык, корова, козёл, буйвол, овца, баран и др., могут использоваться в хозяйстве не только для получения мяса и молока, но и в качестве источника шерсти, шкур или как тягловая сила:
«Он также сотворил скот, который приносит вам тепло и пользу. Вы также употребляете его в пищу» (16:5)
Исключением в этом ряду выступает осёл, отнесённый к категории харам:
«Аллах — Тот, Кто создал для вас скотину, чтобы на некоторых из них вы ездили верхом, а другими — питались» (40:79)
«Он сотворил коней, мулов и ослов, чтобы вы ездили на них верхом и для украшения. Он творит также то, о чём вы не ведаете» (16:8)
По конине имам Абу Ханифа высказал мнение о порицаемости (макрух танзихи), поскольку лошадь используется как средство передвижения. Имамы Абу Юсуф и Мухаммад отнесли конину к категории дозволенной пищи. Поэтому она считается разрешенной у ханафитов, и в то же время лучше воздержаться от её употребления.
Что такое мертвечина?
Вторым важным критерием, по которому определятся дозволенность или запрет мясного продукта — это правильный забой скота (забиха) и мертвечина:
«Вам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи и то, над чем не было произнесено имя Аллаха (или что было зарезано не ради Него), или было задушено, или забито до смерти, или подохло при падении, или заколото рогами или задрано хищником, если только вы не успеете зарезать его, и то, что зарезано на каменных жертвенниках (или для идолов), а также гадание по стрелам. Всё это есть нечестие. Сегодня неверующие отчаялись в вашей религии. Не бойтесь же их, а бойтесь Меня. Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довёл до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам. Если же кто-либо будет вынужден пойти на это (на употребление запрещённых продуктов) от голода, а не из склонности к греху, то ведь Аллах — Прощающий, Милосердный» (5:3)
В фикхе (т.е. исламском праве) мертвечиной считается любое живое существо, которые погибшее вследствие естественной смерти, удушья, от утопления, сгорело в пожаре, подверглось поражению электротоком или умерло в результате травмирования. К употреблению разрешены лишь те животные и дикие звери, которые забиты целенаправленно, либо были убиты во время охоты.
Касательно рыбы, в мазхабе ханафитов так же запрещено употреблять рыбу, умершую в своей родной стихии естественным образом. Однако в случае, если на неё подействовали внешние природные факторы или она была выброшена волной на берег, то такую рыбу признают халяльной.
Неправильный забой животного (например, без упоминания имени Всевышнего или с упоминанием каких-либо идолов) приравнивает такое мясо к мертвечине. Шариатом установлены правила правильного забоя животного, основанные на гуманном подходе к живым существам. Создаются максимальные условия, чтобы животное не боялось, не испытывало сильной боли и тяжёлых длительных мук. Также правильный забой предполагает обязательное кровопускание, в отличие от современного метода забоев электрошоком и сдиранием кожи у животного, которое, по сути, находится без сознания. Очень важно и необходимо при этом, чтобы при заклании было сказано: «Бисмилляхи. Аллаху Акбар!» При этом забойщик не обязательно должен быть мусульманином, совершающим пятикратный намаз.
Можно ли есть морепродукты?
Касательно морепродуктов действуют свои правила. По ханафитскому мазхабу дозволено есть только рыбу, а крабы, кальмары, креветки не относятся к халялю. В шафиитском мазхабе разрешено употреблять все морские и речные животные, которые не могут жить на суше или находиться долгое время без воды (как, к примеру, кит или дельфин).
Ученые трёх мазхабов (шафиитского, маликитского и ханбалитского) считают возможным применение в пищу морских крабов и кальмаров, обосновывая своё мнение на общем разрешении на морепродукты в Священной Книге ислама:
«Вам дозволены морская добыча и еда во благо вам и путникам, но вам запрещена охотничья добыча на суше, пока вы находитесь в ихраме. Бойтесь Аллаха, к Которому вы будете собраны» (5:96)
Дозволенность (халяль) таких морских продуктов, как креветки, особенно тем, кто живёт в неисламских странах, из-за трудности питаться халяльным мясом является своего рода облегчением религии.
Запрещённые в исламе ингредиенты
Если вопрос с мясными продуктами более или менее ясен, то когда речь идёт о современных продовольственных товарах, в составе которых много примесей, продолжает вызывать множество разногласий. Например, желатин, который может готовиться как из свинины, так и крупного рогатого скота. Если в первом случае желатин будет харамом, то для произведенного из другого животного появляется условие для разрешения: оно должно быть забито по канонам ислама.
Нет единогласного мнения о кармине, приготовленном из насекомых. Этот ингредиент придаёт напиткам и продуктам красный цвет. Так же нет единогласного решения в вопросе сычужного фермента.
Считая эти продукты разрешёнными, сторонники такой позиции опираются на хадис: «Самым лучшим уксусом является уксус, полученный из вина» (хадис передал аль-Байхаки). В данной ситуации речь идёт об изменении структуры вещества под воздействием химических процессов, когда продукт теряет свои первоначальные свойства, цвет, запах.
В этих случаях можно избегать употреблять такие продукты с сомнительным составом, выбирая альтернативные продукты. Например, желатин успешно заменяют агаром (водорослями), а сычужный фермент животного происхождения — на микробилогический.
Резюмируя, перечислим, на что в исламе действуют пищевые запреты:
1. То, на что введён явный запрет в Коране (свинина, осёл, мертвечина).
2. Наземные существа без крови (муха, паук, скорпион и т.д.). Исключением выступает лишь саранча согласно хадису от Ибн Аби Авфа (р.а.): «Мы участвовали вместе с Посланником Всевышнего (с.г.в.) в 6 или 7 сражениях и вместе кушали её (саранчу)» (передал Абу Дауд).
3. Земноводные и рептилии, которые могут обитать одинаково и в воде, и на поверхности земли (лягушки, змеи, крокодилы).
4. Все животные, причиняющие вред (мыши, ежи).
5. Хищные животные (волк, лев, лиса, собака, кошка, медведь).
6. Хищные птицы, которые охотятся на прочих животных, применяя свои когти (сокол, ястреб).
Два последних запрета основаны на хадисе Заключительного Божьего посланника (с.г.в.), назвавшего запретным мясо хищников с клыками и птиц с когтями (передал Муслим).
7. В ханафитском мазхабе считается макрухом употребление мяса и молока животных, питающихся нечистью.
8. Продукты, состав которых включает запрещённые ингредиенты, включая алкоголь.
Источник